Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
Взрослым
17.02.2019
Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"
Данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Жиры» студентами средних специальных учебных заведений. Урок проводился в группе обучающихся по профессии «Мастер строительных отделочных и декоративных работ» в нетрадиционной форме, а в виде интегрированного урока - заседания круглого стола. На урок выносилась проблема: «Жиры - это зло или благо?» Обучающиеся сами разрешали постановленную проблему с позиции разных специалистов - химиков, биологов, историков, медиков, кулинаров и строителей - и в конце урока делали вывод.
жиры.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО­АЛАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ  ИМ. Г. КАЛОЕВА»  Рассмотрено на заседании МК Точных и естественных наук  «___» __________2016 г. Протокол №____  Председатель МК     ________Етдзаева С.Т. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»  НА ТЕМУ «Жиры» (Урок – заседание круглого стола) Разработала: преподаватель химии Дзагоева Ф.Б. Владикавказ – 2016 год Методическая разработка открытого урока по химии на тему «Жиры».      Описание урока: Данная методическая разработка предназначена для изучения  темы «Жиры» студентами  средних специальных учебных заведений. Урок  проводился в группе обучающихся по профессии «Мастер строительных  отделочных и декоративных работ» в нетрадиционной форме, а в виде  интегрированного урока ­ заседания круглого стола. На урок выносилась   проблема: «Жиры ­ это зло или благо?»  Обучающиеся сами разрешали  постановленную проблему с позиции разных специалистов ­ химиков,  биологов,  историков, медиков, кулинаров и  строителей ­ и  в конце урока  делали вывод.   Класс  разбивался на 6 групп и каждая из них заранее  получала задание ­  найти нужную информацию и подготовить  презентацию.      На уроке использовались: технология проблемного изучения нового  материала, ИКТ, исследовательская деятельность, осуществлялась  межпредметная связь с общеобразовательными и спецдисциплинами.  Обучающиеся изучают не только свойства жиров, но и учатся различать их,  узнают способы очистки масляных пятен с одежды. На уроке поднимается  проблема здоровья: ожирение и анорексия. На дом обучающиеся получаю  задание ­ составить кроссворд на тему «Жиры». Тема урока Цели Задачи Технологическая карта урока «Жиры» Сформировать представление о жирах как о химических  веществах, показать их строение, свойства, роль в природе и  жизни человека; развивать умение работать с дополнительной  литературой, конспектировать, выбирать главное, делать  выводы. Обучающие: дать понятие «жиры», разобрать их  классификацию, состав, строение, свойства, роль в природе и  жизни человека. Развивающие: способствовать развитию: ­ умений применять теоретические знания для  прогнозирования химических свойств жиров;  ­ общеучебных умений и навыков (анализа, синтеза и выводов); ­ умению работать с дополнительной литературой и ИКТ. Воспитывающие: способствовать: ­ формированию чувства коллективизма и ответственности при выполнении работы; ­ повышению интереса к предмету через реализацию  мета­ и  межпредметных связей. Урок усвоения новых знаний, интегрированный урок ­  заседание круглого стола. Групповая  (по 3 человека) ­  каждая группа готовит  сообщение и презентацию.  Метод поисковой беседы, исследовательский метод в  сопровождении лабораторного эксперимента. ­ Личностные:  развивать навыки сотрудничества с учителем  и сверстниками в разных ситуациях; формировать  уважительное отношение к чужому мнению; осуществлять  самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке. ­ Предметные: знать понятие «жиры», их классификацию,  состав, строение, свойства, роль в природе и жизни человека;  иметь навыки составления уравнений химических реакций и  выполнения химического эксперимента. ­ Метапредметные: уметь слушать собеседника и вести  диалог; уметь признавать возможность существования  различных точек зрения; использовать различные способы  поиска, сбора и анализа информации в соответствии с задачами урока; уметь излагать свое мнение и аргументировать свою  точку зрения. Биология, материаловедение, история, медицина, кулинария. Тип урока Форма  организации  работы Методы и приёмы  проведения урока Планируемые  результаты Межпредметные  связи Образовательные  ресурсы Источники информации:  ­ учебник  О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Химия» для  профессий и специальностей технического профиля, Москва,  издательский центр «Академия» 2013; ­ презентация «Жиры»; ­ интернет­ресурсы. Оборудование и реактивы: ­  компьютер, проектор, экран; ­  штатив с пробирками, вода, бутылка подсолнечного масла,  пачки сливочного масла и маргарина, свеча, мыло, бутылка  олифы, бензин, раствор KMnO4. Ход урока Деятельность учителя ­ Приветствует  обучающихся; ­ проверяет  отсутствующих; ­ проверяет  готовность к уроку Деятельность обучающихся Приветствуют  учителя,  проверяют свою  готовность к уроку Постановка  проблемы. Формулируют тему и  задачи урока № Этап урока 1 Организацион­ ный момент.  (1мин) 2 Постановка  цели и задач  урока.  Мотивация  учебной  деятельности  (2 мин) 3 Актуализация  знаний (3 мин) Проводит  параллель с ранее  изученным  материалом Отвечают на вопросы  учителя,  обосновывают выбор  правильного ответа Формирование УУД Коммуникативные : планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками. Личностные: формирование  положительной  мотивации к  изучению нового. Познавательные: анализ объектов с  целью выяснения их  признаков. Коммуникативные : построение  речевого  высказывания. Личностные:  смыслообразование, Познавательные:  построение  логической цепи  рассуждений. 4 Проектирова­ ние и фиксация  новых знаний  (33 мин) Организует  обсуждение  проблемы: «Жиры  – это зло или  благо?»   Предлагает  советы химчистки.   Задает вопросы 5 Первичное  закрепление  нового  материала  (3  мин) Обучающиеся  разрешают  постановленную  проблему с  точки  зрения разных  специалистов ­  химиков, биологов,   историков, медиков,  кулинаров и   строителей Коммуникативные : построение  речевого  высказывания. Познавательные:  установление  причинно­ следственных  связей,  структурирование  знаний. Коммуникативные : умение  представлять  конкретное  содержание и  сообщать его в  устной и  письменной форме,  построение  речевого  высказывания. Регулятивные:  формировать  умения управлять  учебной  деятельностью  посредством  определения целей. Отвечают на вопросы. Познавательные:  Осуществление  мыслительных  операций анализа и  синтеза. Осознанное и произвольное  построение  высказывания. Формулируют  конечный результат  своей работы на уроке. Называют основные  позиции как они его  усвоили.  6 Рефлексия  учебной  деятельности на уроке (2 мин) Задает вопросы о  задачах урока.  Предлагает   закончить  предложения: Сегодня я узнал… Я удивился… Теперь я умею… Я хотел бы… Своей работой на  уроке я …  (доволен /не  доволен) 7 Домашнее  задание  (1мин) § 10.5 стр. 203­207, упр. 4 – 7.   Записывают задание на дом Личностные: самооценка своей  учебной  деятельности.  Адекватное  понимание причин  успеха и неуспеха. Регулятивные: соотношение цели и  результата. Коммуникативные : построение  речевого  высказывания. Личностные:  формирование  положительной  мотивации к  изучению нового. УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок мы начнем такими  Ход урока словами (презентация): «Химия везде, химия во всем:  Во всем, чем мы дышим,  Во всем, что мы пьем,  Во всем, что мы носим,  Во всем, что едим» Все вещества, которые у меня на демонстрационном столе ­ подсолнечное  масло, маргарин, свеча, мыло, сливочное масло, олифа ­ мы используем в своей  повседневной жизни. Что их объединяет? УЧЕНИКИ. Они связаны с жирами. УЧИТЕЛЬ. Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках,  освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым  спускали на воду суда. Жиры ­ основной источник нашего питания. Но  неправильное питание, малоподвижный образ жизни приводят к избыточному весу.  Животные пустынь запасают жир как источник энергии и воды. Толстый жировой  слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного Ледовитого океана. Так что же такое жиры? Зло это или благо для окружающей нас природы?  Зачем нам решать эту проблему? (Обсуждение) Сегодня мы проведем заседание «круглого стола», а вы побываете в роли  различных специалистов. Посмотрим на жиры с разных точек зрения, выслушаем  разные мнения и придем к общему выводу. Где встречаются жиры в природе?  Какова их роль? БИОЛОГИ.   Жиры широко распространены в природе. Наряду с углеводами  и белками они входят в состав всех животных и растительных организмов и  составляют одну из основных частей нашей пищи. Источниками жиров являются  живые организмы. Среди животных ­ это коровы, свиньи, овцы, куры, тюлени, киты,  гуси, рыбы (акулы, тресковые, сельди). Из печени трески и акулы получают рыбий  жир ­ лекарственное средство, из сельди ­ жиры, используемые для подкормки  сельскохозяйственных животных. Растительные жиры чаще всего бывают жидкими,  их называют маслами. Применяют жиры таких растений как хлопок, лен, соя,  арахис, кунжут, рапс, подсолнечник, горчица, кукуруза, мак, конопля, кокос,  облепиха, шиповник, масличная пальма и многих других. Жиры выполняют различные функции: строительную, энергетическую (1 г  жира дает 9 ккал энергии), защитную, запасающую. Жиры обеспечивают 50 %  энергии, требуемой человеку, поэтому человеку необходимо потреблять 70­80 г  жиров в день. Жиры составляют 10­20% от массы тела здорового человека. Жиры  являются незаменимым источником жирных кислот. Некоторые жиры содержат  витамины A, D, Е, К, гормоны. Многие животные и человек используют жир в качестве теплоизолирующей  оболочки, например, у некоторых морских животных толщина жирового слоя  достигает метра. Кроме того, в организме жиры являются растворителями вкусовых веществ и красителей. Многие витамины, например витамин А, растворяются  только в жирах. Некоторые животные (чаще водоплавающие птицы) используют жиры для  смазки своих собственных мышечных волокон. Жиры повышают эффект насыщения пищевыми продуктами, т.к. они  перевариваются очень медленно и задерживают наступление чувства голода. УЧИТЕЛЬ. Когда и кем были открыты жиры? ИСТОРИКИ. Строение жиров было установлено благодаря трудам  французских химиков М.Э.Шевреля и П.Э.Бертло. так, в 1779 году было  установлено, что в состав жиров входит глицерин. Шеврель посвятил изучению  жиров около 14 лет. В 1808 году к нему обратился владелец текстильной фабрики с  просьбой проанализировать состав мягкого мыла, получаемого на фабрике.  Шеврель установил, что мыло ­ натриевые соли высших жирных кислот. Ученый  изготовил мыло из жиров различных животных, выделяя из них жирные кислоты.  Так впервые были получены стеариновая, олеиновая и капроновая кислоты.  Шеврель показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не  просто их смесь, а соединение, которое, присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты. Синтез жиров осуществил в 1850­х гг. Бертло, нагревая в запаянных сосудах  смесь глицерина и различных жирных кислот. УЧИТЕЛЬ. Химикам давно хотелось разобраться, что же такое жиры. ХИМИКИ. Жиры ­ это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых  кислот (стеариновой, пальмитиновой, линоленовой, олеиновой и др.). По происхождению жиры подразделяют на животные и растительные. К  животным жирам относят свиной и говяжий жиры, барсучье сало, жиры  млекопитающих, рыбий жир. Растительные жиры называют маслами. Известны соевое, подсолнечное,  оливковое, облепиховое, кокосовое и другие масла. В составе животных жиров преобладают остатки предельных кислот, а в  составе растительных ­ остатки непредельных кислот. Остатки карбоновых кислот могут быть одинаковыми (простые жиры) или  различными (смешанные жиры). По физическим свойствам жиры ­ легкоплавкие, твердые или жидкие  вещества. Жиры нерастворимы в воде, зато хорошо растворяются в органических  растворителях (ацетон, керосин, бензин). Проведите лабораторный опыт и посмотрите, происходит ли растворение жира (подсолнечного масла) в холодной воде, бензине и ацетоне. Жиры не имеют точки плавления и плавятся в широком интервале температур. При высоких температурах жиры разлагаются. Плотность жиров меньше 1 г/мл, они  бывают различными по окраске, впитывают запахи других веществ. Химические свойства жиров определяются их принадлежностью к классу  сложных эфиров. Поэтому наиболее характерная реакция жиров ­ гидролиз.  Непредельные жиры могут вступать в реакцию окисления, например, окисляются  кислородом воздуха. Уравнение реакции гидрирования жиров: УЧИТЕЛЬ. Как часто следует употреблять продукты, содержащие жиры? МЕДИКИ. Неправильное питание ­ причина многих болезней. Недостаточная  мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании ­  основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой. Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой  ткани в организме проявляется в ее способности образовывать новое количество  жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной  массой тела, умирают в возрасте 40­50 лет. Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно  за счет животной пищи, богатой белками и жирами, ­ мяса животных, колбасных  изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет кисломолочных  продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел. Чтобы избежать переедания и ожирения, нужно есть низкокалорийные  продукты с высоким содержанием клетчатки (прежде всего овощи и фрукты). Не  следует употреблять «тяжелую» пищу на ночь (происходит нарушение сна и  усиленное отложение жировых запасов), а также нельзя есть в агрессивном  состоянии (у эмоционально неустойчивых людей нередко формируется привычка к  обжорству). Все знают, что чрезмерное употребление жирной пищи плохо отражается на фигуре,  работе сердца и сосудов, состоянии кожи… Но попытки полностью исключить из  рациона жирные продукты питания приводят к появлению других проблем со  здоровьем.      В то же время, жиры в рационе – такая же важная составляющая здорового питания, как белки, углеводы, витамины. Их недостаток приводит к появлению  проблем с кожей, нарушению психического состояния, быстрому утомлению, общему плохому самочувствию и другим нежелательным последствиям. Существуют  признаки, по которым можно определить нехватку жиров в рационе. Если вы  обнаружили эти признаки у себя, то, возможно, причиной является именно  недостаток жирных продуктов в питании. Самое правильное – компенсировать этот  дефицит за счет продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами, а  также небольшого количества насыщенных жиров. К первым относятся оливковое  масло, морская рыба, орехи, авокадо. Ко вторым – мясные и молочные продукты.    Жиры в рационе нужны и для поддержания стабильного психического состояния. В частности, нехватка полезных полиненасыщенных жирных кислот провоцирует у  человека чрезмерную импульсивность и агрессивность. Научные исследования  показывают, что регулярное употребление продуктов, богатых омега­3 и омега­6,  снижает риск депрессии. Поэтому включите в свой рацион морскую рыбу и семена  льна для хорошего настроения. Нехватка жиров в рационе приводит к нарушению  всех психических функций (память, мышление, речь). Поэтому не удивительно, что  человеку, который отказался от жирных продуктов питания, сложно собраться с  мыслями.        Жиры участвуют в регулировании температуры тела. Подкожный жир помогает  организму удерживать тепло и избежать резкого падения температуры. У людей,  которые отказались от употребления жирной пищи, может элементарно не хватать  жировых отложений. Поэтому им тяжело согреться. Не исключено, что боли в  суставах тоже являются следствием недостатка жиров в вашем рационе. Известно,  что полиненасыщенные жирные кислоты препятствуют развитию воспалительных  процессов в организме. И суставы – не исключение. Поэтому обратите внимание на  такие жирные продукты питания как оливковое масло, лосось, грецкие орехи. Последнее время, люди, стремясь сбросить лишний вес, прибегают к голоданию,  всевозможным диетам, изнурительным физическим упражнениям, промыванию  желудка, вызову рвоты после еды, провоцируя заболевание, которое называется  анорексия. Это заболевание, в основе которого лежит нервно­психическое расстройство,  проявляющееся навязчивым стремлением к похуданию, страхом ожирения. При  анорексии наблюдается прогрессирующее снижение веса, нарушение сна, депрессия,  возникает чувство вины при приеме пищи и голодании, неадекватная оценка своего  веса. Следствие заболевания – мышечные спазмы, бледность кожи, ощущение холода, слабость, аритмия. В тяжелых случаях – необратимые изменения в организме и  летальный исход. УЧИТЕЛЬ. Как правильно использовать и хранить жиры, нам дадут совет  кулинары. КУЛИНАРЫ. Жиры при высокой температуре разлагаются с образованием  глицерина. При более сильном нагревании происходит дегидратация глицерина,  образуется неустойчивый непредельный одноатомный спирт, который  изомеризуется в непредельный альдегид ­ акролеин, обладающий резким  раздражающим запахом. Жиры широко используют для приготовления пищи. Когда какой­нибудь  продукт жарят на масле, его поверхность спекается, и все соки остаются внутри.  Кроме того, жир придает пище своеобразный вкус и обогащает ее калориями.  Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарении, жир придает  блюдам золотистый цвет. При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и  образование жирных кислот, которые и придают бульону мутность и неприятный  запах. Жиры относятся к числу скоропортящихся продуктов, поэтому лучше их  хранить в темноте. СТРОИТЕЛИ. В строительстве из жиров применяются олифы и различные  жироподобные вещества. Олифа ­ жидкая основа масляных красок. Олифы являются продуктами  переработки жидких жиров с сиккативами ­ минеральными добавками,  ускоряющими процесс высыхания масел. Сиккативами являются соли свинца,  марганца и кобальта. Олифы используют для изготовления и разведения масляных красок,  шпаклевок и грунтовки поверхности. Краски, изготовленные на основе различных олиф, являются одним из методов защиты металлов от атмосферной коррозии и дерева от гниения. Олифы применяют  для декоративной отделки внешних и внутренних поверхностей объектов и изделий.  Механизм действия олиф состоит в том, что под влиянием воздуха соединения,  имеющие двойные связи, полимеризуются и образуется пленка, устойчивая к  воздействию воздуха, воды и других агрессивных компонентов. В строительстве используются и другие жиры и жироподобные вещества.  Жиры, непригодные для пищи, можно применять как гидрофобизирующие вещества. Их используют для приготовления мастик (раствора воска в скипидаре), которые  применяют для натирания полов и мебели с целью придания эстетических свойств и  предохранения от разрушения. Кроме того воск (жироподобное вещество)  применяют для изготовления электроизоляционных материалов, политур, лаков и  т.д. УЧИТЕЛЬ. И в заключение заседания нашего «круглого стола» работники  химчистки дарят вам советы по удалению жирных пятен с тканей. (Получают все  учащиеся.) Советы химчистки УИТЕЛЬ. Знание химии может облегчить решение бытовых проблем. 1. Как можно почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пальто,  пиджаков?  Необходимо смочить губку раствором нашатырного спирта и потереть  ею загрязненные жиром места. 2. Как можно вывести свежие и застарелые жировые пятна с различных видов  тканей?  Свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят проглаживая  ткань утюгом (100˚С) через несколько слоев промокательной бумаги,  приложенной с внутренней и с лицевой сторон ткани.  С шерстяной ткани свежее пятно удаляют с помощью теплого водного  раствора стирального порошка или нашатырного спирта. Застарелое  пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это  место бензином.  Чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный  участок на 5­10 минут в раствор, состоящий из нашатырного спирта,  глицерина и воды. Затем изделие промывают в теплой воде. УЧИТЕЛЬ. Исходя из прозвучавших мнений и докладов специалистов,  сделайте вывод: жиры ­ это зло или благо? Запишите свое мнение на листочке  (каждый ученик) и обсудите в группах. Каждая группа сдает краткий отчет по жирам, где содержится вывод по уроку.        Ребята, вы сегодня все прекрасно работали на уроке в роли экспертов. Я вижу,  что вы усвоили тему урока, а это было самое главное в нашей с вами совместной  работе. Спасибо вам за урок!

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"

Методическая разработка урока по химии на тему "Жиры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019