Министерство образования и науки Российской Федерации
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Владивостокский морской техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По дисциплине «Математика»
Закрепление основных разделов из курса
«Алгебра и начала анализа. 10 – 11 класс»
Автор (разработала):
идентификатор |
|
преподаватель математики и информатики НОУ СПО ВМТ А.С.Кантаева
213-371-932 |
г.Владивосток
Аннотация
Методическая разработка по предмету «Математика» рекомендована для работы с учащимися первых курсов средних учебных заведений. Здесь рассмотрен нетрадиционный вид урока – урок-игра «Математический бой». В данной разработке урока затронуты все основные разделы учебника «Алгебра и начала анализа»:
- тригонометрические функции
- производная
- первообразная и интеграл
- показательная и логарифмическая функции.
Разработка соответствует Государственным требованиям и минимуму содержания и уровню подготовки выпускников всех специальностей среднего профессионального образования.
Содержание (Слайд 3)
|
Стр. |
Введение |
4 |
Структура урока |
5 |
1. Организационный момент |
5 |
2. Постановка целей |
5 |
3. Основная часть |
5 |
3.1. Представление команд |
5 |
3.2. Разминка |
5 |
3.3. Логические задачи |
6 |
3.4. Теоретические вопросы - «Правила учим и знаем» |
6 |
3.5. Конкурс «Домашнее задание» |
6 |
3.6. Задание на скорость – «Правила знаем – задачи решаем!» |
6 |
3.7. Задание на доске |
7 |
3.8. Конкурс капитанов |
7 |
3.9. Задание на доске |
9 |
Заключение |
10 |
Список использованной литературы |
11 |
Приложение А |
|
Приложение Б |
|
Приложение В |
|
Приложение Г |
|
Приложение Д |
|
Приложение Е |
|
Приложение Ж |
|
Введение.
«Учить надо не мыслям, а мыслить»
И.Кант.
Для подавляющего большинства учащихся основная трудность при изучении математики в том, что язык математики для них чужой. Для них изучение математики – это изучение чужого и жестокого языка. И вести это обучение надо осторожно. Для математиков (особенно профессоров и академиков) язык математики естественный (родной). Как правило, им не понятно, как можно его не понимать.
Математическое образование предполагает усвоение не только определенной суммы знаний, но и формирование системы математических методов (приемов) мышления. С психологической точки зрения, методы мышления – это различные виды познавательной деятельности. Знания являются информационными компонентами этой деятельности. Они не существуют сами по себе, а всегда с чем то связаны. К сожалению, в практике усвоение понятий нередко ограничивается заучиванием определения понятия и иллюстрацией одним – двумя примерами.
Изучение математики направлено на достижение, в первую очередь, целей интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, характерной для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Многие преподаватели говорят о том, что учащиеся с трудом усваивают учебный материал, не могут применить знания и т.д. С точки зрения деятельностного подхода к обучению, учащихся следует вооружать системой общих и специфических приемов деятельности – как умственной, так и практической. Очевидно, что логические умения являются важнейшим компонентом мыслительной деятельности. Стало быть, учителя чаще всего не владеют в полной мере умениями развивать логическое мышление, организовывать учебную деятельность по усвоению материала, заинтересовывать учащихся к своему предмету, т.е. проводить так называемые нестандартные уроки.
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого учащегося. Но для создания глубокого интереса к предмету, для развития их познавательной активности, необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчество учащихся.
Следовательно, высокая познавательная активность возможно только на интересном для учащихся уроке, когда ему интересен предмет изучения и в какой форме это проходит.
Структура урока
1. Организационный момент (2-3 мин.).
На этом этапе создается мотивация учебной деятельности на данном уроке, преподавателю важно актуализировать сложившиеся ранее познавательные мотивационные установки, укрепить их и поддержать («вы все хорошо усвоили материал, каждой команде есть чем поразить соперника, ваши силы равны»). Также преподаватель создает условие для появления новых мотивационных установок: обратить внимание на то, что от результата работы каждого курсанта на уроке зависит результат работы всей команды.
2. Постановка целей учебной деятельности. Слайд 5
Преподаватель объясняет учащимся, что этот урок поможет обобщить и систематизировать материал, научит работать совместно.
Методическая цель: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. Развить логическое мышление, сообразительность, познавательную активность. Обобщить и систематизировать умения и навыки овладения математическими знаниями, необходимыми в повседневной жизни.
Воспитательная цель: воспитать средствами математики культуру личности, взаимопомощь, взаимовыручку; чувство сплоченности, единства.
3. Основная часть (1 час 10 мин.) Слайд 6
Команды сидят каждая за общим столом. Приготовлены черновики, ручки, рабочие тетради. Объявляется начало «боя», называется состав жюри из приглашенных на урок.
3.1.Представление команд, девиза, капитанов, жюри. («РИТМ» - решать, искать, творить, мечтать, «XYZ» - хотеть, уметь, знать). Максимальное количество баллов за представление – 3. Слайд 7-9
3.2. Разминка. Несложные задания устного характера. Задается по одному вопросу каждой команде, в случае неправильного ответа – возможность ответить переходит к другой команде. За каждый полный ответ команда получает по 2 балла, неполный – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов. Слайд 10-22
Цель: отработка навыков быстрого и правильного ответа, развитие внимательности.
· Числа 1,2,3,4,5… называются … числами? (Натуральными)
· Функции синус, косинус, тангенс, котангенс называются …? (Тригонометрическими)
· Как называется график функции синус? (Синусоида)
· Как называется разность ? (Приращением аргумента)
· Что называется производной? (Производной функции f в точке называется число, к которому стремится разностное отношение , при , стремящемся к нулю)
· Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются …? (Иррациональными)
· Что называется первообразной? (Функция F называется первообразной для функции f на заданном промежутке, если для всех из этого промежутка )
· Как называются уравнения, в которых переменная содержится в степени? (Показательными)
· Как называется знак ? По какой формуле вычисляется площадь криволинейной трапеции?()
· Как называется функция, заданная формулой ? (Логарифмической)
3.3. Логические задачи. Задания можно записать на доске или подготовить большие карточки, чтобы учащимся было хорошо видно (заранее). Слайд 23-38
Цель: развить логическое мышление.
a) Определите следующие два члена числовой последовательности:
1. 2,4,6,8 … (10,12)
2. 3,6,4,7,5 … (8,6)
3. 16,14,17,13,18 … (12,19)
4. 174,171,57,54,18,15 … (5,2)
5. 230,225,45,40 … (8,3)
b) Найдите лишнее число:
1. 12,45,678,94,3456 (45-нечетное)
2. 75,225,952,3651,25931 (952-четное)
c) Найдите лишнюю фигуру (приложение А):
1. Круг, ромб, квадрат, треугольник, отрезок. (Отрезок)
2. Параллелепипед, цилиндр, квадрат, куб. (Квадрат)
3. Из четырех фигур – одна лишняя, используйте параллельный перенос. (4 фигура)
3.4.Правила учим и знаем. Каждый ученик команды отвечает на один вопрос теории. Вопросы готовятся на отдельных карточках, их выбирает капитан. За каждый ответ по 1 баллу. (Приложение Б). Слайд 39
Цель: межпредметная связь «Культура речи», развитие памяти и мышления.
3.5. Конкурс «Домашнее задание» состоит из двух основных частей: из заданий, которые были заданны на дом преподавателем и задания, которое команды придумали соперникам. (Приложение В). Слайд 40-47
Цель: развить творчество, смекалку, познавательную активность; воспитать чувство ответственности, самоконтроля; формировать интерес к изучению математики.
1. Устное задание, на скорость. Основные формулы производных и логарифмов.
2. Нужно обрезать нитки так, чтобы на основной нити остались цифры от 1 до 9. (За правильный ответ по 1 баллу)
3. Запишите подряд 22 пятерки. Поставьте между всеми цифрами знаки арифметических действий так, чтобы в результате получилось число 2006.
(5*5*5*5+5*5*5*5+5*5*5*5+5*5*5+5*5-5*5+5+5/5=2006)
(максимальное количество баллов-3)
4. Запишите подряд 25 пятерок. Поставьте между некоторыми цифрами знаки арифметических действий так, чтобы в результате получилось число 2006.
(555+555+555+55+55+55+55+55+55+5+5+5/5=2006)
(максимальное количество баллов-3)
5. Каждая команда предоставляет свои задания сопернику.
(максимальное количество баллов-3)
3.6. «Правила знаем – задачи решаем!» Слайд 48
Каждая команда получает одинаковую карточку с заданием. Это задание на скорость, отводится 15-20 мин., в зависимости от количества и сложности задач.
Цель: отработка навыков совместных действий, нахождения производных, вычисление неопределенного интеграла, решения показательных уравнений.
1. Найдите производные функций:
·
·
·
·
·
2. Вычислить неопределенный интеграл:
·
·
·
·
·
3. Решить уравнения:
·
·
·
·
·
4. Запишите три правила нахождения первообразных.
5. Запишите основное логарифмическое тождество.
3.7. Задание на доске. Слайд 49-51
В следующих числовых рядах числа записаны в определенной закономерности. В каждом ряду своя закономерность. Установите ее и запишите в свободные три клетки еще по три числа.
19, 20, 22, 25, 29 |
34 |
40 |
47 |
5, 8, 14, 26, 50 |
98 |
194 |
386 |
253, 238, 223, 208, 193 |
178 |
163 |
148 |
12, 11, 16, 16, 20, 21, 24 |
26 |
28 |
31 |
15, 29, 56, 109, 214 |
423 |
840 |
1673 |
3.8. Конкурс капитанов. Слайд 52-54
Капитаны получают задания на карточке, решив их, выходят к доске и выполняют еще одно логическое задание. Кто выходит первым, имеет право выбора. Максимальное количество баллов – 6. В это время команды отгадывают кроссворд, зарабатывая тем самым дополнительные баллы. За каждое угаданное слово по 1 баллу. (Приложение 4)
Цель: развить смекалку, чувство ответственности, самоконтроля; отработка навыков совместных действий.
1. Какая из нижеприведенных функций описывает график:
· y=kx
· y=ax+bx+c
· y=k/x
· y=1x1
2. Определите вид фигуры, используя для этого нанесенные данные:
· Прямоугольник
· Ромб
· Параллелограмм
· Трапеция
3. Среди данных функций выберите степенные:
·
·
·
·
·
4. Запишите формулу для вычисления определенного интеграла. (Формулу Ньютона - Лейбница)
5. Что называется арксинусом числа а?
6. Что называется арккосинусом числа а?
3.9. Задания на доске. Слайд 55-62
Заполните пустые клетки каждого квадрата буквами из числа уже имеющихся в нем так, чтобы ни в одной из горизонталей, вертикалей или диагоналей квадрата буквы не повторялись.
К |
О |
Л |
Б |
А |
О |
Б |
А |
Л |
К |
Л |
К |
Б |
А |
О |
Б |
А |
К |
О |
Л |
А |
Л |
О |
К |
Б |
В |
А |
Л |
Е |
Т |
Т |
Л |
Е |
В |
А |
А |
В |
Т |
Л |
Е |
Л |
Е |
А |
Т |
В |
Е |
Т |
В |
А |
Л |
Д |
О |
С |
К |
А |
А |
С |
Д |
О |
К |
О |
А |
К |
Д |
С |
С |
К |
О |
А |
Д |
К |
Д |
А |
С |
О |
Р |
У |
Ч |
К |
А |
А |
Ч |
Р |
У |
К |
У |
Р |
К |
А |
Ч |
Ч |
К |
А |
Р |
У |
К |
А |
У |
Ч |
Р |
Заключение. Слайд 63-64
Вопросы этого «Математического боя» затронули все основные разделы учебника «Алгебра и начала анализа»:
- тригонометрические функции
- производная
- первообразная и интеграл
- показательная и логарифмическая функции.
Урок-игра «Математический бой» отличается от традиционных нестандартностью проведения, атрибутикой (эмблемы, плакаты и др.), атмосферой соревнования.
К положительным моментам урока можно отнести то, что ученики готовятся к нему. Каждая команда старается показать безукоризненные знания, умения, навыки, понимание математических символов, формул, терминов и т.д. В предлагаемом варианте происходит чередование устных и письменных заданий, что очень важно для предупреждения утомляемости.
Доказано, если использование соревновательных ситуаций носит не случайный, а систематизированный характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне деятельности учащиеся легче поймут и запомнят способы решения примеров, задач, теоретический материал, который быть может, недостаточно был усвоен на предыдущих уроках.
Урок «Математический бой» выполняет познавательные и воспитательные функции. На нем учащиеся применяют приобретенные знания, открывают новые приемы и способы решений, рассуждений; развивается логическое мышление, смысловая образная память.
Обязательность четкого, правильного и наиболее полного объяснения решения той или иной задачи также является положительной чертой этого урока. Соревновательность активизирует мыслительную деятельность, возбуждает ее. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Диалоговое взаимодействие (при обсуждении того или иного задания) способствует выработке у учащихся аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; прислушиваться к мнению других, коллективно находить правильные решения. Развивает чувство взаимопомощи и взаимоуважения; формирует осознанные нормы поведения, умение оценивать и направлять свои действия с учетом позиций других членов коллектива; учит внимательности, терпимости, самоуправлению и самообладанию.
Такой урок способствует развитию различных качеств личности учащегося: честности, находчивости, сообразительности, критичности мышления, скорости в отыскании ответа и т.д.
Так как вопросы «боя» содержат различный уровень сложности, то смогли отличиться и “слабые” курсанты. В результате такого урока был повышен уровень обучения математики, сформированы умения и навыки самообразования, сформированы умения работать в групповой деятельности, обобщены и систематизированы знания по всему курсу «Алгебра и начала анализа». Проверена общая эрудиция и способность к логическому и комплексному математическому мышлению каждого учащегося.
В заключение хотелось бы отметить, что такая форма урока, как «Математический бой», позволяет разносторонне развиваться личности учащегося. Этот урок-игра стал важной частью учебного процесса для курсантов первого курса.
Список использованной литературы. Слайд 65-67
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.