муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме:
«Умножение десятичных дробей»
Выполнила: Бушманова Наталья Николаевна
Череповец 2016
Приложение 3
Технологическая карта урока
Предмет: Математика.
Класс: 5.
Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И. Математика : Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин и др. – 31 изд., стер.- М.: Мнемозина, 2013.
Тема урока: Умножение десятичных дробей.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний.
Задачи урока:
· организовать поисковую деятельность, направленную на осознание взаимосвязи между действиями умножения натуральных чисел и десятичных дробей;
· формировать навыки межличностного общения, умения сотрудничать в парах;
· повышать вычислительную культуру обучающихся;
· развивать активную познавательную деятельность обучающихся, интерес к математике, умения преодолевать трудности при решении математических задач;
· воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельность, аккуратность.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная , работа в парах.
Средства обучения: мультипроектор.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Уметь грамотно излагать свои мысли, подмечать сходство и различие отдельных выражений; Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе. |
Увидеть роль и место изучаемой темы в других дисциплинах и окружающей жизни |
Усвоить правило умножения десятичной дроби на натуральное число
|
Основные понятия, изучаемые на уроке: десятичная дробь, натуральное число, умножение чисел, множитель, произведение.
Структура и ход урока
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
Мотивацион-ный
|
Ну-ка проверь дружок, ты готов начать урок? |
Слушают обращение учителя, настраиваются на продуктивную работу |
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений |
Актуализация знаний и фиксация индивидуаль-ного затруднения в деятельность обучающихся |
Организует устную работу класса. Демонстрирует слова,
записанные на доске: сумма, частное, множитель, разность. Прочитайте слова,
подумайте, какое из слов не подходит по смыслу. 1.Найдите ошибки в вычислениях и объясните их появление: 21,8 *10=2180 0,6*0,0001=0,006 10,4*2=2,8. 0,0005*10=0,5 0,27*0,01=27 0,5*6=30 2. По краткой записи сформулируйте условия задачи и её вопрос. Решите задачу. а = 0,2 см. с =2,4 см. S-? 3. Разбейте примеры на группы по какому-нибудь признаку и вычислите. 34·4,8 10·0,5 3,2·0,4 0,02·0,03 2,4·0,1 6·1,2 С каким заданием вы сразу можете справиться? |
Определяют лишнее слово, которое не подходит по смыслу.
1 задание: Все примеры знакомые. Можно исправить ошибки, используя известные правила. 2 задание: Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно выполнить умножение 0,2*2,4, при этом перевести единицы измерения в мм. 3 задание: Не все примеры умеем решать, например, 3,2*0,4. |
Умение выражать свои мысли; учебное сотрудничество; целеполагание. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. Постановка и формулирование проблемы.
|
Открытие нового знания. |
Предлагает решить задание 3 письменно в тетради. После выполнения этого задания сформулируйте цель урока. Давайте вернёмся к заданию №2 и решим его, не переводя в другие единицы измерения. |
Обучающиеся работают в парах. Придумывают и предлагают свои способы умножения десятичных дробей (демонстрируя своё решение на доске). Добывают информацию, проговаривают правило (открытие нового знания). Решают задан. №2. |
Умение выражать свои мысли; Учебное сотрудничество; Планирование способов взаимодействия; Выбор оснований и критериев для сравнения. |
Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи
|
Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавшись в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить классные доски, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется. - Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну классную доску. Вычисляем площадь доски, если её длина 2,2м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей? Учитель предлагает рассчитать расход краски, если на 1 кв.м. площади расходуется 0,2 кг. Краски и сколько денег потребуется для приобретения краски (1 кг. краски стоит 80,5 рублей) 2. Организует работу в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. |
1. Решают задачу и излагают её решение на доске. 2. Самостоятельно выполняют задание в тетрадях, производят взаимопроверку, обсуждают результаты. 3. Один учащийся выполняет и комментирует задание у доски, остальные работают на местах. Выполняют задания. Задают вопросы отвечавшему Высказывают свое мнение. |
Построение логической цепи рассуждений. Анализ истинности утверждений. |
Динамическая пауза (Физкульт-минутка)
|
Раз, два, три, четыре, пять (шаги
на месте) |
Выполняют упражнения
|
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
Самостоятель-ная работа |
Предлагает выполнить работу в парах. Задание 0,3*0,3 0,7*5 1,6*0,2 1,25*0,8 1,01*1,2
После выполнения задания демонстрирует правильное решение на доске. Подводит итог работы и количество «хороших» отметок за это задание в целом по классу.
|
Выполняют задания самостоятельно, проверяют по эталону, корректируют свои решения, комментируют решения товарищей |
Выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
Домашнее задание |
Сообщает домашнее задание: прочитать теоретический материал п.36 на стр. 214. Выполнить письменно №1431 (а,б), №1432 (а-к). Подготовить устный рассказ «Для чего человеку нужны десятичные дроби» |
Записывают задание в дневник. Задают вопросы по Д/З (если что-либо не понятно). |
|
Рефлексия |
Прошу вас теперь подвести итоги урока НА УРОКЕ • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Я затруднялся… • Моё настроение… и оставить смайлики соответствующие записям Выставление и комментирование оценок за урок |
- Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, Чувствовал (а) себя уверенно. - Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал (а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. - У меня не было желания работать сегодня не мой день. |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Приложение 1
ЛИСТ анализа УРОКА*
КЛАСС__5___ДАТА_17.03._ УЧИТЕЛЬ: БУШМАНОВА Н.Н.
ТЕМА: УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний. ___________________________________________________________________________
№ |
ПАРАМЕТРЫ |
Баллы |
УУД |
Соот.пр.с. |
1 |
Целеполагание: - преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию; - групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка - групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета; - организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником) - групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; - определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету; |
3
2,5
2
1,5
1
0,5 |
П, К,Л,Р
П,К,.Л
П,К
П,Р
П,Р |
+ |
2 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ - формулировка целей, учебных задач; - выбор целей, учебных задач; - выбор количества и уровня трудности заданий; - выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности) - рассмотрение разных вариантов ответов; - оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся |
0,5 0,5 0,5
0,5
0,5
|
Р, П,Л Р, Л Р,Л
П,Р,Л
Р,Л |
+ + + +
+ +
|
3 |
ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ - выделение учащимися проблем, постановка задач; - построение гипотез и планов их проверки; - выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений; - поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия); - поиск способа решения (он не может быть задан); - участие обучающихся в дискуссии |
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
П, Р П,Р П,Р
П,Р |
+ + +-
_
+ + |
4 |
РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ - использование ошибки для углубления знаний - предоставление возможности ученику самому исправить ошибку - провокация ошибки учителем - предупреждение ошибки учителем - исправление ошибки другими учащимися - исправление ошибки учителем |
0,5 0,5
0,5 0,5 0,5 0,5 |
П,Л П,Л
Р Р К
|
+ +
+ + + + |
5 |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА - помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося - выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке - уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей - подбадривает неактивных, привлекает их к работе - инструктирует, советует - прибегает к внушению, убеждению учащихся |
0,5 0,5
0,5
0,5 0,5 0,5
|
П,Л,Р,К Л,К
Л,К
П,К,Л Л,К,П Р,Л,К |
+ +
+
+ + +- |
6 |
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели; - организует обсуждение критериев выполнения задания - отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели - проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания - приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося - организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно |
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
Л, Р, П
Л,Р, П
Л, Р, П Л, Р, П Л, Р, П
Л, Р, П
|
+
+
+
_ _
+ |
7 |
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ - осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач - выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе; - задания, в которых не срабатывает известный способ решения; - задания «как научить другого решать такие задачи»; - прогностическая оценка учащимися своих возможностей; - работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия). |
0,5 0,5
0,5
0,5 0,5 0,5 |
Р.П,Л, К |
+
+
+ +- +
+
|
* |
ГРУППОВАЯ РАБОТА - предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность - учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.); - учитель контролирует соблюдение групповых норм; - учитель включается по запросу группы; - учитель периодически проясняет ситуацию решения; - проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе. |
0,5
0,5
0,5
0,5 0,5 0,5 |
К, П, Р |
|
* |
ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ - вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся; - термины, непонятные слова и выражения объясняются; - вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям; - существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ; - выясняется место нового понятия в системе других понятий; - ученики поощряются к объяснению понятий своими словами. |
0,5 0,5
0,5
0,5 0,5 0,5 |
П, Л П
П
П П П |
+ + _
+
+ + |
*Примечание. В таблице используются сокращения: в столбце УУД (универсальные учебные действия)- Л-личностные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П- познавательные УУД.
Столбец: соот.пр..с. – соответствие предметному содержанию урока. Напротив наблюдаемого показателя проставляется один из трех знаков: «+» - соответствует логике предметного содержания, «+,─»- частично соответствует логике предметного содержания, «─» - не соответствует логике предметного содержания.
Анализ урока математики в 5 классе
Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам.
Тип урока – урок первичного предъявления новых знаний.
Форма урока выбрана с учетом возрастных особенностей младших подростков.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
На уроке решались следующие задачи:
· организовать поисковую деятельность, направленную на осознание взаимосвязи между действиями умножения натуральных чисел и десятичных дробей;
· формировать навыки межличностного общения, умения сотрудничать в парах;
· повышать вычислительную культуру обучающихся;
· развивать активную познавательную деятельность обучающихся, интерес к математике, умения преодолевать трудности при решении математических задач;
Формируются универсальные учебные действия:
регулятивные:
- через самостоятельное формулирование цели урока;
- высказывания своего мнения
познавательные:
- через поиск необходимой информации из учебника, для выполнения учебных заданий.
коммуникативные:
- через оформления своей мысли в устной и письменной речи;
- умение слышать и понимать речь других;
- умение выполнять различные роли ,
Оборудование урока:
- проектор;
Цели и задачи урока реализовывались с помощью следующих
Структура урока
1. Организационно – мотивационный этап: включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Дидактической задачей этого этапа являлось возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное восприятие учащимися цели познавательной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельность обучающихся. Его дидактическая задача – воспроизведение опорных знаний предыдущих уроков, установление осознанности их понимания, полноты и правильности их применения. На этом этапе учащиеся вовлекаются в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала, а также ставится проблема о недостаточности знаний для решения заданий.. (развитие рефлексивных качеств, посредством создания проблемной ситуации).
3. Изучение нового материала
4. Следующий этап - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Обучающиеся отрабатывают алгоритм умножения десятичных дробей.
5. На этом этапе определяется уровень усвоения материала через самостоятельную работу, устраняются типичные ошибки и доводятся знания учащихся до обязательного уровня. Создаются условия, требующие от учащихся пробы своих возможностей самоопределения, самоутверждения, самооценки.
5. Следующий этап – оценка успешности достижения планируемых результатов. Со стороны учащихся - проявление заинтересованности в работе, стимулирование к личным достижениям.
6. Очередной этап – задание на дом. Домашнее задание - творческое и, согласно уровня учебных достижений, учащимся было предложено составить рассказ о десятичных дробях.
7. Завершающий этап – рефлексия: Дидактическая цель – анализ, самоанализ и оценка успешности достижения планируемых результатов.
Со стороны обучающихся – появление заинтересованности в работе, стимулирование к личным достижениям. Этот этап послужит адекватности самооценки обучающихся, оценке учителя, получение ими информации о реальных результатах своей деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.