Методическая разработка урока по основам философии
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по основам философии

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
МХК
Взрослым
21.02.2018
Методическая разработка урока по основам философии
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Основы философии», которая по учебному плану рассчитана на 1 семестр групп второго курса. Конспект урока по теме «Античная философия» и может быть использован начинающими преподавателями в своей работе. В сценарии урока представлены разнообразные виды работ, а также смена видов деятельности на уроке.
Сафина В.Г УРОК ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»                                                                           «УТВЕРЖДАЮ»                                                                           Заместитель директора                                                                                          по научно­методической работе                                                                                      ________________________                                                                                        «___» _____________ 20 __ г. Методическая разработка по основам философии ТЕМА:  АНТИЧНАЯ   ФИЛОСОФИЯ                                                                                                                        Разработала: Сафина Валентина Германовна, преподаватель.                                                                                   Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии   протокол №3  от  __ декабря 2017г. Председатель ЦМК Давыденко Л.И. Холмск 2017 2 АННОТАЦИЯ  Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Основы философии», которая по учебному плану рассчитана на 1 семестр групп второго курса.  В данной работе представлен материал для проведения урока по теме «Античная философия» и может быть использован начинающими преподавателями в своей работе. Материал   данного   методического   пособия   нацелен   показать   существующие   подходы   к рассмотрению   темы,   систематизировать   данные.   В   ней   рассматриваются   особенности развития философии в античный период. 3 СОДЕРЖАНИЕ  1. Пояснительная записка……………………………………………………. 2. Учебно­методическая карта……………………………………………….. 4  5  4 3. Содержание занятия……………………………………………………….. 4. Приложение……………………………………………………………….. 7  17 5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по   дисциплине   «Основы   философии»   и   соответствует   требованиям   Федерального Государственного   образовательного   стандарта.   Она   предназначена   для   проведения теоретического   занятия   по   теме   «Античная   философия»,   с   обучающимися   2   курса техникума по специальностям: Технология продукции общественного питании, Сварочное производство,   Техническое   обслуживание   и   ремонт   автомобильного   транспорта, Прикладная информатика в экономике. Данное учебное занятие рассчитано на 90 минут Тема   данного   занятия   поможет   обучающимся   получить   представление   о   значение Античной философии в развитии всемирной философии, о роли классического периода в истории Античной философии, об изучении природы, космоса, и в дальнейшем человека.  Данная   тема   актуальна   не   только   с   точки   зрения   формирования   научно­ теоретического   и   эмоционально­образного   мышления,   но   и   для   лучшего   понимания значимости   будущей   профессиональной   деятельности.   Тема   «Античная   философия» расширяет рамки знаний обучающихся, формирует научно­теоретический тип мышления. 6 На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала.  Используются такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.  На   уроке   применяются   разные   приемы   активизации   деятельности:   придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров,   фактов,   доказательств,   вовлечение   учащихся   в   активное   обсуждение   с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов.  Преподаватель   активизирует   внимание   и   мыслительную   деятельность, систематизирует полученные знания учащихся. Занятие   по   данной   теме   способствует   формированию   у   обучающихся   общих   в   коллективе   и   команде, компетенций: ОК 2. Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые   методы   и   способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать   решения   в   стандартных   и   нестандартных   ситуациях,   нести   за   них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать с коллегами, руководством, потребителями. Педагогическая технология подготовки проблемного занятия включает в себя: 1. Поисковую деятельность обучающихся. 2. Вопросы с нестандартной тематикой. Потребность в проведении проблемных занятий объясняется целым рядом причин: 1.   Во­первых,   проблемный   подход   позволяет   формировать   системное   логическое мышление. 2.   Во­вторых,   обучающиеся   вовлекаются   в   поиск   самостоятельных   ответов   на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых гипотез, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности. Использование различных видов работы, применение презентации иллюстрирует различные этапы   занятия.   Все   это   способствует   успешному   усвоению   учебного   материала, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне и позволяет говорить о высокой эффективности занятия. эффективно   общаться    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема занятия: «Античная философия». Место темы в структуре дисциплины.  Тема является исходной и основополагающей в процессе   изучения   истории   европейской   философской   мысли   и   общей   философской проблематики. Тип урока:   Урок общеметодологической направленности Продолжительность: 2 часа Методическая цель урока: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся 7 Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации   изучаемого   предметного   содержания   и   способностей   к   учебной деятельности. Образовательная цель: определение значения античной философии в духовной культуре человека; распознавание онтологических  и гносеологических проблем в спектре других философских проблем, выявление их специфики Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично – поисковый, исследовательский,   практический. Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Междисциплинарные   связи:  история,   литература,   политология,   социология,   русский язык и культура речи Средства   обучения:  учебники   и   учебные   пособия;   наглядные   средства   обучения (изобразительные и текстовые); презентации, видеоролики. Личностный результат обучающихся: Формирование     умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и  грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку   зрения; развивать навыки самостоятельной работы;   навыков   логического   и   образного   мышления,   морально­нравственных Метапредметные результаты: Овладения навыками оценки результатов своей деятельности.  Формирование   их   мировоззренческой   и   социальной   культуры;   воспитанию   ответственности, интереса к истории и духовной культуре  человечества. Развитее  умения устанавливать факты, различать причины и следствия. Предметные результаты: Обучающийся должен знать: основные идеи и положения философии античности (кинизм, стоицизм, скептицизм) студентов;   гражданственности, личности     качеств 8 Сценарий урока Этапы учебного занятия 1.Орг. момент Элемент  занятия, содержание учебного материала приветствие  присутствующих, ­ проверка наличия  студентов, ­ готовность группы к  занятию Деятельность  преподавателя Приветствует  обучающихся Деятельность обучающихся Приветствуют  преподавателя,  демонстрируют  готовность к уроку Формируемые УУД Средства обучения Ориентация в  социальных  ролях Этап целеполагания Формулировка темы занятия Постановка целей занятия Создание условий  для положительной  мотивации к  обучению Фиксация темы  занятия в тетради Участие в постановке  целей занятия Положительный  настрой на обучение 2.Подготовка к   восприятию новой  темы: ­ актуализация  опорных знаний  студентов; ­ мотивация  учебной  Вопросы: 1.Где и когда появилась  философия?  В чём её назначение? 2. Что такое философия?  Какова её структура? Анализирует и  оценивает степень  усвоения учебного  материала  студентами   1. Отвечают на  вопросы  преподавателя.  2. Формулируют цель урока  Личностные. ­ формирование  ценностных  ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития  познавательных  интересов, учебных деятельности  (в течение всего  урока) 3. Каков основной вопрос  философии? 4. Назвать функции  философии. 5.  Назвать этапы развития  философии. 3.Анализируют  ответы  товарищей мотивов. Коммуникативные: ­ понимание  возможности  различных позиций  других людей,  отличных от  собственной, и  ориентировка на  позицию партнера в  общении и  взаимодействии Познавательные: ­Умение  анализировать, ­ Выделение  необходимой  информации ­Выделение и  формулирование  познавательной цели 10 3.Изучение нового  материала Постановка проблемы:   в чём отличия философских  взглядов представителей   раннего и позднего  средневековья? 1. Основные идеи и  положения философии   античности. Таблица  Культурные источники, повлиявшие на становление и развитие  древней греческой философии (прложение1) 2. Философы античности: Сократ, Платон, Аристотель,  Гераклит, Демокрит, Эпикур. 3. Направления античной  философии: кинизм,  стоицизм, скептицизм. Объясняет  с  демонстрацией  портретов  античных  философов. Работа с  учебником,  стр. 27­30. Таблица «Античные философские  школы»­  приложение 1 Запись в тетради: Причины возникновения философии   Древней Греции: ­наличие   гражданских прав и свобод; ­отсутствие религиозных догм; ­развитие   искусства мотивации. Личностные. ­ формирование  навыков логического  и образного  мышления, умения       сравнивать и  сопоставлять уже  знакомые факты;  делать выводы. Коммуникативные: ­ ориентировка на  позицию партнера в  общении и  взаимодействии Познавательные: ­Умение  анализировать, ­ Выделять  необходимую  информацию 4.Закрепление. Вопросы: Таблица  Комментируют   Личностные. 11 Фронтальная  работа 1. Назвать этапы и  характерные черты  античной философии? 2. Назвать античных  философов. Кто из них  показался вам наиболее  интересным? 3. Что для вас значат слова  Сократа: «Смерти избежать  нетрудно, гораздо труднее  уйти от нравственной  порчи»? 4.Почему Сократ не  удовлетворялся  натурфилософией? 5.На какой вопрос трудно  ответить в рамках этики  Сократа? 6.Опишите три этапа  диалектики Сократа. 7.Как объяснял Сократ свою  приверженность философии  ненасилия? Игра «вопрос философу» Три студента в роли: ­ Аристотеля, ­   Платона   и   Сократа отвечают   студентам   на   их вопрос. Например: 1.Что такое материя? Античная  философия (приложение приведённую цитату,  высказывают свою  точку зрения Оценивает степень  усвоения новых  знаний Запись в тетради. Сократ   совершил   в философии   коренной переворот, не физику, а   этику   ставил   он   на первое место.  Диалектика – искусство   постановки вопросов и нахождения   ответов на них.     Оценивает степень  усвоения  знаний Задают вопросы 12 Умение  ориентироваться в  наиболее общих  философских  проблемах бытия,  познания, ценностей,  свободы и смысла  жизни как основе  формирования  культуры гражданина  и будущего  специалиста Коммуникативные: ­ ориентировка на  позицию партнера в  общении и  взаимодействии Познавательные: Знание основных  категорий и понятий  философии; Знание роли  философии в жизни  человека и общества 2. Что такое идея? 3. Можно ли познать мир? 4.Какой   метод   познания более эффективный? Практические задания:   Ознакомьтесь Задание 1.   с оригинальным   философским текстом,   автором   которого является выдающийся античный мыслитель Аристотель,   и   ответьте   на вопросы: 1) О какой науке идет речь в     данном отрывке?   корни согласно 2).Сформулируйте   главную онтологическую   проблему, которая решалась в античной философия? 3).Назовите гносеологические философии,   Аристотелю? 4).Согласны ли Вы с мнением Аристотеля   о   том,   что   не получение а достижение истинного знания должно целью философии   и   науки?   Ответ кратко обоснуйте.   пользы, быть       Самостоятельная  работа Внимательно прочтите представленные   в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов,   выдержки современных из учебников и словарей по философии   или отдельные высказывания известных философов.       Ответы   занесите   в тетрадь 13 Самостоятельно  выполняют работу  используя текст  (приложение1) Требования к оформлению   выполненных заданий 1.Ответы   оформите   в рабочих тетрадях, стараясь   не   допускать грамматических, орфографических   и стилистических ошибок. 2.Ответы   могут   иметь краткую или Задание 2.   Ознакомьтесь   со   взглядами современных   философов   на истины   проблему   и, используя   теоретический  ответьте   на материал,   вопросы: 1.В   чем   различие   взглядов Платона   и   Аристотеля   с одной и представителей постпозитивизма  Л.  Лаудана и   Т.   Куна   с   другой   на проблему истины? 2.К чему должен стремиться настоящий   философ   или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ. стороны       развернутую форму. 3.Не дублируйте формулировки   заданий и вопросов в тетрадях. Критерии оценивания:   ответ Каждый оценивается в баллах. 2   балла  –   ответ полностью   совпадает   с эталоном;   грамотный   с точки   зрения логической, грамматической, орфографической   и стилистической составляющей; 1   балл  –   ответ содержит   как совпадения,   так   и отклонения от эталона, имеются   нарушения   правил логики, грамматики, орфографии. 0   баллов  –   ответ отсутствует   либо   не совпадает с эталоном. Самостоятельно  выполняют работу  используя текст  (приложение1) 14 Критерии оценивания Оценка «5» (отлично) – 100­90%   правильных ответов Оценка «4» (хорошо) – 89­75%   правильных ответов Оценка «3»  (удовлетворительно)   – 74­60%   правильных ответов Оценка «2»   (неудовлетворительно) – 60% правильных ответов. менее     Этап рефлексии  учебной  деятельности на  уроке Цель: самооценка  результатов своей  деятельности на  уроке и  соотнесение  самооценки и  оценкой  преподавателя. Закончи предложение сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу…  я почувствовал, что…  я приобрел… Диагностика  степени понимания  учебного материала Выявление  трудностей в  понимании Обоснованно  формулируют своё  отношение к ученому  материалу 15 Личностные. Умение  ориентироваться в  наиболее общих  философских  проблемах бытия,  познания, ценностей,  свободы и смысла  жизни как основе  формирования  культуры гражданина  и будущего  специалиста Коммуникативные: ­ ориентировка на 5.Подведение  итогов занятия и  сообщение  домашнего задания. Преподаватель подводит  итоги: говорит о том, что  удалось, что не получилось в  выступлениях обучающихся,  выставляет оценки. позицию партнера в  общении и  взаимодействии Познавательные: Знание основных  категорий и понятий  философии; Знание роли  философии в жизни  человека и общества Личностные. Умение  ориентироваться в  наиболее общих  философских  проблемах бытия,  познания, ценностей,  свободы и смысла  жизни как основе  формирования  культуры гражданина  и будущего  специалиста Коммуникативные: ­ ориентировка на  позицию партнера в  общении и  взаимодействии Познавательные: Знание основных  категорий и понятий  Студенты выбирают  школу: Милетскую Элейскую Пифагорейская Классическая  (Сократ, Платон,  Аристотель) Домашнее задание Информация к выполнению задания: Представьте,   что вы   представляете определенную философскую школу. Подготовьтесь   к публичному выступлению   с   ее презентацией и дискуссии.   16 философии; Знание роли  философии в жизни  человека и общества 17 АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ школы и течения Приложение к уроку Милетская школа Пифагорейская школа Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Пифагор и последователи Элейская школа Диалектическая  натурфилософия Атомисты Ксенофан, Парменид, Зенон,  Мелисс   Гераклит Левкипп, Демокрит Софисты Этический рационализм Протагор, Горгий, Гиппий, Продик Сократ и последователи Академия, или платонизм Платон и последователи Ликей, или аристотелизм Аристотель и последователи Ранний период (VII – VI вв. до н.э.) Период расцвета (V – IV вв. до н.э.) Периоды заката и упадка (IV в. до н.э. – VI в.) Эпикуреизм Перипатетики Киническая школа Мегарская школа Киренская школа Стоицизм Скептицизм Эклектизм Неоплатонизм Эпикур, Метродор, Гермарх,  Лукреций Кар Теофраст, Аристоксен, Дикеарх,  Стратон Антисфен, Диоген Евклид из Мегара, Евбулид,  Стильпон Аристипп, Антипатр, Феодор,  Гегесий Зенон, Клеанф, Хрисипп, Сенека,  Марк Аврелий Пиррон, Секст Эмпирик,  Энесидем Филон, Цицерон, Антиох, Боэций,  Посидоний Саккас, Плотин, Порфирий,  Ямвлих, Прокл КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ПОВЛИЯВШИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  ДРЕВНЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ  мифология    предфилософия протонаука религиозно­мистические учения последователей Орфея (орфизм) 18  лирическая поэзия ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Этап Главный философский интерес Натурфилософия Интеллектуализм Материальные субстанции Число Монолит Атомы + пустота Идеи (Сократ, Платон) Форма (Аристотель) Эллинистическая философия Самодостаточность человека  (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба  (стоики) Мудрое молчание (скептики) Текст для практического задания№1          «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины… Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало удивление, а затем они задавались вопросом о более значительном,   например,   о   смене   положения   Луны,   Солнца   и   звезд,   а   также   о происхождении   Вселенной.   Если   таким   образом,   начали   философствовать,   чтобы избавится от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремится ради понимания, а не ради какой­нибудь пользы». (Аристотель, «Метафизика») Текст для практического задания№2 Американский   философ   и   методолог   Ларри   Лаудан,   представитель постпозитивистской философии науки, считает, что наука призвана не объяснять факты, а решать проблемы. С точки зрения Лауданавопросы истинности в науке обычно не волнуют ученых, когда они определяют, решает ли данная теория ту или иную проблему. При этом сам по себе факт автоматически не становится проблемой: науку интересуют только те факты, для которых она «созрела», и то, что мы считаем проблематичным, зависит от 19 нашего общего теоретического видения мира. Американский философ исходит из того, что никому еще со времен Платона не удалось обосновать достижимость Истины. Поэтому, если научная рациональность заключается в стремлении к истинному знанию, а «истина» определяется   в   ее   классическом,   непрагматическом   смысле,   то   наука   иррациональна (нерациональна). В то же время, Лауданотрицает в научном познании не истинность как таковую,   а   ее   значимость   для   ученого,   который   в   своей   повседневной   научно­ исследовательской   деятельности   руководствуется   прагматическими   (или   наоборот, метафизическими) критериями, позволяющими ему отбирать и анализировать интересные для него факты и проблемы. По мнению Томаса Куна, известного историка и методолога науки, цель деятельности ученого   ­   не   истина (этот   термин   оказывается   излишним   при   описании   научной деятельности), а решение концептуальных или инструментальных «головоломок». Успех вознаграждается признанием соответствующего научного сообщества; мнение людей, не включенных в это сообщество, вообще игнорируется или учитывается в незначительной мере.   Поэтому,   с   одной   стороны,   научное   сообщество   крайне   консервативно   в   своих оценках   собственной   рациональности (эта   консервативность   ­   условие   единства   и общности,  с другой стороны,   оно  настроено  почти  всегда  на  полное  отрицание   «иной» рациональности, претендующей на решение тех же «головоломок». 20

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии

Методическая разработка урока по основам философии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018