Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
31.01.2018
Первый этап - мобилизующая часть урока. Учащимся даются понятия устной и письменной речи. Физкультминутка. Дети отвечают на вопросы, работают с учебником, рассматривают сказку, пересказывают. В конце урока на этапе закрепления урока - рисуют иллюстрации к сказке. учитель подводит итог урока.
РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ИСАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УЧРЕЖДЕНИЕ
Методическая разработка урока по русскому
языку в 1 классе
«РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Учитель Попова Н.В. Цели: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь,
память.
О б о р у д о в а н и е : учебник; русские народные сказки «Гусилебеди», «По щучьему
велению».
Х о д у р о к а
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
С л о в о у ч и т е л я . Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей речи. Как вы
думаете: что такое речь?
Варианты ответов детей.
– Все, что говорят люди – это речь. Она служит для выражения мыслей и чувств.
Давнымдавно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они передавали
разговором увиденное и услышанное, так появились рассказы, легенды, сказания. Губы
раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила название устной речи (то есть
передаваемой из уст в уста).
– Расскажите о своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних
делах и т. д.
Рассказы детей.
– Любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь. На уроках чтения вы
будете учиться правильной и грамотной устной речи.
В азбуке, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Ими записаны
рассказы, стихи, сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Актуализация опорных знаний.
Работа по учебнику: с. 7.
Вопрос:
– Герои каких сказок изображены на странице? («Гусилебеди», «По щучьему
велению».)
Развитие связной речи учащихся.
■
– Вспомните содержание народной сказки «Гусилебеди».
Краткий пересказ сказки учащимися.
▲ Чтение учителем русской народной сказки «Гусилебеди».
ГУСИЛЕБЕДИ Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора,
будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на
травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гусилебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась тудасюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, –
братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гусилебеди и
пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей
лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
– Печка, печка, скажи, куда гусилебеди полетели?
Печка ей отвечает:
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
– Яблоня, яблоня, скажи, куда гусилебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка – скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся...
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных
берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гусилебеди полетели?
– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся...
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо
идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя
поворачивается.
В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет
серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть.
Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг изпод печки выбегает
мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: – Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоетвыпарит, в печь посадит, зажарит и
съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдет к окошку и спрашивает:
– Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
– Пряду, бабушка...
Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга
закричала:
– Гусилебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гусилебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гусилебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гусилебеди воротились, летят навстречу, вот
вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла
листами.
Гусилебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гусилебеди
увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице.
Гусилебеди полеталиполетали, покричалипокричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Развитие связной речи учащихся.
■
– Вспомните содержание народной сказки «По щучьему велению».
Краткий пересказ сказки учащимися.
▲
Чтение учителем русской народной
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
сказки «По щучьему велению».
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ Жилбыл старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
– Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
– Неохота...
– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
– Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля
в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
– Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется:
– На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить.
Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
– Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
– Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
– Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь?
– Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась...
Щука ему говорит:
– Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:
Емеля и говорит:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью.
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
ступайте, ведра, сами домой...
Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел
за ведрами.
Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли
ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.
Прошло много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:
– Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
– Неохота...
– Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
поди, топор, наколи дров, а дрова – сами в избу ступайте и в печь кладитесь...
Топор выскочил изпод лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу
идут и в печь лезут.
Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:
– Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки:
– Да выто на что?
– Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
– Мне неохота...
– Ну, не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор
и сел в сани:
– Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
– Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
– Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
ступайте, сани, в лес...
Сани сами и поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать.
А в лесто пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ
кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами
вяжитесь...
Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой
вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку – такую, чтобы насилу
поднять. Сел на воз:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
поезжайте, сани, домой... Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял,
подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают
и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
нука, дубинка, обломай им бока...
Дубинка выскочила – и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой
и залез на печь.
Долго ли, коротко ли – услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним
офицера: его найти и привезти во дворец.
Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
– Ты – дурак Емеля?
А он с печки:
– А тебе на что?
– Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
– А мне неохота...
Рассердился офицер и ударил его по щеке.
А Емеля говорит потихоньку:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
нука, дубинка, обломай ему бока...
Дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.
Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого
набольшего вельможу:
– Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню,
вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
– Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, – тогда
он все сделает, что ни попросишь.
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
– Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
– Мне и тут тепло...
– Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормитьпоить, – пожалуйста, поедем.
– А мне неохота...
– Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Емеля подумалподумал:
– Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду. Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
нука, печь, поезжай к царю...
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по
улице, по дороге, прямо к царю.
Царь глядит в окно, дивится:
– Это что за чудо?
Набольший вельможа ему отвечает:
– А это Емеля на печи к тебе едет.
Вышел царь на крыльцо:
– Чтото, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
– А зачем они под сани лезли?
В это время в окно на него глядела царская дочь – Марьяцаревна. Емеля увидал ее в
окошке и говорит потихоньку:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
пускай царская дочь меня полюбит...
И сказал еще:
– Ступай, печь, домой...
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять
лежитполеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марьяцаревна по Емеле скучает, не может жить без
него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и
говорит опять набольшему вельможе:
– Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню,
вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и
повез к царю.
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили
Емелю и Марьюцаревну, засмолили и бочку в море бросили.
Долго ли, коротко ли – проснулся Емеля; видит – темно, тесно:
– Где же это я?
А ему отвечают:
– Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
– А ты кто?
– Я – Марьяцаревна. Емеля говорит:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
эй вы, ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок...
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый
песок. Емеля и Марьяцаревна вышли из нее.
– Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
– А мне неохота...
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
выстройся каменный дворец с золотой крышей...
Только он сказал – появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом – зеленый
сад: цветы цветут и птицы поют.
Марьяцаревна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
– Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал:
– По щучьему веленью,
По моему хотенью –
стать мне добрым молодцем, писаным красавцем...
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит – стоит дворец, где раньше ничего не было.
– Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнатьспросить: «Кто такие?».
Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
Емеля им отвечает:
– Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол.
Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
– Кто же ты такой, добрый молодец?
– А помнишь дурачка Емелю – как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей
дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я – тот самый Емеля. Захочу – все твое
царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
– Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марьецаревне и стал править
царством. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
IV. Закрепление пройденного материала.
Учитель. Нарисуйте свою иллюстрацию к русской народной сказке «Гусилебеди»
Творческая работа учащихся (можно под музыку).
или «По щучьему велению».
■
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
Спасибо за урок.
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе «РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.