Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
16.05.2018
Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России
Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России».Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России
4.8. от Руси к России.doc
1 Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум» Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 4.8. От Руси к России ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Автор­разработчик: Княжева   Вера   Витальевна,   преподаватель   общественных   дисциплин высшей   квалификационной   категории   ГАПОУ   СПО   Тюменской   области «Тобольский многопрофильный техникум». 2 Тобольск  2017 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….. I. План урока……………………………………………………................. II.   Структура   урока   и   продолжительность   этапов урока……………. III. Ход урока………………………………………………………………... Литература и Интернет­ресурсы...……………………………………… Приложение 1­2…….……………………………………………………… 3 4 5 5 10 11 3 4 Пояснительная записка Вера   Автор (ФИО, должность) Название ресурса Вид ресурса Предмет, УМК Цель и задачи ресурса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 9. 10.      Витальевна, преподаватель Княжева общеобразовательной подготовки Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.8.   От   Руси   к России Документ, презентация История 1. Образовательная: рассмотреть произошедшие изменения в социально­политической структуре русского  общества в середине XVI – XVII вв. 2.   Развивающая:   продолжить   формировать   умение работать  с  историческими  документами,  заполнять  схемы видеть   причинно­следственные   связи   исторических событий. 3. Воспитательная:  воспитывать патриотические чувства и любовь к родной истории. 15­18 лет, студенты техникума Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.8.   От   Руси   к России   может   быть   рекомендована   преподавателям средних   профессиональных   учебных   заведений,   где студенты   помимо   общеобразовательной   подготовки, получают   знания   и   обретают   умения   по   выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков   в   системе   школьного   обучения   в   рамках   учебных предметов «История России». Литература Возраст учащихся, для которых  предназначен ресурс Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010 7. 8. Методические рекомендации  по использованию ресурса 1.   Артемов  В.В.   История   для   профессий  и   специальностей   технического,   естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. 2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с. Интернет­ресурсы    URL:   [Электронный   ресурс]. 3.   Клепикова   Е.А.   Завершение   объединения   русских   земель   и   образование   Российского  https://infourok.ru/metodicheskaya­razrabotka­uroka­ государства.   [Электронный   ресурс]. zavershenie­obedineniya­russkih­zemel­i­obrazovanie­rossiyskogo­gosudarstva­1415443.html  (дата обращения: 05.10.2017). 4.Москва   –   третий   Рим. p1ai/upload/000/u1/231/ad8ae02f.jpeg (дата обращения: 05.10.2017). 5.Наумова Н.П. Урок истории по теме «От Руси к России». [Электронный ресурс].  URL:   http://xn­­ i1abbnckbmcl9fb.xn­­p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/528502/ (дата обращения: 05.10.2017). 6.Органы власти и управления в середине  XVI  –  XVII  вв. [Электронный ресурс].  URL:   http://xn­­ e1aogju.xn­­p1ai/upload/000/u1/180/b7ea10ec.jpeg (дата обращения: 05.10.2017). 7.Социально­сословная структура российского общества в  XVII  веке. [Электронный ресурс].  URL: http://library.ispu.ru:8001/history/1/05tema5/shem5/sosl_struktura_files/image001.jpg   (дата   обращения: 05.10.2017). 8.Социальная   структура   российского   общества   в  XVII  в.  http://studme.org/imag/history/kiril_iros/image093.jpg (дата обращения: 05.10.2017). [Электронный   ресурс].   http://xn­­e1aogju.xn­­  URL:  URL: 5 План урока теоретического обучения 4. История России с древнейших времен до конца XVII века 4.8. От Руси к России Рассмотреть   произошедшие   изменения   в   социально­политической   структуре русского общества в середине XVI – XVII вв. Продолжить   формировать   умение   работать   с   историческими   документами, заполнять схемы видеть причинно­следственные связи исторических событий. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родной истории. 45 минут урок усвоения нового материала историческая лаборатория технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно­знаковых моделей устный, письменный, частично­поисковый, сравнительный Работа   с   исторической   картой,   ответы   на   вопросы,   беседа,   рассказ, проведение сравнения, работа с историческим документом фронтально­групповая, индивидуальная, парная 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. 5. Исторический документ «Из Судебника Ивана III (1497 г.)». Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. устный, письменный Тема раздела Тема урока Цели 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Хронометраж урока Тип урока Вид урока Педагогические  технологии Метод обучения Приемы обучения Форма организации  познавательной  деятельности Средства обучения  Литература Метод контроля Межпредметные связи обществознание, культурология, литература Основные понятия,  термины Судебник Ивана  III, Боярская Дума, окольничий, посул, наместник, волостель, кормление, пожилое, алтын, полная грамота, «Москва – третий Рим» Место проведения Формируемые знания Формируемые умения Общие компетенции учебная аудитория 1. Объяснение значения создания единого Русского государства. 2. Изложение вопроса о влиянии централизованного государства на развитие хозяйства страны и положение людей. 1. Составление характеристики Ивана III. 2. Изучение отрывков из Судебника 1497 года и использование содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян и начале их закрепощения. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,  профессионального   и 6 личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития,  заниматься  самообразованием,  осознанно  планировать   повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Структура урока Ход урока: Организацио нный момент Актуализация опорных знаний Формирование ориентировочны х основ знаний 7 Первичное закрепление нового материала 1 1 мин. 2 5 мин. 3 25 мин. 4 8 мин. I. Организационный момент 1. Приветствие студентов. 2. Представление педагога. 3. Проверка готовности студентов к уроку. 4. Организация внимания. II. Актуализация опорных знаний Домашнее задание и инструкции  по его выполнению 5 1 мин. Подведение Рефлексия итогов  урока 6 1 мин. 7 1 мин. Практикум «Создание государства Россия» Задание: Продолжите заполнение схемы «Государство и его признаки», подтверждающую создание в конце  XV века государства Россия. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Государство и его признаки Приложение 1 Территория Армия  Власть Закон Государство Система  налогооблож ения Столица Символика Суверенитет Ответ: Территория: Нижний Новгород, Пермь, Ярославль,  Ростов Великий  и др. земли Закон: Судебник 1497г. 8 Государство Россия и его признаки Армия: Московское войско  Государство Власть: Великий князь Иван III, Боярская дума, приказы Система налогообложе ния: Налог в пользу государства Столица: Москва Символика: Герб – двуглавый орел Суверенитет: Освобождение от ига монголо­татар III. Формирование ориентировочных основ знаний 1. Социальная структура русского общества. 2. Органы власти и управления в середине XVI – XVII вв. 3.  Церковно­политическая теория «Москва­третий Рим». 9 1. Социальная структура русского общества. Вопросы: 1. Вспомните, что такое сословие? 2. Назовите известные вам сословия, которые сформировались в Древней Руси? 3. Как вы думаете, под влиянием  политических  изменений в стране, может  ли измениться социально­ сословная структура общества? Почему? Запись в конспект: 2. Органы власти и управления в середине XVI – XVII вв. Приложение 2 Практикум «Система государственного устройства» Задание: 1. Изучите исторический документ – Судебник Ивана III (1497 г.). 2. Какие факты указывают на изменение положения крестьян со времён " Русской правды"? 3. Как Судебник определяет условия выхода крестьян и каковы последствия этого? 4. На основании изученного материала составьте схему «Система государственного устройства». 5. Сделайте вывод и назовите признаки централизованного государства. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Из Судебника Ивана III (1497 г.) 1. Судить суд боярам и окольничьим, а на суде быть у бояр и окольничьих дьякам. Всякому судье посула от суда не иметь никому. А судом не мстить, не дружить никому. <...> 20. А   наместникам   и   волостелям,   которые   держат   кормления   без   боярского   суда,   холопа   и   рабу   без доклада не выдавать. А холопа полонит рать татарская, а выбежит исполону и он свободен. О крестьянском выходе. А крестьянам выйти из волости, из села в село, одинсрок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего [26 ноября] и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы пожилое платят в полях за двор 1 рубль, а в лесах — полтина. А который крестьянин поживет за кем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет, полдвора платит; а три года поживет три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит. <...> 10 61.0 изгородях. А промеж сел и деревень городить изгороди. О межах. А кто сорет [распашет] межу или грани ссечет из великого князя земли боярина или монастыря, того бить кнутом да истцу взять на нем рубль. А крестьяне промежду себя кто у кого межу распашет или перекосит, ино волостелям имати на том по два алтына. <...> 66. 0 полной грамоте. По полной грамоте холоп. А которые его дети у иного или себе учнут жить, то не холопы. По робе холоп, по холопе роба. По духовной холоп. Словарь: окольничий — придворный чин, при дворе государя посул — взятка наместник — должностное лицо, управляющее уездом (административная единица, объединяющая несколько волостей) волостель — должностное лицо, управляющее волостью (самая маленькая административная единица) кормление — право наместников содержать себя за счет сборов с населения пожилое — плата за пользованием землей и прочим имуществом алтын — денежная единица, равная 6 деньгам (деньга — 1 копейка) полная грамота — документ, оформляющий продажу в полное рабство по робе холоп — дети рабыни холопы по холопе роба — жена раба Вывод:   Новое   российское   государство   создает   систему   управления,   московское   войско   и законодательство закрепляющее Юрьев день, т.е. начало закрепощения крестьян. Запись в конспект: 3.  Церковно­политическая теория «Москва­третий Рим». Вопросы: 1. Как вы понимаете выражение «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать?» 2. Назовите имя автора данной теории. Запись в конспект: 11 Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». «Первый»   Рим,   прозванный   современниками caput   mundi (с   лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти   на   земле.   После   распада   Западной   Римской   империи   в результате   нашествия   варваров   новым,   «вторым»,   Римом   стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия   пополнилась   христианскими   смыслами.   Новый   центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и   получить   прощение.   Но   и   «второму»   Риму   было   не   суждено существовать долго: в 1453 году турки­османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос   ­   кто  станет  хранителем   и   опорой   христианской   веры   на земле.  IV. Первичное закрепление нового материала Соотнесите термины, понятия и их сущность. 1. Россия 1. Система распределения служебных мест в Русском государстве XIV–XV вв. При  назначении на воинскую службу учитывалось происхождение и знатность рода. 2. Боярская  дума 2. Греческое византийское наименование Руси. 3.  Местничество 3. Совет при монархе, по сути дела, это была так называемая Ближняя дума,  составленная из особо приближенных к царю членов большой Боярской думы. 4. Судебник  1497 г. 4. Высший государственный орган в России с XV в., осуществляющий законодательные,  судебные и военно­административные функции. Упразднена Петром I с образованием  Сената. 5. Юрьев день 5. Представительный орган при царе. Сословное совещание, состоявшее из Боярской  думы, представителей духовенства и феодалов (в дальнейшем, и городских верхов) 6. Пожилое 6. Первый кодекс законов единой России – закрепил единое государство и управление в государстве. 7. Регент 7. Правило, ограничивающее выход крестьян: их переход от одного владельца к другому разрешался только один раз в течение недели до и недели после Юрьева дня. 8. Избранная  рада 8. Крестьян­выходцев обязали платить владельцу деньги за двор, хозяйственные  постройки. 9. Земский  собор 9. Временный правитель вместо монарха. V. Домашнее задание: ­   Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического,   естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2  ч. Ч. 1 /  В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013 ­ п. 24 – с. 146 – 152; ­ вопросы и задания  – с . 152; ­ конспект урока; ­ доклад «Дмитрий Донской ­ государственный деятель и полководец». 12 VI. Подведение итогов урока ­ оценка работы группы; ­ оценка работы отдельных студентов; ­ аргументация выставленных оценок. VII. Рефлексия Прием «Лист самооценки». Узнал новое Расстроился Удивился Я Научился Получил радость Ничего не понял Литература 1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. 2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с. Интернет­ресурсы  URL:   третий   Рим.   3.   Клепикова   Е.А.   Завершение   объединения   русских   земель   и   образование   Российского   государства. [Электронный   ресурс].  https://infourok.ru/metodicheskaya­razrabotka­uroka­zavershenie­obedineniya­ russkih­zemel­i­obrazovanie­rossiyskogo­gosudarstva­1415443.html (дата обращения: 05.10.2017). 4.Москва   –   [Электронный   ресурс]. p1ai/upload/000/u1/231/ad8ae02f.jpeg (дата обращения: 05.10.2017). 5.Наумова   Н.П.   Урок   истории   по   теме   «От   Руси   к   России».   [Электронный   ресурс].  URL:     http://xn­­ i1abbnckbmcl9fb.xn­­p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/528502/   (дата   обращения: 05.10.2017). 6.Органы власти и управления в середине XVI – XVII вв. [Электронный ресурс]. URL:  http://xn­­e1aogju.xn­­ p1ai/upload/000/u1/180/b7ea10ec.jpeg (дата обращения: 05.10.2017). 7.Социально­сословная   структура   российского   общества   в  XVII  веке.   [Электронный   ресурс].  URL: http://library.ispu.ru:8001/history/1/05tema5/shem5/sosl_struktura_files/image001.jpg обращения: 05.10.2017). 8.Социальная   структура   российского   общества   в http://studme.org/imag/history/kiril_iros/image093.jpg (дата обращения: 05.10.2017). [Электронный   ресурс].   http://xn­­e1aogju.xn­­  URL:     (дата    XVII  в.   URL: 13 Практикум «Создание государства Россия» Задание: Продолжите заполнение схему «Государство и его признаки», подтверждающую создание в конце  XV века государства Россия. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 1 14 Государство и его признаки Территория Армия  Власть Закон Государство Система  налогооблож ения Столица Символика Суверенитет  Практикум «Система государственного устройства» Задание: 1. Изучите исторический документ – Судебник Ивана III (1497 г.). Приложение 2 15 2. Какие факты указывают на изменение положения крестьян со времён " Русской правды"? 3. Как Судебник определяет условия выхода крестьян и каковы последствия этого? 4. На основании изученного материала составьте схему «Система государственного устройства». 5. Сделайте вывод и назовите признаки централизованного государства. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Из Судебника Ивана III (1497 г.) 1. Судить суд боярам и окольничьим, а на суде быть у бояр и окольничьих дьякам. Всякому судье посула от суда не иметь никому. А судом не мстить, не дружить никому. <...> 20. А   наместникам   и   волостелям,   которые   держат   кормления   без   боярского   суда,   холопа   и   рабу   без доклада не выдавать. А холопа полонит рать татарская, а выбежит исполону и он свободен. О крестьянском выходе. А крестьянам выйти из волости, из села в село, одинсрок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего [26 ноября] и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы пожилое платят в полях за двор 1 рубль, а в лесах — полтина. А который крестьянин поживет за кем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет, полдвора платит; а три года поживет три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит. <...> 61.0 изгородях. А промеж сел и деревень городить изгороди. О межах. А кто сорет [распашет] межу или грани ссечет из великого князя земли боярина или монастыря, того бить кнутом да истцу взять на нем рубль. А крестьяне промежду себя кто у кого межу распашет или перекосит, ино волостелям имати на том по два алтына. <...> 66. 0 полной грамоте. По полной грамоте холоп. А которые его дети у иного или себе учнут жить, то не холопы. По робе холоп, по холопе роба. По духовной холоп. Словарь: окольничий — придворный чин, при дворе государя посул — взятка наместник — должностное лицо, управляющее уездом (административная единица, объединяющая несколько волостей) волостель — должностное лицо, управляющее волостью (самая маленькая административная единица) кормление — право наместников содержать себя за счет сборов с населения пожилое — плата за пользованием землей и прочим имуществом алтын — денежная единица, равная 6 деньгам (деньга — 1 копейка) полная грамота — документ, оформляющий продажу в полное рабство по робе холоп — дети рабыни холопы по холопе роба — жена раба

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России

Методическая разработка урока по теме: 4.8. От Руси к России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.