Методическая разработка урока по теме: Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по теме: Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
09.06.2017
Методическая разработка урока по теме: Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.
Это урок изучения нового материала, формы работы - групповая, индивидуальная, фронтальная. Материал урока излагается последовательно, учащиеся самостоятельно добывают знания опираясь на материал учебника и на дополнительный материал. По мере изучения темы каждый учащийся составляет опорный конспект в тетради. В конце урока работа каждого учащегося оценивается.
Лишайники.docx
Предмет: биология Учитель :___Писарева М.В.______   Класс: __6___________   Дата:_____ __________   Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.  Цель урока: способствовать созданию условий для открытия новых знаний о лишайниках, как  симбиотических организмах, ознакомление обучающихся с особенностями их строения и  жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни  человека. ­расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников­симбиоз 2­х организмов гриба и водоросли. Познакомить  с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение  лишайников в природе и жизни человека. ­развивать познавательный интерес обучающихся, навыки самостоятельной работы с различными  источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы,  развивать логическое мышление и речь. ­ формировать умение работать в группе, находить согласованное решение, воспитание культуры  поведения на уроке. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма работы: работа в группах, индивидуальная работа Оборудование: дополнительный материал, презентация, видиофрагмент 1.Организационный момент (1мин) приветствие, проверка готовности к уроку. 2.Актуализация знаний:  разгадывание кроссворда, вопросы по предыдущей теме. Ключевое слово  кроссворда «Лишайники» (5 мин) 1.Голосеменное растение из символов Нового года? (ель) 2.Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному так и другому? (симбиоз) 3.Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов? (паразиты) 4.Тонкие белые нити образующие тело гриба? (грибница) 5.Как называется тело низших растений? (слоевище) 6.Низшие растения, живущие в основном воде? (водоросли) з г л е с а з а ь р и и т ы 1 е 2 с 4 5 с о д о р о р и б о в л и м б и о ш 3 п а й н ц и щ е к 6 в л и 3.Изучение нового материала  Учащиеся работают по видиофрагменту Лишайники­это симбиотический организм, взаимополезное сожительство одноклеточных водорослей  с грибами. Наука изучающая лишайники называется­ Лихенология. По внешнему виду лишайники  подразделяются на 3 группы: Накипные: растут на коре деревьев и на камнях. Они чешуйчатообразные, красно­желтого, желтого,  серого, голубоватого, коричневого и бурого цвета. Листовые: встречаются на коре деревьев, похожи на листья. Кустистые: образуют в сосновых борах сплошные ковры из ветвистых беловато­зеленых и беловатых  кустиков. Многообразие. Лишайников насчитывается 26 тысяч видов. Они разнообразны по внешнему виду,  форме и окраске. Размеры их могут быть от нескольких мм до десятков см.Окраска редко ярко­ зелёная чаще зеленоватосерая, коричневая, желтоватая, оранжевая и красноватая. Окраска зависит  от«лишайникового пигмента», расположенного под «корой» в теле лишайника. Распространение. Лишайники называют «пионерами растительности». Они первые поселенцы на  камнях, оголённых почвах, вулканических извержениях. Лишайники очень неприхотливы. Они растут  на самых бесплодных местах, на голых скалах высоко в горах, в тундре, в пустынях.  В жаркие дни лишайники высыхают и легко крошатся (Вспомните сосновые боры «беломошники», где лишайники образуют сплошной ковёр). После дождя вновь оживают. Растут лишайники очень медленно, например, ягель за год вырастает всего на 1­3 мм. Строение. Русские ботаники Фаминцин А.С. и Баранецкий И.Д. открыли, что тело лишайника ­  слоевище состоит из двух организмов: гриба и водоросли  Тело лишайника образовано грибницей, между нитями которой расположены одноклеточные  водоросли или сине­зелёные (цианобактерии) как нитчатая водоросль носток. Водоросль может жить самостоятельно, а гриб лишайника нет. Питание. Нити гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках  зелёных водорослей в процессе фотосинтеза образуются органические вещества.  Гриб и водоросль живут в симбиозе. Гриб предохраняет водоросль от избыточного освещения и  сильного высушивания. Лишайники впитывают влагу всей поверхностью тела. Размножение. Лишайники размножаются кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, во  множестве появляющихся внутри их тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника  разрывается, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с задания (для выполнения  прилагается дополнительный материал). Задание 1. Накипные лишайники (дать полную характеристику) Задание 2. Листовые лишайники (дать полную характеристику) Задание 3. Кустистые лишайники (дать полную характеристику) Самопроверка по презентации Задание 4. Значение лишайников. Работа в тетради: заполни таблицу (Работа в группе)             Значение в природе 1 разрушают горные породы 2 образуют почву 3служат пищей животным Значение в жизни человека 1 корм для оленей  2 употребляют в пищу 3 получают краску и лакмус 4использование в медицине и парфюмерной промышленности 5 определяют степень загрязнения  окружающей среды Задание 5.Составить общую схему про лишайники (работа в группе) 1 наука о лишайниках 2 многообразие 3 распространение  4 строение 5 питание  6 размножение  4.Закрепление изученного материала. Заполни таблицу: (работа в группе) Тип слоевища Листовые Кустистые  Накипные  Особенности строения  Имеют окружную форму, часто  изрезанными или рассеченными на мелкие  лопасти краями Высокоорганизованные. Слоевище  напоминает кустарничек Обитают на поверхности почвы, коре  деревьев, камнях. Имеют вид корочки.  Плотно сросшейся с субстратом. Вопросы к контролю знаний: (индивидуально) 1. Где растут лишайники? 2. Из каких двух организмов состоит лишайник?  3. Как питаются  лишайники? 4. Как происходит размножение у лишайников? 5. Какое значение имеют лишайники в  природе и в жизни человека? V.Домашнее задание. Изучить параграф  VI.Подведение итогов урока.  Контроль и оценка результатов деятельности.

Методическая разработка урока по теме: Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.

Методическая разработка урока по теме: Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.

Методическая разработка урока по теме: Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.

Методическая разработка урока по теме: Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.

Методическая разработка урока по теме: Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.

Методическая разработка урока по теме: Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017