Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс
Оценка 4.6

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
01.04.2018
Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс
Данный урок-практикум тесно связан с предыдущими уроками по развитию речи «Обучающее изложение». «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…»,- говорил С.Ожегов. Первая часть экзаменационной работы в 9 классе представляет собой сжатое изложение, поэтому, естественно, вся работа по развитию речи направлена на формирование умения анализировать и «сжимать» текст и, конечно, развитие памятиМетодическая разработка урока
разработка урока.docx
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе  ГИА. Цели урока для учащихся: 1. Обобщить ранее полученные знания о технологии написания сжатого  изложения. 2. Написать сжатое изложение.  Цели урока для учителя:  1. Продолжить формирование коммуникативно­речевых умений. 2. Способствовать развитию навыков структурирования материала, сжатия  текста. 3. Воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову. Задачи:  1.Создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную  образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы. 2. Отработать умения:  вычленять главную информацию;   сокращать текст разными способами;   правильно, логично и кратко излагать свои мысли;   находить и уместно, точно использовать языковые средства для  обобщённой передачи содержания. 3. Отработать алгоритм написания сжатого изложения. Оборудование урока:   теоретический материал, с которым ранее работали (находится в папке для подготовки к ГИА);  чистые бланки для написания сжатого изложения.  ХОД УРОКА. Высокая культура речи – это умение  правильно, точно и выразительно передавать  свои мысли средствами языка… Когда суть дела обдумана заранее, слова  приходят сами собой. Гораций, древнеримский поэт  С.Ожегов I. Организационный момент. II. Мотивационный компонент.  1. Подготовка к восприятию текста, создание необходимого эмоционального  настроя. Просмотр сказки «Дружба». ­Что вам показалось интересным в просмотренном видеоролике? ­Так что же такое дружба? (Это близкие отношения, основанные на  взаимном доверии, уважении, привязанности, общих интересах.) ­ Какая должна быть дружба? (Честная, верная, крепкая.) Игра «Доскажи словечко»  Сам погибай, а товарища выручай.  Старый друг лучше новых двух.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.  Нет друга ­ ищи, а нашёл ­ береги.  Крепкую дружбу и топором не разрубишь.  Новых друзей наживай, а старых не теряй!  Один за всех, а все за одного.     ­Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ­  Давайте, ребята, лучше я вам расскажу, как делают апельсиновый сок.   Куда более приятное занятие! Итак, начнём! Берём самый большой и спелый  апельсин. Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от  толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и  получаем свежевыжатый вкусный сок! Наверное, вам хочется сейчас сказать  мне: "Ну, небылицы рассказывать! Мы уже догадались, что сегодня на уроке  мы будем ….. "          ­ Почему именно этот вид изложения интересует нас на уроке? (Первое задание на ОГЭ) ­ Действительно, написание сжатого изложения – первое задание на  экзамене в 9 классе. Наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение. Итак, чтобы СЖАТЬ изложение (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ  прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е.  корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ,  СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!) ­Непонятно? Тогда прочитайте научное определение (слова Валгиной  Нины Сергеевны).           Сжатое изложение ­ это обработанный пересказ прослушанного или  прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый  смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.) Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по  содержанию. Инструкция «Как писать сжатое изложение» 1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль.  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.  4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.  5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей  отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних  частях текста?  7. Обдумайте средства связи между частями.  8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.  9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.  III. Работа с текстом.  Актуализация ранее приобретённых знаний. ­ Давайте обратимся к тексту. Дружба ­ это не что­то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя  заставить себя быть другом кому­то или заставить кого­то быть твоим  другом. Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение.  Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и  признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и  делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как  личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в  том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки.  Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для  дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные  ценности. Людям, которые по­разному смотрят на то, что есть добро, а что  зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять  к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он  совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы,  которая существует давно и проверена временем,  это не  принципиально. Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть  очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без  дружбы жизнь немыслима. ­Подготовьтесь к чтению текста вслух, даю вам на это минуту, кто  будет готов, поднимите руку. ­ Прочтите текст вслух. Во время чтения мысленно разделите текст на  абзацы. ­После чтения вопрос: все ли слова понятны? ­ Приступать к сжатию текста надо только после того, как  будет выделена тема, идея, сформулированы микротемы. ­ Для чего это необходимо сделать? (Чтобы изложить текст без смысловых потерь и определить, что важно сохранить, а что можно сжать) Этап определение стиля и типа речи. ­ Какого стиля и типа этот текст? повествован ие описание рассуждени е Тип ы реч и Стили речи. (где? с кем? зачем?)              Книжные                    1. Научный – сообщение (термины)           Разговорный общение (разговорные слова,  2. Художественный – воздействие              неполные слова, диалог) (образные слова) 3. Официально­деловой – сообщение (особые слова и обороты) 4. Публицистический – сообщение  информации, воздействие (общественно­политическая лексика,      совмещение торжественной лексики и  разговорных средств)  Этап определения темы текста. ­Что такое тема текста?  Тема определяется различными способами: по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора) по заглавию текста ­Определите тему текста. Для этого задайте вопрос: о чём этот текст?  Запишите на листе. (О дружбе) Этап определения идеи текста. ­ Что такое идея, основная мысль текста? Ответ на вопрос: «Зачем  автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» ­Что нам помогает сформулировать идею?  Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение  текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса,  формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение  авторской позиции) ­Определите идею теста.  Что нам помогает сформулировать идею?  Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение  текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса,  формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение  авторской позиции).(Дружба лежит где­то глубоко в сердце. Для дружбы  нужно многое: уважение, доверие, общие нравственные ценности) Определение микротем. ­ Разбейте текст на абзацы. Прочитайте первый абзац текста. (Один  читает абзац и останавливается. Если остальные не согласны, поднимают руку и останавливают его) Дружба ­ это не что­то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце.  Нельзя заставить себя быть другом кому­то или заставить кого­то быть твоим  другом.  Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что  означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и  признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и  делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как  личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в  том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки.  Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные  ценности. Людям, которые по­разному смотрят на то, что есть добро, а что  зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять  к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он  совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы,  которая существует давно и проверена временем,  это не принципиально.  Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень  сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы  жизнь немыслима. ­ Объясните, почему граница абзаца именно здесь. (Заканчивается микротема) ­ Что такое микротема? Микротема – содержание нескольких  самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.) ­ Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему первого абзаца. Дружба ­ это не что­то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце.  Нельзя заставить себя быть другом кому­то или заставить кого­то быть твоим  другом.        Запишите на листе. (Дружба ­ это не что­то внешнее. Она лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить дружить.) ­ Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему второго абзаца.    Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и  признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и  делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как  личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в  том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки.  Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для  дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные  ценности. Людям, которые по­разному смотрят на то, что есть добро, а что  зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять  к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он  совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы,  которая существует давно и проверена временем,  это не принципиально.     Запишите на листе. (Для дружбы нужно  взаимное уважение. Это значит  считаться с мнением друга и признавать его достоинства. Уважение  проявляется в словах и делах. Уважаемый друг чувствует, что его ценят как  личность и помогают ему не только из чувства долга. В дружбе важно  доверие, уверенность в искренности и надежности друга. Друг может  ошибаться, все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Важны и общие нравственные ценности, представления о добре и зле. Для дружбы, которая существует давно и проверена временем, менее значимы общие интересы или увлечения.) ­ Подчеркните ключевые слова и сформулируйте микротему третьего абзаца.  Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень  сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы  жизнь немыслима. (Дружеские чувства не зависят от возраста. Без дружбы жизнь  немыслима.) Есть такой критерий правильности абзацного членения: если из первых  предложений каждого абзаца можно составить новый связный текст, то  абзацы выделены верно. ­ Проверьте, прочтите первые предложения, получился текст? IV. Компрессия текста. ­ Имея перед собой микротемы, займёмся непосредственно сжатием текста. Итак, для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать,  какими способами можно сжать текст. Помните разговор про апельсиновый сок? Какими способами можно выжать  сок?  Рукой, соковыжималкой механической или электрической. В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат  ­ свежевыжатый сок. Получить СЖАТЫЙ текст мы тоже можем различными способами. ­­ Ребята, давайте рассмотрим на примерах, какие приемы сжатия  текста используются? О них сейчас и поговорим. Известны три способа сжатия текста. Какие? Выделяют три основных языковых способа компрессии текста: исключение,  обобщение, упрощение. А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно. Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. Исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов,  сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в  данном контексте.                                                                   У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась  радостная, светлая, приветливая улыбка. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка. 2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных  членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе  бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части. Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и  никто не мог распознать в нём русского. Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского. При ОБОБЩЕНИИ необходимо:  вычленить единичные факты;  подобрать языковые средства их обобщённой передачи;  составить новый текст. Жители посёлка проводят свой досуг по­разному. Кто­то перечитывает  любимые с детства жюль­верновские романы; кто­то проводит много времени  на реке или в лесу. Основное занятие подростков ­ спортивные игры и  соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний  велокросс. Жители посёлка проводят свой досуг по­разному, в зависимости от вкусов и  привычек. Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.  Сказки любят все.  Третий способ сжатия текста ­ это УПРОЩЕНИЕ. При УПРОЩЕНИИ необходимо:  заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением;    объединить два или три предложения в одно;  разбить сложное предложение на сокращённые простые;  перевести прямую речь в косвенную. 1. Слияние нескольких предложений в одно. Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми. Буран свирепел, бушевал так, что глубокие овраги сделались высокими  буграми.  2. Замена придаточного определительного предложения синонимичным  определением. Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает  своим клиентам туры по всем континентам и странам. Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.  3. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным  оборотом. Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.  4. Сокращение количества структурных частей сложного предложения. Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку  ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать  добычу. Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и  принялся подкарауливать добычу. Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по  отдельности, так и в комплексе. V. Компрессия текста. Выделите в первом абзаце главную информацию, отбросив  второстепенную. Прочтите сжатый текст.  Постарайтесь применить разные  способы сжатия. Пока ученик читает свой вариант, остальные проследите, какие приёмы  сжатия он применил. Второй ученик – свой вариант.  Дружба ­ это не что­то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце.  Нельзя заставить себя быть другом кому­то или заставить кого­то быть твоим  другом.  (Дружба ­ это не что­то внешнее. Она лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить дружить.) Выделите во втором абзаце главную информацию, отбросив  второстепенную. Прочтите сжатый текст.  Пока ученик читает свой вариант, остальные проследите, какие приёмы сжатия он применил. Второй  ученик – свой вариант.  Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что  означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и  признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и  делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как  личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в  том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки.  Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для  дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные  ценности. Людям, которые по­разному смотрят на то, что есть добро, а что  зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять  к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он  совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы,  которая существует давно и проверена временем,  это не принципиально.  (Для   дружбы   нужно   прежде   всего   взаимное   уважение.   Это   значит считаться   с   мнением   друга   и   признавать   его   достоинства.   Уважение проявляется в словах и делах. Уважаемый друг чувствует, что его ценят как   личность   и   помогают   ему   не   только   из   чувства   долга.   В   дружбе важно   доверие,   уверенность   в   искренности   и   надежности   друга.   Друг может   ошибаться,   ведь   все   мы   несовершенны.   Это   два   основных   и главных условия для дружбы. Важны и общие нравственные ценности, представления о добре и зле. Для дружбы, которая существует давно и проверена временем, менее значимы общие интересы или увлечения.) Выделите в третьем абзаце главную информацию, отбросив  второстепенную. Прочтите сжатый текст.  вариант, остальные проследите, какие приёмы сжатия он применил. Второй  ученик – свой вариант. Запишите полученный сжатый текст в третий столбик  таблицы. Пока ученик читает свой  Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень  сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы  жизнь немыслима. (Дружеские   чувства   не   зависят   от   возраста.   Они   могут   приносить человеку множество переживаний. Без дружбы жизнь немыслима.) Наша работа по сжатию данного текста должна быть завершена на следующем уроке. Итогом станет готовый вариант сжатого изложения. – Главное – не исказить авторскую идею, не отойти от микротем, не  нарушить логику текста. Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия — Ребята, могут ли руки помочь подружиться? Потрогайте руки друг друга. Что вы можете о них сказать? Пожмите дружески руки друг другу? Что вы почувствовали? — Спасибо всем за работу на уроке. ( «Песенка о дружбе.»)

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018