Методическая разработка урока Практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
10 кл
06.04.2018
Ознакомление учащихся с лекарственными средствами начинается с теоретического обзора строения и применения того или иного препарата при различных заболеваниях. Подробно анализируется инструкция по применению определяемого лекарства (можно использовать справочники по лекарственным средствам, но лучше всего применять листы-вкладыши, прилагаемые к упаковке препарата). Особое внимание следует уделять составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами и их применения. При этом учащиеся должны также усвоить, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем. Изложенный материал учащиеся записывают кратко в своих рабочих тетрадях. Далее проводится практическая работа, в течение которой каждый ученик самостоятельно проделывает исследование.
Для исследования ученик получает анализируемый препарат в виде таблетки, капель или иной лекарственной формы. По итогам выполненной работы ученик записывает в рабочую тетрадь результаты анализа по специальной форме с указанием нормы. Сравнивая полученные результаты с содержанием определяемого показателя в норме, формулируется вывод о соответствии или несоответствии изучаемой пробы требованиям, предъявляемым к данному лекарству
Практическая работа анализ лекарств.doc
Практическая работа
«Анализ лекарственных препаратов».
Цели: провести анализ лекарственных препаратов, производных
салициловой кислоты; закрепить знания учащихся о качественных реакциях
органических соединений и правилах обращения с веществами в повседневной
жизни; отработать навыки экспериментального определения органических
веществ; способствовать овладению доступными для учащихся научными
методами исследования; формировать умения сравнивать строение
лекарственных веществ и известных им соединений (фенолы, карбоновые
кислоты), выявлять структурную схожесть определенных фрагментов их
молекул, и делать выводы о том, что близкие по строению вещества
проявляют сходные химические свойства; развивать у учащихся логическое
мышление и творческий подход к решению поставленной задачи.
Оборудование: ацетилсалициловая кислота разных
производителей, стакан с водой, растворы этилового спирта, гидроксида
натрия (или калия), хлорида железа (III), спиртовка, держатель, спички,
пробки для пробирок, пипетки.
Планконспект урока.
«Все есть яд, ничто не лишено ядовитости,
И все есть лекарство,
Лишь только доза
Делает вещество ядом или лекарством».
Парацельс
I. Повторение изученного.
Учитель. В повседневной жизни человек применяет огромное количество
веществ. К сожалению, некоторые из них не по назначению. Чаще всего в
эту категорию веществ попадают лекарственные препараты.
Что такое лекарственные препараты?
Учащиеся. Лекарственные препараты – это медицинские средства, которые
назначаются врачом при определенных заболеваниях для улучшения
состояния здоровья человека.
Приведите примеры.
Учитель. Какие группы лекарственных препаратов вам известны?
Учащиеся. (краткие сообщения учащихся). Среди лекарственных
препаратов выделяют следующие группы:
Жукова Т.
А.
1 1. Антисептические (греч.
anti –отрицание,
septikos гниение)–
средства, обладающие противомикробным действием и применяются
для дезинфекции, смазывания кожи и слизистых оболочек, орошения
ран и полостей. К ним относятся: борная кислота, раствор йода,
бриллиантовый зеленый, фурацилин, ляпис – AgNO3, протаргол –
ZnSO4, перманганат калия, перекись водорода и другие.
2. Антибиотики (греч. anti –отрицание, и bios жизнь) – органические
вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью
убивать микробов. К ним относятся: пенициллины, стрептомицин,
нистатин, тетрациклин, левомицетин, эритромицин, олететрин и ряд
других.
3. Анестезирующие (an – отрицание, aisthesis – чувство, ощущение) –
вещества, временно блокируют нервные окончания. К ним относятся
новокаин, дикаин, лидокоин и другие.
4. Анальгетики (греч.
устраняющие
analges обезболенный) – лекарственные
путем
препараты,
непосредственного воздействия на ЦНС. Ацетилсалициловая кислота
и её производные, амидопирин, анальгин, парацетамол, фенацетин и
другие.
ощущения,
болевые
Учащиеся. К производным салициловой кислоты относятся: салол,
Учитель. Сегодня, в очередной раз, вы выступаете в роли лаборантов. Зная
состав некоторых лекарственных препаратов, вы исследуете образцы от
разных производителей и сделаете вывод о соответствии состава препарата и
полученными данными во время проводимых вами опытов. А работать мы
будем с производным салициловой кислоты.
Какие лекарственные препараты относятся к этой группе?
фенацетин, аспирин и некоторые другие.
Учитель. Составьте формулы этих веществ и дайте им краткую
характеристику. (учащиеся записывают формулы веществ на доске, выделяют
функциональные группы, содержащиеся в молекулах).
Учитель. Итак, аспирин. Выпуск его налажен с 1899 года как анальгетика с
противовоспалительным и жаропонижающим действием.
Зная качественные реакции на функциональные группы и состав молекулы
какие вещества можно использовать для определения наличия этих
функциональных групп?
Учащиеся. На фенольную группу – хлорид железа (III), на карбоксильную
группу – индикатор, гидроксид натрия.
II. Инструктаж по выполнению работы.
Жукова Т.
А.
2 Учитель поясняем методику выполнения практической работы по этапам и
вариантам. Учащиеся анализируют аспирин от разных производителей.
На первом этапе вы определяете растворимость аспирина при разных
условиях (при обычной температуре и нагревании, используя различные
растворители: вода, щелочь, этиловый спирт). На этом этапе доказываете
состав вещества и наличие карбоксильной группы.
На втором этапе вы определяете наличие фенольного производного,
действуя на образец раствором хлорид железа (III). (учащиеся могут
пользоваться методическими рекомендациями учебника на стр. 297299).
На последнем этапе делаете вывод о соответствии состава препарата с
табличными данными.
III. Инструктаж по технике безопасности.
1. Работа с едкими веществами щелочами;
2. Работа со спиртовкой;
3. Правила нагревании.
IV. Выполнение работы.
Учащиеся исследуют выданные образцы аспирина, оформляют результаты
опытов. Учитель координирует работу учащихся, следит за соблюдением
техники безопасности.
Методика выполнения работы.
1. Растворимость ацетилсалициловой кислоты.
Разотрите в ступке таблетку выданного образца лекарственного
препарата. Перенесите в пробирки по 0,1г лекарства (примерно одна
пятая часть таблетки).
а) добавьте в пробирку с образцом аспирина 2 мл воды. Отметьте
растворимость его в холодной воде.
б) нагрейте пробирку с аспирином над пламенем спиртовки. Что
наблюдаете? Составьте уравнение гидролиза ацетил
салициловой кислоты.
в) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл этанола –
С2Н5ОН. Что наблюдаете? Сравните растворимость препарата в
воде и спирте. Составьте уравнение реакции и сделайте вывод.
г) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл щелочи – КОН
(или NaOH). Закрыли пробкой и встряхнули. Изменилась ли
растворимость? Составьте уравнение реакции.
2. Определение наличия фенольного соединения.
В пробирку с аспирином добавьте 2 мл воды, 2 капли раствора хлорида
железа (III) и нагрейте. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции
и сделайте вывод.
Жукова Т.
А.
3 2. В процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение,
V. Предварительный итог.
Учащиеся делают вывод о соответствии состава исследуемого препарата с
табличными данными. Учитель анализирует практическую деятельность
учащихся на уроке.
Учитель. Аспирин используется человеком не только как лекарственный
препарат. Многие хозяйки применяют его как консервирующие добавки.
На чем основано консервирующее действие аспирина?
Учащиеся. 1. В растворе создается кислотная среда, препятствующая
размножению бактерий.
которое обладает бактерицидными свойствами.
Учитель. Какое действие на организм человека оказывает салициловая
кислота – продукт гидролиза ацетилсалициловой кислоты?
Учащиеся. В процессе гидролиза аспирина образуется фенольное
соединение, которое оказывает токсическое действие на организм человека,
т.к. все соединения фенола достаточно ядовиты.
Учитель. Какими должны быть условия хранения ацетилсалициловой
кислоты?
Учащиеся. Аспирин нужно хранить в прохладном, темном месте, где нет
следов щелочной среды, паров спирта.
В заключение урока учитель рассказывает о вреде лекарственных веществ,
используемых человеком не по назначению или в больших количествах и
длительное время.
дополнительное задание на карточках.
Если ктото из учащихся справился с работой раньше, предлагаю
VI. Домашнее задание.
Повторить § 32, выполнить задание с карточки.
Дополнительная информация.
Салициловая кислота (ортогидроксибензойная кислота – С6Н4(ОН)СООН)
бесцветные кристаллы, температура плавления1590С. применяется в
производстве красителей, лекарств и душистых веществ, в пищевой
промышленности(консервирование), медицине (как наружное средство
антисептического, раздражающего действия), как аналитический реагент.
ОН
СООН
Жукова Т.
А.
4 Ацетилсалициловая кислота (аспирин) – сложный эфир салициловой
кислоты по фенольному гидроксилу. В состав молекулы входят
карбоксильная группа –СООН, и радикал ацетил –СОСН3 (одновалентный
остаток
обезболивающим,
противовоспалительным и жаропонижающим действием.
ОСОСН3
Обладает
кислоты).
СООН
уксусной
Лекарственные формы – удобные для применения и рациональные для
лечебного эффекта формы,
Различают
лекарственные формы:
придаваемые лекарствам.
1. жидкие (растворы, настои, отвары и др.);
2. мягкие (мази, пасты);
3. твердые (порошки, таблетки);
4. газообразные (аэрозоли).
Карточка №1.
Зная состав лекарственного препарата парацетамола предположите, с
помощью какого реактива можно доказать наличие функциональной группы,
содержащейся в его молекуле.
О =С NHCH3
OH
Карточка №2
Зная состав лекарственного препарата тетрациклина предположите, с
помощью какого реактива можно доказать наличие функциональной группы,
содержащейся в его молекуле.
Карточка №3
Жукова Т.
А.
5 Зная состав лекарственного препарата левомицетина предположите, с
помощью какого реактива можно доказать наличие функциональной группы,
содержащейся в его молекуле.
Методические рекомендации
к практической работе №11
«Анализ лекарственных препаратов».
Приложения.
1. Исследование растворимости ацетилсалициловой кислоты и
обнаружение карбоксильной группы.
Разотрите в ступке таблетку выданного образца лекарственного препарата. Перенесите в
пробирки по 0,1г лекарства (примерно одна пятая часть таблетки).
а) добавьте в пробирку с образцом аспирина 2 мл воды. Отметьте
растворимость его в холодной воде.
б) нагрейте пробирку с аспирином над пламенем спиртовки. Что наблюдаете?
Составьте уравнение гидролиза ацетилсалициловой кислоты.
в) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл этанола – С2Н5ОН. Что
наблюдаете? Сравните растворимость препарата в воде и спирте. Составьте уравнение
реакции и сделайте вывод.
г) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл щелочи – КОН (или NaOH).
Закрыли пробкой и встряхнули. Изменилась ли растворимость? Составьте уравнение
реакции.
2. Определение наличия фенольного соединения.
В пробирку с аспирином добавьте 2 мл воды, 2 капли раствора хлорида железа (III) и
нагрейте. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции и сделайте вывод
Практическая работа №11
«Анализ лекарственных препаратов».
Этапы
работы
Анализ
лекарственных
препаратов,
Анализируемое
вещество
(производитель)
Ацетилсалициловая
кислота (аспирин)
ОСОСН3
Действия
Наблюдения *
Выводы.
Уравнения
реакций.*
1. а) добавили в пробирку
с образцом аспирина 2 мл
воды
…………………… ………………
………………
………………
6
Жукова Т.
А. производных
салициловой
кислоты.
СООН
б) нагрели пробирку с
аспирином над пламенем
спиртовки
……………………
……….
Производитель –
……………
Форма
лекарственного
препарата –
…………
в) в пробирку с образцом
аспирина добавили 2 мл
этанола – С2Н5ОН.
г) в пробирку с образцом
аспирина добавил 2 мл
щелочи – КОН. Закрыли
пробкой и встряхнули.
д) в пробирку с
аспирином добавили 2 мл
воды, 2 капли раствора
хлорида железа (III) и
нагрели
……………………
……………………..
………………
………………
………………
……….
………………
………………
………………
………
Общий вывод:
Жукова Т.
А.
7
Методическая разработка урока Практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».
Методическая разработка урока Практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».
Методическая разработка урока Практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».
Методическая разработка урока Практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».
Методическая разработка урока Практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».
Методическая разработка урока Практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».
Методическая разработка урока Практическая работа «Анализ лекарственных препаратов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.