Методическая разработка урока "Развитие знаний о Земле" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка урока по теме "Развитие знаний о Земле". Представляет собой: ход урока с рассказом учителя. Вопросы по уроку в виде загадок. Предположено домашнее задание с заполнением таблицы. Данный материал можно использовать в 5 классе или 6 классе, т.к. темы перекликаются.Разработка урока по теме "Развитие знаний о Земле"
Иконка файла материала Развитие знаний о Земле.doc

Интегрированный урок

«Развитие знаний о Земле»

Цель урока: Сформировать представление о форме Земли, рассмотреть представление о форме Земли с древних времен.   

Ход урока:

Сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня на уроке мы попытаемся объединить две великие и древние науки – историю и географию.

Есть две науки обо всем на свете,
И им подвластна вся огромная Земля.
Своя история у каждого открытия,
У каждого материка – история своя.
Науки древние, объединившись,
Придут к тебе на помощь сквозь века.
В одно мгновенье ты увидишь вечность.
И небо в чашечке цветка.
И, вечно молоды, стремятся к истине познанья
Науки древние – история с естествознанием.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку станут слова А.Навои, великого мыслителя Востока:

Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим.

·        Как  же еще люди представляли Землю в древности

         Представления древних о Земле опирались, прежде всего, на мифологические представления.  Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира.

kit

Увеличение географических сведений связано, прежде всего, с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений. 

Древние греки представляли себе Землю плоской.

гр

Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

egipt

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы их объяснить.

Земля по представлению древних вавилонян.

vavilon

Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая. 

Великий древнегреческий ученый Пифагор Самосский (в VI веке до н. э.) впервые высказал предположение о шарообразности Земли. Пифагор оказался прав. Но доказать гипотезу Пифагора, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже. pifagor

Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым  использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями. Вот три факта:

1. Тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.

2. Корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы "тонут", исчезая за линией горизонта.

3. Некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.

aristotel

Впервые доказал, что Земля – шар – практически – Ф. Магеллан – совершив, первое кругосветное путешествие.

 

Итак, мы проследили путь от древних времен до момента доказательства практически  - шарообразности Земли. 

С самой глубокой древности ориентирами путникам служили небесные тела. А какие, мы узнаем, ответив на следующие вопросы:

В синей чашке алый мяч, 
Он и светел, и горяч.
(Солнце).

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад, и стар,
Что она большущий шар.
(Земля).

Сам тысячеглазый,
Движется торжественно,
Словно на базар.
(Млечный путь).

Висит пололок – 
Весь в заплатках.
(Небо).

Что видно только днем?
(Солнце).

Из какого ковша не пьют, не едят,
А только глядят?
(Большая Медведица).

Две медведицы смеются:
"Эти звезды нас надули.
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли".
(Большая и Малая Медведицы).

Какая планета носит имя бога войны, а спутники ее называются страхом и ужасом?
(Марс, спутники – Фобос и Деймос).

Какая звезда является центром Солнечной системы?
(Солнце).  

  Какую звезду называют путеводной? Почему?
(Полярную).

Домашняя работа: Заполните таблицу:

Ученые, путешественники

Год, век

Открытия