Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»
Оценка 5

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
25.02.2019
Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»
Конспект урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика» (подготовка к написанию сочинения по произведению Б.Житкова «Рассказы о животных» (цикл рассказов «Про волка»)) .Урок разработан для обучающихся 5 класса. Во время подготовки к сочинению обучающиеся повторяют жанры, элементы композиции рассказа, типы речи, усваивают структуру сочинения-повествования (с элементами описания и рассуждения) через парную работу с дидактическим материалом, развивается умения составлять план письменного высказывания на определённую тему, отбирать и систематизировать материал в процессе подготовки к созданию своего письменного высказывания (подбор ключевых слов, цитат и др.).
Кантова, Лапоногова, Рачеева.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"  "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11" Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика» (подготовка к написанию сочинения по произведению Б.Житкова «Рассказы о животных» (цикл рассказов «Про волка»)) . 5 класс Кантова И.В., Лапоногова Е.Б., Рачеева С.А.,  учителя русского языка и литературы « Мир глазами Волчика» (подготовка к написанию сочинения по произведению Б.Житкова «Рассказы о животных»  (цикл рассказов «Про волка»)) . 5 класс Цель:  Подготовить   учащихся   к   написанию   сочинения   на   заданную   тему   через   составление   подробного   плана   и комплектования пакета дополнительных материалов. МБОУ «СШ №11» г.Архангельска  Задачи:  1. Повторить жанры, элементы композиции рассказа, типы речи, усвоить структуру сочинения­повествования  (с элементами описания и рассуждения) через парную работу с дидактическим материалом. 2. Развивать умение составлять план письменного высказывания на определённую тему. 3. Создавать условия для развития умений отбирать и систематизировать материал в процессе подготовки к созданию своего письменного высказывания (подбор ключевых слов, цитат и др.). 4.Создавать условия для развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через организацию групповой работы. Тип занятия: урок развития речи (подготовки к сочинению) Ожидаемый результат: материал для написания сочинения (заполненные технологические карты). Предварительная подготовка обучающихся: прочитать рассказы Б.Житкова «Дикий зверь», «Как я учил волка «тубо», «Собаки скандалят», «Вырастает», «Бой с Манефой», «Особой породы», «Узнали», «Прозевал», «Беда», «Из плена», «Совсем конец». Предварительная подготовка учителя: дидактический материал (карточки «Жанры», «Элементы композиции», «Типы речи»), технологические карты, иллюстративный материал) № Этап   занятия учебного 1 Орг. момент. (мотивация деятельности).   к 2 Формулирование темы и цели урока     в деятельности обучающихся Содержание педагога Включает   деятельность    Очень сложно представить нашу жизнь   без   домашних   животных. Поднимите   руку,   у   кого   из   вас есть домашний питомец. —  Какие чувства вы испытываете от общения с ними? —    Как   вы   думаете,   что испытывают   животные   во   время общения с вами? —  А с другими людьми?   Задаёт вопросы, направленные на определение темы урока. Необычный   домашний   питомец появился у героя Бориса Житкова. Содержание деятельности обучающихся Примечание   Отвечают   на   поставленный   вопрос   (радость, удовольствие, умиротворение, умиление) Иллюстрации   к   рассказам   Б. Житкова: «Дикий зверь», «Как я учил   волка   «тубо»,   «Собаки скандалят», «Вырастает», «Бой с — Рассмотрите иллюстрации.  —  Кто на них изображен? Рассматривают иллюстрации  Отвечают на вопрос (Волчик —   маленький волчонок, привезенный охотником из  лесу в подарок герою). Манефой»,   «Особой   породы», «Узнали»,   «Прозевал»,   «Беда», «Из плена», «Совсем конец»  Что   же   необычного   в   этой —   ситуации? Отвечают   на   вопрос   (дикий   опасный   зверь оказался в непривычных для него домашних условиях).  Что   чувствует   герой, —   получивший   такой   подарок? Вспомните,   что   пишет   об   этом автор?   Работают   с   текстом   и   отвечают   на   вопрос (удивление, растерянность, опасение) —   А можете ли вы представить, что   чувствует   волчонок   и упоминает ли об этом автор? Работают с текстом и отвечают на вопрос (автор   описывает   лишь   поведение   волчонка, но не говорит о его внутреннем состоянии). Я предлагаю вам сегодня побывать в роли писателя. Но не забывайте, что   создание   произведения   –   это кропотливый труд. —  Как вы думаете, что для этого нам необходимо будет сделать?     к Это и будет темой нашего урока: Подготовка написанию сочинения   по   рассказам   о животных Б.Житкова. Предлагает   варианты   тем сочинения 3 Работа содержанием   над Отвечают на вопрос (необходимо определить название   произведения,   составить   план, подобрать и систематизировать материал).  Открываем   на   доске   темы сочинений: сочинения Я хочу предложить несколько тем для вашего сочинения.  —  Подумайте,   про   что   бы   вы стали   писать   в   сочинениях   на каждую из тем? —  Как   вам   кажется,   какая   из предложенных   тем   больше перекликается нашим разговором   в   начале   урока? Обоснуйте ответ. с       Направляет работу обучающихся на актуализацию знаний: — Чтобы написать сочинение, нам необходимо   определить   его жанровую принадлежность. (Работа с красной карточкой)      Поработайте   с   зеленой —   расположите карточкой: предложенные элементы композиции   рассказа   в   нужном порядке.   —  Возьмите   желтую   карточку   и ответьте   на   вопрос:   какой   тип речи   характерен   для   жанра 1.«Они тоже чувствуют» 2.«Ребятам о зверятах»  3.«Мир глазами Волчика»   Предлагают варианты (1.Чувства животных; 2.Рассказ о домашних животных, о животных наших лесов;3.Каким видит окружающий мир Волчик, его чувства и внутреннее состояние). Отвечают   на   вопрос,   обосновывая   свое мнение   («Мир   глазами   Волчика»,   так   как автор не упоминает о внутреннем состоянии волчонка.   Это  нам   интересно   представить   и написать об этом в сочинении). Работают   с   дидактическим   материалом   в парах: —  определяют   жанровую   принадлежность сочинения (рассказ) —  выполняют задание: воссоздают структуру рассказа Цветные   карточки   на   парте (жанры, типы речи, композиция) Жанры   сказка, рассказ, повесть, быль. (красная   карточка): Композиция   (зеленая   карточка): экспозиция,   завязка,   развитие действия, кульминация, развязка. —  определяют   тип   речи   (для   рассказа характерен тип речи повествование, но если обратиться к теме сочинения, то мы можем использовать   элементы   описания   и Типы   речи   (желтая   карточка)  с краткой характеристикой: описание, повествование, рассказа?   Можем   ли   мы ограничиться   выбором   только одного речи? Аргументируйте   свою   точку зрения. типа     Совместно   с   обучающимися составляет план к сочинению. —  Вспомните,   какие   части   мы выделяем   в   сочинении,   и сопоставьте   их   с   элементами композиции рассказа. —  Давайте   обратимся   к вступлению. О чем мы можем написать в этой части и о чем умолчал писатель? —   Обратимся  к  основной  части сочинения.   Проанализируйте названия   рассказов   и   подумайте, какие   моменты   в   жизни   героя являются   с   вашей   точки   зрения значимыми   для   основной   части сочинения?   Обоснуйте   свое мнение. рассуждения). рассуждение Повторяют структуру сочинения, составляют план   сочинения   и   соотносят   с   элементами композиции) Технологические   карты   (пункты плана, ключевые слова, цитаты)  (развитие  Вступление. План   сочинения   на   тему   «Мир глазами Волчика» 1.   История появления   Волчика   у   людей (экспозиция + завязка) 2.  Основная   часть действия + кульминация)  — Первые уроки воспитания.  — Кто они: друзья или враги? — Я стал совсем ручным. —  Моя   жизнь   снова   меняется? (кульминация) 3  Заключение  (развязка).   Этот странный мир. Предлагают   варианты   вступления,   отвечают на предложенный вопрос (автор не упоминает, как Волчик появился у охотника). Обсуждают предложенные  варианты,  выбирают наиболее удачные и фиксируют  их в технологические карты. Предлагают   свои   варианты   (привыкание   к новым условиям и требованиям, знакомство с Манефой   и   Плишкой,   отношение   к окружающему   миру),   аргументируют   свою точку зрения. Работа   в   группах   над   основной   частью —    Чтобы   написать   основную часть сочинения, нам необходимо обратиться к текстам рассказов. Я   предлагаю   вам   поработать   в группах.   Вы   должны   выполнить следующее   задание:   используя тексты   указанных   рассказов, сформулировать попробуйте названия   плана, определите   ключевые   слова, отметьте нужные цитаты.    пунктов   —  Обсудим   результат   вашей работы заполним технологические карты и     сочинения. Работают   с   текстом,   подбирают   цитаты, ключевые слова,  Список рассказов для групп: 1   группа:  Первые   уроки воспитания  (рассказы   «Дикий зверь»,   «Как   я   учил   волка «тубо»); 2   группа:  Кто   они:   друзья   или враги?  («Собаки   скандалят», «Бой   с   Манефой»,   «Как   я   учил волка «тубо»); Обсуждают   названия   пунктов   плана,   при необходимости корректируют их и заполняют технологические карты. 3 группа:  Я стал совсем ручным («Вырастает»   »,   «Особой породы», «Узнали», «Прозевал»); 4   группа:  Моя   жизнь   снова меняется?  («Беда»,   «Из   плена», «Совсем конец»).   всех   —  Завершающий   этап   нашей работы   предполагает   написание заключения.   Мы   можем предположить,   что   у   Волчика после событий   сформировался определенный взгляд на окружающий мир.  —  Какой этот мир? Предложите варианты   характеристик   мира,   увиденного Волчиком? —    Как   мы   можем   озаглавить Предлагают   варианты   с   записью   на   доске: добрый, неприветливый, странный, непонятный, интересный и др.       доске На окружающего мира   характеристики Предлагают   варианты,   выбирают   наиболее удачный («Этот странный мир»). Предлагают свои варианты. Обмен мнениями Пишут сочинение по заданной теме   последний пункт плана, учитывая   предложенные вами характеристики окружающего мира? Запишите   название   последнего пункта   плана   в   технологическую карту. —    Используя   характеристики мира,   подумайте,   как   можно закончить ваше сочинение.  Ответьте   на   вопросы:   сложно   ли вам   было   начинать   работу   в качестве писателя, что показалось наиболее   затруднительным,   что вызвало у вас особый интерес? Используя записи  в карте, напишите сочинение «Мир глазами Волчика».   что сочинение   пишется   от   первого лица, от лица главного героя.   Не   забудьте,     технологической 4 Рефлексия 5 Домашнее задание Список использованной литературы 1.  Рассказы Б.Житкова «Дикий зверь», «Как я учил волка «тубо», «Собаки скандалят», «Вырастает», «Бой с Манефой», «Особой породы», «Узнали», «Прозевал», «Беда», «Из плена», «Совсем конец» 1. http://r-rech.ru/2009-04-06-13-32-01/2010-11-07-14-12-32.html Использованные материалы и Интернет­ресурсы

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»

Методическая разработка урока развития речи по теме « Мир глазами Волчика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019