Методическая разработка урока «Русский язык» (обучение письму) по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 1 класс
Оценка 4.7

Методическая разработка урока «Русский язык» (обучение письму) по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 1 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
16.01.2017
Методическая разработка урока  «Русский язык» (обучение письму)  по программе «Начальная школа XXI века»  под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 1 класс
Методическая разработка урока «Русский язык» (обучение письму) по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 1 класс тема: «Письмо заглавной и строчной буквы З, з» Цели: сформировать представление о букве З и звуках [з], [з’]; научить писать заглавную и строчную букву З, з; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, образного мышления.При работе с этой темой сформировать представление о букве З и звуках [з], [з’]; научить писать заглавную и строчную букву З, з; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, образного мышления.
Письмо заглавной и строчной буквы З, з.doc

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Сажное

Яковлевского района Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

«Русский язык» (обучение письму)

по программе «Начальная школа XXI века»

под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 1 класс

 

тема: «Письмо заглавной и строчной буквы З, з»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Кобзева Ольга Геннадиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «ООШ п. Сажное»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       Цели деятельности педагога: сформировать представление о букве З и звуках [з], [з’]; научить писать заглавную и строчную букву З, з; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, образного мышления.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; умеют различать печатный и письменный вариант написания буквы З, проводить поэлементный анализ; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву З, з.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы З, з; моделирование звуковой схемы слов.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные ориентиры деятельности, вносить необходимые коррективы в учебно-операционные действия.

Коммуникативные: умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Оборудование: тетрадь для 1 класса, презентация «Прописи», компьютер, проектор, бумажные элементы буквы  З, з, слова (зайка, замок, зима, змея, глаза, узор), картинка зайца.

Тип урока:  урок  усвоения  новых знаний.

Ход урока

I.      Организационный момент. Введение в тему.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

- Давайте проверим наши рабочие места, как мы сидим, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, начинаем наш урок. (Плакат «Сиди правильно».)

– Отгадайте загадки:

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая-одета,

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

– Как вы догадались, что это заяц? По каким признакам? Что ещё вы знаете о зайце? 

Заяц – беляк обитает в тайге, смешанных лесах. Передвигается он прыжками. Днём заяц обычно лежит под кустом, в густой траве или ямке. Ночью он питается: летом поедает травянистые растения, грибы, а зимой – мелкие ветви и кору деревьев, кустарников. Но и сам заяц нередко становится едой для хищных животных – лис и волков.

Вот наш заяц, вы не бойтесь за него. Он пришёл к нам из русской народной сказки «Колобок» (Картинка). Вы знаете эту сказку?

- Кто читал или слышал эту сказку? Расскажите. (Рассказы детей.)

- А какие ещё вы знаете сказки, где героем был заяц? (Ответы детей).

– Верно. Так заканчивается сказка. Вот и наш Заяц решил нам помочь в обучении грамоте и подарить букву. 

- Как вы думаете, какая это буква? (Ответы детей). Какова тема нашего урока? Цели?

II. Изучение нового материала.

– Верно, сегодня на уроке вы познакомитесь с буквой З и научитесь писать заглавную и строчную букву.

1.     Работа в прописи.

 Работа с образцом заглавной буквы З.

– Сравните печатный и письменный варианты написания заглавной буквы З.

– Рассмотрите образец заглавной буквы З. Опишите направление движения руки при написании буквы З.

(Заглавная буква З состоит из двух элементов – из двух полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать чуть выше вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до вспомогательной линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.) 

   (Показ на компьютере)

Инструктаж о положении прописи на парте при письме, об умении правильно держать ручку, о правильной посадке во время письма.

Запись заглавной буквы З; имен собственных по образцу.

– Прочитайте слова, которые вы написали.

2.

 – Прочитайте предложение. (На доске) Сколько в нём слов? (Зоя и Зина играли во дворе.)

– Какие слова в этом предложении написаны с большой буквы? Почему? Напишите предложение по образцу на дополнительной строке. 

– В какие игры можно играть во дворе?

– Зоя и Зина играли в слова. Хотите к ним присоединиться?

– Какие слова ещё начинаются с буквы З.

Я на букву З, з друзья,

Знаю многие слова.

В звезде найдёшь ты букву З,

И в золоте и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, земле, морозе.

И чем больше слов на букву З, з

Веселее в букваре!

– Вы можете написать слова, с которыми вы играли? Почему? (Не умеем писать строчную букву з.)

– Рассмотрите образец строчной буквы з. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите об особенности расположения письменной строчной буквы з на рабочей строке. 

- Рассмотрите образец строчной буквы з. Опишите направление движения руки при написании строчной буквы з.

(Буква з состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, не касаясь её. Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз за нижнюю строку, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки). Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки.)

 (Показ на компьютере)

Запись строчной буквы з.

Физ. минутка   

Зайки

Зайки скачут по лужайке.

(Прыжки, руки согнуты вперёд, кисти вниз.)

Вдруг в лесу мелькнула тень,

Зайки спрятались за пень,

(Упор присев.)

На носочки поднялись,

(Встать на носки, руки согнуты перед собой, кисти вниз.)

Серый зайка, оглянись,

(Повороты головы направо-налево.)

Не сидит ли за кустом

Серый волк с большим хвостом?

(Сесть за парту.)

(Учащиеся повторяют упражнения за учителем.)

3. Самостоятельное выполнение работы.

- Напишите слова по образцу. (Из печатного сделать письменный): зайка, замок, зима, змея, глаза, узор.

Вывод: буква З имеет два звука [з], [з’].

4. Индивидуальная форма  (на местах и у доски)

– Заяц принёс из леса буквы и рассыпал у вас по странице (карточки у тех, кто у доски). Попробуйте из этих букв составить слова. Запишите.

(змея, земля, глаз, язык).

 Далее проводится коллективная проверка работы.

– Что общего во всех этих словах? (У всех встречается строчная  буква з).

Подчеркнуть букву з, разделить слова на слоги, поставить ударение.

 5. (Работа в группе). Звукобуквенный анализ слов.

– Прочитайте слова, которые написаны на стр.42 (газета, зерно, юнги, ёлки, земля, мелки, кегли, ямки).

- Сравните слоговый, звуковой и буквенный состав этих слов. Какие слова подходят к данной схеме? Напишите это слово рядом со схемой.

- юнги, земля

Вывод: буква З имеет два звука [з], [з’].

6. Воспитательная задача

Зимняя ночь.

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо - невидимо рассыпались яркие звёзды.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка – это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц – беляк. Вот что – то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Физ. минутка (пальчиковая гимнастика)

7. (Работа  в парах). Задания на резервной странице.

1. Измените одну букву. Запишите новые слова.

Коза – козы, роза – розы, зима – зимы, змея – змеи (сравнение: один – много).

 

8. Дифференцированная работа в рабочей  тетради № 2 или в тетради  «Я учусь писать и читать».

1. Записать предложения.

У Зои и Зины зоркие глаза.

У Зои земляника.  Но она зелёная.

или

2.     Звуковой анализ (Дополнить: над звонкими согласными звуками поставить красный колокольчик.

 


з

а

н

о

з

а

 

                                                                        

к

о

р

з

и

н

а

     или

3.     Раскрасить зелёным карандашом те части рисунка, на которых написана буква З, з. (зонтик).

– Кто доволен своей работой?

– Почему надо бережно относиться к слову? 

III. Итог урока.

Вот кончается урок.

Все старались, не ленились

И чему-то научились.

IV. Рефлексия.

– Расскажите, что делали, что было самым трудным? (Самооценка и оценка работы). Для тебя Доминика, … Аня, … и т. д.

– Что предстоит сделать на следующем уроке?

(Игрушки на ёлке).  Все молодцы, спасибо за работу.

Список используемых материалов

1. Русский язык. Обучение грамоте: методические рекомендации к урокам [Текст] /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 544 с. ISBN 978-5-360-03772-9

2. Прописи №2 к учебнику «Букварь» 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 64 с. : ил.  ISBN 978-5-360-03843-6

3. Школа физминуток (1-4 классы): практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] – М. : ВАКО, 2005. – 208 с. ISBN 5-94665-199-4

4. Плакат «Сиди правильно» [Фото] http://s3.frame.ozstatic.by/1000/934/308/10/10308934_0.jpg (дата обращения 21.04.2015 года)

5. Животные леса /Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 63, [1] с. : ил. ISBN 978- 5-358-02213-3

6. Прописи. Алфавит [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/885134 (дата обращения 24.04.2015)

7. Загадки про зайцев [Электронный ресурс]. URL:  http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-dikikh-zhivotnykh-rossii/zagadki-pro-zajtsa.html  (дата обращения 23.04.2015 года)

8. Стихотворения на букву З [Электронный ресурс] URL: http://readik.ru/str1_13_1_5.php (дата обращения 23.04.2015)

9. Стихотворения о словах с буквой З [Электронный ресурс] URL: http://nattik.ru/?p=5645 (дата обращения 23.04.2015)

10. Рассказы о зиме для младших школьников [Электронный ресурс] URL: http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-o-zime-dlja-mladshih-shkolnikov.html (дата обращения 23.04.2015)


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п

Цели деятельности педагога : сформировать представление о букве

Цели деятельности педагога : сформировать представление о букве

А какие ещё вы знаете сказки, где героем был заяц? (

А какие ещё вы знаете сказки, где героем был заяц? (

Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз за нижнюю строку, делаем петлю (петля пересекается на нижней…

Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз за нижнюю строку, делаем петлю (петля пересекается на нижней…

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней

Русский язык. Обучение грамоте: методические рекомендации к урокам [Текст] /Л

Русский язык. Обучение грамоте: методические рекомендации к урокам [Текст] /Л
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017