Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация
Оценка 4.9

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
20.06.2017
Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация
методическая разработка урока и презентация к уроку
урок принципы рус пунктуации 11 кл Мешкова.doc
Уровень обучения – базовый Русский язык 11 класс Тема урока: Принципы  и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков   препинания:  Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час Место урока в системе уроков по теме  ­ №9 УМК и оборудование:  1)    Власенков А.И., Рыбченкова А.М., Русский язык. Грамматика. Стили речи: учеб.  пособие для 10­11 кл. общеобразоват. учреждений, ­  М.: Просвещение, 2003;   2)   Бабайцева В. В.,  Русский язык: Терия. 5­9 кл.: Учебник для общеобразовательных  учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 12­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003;   3)   тесты, карточки с заданиями 4) Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В.Ф.Греков, Л.А. Чешко.­М:  Просвещение, 2006 5) Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А. Теленкова.­М.:, 2007. Тема урока: Принципы  и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков   препинания:  Тип урока:     формирование новых знаний Форма проведения:   урок – практикум с  применением компьютерной                                         презентации, интерактивной доски Цели урока.    Научиться понимать смысловую роль знаков препинания Задачи урока: 1. Систематизировать и углубить сведения учащихся о пунктуации. 2. Развивать   критическое   мышление;   умений   учащихся   предупреждать   ошибки   в изучении данной темы. 3. Воспитывать     бережное   отношение   к   слову   автора,   ответственное   отношение   к собственному   слову,   к   культуре   речи;   совершенствовать   навыки   этичного межличностного общения. Планируемые результаты: Предметные: Анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: Контроль, коррекция, умение контролировать свою деятельность путём сличения  результата действия (выполнения упражнений и тестовых заданий по теме) с эталоном  (выводится на экран) с целью обнаружения и исправления отклонений от него Личностные: Самоопределение,  умение  аргументировать  свои   доводы,   контакт  с   одноклассниками  в группе, объективность в оценке ответов, воспитание нравственных качеств       Оборудование урока:   презентация, интерактивная доска Опережающие задания: сообщение учащихся: «Авторские знаки препинания» План урока. 1. Вступление. Работа с эпиграфом урока. «Слово о  пунктуации» 2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»  3  Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»                                       4. Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные,       разделительные и выделительные»                      5. Составление схемы по теме «Знаки препинания» 6. Авторские знаки 7.  Практикум. Знаки препинания в произведениях. Ход урока I.  Знакомство с целями урока и эпиграфом:                                                                           «… ­ ноты при чтении»                                                                                                А. П. Чехов                                       «…                       имеют двоякое назначение:                                         способствуют ясности в изложении мыслей,                                        отделяя одно предложение от другого или одну                                         часть его от другой, и выражают ощущение лица                                         говорящего и его отношение к слушающему…»                                                                                                        Ф. И. Буслаев Ход урока. 1.  Работа с эпиграфами. Подведение к теме урока. Целеполагание.  ­Ребята,   прочитайте   слова   А.П.Чехова   и     Ф.И.Буслаева.   Какие   слова   пропущены   в   их высказываниях? Что имел в виду А.П.Чехов, называя это «нотами чтения»? ­Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? Для чего нужна пунктуация? В основе любого теоретического материала есть положения или…Подберите синонимы к этому слову…  Попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия.     Запишем тему сегодняшнего урока ­  «Принципы русской пунктуации. Смысловая роль  знаков препинания».  2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.  Вступительное слово учителя.  Сегодня нам трудно представить, что когда­то книги печатались без всем  известных значков, которые называются…? Правильно, знаками препинаниями. Они стали  настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем оценить  по достоинству. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной  жизнью в  языке и имеют свою интересную историю. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и  развитием книгопечатания (XV­XVI вв). В середине XV в. итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в  основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор. В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появились в XVI – XVIII веках 3. Учитель.   Давайте   вспомним,   сколько   знаков   препинания   существуют   в системе современной русской пунктуации.  Ученик. Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания. Учитель.  Внимание на экран  (работа с интерактивной доской).   СЛАЙД 3 Работа с кроссвордом. Давайте определим, о каких знаках препинания идёт речь. Этот знак препинания считают одним из древнейших знаков. Этот знак препинания встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако употребление этого знака в тот период отличалось. Ставился не внизу на строке, а выше – посреди неё. В тот период даже слова не отделялись друг от друга. В.И. Даль называл этот знак значком от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша, мелкая крапина. Ученик (после того, как отгадали слово):  ­Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке в XVI – XVIII веках вопросительный знак назывался «точка вопросительная», восклицательный – «точка удивления». В грамматических сочинениях в XVI  веке учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме». В грамматике Лаврентия Зизания (1596 г) соответствующий раздел имел название «О точках» 2. Этот знак считается наиболее распространённым знаком препинания в русском языке. Это   слово   встречается   в  XV  веке.   По   мнению   П.Я.Черных,   это   слово   –   результат субстантивации   (перехода   в   существительное)   страдательного   причастия   прошедшего времени   от   глагола  запяти(ся),   что   значит   «зацепиться»,   «задеть»,   «заколоться». В.И.Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – «останавливать», «задерживать»  3. Следующий знак называется «знаком удивления» 4. Этот знак в памятниках XVIвека назывался вместительным.  5. Н.М.Карамзин. Впервые в нашей грамматике он появился под названием «молчанка» 6. препинания идёт речь? 7. поэтому имел название «крючок», «закорючка». Один   из   поздних   знаков   препинания.   Существует   мнение,   что   изобрёл   его Этот   знак   долгое   время   носил   название   «знак   пресекательный».   О   каком   знаке Этот   знак   препинания   напоминает   «   следы   от   утиных   или   лягушачьих     лапок», т 1 2 з в 3 4 с т 5 6 м 7 к о а о к и н а а т и к к я к б е ч п с о р о о в ы ч г я а а ц и т к о и т е л ь н ы й ч и е ­Ребята, все ли знаки препинания названы? (в современном русском языке 10 знаков  препинания) ­ Определите роль знаков  (знаки препинания являются важным средством оформления  письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи).  Предположите, какую функцию выполняют каждый из перечисленных  знаков  препинания. 4. Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»                                             В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: логический  (смысловой), структурно ­ синтаксический   и интонационный:           1. Логический (смысловой) ­  знаки препинания помогают расчленить речь   на  части, имеющие значение для выражения мыслей на письме  (смысловое членение),           2. Структурно ­ синтаксический   делает наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), создает стабильность системы пунктуации.           3. Интонационный ­  служат для обозначения интонационного оформления,  средство выражения семантики (значения) в устной речи. 5. Применение  знаний в новых условиях.  Задание:  запишите предложение, расставьте знаки препинания, определите, какую роль  играет  в тексте тот или иной знак препинания. Какого принципа пунктуации вы  придерживались при расставлении знаков препинания?  1) В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.  (Сухомлинский В.) 2) Чем гибче, чем богаче, чем многообразнее мы усвоим себе тот язык, на  котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче  выразим на нём нашу мысль. (Ф.Достоевский) Порядок пунктуационного разбора (слайд 5) ­Давайте вспомним  функции, которые выполняют знаки препинания.  Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные, разделительные и  выделительные»                           В зависимости от функции знаки препинания делятся на три группы: отделительные,  разделительные, выделительные. К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный и  восклицательный знаки, многоточие. Эти знаки ставятся в конце предложения и служат  средствами отделения одного предложения от другого в составе текста. К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире и  двоеточие. Эти знаки ставятся в простом предложении для разделения однородных членов  предложения и для разделения простых предложений в составе сложного. К выделительным знакам препинания относятся двойные (парные) знаки: двойные  скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые. 7. Исследование предложения   по схеме  пунктуационного  анализа (работа около  доски и в тетради: текст у каждого на парте, порядок разбора – на экране) Задание: расставьте знаки препинания, объясните их роль в тексте.      СЛАЙД 4  Красота это глубоко человеческое. Красота существует независимо от  нашего сознания и воли, но она открывается человеком,  им постигается, живёт в его душе;  не было бы нашего сознания ­ не было бы и красоты. <…> Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветёт благородство.  Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шёпот листьев и песню  кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка  в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи услышал и, затаив дыханье, слушает сотни и тысячи лет  чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её. (В.  Сухомлинский) 8. Авторские знаки  Учитель.  О том, что существует  авторская пунктуация, знают все. Но что же она все­таки собой представляет?  В этом мы и попытаемся разобраться. (выступление учащегося с минипроектом) Ученик:   Итак,   в   художественных   произведениях,   помимо   нормативных,   строго обязательных   знаков   препинания,   а   также   знаков   вариативных   (то   есть   допускаемого правилами   выбора   одного   из   нескольких   возможных   знаков   или   между   знаком   и   его отсутствием),   возможна   авторская   пунктуация. Авторской часто   называют   пунктуацию нестандартную,   противоречащую   современным   нормам   постановки   знаков   препинания. Такая   пунктуация   объясняется   самыми   разными   причинами,   от   сознательного использования   автором   значения   знака   до   расстановки   знаков   в   соответствии   с устаревшими сейчас нормами. ­Рассмотрим несколько примеров из романа «Мелкий бес» Федора Сологуба. СЛАЙД 6 Примеры 1–5 показывают достаточно четко, что автор ставит лишний с точки зрения  существующей нормы знак препинания между однородными сказуемыми (схема О и  О приобретает в этом случае вид О, и О). Вроде бы и можно было говорить о некоторой  системе, если бы не находились в том же тексте контрпримеры. Автор   достаточно   часто   ставит   знак   между   однородными   сказуемыми,   при   этом никогда знак не появляется между однородными дополнениями или определениями. Если   в   авторском   тексте   обнаруживается   пунктуация,   противоречащая   правилам постановки знаков препинания, то это заставляет следить за текстом и думать над тем, почему   появился   знак:   возник   он   случайно,   спонтанно   или   за   ним   кроется   какая­то авторская мысль, которую нужно «расшифровать». Наблюдая за постановкой знаков у разных авторов, исследователи приходят к выводу, что   каждый   автор   тяготеет   к   какому­то   определенному   знаку,   который   чаще   других появляется в его текстах. Так, о Тургеневе говорят, что он часто пользуется точкой с запятой, имя Цветаевой сразу же ассоциируется с тире.  СЛАЙД 7 Если о текстах Цветаевой принято говорить, что в них изобилуют тире, что тире является  любимым авторским знаком, то о текстах Ахматовой такое сказать трудно, но  понаблюдаем. Использованный знак дает автору возможность выразить, а читателю уловить некоторый  «добавочный» смысл. Итак, авторские знаки употребляются в следующих ситуациях (СЛАЙД 8) 1. Для замены «немаркированного» нормативного знака. 2. Против всех норм: – как способ членения текста, – как замена лексической единицы. 3. Авторская пунктуация как литературный прием. Физкультминутка  (для глаз) 9. 10.  Как мы видим, разнообразие авторских вольностей велико, и обучающемуся нужно уметь   ориентироваться   в   них,   так   как   нередко   пунктуационные   знаки   становятся средством   выразительности.   Чтобы   научиться   менять   расстановку   знаков   препинания соответственно   правилам   современной   пунктуации,   следует   поупражняться   в   этом искусстве.  Предлагаем   вам   следующее   задание:   объясните   в   предложениях   постановку знаков препинания и найдите авторские знаки. Запишите, заменив  авторскую пунктуацию СЛАЙД 9 Был   он   большой   художник   –   весело­грустный   и   грустно­веселый,   –   и,   читая   его рассказы хочется и заплакать, и улыбнуться над тем подневольным трагизмом, имя которому – человеческая жизнь.(М.Арцыбашев)  И те, кто знал, и те, кто не знал, и те, кто его любили, и те, кто презирали, и те, кто никогда   о   нем   не   думали,   все   пожалели   Юрия   Сварожича,   когда   он умер. (М.Арцыбашев) 11. «Проверь себя».  Работа в  парах. Обратимся к заданиям, которые предлагаются на ЕГЭ (это задания № 15­19) Задание  (задание №15) Расставьте   знаки   препинания. Перепишите  предложения,   в  которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Солнце уже спустилось к самому горизонту и сквозь путаницу  лиан и листьев казалось или золотым или алым. 2) Он  пришёл  рано  и  принёс  собранные  в  букет  астры  и  левкои  и  записку  на  имя моей младшей сестры. 3) Южные  цветы  и  травы  имеют  сдержанные  или  чересчур  дурманящие запахи. 4)  Порой то ли дрема то ли забытье то ли лень овладевали им. 5) Ослепительное зарево раздвинуло темноту и вокруг стало  светло. 6)  Кто­то терем прибирал да хозяев поджидал. 7)   В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как  сходства так и различия. 8)   М.В. Ломоносовым  было  намечено  разграничение  знаменательных  и  служебных  слов  и  в  дальнейшем  это  разграничение  поддерживалось  крупнейшими представителями русской науки. 9)   Многие  литературоведы  и  историки  вновь  и  вновь  спорят  по  поводу  переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. 9) А.С.  Грин  мог подробно  описать  как  изгиб  реки  так  и  расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.  А теперь усложним: задание  в парах  (16, 17 задание) записать   предложения,   расставить   недостающие   знаки   препинания,   объяснить, назвать   принцип   пунктуации,   который   помог   расставить   знаки   препинания   и определить их функции. Первая  выставка  передвижников (1) открывшаяся  в 1871 году (2) убедительно   продемонстрировала  существование  в  живописи (3) складывавшегося на протяжении 60­х годов (4) нового направления. Коршун  (1)  плавно  (2)  взмахивая  крыльями  (3)  летит  над  самой  землёю  и  вдруг останавливается в воздухе (4) словно (5)  задумавшись о чём­то. Она не могла вспомнить своих ночных мыслей, но (1) видимо (2)  главное  от  них  осталось и наполнило ее существо тем  «что­то»,  что и называлось (3) должно быть (4) счастьем. Будем  (1)  однако  (2)  справедливы,  постараемся  войти  в  их  положение  и  (3)  может быть  (4)  станем  судить  о  них  гораздо  снисходительнее. 9. Дифференцированное домашнее задание:  (СЛАЙД 10)     1) 1 уровень – упражнение 366 (по учебнику) 2) 2 уровень ­ найдите примеры авторских знаков в произведениях русской классической  литературы. Объясните постановку знаков. Предложите замену знака в соответствии с  современными нормами русской пунктуации. 3)   выполнить  самостоятельно в  нескольких вариантах  своих КИМах  следующие задания:  задание № 15­19 10.Итоги урока. (Самооценка. Оценки) 11.  Рефлексия. Задание: подытожьте свои знания по изученной сегодня теме.  Из урока я понял (а)… Мне стало ясно, что… Я познакомился (лась) с … Я узнал (а)…

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация

Методическая разработка урока русского языка (11 класс)+ презентация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017