Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
22.04.2019
Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"
Данный урок знакомит и обобщает сведения по орфограмме "Не с разными частями речи". Он рекомендуется для учащихся 7 класса. В разработке присутствуют различные методы и приемы, что положительно сказывается на ход урока.Имеется богатый дидактический материал, карточки, приводятся алгоритмы выполнения работ.
Не с разными частями речи.doc
Урок русского языка  «Правописание НЕ со словами разных частей речи» Тема урока: Правописание НЕ со словами разных частей речи. Тип урока:  Обобщения и систематизации изученного материала. Цели урока: 1. Образовательные:  закрепить сведения о правописании НЕ с различными частями речи; сформировать навыки написания НЕ со словами разных частей речи. 2. Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать навыки самоорганизации, самодисциплины, самоконтроля на уроке. 3. Воспитательные:  воспитать   культуру   общения   и   культуру   ответа   на   вопросы; развивать культуру умственного труда. Структура урока: 1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент) 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи. 4. Обобщение и закрепление. А) Работа с текстом. Б) Разминка. В) Выполнение теста.  Г) Обобщение знаний. 5. Подведение итогов урока. Рефлексия. 6. Домашнее задание. Ход урока 1.Самоопределение к деятельности. ­ Здравствуйте, ребята.  Посмотрите на меня, чтобы я смогла догадаться, все ли у вас в порядке. А теперь повернитесь друг   к другу, улыбнитесь   и сядьте поудобнее.  Сегодня нам предстоит многое узнать, повторить. Но для того, чтобы это сделать, узнаем о чем же пойдет речь на уроке. Тема нашего урока «Правописание не со словами разных частей речи». Сформулируйте цели вашей работы на уроке. Учащиеся сами формулируют  цели урока. 2. Актуализация знаний.  а)   Воспроизведение   опорного   блока   по   теме   на   рабочем   листе   (3мин.)   с предварительным повторением (1мин.): 1 вариант – не с существительными, прилагательными, наречиями; 2 вариант – не с глаголами, деепричастиями, причастиями. б) Взаимопроверка. Учитель опрашивает 1­3 учащихся. 3.Постановка учебной задачи.  Задание «Проверь себя» выполняется с помощью алгоритма. Учащиеся работают в группах, запись ведется в рабочих листах:  1 группа – распределительный диктант; 2 группа – выборочный диктант (слитное написание слов различных частей речи с не); 3 группа – распределительный диктант (раздельное написание слов различных частей речи с не). Алгоритм Правописание не с существительными, прилагательными, наречиями 1.Употребляется ли слово без не? Да                                                                    Нет                                                                          Слитно: неряха, нелепый, нечаянно 2.Есть ли рядом слова вовсе не совсем не, отнюдь не, далеко не? Да                                                                     Нет Раздельно:                                                     3.Есть ли зависимое слово с ни                                                                            (нисколько, ничуть) вовсе не красавица,                                 Раздельно                               4.Есть отнюдь не удачливый                            ничуть не смешно,                      ли                                                                   нисколько не добрый                                                                                                           противопоставления?                                                                                                                               Да                                                         Нет                                                        Раздельно                                                Слитно                                          не высоко, а низко;                                        неаккуратно                                          не правда, а ложь                                           несерьезность Распределительный диктант (1 группа) (Не)навистный   враг;   говорить   (не)правду;   (не)глубокая   речонка;   совсем (не)красавица;   (не)близко,   а   далеко;   (не)выносимо   жарко;   нисколько   (не)достоверный, (не)решительность   друга,   рассчитать   (не)точно,   а   приблизительно;   (не)ряшливость   в одежде;   жили   вовсе   (не)богато;   вести   себя   (не)принужденно;   (не)чаяно   обидеть, (не)большая, а интересная книга. Выборочный диктант (2,3 группы) Ушел (не)далеко; проявить (не)вежество; (не)глубокий, а мелкий пруд; (не)точность в ответе; (не)опрятный на вид; говорить (не)громко, а тихо; (не)приветливость в обращении; вовсе   (не)внимательный,   писать   (не)брежно;   второй   день   (не)настья;   нисколько (не)трудный   вопрос;   совсем   (не)решительный;   (не)вежливый,   а   грубый;   (не)серьезность характера. Слитно Рабочий лист Таблица №1 Раздельно 1 группа – самопроверка по образцу. Таблица №2 Слитно Ненавистный враг Говорить неправду Неглубокая речонка Невыносимо жарко Нерешительность друга Неряшливость в одежде Вести себя непринужденно Нечаянно обидеть Небольшая, а интересная книга Раздельно Совсем не красавица Не близко, а далеко Нисколько не достоверный Рассчитать не точно, а приблизительно Жили вовсе не богато 2.3   группа:   один   ученик   из   2   группы   зачитывает   записанные   им   слова,   группы проверяют написанное, исправляют, дополняют.  Таблица №3 Раздельно Не глубокий, а мелкий пруд Говорить не громко, а тихо Вовсе не внимательный Нисколько не трудный вопрос Совсем не решительный Не вежливый, а грубый Слитно Ушел недалеко Проявить невежество Неточность в ответе Неопрятный на вид Неприветливость в обращении Писать небрежно Второй день ненастья Несерьезность характера Выставление оценки в рабочие листы. 4. Обобщение и закрепление.     1)Работа с текстом.   А) Задание: Определите главную мысль текста, тему, прочитайте вслух. Тема: две недели пребывания в горах. Главная мысль: незабываемые ощущения от пребывания в горах. Б) Индивидуальное домашнее задание:  сообщение о лексическом значении слов ориентация, ориентир, ориентироваться и об особенностях их написания, употребления. В) Задание: Работая в группах, запишите слова с не в таблицу № 4. Таблица №4 Слитно Раздельно Части речи Существительное Прилагательное Наречие Глагол Причастие Текст Две недели пребывания в горах пролетели (не)заметно. (Не)вольно   вспоминаешь,   каким   впечатляющим   остался   в   нашей   памяти   первый подъем на ледник. (Не)большой группой поднялись мы по его склону. На вершине трудно было ориентироваться. Куда ни глянь – всюду (не)тронутый снег. А какая тишина! То была (не)обыкновенная, никем из нас до сих пор (не)испытанная тишина, (не)нарушаемая ни одним   звуком.   Никто   из   нас   (не)прерывал   её.   Каждый   (не)мог   (не)чувствовать   всей (не)повторимости красоты гор. Взаимопроверка групп  по образцу, выставление оценок. Части речи Существительное Прилагательное Наречие Глагол Таблица №5 Слитно Неповторимости Небольшой, необыкновенная Незаметно, невольно Раздельно Не   прерывал,   не   мог,   не чувствовать Не   испытанная   никем,   не нарушаемая   ни   одним звуком Причастие Нетронутый Выставление оценки за работу с текстом в рабочие листы. Алгоритм Правописание не с причастиями 1.Употребляется ли слово без не? Нет                                                                             Да Слитно                                                                     2.Краткое или полное? Недоумевающий взгляд                              Краткое                           Полное Недоумевающий                                       Раздельно               3.Есть ли зависимое                                                             Не написано                    слово?                                                             Не отправлено                                                                                                                 Да                       Нет                                                                                                                                                                         Раздельно              Слитно                                          Не выученный мною урок               Непогасший костер                                          Не пройденный туристами путь      Нераспустившийся                                                                                                       Цветок 2) Разминка перед выполнением теста.  Ребята, вы должны поднять левую руку, если слово пишется раздельно, и правую, если слитно.  Учащиеся объясняют по просьбе учителя, почему слово пишется слитно или раздельно. Самоконтроль, самооценка. Словосочетания для разминки Находиться недалеко, отнюдь не весело,  неплохой товарищ, непрочитанная  книга, говорить не правду, а ложь; далеко не легкое дело, поступить неосторожно, не хороший, а дурной поступок; не решенная мною задача; отнюдь не легкое дело. 3) Выполнение теста. Два варианта                                        1 вариант 1.Не пишется слитно А (не)нарушая тишины Б (не)перечислены В (не)законченная работа Г (не)замерзшая река 2. Не пишется раздельно А (не) дорогой, а красивый ситец Б (не)проснувшийся город В (не)был в школе Г прыгнул (не)высоко, а низко          3.Не пишется слитно          А еще (не)засеянное поле           Б вовсе (не)интересный фильм           В уроки (не)сокращены           Г (не)взирая на лица 2 вариант 1.Не пишется слитно А (не)здоровится Б ничего (не)соображая В поступил (не)по­товарищески Г (не)ряшливо одеты 2.Не пишется раздельно А говорить(не)громко, а тихо Б дорога (не)освещена В (не)трудная задача Г (не)просмотрев до конца 3.Не пишется слитно А (не)глубокий, а рыбный пруд Б (не)проснувшись вовремя В долго (не)заживающая рана Г поступать далеко (не)смело Таблица № 6 1 вариант  1.ВГ 2.ВГ 3.Г 2 вариант 1.АГ 2.АБГ 3.А 4) Обобщение знаний, полученных на уроке.  Рассказать о правописание не с различными частями речи. 1 учащийся о правописании существительных, прилагательных, наречиях с НЕ; 2 учащийся о правописании глаголов и деепричастий и числительных с НЕ;        3 учащийся о  правописании причастий с НЕ. 5.Подведение итогов урока.  6.Домашнее задание: Повторить написание не с местоимениями, упр. 398

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"

Методическая разработка урока русского языка "Не с разными частями речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019