Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
18.10.2017
Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)
Тема урока: «Действительные и страдательные причастия» Тип урока: открытие новых знаний. Цели деятельности педагога: 1) создание мотивационной основы для восприятия учебного материала; 2) создание условий для знакомства с действительными и страдательными причастиями, выработки умения смыслового различения действительных и страдательных причастий; 3) организация продуктивной деятельности посредством использования современных образовательных технологий, внедрение технологии «перевёрнутый класс»; 4) формирование коммуникативных умений учащихся, развитие внимания, памяти, мышления; 5) воспитание интереса к русскому языку.Методическая разработка урока русского языка на тему "Действительные и страдательные причастия" (7 класс) с использованием технологии "перевёрнутый класс". Видео для урока взято с диска "Видеоуроки.нет"
ДЛЯ УРОКА.docx
Тема урока: «Действительные и страдательные причастия»  Тип урока: открытие новых знаний. Цели  деятельности педагога: 1)  создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;  2) создание условий  для  знакомства с действительными и страдательными  причастиями,  выработки  умения  смыслового различения действительных и  страдательных причастий; 3) организация продуктивной деятельности посредством использования   современных образовательных технологий, внедрение  технологии «перевёрнутый класс»; 4) формирование  коммуникативных умений  учащихся, развитие внимания,  памяти, мышления; 5) воспитание интереса к русскому языку.  Планируемые образовательные результаты Предметные: знать определение действительных и страдательных причастий,  ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий Метапредметные: умение самостоятельно определять  цели своего обучения,  ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности,  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно  использовать  речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации  для  выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе  мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности,  знание языка как явления национальной культуры  Оборудование: компьютер, диск с видеоуроком,  учебники, тетради, пакет заданий для организации перевёрнутого обучения. 1. Эмоциональный настрой. Организация класса на работу. Организационный этап. Прозвенел уже звонок.  Начинается урок.  Мы сегодня не одни,  Гости на урок пришли.  Повернитесь поскорей,  Поприветствуйте гостей!  Подтянитесь, улыбнитесь  И тихонько все садитесь.  Будем мы писать, трудиться,  Ведь заданья нелегки.  Нам, друзья, нельзя лениться,  Так как мы – ученики. «Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше             труда.   Без труда не может человек соблюсти свое   человеческое   достоинство».     И   именно   сегодня   нам   с   вами   предстоит   очень плодотворно потрудиться!  2.Повторение изученного о причастии Сегодня мы продолжаем изучение  очень интересной части речи – причастия. Но перед  тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии ­  Что такое причастие? ­ Как определить падеж у причастия? ­ Что называется причастным оборотом? ­ Как на письме выделяется причастный оборот? Его место в предложении, пунктуация при причастном обороте. 3. Целеполагание, самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом. Чтобы   сформулировать   тему   сегодняшнего   урока,   я   предлагаю   внимательно послушать небольшой текст из книги Т.Рик «Привет, причастие». Работа с текстом из книги Т.Рик «Привет, причастие» стр.69­71. Читаем вслух. Ребята   услышали   плач.   Это   рыдала   жёлтая   драконочка.   «Ты   чего плачешь?» ­ спросили дети. «У меня папа слишком деятельный, ­ ответила драконочка. ­ Он действует, а все вокруг страдают!» ­ Как это? ­ Очень просто! Папа, пожирающий пирожные, действует и действует, а пирожные,   пожираемые   папой,   страдают.   Папа,   запивающий   пирожные чаем, действует, а пирожные, запиваемые чаем, страдают: мало того, что их слопали, ещё и чаем поливают! Ещё у нас в замке живёт маленькая злая горгулька.   Папа,   вчера   отдавивший   горгульке   хвост,   так   на   неё подействовал,   что   горгулькин   отдавленный   хвост   до   сих   пор   страдает. Кроме   горгульки,   у   нас   живёт   вечно   голодная   мармулька.   Папа   решил зажарить для неё капустный лист. Ну вот, папа, зажаривший капустный лист,   действовал,   зато   страдал   зажаренный   капустный   лист!   Ему   было жарко   на   сковородке!   Продолжаю   список   папиных   злодейств:   папа, накормивший   капустой   мармульку,   действовал,   а   накормленная   папой мармулька   потом   страдала  –   объелась!   Ещё   папа   улучшал   окружающий ландшафт. Он решил, что скала закрывает солнце. Папа, отломавший от скалы   вершину,   конечно,   действовал   во   благо,   но   как   теперь   страдает вершина, отломанная  от своей скалы! Я долго страдала  молча, а потом решилась и сказала папе, что он злодей! И драконочка опять разревелась. ­ И что было? – поинтересовались ребята. ­ Что­что! Известно что! Дракон Драконыч, нашлёпавший драконочкину попу, решительно действовал, а нашлёпанная драконочкина попа теперь ужасно страдает! Какую информацию из этого текста вы получили? Какая часть речи принимала активное участие во всех этих действиях? Если одни причастия действуют, а другие страдают, то как могут называться такие  причастия? Сформулируйте тему нашего урока. Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия».  Оформление тетрадей  Давайте запишем её на доске и в тетрадях. Отталкиваясь от темы , давайте сформулируем цели, которые мы поставим перед собой. Предположите, что нового мы узнаем, чему научимся?  4.Изучение новой темы  Предлагаю сейчас самостоятельно просмотреть видеурок, и если что­либо будет  непонятным, можно вернуться к той части, которая вызвала затруднения и посмотреть  этот отрывок ещё раз.  Также  можно записать какой­либо вопрос, который возник во время просмотра,  что осталось непонятным, а затем  мы его  обсудим.  Просмотр видеоурока  на компьютере.  О чём был просмотренный вами ролик?  Какие бывают причастия по значению?  Какие причастия называются действительными?  Какие причастия называются страдательными? Предлагаю обратиться к учебнику,  прочитать правило на странице 44 и   сравнить   свои выводы с материалом учебника.    Ответы учащихся. Приступим к реализации следующей цели урока. Поучимся различать действительные и страдательные причастия. А поможет нам в том небольшая схема­помощник Действительные и страдательные причастия признак предмета, признак предмета, который сам производит который испытывает действие, «действует» на себе действие,«страдает»       Кто? ( что?) это делает (сделал?)            Кем? (кем­то) сущ.  в Тв.п.                                                                                Что с ним (ней)  сделали?                                                                                             5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 1) Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными ­ с Колеблемый   ветром;   колеблющийся   тростник;   ожидаемый   пассажирами; ожидающий   пассажир;   орошающие   дожди;   орошенные   водой;   уважаемый   всеми; уважающий   старших;   провожаемый   взглядом;   провожающий   маму;   строящийся стадион; вырастивший урожай; выращенный лес; спасающее спокойствие; спасенный юннатами лес; объединившиеся в борьбе; объединенные общим делом; освобожденный народ; освободившийся народ. Физкультминутка А теперь давайте немного отдохнём. Сейчас я вам буду читать словосочетания, а  вы, хлопайте в ладоши, если услышите действительное причастие, и топайте  ногами, если услышите страдательные причастия. Потемневший снег (Дейст.),                           выращиваемые цветы зажмурившийся от яркого солнца                  земля, поливаемая дождём распускающиеся почки деревьев                   слышимый в вышине журчащие ручьи                                              вспаханное поле улыбающаяся детвора                                    облака, гонимые ветром 6.Самостоятельная  работа с пакетом заданий 1.  Работа с самопроверкой по эталону.  1) Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со  страдательными причастиями: съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника,  раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт. После того как работа будет выполнена,  продемонстрировать правильный ответ. Страдательные причастия Действительные причастия Распустившийся цветок, играющий щенок,  поспевшая клубника, закрывшаяся дверь,  летящий самолёт. 2. Обвести красным фломастером номера  предложений с действительными  причастиями, синим фломастером  ­ со страдательными. Съеденный ужин, раскрашенный рисунок,  забытая игрушка, проверенная тетрадь,  запряжённая лошадь. 1. Солнце выглянуло на расчищенном небе. 2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса. 3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице. 4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг. 5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами. 6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками. 7. У крыльца стояли ещё не оседланные кони. 8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку. 9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу. 10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера. По листку самопроверки  ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание. С действительными причастиями: 1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса. 2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице. 3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками. 4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку. 5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера. Со страдательными причастиями: 1. Солнце выглянуло на расчищенном небе. 2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг. 3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами. 4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони. 5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу. 3. Конструкторско­творческое задание. Замените сочетание с действительным  причастием сочетанием со страдательным; запишите. Следите за употреблением форм  времени у причастий.  Образец: солнце, освещающее поляну – поляна, освещаемая солнцем. ­ Девочка, читающая книгу – (книга, читаемая девочкой); ­ садовник, вырывший яму – (яма, вырытая садовником); ­ ветер, охлаждающий лицо – (лицо, охлаждённое ветром); ­ строители, воздвигающие дом – (дом, воздвигаемый строителями); ­ ученик, выполнявший работу – (работа, выполненная учеником). Физминутка для глаз 4. Дидактическая игра «Найди лишнее». В каждой из трёх групп причастий есть  одно лишнее. Нужно найти его, подчеркнуть  и определить, действительное оно или  страдательное. 1. Увядающий, формирующий, колотый, клеящий, надеющийся. 2. Присевший, притихший, несомый, засеявший, думавший. 3. Выполнимый, взволнованный, хранимый, нёсший, прорезаемый.  5.  Списывание с грамматическим заданием Спишите, выбирая из скобок нужное причастие и надписывая, действительное оно или  страдательное. Причастные обороты выделите запятыми и графически. 1) Скворцы были подобны каким­то (сверкаемым, сверкающим) веретёнам,  мелькавшим в воздухе. 2) В лицо брызнули капли росы упавшие с (задевшего,  задетого) колесом куста. 3) (Подгоняемые, подгоняющие) ветрами и (озарявшие,  озарённые) солнцем облака плавно движутся по небу.    6.Исправь речевые ошибки, связанные с неверным употреблением действительных и  страдательных причастий в предложениях. Запиши верные варианты, расставьте знаки  препинания:  1   Берёзы окружающие (окружавшие) площадку создавали густую тень. 2 Солнечные лучи освещали опадающие (опадавшие) с деревьев листья. 3 В лицо брызнули капли росы упавшие с задевшего (задетого) колесом  куста. 4 Подгоняемые ветрами и озарявшие солнцем облака плавно движутся по  небу. 5 Я увидел острый гребень скалы поднимаемый (поднимающийся) к самым  облакам. 6 Небо охватывается заревом. 7 Вспоминаю первое выступление нашей фронтовой концертной бригады,  состоящей из артистов драматического театра (следует состоявшей); 8 Грязь в город несут тракторы и грузовики, въезжающие на асфальт с  проселочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине (следует  останавливающиеся) 9 Свиньи, отправляющиеся на убой, нагуляли много жира. 7. Выполнение теста Действительные и страдательные причастия Задание 1 Вопрос: Действительные причастия обозначают... Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) действие, которое предмет совершал или совершает самостоятельно; 2) признак, возникший в результате действия самого предмета; 3) признак, возникший у предмета в результате действия на него другого предмета; 4) действие, совершенное над предметом. Задание 2 Вопрос: Выберите из перечня страдательное причастие.  Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) летевший; 2) купающаяся; 3) испеченные; 4) расплывшееся. Задание 3 Вопрос: Выберите ряды, в которых есть и действительные, и страдательные причастия.  Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1) разгромившие, струсивший, колдующий; 2) рассыпанная, взлетевшая, убитый; 3) удаленная, распоротое, презираемый; 4) хранящий, ворованные, прекратившийся. Задание 4 Вопрос: Выберите из перечня действительное причастие.  Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) удивленный; 2) ракрытое; 3) бегущая; 4) оскорбляемый. Задание 5 Вопрос: Какие причастия хорошо сочетаются с местоимением "сам"? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1)  страдательные; 2) действительные; 3) от любые; 4) никакие. Задание 6 Вопрос: Верно ли утверждение: все причастия в данном ряду являются действительными? Действовавший, плюющийся, отдающая, шуршавшие, побледневшее, зеленеющий. Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) Да 2) Нет Задание 7 Вопрос:  Страдательные причастия обозначают... Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) действие, которое предмет совершал или совершает самостоятельно; 2) признак, возникший в результате действия самого предмета; 3) признак, возникший у предмета в результате действия на него другого предмета; 4) действие, совершенное над предметом. Задание 8 Вопрос: Выберите словосочетания, в которых действительные или страдательные причастия  использованы неверно. Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 1)  съевшая сосиска; 2) одевшийся манекен; 3) придуманная сказка; 4) вытекаемая вода. Задание 9 Вопрос: Верно ли утверждение: все причастия в этом ряду являются страдательными? Скошенный, видимый, брошенный, распахнутое, искривленный, отмеченные, гонимая. Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) Да 2) Нет Задание 10 Вопрос:  От каких причастий всегда можно поставить вопрос "кем?" ("чем?") Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) от страдательных; 2) от действительных; 3) от любых; 4) ни от каких. Ответы: 1) (1 б.) Верные ответы: 2; 2) (1 б.) Верные ответы: 3; 3) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;  4) (1 б.) Верные ответы: 3; 5) (1 б.) Верные ответы: 2; 6) (2 б.) Верные ответы: 1; 7) (1 б.) Верные ответы: 3; 8) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;  9) (2 б.) Верные ответы: 1; 10) (1 б.) Верные ответы: 1; 7. Подведение итогов урока. Рефлексия Учащиеся отвечают на вопросы. 1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия? 2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их отличие? ­ Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? ­ Какие трудности возникли у вас при определении разряда причастий? ­ Какое задание было для вас самым сложным? Почему? Справились ли вы с ним? ­ А какое задание показалось простым? ­ Как вы можете оценить свою работу? А каким было сегодня состояние вашей души, отметьте на карточке. Комфортно Уверен в своих силах Хорошо  8.Домашнее задание Выучить правило из учебника  на странице 44   Задание вариативное,  по выбору: 1) Упражнение 100. 2) Выполнить проверочную работу  Проверочная работа. Цель   работы:  выяснить   степень   овладения   учащимися   умением   различать действительные и страдательные причастия. I. Найдите словосочетания со страдательным причастием. 1. На пестреющем лугу;                                  4. отнятая игрушка; 2. о движущемся предмете;                             5. разлившаяся по небу. 3. опавшие с тополя; II. Найдите словосочетания с действительным причастием. 1. Написанная учеником;                                4. посаженные весной; 2. распиленная плотником;                             5. опрокинутый котенком. 3. ведущая в парк; III. Найдите словосочетания с действительными причастиями. 1. Проверенная учителем;                               4. покрашенные краской; 2. плескавшиеся волны;                                   5. летящим самолетом. 3. построенный дом; IV. Найдите словосочетания со страдательными причастиями. 1. Сидящая девочка;                                        4. рассказывающие о путешествии; 2. засыпанные аллеи;                                       5. борющийся за свободу. 3. у потревоженных птиц; Контрольный листок учителя: I. 4;   II. 3;   III. 2, 5;   IV. 2, 3. 3) Выписать из текстов художественной литературы 5 предложений с  действительными и страдательными причастиями.    Ребята, спасибо за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами общаться. ­ Ну вот и всё, урок к концу подходит,  Мы славно поработали сейчас,  Учитель ваш уже итог подводит,  Не сводит с вас своих довольных глаз.  Спасибо вам, ребята, за работу,  Не подвели меня и в этот раз,  С великим удовольствием, конечно,  Поставлю вам оценки я сейчас!  Объявление отметок.

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2017