Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне" (3 класс)
Оценка 4.7

Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне" (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
01.12.2018
Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне" (3 класс)
Строканина Н.В.-урок.docx

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

3 класс, УМК «Школа России»

СТРОКАНИНА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА,

учитель начальных классов

МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №14»,

высшая квалификационная категория

 

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования орфографического навыка младшего школьника. Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО: определены планируемые предметные и метапредметные результаты, с учетом системно-деятельностного подхода в образовательном процессе продуманы педагогические приёмы и формы организации учебной деятельности, подобраны задания проблемного характера. Разработка может быть полезна учителям начальных классов, а также студентам педагогических учебных заведений.  

Введение

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Одной из тем, способствующих формированию орфографического навыка, является «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне», на изучение которой в разделе «Орфография» отведено 3 часа. Для знакомства детей с данным видом орфограммы наиболее эффективно применение технологии проблемного обучения. Благодаря практическим и исследовательским методам обучения, ребята открывают новую для себя опасность в слове, делают вывод о необходимости проверки и способах подбора проверочных слов. Работая с учебником, справочниками, словарями, дети планируют свою работу в соответствии с поставленной задачей, выполняют намеченный план, оценивают себя и работу товарища. Групповая форма работы на данном уроке позволяет организовать диалог, учит распределять обязанности, аргументированно доказывать свою точку зрения.

 

Основная часть

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок – исследование

 

Цель для учителя: создание условий для формирования знаний о словах с непроизносимыми согласными в корне, о необходимости и способе их проверки при написании.

Цель для обучающихся: раскрытие понятия «непроизносимый согласный в корне слова», формирование первичных знаний о способах проверки слов с непроизносимым согласным в корне.

Планируемые результаты:

Предметные:

- находить изучаемую орфограмму;

- подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

-представлять информацию в виде схемы (алгоритма).

Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-высказывать свою версию;

-работать по плану;

-находить и исправлять ошибки самостоятельно;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения;

- работать в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные:

- развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Технология: здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология сотрудничества, прием «кластер» (технология КМ), технология оценивания образовательных достижений.

Методы и приемы: наглядный, практический, исследовательский.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Средства обучения:    учебник, рабочая тетрадь, орфографический словарь, конверты с заданиями, оценочный лист, компьютерная презентация.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

уточнение тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ.

 - Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

- Поясните каждое понятие.  

 

Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики?

 

 

Вы хотите, чтобы было так?

 

Что вы для этого можете сделать?

 

Продолжите фразу: Я могу….

 

 

Урок:  Интересным  Познавательным  Развивающим  Плодотворным

 

Ученики:  Активные  Думающие  Работоспособные  Внимательные  Творческие  Дисциплинированные

 

 

 

 

Продолжают фразу

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-высказывать свою версию;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения;

- развивать интерес к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

2. Актуализация  опорных знаний

Цели:

актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

ЧИСТОПИСАНИЕ

Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

Вы работаете в командах. Вспомните правила работы в команде. Посмотрите на доску. Подумайте, обсудите, на какие группы вы распределили бы эти буквы.

П Д В А И Я К О

Расскажите все, что знаете об этих группах.

Спишите в соответствии с правилами каллиграфии.

Оцените этап «Чистописание» в листах себя и товарища.

Лист оценки

Составление КЛАСТЕРА

Что такое орфограмма?

Какие орфограммы вам знакомы?

 

 

Мы все орфограммы знаем?

Для чего вам это нужно знать?

 

 

Записывают дату и вид работы.

 

 

 

Отвечают на вопросы, делят на группы

Дают характеристику группам букв

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Вспоминают ранее изученное.

-уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-высказывать свою версию;

 - оформлять свои мысли в устной форме;

-работать в группе;

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения

Цели:

выявление места (шаг, операция) затруднения;

фиксирование во внешней речи причину затруднения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ В СООТВЕТСТВИИ С ВИДОМ ОРФОГРАММЫ

 

Прочитайте слова, подумайте, обсудите и распределите слова по группам по типу орфограмм.

Карточка №1

Презентация – слайд 2

 

 

Сколько групп получилось? Докажите ответ. Что заметили?

В каких словах не смогли распознать орфограмму?

 

 

 

Почему?

 

 

 

 

Оцените этап «Орфограммы» себя и товарища

Лист оценки

Читают слова, распределяют на группы.

 

 

 

Распределили на группы: безударные гласные проверяемые ударением, парные согласные.

 

 

Не определили: известный, солнце, сердце, местный, грустный.

 

 

- подбирать проверочные слова при написании слов с изученными орфограммами.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- обнаруживать учебную проблему совместно с учителем

- высказывать свою версию;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- работать в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения.

4. Постановка цели и задачи

Цель:

фиксация темы и цели урока.

БЕСЕДА, КООРДИНИРУЮЩАЯ ПОСТАНОВКУ ТЕМЫ И ЦЕЛИ

Определите тему урока.

Уточните тему в учебнике С.117.

Сформулируйте цель.

Зачем нам это нужно?

 

Что нам может помочь в достижении цели?

Тема: Правописание слов

Цель: познакомиться с новым правилом.

 

 

 

 

Определяют средства: учебник, словарь, справочник, интернет, мнение взрослого человека.

- формулировать учебную проблему совместно с учителем

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- высказывать свою версию;

- оформлять свои мысли в устной форме.

5. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:         

организация составления совместного плана действий;

определение средства.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Спланируйте наши действия в группе.

 

 

 

 

 

Учитель на доску размещает пункты плана, предлагаемые детьми.

План

 

 

Обсуждают, составляют план:

1.     Подумай.

2.     Исследуй слово

(Спроси, прочитай)

3.     Сделай вывод.

4.     Сравни свой вывод с правилом в учебнике.

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-высказывать свою версию;

-работать в группе;

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения.

6. Физминутка

Цель:

снятие физического и эмоционального напряжения.

Читает стих, следит за выполнением упражнений.

 

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Читают стих, выполняют движения

 

7.Реализация построенного проекта

Цели:

Реализация построенного проекта в соответствии с планом;

фиксирование нового знания в речи и знаках;

организация устранения и фиксирование преодоления затруднения

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВ И ВЫВЕДЕНИЕ АЛГОРИТМА

Каждая группа получает технологическую карту слова.

Технологическая карта

Презентация – слайд 3

Представьте результаты своей работы.

 

Давайте выведем алгоритм, который нам будет необходим  при написании слов с непроизносимым согласным.

 

(Размещает этапы алгоритма на доску, дублирует слайдом)

Алгоритм

Презентация – слайд 4

 

Прочитайте правило на с.117-118

Правила

 

 

 

 

Совпадает ли наш вывод с научной точкой зрения?

 

Оцените этап «Исследование» себя и товарища.

Лист оценки

Изучают слова, в соответствии с планом, заполняют технологические карты.

 

 

 

 

Представители группы выступают с результатами работы.

 

 

 

 

 

Составляют алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными

 

 

 

 

 

Читают правило, сравнивают, приходят к выводу, что были правы.

- находить изучаемую орфограмму;

- подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы.

 

-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-высказывать свою версию;

-работать по плану;

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

-представлять информацию в виде схемы (алгоритма).

- работать в группе;

-  оформлять свои мысли в устной форме;

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения.

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

организация усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

РАБОТА С АЛГОРИТМОМ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ

Давайте выполним задание, воспользовавшись алгоритмом, сначала в группах, затем все вместе.

Карточка №2

 

 

 

 

 

Давайте проверим (одно слово от группы)

 

 

Оцените этап «Работа с алгоритмом» себя и товарища.

Лист оценки

 

Анализируют слово, подбирают проверочные слова, доказывают написание.

(по очереди,  в группе рассуждают в соответствии с алгоритмом)

 

Записывают слово, рассуждая по алгоритму.

- находить изучаемую орфограмму;

- подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы;

 

-уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- высказывать свою версию;

-работать по плану;

-работать в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения.

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

организация выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организация самопроверки по эталону, самооценки;

организация выявления места и причины затруднений, работы над ошибками

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМА

Какую цель мы ставили на уроке?

Достигли?

А теперь время для самостоятельной работы, проверьте на сколько каждый из вас достиг этой цели.

 

На столах конверты с заданиями разной сложности. Выберите задание и выполните, не забывая об алгоритме.

Задания для самостоятельной работы

Проверьте правильность выполнения.

Презентация – слайд 5.

 

Оцените этап «Самостоятельная работа» себя.

Лист оценки.

Вспоминают цель.

Определяют степень достижения цели.

 

 

 

Выбирают задание, выполняют, сравнивают по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают свою работу с образцом, оценивают

- находить изучаемую орфограмму;

- подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы.

-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

-работать по плану;

-находить и исправлять ошибки самостоятельно;

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения.

11. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

ПОДБОР ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ К СЛОВАМ С ИЗУЧЕННЫМИ ОРФОГРАММАМИ

 

Откройте тетради на с. 63, упражнение 159.

 

Обсудите, вставьте пропущенные буквы, определяя правило.

Упражнение 159

Оцените этап «Повторение» себя и товарища

Лист оценки

Выполняют упражнение в группе с комментированием.

- находить изучаемую орфограмму;

- подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы.

-уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения.

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

фиксирование нового содержания урока;

организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗ
Продолжите фразу

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Отметки я поставлю, проверив тетради и листы оценивания.

Продолжают фразы.

- оценивать себя на основе критерия успешности;

– контролировать и оценивать  процесс и результат

деятельности.

13. Домашнее задание

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Правило, с. 61 упр. 154 (тетрадь)

Дома нужно выучить правило, и пользуясь алгоритмом, вставить пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

Презентация – слайд 6

Спасибо за урок!

Слушают инструкцию, записывают домашнее задание.

- уметь воспринимать инструкцию, задавать вопросы, выслушивать собеседника.

 

Заключение

            В ходе урока, благодаря технологии проблемного обучения, методам и приемам, формам организации учебной деятельности, достигнута поставленная цель – создание условий для «открытия» учащимися нового знания. Структура урока соответствует заявленному типу. На всех этапах обучающиеся вовлечены в мыслительную и практическую деятельность.

Список литературы:

 

1.      Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: . – М.: Просвещение, 2013.

2.      Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь 3 класс: В 2 ч.:  – М.: Просвещение, 2014.

3.      Поурочные разработки по русскому языку : 3 класс. К учебному комплекту Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Вако, 2013.

4. http://pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033-375.shtml

5. http://soldatenkova76.ucoz.ru/publ/fizminutki/fizminutki_v_stikhakh/3-1-0-9


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тип урока: урок открытия новых знаний

Личностные : - развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе

Личностные : - развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ . -

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ . -

Лист оценки Составление КЛАСТЕРА

Лист оценки Составление КЛАСТЕРА

Оцените этап «Орфограммы» себя и товарища

Оцените этап «Орфограммы» себя и товарища

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВ И ВЫВЕДЕНИЕ АЛГОРИТМА

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВ И ВЫВЕДЕНИЕ АЛГОРИТМА

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключение В ходе урока, благодаря технологии проблемного обучения, методам и приемам, формам организации учебной деятельности, достигнута поставленная цель – создание условий для «открытия» учащимися нового…

Заключение В ходе урока, благодаря технологии проблемного обучения, методам и приемам, формам организации учебной деятельности, достигнута поставленная цель – создание условий для «открытия» учащимися нового…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2018