ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
3 класс, УМК «Школа России»
СТРОКАНИНА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА,
учитель начальных классов
МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №14»,
высшая квалификационная категория
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования орфографического навыка младшего школьника. Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО: определены планируемые предметные и метапредметные результаты, с учетом системно-деятельностного подхода в образовательном процессе продуманы педагогические приёмы и формы организации учебной деятельности, подобраны задания проблемного характера. Разработка может быть полезна учителям начальных классов, а также студентам педагогических учебных заведений.
Введение
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Одной из тем, способствующих формированию орфографического навыка, является «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне», на изучение которой в разделе «Орфография» отведено 3 часа. Для знакомства детей с данным видом орфограммы наиболее эффективно применение технологии проблемного обучения. Благодаря практическим и исследовательским методам обучения, ребята открывают новую для себя опасность в слове, делают вывод о необходимости проверки и способах подбора проверочных слов. Работая с учебником, справочниками, словарями, дети планируют свою работу в соответствии с поставленной задачей, выполняют намеченный план, оценивают себя и работу товарища. Групповая форма работы на данном уроке позволяет организовать диалог, учит распределять обязанности, аргументированно доказывать свою точку зрения.
Основная часть
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок – исследование
Цель для учителя: создание условий для формирования знаний о словах с непроизносимыми согласными в корне, о необходимости и способе их проверки при написании.
Цель для обучающихся: раскрытие понятия «непроизносимый согласный в корне слова», формирование первичных знаний о способах проверки слов с непроизносимым согласным в корне.
Планируемые результаты:
Предметные:
- находить изучаемую орфограмму;
- подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
-представлять информацию в виде схемы (алгоритма).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-высказывать свою версию;
-работать по плану;
-находить и исправлять ошибки самостоятельно;
Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог, доказывать свою точку зрения;
- работать в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные:
- развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Технология: здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, технология сотрудничества, прием «кластер» (технология КМ), технология оценивания образовательных достижений.
Методы и приемы: наглядный, практический, исследовательский.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, орфографический словарь, конверты с заданиями, оценочный лист, компьютерная презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ. - Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? - Поясните каждое понятие.
Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь. - Какими должны быть на уроке ученики?
Вы хотите, чтобы было так?
Что вы для этого можете сделать?
Продолжите фразу: Я могу….
|
Урок: Интересным Познавательным Развивающим Плодотворным
Ученики: Активные Думающие Работоспособные Внимательные Творческие Дисциплинированные
Продолжают фразу |
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; -высказывать свою версию; - оформлять свои мысли в устной форме; - вступать в диалог, доказывать свою точку зрения; - развивать интерес к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
2. Актуализация опорных знаний Цели: актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. |
ЧИСТОПИСАНИЕ Откройте тетради, запишите дату и вид работы. Вы работаете в командах. Вспомните правила работы в команде. Посмотрите на доску. Подумайте, обсудите, на какие группы вы распределили бы эти буквы. П Д В А И Я К О Расскажите все, что знаете об этих группах. Спишите в соответствии с правилами каллиграфии. Оцените этап «Чистописание» в листах себя и товарища. Лист оценки Составление КЛАСТЕРА Что такое орфограмма? Какие орфограммы вам знакомы?
Мы все орфограммы знаем? Для чего вам это нужно знать?
|
Записывают дату и вид работы.
Отвечают на вопросы, делят на группы Дают характеристику группам букв
Отвечают на вопросы.
Вспоминают ранее изученное. |
-уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; -высказывать свою версию; - оформлять свои мысли в устной форме; -работать в группе; - вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. |
3. Выявление места и причины затруднения Цели: выявление места (шаг, операция) затруднения; фиксирование во внешней речи причину затруднения. |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ В СООТВЕТСТВИИ С ВИДОМ ОРФОГРАММЫ
Прочитайте слова, подумайте, обсудите и распределите слова по группам по типу орфограмм. Карточка №1 Презентация – слайд 2
Сколько групп получилось? Докажите ответ. Что заметили? В каких словах не смогли распознать орфограмму?
Почему?
Оцените этап «Орфограммы» себя и товарища Лист оценки |
Читают слова, распределяют на группы.
Распределили на группы: безударные гласные проверяемые ударением, парные согласные.
Не определили: известный, солнце, сердце, местный, грустный.
|
- подбирать проверочные слова при написании слов с изученными орфограммами. - уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; - обнаруживать учебную проблему совместно с учителем - высказывать свою версию; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - работать в группе; - оформлять свои мысли в устной форме; - вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. |
4. Постановка цели и задачи Цель: фиксация темы и цели урока. |
БЕСЕДА, КООРДИНИРУЮЩАЯ ПОСТАНОВКУ ТЕМЫ И ЦЕЛИ Определите тему урока. Уточните тему в учебнике С.117. Сформулируйте цель. Зачем нам это нужно?
Что нам может помочь в достижении цели? |
Тема: Правописание слов Цель: познакомиться с новым правилом.
Определяют средства: учебник, словарь, справочник, интернет, мнение взрослого человека. |
- формулировать учебную проблему совместно с учителем - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - высказывать свою версию; - оформлять свои мысли в устной форме. |
5. Построение проекта выхода из затруднения Цели: организация составления совместного плана действий; определение средства. |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ Спланируйте наши действия в группе.
Учитель на доску размещает пункты плана, предлагаемые детьми. План
|
Обсуждают, составляют план: 1. Подумай. 2. Исследуй слово (Спроси, прочитай) 3. Сделай вывод. 4. Сравни свой вывод с правилом в учебнике. |
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; -высказывать свою версию; -работать в группе; - вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. |
6. Физминутка Цель: снятие физического и эмоционального напряжения. |
Читает стих, следит за выполнением упражнений.
Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть. |
Читают стих, выполняют движения |
|
7.Реализация построенного проекта Цели: Реализация построенного проекта в соответствии с планом; фиксирование нового знания в речи и знаках; организация устранения и фиксирование преодоления затруднения |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВ И ВЫВЕДЕНИЕ АЛГОРИТМА Каждая группа получает технологическую карту слова. Технологическая карта Презентация – слайд 3 Представьте результаты своей работы.
Давайте выведем алгоритм, который нам будет необходим при написании слов с непроизносимым согласным.
(Размещает этапы алгоритма на доску, дублирует слайдом) Алгоритм Презентация – слайд 4
Прочитайте правило на с.117-118 Правила
Совпадает ли наш вывод с научной точкой зрения?
Оцените этап «Исследование» себя и товарища. Лист оценки |
Изучают слова, в соответствии с планом, заполняют технологические карты.
Представители группы выступают с результатами работы.
Составляют алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными
Читают правило, сравнивают, приходят к выводу, что были правы. |
- находить изучаемую орфограмму; - подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы.
-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; -высказывать свою версию; -работать по плану; -извлекать информацию, представленную в разных формах; -представлять информацию в виде схемы (алгоритма). - работать в группе; - оформлять свои мысли в устной форме; - вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. |
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: организация усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
РАБОТА С АЛГОРИТМОМ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ Давайте выполним задание, воспользовавшись алгоритмом, сначала в группах, затем все вместе. Карточка №2
Давайте проверим (одно слово от группы)
Оцените этап «Работа с алгоритмом» себя и товарища. Лист оценки |
Анализируют слово, подбирают проверочные слова, доказывают написание. (по очереди, в группе рассуждают в соответствии с алгоритмом)
Записывают слово, рассуждая по алгоритму. |
- находить изучаемую орфограмму; - подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы;
-уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; - высказывать свою версию; -работать по плану; -работать в группе; - оформлять свои мысли в устной форме; - вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. |
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: организация выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание; организация самопроверки по эталону, самооценки; организация выявления места и причины затруднений, работы над ошибками |
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМА Какую цель мы ставили на уроке? Достигли? А теперь время для самостоятельной работы, проверьте на сколько каждый из вас достиг этой цели.
На столах конверты с заданиями разной сложности. Выберите задание и выполните, не забывая об алгоритме. Задания для самостоятельной работы Проверьте правильность выполнения. Презентация – слайд 5.
Оцените этап «Самостоятельная работа» себя. Лист оценки. |
Вспоминают цель. Определяют степень достижения цели.
Выбирают задание, выполняют, сравнивают по образцу.
Сравнивают свою работу с образцом, оценивают |
- находить изучаемую орфограмму; - подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы. -умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; -работать по плану; -находить и исправлять ошибки самостоятельно; - вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. |
11. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
ПОДБОР ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ К СЛОВАМ С ИЗУЧЕННЫМИ ОРФОГРАММАМИ
Откройте тетради на с. 63, упражнение 159.
Обсудите, вставьте пропущенные буквы, определяя правило. Упражнение 159 Оцените этап «Повторение» себя и товарища Лист оценки |
Выполняют упражнение в группе с комментированием. |
- находить изучаемую орфограмму; - подбирать проверочные слова при написании слов с изучаемой орфограммы. -уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; - вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. |
12. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: фиксирование нового содержания урока; организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗ сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Отметки я поставлю, проверив тетради и листы оценивания. |
Продолжают фразы. |
- оценивать себя на основе критерия успешности; – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
13. Домашнее задание |
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Правило, с. 61 упр. 154 (тетрадь) Дома нужно выучить правило, и пользуясь алгоритмом, вставить пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Презентация – слайд 6 Спасибо за урок! |
Слушают инструкцию, записывают домашнее задание. |
- уметь воспринимать инструкцию, задавать вопросы, выслушивать собеседника. |
Заключение
В ходе урока, благодаря технологии проблемного обучения, методам и приемам, формам организации учебной деятельности, достигнута поставленная цель – создание условий для «открытия» учащимися нового знания. Структура урока соответствует заявленному типу. На всех этапах обучающиеся вовлечены в мыслительную и практическую деятельность.
Список литературы:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: . – М.: Просвещение, 2013.
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь 3 класс: В 2 ч.: – М.: Просвещение, 2014.
3. Поурочные разработки по русскому языку : 3 класс. К учебному комплекту Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Вако, 2013.
4. http://pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033-375.shtml
5. http://soldatenkova76.ucoz.ru/publ/fizminutki/fizminutki_v_stikhakh/3-1-0-9
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.