Предмет: АЗБУКА СМОЛЕНСКОГО КРАЯ
Автор – составитель: Учитель начальных классов Ивинского филиала МБОУ «Пречистенская средняя общеобразовательная школа имени И.И.Цапова» Смирнова Лариса Викторовна
3 класс
Урок - путешествие
Тема урока:
«Обобщение изученного материала в разделе «Мир истории»
Цели урока:
· формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием;
· воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважения к прошлому своей страны;
· развитие речи учащихся, умение кратко и точно излагать свои мысли.
· развитие творческого воображения, умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих слов и суждений;
Ход урока:
Презентация к уроку
На уроке мы завершаем изучение второй части учебника «Азбука Смоленского края». Произойдет это в форме путешествия по страницам книги «Мир истории» В ходе этого путешествия мы вспомним наших предков, чем они занимались, как жили, поговорим о том, чем богата наша Родина и кто прославил ее в веках.
Идешь с людьми в строю необозримом,
У каждого своя родная сторона,
У каждого свой дом, свой сад,
Свой брат любимый
А Родина у всех у нас одна.
И мы с вами любим нашу Родину, но чтобы любить свой родной край по настоящему нужно его изучать, чем мы и занимались с вами в течение всей четверти. И прежде чем отправиться в путешествие по страницам истории нам нужно заглянуть в «ГОРОД НАУК» и вспомнить, о каких науках мы узнали, изучая историю родного края? (работа с учебником)
В «Городе наук» много знаний, но одна из его страниц содержит знания, которые помогут нам при изучении любой науки - это «Музей слов». Его мы будем посещать на протяжении всего путешествия по мере необходимости. А теперь мы отправляемся в путь и открываем первую страничку нашей книги которая называется
«ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»
(слайд 1)
Давным-давно в стране, где мы живем не было ни богатых городов, ни каменных домов, ни больших сел. И жил тогда народ, от которого мы происходим.Народ этот назывался СЛАВЯНАМИ «И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились»
- из перечисленного выберите название наших предков:
ПОЛЯНЕ,
ПОЛОЧАНЕ,
ДРЕВЛЯНЕ,
КРИВИЧИ,
СЕВЕРЯНЕ
В верховьях Волги, оДнепра и Западной Двины поселились кривичи наши предки. Их главным городом был Смоленск. Он старше Москвы, ровесник Киева и Новгорода (слайд 3)
- Какой год считается годом основания Смоленска? (863)
Расселившись по полям, лесам и берегам рек и озер кривичи не могли вести повсюду один и тот же образ жизни. Чем же они занимались? (слайд 4)
. (земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, смолокурением)
Среди перечисленных слов найдите лишнее, объясните свой выбор и скажите, к какому роду занятий они относятся?
Лен, овес, мед, ячмень
Бобр, корова, лошадь, свинья
Копье, кувшин, лук, кинжал
Удочка, острога, топор, сеть
Смола, сосна, лодка, кабан
Главными путями сообщения в древности были реки. Через Смоленск проходил один из великих водных путей. Как он назывался и когда зородuлся? (8 – 9 веках «Из варяг в греки»)
Торговый путь проходил из одного водоема в. другой, но водоемы не всегда соединялись. Как же попадали суда из одной реки в другую там, где реки не сливались? (волоком) Чем торговали заморские и Смоленские купцы?
С давних времен на территории нашего края были большие и малые города. Судьба их сложилась по разному. И мы открываем следующую станицу нашей истории
ГОРОДА СМОЛЕНЩИНЫ (слайд5)
В ряду самых древних городов стоит Смоленск. Из перечисленных городов Смоленской области выберите самый древний:
ДЕСНОГОРСК, ЯРЦЕВD, ЕЛЬНЯ, САФОНОВО, РОСЛАВЛЬ(l137)
- Назовите города, зашифрованные ребусами.,(работа с учебником)
ГЕРБЫ И ФЛАГИ.
Каждый город или государство должны были отличаться друг от друга.
Какой отличительный знак применялся для этого? (герб, флаг) И мы переходим на следующую страницу.
ГЕРБЫ И ФЛАГИ. (слайд 6)
Из приведенных отрывков выберите тот, где речь идет о Смоленском гербе наших дней:
В красном поле лев на задних лапах,
Желтый зверь с улыбкой на губах,
Корпус мощи в теневых накрапах,-
Как восстанье мысли на дыбах.
Я видел герб… - исконный:
Сидящий воин на коне,
Сражающий копьём дракона
На густо – красном полотне.
Герб…, и это не снится, -
В центре пушка – громада, на ней,
Символ мудрости – райская птица
Никакой ей не страшен злодей.
Расскажите о гербе смоленской области.
СМОЛЕНСКАЯ КРЕПОСТНАЯ СТЕНА (слайд 7)
По приказу русского царя Федора Ивановича в 16 веке накануне войны с польским королем Сигизмундом III Смоленск превратили в неприступную крепость. Что для этого было сделано? (крепостная стена) И это наша следующая страница.
Кто руководил строительством и как это происходило? (весна
1596г. Зодчий федор Конь)
Как выглядела крепостная стена в 16 веке?
Определите о какой башне крепостной стены идет речь?
Глаз, холм, птица Копытенская
Склад, охрана, порох Бублеuка
Дон, казак, стрелец Маховая
Сигнал, бубен, враг пороховая
пастбище, скот, копыта Донская
Сигнал, взмах, огонь Орел
ВОЕННОЕ ПРОШ.ЛОЕ (слайд 8)
С глубокой древности за Смоленском утвердилось название «города воина», а за смоленскими землями «западные ворота в Москву» Почему возникли такие названия?
Какие исторические события подтверждают военное прошлое Смоленска?
· героическая оборона Смоленска 16О9 - 1611 годов война с польской армией,
· 1812 год война с Наполеоном,
· 1941г. Июль Смоленское сражение, Великая отечественная война
И об этом наша следующая страница. (музей слов)
… Какие награды есть у Смоленска и области и за какие заслуги?
· 10 марта 1958 г. 3.а успехи в подъеме сельского хозяйства - орден Ленина
· 3 декабря 1966г. - за мужество и стойкость Смолян в защите города Орден Отечественной войны l степени
· 23 сентября 1983.г. - медаль <<золотая звезда» и звание «Город герой»
В память о знаменательных событиях благодарные Смоляне возводят мемориалы и памятники. (слайд 9 - 10)
- О каких памятниках и памятных местах говорится в отрывках стихотворений?
- Отлиты в бронзе, как жuвые
На самом краешке скалы
Свое гнездо ~ гнездо России
Хранят Смоленские орлы...
(памятник в сквере Памяти героев -
героям 1812 года)
Замученных людей я помню каждый стон, Пусть знают палачи, что нет святей закона,
Чем справедливого возмездия закон...
(Мемориал 1965 года и скульптура скорбящей матери)
(Стихотворение «Куда б ни шел, ни ехал ты .... »)
НАШИ ЗЕМЛЯКИ (слайд 11)
На такой героической земле жили и живут люди, жизнь которых служит примером того, как должен жить человек, чтобы люди помнили их и вечно чтили их память. Десятки наших земляков прославили наш край. А мы открываем следующую страницу.
Определите, о ком можно так сказать:
- Он впервые в истории человечества совершил полет в космос. (Ю.А.Гагарин)
- На многие стихи этого поэта написаны известные песни (Михаил Васильевич Исаковский)
- В годы войны с фашистами был военным корреспондентом. Он автор поэмы «Василий Теркин» (Александр Трифонович Твардовский)
- Он герой военных сражений. Гениальный флотоводец. (Павел
Степанович Нахимов)
- поэт, всю свою жизнь проживший на Смоленщине и посвятивший ей много произведений (Николай Ивановuч Рыленков)
- великий путешественник, исследовавший Азию (Николай
Михайлович Пржевальский)
- великий композитор первый посвятивший свои произведения простому народу (Михаил Иванович Глинка)
Эти люди оставили неизгладимый след в истории нашего края. Но их имена не завершают, а только начинают аллею славы наших земляков.уверена, что мы и наши потомки, люди всего мира еще не раз услышат имена Смолян, совершивших великие дела достойные памяти и почитания потомков.
На этом наше путешествие в историю родного края заканчивается. Но сама история еще таит в себе немало неизведанного и интересного. Наш край еще откроет нам свои тайны и в следующей части учебника «Азбука Смоленского края» (слайд 12)
Литература:
1. Болотова Азбука Смоленского края: часть II. Мир истории: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
2. С. А. Болотова Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.