Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Оценка 4.9

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
27.04.2018
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Деятельность обучающихся на данном уроке направлена на достижение таких метапредметных результатов, как владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; выбор средства реализации цели и применение их на практике; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
методическая разработка урока Соля морей.doc
Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»    Тема урока: «Соля морей».    Учитель: Жукова Татьяна Александровна (МБОУ СОШ №2 г. Салехард).    Цели урока:  ­ исследовать солевой состав искусственной морской воды; ­ расширить представления о солености морской воды; ­ выяснить влияние ряда факторов на соленость морей; ­ обобщить знания об ихтиофлоре и ихтиофауне; ­ формировать умения и навыки , сопоставлять имеющиеся данные, делать логические выводы; ­ формировать   практические   умения   и   навыки   при   выполнении лабораторных опытов.   Оборудование: карта мира или глобус, стаканы с водой: чистой и морской (черной   и   средиземного   морей),   соль,     монеты,   хлеб,   соляная   кислота, металл   натрий,   гидроксид   натрия,   восковые   шарики,   детские   рисунки, изображающие животных.                                         План­конспект.                                                                 «Загадочны морей просторы…                                                                 Что там – под толщей темных вод?»    Некоторые   из   них   являются   источниками   жизни,   другие   участвуют   в      Учитель. На свете существует много разных веществ: простых и сложных, имеющих определенное значение в природе и жизни человека.   поддержании нормальной жизнедеятельности организмов.      Вопрос классу. Назовите самую популярную в обиходной жизни соль?  Ответ. Поваренная соль­ хлорид натрия.       Учитель. Именно она дала название целому классу веществ.        Вопрос классу. Какие еще классы неорганических веществ вы знаете?    Ответ. Оксиды, кислоты, основания (гидроксиды). Учащиеся читают оду поваренной соли:    Я соль поваренную славлю!    Да, это натрия хлорид.    Её на пьедестал я ставлю    Не только за приятный вид.    Насыщен ею повсеместно     Океанический бассейн,    Следы её и в водах пресных    Таких, как реки Нил и Рейн, Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»    Найти мы, безусловно сможем,    Конечно, ив озерах тоже     Прекрасный на Руси обычай: Гостеприимство хлеб да соль Хозяева подносят лично,  Гость в доме появился коль; И до сих пор на наших свадьбах  Так поступают сват и сватья. Когда­то денежною меной  Была поваренная соль. Да, мерой денег соль была – свидетельствуют очевидцы­ И на обмен в торговле шла,  Стран будоражила границы. Вопрос, чем вызван вечный к соли интерес Помог решить технический прогресс. Кровь наша чуть соленая на вкус­  Содержится в ней натрия хлорид; В межклеточном пространстве  натрий – плюс, Давленье осмоса для клеток сохранит. Хлорид­ же ионы царствуют в желудке, Чтобы запас соляной кислоты  Нам обеспечить­, это же не шутки­ Белковой пищи расщеплять хвосты.  Во взрослом человеке содержание  Хлорида натрия примерно граммов 300, Но так как есть процессы вымывания Мы пополняем солью организмы. И важно пищу не пересолить­ Избыток соли может повредить. Лишь 10 граммов нам достаточно, не более, Поваренной съедать за сутки соли. В хозяйстве исстари использовали соль: Крестьянин ли, рабочий ли, король­ Любой к огурчикам питает слабость, Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2» Хозяюшкой засоленным на радость. И даже мясо можно сохранить Достаточно его лишь засолить. Но соль нужна не только для питания Её используют для получения натрия, И хлора, натра едкого и соды  И медицины ей открыты своды. Она и в технике находит примененье –  Столь велико её предназначенье! Так будь же славен натрия хлорид! Вполне заслуженно ты в мире знаменит.          Учащийся.   На   некоторых   языках,   например,   английском   это   слово означает –«оклад», «жалование».      Учитель. Хлорид натрия вместе сдругими солями содержится в морской воде, соленой даже на вкус. Так как соли­ электролиты, значит морская вода­ раствор электролитов. Как это проверить?          Демонстрация опыта    по   доказательству   того,  что   морская   вода   – электролит.                   Вывод: Лампочка загорается ярким светом, т.е                                                                   морская вода проводит электрический                                                                   ток.  Морская вода­электролит, в ней                                                                    содержатся ионы. Это имеет практи­                                                                   ческое значение. Плавать в морской                                                                   воде легче, чем в речной.              Учитель. Почему плавать в морской воде легче, чем в морской?             Ученик.  Плотность морской воды больше плотности воды речной или водопроводной из­за более высокой концентрации солей.         Демонстрация. Исследование плотности воды из а) реки                                                                                              б) Черного моря                                                                                         в) Средиземного моря. Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2» а)                       б)                           в)              Учитель. Какой вывод можно сделать из этого? Ответ. В средиземном море больше солей, чем в черном.      Учитель. Таким образом, каждое море имеет свою соленость. Соленость – суммарное содержание солей в граммах на 1 кг раствора.      Демонстрация состава морской воды через кодоскоп: формула NaCl MgCl2 Na2SO4 CaCl2 KCl NaHCO3 KBr NaF SrCl2 итого Содержание в % 23,476 4,981 3,917 1,102 0,664 0,192 0,096 0,030 0,024 34,5    Учитель.   Определение   состава   морской   воды   –   процесс   сложный   и   длительный.   Поэтому   для   исследования   учащимся   предлагаем   образец искусственной морской воды, содержащей только ионы Na+, SO4 2­, Mg2+, Cl­.      Исследовательская работа учащихся по карточкам(4 человека): Доказать наличие   ионов   натрия,   магния,   хлора,   сульфат   иона   в   выданном   образце морской воды.          Работа с классом.  Учащиеся дают информацию о содержании в морской воде различных ионов.    Заслушиваются результаты практических исследований морской воды.      Вывод.  Соленость исследованного раствора близка по своему значению к солености многих морей.      Учитель. Отчего же зависит соленость вод океанического бассейна?           Группы учащихся работают инструктивным картам в течении 4­5 мин. Используют   атласы,   таблицу(выдана   учителем).   По   окончании   работы карточки сдаются учителю.        Беседа по проведенной работе. Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2» 1. Какое из 6 морей наиболее соленое? (Японское) 2. Какое море наименее соленое? (Азовское). 3. Как   влияет   на   соленость   воды   географическое   положение   моря относительно   других   морей   и   океанов?   (Отвечает   каждая   группа отдельно)  4. Каково влияние речных стоков на изменение солености морской воды? (В месте впадения рек – опресняется). 5. Влияет ли высота волн на соленость поверхностного слоя? (Чем сильнее волны, тем интенсивнее перемешивание).    Учитель. Таким образом, на соленость воды морей влияют:                     *соседние океанические бассейны( )                     *речные стоки()                     *испарение( )                      *осадки()                      *льдообразование() *волновое перемешивание( ) *подводное океаническое течение усиливает соленность.             Ихтиофлора   и   ихтиофауна.   Представление   учащимися   животного   и растительного мира морей.  Вот плывем мы, вот ныряем, Дна морского достигаем И внезапно попадаем В сад волшебный под водой. Посмотри, какой нарядный, Разноцветный он какой! В море много их, только это, конечно, не сады. А коралловые рифы. Их строят под водой коралловые полипы.  ­ А вот это яркое что такое? Это цветы? Грибы? ­ Нет, это морские животные – актинии. А еще их называют анемонами. ­ А вот это над тобою что­то красно – голубое. Это что? Медузы это. Как красивы, посмотри. И притом, почти прозрачны,  видно что у них внутри. Их нельзя ловить, мой друг. Обязательно медуза отомстит за свой испуг. Укусить она не может, у неё беззубый рот. Но ужалит очень больно, как крапивой обожжет.  Вот ползет звезда морская Вот одна, а вот другая… А вот это еж морской Посмотри, какой он круглый и колючий он какой. ­А вот это, что за чудо? Голова, как у верблюда? Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2» ­Удивляешь ты меня. Уж скорей, как у коня. Это славный паренек –  Рыба – конь, морской конек.  ­Вот плывут дельфины Мы взберемся им на спины. И умчимся вместе с ними. Дельфины­родственники китов. Все киты плавают быстро, а дельфины – быстрее всех.  Хорошо плыть на дельфинах На широких черных спинах. Кит­ не рыба это раз. Он такой же зверь, как заяц. Как верблюд иль дикобраз. Кит питается планктоном Есть усатые киты, есть зубатые киты. А вон там, посмотри, акулы плывут. Впереди ­ огромная белая акула.  Есть тигровая акула, рыба – молот, злая хищница «пила» Хоть они и не похожи,  Но они акулы тоже. ­Вот морская черепаха. Электрического ската покажу я вам, друзья,  Этот скат от врагов не убегает Он их током отгоняет. Как стрелу он выпускает Очень сильный и опасный электрический рязряд. С ним бы справиться не смог даже крупный осьминог. Но дерется редко он. Чаще облако чернил из себя он выпускает. Враг растерян, ослеплен. Где же осьминог? А он преспокойно уплывает. Очень много мы узнали, но не все. Чтоб о море все узнать,  Первым делом надо грамотным стать. Есть о море много книг Интересных, умных книг При желании, ребята, все узнаете из них.  Подведение итогов.     Итог урока:   исследовали солевой состав морской воды;  выяснили факторы, от которых зависит соленость морской воды; Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»  познакомились с ихтиофлорой и ихтиофауной.  Приложение к «гимну» о поваренной соли. ­ Солонка с солью на пьедестале; ­ Глобус, карта мира и России (физические); ­ Хлеб, соль, рушник; ­ Склянка с соляной кислотой; ­ Взвешенные   300   г   поваренной   соли,   которые   находятся   в   организме человека; ­ Взвешенные   на   весах   10г   поваренной   соли   –   суточная   норма   соли   в рационе питания человека; ­ Соленые овощи (использование соли как консерванта) ­ Склянки с натрием, гидроксидом натрия, гидрокарбонатом натрия. Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2» Инструктивная карта.  1. Познакомьтесь по таблице с основными характеристиками моря. 2. Сравнить соленость исследуемого моря с соленостью других морей. 3. По атласу определить, как влияет на соленость воды расположение моря относительно других морей и океанов. 4. Рассмотрите влияние речных стоков на соленость моря  5. Подумайте, как может измениться соленость воды на поверхности моря в зависимости от времени года 6. Влияет ли высота волн на соленость воды на поверхности моря. 7. Как изменяется соленость морей с глубиной. Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс

Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018