Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
27.04.2018
Деятельность обучающихся на данном уроке направлена на достижение таких метапредметных результатов, как владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; выбор средства реализации цели и применение их на практике; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
методическая разработка урока Соля морей.doc
Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»
Тема урока: «Соля морей».
Учитель: Жукова Татьяна Александровна (МБОУ СОШ №2 г. Салехард).
Цели урока:
исследовать солевой состав искусственной морской воды;
расширить представления о солености морской воды;
выяснить влияние ряда факторов на соленость морей;
обобщить знания об ихтиофлоре и ихтиофауне;
формировать умения и навыки , сопоставлять имеющиеся данные, делать
логические выводы;
формировать практические умения и навыки при выполнении
лабораторных опытов.
Оборудование: карта мира или глобус, стаканы с водой: чистой и морской
(черной и средиземного морей), соль, монеты, хлеб, соляная кислота,
металл натрий, гидроксид натрия, восковые шарики, детские рисунки,
изображающие животных.
Планконспект.
«Загадочны морей просторы…
Что там – под толщей темных вод?»
Некоторые из них являются источниками жизни, другие участвуют в
Учитель. На свете существует много разных веществ: простых и сложных,
имеющих определенное значение в природе и жизни человека.
поддержании нормальной жизнедеятельности организмов.
Вопрос классу. Назовите самую популярную в обиходной жизни соль?
Ответ. Поваренная соль хлорид натрия.
Учитель. Именно она дала название целому классу веществ.
Вопрос классу. Какие еще классы неорганических веществ вы знаете?
Ответ. Оксиды, кислоты, основания (гидроксиды).
Учащиеся читают оду поваренной соли:
Я соль поваренную славлю!
Да, это натрия хлорид.
Её на пьедестал я ставлю
Не только за приятный вид.
Насыщен ею повсеместно
Океанический бассейн,
Следы её и в водах пресных
Таких, как реки Нил и Рейн, Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»
Найти мы, безусловно сможем,
Конечно, ив озерах тоже
Прекрасный на Руси обычай:
Гостеприимство хлеб да соль
Хозяева подносят лично,
Гость в доме появился коль;
И до сих пор на наших свадьбах
Так поступают сват и сватья.
Когдато денежною меной
Была поваренная соль.
Да, мерой денег соль была – свидетельствуют очевидцы
И на обмен в торговле шла,
Стран будоражила границы.
Вопрос, чем вызван вечный к соли интерес
Помог решить технический прогресс.
Кровь наша чуть соленая на вкус
Содержится в ней натрия хлорид;
В межклеточном пространстве натрий – плюс,
Давленье осмоса для клеток сохранит.
Хлорид же ионы царствуют в желудке,
Чтобы запас соляной кислоты
Нам обеспечить, это же не шутки
Белковой пищи расщеплять хвосты.
Во взрослом человеке содержание
Хлорида натрия примерно граммов 300,
Но так как есть процессы вымывания
Мы пополняем солью организмы.
И важно пищу не пересолить
Избыток соли может повредить.
Лишь 10 граммов нам достаточно, не более,
Поваренной съедать за сутки соли.
В хозяйстве исстари использовали соль:
Крестьянин ли, рабочий ли, король
Любой к огурчикам питает слабость, Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»
Хозяюшкой засоленным на радость.
И даже мясо можно сохранить
Достаточно его лишь засолить.
Но соль нужна не только для питания
Её используют для получения натрия,
И хлора, натра едкого и соды
И медицины ей открыты своды.
Она и в технике находит примененье –
Столь велико её предназначенье!
Так будь же славен натрия хлорид!
Вполне заслуженно ты в мире знаменит.
Учащийся. На некоторых языках, например, английском это слово
означает –«оклад», «жалование».
Учитель. Хлорид натрия вместе сдругими солями содержится в морской
воде, соленой даже на вкус. Так как соли электролиты, значит морская вода
раствор электролитов. Как это проверить?
Демонстрация опыта по доказательству того, что морская вода –
электролит.
Вывод: Лампочка загорается ярким светом, т.е
морская вода проводит электрический
ток. Морская водаэлектролит, в ней
содержатся ионы. Это имеет практи
ческое значение. Плавать в морской
воде легче, чем в речной.
Учитель. Почему плавать в морской воде легче, чем в морской?
Ученик. Плотность морской воды больше плотности воды речной или
водопроводной изза более высокой концентрации солей.
Демонстрация. Исследование плотности воды из а) реки
б) Черного моря
в) Средиземного моря. Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»
а) б) в)
Учитель. Какой вывод можно сделать из этого?
Ответ. В средиземном море больше солей, чем в черном.
Учитель. Таким образом, каждое море имеет свою соленость. Соленость –
суммарное содержание солей в граммах на 1 кг раствора.
Демонстрация состава морской воды через кодоскоп:
формула
NaCl
MgCl2
Na2SO4
CaCl2
KCl
NaHCO3
KBr
NaF
SrCl2
итого
Содержание
в %
23,476
4,981
3,917
1,102
0,664
0,192
0,096
0,030
0,024
34,5
Учитель. Определение состава морской воды – процесс сложный и
длительный. Поэтому для исследования учащимся предлагаем образец
искусственной морской воды, содержащей только ионы Na+, SO4
2, Mg2+, Cl.
Исследовательская работа учащихся по карточкам(4 человека): Доказать
наличие ионов натрия, магния, хлора, сульфат иона в выданном образце
морской воды.
Работа с классом. Учащиеся дают информацию о содержании в морской
воде различных ионов.
Заслушиваются результаты практических исследований морской воды.
Вывод. Соленость исследованного раствора близка по своему значению к
солености многих морей.
Учитель. Отчего же зависит соленость вод океанического бассейна?
Группы учащихся работают инструктивным картам в течении 45 мин.
Используют атласы, таблицу(выдана учителем). По окончании работы
карточки сдаются учителю.
Беседа по проведенной работе. Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»
1. Какое из 6 морей наиболее соленое? (Японское)
2. Какое море наименее соленое? (Азовское).
3. Как влияет на соленость воды географическое положение моря
относительно других морей и океанов? (Отвечает каждая группа
отдельно)
4. Каково влияние речных стоков на изменение солености морской воды?
(В месте впадения рек – опресняется).
5. Влияет ли высота волн на соленость поверхностного слоя? (Чем сильнее
волны, тем интенсивнее перемешивание).
Учитель. Таким образом, на соленость воды морей влияют:
*соседние океанические бассейны( )
*речные стоки()
*испарение( )
*осадки()
*льдообразование()
*волновое перемешивание( )
*подводное океаническое течение усиливает соленность.
Ихтиофлора и ихтиофауна. Представление учащимися животного и
растительного мира морей.
Вот плывем мы, вот ныряем,
Дна морского достигаем
И внезапно попадаем
В сад волшебный под водой.
Посмотри, какой нарядный,
Разноцветный он какой!
В море много их, только это, конечно, не сады.
А коралловые рифы. Их строят под водой коралловые полипы.
А вот это яркое что такое? Это цветы? Грибы?
Нет, это морские животные – актинии.
А еще их называют анемонами.
А вот это над тобою чтото красно – голубое. Это что?
Медузы это. Как красивы, посмотри. И притом, почти прозрачны,
видно что у них внутри. Их нельзя ловить, мой друг. Обязательно медуза
отомстит за свой испуг. Укусить она не может, у неё беззубый рот. Но
ужалит очень больно, как крапивой обожжет.
Вот ползет звезда морская
Вот одна, а вот другая…
А вот это еж морской
Посмотри, какой он круглый и колючий он какой.
А вот это, что за чудо?
Голова, как у верблюда? Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»
Удивляешь ты меня.
Уж скорей, как у коня.
Это славный паренек –
Рыба – конь, морской конек.
Вот плывут дельфины
Мы взберемся им на спины.
И умчимся вместе с ними.
Дельфиныродственники китов. Все киты плавают быстро, а дельфины –
быстрее всех.
Хорошо плыть на дельфинах
На широких черных спинах.
Кит не рыба это раз.
Он такой же зверь, как заяц.
Как верблюд иль дикобраз.
Кит питается планктоном
Есть усатые киты, есть зубатые киты.
А вон там, посмотри, акулы плывут.
Впереди огромная белая акула.
Есть тигровая акула, рыба – молот, злая хищница «пила»
Хоть они и не похожи,
Но они акулы тоже.
Вот морская черепаха.
Электрического ската покажу я вам, друзья,
Этот скат от врагов не убегает
Он их током отгоняет.
Как стрелу он выпускает
Очень сильный и опасный электрический рязряд.
С ним бы справиться не смог даже крупный осьминог.
Но дерется редко он.
Чаще облако чернил из себя он выпускает.
Враг растерян, ослеплен.
Где же осьминог? А он преспокойно уплывает.
Очень много мы узнали, но не все.
Чтоб о море все узнать,
Первым делом надо грамотным стать.
Есть о море много книг
Интересных, умных книг
При желании, ребята, все узнаете из них.
Подведение итогов.
Итог урока:
исследовали солевой состав морской воды;
выяснили факторы, от которых зависит соленость морской воды; Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»
познакомились с ихтиофлорой и ихтиофауной.
Приложение к «гимну» о поваренной соли.
Солонка с солью на пьедестале;
Глобус, карта мира и России (физические);
Хлеб, соль, рушник;
Склянка с соляной кислотой;
Взвешенные 300 г поваренной соли, которые находятся в организме
человека;
Взвешенные на весах 10г поваренной соли – суточная норма соли в
рационе питания человека;
Соленые овощи (использование соли как консерванта)
Склянки с натрием, гидроксидом натрия, гидрокарбонатом натрия. Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»
Инструктивная карта.
1. Познакомьтесь по таблице с основными характеристиками моря.
2. Сравнить соленость исследуемого моря с соленостью других морей.
3. По атласу определить, как влияет на соленость воды расположение моря
относительно других морей и океанов.
4. Рассмотрите влияние речных стоков на соленость моря
5. Подумайте, как может измениться соленость воды на поверхности моря в
зависимости от времени года
6. Влияет ли высота волн на соленость воды на поверхности моря.
7. Как изменяется соленость морей с глубиной. Жукова Т.А. ЯНАО Салехард МБОУ «СОШ №2»
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Методическая разработка урока "Соля морей", ХИМИЯ, 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.