Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"
Оценка 5

Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
06.02.2018
Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"
Методическая разработка урока соответствует календарно-тематическому планировании по биологии в восьмом классе. Урок соответствует стандартам ГОСО и ФГОС. Методическая разработка содержит триединые цели и задачи урока, расписаны все этапы урока: организационный момент, контроль уровня обученности, изучение нового материала, первичный контроль знаний учащихся, рефлексию и подведение итогов.
Роль тромбоцитов в свёртывании крови . 8 класс..docx
Урок: №29. Предмет: биология. Класс: 8. Дата проведения: ___________________          Тема урока:   Роль тромбоцитов в свёртывании крови.  Тип урока:  комбинированный. Цель урока:  познакомить учащихся с ролью тромбоцитов в свертывании крови. Задачи урока: Образовательные: рассмотреть взаимосвязь строения и  функций тромбоцитов;  раскрыть их роль в свертывании крови, познакомить с факторами, влияющими на данный процесс;  Развивающие: совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом учебника, сравнивать, выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы, мыслить логически;  Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью,  самостоятельности в получении знаний. Оборудование: таблицы «Кровь»,  «Свертывание крови», презентация. Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный, информационно­ поисковый. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах. Ход урока: Этап урока I. Орг. момент II. Актуализация  знаний Содержание учебного материала Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением начнём наш урок. А). Устно: 1).  Перечислите функции крови. 2).  Назовите клетки крови. 3). Почему эритроцитов в крови намного больше, чем лейкоцитов? 4). Почему появилось выражение «голубая кровь» аристократов? 5). В чём связь строения и функции эритроцитов? 6). Почему в высокогорных местностях количество эритроцитов увеличивается? Б). Биологическая эстафета по понятиям (слайд 2): Внутренняя среда организма        Плазма крови       Гамма­ глобулин        Альбумин         Фибриноген         Сыворотка крови Форменные элементы крови       Эритроциты       Гемоглобин      Лейкоциты      Фагоцитоз      Тромбоциты В). Работа по вариантам (слайды 3­ 5): 1 вариант: Выберите и зашифруйте правильные ответы:  1. Фибриноген        4. Гемоглобин      7. Вода           2. Лейкоциты              5. Сыворотка    3. Плазма                     6. Эритроциты    1. Вещество составляющие 90% массы плазмы.   2. Белок, придающий крови красный цвет.     3. Растворимый белок крови.              4.Жидкая часть крови.       5. Красные безъядерные клетки.         6. Белые ядерные клетки крови.    7. Плазма крови, лишённая фибриногена.  (1 – 7;         2 – 4;       3 – 1;       4 – 3;     5 – 6;     6 – 2;         7 – 5). 2 вариант: Вместо точек вставьте слова и запишите их в тетрадь под соответствующими номерами: 1) Подержания внутренней среды организма …          2) Безъядерные форменные элементы клетки, содержащие гемоглобин … 3) В состав эритроцитов входит белковое вещество …     4) Бесцветные, ядерные, форменные элементы крови … 5) Явление поглощения и переваривание лейкоцитами микробов …           6) Плазма без фибриногена…. 7) В плазме содержится … % воды. (1 – гомеостаз;       2 – эритроциты;     3 – гемоглобин;       4 – лейкоциты;      5 – фагоцитоз;       6 – сыворотка;      7 – 90%) Шкала оценивания: «0» ошибок – оценка «5»;   «1»­ «2» ошибки – «4»;      «3»­ «5» ошибок – «3»;      «6»­ «7» ошибок – «2».    ФОПД РФГ Коллект Фронтал + Коллект + Индивид + III. Мотивация  IV. Изучение  н/м: Человеческая кровь – это сложная внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью и состоящая из форменных клеток: лейкоцитов и эритроцитов. Но особо важную роль в ее составе играют самые мелкие клетки – тромбоциты, с которыми мы сегодня познакомимся на уроке.  Откройте тетради, запишите тему урока « Роль тромбоцитов в свёртывании крови» (слайд 6).  Глядя на тему, сформулируйте самостоятельно цель урока. Что мы сегодня должны узнать на уроке? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока). А). Основные понятия и термины на уроке  (слайд 7). тромбоциты,  свертываемость крови,   фибриноген,    фибрин,    тромб,     гемофилия. Б). История открытия тромбоцитов (сообщение учащихся) (слайд 9). В). Строение тромбоцитов (слайд 10). Используя материал на странице 124 учебника под редакцией Р.Алимкуловой и таблицу «Форменные клетки крови», дайте характеристику тромбоцитам, работая в парах.         Тромбоциты  – (от греч. «тромбос» ­ пробка, сгусток)  ­ бесцветные, безъядерные, округлой или овальной формы пластинки диаметром 2­ 4мкм. В 1 мл крови – 180 ­320 тыс. тромбоцитов. Образуются в красном костном мозге, живут 5­7 дней, разрушаются в селезенке. А знаете ли Вы, что если бы все тромбоциты человека сложить в ряд, то расстояние составит 2500 км ­ как от Москвы до Парижа. Г. Свертывание крови ­ защитная реакция организма. Образование тромба (слайды 11­ 15).  1. История открытия свертывания крови (сообщение учащихся).  Свертывание – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.     Используя материал на странице 124 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, составляем схему «Образование тромба»:  Коллект + Коллект + Индивид Работа в парах + + Повреждение сосудов  разрушение тромбоцитов   выделение факторов свертывания  фибриноген  фибрин  тромб. → → → → → Повреждение стенки сосуда Тромбоциты разрушаются Тромбопластин Ферменты плазмы (глобулины) Тромбин  (в плазме) Фибрин  (в виде нитей Соли Са2+                      Протромбин (в печени) Фибриноген    ( растворимый) Коллект + Тромб Клетки крови Тромбопластин – белок – фермент, образуется при разрушении тромбоцитов. Са2+ – ионы кальция, присутствующие в плазме крови.  Протромбин – неактивный белок – фермент плазмы крови, образуется в печени.  Тромбин ­ активный белок – фермент.  Фибриноген – белок, растворенный в плазме крови, образуется в печени.  Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб).  Ретрактозин – фермент, выжимающий сыворотку из тромба, а форменные элементы  остаются. Волокна тромба сокращаются. Д). Факторы, влияющие на свертывание крови (слайды 16 ­ 17).  Используя приложения № 2 и 3, работая в группах, обсудите,  ответьте на вопрос: Какие факторы влияют на процесс свертывания крови? (преобразование белка фибриногена в фибрин) и выпишите в тетради  вещества, препятствующие свертыванию крови и причины несвертываемости крови. 1. Вещества, препятствующие свертыванию крови (слайд 16):  антикоагулянты – химические вещества и лекарственные средства, препятствующие свертыванию крови;   полисахарид гепарин (в печени, легких, сердце, щитовидной железе) используется в медицине для хранение донорской крови, лечения тромбозов;  белок фибринолизин в сыворотке крови, растворяет фибрин;  соли лимонной, щавелевой кислоты; гирудин (содержится в слюне пиявок) тормозят свертывания крови. 2. Причины несвертываемости крови  (слайд 17):      недостаток ионов кальция, витамина К (вырабатывается микрофлорой кишечника); тяжелые заболевания печени; наследственные заболевания (гемофилия); при «неправильном» переливании крови перелитые эритроциты  несут чужеродные антигены, поэтому они пожираются местными  Работа в группах + фагоцитами.  Массовое разрушение эритроцитов приводит к свертыванию крови прямо в  сосудах.  (При «правильном» переливании крови чужеродными частицами оказываются перелитые антитела (агглютинины), их уничтожение  местными фагоцитами не приводит к отрицательным последствиям). Е). Гемофилия (слайды 18 – 20).  Проблемный вопрос: Все ли люди имеют такой защитный механизм, как свертывание крови?(сообщение учащихся). После прослушивания сообщения о гемофилии, учащиеся записывают в тетради определение гемофилии. Гемофилия­ это неспособность крови к свертыванию в результате отсутствия в плазме особых белков. (слайд 21): Физминутка для глаз. А). Устно: 1. Почему свернувшаяся кровь красная? 2. Почему свертывание — защитная реакция организма? 3.  Может ли свернуться   кровь внутри сосудов? При каких условиях? Чем опасно это свертывание? Б). Вставьте пропущенные слова (слайд 22): При разрушении тромбоцитов, происходит выделение _______, в присутствии  которого и ионов_____ ,  и ферментов плазмы _____ происходит превращение _____ в _____, под действием которого ______ превращается в _______________ и образуется сгусток крови. Плазма крови без _____ называется _____.  Ответ: тромбопластин, Са2+ , глобулин, протромбин, тромбин, фибриноген, фибрин, фибриноген, сыворотка.  ( слайд 23). Учащиеся самостоятельно, работая в малых группах, делают выводы урока. 1. Тромбоциты ­ уплощенные безъядерные клетки крови участвующие в процессе свертывания крови. 2. Свертывание крови ­ это защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при  повреждении сосуда.      Оценивание работы учащихся на уроке. ( слайд 24). § 27. Творческое задание: составьте ребус по теме «Роль тромбоцитов в свертывании крови». ( слайды 25 ­ 26).  Что нового я узнал сегодня на уроке?  Что было особенно интересным и познавательным?  В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?         + + + + Индивид Индивид Фронтал Индивид Работа в малых группах Индивид Индивид V. Физминутка VI. Закрепление: VII. Подведение  итогов: VIII. Д/З: IX. Рефлексия:

Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"

Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"

Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"

Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"

Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"

Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"

Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"

Методическая разработка урока в 8 классе "Роль тромбоцитов в свёртывании крови"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2018