Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)
Оценка 5

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Оценка 5
Мероприятия
doc
экология
Взрослым
24.12.2018
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)
Урок с использованием регионального компонента по теме «Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района» учебной дисциплины «Экология» разработано в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программы, данное занятие является заключительным при завершении изучения раздела, обучающиеся покажут свои знания и умения по защите особо охраняемых природных территорий, навыки выступления на аудиторию.
Документ Microsoft Word 97-2003.doc
Областное государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение  «Кузоватовский технологический техникум» Методическая разработка по экологическому воспитанию НОМИНАЦИЯ «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ТЕМА: (методическая разработка урока с использованием регионального компонента) КУЗОВАТОВСКОГО РАЙОНА» Преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории Бадакина Вера Вячеславна Кузоватово, 2018 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание экологической культуры ­ актуальнейшая задача сложившейся социально­культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего   экологического   кризиса   усиливается   значение   экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования   и   является   основанием   для   поиска   и   разработки   эффективных средств   экологического   образования   и   воспитания   обучающихся.   Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики   экологического   образования   и   воспитания   свидетельствует   о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы. Одной из   приоритетной   целей   которой,   должно   стать   становление   экологически грамотной  личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.  Урок   с   использованием   регионального   компонента   по   теме   «Особо охраняемые   природные   территории   Кузоватовского   района»   учебной дисциплины   «Экологические   основы   природопользования»   разработано     в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программы, данное занятие является   заключительным   при   завершении   изучения   раздела,   обучающиеся покажут   свои   знания   и   умения   по   защите     особо   охраняемых   природных территорий, навыки выступления на аудиторию.  Данная тема является актуальной и значимой, так как:  во­первых,  в  век новых технологий мы перестали ощущать себя частью природы,   действуем   как   её   хозяева   и   преобразователи,   что   ведёт   к формированию   утилитарного   подхода   к   окружающей   среде,   привело   к   её загрязнению   и   уничтожению.   Именно   поэтому   столь   важно   ознакомиться   с природными   памятниками   родного   края   и   формировать   экологическую культуру;  во­   вторых,   тема   посвящена   Году   Экологии   и   особо   охраняемых природных территорий. С целью повышения наглядности и эффективности восприятия учебного материала   используются   информационно­коммуникативные   технологии (компьютер, доклады, специально разработанная презентация)  На   уроке   применяются   личностно­ориентированные   технологии, технология критического мышления, компьютерные технологии.  Методическая разработка содержит: 1.Пояснительную записку. 2. Конспект урока. 3. Заключение.  4. Литература 5. Приложение Методы: частично­поисковый,   проблемного   изложения,   репродуктивный, объяснительно­иллюстративный. Цель: ­   осознание   обучающимися   значимости   всех   обсуждаемых   вопросов,   умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы; Задачи: Образовательные:  показать   множественность   факторов,   действующих   на экосистемы.   Развивающие: развивать   коммуникативные   навыки,   умения   самостоятельно добывать   знания   и   стимулировать   свою   познавательную   активность;   умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.  Воспитательные:  Воспитывать  культуру поведения в природе, качества  толерантной личности, прививать   интерес   и   любовь   к   живой   природе,   формировать   устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное. Личностные:   познавательный   интерес   к   экологии.   Способность   выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы. Познавательные: умение   работать   с   различными   источниками   информации, преобразовывать   её   из   одной   формы   в   другую,   сравнивать   и   анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение   организовать   самостоятельно   выполнение   заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.   Коммуникативные: участвовать в диалоге на занятиях; отвечать на вопросы преподавателя, товарищей по группе, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации Планируемые результаты Предметные:  знать ­ понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы», «особо охраняемые природные  территории». Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос Метапредметные:   связи   с   такими   учебными   дисциплинами   как   биология, химия,   физика,   география.  Планировать   действия   с   поставленной   целью; находить     необходимую   информацию   в   учебнике   и   справочной   литературе; осуществлять   анализ   объектов   природы;   делать   выводы;   сформулировать собственное мнение. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая Методы обучения: наглядно­иллюстративный, объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой  Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение. Ход занятия: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 1. Организационный момент (приветствие обучающихся) 2. Актуализация знаний. Для выявления психологического настроения студентов провожу рефлексию ­ барометр настроения «Цветопись». Студентам предлагаю выбрать карточку с цветом, соответствующим настроению на начало занятия.  Как   вы   думаете,   что   означает   понятие   «Особо   охраняемые   природные территории» и какие объекты к ним относятся?   Есть ли у нас в Ульяновской области такие территории и сколько таких территорий находится в нашем Кузоватовском   районе (выслушиваются варианты ответов обучающихся) 3. Изучение нового материала Выступление учителя:  Смотрю на глобус ­ шар земной, И вдруг вздохнул он как живой; И шепчут мне материки: ­ Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на тропках как слеза! И тихо просят родники: ­Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои, теряя берега, И слышу голос я реки: ­ Ты береги нас, береги! Остановил олень свой бег: ­ Будь человеком, человек! В тебя мы верим ­ не солги. Ты береги нас, береги! Смотрю на глобус ­ шар земной, Такой прекрасный и родной! И шепчут губы – не солгу «Я сберегу вас, сберегу!» Одной из форм сохранения биологического  и ландшафтного разнообразия является   организация   системы   особо   охраняемых   природных   территорий (ООПТ),   которых   к   началу   XXI   в.   на   Земле   насчитывалось   свыше   1400. Большинство их находится в США, Австралии, России, Японии и Канаде. В год Экологии   особо   охраняемым   природным   территориям   уделяется   большое внимание.  Особо   охраняемые   природные   территории   (ООПТ)   ­   это   участки   земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, недра, включающие природные   комплексы   и   объекты,   имеющие   особое   экологическое   и природоохранное,   научное,   культурное,   эстетическое,   рекреационное   и санитарно   ­   оздоровительное   значения,   которые,   решениями   органов государственной   власти,   изъяты   полностью   или   частично   из   хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны. К особо охраняемым природным территориям относятся:  а)   заповедники   ­   полностью   и   навечно   изымаются   их   хозяйственной деятельности ради сохранения природы (природных комплексов) в нетронутом виде.   На   ней   запрещены   охота,   ловля   рыбы,   рубка   деревьев,   сбор   растений, сенокошение, выпас скота и т.д., а так же посещение их людьми. Заповедник ­ природная  лаборатория, в  которых  ведется  только  научно­исследовательская работа.  б) заказники – природный комплекс, на которых сохраняют определённые виды растений, животных, ландшафтов, минералов и т. д. Например, запрещена любая хозяйственная, ведущая к нарушению ландшафта, но разрешена охота. Часто создаются   временные   охотничьи   заказники   для   сохранения   и   восстановления численности каких­либо животных.  в)   памятники   природы   ­   отдельные   природные   объекты   естественного   и искусственного  произведения  (пещеры, болота,  ключи, озёра, сосновые   боры, колки,   вековые   деревья,   редкие   экземпляры   флоры)   имеющие   научное, историческое и культурно ­ эстетическое значение.  г) национальные парки, природные парки – это обширные участки, выделяемые для сохранения нетронутой природы в интересах науки. Особо   охраняемые   природные   территории   могут   иметь   федеральное, региональное или местное значение. Основная цель создания ООПТ ­ охрана природных территорий в целях сохранения   биологического   разнообразия   и   поддержания   в   естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.  Сколько   ООПТ   находятся   в   нашем   районе?   Какой   категории   они относятся? Почему эти территории относятся к особо охраняемым?  Выступления обучающихся по ООПТ родного Кузоватовского района  ( домашнее задание по ООПТ района задается заранее) (см. Приложение) По ходу урока заполняется таблица « ООПТ Кузоватовского района» № Название Категория Где Год Особенности Значение ООПТ основания находитс я Итак,   мы   рассмотрели   памятники   природы   родного   района   и   пришли   к следующим   выводам   (обучающиеся   предлагают   выводы   по   составленной таблице:   региональное   значение   этих   памятников,   произрастание   редких видов растений и другие)  Какие     основные   режимы   охраны   особо   охраняемых   территорий   вы можете назвать? (называют некоторые режимы) На территории ООПТ запрещено: 1. Всякое строительство, за исключением объектов, предусмотренных проектом обустройства и проведения природоохранных мероприятий 2. Геолого ­ разведывательные работы, приводящие к нарушению почвенного и растительного покрова, среды обитания животных 3. Рубки леса, за исключением санитарной рубки. 4. Заготовка живицы и древесных соков 5. Размещение, хранение и утилизация промышленных и бытовых отходов 6. Проезд вне дорог, определенных материалами лесоустройства, и стоянка вне специальных отведенных мест, за исключением случаев, связанных с охраной леса и осуществлением предусмотренных природоохранных мероприятий 7. Разведение костров вне специально оборудованных для этих целей мест 8. Распашка целинных земель 9. Всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы На территории ООПТ разрешено: 1. Эксплуатация и реконструкция существующих объектов 2. Санитарные рубки 3. Посещение территорий в рекреационных, учебных и иных целях 4.   Всякая   деятельность,   не   влекущая   за   собой   нарушение   сохранности памятников природы. 4. Закрепление. Закрепление  нового  материала  проводится  в  форме   фронтального  опроса  по следующим вопросам: 1. Дайте определение заказника? 2. В чем отличие заповедника от заказника? 3. Чем отличаются заповедники от национальных парков? 4. Назовите, что может быть памятником природы? 5. Рефлексия  Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели ООПТ своего  района и пришли к выводу, что они имеют региональное значение, выявили необходимость создания таких   территорий,   так   как   природные   охраняемые   объекты   необходимы   для сохранения уникальных ландшафтов, редких и исчезающих видов растений и животных, для обеспечения возможности их воспроизводства и поддержания на Земле биологического разнообразия организмов. В   заключение   занятия   для   выявления   психологического   настроения студентов я провожу рефлексию – барометр настроения «Цветопись». Этот   этап   занятия   позволяет   практически   объективно   судить   о   качестве проведенного   занятия.   Студентам   предлагаю   выбрать   карточку   с   цветом, соответствующим настроению на конец занятия. При рефлексивном оценивании занятия важна совместная работа студента и преподавателя. Только при этом условии важно рассматривать рефлексию не как контроль со стороны, а как самооценку в целях профессионального роста и совершенствования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особо   охраняемые   природные   территории   –   наше   богатство,   гарантия выживания в условиях экологического кризиса.  Активная   творческая   деятельность   студентов   повышает   их ответственность за результат своего труда, укрепляя знания, умения и навыки. Применение мультимедиа технологий не только преподавателями, но и студентами   создает   благоприятное   условие   для   развития   личности   студента, подготовки   его   к   самостоятельной   продуктивной   деятельности   в   условиях информационного общества. Методическая   разработка   рассчитана   на   преподавателей   ССУЗов, председателей   ПЦК. Стиль изложения, язык и содержание ее соответствует этому. В методической  разработке достаточно текстового материала, творчески использована   информационная оснащенность (презентации) и терминология. ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в  условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и  образовательных учреждений региона: Дис.  канд. пед. наук: 13.00.01. М.:  2002. –С.188. 2. М.В.Гальперин, «Экологические основы природопользования», учебник//  http://www.alleng.ru/d/ecol/ecol35.htm 3. Мех Н.В. Особо охраняемые природные территории, как ресурс  экологического образования. //Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии 2009 ­ Т. 18, № 2. ­ С. 221­227. 4. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. / /Ульян.  обл. ком. по охране природы; [В. В. Благовещенский и др.]; Отв. ред. В. В.  Благовещенский  Ульяновск : Дом печати : Ульян. обл. ком. по охране  природы,1997,  –С. 181  5. http://www.redbook73.ru        6. http://www.eco.ulstu.ru      ПРИЛОЖЕНИЕ Исток реки Свияги Река Свияга — приток Волги, в которую она впадает в пределах Татарстана. Но   ее   истоки,   верхнее   и   среднее   течение   находятся   на   территории Ульяновской   области.   Река   Свияга   берет   свое   начало   в   Кузоватовском районе, где она имеет три истока. Наибольший интерес представляет главный исток Свияги к юго­западу от села Кузоватово, примерно в 5 км от него на возвышенности   с   отметкой   332   м   н.у.м.,   сложенной   песчано­каменистыми отложениями   палеогена.   Важно   то,   что   на   всей   этой   возвышенности распространен   хороший   высокоствольный   сосновый   лес   зеленомошник брусничник,   местами   черничник.   Здесь   также   много   представителей семейства   грушанковых   —   ортилия   однобокая,   грушанки   круглолистная, зеленоцветковая и малая, зимолюбка зонтичная и иногда встречается очень редкое орхидное растение неоттинанта клобучковая.   Культура карельской берёзы.  Расположена на землях Кузоватовского опытного лесного хозяйства в юго­ западной   части   р.п.   Кузоватово  в   квартале   N   13   выделы   №№   32,40   на площади   12,5   га   с   ровным   рельефом   местности   на   супесчаных   почвах. Представляет собой уникальные, единственные в области лесные культуры с узорчатым   мраморовидным   рисунком   древесины.   Естественное   место­ произрастание карельской березы в северо­западной части Европы. Лесные культуры березы карельской были заложены в 1976­1977 гг. Основная цель создания   лесных   культур   ­   это   адаптация   березы   карельской   в   условиях Среднего   Поволжья,   По   данным   научно­исследовательских   работ   и фенологических   наблюдений   за   20­летний   период   подтвердилась   высокая жизнеспособность   и   адаптивность   карельской   березы   с   большой   из­ менчивостью   жизненных   форм   ­   от   дерева   до   стелющегося   кустарника. Обладает большим формовым разнообразием, как по внешним признакам, так и по качеству древесины. Выделены следующие формы карельской березы: кустарниковая, низкоствольная, лироствольная, высокоствольная узорчатая и безузорчатая.               Береза карельская пользуется неограниченным спросом для отделки интерьера  помещений, в мебельной промышленности, для художественных изделий и декоративного озеленения.     Особую   ценность   насаждение   представляет   как   объект   научно­           исследовательских   работ.   Культуры   карельской   березы   объявлены государственным   памятником   природы   постановлением   главы администрации Ульяновской области N 128 от 05.09.95г.         В памятнике природы запрещены все виды хозяйственной деятельности, ведущие к ухудшению его состояния.     «Зотово озеро» Памятник   природы   «Зотово   озеро»   образован   в   соответствии   с   решением малого Совета Ульяновского областного Совета народных депутатов за N 87 от 27 апреля 1993 года.     Памятник   природы   занимает   общую   площадь   1002   га,   в   т.   ч.         непосредственно зеркало озера 36 га. Комплексный озерно­лесной памятник объявлен   с   целью   предотвращения   деградации   экосистем   Зотова   озера, прилегающих   околоводной   и   лесной   территорий,   их   восстановления   и сохранения, а также в эколого­просветительных и научных целях. Располо­ жен памятник природы в кварталах NN 1­11 Кузоватовского селекционного семеноводческого   лесохозяйственного   предприятия   (центр).   Интересно происхождение самого названия «Зотово озеро». Такое название сложилось, по народному преданию, в честь династии лесников Зотовых, самый яркий представитель которых Петр Иванович Зотов проработал лесником более 30 лет. Именно при его непосредственном участии создавались лесные культуры сосны   обыкновенной.   В   настоящее   время   лесные   культуры   вокруг   озера занимают площадь 218 га.          На берегу озера в квартале N 10 в выделе N 6 лесные культуры имеют возраст 48 лет, среднюю высоту 20 метров, средний диаметр 24 см, запас на 1 га 280 кубометров. Беркулейских бор.    Расположен на землях Кузоватовского лесхоза Безводовского лесничества в кварталах №№ 76,81 общей площадью 57,5 га. Рельеф ровный. Насаждения характеризуются   следующими   таксационными   данными:   преобладающая порода   сосна   (95%),   остальные   5%   занимают   береза   и   осина,   тип   леса   ­ орляковый,   бонитет   ­   1.   Почва   слабоподзолистая.   Живой   напочвенный покров   состоит   из   папоротника   орляка,   злаков,   земляники,   медуницы   и других трав. В памятнике природы выделен участок под ген резерват. Здесь отобрано   53   плюсовых   дерева   сосны   обыкновенной.   Участок   является объектом научно­исследовательских работ.             Постановлением главы администрации Ульяновской области N 128 от 05.09.95   г.   Беркулейский   бор   объявлен   памятником   природы.   Здесь запрещены все виды хозяйственной деятельности, ведущие к ухудшению его состояния. Озеро Чекалинское со сплавиной  На юго­западе Кузоватовского района находится один из интереснейших природных   объектов   Ульяновской   области   ­   озеро   Чекалинское.   Оно расположено в 4 км к северо­западу от с. Лесное Чекалино в 64, 65 и 82 кварталах   Матюнинского   лесничества   среди   соснового   леса   черничника. Озерная впадина образовалась на водоразделе рек Томышевка и Темрязанка среди песчаных пород камышинской свиты палеогена и имеет суффозионное происхождение. Склоны вокруг озера очень пологие.  Заболачивание озера происходит одновременно двумя путями. С северной, северо­восточной,   восточной   и   частично   южной   сторон   происходит нарастание   сфагновой   сплавины.   В   остальной   части   озера   заболачивается «обычным  способом» ­ путем  зарастания  со  дна. Озеро  Чекалинское,  как один   из   замечательных   памятников   природы   Ульяновской   области, заслуживает   самого   серьезного   внимания   к   его   охране.   Прежде   всего, необходимо   уменьшить   антропогенную   нагрузку   на   окружающие   леса:   не допускать вырубку леса в радиусе не менее 500 м от озера, регламентировать сбор ягод вокруг озера и на самой сплавине. Необходимо запретить сдирать моховый ковер. Недопустим выпас скота в районе озера.  Пока   озеро   Чекалинское   и   окружающая   ее   сплавина   находятся   в удовлетворительном   состоянии,   наша   задача   сохранить   этот   уникальный природный объект и разработать подробные мероприятия для его охраны.  Родник Томыловский Расположен на юго­восточной окраине с. Томылово Кузоватовского района, рядом   с   асфальтированным   шоссе   Кузоватово­Безводовка­Томылово­ Еделево.  Родник очень широко известен и относится жителями района к категории «святых».   Над   верхним   грифоном   прямо   в   пойме,   среди   ив,   выстроена красивая   часовня,   шестигранная   в   плане,   с   характерным   куполом   и православным крестом. Она расписана местным художником ликами святых как снаружи, так и изнутри. Часовня сохраняется издавна.           Родник   широко   посещается   туристами,   краеведами.   Зона   родника обнесена изгородью. Родник объявлен памятником природы. Баевское окаменелое дерево Это окаменелое дерево захоронено в 10 км к северо­западу от села Баевка Кузоватовского района (откуда и его название) в 59 квартале Налейкинского лесничества среди сосново­лиственного леса на песчаной почве. Окаменелое дерево здесь впервые было обнаружено известным геологом А.П.Павловым в 1886 г. и это было подтверждено другим геологом Н.И. Лебедевым в 1892 г. Но   так   как   эти   исследователи   были   чистыми   геологами,   а   не палеоботаниками,   они   не   могли   точно   установить,   к   каким   древесным растениям   эта   окаменелость   относится,  и  только   предполагали,   что   здесь имеется окаменелая сосна, так как окаменелость найдена в сосновом лесу (это   мнение   бытует   у   части   местного   населения   и   сейчас).   Однако   в дальнейшем   изучением   окаменелых   древесин   занялись   специалисты палеоботаники, и ими было определенно установлено, что это не сосна, а дерево   из   семейства   кипарисовых,   относящееся   к   вымершему   роду купрессиноксилон (современный кипарис относится к роду купрессус). Так что баевское окаменелое дерево можно назвать древним кипарисом, но никак не сосной. Это подтверждено и самыми последними его исследованиями в Ботаническом институте Российской Академии наук. Болото Шемуршинское Болото   Шемуршинское   расположено   к   северо­западу   от   с.Шемурша Кузоватовского   района.  С   юга   и   запада   к   нему   примыкает   сосновый   лес, вокруг остальной части — безлесные пространства. Болото Шемуршинское утверждено   памятником   природы   3   мая   1988   г.,   поскольку   это   одно   из интереснейших   болот   Ульяновской   области,   где   встречаются   редкие   и ценные лекарственные растения. Флора болота Шемуршинское насчитывает 36 видов сосудистых растений и 7 видов мхов. На болоте имеются отложения торфа, но они не больше одного метра.   Как уже было сказано, болото Шемуршинское подвержено значительным антропогенным нагрузкам. Сюда пригоняют скот на водопой, в окрестностях болота   идет   рубка  леса,  оно   используется   в  качестве   охотничьего   угодья (здесь селится водоплавающая дичь). Все это ведет к эвтрофикации болота, в результате   чего   из   ценозов   выпадают   редкие   виды   растений   (клюква, росянка),   нарушается   естественная   целостность   растительных   сообществ. Необходимо   создание   охранного   режима   на   болоте   в   соответствии   со статусом памятника природы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Особо охраняемые природные территории Кузоватовского района" (1 курс, экология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2018