Министерство образования Республики Башкортостан
ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства
и профессиональных технологий
Методическая разработка
занятия по учебной дисциплине
«Информатика»
на тему:
«Работа с таблицами в текстовом
редакторе Microsoft Word»
Разработала преподаватель: Акчулпанова Р.У. Стерлитамак, 2017 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………… 6
Методическое обоснование ……………………………………………… 4
Технологическая карта урока ……………………………………………… 6
Этапы урока …………………………………………………………………. 7
Ход урока ……………………………………………………………………. 8
Заключение ………………………………………………………………… 10
Литература ………………………………………………………………… 11
Приложения …………………………………………………………………. 12 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Введение
Основная цель разработки оказание методической поддержки педагогам и
студентам в процессе реализации ФГОС СПО в образовательный процесс
колледжа; создание условий для реализации требований Федеральных
государственных образовательных стандартов среднего профессионального
образования и достижения необходимого качества подготовки выпускников.
Одним из условий реализации ФГОС СПО является развитие самостоятельности и
творческих способностей студентов.
В процессе «обучения учения» происходит постоянное взаимодействие
преподавателя и студентов. Учение, имеющее ярко выраженную личностную
окраску, каждым из обучающихся осуществляется поразному: один не может
продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта,
наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный
стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и
личностное восприятие, что также, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную ин
формацию, преподаватель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и
ценностную окраску. Независимо от желания преподавателя в процессе передачи
знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Преподаватель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот
процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот
тутто и возникает проблема необходимости развития творческого мышления
учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике устранение
доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской
деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько
помогать обучающимся учиться, направлять его познавательную деятельность.
Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда
обучающихся в процессе учения сегодня является метод проектов.
3 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Методическое обоснование
Методическая разработка открытого занятия на тему «Работа с таблицами в
текстовом редакторе Microsoft Word» предназначена для преподавателей
информатики и информационных технологий, работающих со студентами первого
и второго курса любой специальности. На данном занятии используются такие
методы обучения как частичнопоисковый, проектный способствует более
прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей,
развитию самостоятельного творческого мышления.
По определению проект это совокупность определенных действий,
документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта,
предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая
деятельность. Современный проект студента это дидактическое средство
активизации познавательной деятельности,
развития креативности и
одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов
педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических
знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение студента
в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы
человеческой деятельности в социокультурной среде.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование
студентов вместе с преподавателем окружающей жизни. Все, что студенты
делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими
людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно,
понимать, зачем они это сделали.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных мо
ментов, вытекающих из тех или иных задач. Студенты должны научиться строить
свою деятельность совместно с другими, найти, добыть знания, необходимые для
выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои
жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, они получают
необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с
другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась
разбираться путем проб в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность
студентов, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в
группе, самоконтроль, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих
навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления.
4 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Метод проектов всегда предполагает решение какойто проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с
другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники,
технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не
только наличие и осознание какойто проблемы, но и процесс ее раскрытия,
решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или
гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в
виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного
взаимодействия.
Исследовательский предмет может быть по содержанию: монопредметным
выполняется на материале конкретного предмета; межпредметным
интегрируется смежная тематика нескольких предметов; надпредметным выпол
няется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов,
работы в творческих мастерских.
Проект может быть текущим, когда на самообразование и проектную
деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания
образования. Для данного занятия и выбран метод проектов, где студенты должны
показать знания в работе с таблицами в текстовом редакторе, а именно
сворачивать представленную информацию в виде структурных таблиц. А урок
становится более ярким, если использовать межпердметные связи, например, на
данном уроке прослеживается тесная связь с мировой художественной культурой.
5 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Технологическая карта урока
Учебная дисциплина: Информатика
Тема: Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word
Цель урока:
повторение и систематизация навыков работы с
форматированием таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word
Задачи урока:
Общеобразовательные:
закрепление пройденного материала, проверка
знаний и умений
Развивающие: развитие познавательного интереса к данной теме, творческого
поиска, творческих способностей, формирование компьютерной грамотности и
потребности в приобретении знаний
Воспитательные: воспитание активности, мобильности, сознательного
усвоения учебного материала, бережного отношения к компьютерной техники,
внимательности, аккуратности, дисциплинированности, любви к прекрасному.
Тип урока: урок по комплексному применению знаний и способов
деятельности
Вид урока: практическое занятие
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, практический, минипроекты, частично
поисковый.
Реквизит и оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска,
презентация «В мире прекрасного», карточки для проверки домашнего задания,
карточки для рефлексии
Межпредметные связи: мировая художественная культура
6 №п/п Время,
мин
2
1
2
3
7
35
Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Этапы урока
Название этапа
Форма
проведения
Деятельность
обучающихся
Организационномотивационный этап
а) организационный
момент: приветствие,
проверка готовности
к занятию
б) вступительное
слово преподавателя,
определение темы
в) целеполагание
Анализ имеющихся
знаний
Монолог
преподавателя
Проверка знаний
Контролирует
правильность
ответов, выборочно
ставит оценки
Группа делятся на
подгруппы и
заполняют карточки
с заданиями
Осуществление деятельности
Демонстрация картин Монолог
Практическая работа
(начало)
Физкультминутка
Практическая работа
(продолжение)
Рефлексия
преподавателя
Монолог
преподавателя
Монолог
преподавателя
Консультирует
индивидуально
Объясняет что
такое
«Рефлексивная
мишень»
Слушают музыку,
смотрят картины
Сообщение, выбор
темы
Выполнение
упражнений для
глаз
Выполнение работы
Заполняют
рефлексивную
мишень
7 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Итоги занятия
Защита и оценка
работ
Демонстрация и
защита некоторых
рекламных
проспектов
Домашнее задание
Объяснение
домашнего задания
4
1
Выдача домашнего
задания
Записывают
домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент
Преподаватель: Здравствуйте, очень рада видеть вас снова. Мы продолжаем с
вами работу с таблицами в Word. На прошлом уроке мы с вами создавали и
форматировали таблицы.
Мы изучали тему, посвященную таблицам не случайно. Таблицы – компактная
и удобная форма представления данных.
Мы живем в век информации. На современного человека обрушиваются очень
много информации: различных сведений, материалов, документов. Чтобы все
успеть, качественно выполнить то, что требуется, человек должен быть
избирательным, он должен уметь использовать компактные, свернутые
информационные формы. Специалист любой сферы деятельности сегодня должен
владеть определённым уровнем функциональной грамотности. Это одно из базовых
умений в современном мире.
Обращение к студентам: Как вы думаете, с помощью чего мы можем
оформить информацию более компактном виде? (с помощью таблиц).
Преподаватель: Да, и поэтому целью нашего занятия является обработать все
те навыки работы с таблицами, с которыми мы с вами знакомились.
Проверка знаний
Группа делятся на подгруппы. Каждая подгруппа получает карточку
(приложение №1), они должны заполнить пустые клетки, побеждает та подгруппа,
которая быстро и правильно заполнит карточки. Затем подводятся итоги и
выборочно ставится оценки тем, кто дополнительно комментирует ответы.
Демонстрация презентации
Преподаватель: Перед началом практической работы я предлагаю вам
окунуться на несколько минут в мир прекрасного (демонстрация картин в
сопровождении классической музыки (приложение №2)).
Практическая работа (начало)
Преподаватель: На практической работе мы познакомимся с тем, как можно
использовать таблицу на примере рекламного проспекта (демонстрируется
8 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
рекламный проспект и преподаватель комментирует свою работу (приложение
№3) ).
Сообщение студента: В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу
Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана
история отечественного пейзажа второй половины XIX века. Произведения
выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной
живописи, обрели огромную популярность.
Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим
искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной
живописи предыдущей эпохи. Подобно многим русским художникам, он от
природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой
ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не
поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной
природы.
Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге – маленьком
провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю
суровом и величественном. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик
нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И.В. Шишкин был
человеком разносторонних знаний. Его увлекала техника, он занимался
археологией, историей, стремился во все начинания внести чтото свое, новое и
полезное. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя
в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
Преподаватель: Вы должны выбрать тему, например, «Мир искусства»,
«Художники Башкортостана, «Великие художники современной эпохи» и т.п.
Каждая работа оценивается и лучшие демонстрируются с помощью
интерактивной доски. Любую интересующую информацию по выбранной теме вы
можете найти с помощью поисковых систем.
Физкультминутка
Преподаватель: Выполним гимнастику для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза, и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их (считать до 5).
Практическая работа (продолжение)
Студентами в парах выполняют проектную работу в виде рекламного
проспекта по выбранной теме.
Итоги занятия: Демонстрация и защита некоторых рекламных проспектов.
(При этом тихо звучит музыка). Группа оценивает работы.
Рефлексия (приложение №4)
Домашнее задание: Повторить пройденные темы по текстовому редактору
Microsoft Word, собрать всю информацию по данной теме в таблицу.
9 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Заключение
Самое сложное для педагога в ходе проектирования это роль независимого
консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что
студенты выполняют чтото неверно. Но важно в ходе консультаций только
отвечать на возникающие у студентов вопросы.
У студентов при выполнении проекта возникают свои специфические
сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических целей
метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации,
но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно
организовывать, моделировать, так что студентам трудно: намечать цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор; предусмотреть последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
объективно оценивать процесс и результат проектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль педагога. Она различна
на разных этапах проектирования. Взаимодействие педагога и обучающихся пока
зывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а
акцент обучения делается на содержание учения, на процесс применения
имеющихся знаний.
Меняется и роль обучающихся в образовании: они выступают активными
участниками процесса. Деятельность в парах помогает им научиться работать в
«команде». При этом происходит формирование такого конструктивного
критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме
обучения. У студентов вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и
уже не действует оценочная форма: «это верно, а это неверно». Даже неудачно
выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое
10 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
значение. На этапе самоанализа, а затем защиты преподаватель и студент самым
подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины
неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к
повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как
именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха».
Подобная рефлексия позволяет сформировать самооценку окружающего мира и
себя в этом мире.
Литература:
1. Михеева Е.В. Титова О.И. Информатика: Учебник для среднего
профессионального образования учебное пособие для СПО, 2015.
2. Хелворсон М., Янг М., Эффективная работа с Microsoft Office, СПб.: Питер,
2012
11 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Приложения
Приложение 1
12 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Приложение 2
13 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Приложение 3
Великие русские художники
Иван Иванович Шишкин
Это все одно,
«В рисунке природы не должно быть
фальши.
что
сфальшивить в молитве, произнести
чужие и чуждые ей слова» - так
полагал Иван Иванович Шишкин, академик (1865
г.) и профессор (1873 г.) живописи Петербургской
академии художеств, и последовательно воплощал
эту мысль в своих знаменитых полотнах
Картины
Название
Год Где находится
14 Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Сосновый бор.
Мачтовый лес
в Вятской
губернии
Сестрорецкий
бор
Корабельная
роща
1872 г.,
холст,
масло,
117х165
см
1896
г.,
холст,
масло,
70х105
см
1898 г.,
холст,
масло,
165х252
см
Государственная
Третьяковская
галерея, Москва
Серпуховский
историко
художественный
музей
Государственный
русский музей,
санктпетербург
Приложение 4
Технология «Рефлексивная мишень»
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая
делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.
В каждом из секторов записываются параметры вопросы рефлексии
состоявшейся деятельности, взаимодействия.
Например,
1й сектор — оценка содержания;
2й сектор — оценка формы, методов взаимодействия;
3й сектор — оценка деятельности педагога;
4й сектор — оценка своей деятельности
Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или
фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор)
«стреляет» в мишень, делая метку
д.).
Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия.
Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в
то в поле «5».
«молоко» или в поле «О» на мишени, если выше,
15
плюс и т.
(точку, Методическая разработка урока по информатики на тему
«Работа с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word» «
Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в
поле «10» мишени.
После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил»
(поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на
всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
16
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Методическая разработка занятий по учебной дисциплине "Математика", "Информатика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.