Методическая разработка занятия "Вывязывание бабочки"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка предлагается педагогам дополнительного образования, руководителям творческих объединений прикладного творчества, учителей трудового обучения. В разработке раскрываются методика и практика процесса обучения детей художественному вязанию крючком первого года обучения по программе «Природа. Творчество». В данной разработке представлен вариант занятия «Вывязывание бабочки» первого уровня сложности по подтеме «Фантазийные узоры» раздела «Чудеса рукотворные». Текст сопровождается схемой, технологической картой, фотографиями, обзорная электронная презентация «Порхающие цветы-бабочки».
Иконка файла материала Методическая разработка занятия Вывязывание бабочки.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ  ЭКОЛОГО­БИОЛОГИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР  ГОРОДА  РОСТОВА­НА­ ДОНУ МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ПОДТЕМЫ «ФАНТАЗИЙНЫЕ  УЗОРЫ» ПО  ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА.ТВОРЧЕСТВО» (1­й  год  обучения,  1­й  уровень  сложности) Для  педагогов  дополнительного  образования. ВЫВЯЗЫВАНИЕ   БАБОЧКИ Автор:  педагог  дополнительного образования Анашкина Надежда Алексеевна 2013 год.руководителям     творческих     объединений   Методическая     разработка     предлагается     педагогам     дополнительного образования,     прикладного творчества,    учителей     трудового     обучения.    В    разработке     раскрываются методика  и  практика  процесса  обучения  детей  художественному  вязанию крючком   первого   года   обучения   по   программе «Природа. Творчество». В данной     разработке     представлен   вариант   занятия   «Вывязывание     бабочки» первого  уровня  сложности по  подтеме «Фантазийные  узоры»  раздела «Чудеса рукотворные».   Текст     сопровождается     схемой,     технологической     картой, фотографиями,     обзорная     электронная     презентация     «Порхающие     цветы­ бабочки». ТЕМА: Вывязывание  бабочки крючком. ЦЕЛИ: Закрепить  полученные  навыки  вязания  столбиков  без  накида,   присоединительных  столбиков,  «жгутиков». ЗАДАЧИ: Демонстрация  форм  и  методов  организации  и  проведения  занятий   художественно­эстетической  направленности. МАТЕРИАЛЫ: • крючок № 3­3,5; • нитки  шерсть. ОБОРУДОВАНИЕ: • • • • • ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ. 1. • • 2. • • • 3.  Основной этап: Организационный этап: Приветствие, проверка  подготовленности  детей  к  занятию; Обозначение  темы,  постановка  целей  и  задач. Подготовительный этап: Рассказ педагога; Демонстрация презентации; Викторина. ноутбук; презентация; выставка  творческих  работ  обучающихся; схема  вязания  бабочки; образцы  вязания. • Обзор  и обсуждение выставочных работ. • Техника безопасности при работе с крючком и ножницами. • Поэтапная демонстрация вязания бабочки  с пояснением  трудныхмоментов. • Индивидуальная творческая работа. 4.   Заключительный этап. • Подведение итогов: • Выставка работ. ХОД  ЗАНЯТИЯ. Подготовительный этап.  Педагог:  Сегодня  мы  с  вами  будем  вязать  бабочку.         Бабочки,  пожалуй,  одни  из  самых  красивых  живых  существ  на  Земле. Они   похожи   на   ожившие   цветы,   причудливость   и   яркость   окраски   их крыльев     поистине     сказочная.     Множество     волшебных     сказок     и     легенд сложено  о  бабочках,  которых  учёные  называют  скучновато:  чешуекрылые. Зато  имена  у  них  красивые,  это  часто  имена  греческих  богов  и  героев легенд:     Аполлон,     Психея,     Гектор,     Икар.     Так     люди     выразили     своё восхищение  яркой  красотой  бабочек.  А  чешуйки ­  это  и  есть  самое  главное в     их     наряде   ­     та     самая     пыльца,     которая     так     легко     стирается     от неосторожных  прикосновений  безжалостных  пальцев  некоторых  «любителей» бабочек.              В  то  же  время  в  коллекциях,  собранных  более  ста  лет  назад, бабочки     сверкают     прежней     свежестью     красок.    Крылья     их     стеклянно­ прозрачные,     покрыты     густым     слоем     чешуек,     расположенных     ровными рядами    и    сложенных    друг    на   друга    как    черепица    или    серебристые деревянные  «лемеха»  старинных  русских  церквушек.                 В  настоящее  время  более  ста  видов  бабочек  в  нашей  стране занесены   в   Красную   книгу.   Немало   им   повредили   весёлые   ребятишки, гоняющиеся  за  бабочками  с  марлевыми  сачками  в  руках.  Тот,  кто  серьёзно увлекается   бабочками,   может,   конечно,   собрать   и   правильно   оформить коллекцию­  нужное  и  полезное  учебное  пособие.  Но  нам  с  вами  лучше просто   любоваться   бабочками   ранней   весной   и   летом   и   черпать   в   нихвдохновение  для   нашего  творчества.  Пусть  летают!               А  сейчас  предлагаем  вашему  вниманию  презентацию «Порхающие цветы»,   которую  приготовили  девочки. ( Приложение № 1). Демонстрация  презентации. Педагог:  Спасибо,  девочки,  порадовали  нас  своей  творческой  работой. Какая  бабочка  вам  понравилась  больше  всего? Ответы  детей. Кто  помнит,  как  долго  живёт  бабочка  Лимонница 7 (10 месяцев). В  названии  какой  бабочки  используется  чин морского офицера? (Адмирал). Какую бабочку больше всего не любят садоводы? (Капустница). Какая бабочка может служить живым компасом? (Траурница). Гусеницы какой бабочки дружат с муравьями? (Голубянка). Какая бабочка обкрадывает пчёл? (Бражник мертвая голова). Молодцы ребята вы внимательно смотрели и слушали нашу презентацию. Основной этап.   Педагог:  А   сейчас   мы   с   вами   начнём вязать   бабочек,   которые   будут радовать  нас  своей  красотой  не  один  сезон,  а  многие  годы. Обратите   внимание   на   представленные   готовые   работы   обучающихся.   Эти бабочки выполнены в разных техниках вязания: круговое, прямыми и обратными рядами, филе, брюггские кружева, фриволите. Разнообразие цветового решения исполнения   бабочки   даёт   нам   возможность   создать   яркий   красивый   образ бабочки, который можно использовать для декорирования одежды, урашения интерьера, создания объёмных композиций и панно. Обзор выставочных работ. Педагог: Нашу красавицу мы будем выполнять в технике прямыми и обратными рядами. Сегодня  мы  закрепим  полученные  на  предыдущих  занятиях  навыки вывязывания  столбиков  без  накида,  столбиков  с  накидом,  «жгутиков».  На примере вывязывания этой бабочки мы научимся применять     соединительные столбики    при  соединении  начала  и  конца  ряда  в  круговом  вязании и  припереходе  с  одного  ряда  на  другой,  при  выполнении  мелких  элементов  или определённых  участков  вязаного  полотна. Педагог:  Посмотрите   внимательно   на   схему   вязания   бабочки.   Давайте вспомним, какие обозначения использованы в этой схеме. Таблица 1. (Условные обозначения к схеме). 0 ­ + Ответы детей воздушная  петля соединительный  полустолбик столбик  без  накида столбик  с  одним  накидом    столбик  с  2  накидами «жгутик» (3  недовязанных столбика с двумя накидами с общей вершиной)   Таблица 1. Педагог: Какие правила необходимо соблюдать при вязании крючком? Ответы детей Во   время   работы   локти   не   должны   стоять   на   столе,   чтобы   не Не  размахивать  крючком,  чтобы  не  травмировать  себя  и  товарищей. Если  нужно  наклониться  за  упавшим  клубком,  работу  с  крючком надо – поранить  крючком  глаза. – – сначала  положить  на  стол. – – – Не  держать  ножницы  лезвием  вверх. Не  оставлять  ножницы  в  открытом  виде. Передавать  ножницы  только  закрытыми  и  кольцами  вперёд. Порядок работы: По  схеме   вяжем  первую  половину  бабочки:    Набираем  13в.п  и  в  шестую  петлю  от  крючка  вяжем  «жгутик» из   1. 1.1трёх недовязанных  ст 2/н;  2 в.п  и  1ст 1/н  в  третью  в.п  от «жгутика»;  4в.п  и смыкаем  ряд. 1.2 вяжем:  1ст б/н,  2ст б/н,  1ст б/н,  2ст б/н, 1ст б/н;  далее  до  конца ряда  в    В  каждую  в.п  до  «жгутика»  вяжем  по  1ст б/н;  в  поворотные  5в.п   Вяжем  4в.п  и  1ст 1/н  на  четвёртом  ст б/н  предыдущего  ряда; 2в.п  и каждую  петлю  вяжем  по  1ст б/н;  работу  повернуть. 1.3 1ст   2/н     через     один     ст   б/н     предыдущего     ряда;     2в.п     и     на   «жгутике» предыдущего   ряда  вяжем   «жгутик»  из   трёх недовязанных   ст 2/н;  4в.п  и   На  поворотных  четырёх  в.п  вяжем:  1ст б/н,  2ст б/н,  2ст б/н,  1ст б/н; соединительный  столбик  в  седьмой поворотный  ст б/н  предыдущего  ряда; работу  повернуть. 1.4 далее   до  конца  ряда  на  каждой  петле  вяжем  по  1ст б/н; работу  повернуть. 1.5 1ст 2/н  через  один  ст б/н  предыдущего  ряда;  2в.п  и  1ст 2/н через  два  ст б/н    Вяжем  3в.п  и  1ст 1/н  на  третьем  ст б/н  предыдущего  ряда;  2в.п и предыдущего  ряда;  2в.п  и  «жгутик»  из  трёх  недовязанных  ст 2/н  через  два ст  б/н    предыдущего    ряда;    5в.п   и    соединительный     столбик    в   шестой   На  поворотных  пяти  в.п  вяжем:  1ст б/н,  1ст б/н,  2ст б/н,  1ст б/н, 1ст поворотный  ст б/н  предыдущего  ряда;  работу  повернуть. 1.6 б/н;   далее   до   конца   ряда   на   каждой   петле   вяжем   по   1ст б/н; работу повернуть. 1.7 б/н,  а  далее  в  каждую  в.п­  по  одному  соединительному  столбику.    Для  усика  связать  11в.п;  во  вторую  петлю  от  крючка  связать  1ст Педагог:  Для уставших пальчиков давайте сделаем разминку: Разминка                  ­  Дружат вместе  с нами девочки и мальчики (руки в замок),                  ­  Мы с тобой подружимся — маленькие пальчики (соединяем                     поочерёдно каждый палец от мизинца к большому),­  Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы вязать (соединяем                        поочерёдно каждый палец от  большого к мизинцу). 2. По  схеме   вяжем  вторую половину  бабочки: 2.1  Для   присоединительные  столбики  по  внутреннему  краю  первой  половины бабочки и    выходим    к    её   хвостику.    Аналогично    вывязываем     по    схеме  вторую   вывязывания     выполняем   второй     половины     бабочки   половину  бабочки  и  второй  усик.  Нить  отрезаем,  закрепляем, кончики  нитей заправляем. Педагог: Давайте посмотрим и обсудим результаты нашей сегодняшней работы Заключительный этап. Фото 1, 2. Творческие работы детей. Педагог: Связанная  сегодня  бабочка ­  это  только  начало изучения раздела «Фантазийные узоры».  Когда  вы  освоите  более  сложные  приёмы  вязания, мы  будем  создавать  этих  красавиц  в  технике  брюггские  кружева (имитация коклюшечных   кружев),   филе,   фриволите   и       продолжим   знакомство   с бабочками (фото 3, 4, 5, 6). Зканчивая наше занятие хочу пожелать вам новых творческих успехов!Фото 3. Филейное вязание и брюггские кружева. Фото 4. Прямые  и обратные ряды. Фото 5. Вязание  прямыми  и  обратными  рядами    по  кругу. ЛИТЕРАТУРА:• Журнал «Вязание  крючком» № 468 УСЛОВНЫЕ  ОБОЗНАЧЕНИЯ  К СОКРАЩЕНИЯМ В ТЕКСТЕ. в.п.­                   воздушная  петля; соед.ст­             соединителный  столбик; ст б/н­               столбик  без  накида; ст 1/н­               столбик  с  1  накидом; ст 2/н­               столбик  с  2  накидами; «жгутик»­        3 недовязанных  столбика  с  2 накидами  с  общей                                         вершиной.

Посмотрите также