Методическая система

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Легкоатлетическое многоборье требует от спортсмена высокого уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости). Стал всё чаще замечать, что у многих детей плохо развиты координационные способности (КС), поэтому за основу своей продуктивной методической системы взял развитие координационных способностей. Тема моей методической работы: «Управление качеством физического образования через развитие координационных способностей». Цель: создать механизм управления качеством физического образования через развитие координационных способностей. Управление качеством образования Т.И. Шамова и П.И. Третьяков определяют как целенаправленный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата (норм и стандартов) [1]. В.И. Лях считает, что координационные способности - это «умения точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени» [2]. Механизм управления качеством физического образования реализую через диагностику и мониторинг уровня развития координационных способностей. Существует несколько методов диагностики (оценки) координационных способностей (КС). Я использую метод наблюдения и метод тестов.Легкоатлетическое многоборье требует от спортсмена высокого уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости). Стал всё чаще замечать, что у многих детей плохо развиты координационные способности (КС), поэтому за основу своей продуктивной методической системы взял развитие координационных способностей. Тема моей методической работы: «Управление качеством физического образования через развитие координационных способностей». Цель: создать механизм управления качеством физического образования через развитие координационных способностей. Управление качеством образования Т.И. Шамова и П.И. Третьяков определяют как целенаправленный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата (норм и стандартов) [1]. В.И. Лях считает, что координационные способности - это «умения точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени» [2]. Механизм управления качеством физического образования реализую через диагностику и мониторинг уровня развития координационных способностей. Существует несколько методов диагностики (оценки) координационных способностей (КС). Я использую метод наблюдения и метод тестов.
Иконка файла материала metodicheskaya_sistema.docx
Методическая система           Легкоатлетическое   многоборье   требует   от   спортсмена   высокого   уровня   развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости). Стал всё чаще замечать, что у многих детей плохо развиты координационные способности (КС),   поэтому   за   основу   своей   продуктивной   методической   системы   взял   развитие координационных способностей. Тема моей методической работы: «Управление качеством физического образования через развитие координационных способностей».       Цель: создать механизм управления  качеством физического образования через  развитие координационных способностей.         Управление качеством образования Т.И. Шамова и П.И. Третьяков определяют как целенаправленный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата (норм и стандартов) [1].        В.И. Лях считает, что координационные способности ­ это «умения точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени» [2].       Механизм управления качеством физического образования реализую через диагностику и мониторинг уровня развития координационных способностей.  Существует   несколько   методов   диагностики   (оценки)   координационных   способностей (КС).  Я использую   метод  наблюдения  и метод тестов.        Метод наблюдения.  Систематически проводя занятия, наблюдаю, насколько успешно (легко и быстро) овладевают ученики различными двигательными действиями, как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах; насколько своевременно и   находчиво   перестраивают   двигательные   действия   в   ситуациях   внезапного   изменения обстановки, т. е. в условиях, предъявляющих высокие требования к КС.       Метод тестов (Приложение 1).        Перед проведением тестов следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли   показать   свои   оптимальные   результаты.   Учащиеся   должны   быть   четко проинформированы   о   целях   проведения   контрольных   испытаний.   До   начала   самого процесса тестирования следует подробно объяснить, продемонстрировать, а затем научить их правильно выполнять упражнения­тесты.       На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценок необходимо давать несколько зачетных попыток — от двух до пяти, а для метаний на точность — от восьми   до   десяти.   После   каждой   попытки   должна   следовать   точная   информация   о достигнутом   результате,   которая   способствует   поддержанию   мотивации   учащегося   и коррекции его двигательных действий.          Контрольное испытание для определения исходного уровня КС провожу   в первой четверти   учебного  года   (первая  декада   сентября)  и   второй   раз  в   конце   учебного  года (вторая декада мая) для выявления их изменения в течение года.     В качестве средств развития КС могут использоваться самые разнообразные упражнения, если   их   выполнение   связано   с   преодолением   координационных   трудностей   (новые упражнения или знакомые, но осуществляемые в измененных условиях) либо требует от исполнителя точности, быстроты, рациональности, находчивости в осуществлении сложных в координационном отношении двигательных действий.      Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют коорди­ национными, направленными на развитие определенных КС. Их можно объединить в три группы:   общеподготовительные,   специально­подготовительные   и   группа,   сочетающая   в себе обще­ и специально­подготовительные упражнения.Условно группу общеподготовительных координационных упражнений можно разделить на несколько подгрупп. Первая подгруппа. Упражнения, обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят новые упражнения или новые их варианты. Вторая подгруппа. Упражнения по расширению двигательного опыта (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; относительно простые и достаточно сложные упражнения, выполняемые в измененных условиях, при изменении положения тела или его частей   и   т.   д.).   Данные   упражнения,   содержащие   повышенные   координационные требования, направлены главным образом на правильное (качественная сторона) и точное (количественная сторона) выполнение движений по амплитуде, направлению, темпу, ритму. Третья подгруппа. Общеразвивающие координационные упражнения, подобранные по типу: «на силу», «на быстроту», «на выносливость»… Четвертая   подгруппа.   Упражнения  с   преимущественной   направленностью   на  отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (выработка чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий).        Группа специально­подготовительных координационных упражнений, её также можно разделить на подгруппы. Первая   подгруппа.   Подводящие   упражнения,   способствующие   освоению   и   закреплению технических навыков и технико­тактических действий. Вторая   подгруппа.   Развивающие   упражнения,   направленные   главным   образом   на воспитание КС,  имеющих место в лёгкой атлетике. Третья   подгруппа.   Упражнения   по   развитию   специфических   КС:   способностей   к ориентированию  в  пространстве,  к кинестезическому     дифференцированию,  к ритму,  к сохранению равновесия, к вестибулярной устойчивости. Четвертая подгруппа. Упражнения по выработке так называемых специализированных пси­ хофизиологических функций: восприятий или чувств, имеющих место в лёгкой атлетикен (чувство   планки,   метательного   снаряда,   мяча   и   т.   Д.);   мнемических   (оперативная двигательная память) и интеллектуальных компонентов (быстрота и качество оперативного мышления, способностей к предвидению изменения ситуации в ограниченном интервале); рече­мыслительных   процессов   (проговаривание   действия   вслух   и   про   себя   с одновременным осмысливанием конкретных кинестезических  ощущений); идеомоторных реакций (представление движений при выполне(cid:0) ра данного упражнения в целом или по частям, параметров этих движений).               Для   сопряженного  воздействия   на  координационные   и   физические   способности применяют   в   различных   сочетаниях   обще­   и   специально­подготовительные координационные упражнения.   Примерами такого соединения КС в их гармоническом развитии с силовыми, скоростно­силовыми способностями могут служить упражнения: в метании малого мяча (правой, левой рукой   на    расстояние,   равное    1/6,    1/3,    1/2    от максимальной     дальности     метания;       в       чередова(cid:0) ра       метаний       в       цель       при использовании   снарядов   разного   веса;   в   чередовании   бросков мяча   в   стену   на максимальную   дальность   отскока с бросками на дальность отскока, равную 1/6, 1/3, 1/2 от максимальной;   прыжки   в   длину и высоту с места в полную силу, в полсилы, в 1/3 силы,   с   вращениями   в   одну   и   в   другую   стороны   на   заданный   угол   —   90°,   180°   и   на максимальное число градусов.        В качестве примеров соединения скоростных способностей и КС могут быть названы упражнения в чередовании: бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30—90 % от максимальной (с обязательным определением времени пробегания отрезка   самим   учащимся   и   коррекцией   скорости   бега   педагогом);   пробегание   разныхотрезков по прямой с преодолением их при изменении направления движения, скорости бега, того и другого вместе.       В качестве примеров упражнений, соединяющих развитие выносливости и КС, приведу упражнения: в продолжительном беге по сильно пересеченной (желательно незнакомой) местности; в длительном беге по песку, снегу.           Для   развития   КС   применяю   различные   методы:     методы   стандартно­повторного упражнения, методы вариативного (переменного) упражнения.             Методы стандартно­повторного упражнения используются для развития КС   при разучива(cid:0) ра   новых,   достаточно   сложных   в   координационном   отношении   двигательных действий, т.к. овладеть новым двигательным действием можно лишь после ряда повторе­ ний его в относительно стандартных условиях.        Методы вариативного (переменного) упражнения являются главными методами разви­ тия КС.              Первая  группа методических  приемов  подразумевает  строго регламентированное изменение отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия. Для   развития   КС   первой   группой   методических   приемов   используются   упражнения   с изменением: направления движений, силовых компонентов, скорости или темпа движений, ритма дви(cid:0) равле, исходных и конечных положений при выполнении общеразвивающих и специально­подготовительных   упражнений,   пространственных   границ,   в   которых выполняются упражнения, способы выполнения действия.            Вторая группа методических приемов способствует развитию КС при выполнении первичных двигательных действий в непривычных сочетаниях. Применяются упражнения: с усложнением   привычного   действия   добавочными   дви(cid:0) равлены,   включающими комбинированные   двигательные   действия   в   непривычных   сочетаниях;   с   «зеркальным» выполнением движений.              Третья группа методических приемов требует введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы изменения. Здесь используются упражнения: с введением различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий; с   усложнением   координационных   движений   действиями   типа   жонглирования;   с выполнением   освоенных   двигательных   действий   после   раздражения   вестибулярного аппарата; на совершенствование в технике двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления; в условиях, ограничивающих или   исключающих   зрительный   контроль;   с   введением   заранее   и   точно   обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх.             Методы не строго регламентированного варьирования также содержат несколько методических   приемов   использования   упражнений   для   развития   КС.   Применяются упражнения: связанные с изменением использования обычных условий естественной среды, непривычных   снарядов,   инвентаря,   оборудования;   на(cid:0) равленые   на   осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических действий в условиях,   не   строго   регламентирующих   взаимодействия   соперников   или   партнеров; «игрового варьирования» с использованием игрового и соревновательного методов.       При применении методов переменного упражнения необходимо соблюдать следующие основные правила: 1. Использовать небольшое количество повторений (8—12 раз) разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением. 2. Многократно повторять эти упражнения при как можно более частой и целенаправ­ ленной вариативности выполнения отдельных элементов и двигательного действия в целом, а также изменении условий их осуществления. 1. Управление качеством образования. М.: ­ 200.­ С33. Список используемой литературы2. Физическая культура: учеб. Для учащихся 10­ 11кл. общеобразоват. Учреждений/ [ В.И. Лях,   Л.Е.   Любомирский,   Г.Б.   Мейксон   и   др.];   под   ред.   В.И.   Ляха   и   др.­   6   изд.­   М.: Просвещение, 2008.­ С 67. Приложение 1. Тест и нормативы уровней развития КС в возрасте от 7 до 17 лет.  Челночный бег 3*10м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта. По команде «Марш!» испытуемый бежит 30м с предельно высокой скоростью. Результат фиксируется  (Т1). После отдыха испытуемый с максимальной скоростью пробегает 3*10м. ( Пробегает  отрезок 10 м, обегает мяч, поворачивает назад и пробегает ещё 10м, вновь обегает мяч и  пробегает 10м) Результат фиксируется (Т2).  Таблица. Нормативы оценки абсолютных показателей КС (Т2). Мальчики Возраст Уровень развития КС 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Низкий 11,2 и больше 10,8 и больше 10,4 больше 9,9 и больше 9,7 и больше 9,2 и больше 9,3 и больше 9 и больше 8,5 и больше 8,1 и больше 8,5 и больше Ниже среднего 11,1­10,9 10,8­10,0 10,3­10 9,8­9,6 9,6­9,4 9,1­9 9,2­9,1 8,9­8,7 8,4­8,3 8­7,9 8,4­8,2 Средний 10,8­10,3 10­9,5 9,9­9,3 9,5­9 9,3­8,8 8,9­8,5 9­8,5 8,6­8,1 8,2­7,9 7,8­7,5 8,1­7,9 Выше среднего 10,2­10 9,4­9,2 9,2­8,9 8,9­8,7 8,7­8,5 8,4­8,3 8,4­8,3 8­7,8 7,8­7,7 7,4­7,3 7,5­7,3 Высокий 9,9 и меньше 9,1 и меньше 8,8 и меньше 8,6 и меньше 8,4 и меньше 8,2 и меньше 8,2 и меньше 7,7 и меньше 7,6 и меньше 7,2 и меньше 7,2 и меньше Относительный показатель КС определяется по разности Т1­Т2. Чем меньше эта разность,  тем выше показатель КС. Таблица. Нормативы оценки относительных показателей КС (Т1­Т2). Мальчики Возраст Уровень развития КС 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Низкий 4,6 и больше 4,3 и больше 4,2 и больше 4,1 и больше 3,7  и больше 3,7 и больше 3,7 и больше 3,7 и больше 3,5 и больше 3,5 и больше 3,6 и больше Ниже среднего 4,5­4,3 4,2­4 4,1­3,9 4­3,8 3,6­3,5 3,6­3,5 3,6­3,5 3,6­3,5 3,4­3,3 3,4­3,3 3,5­3,4 Средний 4,2­3,7 3,9­3,3 3,8­3,2 3,7­3,2 3,4­3 3,4­3 3,4­3 3,4­3 3,2­2 3,2­2,9 3,3­3 Выше среднего 3,6­3,4 3,2­3 3,1­2,9 3,1­2,9 2,9­2,8 2,9­2,8 2,9­2,8 2,9­2,8 2,9­2,8 2,8­2,7 2,9­2,8 Высокий 9,9 и меньше 9,1 и меньше 8,8 и меньше 8,6 и меньше 8,4 и меньше 8,2 и меньше 8,2 и меньше 7,7 и меньше 7,6 и меньше 7,2 и меньше 7,2 и меньше