Легкоатлетическое многоборье требует от спортсмена высокого уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости). Стал всё чаще замечать, что у многих детей плохо развиты координационные способности (КС), поэтому за основу своей продуктивной методической системы взял развитие координационных способностей. Тема моей методической работы: «Управление качеством физического образования через развитие координационных способностей».
Цель: создать механизм управления качеством физического образования через развитие координационных способностей.
Управление качеством образования Т.И. Шамова и П.И. Третьяков определяют как целенаправленный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата (норм и стандартов) [1].
В.И. Лях считает, что координационные способности - это «умения точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени» [2].
Механизм управления качеством физического образования реализую через диагностику и мониторинг уровня развития координационных способностей.
Существует несколько методов диагностики (оценки) координационных способностей (КС). Я использую метод наблюдения и метод тестов.Легкоатлетическое многоборье требует от спортсмена высокого уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости). Стал всё чаще замечать, что у многих детей плохо развиты координационные способности (КС), поэтому за основу своей продуктивной методической системы взял развитие координационных способностей. Тема моей методической работы: «Управление качеством физического образования через развитие координационных способностей».
Цель: создать механизм управления качеством физического образования через развитие координационных способностей.
Управление качеством образования Т.И. Шамова и П.И. Третьяков определяют как целенаправленный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата (норм и стандартов) [1].
В.И. Лях считает, что координационные способности - это «умения точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени» [2].
Механизм управления качеством физического образования реализую через диагностику и мониторинг уровня развития координационных способностей.
Существует несколько методов диагностики (оценки) координационных способностей (КС). Я использую метод наблюдения и метод тестов.
Методическая система
Легкоатлетическое многоборье требует от спортсмена высокого уровня развития
физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости).
Стал всё чаще замечать, что у многих детей плохо развиты координационные способности
(КС), поэтому за основу своей продуктивной методической системы взял развитие
координационных способностей. Тема моей методической работы: «Управление качеством
физического образования через развитие координационных способностей».
Цель: создать механизм управления качеством физического образования через
развитие координационных способностей.
Управление качеством образования Т.И. Шамова и П.И. Третьяков определяют как
целенаправленный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой
подсистем по достижению качества запрограммированного результата (норм и стандартов)
[1].
В.И. Лях считает, что координационные способности это «умения точно, быстро и
экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита
времени» [2].
Механизм управления качеством физического образования реализую через диагностику
и мониторинг уровня развития координационных способностей.
Существует несколько методов диагностики (оценки) координационных способностей
(КС). Я использую метод наблюдения и метод тестов.
Метод наблюдения. Систематически проводя занятия, наблюдаю, насколько успешно
(легко и быстро) овладевают ученики различными двигательными действиями, как точно и
быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах; насколько своевременно
и находчиво перестраивают двигательные действия в ситуациях внезапного изменения
обстановки, т. е. в условиях, предъявляющих высокие требования к КС.
Метод тестов (Приложение 1).
Перед проведением тестов следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня
мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они
могли показать свои оптимальные результаты. Учащиеся должны быть четко
проинформированы о целях проведения контрольных испытаний. До начала самого
процесса тестирования следует подробно объяснить, продемонстрировать, а затем научить
их правильно выполнять упражнениятесты.
На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают
внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценок необходимо
давать несколько зачетных попыток — от двух до пяти, а для метаний на точность — от
восьми до десяти. После каждой попытки должна следовать точная информация о
достигнутом результате, которая способствует поддержанию мотивации учащегося и
коррекции его двигательных действий.
Контрольное испытание для определения исходного уровня КС провожу в первой
четверти учебного года (первая декада сентября) и второй раз в конце учебного года
(вторая декада мая) для выявления их изменения в течение года.
В качестве средств развития КС могут использоваться самые разнообразные упражнения,
если их выполнение связано с преодолением координационных трудностей (новые
упражнения или знакомые, но осуществляемые в измененных условиях) либо требует от
исполнителя точности, быстроты, рациональности, находчивости в осуществлении сложных
в координационном отношении двигательных действий.
Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют коорди
национными, направленными на развитие определенных КС. Их можно объединить в три
группы: общеподготовительные, специальноподготовительные и группа, сочетающая в
себе обще и специальноподготовительные упражнения.Условно группу общеподготовительных координационных упражнений можно разделить
на несколько подгрупп.
Первая подгруппа. Упражнения, обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений.
Сюда входят новые упражнения или новые их варианты.
Вторая подгруппа. Упражнения по расширению двигательного опыта (общеразвивающие
упражнения без предметов и с предметами; относительно простые и достаточно сложные
упражнения, выполняемые в измененных условиях, при изменении положения тела или его
частей и т. д.). Данные упражнения, содержащие повышенные координационные
требования, направлены главным образом на правильное (качественная сторона) и точное
(количественная сторона) выполнение движений по амплитуде, направлению, темпу, ритму.
Третья подгруппа. Общеразвивающие координационные упражнения, подобранные по типу:
«на силу», «на быстроту», «на выносливость»…
Четвертая подгруппа. Упражнения с преимущественной направленностью на отдельные
психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию
двигательных действий (выработка чувства пространства, времени, степени развиваемых
мышечных усилий).
Группа специальноподготовительных координационных упражнений, её также можно
разделить на подгруппы.
Первая подгруппа. Подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению
технических навыков и техникотактических действий.
Вторая подгруппа. Развивающие упражнения, направленные главным образом на
воспитание КС, имеющих место в лёгкой атлетике.
Третья подгруппа. Упражнения по развитию специфических КС: способностей к
ориентированию в пространстве, к кинестезическому дифференцированию, к ритму, к
сохранению равновесия, к вестибулярной устойчивости.
Четвертая подгруппа. Упражнения по выработке так называемых специализированных пси
хофизиологических функций: восприятий или чувств, имеющих место в лёгкой атлетикен
(чувство планки, метательного снаряда, мяча и т. Д.); мнемических (оперативная
двигательная память) и интеллектуальных компонентов (быстрота и качество оперативного
мышления, способностей к предвидению изменения ситуации в ограниченном интервале);
речемыслительных процессов (проговаривание действия вслух и про себя с
одновременным осмысливанием конкретных кинестезических ощущений); идеомоторных
реакций (представление движений при выполне(cid:0) ра данного упражнения в целом или по
частям, параметров этих движений).
Для сопряженного воздействия на координационные и физические способности
применяют в различных сочетаниях обще и специальноподготовительные
координационные упражнения. Примерами такого соединения КС в их гармоническом
развитии с силовыми, скоростносиловыми способностями могут служить упражнения: в
метании малого мяча (правой, левой рукой на расстояние, равное 1/6, 1/3, 1/2 от
максимальной дальности метания; в чередова(cid:0) ра метаний в цель при
использовании снарядов разного веса; в чередовании бросков мяча в стену на
максимальную дальность отскока с бросками на дальность отскока, равную 1/6, 1/3, 1/2
от максимальной; прыжки в длину и высоту с места в полную силу, в полсилы, в 1/3
силы, с вращениями в одну и в другую стороны на заданный угол — 90°, 180° и на
максимальное число градусов.
В качестве примеров соединения скоростных способностей и КС могут быть названы
упражнения в чередовании: бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со
скоростью 30—90 % от максимальной (с обязательным определением времени пробегания
отрезка самим учащимся и коррекцией скорости бега педагогом); пробегание разныхотрезков по прямой с преодолением их при изменении направления движения, скорости
бега, того и другого вместе.
В качестве примеров упражнений, соединяющих развитие выносливости и КС, приведу
упражнения: в продолжительном беге по сильно пересеченной (желательно незнакомой)
местности; в длительном беге по песку, снегу.
Для развития КС применяю различные методы: методы стандартноповторного
упражнения, методы вариативного (переменного) упражнения.
Методы стандартноповторного упражнения используются для развития КС при
разучива(cid:0) ра новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных
действий, т.к. овладеть новым двигательным действием можно лишь после ряда повторе
ний его в относительно стандартных условиях.
Методы вариативного (переменного) упражнения являются главными методами разви
тия КС.
Первая группа методических приемов подразумевает строго регламентированное
изменение отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия.
Для развития КС первой группой методических приемов используются упражнения с
изменением: направления движений, силовых компонентов, скорости или темпа движений,
ритма дви(cid:0) равле, исходных и конечных положений при выполнении общеразвивающих и
специальноподготовительных упражнений, пространственных границ, в которых
выполняются упражнения, способы выполнения действия.
Вторая группа методических приемов способствует развитию КС при выполнении
первичных двигательных действий в непривычных сочетаниях. Применяются упражнения: с
усложнением привычного действия добавочными дви(cid:0) равлены,
включающими
комбинированные двигательные действия в непривычных сочетаниях; с «зеркальным»
выполнением движений.
Третья группа методических приемов требует введения внешних условий, строго
регламентирующих направление и пределы изменения. Здесь используются упражнения: с
введением различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;
с усложнением координационных движений действиями типа жонглирования; с
выполнением освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного
аппарата; на совершенствование в технике двигательных действий после соответствующей
(дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления; в условиях, ограничивающих
или исключающих зрительный контроль; с введением заранее и точно обусловленного
противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх.
Методы не строго регламентированного варьирования также содержат несколько
методических приемов использования упражнений для развития КС. Применяются
упражнения: связанные с изменением использования обычных условий естественной среды,
непривычных снарядов, инвентаря, оборудования; на(cid:0) равленые на осуществление
индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических действий в
условиях, не строго регламентирующих взаимодействия соперников или партнеров;
«игрового варьирования» с использованием игрового и соревновательного методов.
При применении методов переменного упражнения необходимо соблюдать следующие
основные правила:
1. Использовать небольшое количество повторений (8—12 раз) разнообразных физических
упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением.
2. Многократно повторять эти упражнения при как можно более частой и целенаправ
ленной вариативности выполнения отдельных элементов и двигательного действия в целом,
а также изменении условий их осуществления.
1. Управление качеством образования. М.: 200. С33.
Список используемой литературы2. Физическая культура: учеб. Для учащихся 10 11кл. общеобразоват. Учреждений/ [ В.И.
Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон и др.]; под ред. В.И. Ляха и др. 6 изд. М.:
Просвещение, 2008. С 67.
Приложение 1.
Тест и нормативы уровней развития КС в возрасте от 7 до 17 лет.
Челночный бег 3*10м.
По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта. По команде
«Марш!» испытуемый бежит 30м с предельно высокой скоростью. Результат фиксируется
(Т1). После отдыха испытуемый с максимальной скоростью пробегает 3*10м. ( Пробегает
отрезок 10 м, обегает мяч, поворачивает назад и пробегает ещё 10м, вновь обегает мяч и
пробегает 10м) Результат фиксируется (Т2).
Таблица. Нормативы оценки абсолютных показателей КС (Т2).
Мальчики
Возраст Уровень развития КС
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Низкий
11,2 и больше
10,8 и больше
10,4 больше
9,9 и больше
9,7 и больше
9,2 и больше
9,3 и больше
9 и больше
8,5 и больше
8,1 и больше
8,5 и больше
Ниже среднего
11,110,9
10,810,0
10,310
9,89,6
9,69,4
9,19
9,29,1
8,98,7
8,48,3
87,9
8,48,2
Средний
10,810,3
109,5
9,99,3
9,59
9,38,8
8,98,5
98,5
8,68,1
8,27,9
7,87,5
8,17,9
Выше среднего
10,210
9,49,2
9,28,9
8,98,7
8,78,5
8,48,3
8,48,3
87,8
7,87,7
7,47,3
7,57,3
Высокий
9,9 и меньше
9,1 и меньше
8,8 и меньше
8,6 и меньше
8,4 и меньше
8,2 и меньше
8,2 и меньше
7,7 и меньше
7,6 и меньше
7,2 и меньше
7,2 и меньше
Относительный показатель КС определяется по разности Т1Т2. Чем меньше эта разность,
тем выше показатель КС.
Таблица. Нормативы оценки относительных показателей КС (Т1Т2).
Мальчики
Возраст Уровень развития КС
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Низкий
4,6 и больше
4,3 и больше
4,2 и больше
4,1 и больше
3,7 и больше
3,7 и больше
3,7 и больше
3,7 и больше
3,5 и больше
3,5 и больше
3,6 и больше
Ниже среднего
4,54,3
4,24
4,13,9
43,8
3,63,5
3,63,5
3,63,5
3,63,5
3,43,3
3,43,3
3,53,4
Средний
4,23,7
3,93,3
3,83,2
3,73,2
3,43
3,43
3,43
3,43
3,22
3,22,9
3,33
Выше среднего
3,63,4
3,23
3,12,9
3,12,9
2,92,8
2,92,8
2,92,8
2,92,8
2,92,8
2,82,7
2,92,8
Высокий
9,9 и меньше
9,1 и меньше
8,8 и меньше
8,6 и меньше
8,4 и меньше
8,2 и меньше
8,2 и меньше
7,7 и меньше
7,6 и меньше
7,2 и меньше
7,2 и меньше