Методическая система работы учителя иностранного языка Кулагиной Е.З.
Оценка 5

Методическая система работы учителя иностранного языка Кулагиной Е.З.

Оценка 5
Документация
doc
администрации
Взрослым
24.03.2017
Методическая система работы учителя иностранного языка Кулагиной Е.З.
Методическая система учителя - это индивидуальный стиль преподавания учителя, который шлифуется его опытом, профессионализмом и, безусловно, его личными качествами. Методическая система учителя является одним из средств развития его профессиональной компетенции. Она включает цели обучения, методы, средства обучения, организационные формы обучения и содержание обучения. Помимо всего этого, очень важную роль играют собственные принципы учителя, которые он выработал за годы своей педагогической деятельности.Методическая система работы учителя иностранного языка
Методическая система.doc

                                                                                                                          

Методическая система работы

учителя иностранного языка Кулагиной Е.З.

   

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистервег

  

            Методическая система учителя - это индивидуальный стиль преподавания учителя, который шлифуется его опытом, профессионализмом и, безусловно, его личными качествами. Методическая система учителя является одним из средств развития его профессиональной компетенции. Она включает цели обучения, методы, средства обучения, организационные формы обучения и содержание обучения. Помимо всего этого, очень важную роль играют собственные принципы учителя, которые он выработал за годы своей педагогической деятельности.

 

Принципы педагогической деятельности в порядке их приоритетности для себя, учителя иностранных языков с 26-летним стажем:

 

• Современность учителя. Если он не будет  интересен своим ученикам, он не сумеет пробудить и поддержать мотивацию к своему предмету.

• Умение учителя «влюбить» в свой предмет. Ученики должны идти на урок с желанием и без страха.

• Профессионализм. Самое важное качество, но без двух первых сильно проигрывает в современном обществе.

• Неравнодушие учителя ко всему происходящему не только рядом с ним, но и во всём мире. Только в этом случае мы способны воспитать настоящего Человека и Гражданина.

• Учитель не может сводить свою работу к зарабатыванию денег.

 

Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании», Комплексный проект модернизации образования ставят перед современным учителем новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В основу разработки новых стандартов положен системно- деятельностный подход.

 

Цель моей методической системы: Построение такого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться.

 

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 

1) Принцип деятельности

2) Принцип непрерывности

3) Принцип целостности

4) Принцип минимакса

5) Принцип психологической комфортности

6) Принцип вариативности

7) Принцип творчества

 

При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный дополняется словом коммуникативный. Коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения.

 

 

Ведущая идея моей системы состоит в том, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы ученика в субъекта, заинтересованного в учении.  Тщательно изучаю инновационные технологии, создаю информационный «банк» способов, приёмов и решений педагогических задач, определяю для себя основные идеи методики преподавания. Стараюсь углубить практико-ориентированный характер обучения, основной чертой которого на моих уроках является интегрированная деятельность учителя и учащихся.

 

Моя методическая система обеспечивает выполнение целого ряда функций:

1.      Познавательная функция направлена на изучение конкретных технологий; на создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач; на осознание учителем самого себя.

2.      Гуманистическая функция направлена на утверждение в педагогической практике ценности личности ребенка, на установление позитивной концепции «Я успешен». Основную воспитательную задачу урока я вижу в формировании сознания собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству людей, в формировании потребности и способности понимать чужие точки зрения, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений.

3.      Проектировочная функция проявляется в технологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, т.е. в проектировании содержания, форм, методов и практической деятельности участников педагогического процесса, выборе наиболее эффективных педагогических, методических приемов разрешения конкретных ситуаций.

4.      Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм, выполняющих функцию ценностей в педагогической деятельности, обусловливает учет существующих требований, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта.

5.      Рефлексивная функция является одной из самых важных, обеспечивает осмысление учителем основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей, создание условий для рефлексии.

 

Идя на урок, ставлю перед собой задачи:

•помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход (здоровьесберегающие технологии) при обучении и воспитании;

•развивать у учащихся коммуникативные компетенции;

•формировать умения решать проблемы;

•обеспечить включение каждого ребенка во время учебно-воспитательного процесса в разные виды деятельности

В образовательном процессе я стараюсь опираться на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, технологию модульного обучения, опережающее и дифференцированное обучение, а также практико-ориентированный и деятельностный подход. Работаю над развитием творческих способностей детей. Именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей  профессиональной деятельности.

Проектная технология

В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся.

На уроках с использованием проектной технологии я ставлю перед собой цели:

         научить самостоятельному достижению результата;

         научить предвидеть проблемы, пути их решения;

         сформировать умение ориентироваться в информацион­ном пространстве:

         научить работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию;

         сформировать навыки проведения иссле­дований;

         сформировать навыки работы и делового общения в группе;

         сформировать навыки защиты и представления своей работы.

 

Модульная технология

Используя модульную технологию обучения, ставлю ученика в условия, когда он сам  должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, пользуясь данными ему инструкциями.

Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:

цикл первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю»;

цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам;

цикл итогового контроля в классе. Итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу. Анализ проделанной работы.

 

Технология развития критического мышления

Используя технологию развития критического мышления на своих уроках, я поняла, что это делает процесс обучения более эффективным. Она учит

 

·         анализировать и делать аргументированные выводы;

·         выдвигать гипотезы;

·         обобщать информацию и применять полученные знания при решении   разнообразных проблем;

·         сопоставлять информацию из разных источников;

·         структурировать иноязычную информацию;

·         оценивать информацию;

·         формировать свою точку зрения;

·         ставить перед собой задачи и осуществлять планомерный поиск ответов;

·         формировать навыки письма.

 

Информационно-коммуникационные технологии  считаю мощным средством обучения, контроля и управления учебным процессом, так как - это важнейший параметр современной социокультурной системы. Интернет-ресурсы – привычное и удобное средство знакомства с культурой других стран и народов, общения, получения информации, неистощимый источник образовательного процесса.

Участие в информационно - коммуникационной педагогической деятельности способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной компетенции: языкового, социокультурного, познавательного, лингвострановедческого; а также смежных коммуникативно-когнитивных умений учащихся( поиск и отбор релевантной информации, её анализ, обобщение и классификация). Моделирование реальной аутентичной среды посредством привлечения Интернет – ресурсов служит не только более успешному освоению языка, но и позволяет постичь глубинный закон единства и многообразия культуры.

 

Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда люди перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке.
Многочисленные игровые элементы в преподавании вносят оживление в занятия, поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, усиливают их мотивацию. Работа "в парах", "в тройках", разноуровневых и группах по интересам- все это прозволяет мне учесть индивидуальные особенности учащихся, сделать занятия творческими и увлекательными, и в то же время дает мне возможность незаметно для учащихся осуществлять полный контроль над процессом обучения.

 

Я использую как традиционные, так и нетрадиционные типы уроков. Моя методическая система включает различные типы уроков и внеклассных мероприятий, где наряду с традиционными встречаются и нестандартные формы занятий: урок-игра, урок-путешествие, урок-театр, урок-конференция, урок-дебаты, интегрированные уроки, урок-мастерская и другие.

Сложилась своя система начала урока. Это, как правило, предложение обсудить текущие события, решить проблему, найти выход из ситуации, определить тему урока по пословице, стихотворению, мини-рассказу, разгадав кроссворд и т. д.

В необычной форме провожу фонетическую зарядку. Часто это повторение за диктором или учителем устойчивых выражений, пословиц, стишков. Придумываю собственные стихи  и рифмовки, использую их в качестве физкультминуток.

Проводимые мною речевые зарядки не только связываю с темой урока, но и всегда со страноведческим материалом, с использованием речевых клише.

При закреплении и контроле лексического материала обязательно использую проблемные задания - анаграммы, клоуз-тесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях. А также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов (тема может быть дана, либо быть свободной), рекламного проспекта, заданий для одноклассников, причем задача тем сложнее, чем менее соотносится предложенная тема от набора изученной лексики. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Занимательные задания, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы.

  В обучении письменной речи я использую следующие приёмы:

  1. Различные диктанты

·        Репродуктивный диктант - это буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания.

·        индивидуальный творческий диктант выполняется как письменное произведение речи, представляющее собой описание предъявленной картинки, рассуждение по поводу предложного тезиса, ответ на поставленный вопрос (предварительно основные пункты письменного произведения речи обговариваются в индивидуальном порядке с учителем).

2.  Упражнения в собственном письме (написание письма, заметки, описание события и т.д.), значение этих упражнений в развитии умения писать неоспоримо.

3. Упражнение - игры (кроссворды, чайнворды, загадки и т.д.)  на начальной ступени.

 4.  Составление планов - рассказов текста как опоры для последующей передачи его содержания.

 Игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах и среднем звене позволяют повышать и поддерживать интерес и мотивацию учеников, стимулировать учебную и коммуникативную деятельность. Разработала и использую различные виды игр: настольные (грамматические), карточные и коммуникативные, ролевые.

 Также часто использую групповую форму обучения. Это - организации учебно-познавательной деятельности на занятии, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями.  Обучающиеся разбиваются на несколько небольших групп от 3 до 6 человек.

  • Каждая группа получает свое задание.
  • Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
  • Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли. 
  • Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
  • Выработанные в группе решения обсуждаются на пленуме.

Положительные стороны групповой работы состоят в том, что каждый ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учеников. Я распределяю следующие роли между учащимися:

1. шеф – заботится о том, чтобы группа четко соблюдала поставленную перед ней цель и не отступала от нее;

2. хронометрист – ответственен за то, чтобы задание было выполнено в установленное время;

3. наблюдатель – следит за атмосферой в группе: все ли участники имеют возможность высказаться? Состоится ли дискуссия?

4. секретарь – записывает результаты обсуждения и выводы.

Организация групповой работы меняет функции преподавателя. Если на традиционном занятии он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности, мои действия сводятся к следующему:

  • - объяснение цели предстоящей работы;
  • - деление учащихся на группы;
  • - раздача заданий для групп;
  • - контроль выполнения задания;
  • - попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • - после отчета групп о выполненном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типичные ошибки;

Домашние задания даю с учётом способностей и развитием ребёнка. Дети привыкли к разноуровневым заданиям. Им нравится, что они имеют возможность выбора задания на определённую отметку.

Всегда по-разному заканчиваю урок. Детям нравятся элементы неожиданности, нестандартности. Начинаем и заканчиваем урок организованно и всегда с улыбкой.

Совместно с  учениками создан богатейший и разнообразный инструментарий:   

 1. педагогический – пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, интерактивные средства обучения,  и т.д.;

2. диагностический - пакет обычных и компьютерных тестов; контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; пакеты экзаменационных заданий; темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.

Совместно с коллегами оборудовали в гимназии кабинет иностранных языков. Согласно плану развития кабинета ежегодно пополняем его новыми пособиями и материалами, средствами обучения и контроля.

Много работаю над развитием творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по иностранным языкам и во внеклассной работе. Начала внедрять методику ТРИЗ, в основе которой лежит принцип, что новые знания дети должны приобретать не в процессе урока или классного часа, а приходить к ним как к конечному результату. И, соответственно, знания, которые получит ребенок, должны служить цели воспитания творческой личности, которая в будущем сможет самостоятельно понимать закономерности и противоречия мира вокруг него, и способствовать решению житейских проблем.

Если перенести методику ТРИЗ на учебно-воспитательный процесс, то она дает возможность передавать знания по отдельно взятой теме или отрасли как самостоятельную проблему. Ученики узнают информацию не как непреложную истину, а как теорему, которую надо вывести самостоятельно и применить ее в дальнейшей жизни.

  • На первой стадии подразумевается поиск сути и истины. Именно в этот период ребенок начинает учиться осознавать, что любой из предметов, которые его окружают, может использоваться совершенно по-разному.
  • Вторая стадия полностью посвящена этапу поиска противоречий в самом предмете. На этой стадии анализируется, что в нем полезно и хорошо, а что является и вовсе лишним.
  • На третьей стадии перед ребенком ставится задача разрешить противоречия. По мнению многих педагогов, этот этап является самым интересным, так как именно для него в свое время была разработана целая система развивающих задач и игр. Весь этот комплекс направлен на то, чтобы ребенок учился самостоятельно выдумывать нестандартные пути решения поставленных проблем, уходя от обычно навязываемых стереотипных решений.
  • Последняя, четвертая стадия, направлена на развитие творческого воображения и мышления. Теперь ребенок должен самостоятельно придумать не выполнявшиеся ранее упражнения, а также сказки, где присутствуют противоречия.

 

Главной особенностью процесса обучения по этой методике является выполнение ребенком всех этапов работы самостоятельно, без подсказок воспитателя или учителя. Каждый ребенок, который прошел все четыре стадии обучения, после этого становится самостоятельной творческой личностью, у которой широкий диапозон мышления и способности к непосредственному анализу окружающей действительности.

Мою методическую систему, мне кажется, условно можно отнести к творческому типу, в котором ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий и рефлексивно-оценочный элементы в методическом стиле, комбинирование инновационных организационных форм с традиционными.

Сложившаяся система работы  позволяет:

·        Планомерно, в определенной последовательности, повторить наиболее важные сведения о языке;

·        Выполнить определенные типы заданий по отработке необходимых навыков;

·        Сформировать у учащихся предметные компетенции;

·        Воспитать и обучить конкурентоспособную личность.

 

Знания обучающихся приобретают качества системности, умения и навыки общения становятся комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, достигается всестороннее развитие личности.


Скачано с www.znanio.ru

Методическая система работы учителя иностранного языка

Методическая система работы учителя иностранного языка

Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5)

Принцип целостности 4) Принцип минимакса 5)

Идя на урок, ставлю перед собой задачи: •помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья т

Идя на урок, ставлю перед собой задачи: •помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья т

Информационно-коммуникационные технологии считаю мощным средством обучения, контроля и управления учебным процессом, так как - это важнейший параметр современной социокультурной системы

Информационно-коммуникационные технологии считаю мощным средством обучения, контроля и управления учебным процессом, так как - это важнейший параметр современной социокультурной системы

В необычной форме провожу фонетическую зарядку

В необычной форме провожу фонетическую зарядку

Каждая группа получает свое задание

Каждая группа получает свое задание

Всегда по-разному заканчиваю урок

Всегда по-разному заканчиваю урок

Главной особенностью процесса обучения по этой методике является выполнение ребенком всех этапов работы самостоятельно, без подсказок воспитателя или учителя

Главной особенностью процесса обучения по этой методике является выполнение ребенком всех этапов работы самостоятельно, без подсказок воспитателя или учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017