Методические особенности работы над художественным словом на уроках литературного чтения
Приобщение детей младшего школьного возраста к художественному слову является одной из наиболее актуальных проблем современного школьного образования. В ФГОС дается целевой ориентир в сфере «Речевое развитие», где младший школьник уже должен достаточно хорошо владеть устной речью, У него должны быть сформированы предпосылки грамотности, коммуникативные универсальные учебные действия, ребенок должен уметь слушать и понимать речь других, вести диалог, задавать вопросы и т.д. В соответствии с ФГОС необходимо приобщать детей к книге, к чтению, прививать любовь к художественному слову, начиная с младшего школьного возраста. Педагогами образовательных организаций для развития детского художественного кругозора широко используются произведения художественной литературы разных жанров.
К речи детей предъявляются следующие требования: правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная); ясность (доступность для понимания); чистота речи (отсутствие «паразитических» слов); точность (умение передать мысль); выразительность (умение передать чувства); богатство языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения.
Анализ научных и методических работ за последние десять лет показывает, что основное внимание в области литературного чтения уделяется его социально-педагогическим аспектам (Д. М. Мельцаев) [21]; реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в рамках библиотечной системы (Е. Н. Икингрин, Н. А. Никулина, Е. И. Пронина, В. П. Чудинова) [14]; формированию читательской компетентности и информационной культуры (С. В. Самыкина) [29]; формированию системы литературного развития школьников в методике преподавания литературы (Ж. А. Майдангалиева) [20], а также разработке методик и технологий интерпретации научного, учебного и других текстов.
Значительный интерес для методики представляют работы Е. О. Галицких, посвященные традициям и проблемам развития детской литературы в XXI веке, педагогическому сопровождению детского чтения, сохранению читательской культуры с помощью особой «организации читательской деятельности в образовании», также раскрывающие «методические возможности мастерских жизнетворчества» [9].
При этом проблема литературного развития младших школьников остается наименее исследованной. Среди немногочисленных работ в этой области отметим прежде всего работы М. П. Воюшиной, посвященные методическим основам начального этапа литературного образования, формированию культурного поля младших школьников и динамике мотивации их читательской деятельности [7]. Особое место необходимо отвести книгам М. С. Аромштам [4], Ю. Н. Кузнецовой [17], в которых авторы обращаются к самым актуальным и сложным вопросам: как развить мотивацию к чтению у ребенка, как сделать книгу его другом на всю жизнь.
Сегодня вопрос об актуальности речевого развития стоит особо остро, так как речь детей пополняется неологизмами, заимствованными и нелитературными словами. В связи с этим работа над словом в начальной школе является одним из важнейших направлений по развитию речи обучающихся и должна проходить через весь учебно-воспитательный процесс.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 21.02.2023).
3. Аллабергенова Е. А. Работа над словом на уроках литературного чтения и обучения грамоте / Е. А. Аллабергенова, Н. С. Курмачева, А. Ю. Лазарева // Символ науки: международный научный журнал. – 2022. – № 8-2. – С. 69-70.
4. Аромштам М.С. Читать!/ Марина Аромштам. - Минск : Дискурс, 2018. -160 с.
5. Брянцева М.В. Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста / М.В. Брянцева, Д.М. Мальцева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. 2021. – С. 258-263.
6. Вайндорф–Сысоева М. Е. Педагогика: учебное пособие. М.: Юрайт. 2021. 198 c.
7. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева и др. : под ред. М.П. Воюшиной. - М. : Изд. центр Академия, 2016. - 288 с.
8. Выготский Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М.: Говорящая книга. 2018. - 225 c.
9. Галицких Е. О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века / Е. О. Галицких // Кризис чтения: энергия преодоления [Текст] : сборник научно-практических работ / Межрегиональный центр библ. сотрудничества, Челябинская гос. акад. культуры и искусств. - Москва : МЦБС, 2016. – 215 с.
10. Гащенко Н.П. Творческая деятельность на уроках литературного чтения как средство формирования смыслового чтения младших школьников / Н.П. Гащенко, Н.Н. Расторгуева // Наука молодых - будущее России. 2020. – С. 234-237.
11. Грызина Т.Н. Формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения / Т.Н. Грызина // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 4. – С. 136-140.
12. Детская литература в контексте XXI века: сохранение традиций и тенденции развития : сб. статей / под науч. Ред. Е.О. Галицких, В.В. Двоеглазова. - Киров : ООО «Изд. «Радуга ПРЕСС», 2020. - 188 с.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос. 2019. 384 с.
14. Икингрин Е. Н., Елена Николаевна, Никулина Н. А., Наталья Анатольевна, Пронина Е. И., Елена Ивановна, Чудинова В. П., Вера Петровна Детское чтение в малых северных городах: реализация Национальной программы поддержки и развития чтения : монография / Е. Н. Икингрин, Н.А. Никулина, Е.И. Пронина, В.П. Чудинова; под ред. Е. Н. Икингрин Гос. библиотека Ханты-Мансийского автономного округа. - Нижневартовск : Изд-во: Маркович Виктория Викторовна, 2008. - 140 с.
15. Козырева А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А. С. Козырева // Начальная школа. - 2019. - № 4. - С. 45-46.
16. Кравцова Д. А. Специфика организации словарной работы на уроках литературного чтения в начальной школе / Д. А. Кравцова // Оригинальные исследования. – 2022. – Т. 12, № 12. – С. 411-414.
17. Кузнецова Ю.Н. Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение. / Юлия Кузнецова. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 112 с. : ил.
18. Кулакова Н.В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством дискуссионных форм на уроках литературного чтения / Н.В. Кулакова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2021. – № 12(21). – С. 141-146.
19. Макарова К. В. Психология понимания. М.: Правда–Пресс, 2020. 166 с.
20. Майдангалиева Ж.А. Формирование системы литературного развития школьников в методике преподавания литературы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Майдангалиева Жумагуль Алдияровна. - СПб., 2011. - 217 с.
21. Мельцаев Д.М. Формально-содержательные и контекстуальные основы изучения литературного произведения в начальной школе / Д.М. Мельцаев // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – № 5. – С. 95- 99.
22. Методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе : Учебно-методическое пособие / М. В. Каравашкина, Т. В. Рыженкова, С. В. Зотова [и др.] ; Под общей редакцией Т.В. Рыженковой. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 56 с.
23. Начальное образование: наука, практика, инновации : коллективная монография / под общ. ред. Е. Ю. Волчегорской. Челябинск : ЮУрГГПУ. 2019. 228 с.
24. Немов Р. С. Психология: для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. 6–е изд. М.: Владос, 2020–. Кн. 1: Общие основы психологии. 2020. 687 с.
25. Павлинова И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников // Вестник ТГУ. - 2019. - №4 (168). - С. 66-73.
26. Присяжнюк И. В. Стратегии работы с текстом на уроке литературного чтения / И. В. Присяжнюк // Педагогические чтения-2021: современные вызовы и ориентиры начального образования. 2021. – С. 7-10.
27. Рябухина Е. А. Проблема развития читательской грамотности учащихся основной школы: методологический и методический аспекты / Е. А. Рябухина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 17, № 4. – С. 94-103.
28. Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / А.И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 187 с.
29. Самыкина С.В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3-х классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Самыкина Светлана Викторовна. - Самара, 2014. - 254 с.
30. Смирнова Л. П. Художественное слово в педагогической практике / Л. П. Смирнова // Педагогическая наука и культура: вопросы и проблемы современности. 2023. – С. 59-64.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.