Методические особенности работы над художественным словом на уроках литературного чтения
Оценка 4.9

Методические особенности работы над художественным словом на уроках литературного чтения

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русская литература +1
24.11.2023
Методические особенности работы над художественным словом на уроках литературного чтения
Методические особенности работы над художеств.docx

     Методические особенности работы над художественным словом на уроках литературного чтения

 

Приобщение детей младшего школьного возраста к художественному слову является одной из наиболее актуальных проблем современного школьного образования. В ФГОС  дается целевой ориентир в сфере «Речевое развитие», где младший школьник уже должен достаточно хорошо владеть устной речью, У него должны быть сформированы предпосылки грамотности, коммуникативные универсальные учебные действия, ребенок должен уметь слушать и понимать речь других, вести диалог, задавать вопросы и т.д. В соответствии с ФГОС  необходимо приобщать детей к книге, к чтению, прививать любовь к художественному слову, начиная с младшего школьного возраста. Педагогами образовательных организаций для развития детского художественного кругозора широко используются произведения художественной литературы разных жанров.

К речи детей предъявляются следующие требования: правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);  ясность (доступность для понимания);  чистота речи (отсутствие «паразитических» слов);  точность (умение передать мысль);  выразительность (умение передать чувства); богатство языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения.

Анализ научных и методических работ за последние десять  лет показывает, что основное внимание в области литературного чтения уделяется его социально-педагогическим аспектам (Д. М. Мельцаев) [21]; реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в рамках библиотечной системы (Е. Н. Икингрин, Н. А. Никулина, Е. И. Пронина, В. П. Чудинова) [14]; формированию читательской компетентности и информационной культуры (С. В. Самыкина) [29]; формированию системы литературного развития школьников в методике преподавания литературы (Ж. А. Майдангалиева) [20], а также разработке методик и технологий интерпретации научного, учебного и других текстов.


Значительный интерес для методики представляют работы Е. О. Галицких, посвященные традициям и проблемам развития детской литературы в XXI веке, педагогическому сопровождению детского чтения, сохранению читательской культуры с помощью особой «организации читательской деятельности в  образовании», также раскрывающие «методические возможности мастерских жизнетворчества» [9].

При этом проблема литературного развития младших школьников остается наименее исследованной. Среди немногочисленных работ в этой области отметим прежде всего работы М. П. Воюшиной, посвященные методическим основам начального этапа литературного образования, формированию культурного поля младших школьников и динамике мотивации их читательской деятельности [7]. Особое место необходимо отвести книгам М. С. Аромштам [4], Ю. Н. Кузнецовой [17], в которых авторы обращаются к самым актуальным и сложным вопросам: как развить мотивацию к чтению у ребенка, как сделать книгу его другом на всю жизнь.

Сегодня вопрос об актуальности речевого развития стоит особо остро, так как речь детей пополняется неологизмами, заимствованными и нелитературными словами.   В связи с этим работа над словом в начальной школе является одним из важнейших направлений по развитию речи обучающихся и должна проходить через весь учебно-воспитательный процесс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

2.                 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 21.02.2023).

3.                 Аллабергенова Е. А. Работа над словом на уроках литературного чтения и обучения грамоте / Е. А. Аллабергенова, Н. С. Курмачева, А. Ю. Лазарева // Символ науки: международный научный журнал. – 2022. – № 8-2. – С. 69-70.

4.                 Аромштам М.С. Читать!/ Марина Аромштам. - Минск : Дискурс, 2018. -160 с.

5.                 Брянцева М.В. Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста / М.В. Брянцева, Д.М. Мальцева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. 2021. – С. 258-263.

6.                 Вайндорф–Сысоева М. Е. Педагогика: учебное пособие. М.: Юрайт. 2021.  198 c.

7.                 Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева и др. : под ред. М.П. Воюшиной. - М. : Изд. центр Академия, 2016. - 288 с.

8.                 Выготский Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4.  М.: Говорящая книга. 2018. - 225 c.

9.                 Галицких Е. О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века / Е. О. Галицких // Кризис чтения: энергия преодоления [Текст] : сборник научно-практических работ / Межрегиональный центр библ. сотрудничества, Челябинская гос. акад. культуры и искусств. - Москва : МЦБС, 2016. – 215 с.

10.            Гащенко Н.П. Творческая деятельность на уроках литературного чтения как средство формирования смыслового чтения младших школьников / Н.П. Гащенко, Н.Н. Расторгуева // Наука молодых - будущее России.  2020. – С. 234-237.

11.            Грызина Т.Н. Формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения / Т.Н. Грызина // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. – № 4. – С. 136-140.

12.            Детская литература в контексте XXI века: сохранение традиций и тенденции развития : сб. статей / под науч. Ред. Е.О. Галицких, В.В. Двоеглазова. - Киров : ООО «Изд. «Радуга ПРЕСС», 2020. - 188 с.

13.            Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос. 2019. 384 с.

14.            Икингрин Е. Н., Елена Николаевна, Никулина Н. А., Наталья Анатольевна, Пронина Е. И., Елена Ивановна, Чудинова В. П., Вера Петровна Детское чтение в малых северных городах: реализация Национальной программы поддержки и развития чтения : монография / Е. Н. Икингрин, Н.А. Никулина, Е.И. Пронина, В.П. Чудинова; под ред. Е. Н. Икингрин Гос. библиотека Ханты-Мансийского автономного округа. - Нижневартовск : Изд-во: Маркович Виктория Викторовна, 2008. - 140 с.

15.            Козырева А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А. С. Козырева // Начальная школа. - 2019. - № 4. - С. 45-46.

16.            Кравцова Д. А. Специфика организации словарной работы на уроках литературного чтения в начальной школе / Д. А. Кравцова // Оригинальные исследования. – 2022. – Т. 12, № 12. – С. 411-414. 

17.            Кузнецова Ю.Н. Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение. / Юлия Кузнецова. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 112 с. : ил.

18.            Кулакова Н.В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством дискуссионных форм на уроках литературного чтения / Н.В. Кулакова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2021. – № 12(21). – С. 141-146.

19.            Макарова К. В. Психология понимания. М.: Правда–Пресс, 2020. 166 с.

20.            Майдангалиева Ж.А. Формирование системы литературного развития школьников в методике преподавания литературы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Майдангалиева Жумагуль Алдияровна. - СПб., 2011. - 217 с.

21.            Мельцаев Д.М. Формально-содержательные и контекстуальные основы изучения литературного произведения в начальной школе / Д.М. Мельцаев // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – № 5. – С. 95- 99.

22.            Методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе : Учебно-методическое пособие / М. В. Каравашкина, Т. В. Рыженкова, С. В. Зотова [и др.] ; Под общей редакцией Т.В. Рыженковой. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 56 с.

23.            Начальное образование: наука, практика, инновации : коллективная монография / под общ. ред. Е. Ю. Волчегорской. Челябинск : ЮУрГГПУ. 2019. 228 с.

24.            Немов Р. С. Психология: для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. 6–е изд. М.: Владос, 2020–. Кн. 1: Общие основы психологии. 2020. 687 с.

25.            Павлинова И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников // Вестник ТГУ. - 2019. - №4 (168). - С. 66-73.

26.            Присяжнюк И. В. Стратегии работы с текстом на уроке литературного чтения / И. В. Присяжнюк // Педагогические чтения-2021: современные вызовы и ориентиры начального образования.  2021. – С. 7-10. 

27.            Рябухина Е. А. Проблема развития читательской грамотности учащихся основной школы: методологический и методический аспекты / Е. А. Рябухина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 17, № 4. – С. 94-103.

28.            Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / А.И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 187 с.

29.            Самыкина С.В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3-х классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Самыкина Светлана Викторовна. - Самара, 2014. - 254 с.

30.            Смирнова Л. П. Художественное слово в педагогической практике / Л. П. Смирнова // Педагогическая наука и культура: вопросы и проблемы современности. 2023. – С. 59-64.

 

 


 

Методические особенности работы над художественным словом на уроках литературного чтения

Методические особенности работы над художественным словом на уроках литературного чтения

Значительный интерес для методики представляют работы

Значительный интерес для методики представляют работы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Выготский Л. С. Детская психология

Выготский Л. С. Детская психология

Мансийского автономного округа

Мансийского автономного округа

Т.В. Рыженковой. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023

Т.В. Рыженковой. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023

Смирнова Л. П. Художественное слово в педагогической практике /

Смирнова Л. П. Художественное слово в педагогической практике /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2023