Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена психолого- медико-педагогическим консилиумом Протокол №2 от 30.08.2022г |
Рассмотрена на педагогическом совете школы Протокол №1 от 30.08.2022 г |
« Утверждаю» Директор школы ___________В.А.Солодовникова Приказ №38.2 от 31.08.2022 г |
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Чтение»
для 4 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Акатова Татьяна Александровна
с. Николаевка
2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе:
· Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
· Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
·
Методическими рекомендациями по
вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г.
№ ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
· АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) МКОУ Николаевской СОШ.
.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про
себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о
прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
1.Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного
чтения.
2.Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие
у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их
пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков
самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение
библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
3.Учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду
с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение
словарного запаса;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Принципы обучения:
- коррекционно – речевой направленности;
- доступности обучения;
- систематичности и последовательности;
- наглядности в обучении;
- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и развитии
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Метапредметные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Предметные
наизусть 3 – 5 коротких стихотворений, отчетливо читать перед классом.
читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали
читать вслух 40-45 слов
читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали
читать вслух 40-45 слов
3.Содержание учебного предмета
Родина краше солнца, дороже золота
«Наше Отечество». По К. Ушинскому
«Светлое место». По С. Романовскому
«С чего начинается Родина?». М. Матусовский
« Славен,славен град Москва!» Н.Кончаловская
Москва –столица России
Обобщение по теме «
Родина краше солнца, дороже
золота»
Составление рассказа о Родине
Учение – главное богатство
«Слова-сорняки « по Ю.Яковлеву
«Филипок». Л. Толстой
«Совесть». А. Гайдар.
«Сказка о потерянном времени». По Е Шварц
Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела
« Всё дождь и дождь»М.Чехов
«Осень». По К. Ушинскому.
СтихиА. Майкова
« Синичкин запас» Н.Сладков
« Лебеди» Л.Толстой
« Лягушка-путешественница» ( сказка)
Без хлеба не прожить
«Хлеб» По Ю.Яковлев
Нива» Ю. Ждановская
« Колосок» украинская сказка
« Лёгкий хлеб» белорусская сказка
« Хлеб» Н.Рубцов
Здравствуй, гостья зима!
«Встреча зимы» А.Никитин
« Мужичок с ноготок». Н. Некрасов.
«Всему своё время». Н. Сладков
«Время года». Е. Трутнева
«Как я встречал Новый год». В. Голявкин
Где правда, там счастье, где ум, там и толк
«Почему?» В. Осеева
«Кто разбил большую вазу?» А. Кушнир
«Тайное становится явным». Д. Драгунский
«Рубль»П.Дудочкин
«Лев, Щука и Человек». Сказка
« Кошки-мышки» В.Безбородов
На страже Родины
«День защитника Отечества. М. Исаковский
«Твои защитники». По Л. Кассилю
«Честное слово». По Л. Пантелееву
Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна
«Однажды утром». К. Паустовский
«Полюбуйся: весна наступает...» Н.Никитин
«Восьмое марта». Е. Бокова
«Весна». И. Соколов-Микитов
Заяц, Косач, Медведь и Весна». В Бианки
«Снегурочка». Русская сказка
О доброте и дружбе, о мире и труде
«О труде». Е. Бокова
«Сыновья». В. Осеева
«Чем пахнут ремёсла». Д .Родари
«Когда люди радуются». С. Баруздин
«Заплатка». Н. Носов
«День Победы«Е.Бокова
Цветик –семицветик» Н.Катаев
«Ветер и солнце». К. Ушинский
Тематическое планирование
№п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Родина краше солнца, дороже золота |
13 |
2 |
Учение – главное богатство |
14 |
3 |
Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела |
17 |
4 |
Без хлеба не прожить |
16 |
5 |
Здравствуй, гостья зима! |
13 |
6 |
Где правда, там счастье, где ум, там и толк |
18 |
7 |
На страже Родины |
10 |
8 |
Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна |
14 |
9 |
О доброте и дружбе, о мире и труде |
21 |
|
Всего |
136 |
Календарно-тематическое планирование в 4 классе 4 ч в неделю, 136 ч в год
№п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
Причины изменения |
1 |
Родина краше солнца, дороже золота (13ч) «С чего начинается Родина?». М. Матусовский |
1 |
1.09 |
|
|
2 |
«С чего начинается Родина?». М. Матусовский |
1 |
2.09 |
|
|
3 |
«Наше Отечество». По К. Ушинскому |
1 |
5.09 |
|
|
4 |
«Наше Отечество». По К. Ушинскому |
1 |
6.09 |
|
|
5 |
«Светлое место». По С. Романовскому |
1 |
8.09 |
|
|
6 |
«Светлое место». По С. Романовскому |
1 |
9.09 |
|
|
7 |
« Светлое место «По С,Романову( продолжение) |
1 |
12.09 |
|
|
8 |
« Славен,славен град Москва!» Н.Кончаловская |
1 |
13.09 |
|
|
9 |
« Славен ,славен град Москва!» Н.Кончаловская |
1 |
15.09 |
|
|
10 |
Москва - столица России |
1 |
16.09 |
|
|
11 |
Москва - столица России |
1 |
19.09 |
|
|
12 |
Обобщение по теме « Родина краше солнца, дороже золота»Составление рассказа о Родине. |
1 |
20.09 |
|
|
13 |
Обобщение по теме « Родина краше солнца, дороже золота»Составление рассказа о Родине |
1 |
22.09 |
|
|
14 |
Учение - главное богатство (14ч). «Слова-сорняки». По Ю. Яковлеву |
1 |
23.09 |
|
|
15 |
«Слова-сорняки». По Ю. Яковлеву |
1 |
26.09 |
|
|
16 |
«Филипок». Л. Толстой |
1 |
27.09 |
|
|
17 |
«Филипок». Л. Толстой |
1 |
29.09 |
|
|
18 |
«Филипок». Л. Толстой |
1 |
30.10 |
|
|
19 |
«Совесть». А. Гайдар. |
1 |
3.10 |
|
|
20 |
«Совесть». А. Гайдар. |
1 |
4.10 |
|
|
21 |
«Совесть». А. Гайдар. |
1 |
6.10 |
|
|
22 |
«Сказка о потерянном времени». По Е Шварц |
1 |
7.10 |
|
|
23 |
«Сказка о потерянном времени». По Е Шварц |
1 |
10.10 |
|
|
24 |
«Сказка о потерянном времени». По Е Шварц(продолжение темы) |
1 |
11.10 |
11.10 |
|
25 |
«Сказка о потерянном времени». По Е Шварц(продолжение темы) |
1 |
13.10 |
11.10 |
|
26 |
Развитие речи. Подробный пересказ всего произведения своими словами. |
1 |
14.10 |
12.10 |
|
27 |
Развитие речи. Подробный пересказ всего произведения своими словами. |
1 |
17.10 |
|
|
28 |
Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела (17ч). «Осень». По К. Ушинскому. |
1 |
18.10 |
14.10 |
|
29 |
«Осень». По К. Ушинскому. |
1 |
20.10 |
|
|
30 |
« Всё дождь и дождь»М.Чехов |
1 |
21.10 |
15.10 |
|
31 |
« Всё дождь и дождь»М.Чехов |
1 |
24.10 |
18.10 |
|
32 |
СтихиА. Майкова |
1 |
25.10 |
19.10 21.10 22.10 |
|
33 |
СтихиА. Майкова |
1 |
27.10 |
|
|
34 |
« Синичкин запас» Н.Сладков |
1 |
28.10 |
|
|
35 |
« Синичкин запас» Н.Сладков |
1 |
7.11 |
|
|
36 |
« Лебеди» Л.Толстой |
1 |
8.11 |
|
|
37 |
« Лебеди» Л.Толстой |
1 |
10.11 |
|
|
38 |
« Ляг-путешественница» ( сказка)ушка |
1 |
11.11 |
|
|
39 |
« Лягушка-путешественница» ( сказка) |
1 |
14.11 |
|
|
40 |
« Лягушка-путешественница» (продолжение) |
1 |
15.11 |
|
|
41 |
« Лягушка-путешественница» ( продолжение) |
1 |
17.11 |
|
|
42 |
« Лягушка-путешественница» ( продолжение) |
1 |
18.11 |
|
|
43 |
Обобщающий урок по теме. Словесное рисование картинок к отрывкам текста. |
1 |
21.11 |
|
|
44 |
Обобщающий урок по теме. Словесное рисование картинок к отрывкам текста. |
1 |
22.11 |
|
|
45 |
Без хлеба не прожить (16ч). «Хлеб» По Ю.Яковлеву |
1 |
24.11 |
|
|
46
|
«Хлеб» По Ю.Яковлеву«Нива» Ю. Ждановская |
1 |
25.11 |
|
|
47 |
Хлеб» По Ю.Яковлеву Нива» Ю. Ждановская |
1 |
28.11 |
|
|
48 |
« Нива» Ю. Ждановская |
1 |
29.11 |
|
|
49 |
« Нива» Ю. Ждановская |
1 |
1.12 |
|
|
50 |
« Нива» Ю. Ждановская |
1 |
2.12 |
|
|
51 |
« Колосок» украинская сказка |
1 |
5.12 |
|
|
52 |
« Колосок» украинская сказка |
1 |
6.12 |
|
|
53 |
« Колосок» украинская сказка |
1 |
8.12 |
|
|
54 |
« Лёгкий хлеб» белорусская сказка |
1 |
9.12 |
|
|
55 |
« Лёгкий хлеб» белорусская сказка |
1 |
12.12 |
|
|
56 |
« Лёгкий хлеб» белорусская сказка |
1 |
13.12 |
|
|
57 |
« Хлеб» Н.Рубцов |
1 |
15.12 |
|
|
58 |
« Хлеб» Н.Рубцов |
1 |
16.12 |
|
|
59 |
Развитие речи составление рассказа о хлебе |
1 |
19.12 |
|
|
60 |
Обобщающий урок по теме»Без хлеба не прожить!» |
1 |
20.12 |
|
|
61 |
Здравствуй, гостья- зима (13ч) «Встреча зимы». А. Никитин. |
1 |
22.12 |
|
|
62 |
«Встреча зимы». А. Никитин. |
1 |
23.12 |
|
|
63 |
« Мужичок с ноготок». Н. Некрасов. |
1 |
9.01 |
|
|
64 |
« Мужичок с ноготок». Н. Некрасов. |
1 |
10.01 |
|
|
65 |
«Всему своё время». Н. Сладков |
1 |
12.01 |
|
|
66 |
«Всему своё время». Н. Сладков |
1 |
13.01 |
|
|
67 |
«Всему своё время». Н. Сладков |
1 |
16.01 |
|
|
68 |
«Время года». Е. Трутнева. |
1 |
17.01 |
|
|
69 |
«Время года». Е. Трутнева. |
1 |
18.01 |
|
|
70 |
«Как я встречал Новый год». В. Голявкин |
1 |
20.01 |
|
|
71 |
«Как я встречал Новый год». В. Голявкин |
1 |
23.01 |
|
|
72 |
«Как я встречал Новый год». В. Голявкин |
1 |
24.01 |
|
|
73 |
Обобщающий урок по теме «Здравствуй, гостья зима» Иллюстрации к Новому году. |
1 |
26.01 |
|
|
74 |
Где правда, там счастье, где ум, там и толк (18ч). «Почему?» В. Осеева. |
1 |
27.01 |
|
|
75 |
«Почему?» В. Осеева |
1 |
30.01 |
|
|
76 |
«Почему?» В. Осеева(продолжение темы) |
1 |
31.02 |
|
|
77 |
«Почему?» В. Осеева(продолжение темы) |
1 |
2.02 |
|
|
78 |
«Кто разбил большую вазу?» А. Кушнир |
1 |
3.02 |
|
|
79 |
«Кто разбил большую вазу?» А. Кушнир |
1 |
6.02 |
|
|
80 |
«Тайное становится явным». Д. Драгунский |
1 |
7.02 |
|
|
81 |
«Тайное становится явным». Д. Драгунский |
1 |
9.02 |
|
|
82 |
«Тайное становится явным». Д. Драгунский(продолжение) |
1 |
10.02 |
|
|
83 |
«Тайное становится явным». Д. Драгунский(продолжение) |
1 |
13.02 |
|
|
84 |
«Рубль»П. Дудочкин |
1 |
14.02 |
|
|
85 |
«Рубль»П. Дудочкин |
1 |
16.02 |
|
|
86 |
«Лев, Щука и Человек». Сказка |
1 |
17.02 |
|
|
87 |
«Лев, Щука и Человек». Сказка |
1 |
20.02 |
|
|
88 |
«Лев, Щука и Человек». Сказка(продолжение) |
1 |
21.02 |
|
|
89 |
« Кошки-мышки» В.Безбородов |
1 |
23.02 |
|
|
90 |
« Кошки-мышки» В.Безбородов(продолжение темы) |
1 |
24.02 |
|
|
91 |
Развитие речи. Выборочный пересказ эпизодов из темы |
1 |
27.02 |
|
|
92 |
На страже Родины (10ч). «День защитника Отечества. М. Исаковский |
1 |
28.03 |
|
|
93 |
«День защитника Отечества. М. Исаковский |
1 |
2.03 |
|
|
94 |
«Твои защитники». По Л. Кассилю |
1 |
3.03 |
|
|
95 |
«Твои защитники». По Л. Кассилю |
1 |
6.03 |
|
|
96 |
«Твои защитники». По Л. Кассилю(продолжение темы) |
1 |
7.03 |
|
|
97 |
«Честное слово». По Л. Пантелееву |
1 |
9.03 |
|
|
98 |
«Честное слово». По Л. Пантелееву |
1 |
10.03 |
|
|
99 |
«Честное слово». По Л. Пантелееву(продолжение темы) |
1 |
13.03 |
|
|
100 |
«Честное слово». По Л. Пантелееву(продолжение темы) |
1 |
14.03 |
|
|
101 |
Обобщение по теме « На страже Родины». |
1 |
16.03 |
|
|
102 |
Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! (14ч). «Однажды утром». К. Паустовский «Полюбуйся: весна наступает...» Н.Никитин |
1 |
17.03 |
|
|
103 |
«Однажды утром». К. Паустовский «Полюбуйся: весна наступает...» Н.Никитин |
1 |
20.03 |
|
|
104 |
«Восьмое марта». Е. Бокова |
1 |
21.03 |
|
|
105 |
«Весна». И. СоколовМикитов |
1 |
23.03 |
|
|
106 |
«Весна». И. СоколовМикитов |
1 |
24.03 |
|
|
107 |
Заяц, Косач, Медведь и Весна». В Бианки |
1 |
3.04 |
|
|
108 |
Заяц, Косач, Медведь и Весна». В Бианки |
1 |
4.04 |
|
|
109 |
Заяц, Косач, Медведь и Весна». В Бианки(продолжение темы) |
1 |
6.04 |
|
|
110 |
Заяц, Косач, Медведь и Весна». В Бианки(продолжение темы) |
1 |
7.04 |
|
|
111 |
«Снегурочка». Русская сказка |
1 |
10.04 |
|
|
112 |
«Снегурочка». Русская сказка |
1 |
11.04 |
|
|
113 |
«Снегурочка». Русская сказка(продолжение темы) |
1 |
13.04 |
|
|
114 |
«Снегурочка». Русская сказка(продолжение темы) |
1 |
14.04 |
|
|
115 |
Обобщение по теме « Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! » |
1 |
17.04 |
|
|
116 |
О доброте и дружбе, о мире и труде(21ч). «О труде». Е. Бокова |
1 |
18.04 |
|
|
117 |
«О труде». Е. Бокова |
1 |
20.04 |
|
|
118 |
«Сыновья». В. Осеева |
1 |
21.04 |
|
|
119 |
«Сыновья». В. Осеева(продолжение темы) . |
1 |
24.04 |
|
|
120 |
«Чем пахнут ремёсла». Д .Родари |
1 |
25.04 |
|
|
121 |
«Чем пахнут ремёсла». Д .Родари(продолжение темы) |
1 |
27.04 |
|
|
122 |
«Когда люди радуются». С. Баруздин |
1 |
28.04 |
|
|
123 |
«Когда люди радуются». С. Баруздин |
1 |
1.05 |
|
|
124 |
«Заплатка». Н. Носов. |
1 |
2.05 |
|
|
125 |
«Заплатка». Н. Носов.(продолжение темы) |
1 |
4.05 |
|
|
126 |
«Заплатка». Н. Носов.(продолжение темы) |
1 |
5.05 |
|
|
127 |
«День Победы». Е. Бокова |
1 |
8.05 |
|
|
128 |
«День Победы». Е. Бокова |
1 |
9.05 |
|
|
129 |
«Багульник». Ю. Яковлев |
1 |
11.05 |
|
|
130 |
Багульник». Ю. Яковлев(продолжение темы) |
1 |
12.05 |
|
|
131 |
«Цветик Семицветик» По В. Катаеву |
1 |
15.05 |
|
|
132 |
«Цветик Семицветик» По В. Катаеву (продолжение темы) |
1 |
16.05 |
|
|
133 |
«Цветик Семицветик» По В. Катаеву (продолжение темы) |
1 |
18.05 |
|
|
134 |
«Ветер и солнце». К. Ушинский |
1 |
19.05
|
|
|
135 |
«Ветер и солнце». К. Ушинский(продолжение темы) |
1 |
22.05 |
|
|
136 |
Обобщение по теме « О доброте и дружбе, о мире и труде» |
1 |
23.05 25.05 |
|
|
Материально -техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Мультимедийный проектор 2.Компьютер Таблицы (по темам)
2. В.В. Воронкова, Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2009г.
3. В.В. Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.- 448 с.
4. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994.- 397 с.
Лист внесения изменений
Дата урока по плану |
Дата проведения по факту |
Содержание корректировки (тема урока) |
Обоснование проведения корректировки |
Реквизиты документа (дата и № приказа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.