Методические позиции обучения орфографии в процессе работы над связными высказываниями учеников младшего школьного возраста
Оценка 4.9

Методические позиции обучения орфографии в процессе работы над связными высказываниями учеников младшего школьного возраста

Оценка 4.9
Лекции
docx
русский язык
3 кл
29.10.2021
Методические позиции обучения орфографии в процессе работы над связными высказываниями учеников младшего школьного возраста
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ и практических аспектов процесса формирования орфографических умений и навыков младших школьников в процессе работы над связным высказыванием, что основывается на коммуникативно-деятельностном и личностно ориентированном подходах к изучению русского языка. Проведен анализ одного из путей обучения орфографии в начальной школе – разработка рациональной системы орфографических упражнений, способствующих повышению грамотности и развитию связной речи учащихся младшего школьного возраста.
Статья метод. позиции обуч. орф..docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СВЯЗНЫМИ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Остапенко Е.Н.,

учитель начальных классов,

высшая категория

МОУ «Школа №138 города Донецка»

 

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ и практических аспектов процесса формирования орфографических умений и навыков младших школьников в процессе работы над связным высказыванием, что основывается на коммуникативно-деятельностном и личностно ориентированном подходах к изучению русского языка. Проведен анализ одного из путей обучения орфографии в начальной школе – разработка рациональной системы орфографических упражнений, способствующих повышению грамотности и развитию связной речи учащихся младшего школьного возраста.

Ключевые слова: орфография, грамотность, развитие связной речи, система упражнений, правописный компетентность.

 

Постановка проблемы. Модернизация образования, современный подход к обучению языку в общеобразовательном учебном заведении имеет познавательно-практическое направление, то есть ориентирован на формирование у учащихся коммуникативной компетентности, на воспитание языковой личности, которая безупречно владеет лингвистическими знаниями, умениями создавать собственные высказывания различных стилей и жанров речи. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку побуждает учителя развивать речь учащихся не только на специально отведенных для этого уроках, но и систематически во время усвоения языкового материала, в частности орфографии.

 На переходном этапе реформирования языкового образования в современной школе одним из важнейших задач является необходимость. разностороннего личностного и речевого развития учащихся, которому подчиняется задача системного изучения языка.

С учетом сказанного можно утверждать, что сегодня особенно актуальной является проблема культуры речи школьников, решение ее напрямую зависит от формирования у учащихся орфографических умений и навыков, которые являются неотъемлемым элементом письменной речи.

Анализ исследований и публикаций. Анализ научных источников показал, что исследователи предлагали различные подходы к орфографическим упражнениям: работу над орфографическими ошибками (А. Беляев); авторские разработки изучения правописания существительных, прилагательных, числительных, местоимений, наречий, причастий, деепричастий, предлогов, частиц (Г. Бардаш); проработка орфографического материала на фонетико-орфоэпической снов (л. Симоненкова, М. Вашуленко, А. Караман); технологию формирования у школьников орфографических навыков в связи с различными структурными уровнями русского языка в условиях интерференционного речевой среды (И. Хомяк); обучение орфографии в связи с изучением строения слова и словообразования в школах с русским языком обучения (С. Яворская, А. Коломийченко); технологию применения метода упражнений и его место на уроках изучения орфографии (О. Антончук); формирование орфографических умений и навыков на фонетической основе (Н. Грозди).

Психологические основы связной речи проанализировали М. Жинкин, Б. Баев, А. А. Леонтьев, С. Рубинштейн, И. Синица и др.

Выделение не решенных ранее частей анализируемой проблемы. Несмотря на определенные достижения в методике обучения орфографии, проблема формирование у школьников орфографических умений и навыков требует дальнейшего решения. Перспективу ее решения видим в связи с работой над связными высказываниями. Таким образом, актуальность определяется, с одной стороны, задачами реформирования языкового образования, направленными на выработку у учащихся орфографических умений и навыков, повышение речевой культуры школьников и расширение их лингвистического мировоззрения, с другой, – недостаточно глубоко разработанной в лингводидактике методики обучения орфографии в связи с работой над связными высказываниями учеников.

Цель статьи заключается в разработке эффективной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков школьников во время работы над связными высказываниями.

Изложение основного материала. Для понимания современной методики обучения младших школьников правописанию необходимо знать ее лингвистические основы, а именно теоретические обобщения в области орфографии русского литературного языка.

Под орфографией понимают:

а) систему общепринятых правил, определяющую способы передачи речи в письменной форме;

б) раздел языкознания, изучающего систему правил, что обеспечивают одинаковые написания. Также для ее определение употребляют синонимический термин "правописание" (М. А. Желтобрюх, Г. И. Куприенко, Л. Ю. Шевченко и др.)

Орфография имеет особое социальное значение.

Она затрагивает интересы всего общества и потому является предметом постоянного внимания и заботы языковедов, исследующих проблемы культуры речи. Не теряет актуальности и методическая проблема формирования у учащихся общеобразовательной школы орфографической грамотности, поскольку овладение нормами письменной речи является одной из важнейших задач изучения языка, необходимой составляющей языкового образования школьников и важным средством подъема их культуры письменного общения.

Для достижения основной цели усвоения правописания – формирование у учащихся орфографической грамотности – необходимо решить такие задачи:

обеспечить усвоение школьниками основных орфографических понятий и правил;

развить у учеников орфографическую зоркость (умение распознавать орфограммы как написанных, так и в воспринятых на слух словах);

выработать на основе теоретических знаний практические правописные умения;

добиться запоминания написания слов с орфограммами, которые не проверяются; воспитать у учащихся потребность обращаться в случае необходимости в орфографический словарь, вооружить их умениями пользоваться таким словарем; сформировать у младших школьников навыки самоконтроля и исправления допущенных во время письма орфографических ошибок.

Сегодня из общеобразовательных школ продолжают выходить ученики, в знаниях которых много формализма, они недостаточно владеют устным и письменным речью, низким остается уровень письменной грамотности. Одной из причин такого состояния есть разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками школьников.

Вопрос орфографической грамотности необходимо рассматривать в контексте проблем развития речи учащихся, ибо изучение орфографии сугубо в теоретическом плане не оправдывает себя: учащиеся усваивают орфографические знания и в основном вырабатывают лишь умения, а для формирования навыков нужно широко применять синтетические упражнения.

Общеизвестно, что сколько бы не тренировать учащихся в написании различных орфографических упражнений, невозможно сформировать в них умение правильного письма: немало школьников, которые без ошибок пишут диктанты и успешно выполняют упражнения по грамматике и орфографии, в работах творческого характера делают значительное количество ошибок, иногда нарушая элементарные правила правописания.

Это объясняется тем, что ученикам трудно самостоятельно сформулировать и оформить свои мысли на письме, их внимание раздваивается между правописанием и содержанием изложения мыслей. Наблюдая, как проходит учебный процесс в школе, мы пришли к выводу, что обучение орфографии нужно проводить в тесной связи с различными видами работ по развитию речи, строить уроки языка так, чтобы школьники развивали свое вещание, постоянно связывать орфографические упражнения с работой над словом, обучая учащихся понимать красоту литературного языка, любить ее и уметь подбирать нужные слова для точного и образного высказывания.

Наблюдения за ходом учебного процесса в школе свидетельствуют о том, что орфографические знания, которыми традиционно овладевают ученики начальной школы, недостаточно прочны для активного использования их в письменной речи. Значительная часть школьников поверхностно усваивает правописный материал, сомневается в выборе правильных написаний при выполнении работ творческого характера, что побуждает к разработке новой технологии обучения орфографии.

Проблема формирования орфографических умений и навыков в процессе работы связными высказываниями, является слабым местом в работе учителей начальной школы, поскольку они не имеют достаточно четкого представления о технологии такой работы, содержание и место в учебном процессе, формы и методы проведения, поэтому этот вопрос требует решения.

Таким образом, теория и практика обучения орфографии в начальной школе требует дальнейшего совершенствования, разработки системы упражнений и задач, которые обеспечат связь правописания с развитием речи учащихся.

Вопросом общедидактической системы упражнений посвятили свои труды Ю. Бабанский, Н. Лернер, В. Онищук, М. Фицула, разработкой методической системы упражнений занимались М. Баранов, А. Беляев, М. Вашуленко, К. Плиско, И. Хомяк, А. Хорошковская, г. Шелехова и др.

Общефилософское толкование понятия «система» заключается в понимании его как упорядоченности частей единого целого, их взаиморасположения, взаимосвязи и взаимозависимости.

В дидактике назван подход, направленный на раскрытие целостности педагогических объектов, выявление в них различных типов связей и сведения в единую теоретическую систему.

«Поскольку все в реальном мире системное, взаимообусловленное и взаимосвязанное, - отмечает С. Рубинштейн, - знания, описывающие разнообразие форм этого мира, должны быть системными».

С педагогической точки зрения, под системой понимают определенным образом организован учебно-воспитательный процесс, созидательными факторами которого являются – цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и учащихся и достигнутые при этом результаты.

Поскольку упражнения являются реализацией умения применять знание орфографических правил на практике, выбирая ту или иную орфограмму и обосновывая ее написание.

Системность упражнений – это первое и главное условие их успеха, недостаток этой системности - главная причина, почему численные и длительные упражнения по орфографии дают достаточно невысокие результаты.

На основе вышеприведенных трактовок можно выделить систему упражнений для учащихся с учетом этапов работы по орфографии в процессе работы над связными высказываниями.


 

Рис. 1. Система орфографических упражнений для учащиеся младшего школьного возраста с целью формирование орфографических умений и навыков в процессе работы над связными высказываниями

 

Выводы и предложения. Изучение психологических, педагогических и лингвистических основ изучения орфографии способствовало созданию системы упражнений для ученики младшего школьного возраста с целью формирования орфографических умений и навыков в процессе работы над связными высказываниями. Предложенный комплекс базируется на современных подходах (коммуникативно-деятельностном, личностно ориентированном) и принципах обучения общедидактических, собственно методических) и предполагает оптимальное соотношение традиционных и инновационных форм и методов усвоения орфографии, подчиненных достижению запланированных результатов.

Итак, в основе образования орфографических навыков лежит поэтапное формирование у школьников умений, связанных с правописными действиями, выполнение которых обеспечивается системой упражнений и задач. Проблема формирования орфографических навыков учащихся может быть решена по условия целенаправленного использования теоретически обоснованной и экспериментально проверенной системы орфографических упражнений, что предполагает оптимальная связь в обучении орфографии с развитием связной речи школьников.



   



 

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ

Анализ исследований и публикаций

Анализ исследований и публикаций

Цель статьи заключается в разработке эффективной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков школьников во время работы над связными высказываниями

Цель статьи заключается в разработке эффективной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков школьников во время работы над связными высказываниями

Сегодня из общеобразовательных школ продолжают выходить ученики, в знаниях которых много формализма, они недостаточно владеют устным и письменным речью, низким остается уровень письменной грамотности

Сегодня из общеобразовательных школ продолжают выходить ученики, в знаниях которых много формализма, они недостаточно владеют устным и письменным речью, низким остается уровень письменной грамотности

Наблюдения за ходом учебного процесса в школе свидетельствуют о том, что орфографические знания, которыми традиционно овладевают ученики начальной школы, недостаточно прочны для активного использования их…

Наблюдения за ходом учебного процесса в школе свидетельствуют о том, что орфографические знания, которыми традиционно овладевают ученики начальной школы, недостаточно прочны для активного использования их…

Поскольку все в реальном мире системное, взаимообусловленное и взаимосвязанное, - отмечает

Поскольку все в реальном мире системное, взаимообусловленное и взаимосвязанное, - отмечает

Рис. 1. Система орфографических упражнений для учащиеся младшего школьного возраста с целью формирование орфографических умений и навыков в процессе работы над связными высказываниями

Рис. 1. Система орфографических упражнений для учащиеся младшего школьного возраста с целью формирование орфографических умений и навыков в процессе работы над связными высказываниями

Выводы и предложения. Изучение психологических, педагогических и лингвистических основ изучения орфографии способствовало созданию системы упражнений для ученики младшего школьного возраста с целью формирования орфографических умений…

Выводы и предложения. Изучение психологических, педагогических и лингвистических основ изучения орфографии способствовало созданию системы упражнений для ученики младшего школьного возраста с целью формирования орфографических умений…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2021