МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ И КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
О профессии юриста. Моя профессия- моя гордость
Цель урока: 1) Дать информацию о получаемой профессии, пополнить словарный запас учащихся, закрепить навыки работы с текстовым материалом.
2) Развивать связанную русскую речь учащихся, орфографическое чутье, творческое мышление, развивать навыки современной работы учащихся в решении общей задачи, формировать коммуникативную компетенцию.
3) Содействовать расширению кругозора, воспитывать позитивное отношение к учебе, к жизни
Тип урока: комбинированный
Методы урока: словесные, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, техники критического мышления, фронтальный опрос, разноуровневые задания, учебная дискуссия.
Межпредметные связи: русская литература, казахский язык, история.
Оборудование урока: интерактивная доска, слайд-презентация, портреты писателей
Ход урока
I. Организационный момент. Целевая установка.
Мы говорили о разнообразии профессий в мире, о важности правильного выбора профессии и о её роли в жизни человека. Вы остановили свой выбор на профессии юриста. Я не знаю, станете ли вы все юристами. Но полученные знания помогут вам в жизни, это бесспорно. Итак, сегодня мы будем говорить о юристах, о плюсах и минусах профессии.
Откройте тетради, запишите число и тему урока: Моя профессия- моя гордость.
Цитата (на доске): «Развитое общество начинается с дисциплины и порядка во всем. Мы не должны мириться даже с самыми малыми его правонарушениями, хулиганством, бескультурьем, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни. Ощущение беспорядка и вседозволенности создает почву для более серьезных преступлений. Атмосфера нетерпимости к мелким правонарушениям – важный шаг в укреплении общественной безопасности, борьбе с преступностью». (Стратегия «Казахстан-2050»)
- Почему надо бороться с мелкими правонарушениями?
- Зачем нужны законы? Для чего их придумали люди?
И вы именно те люди, которые в будущем будут стоять на страже безопасности и порядков.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «юрист»? (Составление кластера: юрист-порядок, закон, безопасность, защитник, умный человек…).
II. Формирование новых понятий
Словарь урока:
Юрист (нем. jurist <лат. juris- право) – человек с юр. образованием, правовед, практический деятель в области права.
Юрисконсульт- консультант по правовым вопросам.
Юриспруденция (от лат. juris- право + prudential-знание, наука) – наука о государстве и праве; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Юстиция- (от лат. справедливость, законность) – правосудие; система судебных учреждений, а также сфера их деятельности.
Репутация- приобретаемая общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь. Хорошая, плохая р.
Незапятнанная р.
Беспристрастие- отсутствие пристрастия, приверженности к другой стороне, справедливость, правдивость.
- Что вы знаете об этой профессии юриста?
III. Формирование умений и навыков.
Чтение текста «Юристы».
Юрист- общее название профессии, объединяющей всех служителей закона. Адвокат, прокурор, нотариус, юрисконсульт, налоговый инспектор – все это юристы соответствующих специальностей, каждая из которых связана с определенной отраслью права. Юристом может быть лицо, получившее среднее или высшее профессиональное юридическое образование. Специалист обязан знать Конституцию, действующее законодательство, гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, административное право, методы криминалистики, психологию, логику, основы экономики, организацию труда, управления.
Юристы уважаемы в обществе, об их деятельности говорят с почтением. Но в это же время ставятся высокие требования к поведению юриста. Юристу приходится больше, чем другому, сдерживать себя, быть осторожным в выборе знакомств, ибо тесная дружба следователя и работающего в рисковом бизнесе человека вызывает вопросы. Одной высокой квалификации (диплом и последующие аттестации) недостаточно для того, чтобы состоялся профессиональный работник юридического труда. Важное значение имеет его заботливое отношение к гражданам, с которыми он сталкивается в процессе выполнения служебных обязанностей. Гуманное отношение к людям – непременный принцип, входящий в кодекс профессиональной этики юриста.
Сегодня услугами юриста пользуется все больше и больше людей. Однако конкуренция среди специалистов очень высока. Чтобы добиться успеха в профессии, необходимо много трудиться.
Сейчас довольно основательно расширились возможности юриста найти интересную работу в различных сферах деятельности. Новые виды работ возникают в охране прав потребителя, авторских прав, защите рынка от недобросовестной конкуренции, строительном бизнесе, в сфере риэлтерской деятельности. Всеобщим уважением пользуются ученые-юристы. Юристы занимают высокие государственные посты. Юристы призваны быть «служителями» права, блюстителями закона.
Задания к тексту:
1. Чтение текста учащимися по абзацам;
2. Беседа по содержанию
- Определите тему и идею, стиль / о профессии юриста, дать информацию о профессии/
- Составьте план текста.
- Что и кого защищает юрист? От чего, от кого?
- Зачем юристу знание языков?
- Есть мнение, что каждый человек может сам справляться со своими проблемами и юристы не нужны. Что думаете об этом?
3. Найдите в тексте однокоренные слова
IV. Проверка домашнего задания (опережающее задание)
- Виды юридических специальностей.
Учащиеся рассказывают о юридических специальностях: судьи, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и др.)
- А знаете ли вы, кто был представителем правосудия в степи?
- Кого назначали биями? Каких известных биев вы знаете?
- Как в казахских пословицах отразилось отношение народа к ворам, убийцам?
- Как называется литературный жанр о расследовании преступлений?
- Знаете ли писателей детективного жанра? /Артур Конан Дойл, Агата Кристи/
- Известные литературные герои детективного жанра? /Шерлок Холмс, Эрюкль Пуаро, мисс Марпл/
V. А знаете ли вы, кто покровительствует юристам?
Диктант «Проверь себя»
Фемида.
Фемида – в греческой мифологии богиня правосудия. Она изображается держащей в одной руке меч, а в другой весы. Повязка на её глазах символизирует беспристрастие, с которым она судит обвиняемых в чем-либо. Как бы взвешивая на весах все доводы обвинения и защиты и карая мечом виновных. Выражение «Храм Фемиды» употребляется в значении – суд, «жрицы Фемиды» - судьи.
- О ком говорится в тексте? Символами чего являются меч, весы и повязка в изображении богини правосудия?
VI. Задание: вставить нужные термины.
Юрист – это специалист, который знает и умеет применять законы. Он консультирует по любым … вопросам, готовит и составляет контракты или договоры, может выступать представителем своих клиентов в судах или на переговорах. В обязанности юриста входит участие в подготовке … заключений, представление клиента в различных органах … власти, проведение обзора и анализа действующего законодательства и приложенных … актов, составление аналитических документов по различным правовым вопросам.
(Слова для справок: правовым, юридических, государственной, законодательных)
VII. Работа в микрогруппах:
1. Синквейн «Юрист»
2. Эссе «Почему я выбрал эту профессию и хочу ли я быть юристом?»
3. Какими качествами должен обладать юрист?
4. Плюсы и минусы профессии
5. Составить «Кодекс чести будущего юриста», пользуясь образцами.
VIII. – Какие пословицы о законе вы знаете?
Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
Истина не боится света.
Каждому по делам его.
Хоть криво сиди, да право суди.
За правду бог и добрые люди.
Судья праведный – ограда каменна.
Воровство – последнее ремесло.
Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
Нашел да не объявил – все равно, что утащил.
Чужим не наживешься.
Незнанием закона никогда не отговаривайся!
Без правды не житье, а вытье.
- Почему появились пословицы с негативной оценкой?
Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло.
Где сила владеет, там закон уступает.
Что мне законы, коли судьи знакомы.
В суд пойдешь- правды не найдешь.
Подпись судейская, а совесть лакейская.
Дарами и праведного судью к неправде приведешь.
IX. Домашнее задание:
1. Подготовить сообщение об известных юристах.
2. Составление заметки: «Требования к работе юриста»
X. Обобщение. Комментирование оценок.
- О чем мы сегодня говорили?
Что вы унесете в сердце с урока?
Я думаю, вы уже сейчас с гордостью говорите себе:
«Моя профессия – моя гордость».
Желаю вам стать достойными юристами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.