![]() |
![]() |
От авторов
Цель проведения уроков русского языка в старших классах повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к выпускным экзаменам.
Учитель сегодня хорошо понимает, что формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности выпускников, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Данное поурочное планирование составлено в соответствии с программой по русскому языку для 11 классов средней школы и ( учебником «Русский язык» для 11 класса под редакцией С.Ю. Исламбекова, Ю.Ю. Мусурманова, З.Х. Абдураимова, Л.Н. Тагиева. Учебник для средних и среднеспециальных, профессиональных учебных учреждений с узбекским и другими языками обучения. Ташкент, 2018.)
Помочь учителю организовать обучение в старших классах —
задача настоящего пособия. Оно содержит подробное изложение хода уроков с
учетом конкретных методических приемов, необходимых для организации работы,
дает рекомендации домашних заданий, имеет схемы и таблицы к урокам.
Предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок:
разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
В пособии изложены не только подробное описание хода урока, его цели, но и методические приёмы и ключевые компетенции, необходимые для его организации, рекомендации домашних заданий учащихся.
Развитие речи, её содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание.
Планирование составлено на 18 учебных часов с календарным планом на 1 четверть. Педагог может заимствовать из предлагаемого пособия полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственный урок.
Пособие адресовано учителя-словесникам и ставит целью оказание практической помощи учителю, особенно молодому, в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической, пунктуационной грамотности и общей речевой культуры старшеклассника.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
́ ́
́ ́
![]() |
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, речевая разминка, перекличка учащихся. Объявление темы и цели урока.
II. Опрос домашнего задания. Повторение прошлой темы III. Объяснение новой темы.
Максим Горький (1868-1936)
Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде.
Рано оставшись без родителей, будущий писатель всё своё детство провел у деда. Дед выучил его грамоте, а бабушка привила любовь к народным сказкам и песням. В девять лет Алёша поступил в начальное училище, где учился недолго – с похвальными листами закончил два класса.
Разорившийся дед отправил внука «в люди», чтобы он сам зарабатывал себе на жизнь. М. Горький поработал и «мальчиком» в магазине, и пекарем, прислуживал у чертёжника, сбежал от него и нанялся «младшим посудником» на пароход. Повар Смурый учил
Алёшу: «Чтобы поумнеть, надо читать правильные книги».
В эти годы он
увлёкся чтением книг, доставая их у кого только мог и читая везде и всегда,
как только появлялась малейшая возможность. Книги не заслоняли от Алёши жизнь,
но изменяли её, делали ярче и интереснее. Они воспитывали в нём чувство
уважения к человеку, его труду. Юношей овладела жажда знаний и образования.
В 1884 году М. Горький пытался поступить в Казанский университет, но эти двери перед ним не открылись. Университетом для него стала сама жизнь. Он много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Но удивительным образом сохранил в себе веру в Человека и скрытые в нём возможности.
В 1892 году был напечатан первый рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом «Максим Горький».
В 1895 году появились рассказы «Старуха Изергиль» и «Челкаш».
![]() |
Урок 3
Тема: Способы связи слов в словосочетании
Цели:
систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;
формирование знаний о способах связи слов в словосочетании,
формирование умений определять способы связи слов в словосочетании, развитие
орфографических навыков; развитие навыков монологической речи, развитие навыков
и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и
проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной
учебной деятельности) ;воспитание уважительного отношения к чужому мнению,
культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, опорные таблицы, учебник «Русский язык» для 11 класса под редакцией С.Ю. Исламбекова, Ю.Ю. Мусурманова, З.Х. Абдураимова, Л.Н. Тагиева. Учебник для средних и среднеспециальных, профессиональных учебных учреждений с узбекским и другими языками обучения. Ташкент, 2018.)
КК1- коммуникативная компетенция |
может применять нормы русского языка в общении; умеет в соответствии с темой правильно отвечать на вопросы; |
КК2- информационная компетенция |
умеет пользоваться существующими источниками информации (книги, учебники).
|
КК6 – Математическая компетенция |
умение читать различные формулы, модели, графики, чертежи и диаграммы, пользоваться ими в повседневной жизни;
|
Этапы занятия:
Название работы |
время |
I этап: Организационный момент |
2 |
II этап: Опрос пройденного материала |
3 |
III этап: Объяснение новой темы |
15 |
IV этап: Закрепление |
20 |
V этап: Итог урока |
2 |
VI этап: Домашнее задание |
3 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
́
́ ́ ́
![]() |
![]() |
Александр Александрович Блок (1880-1921)
Александр Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской семье. Из-за развода родителей рос и воспитывался в семье деда по
матери – известного русского учёного А.Н. Бекетова. Мальчик с детства отличался глубиной культурных интересов, очень рано, лет с пяти, начал сочинять стихи.
С 1898 по 1901 год А. Блок учился в петербургской гимназии. После её окончания поступил в Санкт-Петербургский университет. «Университет дал мне литературные знания и навыки», – позже признавался поэт. Первый сборник стихов А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» вышел в свет в 1904 году. После выхода второго сборника «Нечаянная радость» имя поэта стало известным в широких кругах.
В 1907 году вышел поэтический цикл «Заклятие огнем и мраком». Составной частью цикла является стихотворение «О, весна без конца и без краю...».
Сердцевина
проблематики творчества А.Блока – личность в ее отношениях со всем миром. В
стихотворении «О, весна без конца и без краю!..» развивается один из важнейших
мотивов лирики Блока – «отвращение от жизни, и к ней безумная любовь». В
произведении вырастает целостный образ жизни, в котором совмещены социальный,
природный и космический планы. С первых же строк автор развивает свое
представление о жизни как необычайно прекрасном в своей мощи и трагическом
величии, это – «весна без конца и без краю». Однако такое восторженное
отношение к жизни идет не от незнания ее, а от мужественной духовной силы
героя, готового принять жизнь во всех ее проявлениях, и не с тем, чтобы
подчиниться «неудаче», «мученью», «гибели», а преодолеть, победить их, как это
подобает доблестному воину («И приветствую звоном щита!»).
У героя нет облегченного представления о борьбе, он знает, что и «плач», и горе неизбежны на пути к прекрасному, гармонии, поэтому во всем этом ничего «позорного нет». В устремленности к обновленному миру герой готов к тяжкому труду, бессонным ночам («Принимаю бессонные споры, утро в завесах темных окна»), главное – прийти к желанной цели («Чтоб мои воспаленные взоры раздражала, пьянила весна!»).
Стихотворение Блока
состоит из семи строф (четверостиший). Оно написано в патетической интонации.
Это своеобразный гимн жизни. Отсюда обилие восклицательных знаков,
использование восклицательной частицы «О» в начале стихотворения.
Восклицательная интонация достигает кульминации в конце произведения. Глагол
«принимаю», повторяющийся пять раз в стихотворении, и глагол «никогда»,
повторяющийся дважды в предпоследней строфе, подчеркивают лейтмотив
стихотворения – восхищение героя жизнью несмотря ни на что, ́ ́ ́
́ ́
![]() |
![]() |
![]() |
Упражнение 5. Прочитайте предложения и запишите их перевод на узбекский язык. Сравните место главных и второстепенных членов предложения в русском и узбекском языках.
Наука помогает нам познать законы природы и общества. А техника материализует знания и опыт, накопленный наукой и практикой. Благодаря технике человек улучшает условия своего существования. Взаимодействие науки и техники порождает научно-технический прогресс.
IV. Закрепление
Упражнение 6. Прочитайте текст. Скажите, с какой целью наука бионика изучает природу. Определите, каков порядок слов в каждом предложении.
Человек учится у природы. Он познаёт её законы и использует их в своих
творениях. Помогает ему в этом бионика. Бионика – наука, которая
применяет знания о живой природе для решения инженерных задач. Одни
учёные изучают принципы и способы движения животных. Наблюдения помогают
учёным создавать машины и механизмы, которые мог ли бы двигаться подобно
разным видам зверей, птиц и насекомых. Другие учёные изучают органы
чувств животных. Это помогает им создавать совершенные приборы, способные
хорошо видеть в темноте, слышать под водой, заранее чувствовать приближение
землетрясений и т.д. Самый сложный раздел бионики – нейробионика.
Эта наука изучает нервную систему и устройство мозга животных и человека в
целях создания всё более совершенных компьютеров, роботов.
(По материалам статей «Энциклопедии юного физика»)
Упражнение 7. Составьте и запишите вопросы к тексту. Передайте содержание текста, употребив предложения с прямым и обратным порядками слов.
Словарная работа
материализова́ть – moddiylashtirmoq
взаимоде́йствие – narsaning bir-biriga ta’siri
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
Упражнение № 8, № 9 учебника ,с.10.
![]() |
![]() |
́
́ ́ ́
́
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
4. При подлежащем, выраженном иностранным несклоняемым словом, обозначающим неодушевлённый предмет (кроме слова кофе), сказуемое стоит в форме среднего рода.
Такси остановилось недалеко от дома.
5. При подлежащем, выраженном местоимениями кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто, никто сказуемое ставится в форме мужского рода.
– Кто звонил? – Звонила Насиба.
IV. Закрепление
1.Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.
1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде.
2. В каких
предложениях допущены ошибки? Исправьте их. 1. Большинство произведений
поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности.
3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине
большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут
глубокого понимания людей.
3. Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.
1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Заводлаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.
4. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.
1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.
![]() |
![]() |
![]() |
2. Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина. (Презентация ppt. по теме).
С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по
1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-
Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем занимают библейские образы, христианские мотивы.
С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке.. Учился на историкофилософском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».
В
начале 1916 года выходит первый сборник стихов «Радуница», в которую
входят стихи, написанные в 1910-1915 годах. Один из основных законов мира
Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы
- все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу.
Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык
обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет
одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
Поэзия С.А. Есенина 1922-1925 годов отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в его лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.).
3. Сергей Есенин «Письмо к матери»
Трогательное стихотворение «Письмо матери» было написано Есениным в 1924 году. К этому времени он уже имел широкую славу. Вечная занятость не давала ему возможности побывать на своей родине, в селе Константиново. Поэт всегда мысленно возвращался в родные места, в родной дом. После восьмилетнего отсутствия Есенин смог совершить поездку в свое село. Накануне отъезда он написал произведение «Письмо матери».
Стихотворение начинается с радостного приветствия:
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
В стихотворении Есенин пытается успокоить и приободрить мать. Его захлёстывает волна нежности к матери, к родному дому. Поэт жаждет возвращения в привычную обстановку, где ищет успокоения. Только ́
́
́
́
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Сергей Есенин. Лирика
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.
Лучшие произведения Есенина
ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший
лирик, волшебник русского пейзажа. «Моя лирика жива одной большой
любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»,
– говорил Есенин. Поэзия Есенина необыкновенна по своей предельной искренности.
Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный
природой исключительно для поэзии».
Художественная сила лирики С. Есенина в том, что за ней стоит его человеческая судьба, полная драматизма и противоречий. В каждой лирической строке поэта бьется его сердце, полное любви к родному краю, ко всему живому на земле. Собственно любовная лирика занимает в поэзии С. Есенина особое место.
Любовь в лирике поэта разная: чистая и красивая («...остался в складках смятой шали запах меда от невинных губ»), страстная и чувственная («Зацелую допьяна, изомну, как цвет; хмельному от радости пересуду нет»), но всегда в этой любви восхищенное отношение к женщине, к ее красоте.
Любовная лирика Есенина имела и имеет фантастический успех. Самого поэта очень любили современницы не только за его поэтический дар, но и за его необыкновенную красоту. Недаром до сих пор живут выражения: «Красив, как Есенин», «есенинская красота». В любом цикле любовных стихов поэт, любя реальных женщин, больше всего любил любовь. Чистую, невинную, страстную, чувственную, разделенную, безответную, но любовь.
Родина. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Люблю до радости и боли твою озёрную тоску. Радость и гордость от красоты родного края, боль – оттого, он заброшен и беден.
Русская природа. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Человек и природа слиты воедино. Поэт чутко понимает эту кровную связь. Природа - это верная подруга и зеркало души, в котором растворяются радости и печали. Жизнь природы Есенин отождествляет со своей жизнью, она дарит ему покой и
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Опорные (ключевые) компетенции.
КК1-прочное овладение родным языком;
КК1-соблюдение норм речевого этикета;
КК1-способность к социальной адаптации, умение работать в сотрудничестве.
КК1- может применять нормы русского языка в общении;
КК1--умеет в соответствии с темой правильно отвечать на вопросы;
КК2-умение находить, отбирать, преобразовывать, сохранять, передавать необходимые сведения из медиасредств, соблюдая правила информационной безопасности, включая формирование медиакультуры;
КК2-умеет пользоваться существующими источниками информации (книги, учебники) К 3-Компетенция самосовершенствования
КК3-стремление к физическому, духовному, моральному, интеллектуальному и творческому развитию;
КК3-стремление к совершенствованию, умение постоянно работать
над собой, КК3-умение адекватно оценивать свои действия, контролировать себя и
принимать самостоятельные решения, используя свой жизненный опыт и
когнитивные навыки. К 4-Компетенция социально-гражданской активности
КК4-осознание сопричастности к общественным событиям, процессам и активное в них участие (различные мероприятия в рамках государственных праздников, молодёжных организаций и т.д.);
КК4-знание и соблюдение гражданских прав и обязанностей;
КК4-соблюдение норм речевого этикета в различных сферах деятельности
(профессиональных и гражданских отношениях), владение экономической и правовой культурой;
КК4-может соблюдать нормы речевого этикета в учебной деятельности. К 5-Национально- и общекультурная компетенция
КК5-гражданственность и патриотизм, верность общечеловеческим и национальным ценностям;
КК5-умение понимать и воспринимать произведения мировой художественной литературы и искусства;
КК5-формирование культуры поведения, здорового образа жизни, умения быть опрятным; КК5-умеет быть милосердным по отношению к окружающим.
К 6-Компетенция математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими
КК6 -умение планировать личную, семейную жизнь и профессиональную деятельность на основе точного расчета;
КК6 -умение читать различные формулы, модели, графики, чертежи и диаграммы, пользоваться ими в повседневной жизни;
КК6 -осведомленность о достижениях науки и техники, облегчающих труд человека, повышающих его эффективность и действенность, умение ими пользоваться.
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.