Методические разработки по русскому языку для 11 класса для школ с узбекским языком обучения

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 09.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное поурочное планирование составлено в соответствии с программой по русскому языку для 11 классов средней школы и ( учебником «Русский язык» для 11 класса под редакцией С.Ю. Исламбекова, Ю.Ю. Мусурманова, З.Х. Абдураимова, Л.Н. Тагиева. Учебник для средних и среднеспециальных, профессиональных учебных учреждений с узбекским и другими языками обучения. Ташкент, 2018.) Помочь учителю организовать обучение в старших классах — задача настоящего пособия. Оно содержит подробное изложение хода уроков с учетом конкретных методических приемов, необходимых для организации работы, дает рекомендации домашних заданий, имеет схемы и таблицы к урокам. Предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Иконка файла материала +ГИЗАТУЛИНА_РУССКИЙ ЯЗЫК+Методразработки 11 класс.pdf





 

 

                                                  От авторов

Цель проведения уроков русского языка в старших классах  повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к выпускным экзаменам.

 

Учитель сегодня хорошо понимает, что формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности выпускников, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

 

            Данное поурочное планирование составлено в соответствии с программой по русскому языку для 11 классов средней школы и ( учебником  «Русский язык» для 11 класса под редакцией  С.Ю. Исламбекова, Ю.Ю. Мусурманова, З.Х. Абдураимова, Л.Н. Тагиева. Учебник для средних и среднеспециальных, профессиональных учебных учреждений с узбекским и другими языками обучения. Ташкент, 2018.)

 

Помочь учителю организовать обучение в старших классах — задача настоящего пособия. Оно содержит подробное изложение хода уроков с учетом конкретных методических приемов, необходимых для организации работы, дает рекомендации домашних заданий, имеет схемы и таблицы к урокам. Предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

 

В пособии изложены не только подробное описание хода урока, его цели, но и методические приёмы и ключевые компетенции, необходимые для его организации, рекомендации домашних заданий учащихся.

 

Развитие речи, её содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание.

 

Планирование составлено на 18 учебных часов с календарным планом на 1 четверть. Педагог может заимствовать из предлагаемого пособия полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственный урок.

 

Пособие адресовано учителя-словесникам и ставит целью оказание практической помощи учителю, особенно молодому, в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической, пунктуационной грамотности и общей речевой культуры старшеклассника.

 

 

 

 

 

 

 









                              ́              ́

                              ́                                         ́



 

 

                                                        Ход урока:

I.          Организационный момент.

Приветствие, речевая разминка, перекличка учащихся. Объявление темы и цели урока.

II.       Опрос домашнего задания. Повторение прошлой темы III. Объяснение новой темы.

 

                                      Максим   Горький (1868-1936)

 

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Рано  оставшись  без  родителей,  будущий  писатель  всё  своё  детство провел у деда. Дед выучил его грамоте, а бабушка привила любовь к народным сказкам и песням. В девять лет Алёша поступил в начальное училище, где учился недолго – с похвальными листами закончил два класса. 

Разорившийся  дед  отправил  внука  «в  люди»,  чтобы  он  сам  зарабатывал  себе  на  жизнь.  М.  Горький  поработал  и  «мальчиком»  в  магазине,  и  пекарем,  прислуживал  у  чертёжника,  сбежал  от  него  и  нанялся  «младшим  посудником» на пароход. Повар Смурый учил

Алёшу: «Чтобы поумнеть,  надо читать правильные книги».

В эти годы он увлёкся чтением книг, доставая их у кого только мог и  читая везде и всегда, как только появлялась малейшая возможность. Книги  не заслоняли от Алёши жизнь, но изменяли её, делали ярче и интереснее.  Они воспитывали в нём чувство уважения к человеку, его труду. Юношей  овладела жажда знаний и образования.

В 1884 году М. Горький пытался поступить в Казанский университет,  но эти двери перед ним не открылись. Университетом для него стала сама  жизнь. Он много бродил по Руси, повидал неприкрытую правду жизни. Но  удивительным образом сохранил в себе веру в Человека и скрытые в нём  возможности. 

В 1892 году был напечатан первый рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом «Максим Горький». 

В 1895 году появились рассказы «Старуха Изергиль» и «Челкаш». 

 



 

Урок 3  

ТемаСпособы связи слов в словосочетании

Цели: систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»; формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков; развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности) ;воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

 

Методы: самостоятельная работа, эвристическая беседа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, опорные таблицы, учебник «Русский язык» для 11 класса под редакцией С.Ю. Исламбекова, Ю.Ю. Мусурманова, З.Х. Абдураимова, Л.Н. Тагиева. Учебник для средних и среднеспециальных, профессиональных учебных учреждений с узбекским и другими языками обучения. Ташкент, 2018.)

Компетенция (элементы ключевых навыков)

КК1-

коммуникативная компетенция

может применять нормы русского языка в общении;  умеет в соответствии с темой правильно отвечать на вопросы;

КК2- информационная компетенция

умеет пользоваться существующими источниками информации (книги, учебники).

 

КК6 –

Математическая компетенция

умение читать различные формулы, модели, графики, чертежи и    диаграммы, пользоваться ими в повседневной жизни;

 

                                          

                                               Этапы занятия:

Название работы

         время

I     этап:  Организационный момент

2

II    этап:  Опрос пройденного материала

3

III   этап:  Объяснение новой темы

15

IV   этап:  Закрепление

20

V    этап:  Итог урока

2

VI  этап:  Домашнее задание

3















́

́ ́         ́

                        ́                  ́





 

                    Александр    Александрович  Блок (1880-1921)

 

        Александр  Блок  родился  16  ноября  1880  года  в  Петербурге,  в  дворянской семье. Из-за развода родителей рос и воспитывался в семье деда по 

матери – известного русского учёного А.Н. Бекетова.  Мальчик с детства отличался глубиной культурных интересов, очень рано, лет с пяти, начал  сочинять стихи.

       С 1898 по 1901 год А. Блок учился в петербургской гимназии. После её окончания  поступил  в  Санкт-Петербургский  университет.  «Университет дал мне литературные знания и навыки», – позже признавался поэт. Первый сборник стихов А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» вышел в свет в 1904 году. После выхода второго сборника «Нечаянная радость» имя поэта стало известным в широких кругах. 

         В 1907 году вышел поэтический цикл «Заклятие огнем и мраком». Составной частью  цикла  является  стихотворение  «О,  весна  без  конца  и  без краю...».

        Сердцевина проблематики творчества А.Блока – личность в ее отношениях со всем миром. В стихотворении «О, весна без конца и без краю!..» развивается один из важнейших мотивов лирики Блока – «отвращение от жизни, и к ней безумная любовь». В произведении вырастает целостный образ жизни, в котором совмещены социальный, природный и космический планы. С первых же строк автор развивает свое представление о жизни как необычайно прекрасном в своей мощи и трагическом величии, это – «весна без конца и без краю». Однако такое восторженное отношение к жизни идет не от незнания ее, а от мужественной духовной силы героя, готового принять жизнь во всех ее проявлениях, и не с тем, чтобы подчиниться «неудаче», «мученью», «гибели», а преодолеть, победить их, как это подобает доблестному воину («И приветствую звоном щита!»).

           У героя нет облегченного представления о борьбе, он знает, что и «плач», и горе неизбежны на пути к прекрасному, гармонии, поэтому во всем этом ничего «позорного нет». В устремленности к обновленному миру герой готов к тяжкому труду, бессонным ночам («Принимаю бессонные споры, утро в завесах темных окна»), главное – прийти к желанной цели («Чтоб мои воспаленные взоры раздражала, пьянила весна!»).

Стихотворение Блока состоит из семи строф (четверостиший). Оно написано в патетической интонации. Это своеобразный гимн жизни. Отсюда обилие восклицательных знаков, использование восклицательной частицы «О» в начале стихотворения. Восклицательная интонация достигает кульминации в конце произведения. Глагол «принимаю», повторяющийся пять раз в стихотворении, и глагол «никогда», повторяющийся дважды в предпоследней строфе, подчеркивают лейтмотив стихотворения – восхищение героя жизнью несмотря ни на что, ́         ́       ́

                   ́                ́







 

 

Упражнение 5. Прочитайте предложения и запишите их перевод на узбекский  язык.  Сравните  место  главных  и  второстепенных  членов  предложения  в русском и узбекском языках. 

 

           Наука помогает нам познать законы природы и общества. А техника  материализует знания и опыт, накопленный наукой и практикой. Благодаря технике человек улучшает условия своего существования. Взаимодействие науки и техники порождает научно-технический прогресс.

 

IV.     Закрепление

 

Упражнение  6.  Прочитайте  текст.  Скажите,  с  какой  целью  наука  бионика изучает природу. Определите, каков порядок слов в каждом предложении.

 

      Человек учится у природы. Он познаёт её законы и использует их в своих  творениях.  Помогает  ему  в  этом  бионика. Бионика –  наука,  которая  применяет знания о живой природе для решения инженерных задач.         Одни  учёные  изучают  принципы  и  способы  движения  животных.  Наблюдения помогают учёным создавать машины и механизмы, которые  мог ли бы двигаться подобно разным видам зверей, птиц и насекомых.       Другие учёные изучают органы чувств животных. Это помогает им создавать  совершенные  приборы,  способные  хорошо  видеть  в  темноте,  слышать под водой, заранее чувствовать приближение землетрясений и т.д.       Самый  сложный  раздел  бионики  –  нейробионика.  Эта  наука  изучает  нервную систему и устройство мозга животных и человека в целях создания всё более совершенных компьютеров, роботов. 

                                                         (По материалам статей «Энциклопедии юного физика»)  

       Упражнение  7. Составьте и запишите вопросы к тексту. Передайте содержание текста, употребив предложения с прямым и обратным порядками слов. 

Словарная работа

материализова́ть – moddiylashtirmoq

взаимоде́йствие – narsaning bir-biriga ta’siri

 

V.                Итоги урока

VI.            Домашнее задание

Упражнение № 8, № 9  учебника ,с.10.

  





́

      ́                                ́                                    ́

́



























 

4.                При подлежащем, выраженном иностранным несклоняемым словом, обозначающим неодушевлённый предмет (кроме слова кофе), сказуемое стоит в форме среднего рода.

Такси остановилось недалеко от дома. 

 

5.                При  подлежащем,  выраженном  местоимениями кто,  кто-то,  кто-нибудь,  кто-либо,  кое-кто,  никто сказуемое  ставится  в  форме  мужского рода.

– Кто звонил?  – Звонила Насиба.

 

IV.     Закрепление

 

1.Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1.  Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде.

 

2.  В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их. 1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 

 

3.  Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Заводлаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

 

4. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1.                  Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.







 

2.                  Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина.            (Презентация ppt. по теме).

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по

1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-

Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем занимают  библейские образы, христианские мотивы. 

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке.. Учился на историкофилософском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

В начале 1916 года выходит первый сборник стихов «Радуница», в которую входят стихи, написанные  в 1910-1915 годах. Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Поэзия С.А. Есенина 1922-1925 годов отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в его лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). 

3. Сергей Есенин  «Письмо к матери»

 

Трогательное  стихотворение  «Письмо  матери»  было  написано  Есениным  в  1924  году.  К  этому  времени  он  уже  имел  широкую  славу.  Вечная занятость  не  давала  ему  возможности  побывать  на  своей  родине,  в  селе Константиново. Поэт всегда мысленно возвращался в родные места, в родной дом. После восьмилетнего отсутствия Есенин смог совершить поездку в свое село. Накануне отъезда он написал произведение «Письмо матери».

Стихотворение начинается с радостного приветствия:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

В стихотворении Есенин пытается успокоить и приободрить мать. Его  захлёстывает волна нежности к матери, к родному дому. Поэт жаждет возвращения  в  привычную  обстановку,  где  ищет  успокоения.  Только  ́

́

́

́



















 

 

Сергей Есенин. Лирика

 

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. 

Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа.   «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил Есенин. Поэзия Есенина необыкновенна по своей предельной искренности. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии». 

         Художественная сила лирики С. Есенина в том, что за ней стоит его человеческая судьба, полная драматизма и противоречий. В каждой лирической строке поэта бьется его сердце, полное любви к родному краю, ко всему живому на земле. Собственно любовная лирика занимает в поэзии С. Есенина особое место.

        Любовь в лирике поэта разная: чистая и красивая («...остался в складках смятой шали запах меда от невинных губ»), страстная и чувственная («Зацелую допьяна, изомну, как цвет; хмельному от радости пересуду нет»), но всегда в этой любви восхищенное отношение к женщине, к ее красоте.

 

     Любовная лирика Есенина имела и имеет фантастический успех. Самого поэта очень любили современницы не только за его поэтический дар, но и за его необыкновенную красоту. Недаром до сих пор живут выражения: «Красив, как Есенин», «есенинская красота». В любом цикле любовных стихов поэт, любя реальных женщин, больше всего любил любовь. Чистую, невинную, страстную, чувственную, разделенную, безответную, но любовь.

 

Родина. Есенин писал: «Моя  лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Люблю до радости и боли твою озёрную тоску. Радость  и гордость  от красоты родного края, боль – оттого, он заброшен и беден.  

Русская природа. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Человек и природа слиты воедино. Поэт чутко понимает эту кровную связь.  Природа - это верная подруга и зеркало души, в котором растворяются радости и печали. Жизнь природы Есенин  отождествляет со своей жизнью, она дарит ему покой и



































 

Приложение

 

Опорные (ключевые) компетенции.

 

К 1-Коммуникативная компетенция

КК1-прочное овладение родным языком;  

КК1-соблюдение норм речевого этикета; 

КК1-способность к социальной адаптации, умение работать в сотрудничестве. 

КК1- может применять нормы русского языка в общении; 

КК1--умеет в соответствии с темой правильно отвечать на вопросы;

 

К 2-Информационная компетенция

КК2-умение находить, отбирать, преобразовывать, сохранять, передавать   необходимые сведения из медиасредств, соблюдая правила информационной  безопасности, включая формирование медиакультуры;

КК2-умеет пользоваться существующими источниками информации (книги, учебники) К 3-Компетенция самосовершенствования

КК3-стремление к физическому, духовному, моральному, интеллектуальному и творческому развитию;

КК3-стремление к совершенствованию, умение постоянно работать над собой,  КК3-умение адекватно оценивать свои действия, контролировать себя и принимать самостоятельные решения, используя    свой жизненный опыт и когнитивные навыки. К 4-Компетенция социально-гражданской активности

КК4-осознание сопричастности к общественным событиям, процессам и активное в них участие (различные мероприятия в рамках государственных праздников, молодёжных организаций и т.д.); 

КК4-знание и соблюдение гражданских прав и обязанностей;

КК4-соблюдение норм речевого этикета в различных сферах деятельности

(профессиональных и гражданских отношениях), владение экономической и правовой культурой;

КК4-может соблюдать нормы речевого этикета в учебной деятельности. К 5-Национально- и общекультурная компетенция

КК5-гражданственность и патриотизм, верность    общечеловеческим и национальным ценностям; 

КК5-умение понимать  и воспринимать произведения мировой художественной    литературы и искусства;

КК5-формирование культуры поведения, здорового образа жизни, умения быть опрятным; КК5-умеет быть милосердным по отношению к окружающим.

 

К 6-Компетенция математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими

КК6 -умение планировать личную, семейную жизнь и профессиональную    деятельность на основе точного расчета;

КК6 -умение читать различные формулы, модели, графики, чертежи и    диаграммы, пользоваться ими в повседневной жизни;

КК6 -осведомленность  о достижениях науки и техники, облегчающих труд    человека, повышающих его эффективность и действенность, умение ими   пользоваться.



Посмотрите также