Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по предмету "Специальная психология и педагогика"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 02.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП05 «Специальная психология и педагогика» разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям среднего профессионального образования
Иконка файла материала Методические рекомендации 44.02.05 Специальная психология и педагогика.doc

 

Логотип

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное

образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Надпись: «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗА-ЦИИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по организации

самостоятельной работы студентов

 

ОП. 05 «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

 

 

по специальности СПО

 

 

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании (углубленная подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2021

 


 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине  ОП05 «Специальная психология и  педагогика» разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям среднего профессионального образования

 

ФГОС СПО

(код и наименование специальности)

Утверждение в МО и Н РФ

Регистрация в МЮ РФ

1.              

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

 13.03.2018 г.

 № 183

29.03.2018 г. № 50568

и в соответствии с рабочими программами по данной дисциплине.

 

Организация-разработчик: ГПОУ «СГПК»

Разработчик:

 

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень (звание)

[квалификационная категория]

Должность

1

 Кандалова О.В.

высшая

преподаватель

 

 

   

Рекомендованы

ПЦК педагогики, психологии и   эстетического цикла   

Протокол № 6 от «28» мая2021 г.

Председатель ПЦК

 

Иващенко Н.П.

 

 

 

Рассмотрены

научно-методическим советом ГПОУ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Протокол № 6____ от «09_» июня_______ 2021 г.

Председатель совета

 

Герасимова М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Общие положения

4

2.

Результаты самостоятельной работы студентов, подлежащие проверке

6

3.

Объем времени, отведенный на самостоятельную работу студентов

7

4.

Примерное содержание и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7

5.

Методические рекомендации по выполнению конкретных форм самостоятельной работы студентов

12

6.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

20


1.     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов всех форм и видов обучения является одним из обязательных видов образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию требований Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС), созданных на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно требований нормативных документов самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, она обеспечивает закрепление получаемых на аудиторных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общих и профессиональных компетенций.

Конкретные требования к самостоятельной работе студентов определяются в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по специальностям и профессиям

Самостоятельная работа в современном образовательном процессе рассматривается как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда.

Цель самостоятельной работы студентов - овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, содействует оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитию их познавательной активности, готовности и потребности в саморазвитии.

Задачами самостоятельной работы студентов являются: 

1)      систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

2)      углубление и расширение теоретических знаний;

3)      формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

4)      развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; 

5)      формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; 

6)      развитие исследовательских умений;

7)      использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» для реализации задач самостоятельной работы студентов и ее осуществления обеспечивает следующие условия:

ü  наличие материально-технической базы;

ü  наличие необходимого фонда информации для самостоятельной работы студентов и возможности работы с ним в аудиторное

ü  и внеаудиторное время;

ü  наличие помещений для выполнения конкретных заданий, входящих в самостоятельную работу студентов;

ü  обоснованность содержания заданий, входящих в самостоятельную работу студентов;

ü  связь самостоятельной работы с рабочими программами дисциплин, расчетом необходимого времени для самостоятельной работы;

ü  развитие преподавателями у студентов навыков самоорганизации, универсальных учебных компетенций;

ü  сопровождение преподавателями выполнения самостоятельной работы студентов и конечный контроль ее результатов.

Принципы организации самостоятельной работы студентов:

ü  принцип интерактивности обучения (обеспечение интерактивного диалога и обратной связи, которая позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий студента);

ü  принцип развития интеллектуального потенциала студента (формирование алгоритмического, наглядно-образного, теоретического стилей мышления, умений принимать оптимальные или

ü  вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию);

ü  принцип обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах темы, раздела, модуля).


 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ самостоятельной работы студентов,

ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ

 

2.1. Самостоятельная работа студентов нацелена на получение следующих умений, знаний, общих и профессиональных компетенций:

 

 

Результаты освоение учебной дисциплины по специальности

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

 

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

1.       

осуществлять объективную оценку достижения образовательных результатов обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья на основе тестирования и других методов контроля с учетом их возможностей, неравномерности индивидуального психического развития, своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;

2.       

- составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

1.       

- особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

2.       

- способы профилактики возможных трудностей адаптации обучающихся четвёртого класса с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья к учебно-воспитательному процессу в основной школе;

3.       

- теоретические основы и практические механизмы построения инклюзивной образовательной среды;

4.       

- требования к оснащению учебного кабинета, формированию его безопасной и комфортной предметно-развивающей среды.

 

 

[Указываются требования к умениям, знаниям, практическому опыту в соответствии с перечисленными в Разделе VI (Таблица 2 Структура ППССЗ/ППКРС СПО) ФГОСов по специальностям]

 

 

В результате изучения дисциплины

 

ОП. 05 «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

 

[наименование учебной дисциплины в соответствии с ФГОС]

обучающийся должен освоить общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции.

 

Код

Наименование результата обучения

 

Общие компетенции

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 7

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

 

Профессиональные компетенции

ПК 1.1

Проектировать образовательный процесс на основе федеральных государственных образовательных  стандартов, примерных основных и примерных адаптированных образовательных программ начального общего образования с учетом особенностей развития обучающихся

ПК 2.2

 Реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности

ПК 3.4

Организовывать мероприятия, обеспечивающие педагогическую поддержку личностного развития обучающихся

 

[перечень компетенций в соответствии с ФГОС СПО]

 

[лишние строки после заполнения убрать]

 

3.Объем времени, отведенный

на самостоятельную работу студентов

 

 

Вид учебной работы

Объем часов

1

Максимальная учебная нагрузка

144

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

140

3

Самостоятельная работа обучающегося

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ТРУДОЕМКОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

по специальности

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

 

Номер разделов и тем

Наименование разделов и тем

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1.

Ребенок с   ограниченными возможностями здоровья как объект изучения   коррекционной и специальной педагогики.

 

 

Тема 1.1

  Общие вопросы    специальной психологии

 

Тема 1.2

Ребенок с атипичным развитием как объект изучения специальной психологии 

 

 

0.5

 

Задание №1 Конспектирование научных источников  по темам    «Норма  и  патология психического развития - вариативность подходов».

Задание №2 Работа со статьей А.Никонова о  детях с ограниченными возможностями «Добей, чтоб не мучался».

 Задание №3Конспектирование научных источников  по темам    «Общие закономерности психического развития: интеграция, неравномерность, пластичность психических процессов»,

Задание №2 Составление схемы «Факторы, определяющие степень психических

 

Тема 1.3

Дефект как основа атипичного развития в детском возрасте.

 

 Самостоятельная работа студентов

Задание №1 Конспектирование научных источников  по темам    «Общие закономерности атипичного развития инвалидов: дивергенция, структура дефекта,  компенсация и компенсаторные возможности в условиях недостаточности функций», «Дивергенция как расхождение биологического и социального планов развития», «Компенсация: понятие теории компенсации, уровни протекания компенсации»,  «Дефект в работах Л.С. Выготского: понятие дефект, сложная структура дефекта по Выготскому Л.С.», «Двойственная роль дефекта»,  «Проблемы самопринятия и защитные механизмы личности  детей с атипичным развитием», «Факторы, влияющие на возникновение личностных нарушений»,  «Социальная депривация», «Механизмы возникновения  личностных нарушений  у детей с атипичным развитием»,.»Семья как ведущий фактор социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

Задание №2 Описание структуры дефекта при различных типах нарушений.

Задание №3 Анализ влияния дефекта на  развитие индивида на примере биографий известных  людей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

0.5

Раздел 2.

Психическое развитие по типу ретардации.

 

 

Тема 2.1

Причины интеллектуальных нарушений и слабовыраженных отклонений. Классификация нарушения по степени тяжести.

 

Тема 2.2

Особенности психического развития умственно отсталых детей.

 

 

Тема 2.3

Особенности психического развития детей с ЗПР.

 

 

Возможная самостоятельная работа студентов

Задание № 1 Составление педагогического портрета ребенка с умственной отсталостью и ЗПР.

Задание №2Выявление типичных проблем, с которыми сталкиваются родители и учителя ребенка с  интеллектуальными нарушениями, через анализ материалов Интернет-форумов, чатов, сайтов  для родителей и педагогов.

 

 Раздел 3.

Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа.

 

Тема 3.1

Причины нарушений и психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями слуховых функций

 

Самостоятельная работа студентов

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с   нарушением слуховой функции. и разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание № 2 Составление педагогического портрета ребенка с    нарушением слуховой функции.

Задание № 3 Анализ кейсов, видеофрагментов о психологических трудностях обучающихся с   нарушением слуховой функции.

 

 

 

0.5

Тема 3.2

Причины нарушений и психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями зрительных функций

 

Самостоятельная работа студентов

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с   нарушением зрительных функции и разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание № 2 Составление педагогического портрета ребенка с    нарушением зрительных функции.

Задание № 3 Анализ кейсов, видеофрагментов о психологических трудностях обучающихся с   нарушением зрительных функций.

0.5

Тема 3.3

Причины нарушений и психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями речи

 

Возможная самостоятельная работа студентов

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с   нарушением речи, разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание № 2 Составление педагогического портрета ребенка с    нарушением речи.

Задание № 3 Анализ кейсов, видеофрагментов о психологических трудностях обучающихся с   нарушением речи.

 

Тема 3.4

Причины нарушений и психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Возможная самостоятельная работа студентов

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с   НОДА, разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание № 2 Составление педагогического портрета ребенка с    НОДА.

Задание № 3 Анализ кейсов, видеофрагментов о психологических трудностях обучающихся с   НОДА.

 

Раздел 4.

Психическое развитие при асинхрониях.

 

Тема 4.1.

Причины нарушений и психолого-педагогическая характеристика младших школьников с РАС

 

Возможная самостоятельная работа студентов

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с   РАС, разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание № 2 Составление педагогического портрета ребенка с    РАС

Задание № 3 Анализ кейсов, видеофрагментов о психологических трудностях обучающихся с   РАС

 

Раздел 5.

Эмоционально-поведенческие нарушения младших школьников

 

Тема 5.1

Нарушения поведения при акцентуациях и психопатиях характера

 

 

Возможная самостоятельная работа студентов

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей  с  различными видами эмоционального-поведенческих нарушений, разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание № 2 Анализ кейсов, видеофрагментов о психологических трудностях обучающихся с     различными видами эмоционального-поведенческих нарушений

 

Тема 5.2

Психолого-педагогические особенности детей с комплексными нарушениями   

 

Раздел 6.

Общие вопросы    специальной педагогики

 

 

Тема 6.1

Специальная педагогика как самостоятельная отрасль науки и практики.

 

 

Раздел 7.

Концептуальные и методические основы образования  детей с ОВЗ в РФ

 

Тема 7.1

Нормативно-правовая основа образования детей с ОВЗ в РФ. 

 

Тема 7.2

Структура  и формы образования детей с  ОВЗ в РФ

 

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание № 1.Составление обобщающей схемы « Система обучения детей с ОВЗ в РФ».

Задание №2 Разработка модели межведомственного взаимодействия по осуществлению коррекционно-развивающей образовательной деятельности детей с ОВЗ в РК.

Задание № 3 Разработка буклета  «Что нужно знать родителям ребенка с ОВЗ о ПМПК?»

Задание № 4.Составление глоссария по  изученным темам.

0.3

Тема 7.3

Принципы специального образования

 

Тема 7.4

  Технологии   обучения    младших школьников с ОВЗ

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание № 1. Анализ успешного педагогического опыта использования технологий   обучения   младших школьников с ОВЗ

Задание №2   Разбор видеокейсов по использованию технологий обучения младших  школьников с ОВЗ

 

0.2

Тема 7.5

Методы  и формы коррекционно-развивающего обучения   детей с ОВЗ

 

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание № 1 Конспектирование научных источников по теме «Возможности компенсации нарушений развития средствами  музыкотерапии, зоотерапии, хромотерапии, фототерапии».

Задание № 2Анализ фрагментов занятий   в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе и классах компенсации и выравнивания с использованием различных  методов и форм обучения.

Задание № 3 Анализ типичных ошибок использования различных  методов и форм обучения на уроках в   инклюзивном классе.

Задание № 4  Разработка рекомендаций учителю по  основам эффективного использования методов и форм организации обучения детей с ОВЗ.

0.5

Тема 7.6

Специфика процесса воспитания детей с ОВЗ в образовательной деятельности

 

Раздел 8.

Педагогические системы образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в зависимости от нозологии.

 

Тема 8.1

Специальное образование детей   с задержкой и  нарушениями  умственного развития

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание № 1 Выявление типичных проблем, с которыми сталкиваются родители и учителя ребенка с  интеллектуальными нарушениями, через анализ материалов Интернет-форумов, чатов, сайтов  для родителей и педагогов.

Задание №2 Разработка   и проведение коррекционно-развивающего занятия, направленного на формирование социальных компетенций у детей с различными типами интеллектуальных нарушений.

Задание № 3 Составление подборки  приемов    коррекции дефицитных школьно-значимых функций младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

0.5

Тема 8.2

Коррекционно-развивающая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с ТНР и разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание №2 Разработка  коррекционно-развивающего занятия, направленного на преодоление типичной проблемы   детей с  ТНР

Задание № 3 Составление подборки  приемов    коррекции дефицитных школьно-значимых функций младших школьников с ТНР.

0.5

Тема 8.3

Коррекционно-развивающая помощь детям с нарушениями зрения

 

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с нарушениями зрения и разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание №2 Разработка  коррекционно-развивающего занятия, направленного на преодоление типичной проблемы   детей с нарушениями зрения.

Задание № 3 Составление подборки  приемов    коррекции дефицитных школьно-значимых функций младших школьников с нарушениями зрения.

0.5

Тема 8.4

Коррекционно-развивающая помощь детям с нарушениями слуха

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с нарушениями слуха и разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание №2 Разработка  коррекционно-развивающего занятия, направленного на преодоление типичной проблемы   детей с  нарушениями слуха.

Задание № 3 Составление подборки  приемов    коррекции дефицитных школьно-значимых функций младших школьников с нарушениями слуха

0.5

Тема 8.5

Коррекционно-развивающая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание №2 Разработка  коррекционно-развивающего занятия, направленного на преодоление типичной проблемы   детей ДЦП.

Задание № 3 Составление подборки  приемов    коррекции дефицитных школьно-значимых функций младших школьников ДЦП

0.5

Тема 8.6

Коррекционно-развивающая помощь младшим школьниками с  РАС

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание № 1 Выделение основных психолого-педагогических   проблем детей с РАС и разработка рекомендаций по их преодолению.

Задание №2 Разработка  коррекционно-развивающего занятия, направленного на преодоление типичной проблемы   детей РАС.

Задание № 3 Составление подборки  приемов    коррекции дефицитных школьно-значимых функций младших школьников с РАС

0.3

Тема 8.7

Коррекционно-педагогическая помощь детям с недостатками эмоционально – личностных отношений и поведения.

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задание №1 Разработка  коррекционно-развивающего занятия, направленного на преодоление типичной проблемы   детей с одним из типов эмоционально-поведенческих нарушений.

Задание № 2 Подбор приемов для осуществления коррекционно-развивающей деятельности с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья.

0.2

Тема 8.8

Специальное образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

 

 

                                                      Всего самостоятельной работы

 


Методические рекомендации

по выполнению конкретных форм

самостоятельной работы

 

Подготовка к практическому занятию.

Подготовка к практическому занятию включает следующие элементы самостоятельной деятельности: четкое представление цели и задач его проведения; выделение навыков умственной, аналитической, научной деятельности, которые станут результатом предстоящей работы. Выработка навыков осуществляется с помощью получения новой информации об изучаемых процессах и с помощью знания о том, в какой степени в данное время студент владеет методами исследовательской деятельности, которыми он станет пользоваться на практическом занятии. Следовательно, работа на практическом занятии направлена не только на познание студентом конкретных явлений внешнего мира, но и на изменение самого себя. Второй результат очень важен, поскольку он обеспечивает формирование таких общекультурных компетенций, как способность к самоорганизации и самообразованию, способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности студента. Подготовка к практическому занятию нередко требует подбора материала, данных и специальных источников, с которыми предстоит учебная работа. Студенты должны дома подготовить к занятию 3–4 примера формулировки темы исследования, представленного в монографиях, научных статьях, отчетах. Затем они самостоятельно осуществляют поиск соответствующих источников, определяют актуальность конкретного исследования 13 процессов и явлений, выделяют основные способы доказательства авторами научных работ ценности того, чем они занимаются. В ходе самого практического занятия студенты сначала представляют найденные ими варианты формулировки актуальности исследования, обсуждают их и обосновывают свое мнение о наилучшем варианте.

Подготовка к семинарскому занятию.

Семинарское занятие является традиционной и распространенной формой организации самостоятельной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин. Самостоятельная подготовка к семинару направлена: — на развитие способности к чтению научной и иной литературы; — на поиск дополнительной информации, позволяющей глубже разобраться в некоторых вопросах; — на выделение при работе с разными источниками необходимой информации, которая требуется для полного ответа на вопросы плана семинарского занятия; — на выработку умения правильно выписывать высказывания авторов из имеющихся источников информации, оформлять их по библиографическим нормам; — на развитие умения осуществлять анализ выбранных источников информации; — на подготовку собственного выступления по обсуждаемым вопросам; — на формирование навыка оперативного реагирования на разные мнения, которые могут возникать при обсуждении тех или иных научных проблем. Подготовка к семинарскому занятию. Семинарское занятие является традиционной и распространенной формой организации самостоятельной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин. Самостоятельная подготовка к семинару направлена: — на развитие способности к чтению научной и иной литературы; — на поиск дополнительной информации, позволяющей глубже разобраться в некоторых вопросах; — на выделение при работе с разными источниками необходимой информации, которая требуется для полного ответа на вопросы плана семинарского занятия; — на выработку умения правильно выписывать высказывания авторов из имеющихся источников информации, оформлять их по библиографическим нормам; — на развитие умения осуществлять анализ выбранных источников информации; — на подготовку собственного выступления по обсуждаемым вопросам; — на формирование навыка оперативного реагирования на разные мнения, которые могут возникать при обсуждении тех или иных научных проблем.

Написание эссе

Цель самостоятельной работы: развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Эссе — «жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (Советский энциклопедический словарь. М., 1987. С. 1565).

Классификация эссе:

 — по содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, художественно-публицистические, духовно-религиозные и др.;

 — по литературной форме: рецензии, лирические миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др.;

 — различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.

Признаки эссе:

 — Небольшой объем — от трех до семи страниц компьютерного текста; допускается эссе до десяти страниц машинописного текста.

 — Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

 — Свободная композиция — важная особенность эссе.

 — Непринужденность повествования.

 — Использование парадоксов.

 Эссе призвано удивить читателя, это, по мнению многих исследователей, его обязательные качества: внутреннее смысловое единство, ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона.

Выполнение задания: 1) написать вступление (2–3 предложения, которые служат для последующей формулировки проблемы);

 2) сформулировать проблему, которая должна быть важна не только для автора, но и для других;

 3) дать комментарии к проблеме;

 4) сформулировать авторское мнение и привести аргументацию;

 5) написать заключение (вывод, обобщение сказанного).

Планируемые результаты самостоятельной работы: способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Подготовка доклада

Цель самостоятельной работы: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления студента. Доклад — публичное сообщение или документ, которые содержат информацию и отражают суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.

Виды докладов:

1. Устный доклад — читается по итогам проделанной работы и является эффективным средством разъяснения ее результатов.

2. Письменный доклад: — краткий (до 20 страниц) — резюмирует наиболее важную информацию, полученную в ходе исследования; — подробный (до 60 страниц) — включает не только текстовую структуру с заголовками, но и диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.

Выполнение задания:

1) четко сформулировать тему (например, письменного доклад);

2) изучить и подобрать литературу, рекомендуемую по теме, выделив три источника библиографической информации: — первичные (статьи, диссертации, монографии и т. д.); — вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация, планы, граф-схемы, предметные указатели и т. д.); — третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т. д.); 20

3) написать план, который полностью согласуется с выбранной темой и логично раскрывает ее;

4) написать доклад, соблюдая следующие требования: — к структуре доклада — она должна включать: краткое введение, обосновывающее актуальность проблемы; основной текст; заключение с краткими выводами по исследуемой проблеме; список использованной литературы; — к содержанию доклада — общие положения надо подкрепить и пояснить конкретными примерами; не пересказывать отдельные главы учебника или учебного пособия, а изложить собственные соображения по существу рассматриваемых вопросов, внести свои предложения;

5) оформить работу в соответствии с требованиями.

Планируемые результаты самостоятельной работы: — способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; — готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; — способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной ибиблиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

Выполнение кейс-задания

Цель самостоятельной работы: формирование умения анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях недостаточной информации.

Кейс-задание (англ. case — случай, ситуация) — метод обучения, основанный на разборе практических проблемных ситуаций — кейсов, связанных с конкретным событием или последовательностью событий.

Виды кейсов: иллюстративные, аналитические, связанные с принятием решений. Выполнение задания:

1) подготовить основной текст с вопросами для обсуждения: — титульный лист с кратким запоминающимся названием кейса; — введение, где упоминается герой (герои) кейса, рассказывается об истории вопроса, указывается время начала действия; — основная часть, где содержится главный массив информации, внутренняя интрига, проблема; — заключение (в нем решение проблемы, рассматриваемой в кейсе, иногда может быть не завершено);

2) подобрать приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса (документы, публикации, фото, видео и др.);

3) предложить возможное решение проблемы.

Планируемые результаты самостоятельной работы: — способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных исследовательских задач; — готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; — способность решать нестандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий.

 

Разработка мультимедийной презентации

Цели самостоятельной работы (варианты): освоение (закрепление, обобщение, систематизация) учебного материала;  обеспечение контроля качества знаний;  формирование специальных компетенций, обеспечивающих возможность работы с информационными технологиями; становление общих компетенций.

Мультимедийная презентация — представление содержания учебного материала, учебной задачи с использованием мультимедийных технологий.

Основные виды мультимедийной презентации:

 — обучающие и тестовые презентации (позволяют знакомить с содержанием учебного материала и контролировать качество его усвоения);

 — презентации электронных каталогов (дают возможность распространять большие объемы информации быстро, качественно и эффективно);

 — электронные презентации и рекламные ролики (служат для создания имиджа и распространение информации об объекте);

 — презентации-визитные карточки (дают представление об авторе работы);

 — бытовые презентации (использование в бытовых целях фотографий и видеоизображений в электронном виде).

Мультимедийные презентации по назначению:

 — презентация сопровождения образовательного процесса (является источником информации и средством привлечения внимания слушателей);

 — презентация учебного или научно-исследовательского проекта (используется для привлечения внимания слушателей к основной идее или концепции развития проекта с точки зрения его возможной эффективности и результативности применения);

 — презентация информационной поддержки образовательного процесса (представляет собой обновление банка литературы, контрольных и тестовых заданий, вопросов к итоговой и промежуточной аттестации);

 — презентация-отчет (мультимедийное сопровождение отчета в виде нескольких фрагментов, логически связанных между собой в зависимости от структуры отчета).

 Выполнение задания:

1. Этап проектирования:

— определение целей использования презентации;

— сбор необходимого материала (тексты, рисунки, схемы и др.);

— формирование структуры и логики подачи материала;

— создание папки, в которую помещен собранный материал.

2. Этап конструирования:

— выбор программы MS Power Point в меню компьютера;

 — определение дизайна слайдов;

 — наполнение слайдов собранной текстовой и наглядной информацией;

 — включение эффектов анимации и музыкального сопровождения (при необходимости);

 3. Этап моделирования — проверка и коррекция подготовленного материала, определение продолжительности его демонстрации.

Планируемые результаты самостоятельной работы: — повышение информационной культуры студентов и обеспечение их готовности к интеграции в современное информационное пространство; — способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; — способность к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; — способность применять современные методики и технологии организации иреализации образовательного процесса на различных 32 образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; — готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач

Требования к оформлению. 1. Не перегружать слайды текстом. Дизайн должен быть простым, а текст – коротким. 2. Наиболее важный материал лучше выделить курсивом, подчеркиванием, жирным шрифтом, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста 3. Не следует использовать много мультимедийных эффектов анимации. 4. Чтобы обеспечить хорошую читаемость презентации необходимо подобрать темный цвет фона и светлый цвет шрифта. Размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст); тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем. 5. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом. 6. Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем. 7. Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части. 8. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле. 9. Текст презентации должен быть написан без орфографических и пунктуационных ошибок.

 

 

Работа с информационными источниками

Работа с информационными источниками может осуществляться как бумажными носителями в библиотеке колледжа, так и дистанционно через интернет ресурсы.
1.Текст необходимо читать внимательно - т.е. возвращаться к непонятным местам.

2.Текст необходимо читать тщательно - т.е. ничего не пропускать.

3.Текст необходимо читать сосредоточенно - т.е. думать о том, что вы читаете.

4.Текст необходимо читать до логического конца -  абзаца, параграфа, раздела, главы и т.д.

Рекомендованную литературу следует прочитать, осмыслить, законспектировать, проконсультироваться у преподавателя по поводу сложных и непонятных вопросов.

 

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа назначается после изучения определенного раздела (разделов) дисциплины и представляет собой совокупность развернутых письменных ответов студентов на вопросы, которые они заранее получают от преподавателя. Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя:

 — изучение конспектов лекций, раскрывающих материал, знание которого проверяется контрольной работой;

 — повторение учебного материала, полученного при подготовке к семинарским, практическим занятиям и во время их проведения;

  — изучение дополнительной литературы, в которой конкретизируется содержание проверяемых знаний;

 — составление в мысленной форме ответов на поставленные в контрольной работе вопросы;

 — формирование психологической установки на успешное выполнение всех заданий.

Подготовка к зачету (в том числе к дифференцированному)

Зачет является традиционной формой проверки знаний, умений, компетенций, сформированных у студентов в процессе освоения всего содержания изучаемой дисциплины. Обычный зачет отличается от экзамена только тем, что преподаватель не дифференцирует баллы, которые он выставляет по его итогам. В случае проведения дифференцированного зачета студент получает баллы, отражающие уровень его знаний, но они не указываются в зачетной книжке: в нее вписывается только слово «зачет». Самостоятельная подготовка к зачету должна осуществляться в течение всего семестра, а не за несколько дней до его проведения. Подготовка включает следующие действия. Прежде всего нужно перечитать все лекции, а также материалы, которые готовились к семинарским и практическим занятиям в течение семестра. Затем надо соотнести эту информацию с вопросами, которые даны к зачету. Если информации недостаточно, ответы находят впредложенной преподавателем литературе. Рекомендуется делать краткие записи. Речь идет не о шпаргалке, а о формировании в сознании четкой логической схемы ответа на вопрос. Накануне зачета необходимо повторить ответы, не заглядывая в записи.

Подготовка к экзамену.

Экзамен представляет собой форму контроля учебной деятельности студента. Самостоятельная подготовка к экзамену схожа с подготовкой к зачету, особенно если он дифференцированный. Но объем учебного материала, который нужно восстановить в памяти к экзамену, вновь осмыслить и понять, значительно больше, поэтому требуется больше времени и умственных усилий. Необходимо перечитать лекции, вспомнить то, что говорилось преподавателем на семинарах и практических занятиях, а также самостоятельно полученную информацию при подготовке к ним. Важно сформировать целостное представление о содержании ответа на каждый вопрос, что предполагает знание разных научных трактовок сущности того или иного явления, процесса, умение раскрывать факторы, определяющие их противоречивость, знание имен ученых, изучавших обсуждаемую проблему. Необходимо также привести информацию о материалах эмпирических исследований, что указывает на всестороннюю подготовку студента к экзамену. Ответ, в котором присутствуют все указанные блоки информации, наверняка будет отмечен высокими баллами. Для их получения требуется ответить и на дополнительные вопросы, если экзамен проходит в устной форме. Рекомендуется подготовку к экзамену осуществлять в два этапа. На первом, в течение 2–3 дней, подбирается из разных источников весь материал, необходимый для развернутых ответов на все вопросы. Ответы можно записать в виде краткого конспекта. На втором этапе по памяти восстанавливается содержание того, что записано в ответах на каждый вопрос.


1.     Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов

 

 Основные источники:

Выходные данные печатного издания

Год издания

Гриф

1.       

Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов [Текст] / В.В. Гладкая - Минск: Зорны верасень, 2017. - 134 с.

 

2017

Допущ.

2.       

Гонеев, А.Д.  Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина -- 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2018. - 272 с.

 

2018

Допущ.

3.       

Кузнецова, Л.В.  Основы специальной психологии: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Кузнецова  - 4-е изд., стер. - М.: Академия 2016. - 480 с.

 

2016

Реком.

4.       

Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст]/ Л. Д.   Столяренко. – Ростов н/Д:  Феникс , 2017. - 384 с.

 

2017

Реком.

 

 Дополнительные источники:

Выходные данные печатного издания

Год издания

Гриф

1.       

Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога. [Текст]/ Н.В. Бабкина-М.: Школьная Пресса, 2017. — 117 с. 

 

2017

Реком.

2.       

Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений[Текст]/Т.Г. Богданова  -- М.: Академия, 2020. -  203 с.

 

2020

Реком.

3.       

Власова,  Т.А.  О детях с отклонениями в развитии[Текст]/-- М.:  Просвещение, 2018.-278с.

 

2018

 

 

 

 

 

4.      

Выготский, Л.С. Основы дефектологии: учебники для вузов [Текст] / Л.С.Выготский. – СПб.: Лань, 2019. – 654с. 

2019

Допущ.

5.      

 Карпунина, О.И. Специальная педагогика в опорных схемах: учебное пособие для студ. высш. уч. заведений [Текст] / О.И. Карпунина -- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2020. - 168 с.

 

2020

Допущ.

6.      

Лубовский, В.И.  Специальная психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И.Лубовский  - 3-е изд., стер. - М.:Академия 2019. - 464 с.

 

2019

Реком.

7.      

Пузанов,Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст]/ Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин  ; под ред. Б.П.Пузанова. - М.:  «Академия», 2018. - 272 с.

 

 

2018

 

Реком.

8.      

Реан, А. А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие [Текст]/ А. А. Реан. – СПб: Изд-во СПб ун-та, 2019. – 224 с.

 

2019

 

9.      

 Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов высш.   учеб. заведений по спец. «Дефектология» [Текст]/С.Я. Рубинштейн— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.

1986

Реком.

10.  

Усанова, О.Н. Специальная психология: учебное пособие [Текст]/  О.Н. Усанова- СПб.: Питер 2018.-400с.

2018

Реком.

 

  Ресурсы Интернет

 

1.       

Зеленина Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта. 2014

Учеб. пособие

ЭБС

2.       

Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. 2014

Учеб. пособие

ЭБС

3.       

Барякина И.В. Контрольно-диагностические материалы к программам для детей с выраженным нарушением интеллекта. 2015

Учебно-метод. пособие

ЭБС

4.       

Олейникова Т.В. Практикум по специальной коррекционной педагогике и психологии. 2013

Учебно-метод. пособие

ЭБС

5.       

Спатаева М.Х. Психолого-педагогическая диагностика. 2015

Учеб. пособие

ЭБС

6.       

Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 2012

Учебное пособие

ЭБС

7.       

Ватина Е.В. Формирование социальных умений и навыков у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности. 2012

Учебно-метод. пособие

ЭБС

 

 

 

 

Основные электронные издания

1.       

Зеленина Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта. 2014

Учеб. пособие

ЭБС

2.       

Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. 2014

Учеб. пособие

ЭБС

3.       

Барякина И.В. Контрольно-диагностические материалы к программам для детей с выраженным нарушением интеллекта. 2015

Учебно-метод. пособие

ЭБС

4.       

Олейникова Т.В. Практикум по специальной коррекционной педагогике и психологии. 2013

Учебно-метод. пособие

ЭБС

5.       

Спатаева М.Х. Психолого-педагогическая диагностика. 2015

Учеб. пособие

ЭБС

6.       

Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 2012

Учебное пособие

ЭБС

7.       

Ватина Е.В. Формирование социальных умений и навыков у учащихся с недоразвитием познавательной деятельности. 2012

Учебно-метод. пособие

ЭБС

 

Ресурсы Интернет

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека

http://window.edu.ru/window/library

Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования.

 

Библиотека Гумер - гуманитарные науки

http://www.gumer.info/

Коллекция книг по социальным и гуманитарным и наукам: истории, культурологии, философии, политологии, литературоведению, языкознанию, журналистике, психологии, педагогике, праву, экономике и т.д.

 

PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»

http://psylib.kiev.ua/

http://www.psylib.org.ua/books/index.htm

Полные тексты публикаций по следующим темам: психология, философия, религия, культурология. Также на сайте вы найдете подборку ссылок на ресурсы Интернета, связанные с психологией и смежными областями знания.

 

Детская психология

http://www.childpsy.ru

Интернет-портал предназначен для специалистов в области детской психологии и содержит большую коллекцию публикаций по перинатальной, педагогической, специальной, дифференциальной, социальной и другим отраслям психологии. Виды материалов: научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы. Информационное наполнение включает более чем 1000 статей, более чем 1000 книг и учебников, более 1000 аннотаций к зарубежным статьям, более 2500 авторефератов диссертационных исследований.

 

Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://lib.socio.msu.ru/l/library

Содержит фундаментальные труды классиков социологии, учебно-методическую и справочную литературу по социологии и социальным наукам, а также электронные публикации преподавателей, аспирантов и студентов факультета.

 

http://delo.teolog.ru/deloN4001 – Особенности обучения детей с нарушенным зрением

Описание особенностей детей с разной степенью нарушений зрения. Общие принципы их обучения, в том числе обучения совместно со зрячими детьми.

 

http://www.kidsolr.com/specialeducation/ –Материалы по детской коррекционной педагогике: тематические статьи, тесты on-line, методические рекомендации и пр.

 

http://www.doktor.ru/onkos/krizis/obr31.htm – Обучение детей-инвалидов. Законодательная база по обучению детей-инвалидов в РФ: условия приема в учебные заведения, предоставляемые услуги, нормативы помещений образовательных учреждений и т.п.

 

http://integr.narod.ru/konf0012/k305.htm – Слабовидящий ребенок в учебном коллективе. Информация о личностных особенностях и проблемах интеграции слепых и слабовидящих учащихся в коллективы сверстников. Описание задач тифлопедагогов и специалистов-психологов, работающих в специализированных учебных заведениях для слепых и слабовидящих детей, а также возможностей и модели интеграции.

 

http://www.ise.iip.net – Институт коррекционной педагогики:

Консультационно-диагностический центр, из истории института, архив публикаций сотрудников института, современное состояние коррекционной педагогики, словарь, а так же информация о видеофильмах, в которых поднимаются вопросы о судьбе людей с проблемами в развитии или с нарушениями слуха, зрения, речи и т.д.

 

http://www.defectolog.ru – Дефектолог.ру: материалы для родителей. Рекомендации по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.

    


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также