«Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования при работе с детьми с синдромом СДВГ».

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной работе предлагаются рекомендации по работе с детьми при наличия у них синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Иконка файла материала Готовая работа СДВГ.docx

МБУ ДО «ЦВР «Истоки» г. Челябинск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

На тему: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования при работе с детьми с синдромом СДВГ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Блиновских Виктор Николаевич

Педагог дополнительного образования

Высшей категории, мастер спорта

по джиу-джитсу

 

2023 год

Содержание

 

1.    Введение………………………………………….…………………….……….……………3

2.    Что такое синдром СДВГ…..……………………..…………………….…….……………..4

3.    Диагностика синдрома СДВГ…………………………..…………………..……………….5

4.     Диагностические критерии СДВГ……………………………..…………..……………….5

5.     Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования……………8

6.     Алгоритм постановки задач…………………..……………………………….……………13

7.     Практические примеры игр и учебных упражнений.

         Интеграция их в учебное занятие……………………………………………………….…14

8.      Заключение………………………………………………………………………………….23

        Список использованной литературы……………………………….…………………….. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Введение

Целью написания данной работы является помощь молодым педагогам  при работе с детьми с синдромом СДВГ. Используя из моего личного опыта предлагаемые рекомендации физкультурно-спортивного направления, позволят педагогам не только облегчить процесс обучения, в психологическом плане для себя, но и помочь родителям в воспитании их детей, но самое главное самим детям.

Образовательный процесс у педагогов дополнительного образования имеет свои особенности. Во-первых, проходит он во внеурочное время. Во-вторых, каждая программа индивидуальная, которая учитывает   особенности конкретного учреждения дополнительного образования. В-третьих, приём детей происходит круглогодично. Дети приходят разные, по возрасту, по физическим данным, по целям, а некоторых приводят для того лишь бы просто чем-то занять. И мы обязаны принять всех желающих.

Программы могут быть одно, либо много годичные. При наборе «новичков» в  группу физкультурно-спортивного направления на первом этапе обучения основным является воспитательный процесс. Дети привыкают к преподавателю, знакомятся друг с другом. Обучение ограничивается общеразвивающими упражнениями, знакомством с культурой поведения в спортивном зале, ритуалом и другими общими характеристиками того или иного вида деятельности (вида спорта). Обычно после 2- 4 занятий педагог в целом может дать оценку каждому ребёнку, определить тип поведения (холерик, сангвиник, меланхолик). На этом же этапе,  как правило, и выявляются «непоседы» и «драчуны». А при более детальном наблюдении, используя специальные методики, у педагога может возникнуть подозрение на наличие у ребёнка синдрома СДВГ. 

Такие дети искренны и непосредственны, но вместе с тем, своей беспрерывной активностью  мешают проводить занятия. Они способны обучаться, но вследствие своей рассеянности и невнимательности они часто не могут надлежащим образом усвоить учебный материал и проявить свои способности. Эти дети нетерпеливы и импульсивны, они не умеют сдерживать свои чувства, часто опережают действия, еще не дослушав до конца задание. Именно из-за своей импульсивности им тяжело придерживаться общих правил на занятиях. И хотя все эти дети очень разные, их объединяют три черты: гиперактивность (чрезмерно выраженная двигательная активность), нарушение внимания и чрезмерная, несоответствующая возрасту импульсивность.

В данной работе рассматриваются дети с предположением на наличия у них синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Обращаю внимание, что Вы только можете предполагать на наличие данного синдрома у ребёнка, окончательный диагноз может поставить только специалист (врач). Проблема ещё и в том, что не все родители воспринимают «Ваше предположение» положительно, многие просто не обращают на это внимание.

 

2. Что такое синдром СДВГ

Синдром гиперактивности и отсутствия внимания (СГОВ) у детей, также известный как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), представляет собой неврологическое расстройство, которое проявляется повышенной двигательной активностью (гиперактивностью), проблемами с концентрацией и вниманием, а также импульсивным поведением. СГОВ может сопровождаться и другими симптомами, такими как непостоянство настроения, эмоциональная нестабильность, сниженная самооценка, трудности в социальных отношениях и проблемы со сном.

СДВГ обусловлен незрелостью определённых зон головного мозга, отвечающих за функцию контроля над поведением, способностью согласовывать действия с социально принятыми правилами, желаниями и чувствами других людей и действовать наиболее адекватным способом для ситуации.

У детей с СДВГ эта тормозная, контролирующая и организующая функция коры головного мозга не развита соответственно возрасту. Вследствие этого их поведение часто проблемно, что отражается на отношениях с родителями и сверствениками, способности успешно учиться в школе, быть в коллективе ровесников, в конце концов, страдает их собственная самооценка. СДВГ является одной из наиболее распространенных причин школьной дезадаптации – без надлежащей помощи большая часть этих детей может иметь серьезные трудности в усвоении учебной программы, значительные поведенческие и социальные проблемы. Соответственно, под угрозой оказываются полноценное развитие ребенка и его самореализация.

В России СДВГ диагностируется приблизительно у 7–16% детей и приблизительно у 2,5% взрослых. Соотношение мальчиков и девочек с таким диагнозом — 3:1.

Лечение СГОВ обычно включает медикаментозную терапию, психологическую поддержку, психообразование и установление режима дня. Целью лечения является помощь ребенку в управлении своим поведением, улучшение его внимания и концентрации, а также снижение импульсивности и гиперактивности.

Необходимо помнить, что СДВГ — это не результат плохого семейного воспитания, а заболевание. Занесено в Международный классификатор болезней десятого пересмотра  разделов F90-F98 (Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте) под шифром F90 (Гиперкинетические расстройства).

 

3. Диагностика синдрома СДВГ

Диагностика синдрома у детей обычно проводится специалистами в области развития и психиатрии. Они могут использовать следующие методы:

1. Наблюдение: специалисты могут наблюдать ребенка в течение определенного времени для выявления типичных симптомов синдрома и невербальных поведенческих выражений.

2. Экспертные интервью: специалисты проводят интервью с родителями или учителями, задавая вопросы о поведении и развитии ребенка. Это помогает определить наличие или отсутствие ключевых признаков синдрома.

3. Оценка развития: специалисты могут использовать специальные инструменты и тесты для оценки уровня развития у ребенка. Это может включать оценку когнитивных навыков, коммуникативных навыков и социального взаимодействия.

4. Анализ медицинской и семейной истории: специалисты могут изучать медицинскую и семейную историю ребенка, чтобы определить наличие факторов риска или сопутствующих условий, которые могут быть связаны с синдромом.

5. Скрининг генетических аномалий: специалисты могут провести генетический анализ для выявления возможных мутаций или генетических аномалий, которые могут быть связаны с синдромом.

4. Диагностические критерии СДВГ.

В России.

Особенности поведения: появляются до 8 лет; обнаруживаются, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (в детском учреждении, дома, в труде и в играх); не обусловлены какими-либо психическими расстройствами; вызывают психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

А. Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум шесть должны проявляться непрерывно не менее полугода):

  • – неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
  • – неспособность вслушиваться в обращённую речь;
  • – неспособность доводить выполняемую работу до конца;
  • – неспособность организовать свою деятельность;
  • – отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
  • – исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т. д.);
  • – забывчивость в повседневной деятельности;
  • – отстранённость от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.

Б. Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум шесть должны проявляться непрерывно не менее полугода):

Гиперактивность. Ребёнок:

  • – суетлив, не может сидеть спокойно;
  • – вскакивает с места без разрешения;
  • – бесцельно бегает, ёрзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
  • – не может играть в тихие игры, отдыхать.

Импульсивность. Ребёнок:

  • – выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • – не может дождаться своей очереди;
  • – часто вмешивается, прерывает;
  • – резкие смены настроения;
  • – не подчиняется правилам поведения или игры;
  • – имеет разный уровень выполнения заданий, на одних занятиях спокоен, на других — нет.

Если вы утвердительно ответили на большинство из этих вопросов, то весьма вероятно, что у данного ребёнка СДВГ.

В США.

Диагностирование СДВГ, в соответствие симптомов по списку из диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), разработанного психиатрами из США.

Согласно этому руководству в 5-м издании, диагноз «СДВГ» ставится, если у ребёнка после 12 лет есть не менее 6 симптомов из списка. Начиная с 17 лет для диагноза «СДВГ» достаточно 5 симптомов из двух категорий, связанных с дефицитом внимания и гиперактивностью/импульсивностью.

Симптомы дефицита внимания по DSM-5:

·         Часто не уделяет внимания деталям, по небрежности допускает ошибки в выполнении заданий в школе или на работе.

·         Часто испытывает проблемы с концентрацией внимания во время игры или при выполнении заданий (на уроках, во время разговоров, лекций, чтения).

·         Часто выглядит так, будто не слышит обращённую к нему речь (кажется, что человек на чём-то сконцентрирован, хотя видимый объект фокуса внимания отсутствует).

·         Часто не доводит до конца начатые дела: домашнюю работу, обязанности по дому или на рабочем месте. Не может строго следовать инструкциям, быстро отвлекается.

·         Часто испытывает трудности в организации и планировании деятельности. Работает хаотично. Не может распределить время, нарушает сроки выполнения задач. Не справляется с последовательными действиями, не поддерживает порядок на рабочем месте.

·         Часто избегает задач, требующих постоянной умственной работы (подготовка больших домашних заданий, у взрослых — курсовых работ, больших отчётов).

·         Часто теряет вещи разной значимости (от карандашей, резинок для волос и тетрадей до кошелька, банковских карт, ключей от дома, документов, мобильных телефонов).

·         Часто отвлекается на посторонние раздражители (у детей это могут быть игрушки или любые другие интересные объекты, у подростков и взрослых — даже собственные мысли, не связанные с основной задачей).

·         Часто забывает о делах (о назначенных встречах, задачах, обязанностях).

Симптомы гиперактивности и импульсивности по DSM-5:

·         Часто ёрзает на месте, совершает бессмысленные движения пальцами, руками, ногами.

·         Часто покидает своё место в классе или на работе (даже если это не позволено, например на уроке в школе или на совещании в офисе).

·         Часто бегает вокруг какого-либо предмета, лазит, когда такое поведение неприемлемо (у подростков и взрослых может проявляться чувством беспокойства).

·         Часто не может спокойно играть или что-либо делать. Проявляется как неспособность подолгу заниматься одним видом деятельности.

·         Часто суетится. Не может подолгу сидеть неподвижно — например, в кафе, на совещаниях.

·         Часто и очень много разговаривает. Особенно сильно это заметно, если беседа неуместна или бессмысленна.

·         Часто даёт ответ, не обдумав его или не дослушав вопрос.

·         Часто проявляет нетерпеливость, не может спокойно ждать своей очереди, стремится обойти её.

·         Часто перебивает, встревает в разговор других людей. Может намеренно пользоваться чужими вещами без спросу, вмешиваться в работу коллег, перехватывать дела или задачи без их ведома.

Формы СДВГ по степени выраженности:

·         лёгкая — проявления гиперактивности и импульсивности близки к норме. Человек немного более активный и (или) эмоциональный, чем другие, иногда рассеянный;

·         средняя — человек значительно активнее других людей, впечатлительнее и эмоциональнее. Часто теряет вещи, быстро переключает внимание, не может долго сидеть на месте;

·         тяжёлая — импульсивность и (или) гиперактивность очень заметны на фоне других людей и при личном общении. Наблюдаются частые перепады настроения, вспышки гнева, неприличное поведение.

Проявления СДВГ могут обостряться при стрессе, ярких эмоциях и недостатке физической активности.

В сложных случаях может потребоваться аппаратная диагностика СДВГ. В таком случае пациента направляют на энцефалограмму (она отражает функциональную активность разных отделов мозга), реоэнцефалограмму (позволяет оценить функцию сосудов головного мозга), а также на эхоэнцефалограмму и компьютерную или магнитно-резонансную томографию — эти исследования применяются при подозрении на врождённые или приобретённые патологии головного мозга.

      Последствия синдрома СДВГ

Около трети детей «перерастают» синдром дефицита внимания и гиперактивности. С возрастом мозг приспосабливается к особенностям обмена нейромедиаторов или он восстанавливается и симптомы становятся практически незаметными.

Однако около 50% взрослых, у которых был диагностирован СДВГ в детстве, отмечают, что проявления синдрома сохраняются. Они мешают общаться с другими людьми, строить карьеру и налаживать личную жизнь.

 

5. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Организация мероприятий при обучении детей разного возраста с сенсорными нарушениями (СДВГ)  и использование техник развития дефицитарных функций требует особого внимания и подхода со стороны педагогов.

Вот несколько методических рекомендаций, которые помогут вам организовать эффективные мероприятия:

1. Индивидуальный подход: Учтите индивидуальные особенности каждого ребенка с СДВГ и разработайте индивидуальную программу обучения для каждого из них. Учитывайте их возраст, уровень функционирования и специфические потребности.

2. Включение всех областей развития: Рассмотрите все аспекты развития при планировании мероприятий - физический, когнитивный, эмоциональный и социальный. Используйте различные техники и методы для активного вовлечения ребенка в каждую область.

3. Конкретизация задач: Разработайте конкретные задачи для каждого участника мероприятия и помогите им разобраться в процессе достижения этих задач. Важно ясно представить, что ребенок должен делать и как он может продвигаться в своем развитии.

4. Использование последовательности: Учитывайте возможность использования определенной последовательности во время мероприятий. Давайте ребенку возможность ориентироваться и предсказывать, что произойдет дальше. Это поможет им ощутить стабильность и комфорт.

5.  Вариативность и гибкость: Будьте готовы к изменениям в плане мероприятия в зависимости от потребностей ребенка. Имейте в виду, что каждый ребенок может иметь свои особенности и реагировать по-разному. Важно быть гибким и адаптироваться к этим потребностям.

6.  Использование визуальных и сенсорных материалов: Используйте разнообразные визуальные и сенсорные материалы для обучения и стимуляции участников мероприятий. Они помогут детям с СДВГ лучше понимать, взаимодействовать и запоминать информацию.

7.  Постоянная обратная связь: Важно предоставлять постоянную обратную связь ребенку в процессе участия в мероприятии. Это поможет им понять свои прогресс и достижения, а также мотивирует для дальнейшей работы над развитием.

8. Коммуникация и сотрудничество: Поддерживайте активное взаимодействие и сотрудничество между детьми с СДВГ и другими участниками мероприятий. Работа в группе помогает детям развиваться социально и эмоционально.

9.  Развлечение и игры: Включайте игровые элементы и развлекательные активности в мероприятия, чтобы сделать их интересными и увлекательными для детей. Игра помогает поддержать мотивацию и активность.

10.  Сотрудничество с родителями: Регулярно общайтесь с родителями детей с СДВГ, чтобы обсудить прогресс, поставить цели и поделиться информацией о мероприятиях и заданиях. Сотрудничество с родителями играет важную роль в успешной организации мероприятий.

 

Рекомендации педагогу дополнительного образования для развития социальной адаптации   и эмоциональной регуляции ребёнка

  1. Отрицательное поведение ребёнка необходимо предупреждать, обходить, а не заострять внимание, так как дети с СДВГ малочувствительны к замечаниям.
  2. Как можно чаще хвалить ребёнка с СДВГ за хорошее поведение, таким образом, поддерживая и закрепляя его. Обращать внимание на успехи и достижения. Необходимо соблюдать пропорцию: на пять похвал — одно замечание; на одно замечание — пять похвал.
  3. Похвала должна быть конкретной, а не общей. Не рекомендуется хвалить таким образом: «Ты молодец; умница; хороший мальчик (девочка)», лучше так: «Я доволен /довольна тобою сегодня. (Если ребёнок не спросил почему, следующий вопрос задаётся вами.) Знаешь, почему (имя ребёнка обязательно), я доволен/довольна тобой? (Послушайте ответ ребёнка, что он вам скажет.)» Если он не знает почему, тогда можно смело объяснять, на конкретном примере, а не абстракциями.
  4. Если возникает необходимость говорить о неправильном поступке ребёнка, то следует говорить о его поведении, а не о его личности, с максимально точным описанием происшедшего. Отрицательное описание личности и/или её качеств способствует закреплению негативного качества.
  5. Повышать учебную мотивацию: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выполнять задания в форме игры), обучение старшими учащимися  младших, повышение самооценки учащихся. Оценивание ребёнка должно исходить из средних, а не из лучших достижений. Для такого ребёнка страшно услышать: «Вот, можешь, если захочешь/если постараешься». Если он постарался, сделал «как надо» и у него все получилось — это повод для того, чтобы его похвалить и особо отметить, а не повысить планку ежедневных требований.
  6. Проверка знаний должна осуществляться в начале занятия.
  7. Необходимо избегать категоричных запретов.
  8. Следует иметь в чёткую систему правил поведения, выработанную совместными усилиями. Сразу требуется пояснить, что полагается за каждое конкретное невыполнение каждого правила.

Рекомендации педагогу для организации внимания ученика с СДВГ на занятии:

  1. Ребёнок должен находиться в первом ряду как можно ближе к преподавателю. Нельзя чтобы ребёнок находился возле окна, зеркала или входной двери, так как он будет постоянно отвлекаться.
  2. Если у ребёнка на занятии отсутствующий вид, то  следует дать ему возможность отдохнуть в течение нескольких минут, так как сейчас он все равно не в состоянии воспринимать учебный материал. Для детей с СДВГ характерно такое периодическое снижение внимания, в это время у ребёнка восстанавливаются его ресурсы.
  3. Не стимулировать в ребёнке сильные отрицательные эмоции замечаниями, наказаниями и т. п., так как детей с СДВГ стресс ещё более дезорганизует и лишает и без того ограниченной способности воспринимать материал. Отрицательная мотивация (страх наказания, осуждения, неприятия и т. п.) для таких детей не показана.
  4. Часто для защиты собственной самооценки дети с СДВГ играют в классе роль шута. Нельзя давать им превращать урок в цирк, необходимо иметь запасные решения (тактика мгновенного реагирования).
  5. Вовлекая ребёнка в обучение, следует поддерживать его похвалой, признанием успехов, игровой мотивацией, интересом к знанию, выражением веры в его успех, признанием заслуг, совместной с ним деятельностью.
  6. В течение занятия должна быть обеспечена смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребёнка. Во время учебного занятия необходимо планировать такие минуты двигательной активности — для всех учеников в целом и/или для данного ученика индивидуально. Например, в такой форме:  раздать учебное или спортивное оборудование и т. п.
  7. Периодически персонифицировано обращаться к ученику для поддержания личного контакта.
  8. Инструкции учителя должны быть максимально чёткими и немногословными.
  9. В процессе обучения наиболее эффективно применение мультисенсорных техник обучения.
  10. Во время урока необходим постоянный визуальный контакт с ребёнком. Так можно одним взглядом «вернуть» ребёнка с СДВГ «к реальности». Взгляд может пробудить ребёнка от грёз, разрешить задать вопрос или успокоить.
  11. Помните об эмоциональной части учёбы. Детям с СДВГ необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от уроков, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху — желание работать.

Помощь ребёнку в обучении и выполнении заданий:

  1. Постарайтесь делать так, чтобы его ничего не отвлекало ребёнка.
  2. Учитывая повышенную отвлекаемость ребёнка, помогите ему при парной работе, ставьте его в пару с более опытным или организованным ребёнком.
  3. Многие дети не могут выполнять задания самостоятельно. Им необходимо присутствие и участие более взрослого или опытного партнёра для того, чтобы сосредоточиться на работе. Присутствие взрослого (опытного) создаёт необходимые условия для концентрации внимания.
  4. Материал, пройденный на занятии, следует повторять, так как ребёнок не всегда сосредоточен и мог что-то пропустить (не обвиняйте его в этом!).
  5. Помогайте ребёнку развивать визуальное мышление и учите использовать его при обучении. При развитом визуальном мышлении ребёнок быстро обучается пользоваться рисунками, чертежами, схемами. Этим снимается нагрузка механического запоминания.
  6. Используйте чёткое структурирование информации, которую необходимо усвоить, разбивайте её на конкретные образные единицы, с последующей её организацией в целостные системы.
  7. Общайтесь с ребёнком, рассказывайте истории. Помогите ребёнку овладеть навыком оставаться в пределах одной темы.
  8. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
  9. Помните, что физические занятия, помогают выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулируют выработку необходимых гормонов.

 

Памятка для детей разработанная в Учебно-реабилитационном центре «Джерело».

Золотое правило

ОСТАНОВИСЬ-ПОДУМАЙ-ДЕЙСТВУЙ!

1. Когда сталкиваешься с трудностью – остановись и проанализируй проблему.

2. Подумай, какими могут быть разные пути решения проблемы и каковы положительные и отрицательные стороны и последствия выбора каждого из них.

3. Выбери тот способ действий, который считаешь наилучшим.

4. Действуй.

5. Если не удастся достичь желаемого результата – не отчаивайся, а выбирай запасной вариант.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому возможно потребуются и другие методические подходы и рекомендации, чтобы максимально помочь им в развитии и обучении. Не всегда всё получается в соответствии составленного плана, если в процессе занятия Вы не можете достигнуть желаемого результата, не отчаивайтесь, в спокойной обстановке проанализируйте сложные ситуации. Обязательно выход будет найден.

 

6. Алгоритм постановки задач

Синдром СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) часто сопровождается проблемами с концентрацией внимания, организацией задач и управлением эмоциями. Поэтому для детей с этим синдромом упражнения и задания  должны быть структурированными, простыми и интересными.

Ниже приведены два варианта алгоритмов, которые помогут преобразовать типовое задание тренировочного процесса в игру для детей с СДВГ:

Вариант 1.

1. Создайте структурированную игровую среду: предоставьте детям четкие правила игры и ясные инструкции.

2. Предлагайте короткие, и разнообразные задания в форме игры: дети с СДВГ быстро теряют интерес и терпение, поэтому задания (игры) должны быть динамичными и разнообразными. Предлагайте несколько игр подряд, чтобы не дать им заскучать.

3. Используйте визуальные подсказки: предоставьте детям визуальные подсказки или план игры, чтобы они могли ориентироваться в задачах и сохранять фокус внимания. Например, используйте изображения или схемы для объяснения правил игры.

4. Дайте возможность двигаться: дети с СДВГ часто испытывают потребность в движении. Разрешите им двигаться и периодически делать паузы, чтобы они могли выпустить энергию и сосредоточиться на игре.

5. Учтите интересы детей: выбирайте игры, которые соответствуют интересам и предпочтениям детей. Игры, связанные с их любимыми персонажами, темами или активностями, будут более мотивирующими.

6. Позитивное подкрепление: поощряйте детей и усиливайте их вовлеченность в игру. Используйте внешнее подкрепление, такие как похвалы, маленькие награды или заслуженные привилегии, чтобы поддерживать их мотивацию.

7. Проявите терпение и понимание: дети с СДВГ могут испытывать трудности, их внимание может быть неустойчивым, их эмоции могут меняться. Будьте терпеливыми и понимающими, помогайте им справиться со сложностями и поддерживайте их положительный настрой.

8. Регулярные перерывы: делайте регулярные перерывы между играми. Это поможет детям с СДВГ снять усталость и подготовиться к следующей активности.

Вариант 2.

Алгоритм может включать следующие шаги:

1. Определить цели заданий: улучшение физической координации, развитие силы и гибкости, повышение самооценки и социальной адаптации.

2. Разработать задания, соответствующие уровню и возможностям детей с синдромом СДВГ. Например, можно использовать различные практические упражнения на развитие баланса, гибкости и коррекции осанки.

3. Создать безопасные условия для выполнения заданий, обеспечивая мягкие и безопасные поверхности, а также контроль над детьми во время заданий.

4. Включить в занятия элементы игры, чтобы сделать занятия более интересными и привлекательными для детей. Например, можно использовать различные цвета и фигуры для обозначения тренировочных зон или добавить музыку и звуки, чтобы создать атмосферу игры.

5. Установить четкие правила и ограничения, чтобы дети могли понять и следовать им. Например, можно определить время, количество повторений или условия для перехода на следующий уровень.

6. Обеспечить поощрение и мотивацию для детей, которые достигают целей игры. Например, можно использовать награды, похвалу или призы, чтобы поддерживать мотивацию детей.

7. Включить элементы командной работы и социального взаимодействия, чтобы развить навыки сотрудничества и коммуникации у детей с синдромом СДВГ. Например, можно организовать парные или групповые задания, где дети должны работать вместе, чтобы достичь общей цели.

8.  Регулярно анализировать прогресс и вносить коррективы в игры и упражнения, исходя из потребностей и способностей детей. ДВГ. Например, можно организовать парные или

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому алгоритм может потребовать некоторых изменений и адаптаций в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями ребенка с СДВГ.

 

7. Практические примеры игр и учебных упражнений. Интеграция их в учебное занятие.

Название игры: «Спокойный Воин».

Задача игры: Развитие навыков атак и защит с использованием элементов техники джиу- джитсу.

Оборудование: татами (тип «Ласточкин хвост»).

Правила игры:

1. Перед началом игры провести необходимую разминку и растяжку для предотвращения возможных травм.

2. Игра проводится в парах, где каждый участник будет по очереди исполнять роль «Спокойного Воина».

3. "Спокойный Воин" должен стоять в центре квадрата, на татами типа «Ласточкин хвост».

4. Задача "Спокойного Воина" – выполнять защиты руками, сохранять спокойствие и сдерживать агрессивные попытки своего партнера.

5. Партнер будет пытаться  вытолкнуть "Спокойного Воина" из квадрата, используя  техники джиу-джитсу (толкнуть рукой, захватить и дёрнуть). Таким образом, они тренируются контролируя свои движения и агрессию.

6. Перед началом игры стоит провести демонстрацию и объяснение техник безопасности.

7. Провести игру в дружелюбной и поддерживающей обстановке, поощрять взаимное уважение и эмоциональную поддержку.

8. В конце игры провести короткий обзор и обсудить, что дети извлекли из опыта и какие навыки они использовали.

Цель игры:

1.  Данная игра вырабатывает «навык атак» у нападающего и «навык защит» у защищающего.

2. Игра объединяет физические, эмоциональные и ментальные компоненты развития саморегуляции.

3. Она помогает детям с синдромом СДВГ управлять своей энергией, в то время как они учатся наблюдать и реагировать на свои эмоции.

4. Игра развивает гибкость, координацию движений и глубокое дыхание - все это является частью самоконтроля и саморегуляции.

5. Игра развивает духовные аспекты джиу-джитсу, такие как уважение к партнеру и взаимопомощь.

Важно помнить, что игра должна быть адаптирована к возрасту и уровню участников, а также проводиться под контролем педагога, знающего особенности синдрома СДВГ и технику джиу-джитсу.

 

Название игры: «Доспехи воина».

Оборудование: татами (тип «Ласточкин хвост»).

Задача №1. Выработать у детей навык адекватному реагированию на атаку.

Правила игры:

1. Сначала объясните детям правила игры и дайте им возможность задать вопросы.
2. Разделите участников на пары. Партнеры должны быть одного возраста и уровня физической активности, назначьте кто под номером 1, а кто под номером 2.
3. Расположите детей по парно на татами, Расстоянии не менее 1 метра между парами и на вытянутую руку атакующего (тори) от защищающего (уке).

4.   По команде педагога (т.е. сэнсея) первый номер, делает техническое действие, например, удар рукой соку цуки чудан, второй должен выполнить блок, например, сото уке.

Если защита выполнена правильно, защищающийся получает 1 балл, если нет, балл получает атакующий.
5.   Всего педагогом даётся 10 команд: от счёт от 1 до 10 (счёт по японски), затем происходит смена ролей, то есть, атакует 2-й номер.

По окончании игры победит тот, у кого больше очков.

Цель игры: Выработать навык адекватного реагирования на атаку, а также помочь детям с синдромом СДВГ развить конструктивное поведение, сосредоточить внимание, развить физические навыки с помощью элементов джиу-джитсу.

 

Название игры: Игра «Бдительный воин»

Задача №1. Дети закрепляют полученные ранее знания-основы дыхательной техники и стойки джиу-джитсу (основная задача).

Задача №2. Состоит в том, чтобы помимо основной задачи помочь детям научиться расслабляться, управлять своими эмоциями и уровнем возбудимости. Они узнают о важности правильного дыхания и его влиянии на состояние ума и тела.

Оборудование: татами (тип «Ласточкин хвост»).

Игра включает в себя следующие элементы.

1. Объясните детям правила игры и дайте им возможность задать вопросы.
2.    Разбейте детей на команды.

3.    Расположите детей на татами на расстоянии около 1 метра друг от друга.

4.   Игра начинается из положения сидя (сэйдза) с сохранением правильной осанки, глаза у детей закрыты.

5.  По команде педагога все выполняют дыхательное упражнение, такое как "нижнее дыхание" (дыхание  животом) под счёт (счёт по японски).

6.   Педагог через некоторое время называет стойку, например киба дачи, при этом продолжая считать.

7.    Дети не сменившие правильно стойку выбывают т.е. уходят с татами.

8.    Игра заканчивается до достижения оговоренного в начале игры счёта.   

9.    Побеждает та команда у которой меньше выбыло участников.

Цель игры: В процессе игры, дети будут запоминать счёт, стойки и учиться контролировать свое дыхание снижая свой уровень возбудимости. Они также будут развивать навыки самоконтроля, концентрации и способность расслабиться в стрессовых ситуациях, что особенно важно для детей с синдромом СДВГ.

 

Упражнение «Запоминалка».

Упражнение выполняется в конце занятия. Задача упражнения выяснить насколько усвоен урок занятия.   

Оборудование: татами (тип «Ласточкин хвост»).

Последовательность выполнения:

1. Все встают в круг.

2. Педагог даёт задание: по очереди выполнять, по одной техники разученной на этом занятии не повторяясь. Первый ученик  показывает свою технику, второй должен повторить технику  первого и показать свою технику, третий показывает технику первого либо второго участников. Затем показывает свою технику и т.д.

Примечание: задания могут быть разными. Под техникой подразумевается любое техническое действие, например: удар, блок, страховка, захват, болевой и т.д.

Цель: развитие памяти, увеличение объёма памяти.

 

Упражнение «Воздушный шарик».

Задача: обучить детей нижнему дыханию.

Оборудование: не требуется.

Последовательность выполнения:

1. Участники принимают удобную позу либо указанную педагогом стойку, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно.

2. Педагог даёт команду: «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко – глубоко, и чувствуете, как он надувается… Вот он стал большим и лёгким. Когда вы почувствуете, что не можете его больше надуть, задержите дыхание, не спеша, сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается… А потом надувается вновь… Сделайте так пять – шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну – две минуты».

3. Потом участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и рассказывают им, что это хорошая техника снятия напряжения. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения достаточно подышать подобным образом две – три минуты, и станет гораздо легче.

Цель игры: В процессе выполнения упражнения, дети научаться контролировать свое дыхание снижая свой уровень возбудимости. Они также будут развивать навыки самоконтроля, концентрации и способность расслабиться в стрессовых ситуациях, что особенно важно для детей с синдромом СДВГ.

 

Упражнение «Боевой дух»

Задача: Обучить детей ритуалу выхода на татами перед поединком и после поединка.

Оборудование: татами.

Последовательность выполнения:

1. Сначала объясните детям правила выхода на татами перед поединком и ухода с татами после поединка с соблюдением всех ритуалов. Дайте им возможность задать вопросы.
2. Участники делятся на пары.

3. По очереди пара выходит на татами.

4. По жесту педагога ученики принимают стойку- камае демонстрируя «заншин» (боевой дух).

5. По команде «Ямэ» или «Маттэ», что значит «закончить» выполняют поклон и пожимают руку и  далее выполняют уход с татами.

Ожидаемые результаты: демонстрация приемлемого способа выражения «боевого духа»-«суровости», снятие эмоционального напряжения. Запрещается ругаться и гримасничать.

Цель: Обучить правилам поведения перед и после поединка на соревнованиях. Сформировать навыки контроля чувств, знакомство с приемлемым способом невербального выражения чувств.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (Типовое занятие из программы)

Учебно-тренировочного занятия 1 года обучения младшей группы джиу-джитсу.

Тема: «Техническая подготовка»

Цели урока:

-сформировать у учащихся навык защитных действий;

-развивать координационные способности и физические качества.

Метод проведения: индивидуальный, групповой

Инвентарь: татами, секундомер

Время проведения: 60 минут.

Задачи урока:

Образовательные:

-Обучение техническим приемам защит

-Развитие координации, скоростно-силовых качеств

Воспитательные:

-Воспитание самостоятельности и волевых качеств.

Оздоровительные:

-Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

Метод проведения: индивидуальный, групповой

Образовательные технологии:

поэтапное формирование умственных действий, дифференцированного подхода в обучении,

педагогики сотрудничества, проблемного обучения, развитие творческих способностей учащихся, информационно – коммуникационные.

Система деятельности.

Познавательная деятельность:

информационная – владение информацией;

деятельностная – владение техникой упражнений;

личностная – осознание личностного значения познавательного предмета.

Преобразующая деятельность:

самостоятельность, которая выражается в познавательной активности проявляющей в интересах, стремлении и потребностях;

готовность к преодолению трудностей связанных с силой воли;

оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач и действия их решения.

Общеучебная деятельность:

разностороннее развитие ребенка, вооружение его знаниями, умениями и навыками необходимыми в спорте и жизни;

занимательный, познавательный интерес  вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания, помогают освоить учебный материал.

Самоорганизующаяся деятельность:

владение двигательными качествами.

Части занятия и время

СОДЕРЖАНИЕ

Дозировка

Организационно-методические

указания

Вводная часть

 

5 мин.

Построение группы, приветствие (традиционный ритуал), проверка присутствующих, объяснение задач занятия

 

5 мин.

Проверить гигиениче­ское состояние детей и кимо­но

Подготовительная

часть

20 мин.

Беговые упражнения: с подскоками, при­ставным шагом, скрещивая ноги, с ускорением, спиной вперёд, вы­соко поднимая колени; прыжки: на одной ноге (правой, левой), на двух ногах в длину. Постепенно перейти на ходьбу.

 

Акробатика:

 

кувырки вперёд, на­зад, вперёд-назад, через плечо, че­рез плечо со страховкой, вперед со страховкой, в длину.  

 

Построение группы в круг и вы­полнение общеразвивающих упражнений.

 

И.П.- Стойка.

 

Падение вперед на руки, боком, спиной.

 

И.П. - Сидя, ноги вперед.

Повороты назад, касаясь грудью татами.

 

И.П. - На четвереньках.

Круговые вращения на коленном суставе.

 

И.П. - Упор плечом в ковер. Вращательные движения на пле­че (правом, левом).

 

И.П. - Упор головой в татами. Перекаты на голове вперед, назад, вправо, влево. Переход на бор­цовский мост.

 

Упражнения на скорость:

 

-        отжимания;

-        складка.

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

по 5 раз

 

 

 

 

8 мин.

 

 

 

по 5-7 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

Подскок выполнять как можно выше, при движении крестным шагом одна нога ста­вится попеременно

то спереди, то сзади, ды­хание не задерживать.

 

 

 

При выполнении ак­робатических упражнений об­ратить внимание на соблюдение группи­ровки.

 

 

Общеразвивающие упр. выполнять с большой амплитудой. Падение должно быть на согнутые руки, ту­ловище не касаться татами.

 

 

 

 

 

Амплитуда выполне­ния - мах.

 

 

Таз поднять выше.

 

 

 

Перекаты максималь­но со лба до затылка.

 

Скорость выполнения максимальная, с соблюдением правильности выполнения.

Основная

часть

25 мин.

Подготовительные упражнения для изучения:

-        выполнение атак соку цуки под счёт в строю по разным уровням (дзёдан,чудан,гедан);

-        выполнение блоков в строю под счёт (аге уке, сото уке, учи уке, гедан барай);

 

Объяснение выполнения защиты (рассказ, показ) Изучение по разделениям:

 

а) движения руками.

 

б) движения корпусом.

 

Выполнение (в медленном темпе)

 

Отработка и ис­правление ошибок

 

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

15 минут

Следить за правильной траекторией бьющей руки и за реверсом.

Следить за разворотом плеч при защите

 

 

 

 

 

Защищающийся (уке), не должен сильно бить по атакующей руке.

 

Следить за правильной траекторией бьющей руки и за реверсом.

Следить за разворотом плеч при защите

 

Заключительная

часть

10 мин.

Упр. на расслабление, построение, ритуал.

 

10 мин

Обратить внимание на дыхание

 

Адаптируем занятие с учётом наличия в группе детей с синдромом СДВГ.

 

Части занятия и время

СОДЕРЖАНИЕ

Дозировка

Организационно-методические

указания

Вводная часть

 

5 мин.

Построение группы, приветствие (традиционный ритуал), проверка присутствующих, объяснение задач занятия

 

5 мин.

Проверить гигиениче­ское состояние детей и кимо­но

Подготовительная

часть

20 мин.

Беговые упражнения: с подскоками, при­ставным шагом, скрещивая ноги, с ускорением, спиной вперёд, вы­соко поднимая колени; прыжки: на одной ноге (правой, левой), на двух ногах в длину.

Постепенно перейти на ходьбу.

 

Акробатика:

кувырки вперёд, на­зад, вперёд-назад, через плечо, че­рез плечо со страховкой, вперед со страховкой, в длину.  

 

Построение группы в круг и вы­полнение обще-развивающих упр.

 

И.П.- Стойка.

 

Падение вперед на руки, боком, спиной.

 

И.П. - Сидя, ноги вперед.

Повороты назад, касаясь грудью татами.

 

И.П. - На четвереньках.

Круговые вращения на коленном суставе.

 

И.П. - Упор плечом в ковер. Вращательные движения на пле­че (правом, левом).

 

И.П. - Упор головой в татами. Перекаты на голове вперед, назад, вправо, влево. Переход на бор­цовский мост.

 

Упражнения на скорость:

 

-        отжимания;

-        складка.

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

по 5 раз

 

 

 

 

8 мин.

 

 

 

по 5-7 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

Подскок выполнять как можно выше, при движении крестным шагом одна нога ста­вится попеременно-то спереди, то сзади, ды­хание не задерживать.

 

 

При выполнении ак­робатических упражнений об­ратить внимание на соблюдение группи­ровки.

 

Общеразвивающие упр. выполнять с большой амплитудой. Падение должно быть на согнутые руки, ту­ловище не касаться татами.

 

 

 

 

 

Амплитуда выполне­ния - максимальная.

 

 

Таз поднять выше.

 

 

 

 

Перекаты максималь­но со лба до затылка.

 

Скорость выполнения максимальная, с соблюдением правильности выполнения.

Основная

часть

25 мин.

Подготовительные упражнения для изучения:

-        выполнение атак соку цуки под счёт в строю по разным уровням (дзёдан, чудан, гедан);

-        выполнение блоков в строю под счёт (аге уке, сото уке, учи уке, гедан барай);

 

Объяснение выполнения защиты (рассказ, показ) Изучение по разделениям:

 

а) движения руками.

 

б) движения корпусом.

 

Выполнение (в медленном темпе).

 

Игра: «Доспехи воина».

 

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

15 минут

Следить за правильной траекторией бьющей руки и за реверсом.

Следить за разворотом плеч при защите

 

 

 

 

Защищающийся (уке), не должен сильно бить по атакующей руке.

 

Следить за правильной траекторией бьющей руки и за реверсом.

Следить за разворотом плеч при защите

 

Заключительная

часть

10 мин.

Упражнение «Воздушный шарик»,

по окончанию традиционный ритуал.

10 мин

Обратить внимание на дыхание

 

 

8. Заключение

Для получения положительного результата  педагогу необходимо иметь гибкое мышление. Быстро принимать решения и творчески подходить к нестандартным ситуациям.

Что это значит? Гибкое мышления - это способность, при возникновении  с кем-либо из учеников осложнений не доводить ситуацию до  конфликта, изменить линию поведения.

Быстро принять решение какой рекомендации следовать и сразу начать действовать, если  результат не достигнут, то снова изменить тактику.

Что касается придумывания игр и их названий, то,  во-первых, используйте своё подсознание оно безгранично. Во-вторых, воспользуйтесь техникой нижнего дыхания и поддержкой выбранного Вами «ментора», ниже приведу эту методику, которая поможет Вам включить воображение. В-третьих, воспользуйтесь идеями детей, спросите их, как бы они хотели изменить задание и сделать его интересным.    

Теперь о менторе и дыхании.

Кто такой ментор.

Богиня мудрости Минерва, сопровождала молодого Телемаха, когда он отправился на поиски своего отца Улисса. Желая стать проводником, мудрым советчиком и верным товарищем Телемаха, она приняла человеческий облик: воплотилась в его приятеля, Ментора. Мы также можем пользоваться поддержкой выбранных нами Менторов (Авторитетов).

Фантазируйте, выберите себе Ментора. Это может быть кто угодно. Прекрасно то, что Менторы  по нашему желанию присутствуют в наших мыслях, и когда появиться  в том потребность, можно попросить их о помощи.

Для нормализации нашего состояния необходимо активировать нашу парасимпатическую нервную систему, с помощью чего мы сможем расслабиться и успокоиться, активировать деятельность мозга и сосредоточиться.

Теперь о дыхании.

В данной технике каждый акт дыхания осуществляется за равные временные промежутки. Сядьте удобно на стуле, выпрямите спину, или лягте. Закройте глаза. Сделайте глубокий спокойный  вдох через нос в течение 4 сек., направьте воздух в живот так, чтобы он немного надулся, затем задержите дыхание на 4 сек., далее  сделайте спокойный выдох в течение 4 сек., одновременно напрягите мышцы живота, выдохните как можно больше воздуха. Затем снова задержите дыхание на 4 сек.   Получаем цикл дыхания, включающий: Глубокий вдох  (4 сек.) – Задержка дыхания (4 сек.) – Выдох (4 сек.) – Задержка дыхания (4 сек.).

Далее, продолжая дышать подобным образом, используйте ментора. В роли ментора, например, я, представляю сказочника из фильма «Снежная королева», и прошу его о помощи.

Самурай Ямамото Цунэтомо в своем трактате Хагакурэ (Сокрытое в листве) писал: «Древние учат, что человек должен принимать решение в течение семи вдохов и выдохов… Если размышления длятся долго, результат будет плачевным… Обладая сильным, ясным и не мешкающим духом, ты сможешь принять любое решение в течение семи вдохов и выдохов. Но для этого нужно быть настойчивым и готовым сокрушить все на своем пути».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 1. Романчук О.И. Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности у детей М.: Генезис, 2010. — 366 с.

 2.Уайлд Дж. Терапия гнева, тревоги и депрессии у детей и подростков. Когнитивно-бихевиоральный подход/Джерри Уайлд- М. МПСУ, 2013.-192 с.

 3. Лаут Г.В., Шлоттке П.Ф. Нарушения внимания у детей: тренинг и развивающие  игры: учеб. пособие — М. : Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.

 4. Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования : методич. рекоменд. – М., 2017. – 86 с.

5. Т.П. Волошенюк, Р.В. Демьянчук, Т.А. Колосова, Е.Э. Кац .Методические рекомендации для педагогов по организации мероприятий с обучающимися с СДВГ разного возраста с использованием техник развития дефицитарных функций – Санкт Петербургский  государственный университет, 2020-93 с.

6. Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) / NHS. 2021.

7. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) / American Psychiatric Association. 2013.

8. What is ADHD? / American Psychiatric Association. 2022.

9. Корень Е. В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ) / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2015

10. Song P., Zha M., Yang Q., et al.. The prevalence of adult attention-deficit hyperactivity disorder: A global systematic review and meta-analysis // J Glob Health. 2021. Vol. 11. P. 04009. doi:10.7189/jogh.11.04009

11. Brahmbhatt K., Hilty D. M., Hah M., et al. Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder During Adolescence in the Primary Care Setting: A Concise Review // J Adolesc Health. 2016. Vol. 59(2). P. 135–143. doi:10.1016/j.jadohealth.2016.03.025

   12. Соколова И. И. Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью?

 https://aiv.by/sokolova-ii-kak-pomoch-rebenku-s-sindromom-defitsita-vnimanija-i-giperaktivnostju/?ysclid=lltwo630f794344988

13. Дяченко Наталья. СДВГ у детей - как определить этот симптом?

https://www.b17.ru/article/455357/?ysclid=lltwiy0kyn451853910

14.  Жизневская М. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg/?ysclid=lltwr88od4211153726

 


 

Скачано с www.znanio.ru