ГБОУ «Республиканский центр образования"
Памятка для педагогов
Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
1. Психологическая безопасность.
2. Помощь в приспособлении к окружающим
условиям.
3. Единство совместной деятельности.
4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Существуют общие рекомендации по работе с детьми ОВЗ:
•Педагогам необходимо постоянно поддерживать уверенность ребенка с ОВЗ в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях.
•Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка
•Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.
•Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
•Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
•Не требовать от ребёнка сразу исправить ошибку, лучше попросить ответить его через некоторое время.
•В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения снижен.
•Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
•Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, сенсомоторного). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
•Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
•Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не скорость и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
•Учитель не должен забывать об особенностях развития детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 15 минут).
•Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
•Дополнительная мотивация (необходимо использовать похвалу, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.)
•Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
•Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
•Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время занятий соспециалистами
Рекомендации по работе
с детьми с ЗПР
Рекомендации по работе
с детьми с НОДА
Рекомендации по работе
с детьми с РАС
1. Для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) наглядные материалы, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе (услышать, увидеть, написать). Это помогает каждому ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабых сторон развития.
2. Для детей с РАС характерно лучшее усвоение учебных материалов, если они представлены в виде схем, алгоритмов, таблиц. Поэтому пространство вокруг доски должно быть оформлено таким образом, чтобы каждый урок мог сопровождаться демонстрацией адекватных наглядных материалов. Следует помнить так же, что пространство не должно быть перегружено информацией,
3. Предотвращайте наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
4. Внимание учащихся больше привлекают те наглядные материалы, в создании которых они сами принимали участие. Это так же эффективный метод усвоения и закрепления учебного материала. Подумайте, какие именно плакаты и таблицы они могут нарисовать самостоятельно.
Научиться грамотно, сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному ученику его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации и познавательной активность ребенка с ОВЗ
Успехов ВАМ!
педагог психолог : Кострова О.В
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.