Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.Курсовая работа
КУРСОВАЯ РАБОТА.doc
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Личность человека формируется и развивается в
объективных и
результате воздействия многочисленных факторов,
субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых
и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно
определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное
существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он
выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает
научно организованное воспитание.
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные
процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно
выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных
воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера,
так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал:
«...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в
научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои
особенности.
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают
влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей;
семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и
профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Актуальность данный темы заключается в том, что связующим звеном
между личностью и обществом является коллектив. Именно через коллектив,
который является носителем общественных идей, происходит формирование
отношений отдельной личности.
3 Проблемами данной области занимались многие учёные, среди которых
Боулби Д., Варга А. Я., Гарбузов В., Захаров Г., Соколова Е. Т., Столин В. В.,
Эйнсуорт М. Д. и другие.
Цель курсовой работы является исследование воспитания личности в
коллективе.
Объект исследования: уровень воспитания и личность.
Предмет исследования: воспитание личности в коллективе.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень воспитания школьников в
коллективе соответствует среднему.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить воспитание личности в коллективе в
психологической литературе.
2. Подобрать методику и провести диагностику.
3. Интерпретировать и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
теоретический анализ педагогической
литературы, методика.
Экспериментальная база исследования:
МБОУ СОШ № 1 г
Стерлитамак. В исследовании приняли участие 20 учащихся 9 «Б» класса.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может
оказать существенную помощь в работе психологам, школьным учителям.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложения.
4 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Понятие о возрасте
Возраст – это длительность существования объекта, его локализацию во
времени. Абсолютный, календарный или хронологический возраст выражается
количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.),
отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Это
чисто количественное, абстрактное понятие. Условный возраст или возраст
развития определяется путем установления местоположения объекта в
определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития,
на основании какихто качественноколичественых признаков. Оба эти понятия
широко применяются как в историкобиологических науках, так и в науках о
неживой материи. Однако они не совпадают. Определение хронологического
Времени объекта называется датировкой. Установление условного возраста —
элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических
единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.
Любая периодизация — попытка структурировать течение времени, выделив в
значение
нем определенные,
хронологические отрезки. Хотя периодизация логически сложнее датировки,
имеющие какоето содержательное
фактически любая датировка и самая потребность уточнить хронологический
возраст объекта подразумевает какуюто периодизацию, в рамках и в связи с
которой она осуществляется [2].
5 Возраст – это объективная, культурноисторически изменчивая,
хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия
развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный,
хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (годы,
месяцы, дни). В науке (психологии) используется условный возраст,
определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза
человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рождения
(пренатальный возраст), младенческий возраст (от рождения до 1 года), раннее
детство, или ранним возраст (13 г.), дошкольный возраст (36/7), младший
школьный возраст (6/711/12), отрочество, или подростковый возраст (11/12
15/17), юношеский возраст (15/1719/21), молодость (19/2125/30), зрелость
(25/3055/60), старость (55/60 и выше). Периодизация позволяет не только
индивида на отрезки, но и придать возрасту
разбить жизненный путь
содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы
развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного),
развития» (Л. С. Выготский), психологические
«социальная ситуация
новообразования [5].
Стабильные (литические) возрасты чередуются с кризисами возрастного
развития, переходными периодами от одного возрастного этапа к другому (чаще
в детстве, чем во взрослости). Иногда специально выделяются биологический,
социальный и психологический возрасты, определяемые соотнесением
определенной суммы биологических, социологических и психологических
параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим)
симптомокомплексом.
Прежде всего, можно и нужно разделить объективнонормативный (или
к определению возраста и субъективно
научнонормативный) подход
нормативный. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих
установок (в т. ч. стереотипов и предрассудков), действующих при качественной
6 и количественной оценке собственного и чужого возраста, в процессе
применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм,
репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных
возрастных норм. Термином «эйджизм» обозначаются весьма распространенные
в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении
разных возрастных категорий людей (особенно пожилого возраста). Изучение
субъективных «норм» (обыденного сознания) необходимо для понимания и
предсказания поведения людей.
Объективнонормативный подход к определению возраста основан на
исследовании текущего состояния (определяемого по референтным
показателям) в биологическом, психологическом или социальном развитии
человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками,
установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых
обследованиях с использованием научных методов и статистических
показателей [1].
Наконец, существует особый пласт возрастных норм (назовем их
«формальными»), которые являются достоянием традиционной культуры,
законодательства, административного аппарата. Их изучают этнографы,
правоведы,
педагоги,
отчасти социологи,
историки,
социолингвисты и т. д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных
культурологи,
норм служит единственным основанием для суждений психологов об
историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов
в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором,
сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но
особенно они эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего
социального положения должны следовать формальным нормам («играть»
соответствующие социальные роли). Теоретически, конечно, и сами формальные
нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими
7 жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно
оказывается крайне
нормативный подход, но чаще всего это влияние
избирательным. (Б. М.)
1.2. Сущность воспитания личности в коллективе
В педагогической науке существует огромное количество определений,
раскрывающих содержание понятия «воспитание», «личность» и «коллектив».
Это связано с тем, что проблема стилей воспитания и современной семьи
является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии.
Рассмотрим распространенные из них.
Воспитание – это единый целостный процесс и человек по частям не
воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально
ценностных отношений к себе, людям, миру [7].
Воспитание представляет собой целенаправленный, организованный
процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности,
подготовку её к трудовой и общественной деятельности [10].
Воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по
передаче новым поколениям общественноисторического опыта; планомерное и
целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью
формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных
ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к
общественной жизни и труду» [5].
Воспитание – это целенаправленное формирование личности в целях
подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в
соответствии с социокультурными нормативными моделями [23].
8 В современной психологии под воспитанием понимается
«целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога,
содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка
в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега
собственной жизни, достойной Человека» [9].
Воспитание – это главная сила, способная дать обществу полноценную
личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в
целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве [10].
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1)
человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности
(лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социальнозначимых
черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или
общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат.
persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат.
регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда
как синонимы.
Личность – это результат социального становления индивида, путем
преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
Под личностью понимается совокупность ценностей индивида,
приобретенных в результате его становления в обществе.
Личность – это человек, который проявляет активную жизненную
позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность
Личность представляет собой совокупность общественных отношений,
реализующихся в многообразных деятельностях
Личность подразумевает собой сущность человека, самое главное, что
присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа
общественного.
9 Личность – это индивид, как субъект сознательной деятельности,
обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует
в общественной жизни.
Личность есть человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся
от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек
прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели.
Личность это роли и функции, выполняемые человеком в обществе.
Коллектив (от латинского collectivus — собирательный) – это одна из
важнейших ячеек социалистического общества; относительно компактная
социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной
общественной задачи.
Коллектив – это группа объединенных общими целями и задачами людей,
достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития
(развитие групповое: уровень).
Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а
объединение их для достижения общих целей в общем труде объединение,
отличающееся определенной системой полномочий и ответственности,
определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
Таким образом, мы ознакомились с характеристикой вышеперечисленных
понятий, которые дали нам общее представление о себе. Определений
достаточно много, скорее это нужно для того, чтобы мы могли ярко изучить
внутреннее содержание каждого понятия, следовательно, есть другая сторона
наличие множества точек зрения на то, что из себя представляет данное
понятие, какую окраску несёт оно в себе.
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного
социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение
со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства
массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в
10 коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами
профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих
коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и
т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в
силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник
вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые
свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или
пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в
нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою
деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен
приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он
убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только
высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и
отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает воз
можности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения,
активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно
как
привести к формированию таких социально ценных качеств,
гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная
справедливость [18].
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для
себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как
Благодаря педагогическому руководству коллективной
личности.
жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах
сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе
формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка,
уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как
личности.
11 Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально
исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная
система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно
познавательной, ценностноориентационной деятельности и общения создает
условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и
Только в коллективной жизнедеятельности
нравственной свободы.
ее
формируются интеллектуальнонравственные ориентации личности,
гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков [14].
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности
В условиях коллектива она стимулирует проявление
детей.
взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через
участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические
отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об
экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов.
Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на
предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей
коллективизма и творческого отношения к труду.
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически
неограниченные возможности для реализации физического и художественного
потенциала личности. Физкультурнооздоровительная и художественно
эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения,
стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эс
тетического отношения к действительности, овладение широким спектром
специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют
эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного
сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоциональнонравственной
атмосферы и ее сотворчества [23].
12 Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает
форм
демократических
возможности практического
освоения
жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через участие в школьном
самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически
ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для
формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
Но сегодня содержание воспитательной работы постепенно
перестраивается в отношении коллектива. Он больше не считается главным
дисциплинарным органом, подспорьем воспитателя в решении возникающих
проблем. Да, несомненно, детей нужно воспитывать жить вместе, сотрудничать,
сообща решать возникающие проблемы. Но ни один свободный, независимый
человек не подчиняется никакому коллективу. Этим принципиально отличается
взгляд на демократическое воспитание и воспитание коллективистское,
способное, как теперь многие признают, лишь подавлять личность, а не
возвышать ее духовные, нравственные силы [4].
Устремленность школы в демократическое будущее — залог обновления
содержания и способов воспитания, открывающего пути от:
— нивелирования личности к ее разностороннему развитию;
— заучивания догм к познанию и преобразованию мира;
— авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.
Как практически должно быть организовано воспитание для осу
ществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен
получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него
неизбежно возникают практические вопросы — для чего это нужно, что это
дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона
выходит на первый план и служит мощным стимулом положительного
отношения к содержанию воспитания. Воспитатель должен знать ответ на этот
13 вопрос и уметь убедительно объяснить своим воспитанникам преимущества
воспитания, чтобы у них не осталось и тени сомнения [9].
Долгое время (да и до сих пор) система воспитания в российской
педагогике строится на основе тезиса, согласно которому воспитание, а
следовательно, и полноценное развитие личности возможны только в коллективе
и через коллектив. Этот тезис разделяется практически всеми педагогами и
психологами. И если не на практике, то, во всяком случае, в теории
утверждается как безусловно правильный и единственный, на базе которого
можно воспитывать личность. Иного пути кроме включения личности в
коллектив с целью ее совершенствования, не видится. Сам коллектив
понимается не только как основной инструмент воспитания, но и как его
необходимая цель: сначала нужно создать коллектив, а потом уже через него
воспитывать личность.
Нередко — и особенно часто это проявляется в современных условиях —
высокоразвитая, высоко сознательная, особо одаренная личность превосходит
свой реальный, среднеразвитый коллектив, стоит выше большинства его членов
и, следовательно, коллектива в целом. Какое влияние такой обычный коллектив
оказывает на личность подобного рода?
В свое время В. М. Бехтерев совместно с М. В. Лонге провел серию
экспериментов, в которых показал, что это влияние не всегда и не во всем такое
положительное. В этих экспериментах, например, было обнаружено, что
коллектив может подавлять особо одаренную творческую личность. Не так уж
редки в нашей педагогической действительности случаи, когда ктолибо из
сверстников опережает в развитии своих товарищей и попадает в описанную
выше ситуацию со всеми ее отрицательными последствиями. Факты, полученные
за последние годы в социально — психологических исследованиях, показывают,
что среди множества реально существующих коллективов, воспитывающих
личность, высокоразвитых не более 6 — 8 %. Таким образом, коллективная
14 система воспитания находится в некотором противоречии с заявленной выше
его целью как формирования оригинальных, не похожих друг на друга людей
[16].
Человек как личность формируется и развивается не только под влиянием
коллектива. На него существенное воздействие оказывают также средства
массовой информации, литература, искусство, многие люди, с которыми он
встречается вне коллектива.
Конечно высокоразвитые, а во многих случаях и среднеразвитые
коллективы не только полезны, но и необходимы для формирования
полноценной современной личности. О том, что коллектив все же оказывает
положительное воздействие на личность, свидетельствуют многочисленные
данные, полученные в педагогике, общей, возрастной и социальной психологии.
Получило теоретическое признание и экспериментальное подтверждение
положение о том, что личностью человек не рождается, а становится, что почти
все, что есть в нем положительного (в социальном плане), приобретается им в
разного рода группах и коллективах в результате общения и взаимодействия с
людьми.
Любой коллектив не может быть однородным. В нем всегда образуются
различные группировки ребят, связанные общими интересами, симпатиями. И
очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их
взаимодействия друг с другом [10].
Если их взаимоотношения строятся на основе стремления к
сотрудничеству, взаимопониманию, то это говорит о том, что коллектив
формируется правильно. Но если группы враждуют между собой, соперничают
из — за раздела «зон влияния», отказываются найти общий язык, то тут есть над
чем поработать учителю, классному руководителю.
Знание психологической совместимости людей очень важно воспитателю.
15 Социально — психологическая совместимость — это сходство личных и
общественных интересов и отношения к деятельности, общность целей и
мотивов, ценностных ориентаций и потребностей членов группы.
Психологическая совместимость — это сходство людей по проявлению
психологических процессов и свойств. Наличие совместимости обуславливает
положительный эффект совместного действия, отсутствие совместимости
влечет к конфликтности и межличностной напряженности во взаимоотношениях
[19].
Участвуя в жизни и деятельности группы, ее члены вступают друг с
другом в отношения двух типов: деловые и межличностные.
Деловыми отношениями называются такие, содержание и формы,
проявления которых обусловлены либо технологией процесса работы, либо
постоянными связями между отдельными членами коллектива, твердо
установленными соответствующими правилами [11].
Межличностными называются сугубо личные отношения и связи между
отдельными членами группы, независимо от условий и характера их совместной
деятельности. В основе таких отношений лежат эмоциональные переживания,
которые один член группы, как определенная личность вызывает у другого.
Различают два вида чувств, возникающих у членов группы по отношению друг к
другу и придающих особый характер их межличностным отношениям:
1) Чувства, способствующие сближению личностей.
2) Чувства, отталкивающие одну личность от другой.
Основу межличностных отношений всегда составляет своеобразная оценка
одним человеком другого.
Моральное формирование личности основывается не только на
требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих
действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс
приводит к образованию оценочных отношений, определенных этических,
16 эстетических, юридических и других критериев поступков и переживаний
человека [21].
Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково
заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное
место занимает проблема непосредственного, наглядно — образного отражения
людьми друг друга в процессе различных видов деятельности.
От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и
оценивают возможности друг друга, во многом зависит характер их
взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной
деятельности.
Достижение положительных результатов в общении, как правило, связано
с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами.
Потому очень важно следить за характером и развитием межличностных
отношений в классе, чтобы направлять их в интересах группы [7].
В неофициальной межличностной системе отношений позиции
определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями
каждого класса.
Уже в начальной школе наблюдается стремление детей занимать в
классном коллективе определенные, привлекающие их позиции: вожака, лучшего
ученика, лучшего спортсмена и т. д. В подростковом возрасте различные
позиции в классе выделяются более рельефно. Стархоук в своей книге «Темные
думы: магия, секс и политика» приводит описание десяти типов поведения
неформальных ролей, которые играют люди в группах. Роли в этой
классификации расположены согласно своему положению по отношению к
центру. Это: одинокий волк — сирота — попрошайка — штатная единица —
принцесса — клоун — способный ребенок — самобичиватель — Гибралтарский
утес и звезда. Не буду останавливаться на характеристике каждой из этих ролей,
думаю, их названия говорят сами за себя. Несомненно, никто не играет все
17 время одну и ту же роль, ведь внутренняя энергия людей включает в себя
способность изменять себя, а следовательно, и свою социальную позицию.
Социальная позиция характеризуется двумя параметрами: социальным
поведением личности и социальным ожиданием окружающих.
Социальное поведение — это реальные поступки, благодаря которым
человек утверждает себя в желаемой роли. Социальные ожидания — это
отношение окружающих к позиции данного человека [15].
Особое место среди внутриколлективных позиций занимает позиция
лидера, вожака.
Лидер — это член группы, за которым она признает право принимать
ответственные решения в значительных для нее ситуациях, т. е. наиболее
авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации
совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
В коллективе может быть много лидеров, тем более, что различные
обстоятельства выдвигают временных, ситуативных лидеров. Когда в
коллективе много лидеров, это явление положительное, т. к. разнообразие
лидеров обеспечивает разнообразную жизнь коллектива, но при обязательном
условии: их нравственные ценности не должны противоречить друг другу [18].
Проблема формирования организаторских личностных качеств лидера
привлекает активное внимание исследователей и является одной из наиболее
важных задач педагога. Школа должна дать своему воспитаннику необходимый
для его социализации опыт улаживать конфликты, смягчать напряжение, умение
пользоваться своими правами, понимать свои обязанности и ответственность,
умение жить в мире, иметь активную жизненную позицию.
Выводы по I главе
Таким образом, коллектив – это первый учитель и незаменимый
воспитатель для школьника, спутник жизни ребёнка, выстраивающая линию
18 воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Он должен
полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка, учитывать
особенности их протекания, условия, в которых находится школьник, какие
эмоции, переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что
затрагивает, чем он живёт, коллектив – это незаменимый источник ресурсов для
ребенка, энергии, в которой он живет.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация и методики исследования
Наше исследование проводилось 18.03.2010 г. в МБОУ СОШ № 1 г.
Стерлитамак. Испытуемые – 9 «Б» класс в количестве 20 человек.
Цель нашего исследования выявить уровень воспитания личности
школьника в коллективе.
Наше исследование состояло из 2х этапов:
1. Первый этап предполагал подбор методики и проведение диагностики;
2. Второй этап – интерпретация и анализ полученных результатов. Анализ
приводится после таблицы.
19 С целью диагностики мы использовали опросник «Оценка уровня
воспитания школьника в коллективе» (Тимофеев А. В., Жданова Н. С.) (см.
прил. 1).
Цель методики: выявить уровень воспитания школьника в коллективе.
Опросник состоит из 47 утверждений.
Методика состоит из следующих шкал:
1. Самовоспитание.
2. Отношение к себе.
3. Патриотизм.
4. Отношение к искусству.
5. Отношение к природе.
6. Адаптированность.
7. Автономность.
8. Социальная активность.
9. Нравственность.
10.Толерантность.
Интерпретация результатов производится следующим образом.
Результаты одной шкалы соотносятся со следующими показателями:
0 – 8 баллов – низкий уровень воспитания;
9 – 17 баллов – средний уровень воспитания;
18 – 25 баллов – высокий уровень воспитания.
Общие результаты всех шкал соотносятся со следующими показателями:
0 – 89 баллов – низкий уровень воспитания школьника в коллективе;
90 – 179 баллов – средний уровень воспитания школьника в коллективе;
180 – 250 баллов – высокий уровень воспитания школьника в коллективе.
2.1. Анализ результатов исследования
20 В ходе диагностики мы получили следующие результаты.
Результаты по опроснику «Оценка уровня воспитания школьника в
коллективе» (Тимофеев А. В., Жданова Н. С.)
Таблица
№ Ф.И.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
А.В.
А.И.
Б.А.
В.Г.
В.Е.
Г.А.
Д.К.
З.А.
И.Л.
10 М.Д.
11 М.К.
12 Н.Ж.
Н.А.
13
14
П.Е.
Р.С.
15
Т.О.
16
17
Т.А.
18
Х.А.
19 Ш.А.
20
Я.Е.
1
10
6
4
6
18
12
10
16
16
8
1
8
20
9
4
8
12
1
11
9
2
9
11
3
11
20
9
11
20
18
12
2
8
20
9
2
10
12
3
10
10
3
14
14
4
10
25
12
10
22
25
15
5
12
24
14
4
11
15
20
15
13
4
10
12
7
10
25
15
13
25
23
13
6
15
20
17
4
12
15
4
14
13
Шкалы
6
5
16
20
20
10
10
0
12
19
16
21
24
13
15
20
10
12
14
14
7
8
12
3
5
5
14
25
20
24
8
16
10
1
16
24
17
15
22
20
10
16
13
7
13
18
15
14
18
21
Продолжение таблицы
9
12
15
5
12
20
12
15
20
24
15
2
14
13
11
2
14
15
1
11
14
21
15
18
17
20
15
25
19
15
22
25
7
8
10
24
8
2
7
7
0
3
10
10
5
12
25
15
2
15
17
5
13
15
17
0
15
24
14
1
16
16
3
14
13
15
8
15
22
14
8
14
17
7
15
12
Из таблицы видно, что 60 % учащихся (12 испытуемых) в среднем
показали следующие результаты: I шкала – 9 баллов (средний уровень), II шкала
– 15 баллов (средний), III шкала – 16 баллов (средний уровень), IV шкала – 13
баллов (средний уровень), V шкала – 15 баллов (средний уровень), VI шкала – 21
баллов (высокий уровень), VII шкала – 8 баллов (низкий уровень), VIII шкала –
14 баллов (средний уровень), IX шкала – 14 баллов (средний уровень), X шкала –
21 15 баллов (средний уровень). Следует отметить, общий уровень воспитания
школьников в коллективе соответствует среднему (общий показатель
составляет 140 баллов).
У 20 % школьников (4 испытуемых) наблюдается следующее: I шкала – 2
балла (низкий уровень), II шкала – 3 балла (низкий уровень), III шкала –5 баллов
(низкий уровень), IV шкала –5 баллов (низкий уровень), V шкала – 2 балла
(низкий уровень), VI шкала – 13 баллов (средний уровень), VII шкала – 3 балла
(низкий уровень), VIII шкала – 3 балла (низкий уровень), IX шкала – 2 балла
(низкий уровень), X шкала – 7 баллов (низкий уровень). Следует отметить,
общий уровень воспитания у 4 школьников в коллективе соответствует низкому
(общий показатель составляет 45 баллов).
У 20 % школьников (4 испытуемых) наблюдается следующее: I шкала – 17
баллов (средний уровень), II шкала – 19 баллов (высокий уровень), III шкала – 24
балла (высокий уровень), IV шкала –23 баллов (высокий уровень), V шкала – 12
баллов (средний уровень), VI шкала – 14 баллов (средний уровень), VII шкала –
13 баллов (средний уровень), VIII шкала – 22 балла (высокий уровень), IX шкала
– 22 балла (высокий уровень), X шкала – 19 баллов (высокий уровень). Следует
отметить, общий уровень воспитания у 4 школьников в коллективе
соответствует высокому (общий показатель составляет 185 баллов).
Таким образом, мы выявили, что уровень воспитания личности школьника
в коллективе составляет средний (60 % учащихся).
Выводы по II главе
Можно сделать вывод, что в процентном соотношении вершину берет
средний уровень воспитания личности школьника в коллективе, нежели
высокий или низкий. Согласно гипотезе, мы видим, что уровень воспитания
школьника в коллективе соответствует среднему.
22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коллектив — это важнейший институт социализации, социальный мир
ребенка подросткового возраста, в котором он получает опыт социального
взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения
через воспитание.
Коллектив на протяжении длительного времени играет одну из
определяющих ролей в воспитании личности ребенка.
В ходе исследования мы выполнили все необходимые задачи, которые
были поставлены в самом начале работы. Нам удалось теоретически раскрыть
понятия «воспитание», «личность», «коллектив», охарактеризовать сущность
воспитания личности в коллективе.
Также мы провели исследование по выявлению уровня воспитания
школьников в коллективе. Гипотеза, выдвинутая нами в курсовой работе,
подтвердилась. Действительно, уровень воспитания школьников в коллективе
соответствует среднему. Это объясняется совокупность множества различных
факторов, среди которых и влияние коллектива на воспитание и отношения
внутри него.
23 Воспитание в коллективе непроизвольно запечатлевается в психике
ребенка. Это происходит, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания
оказывают влияние отношения с членами коллектива.
Необходимость создания обстановки эмоционального комфорта и
психического благополучия в коллективе, накопления знаний об особенностях
отношений внутри коллектива и воспитания личности являются важнейшими
предпосылками в улучшении функционирования процесса воспитания.
Всё это наталкивает нас на то, что роль коллектива и есть главный
компонент, без которого не возможны движение вперёд, процесс сдвига по
восходящей линии, в структурной составляющей воспитания школьника. Мы
можем утверждать, что процесс воспитания ребёнка в коллективе не будет
происходить без этой категории.
Таким образом, коллектив – это внешний и внутренний фактор
воспитания учащегося, движущая сила развития, социальный институт,
сопровождающий ребёнка повсеместно, микроорганизм, благодаря которому
школьник дальше воспитывает в себе различные качества (особенности
характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими
людьми). Итак, коллектив выступает важнейшим кислородом в воспитании
ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.
24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аккерман, Н.
хрестоматия / Н. В. Аккерман. – СПб. : Питер, 2000. – 187 с.
В. Воспитание личности в школьном коллективе :
2. Авдеева, Н. А. Взаимоотношения подростка в коллективе : учеб. пособие / Н.
А. Авдеева. – М. : Сфера, 2005. – 284 с.
3. Габидуллина, Р. Ф. Коллектив глазами ребенка : учеб. пособие / Р. Ф.
Габидуллина. – М. : Педагогика, 2004. – 189 с.
4. Гершиганов, Т. М. О культуре отношений в коллективе : кн. / Т. М.
Гершиганов. – М. : Сфера, 2001. – 375 с.
5. Землянухина, Н. А. Влияние отношений в коллективе на воспитание личности
ребенка : кн. / Н. А. Землянухина. – М. : Дрофа, 2003. – 78 с.
6. Иванова, Н. П. Проблемы коллектива и воспитания детей в современных
условиях : кн. / Н. П. Иванова. – М. : Дрофа, 1994. – 136 с.
25 7. Иванцова, А. А. Изучение особенностей воспитания личности в коллективе :
учеб. пособие / А. А. Иванцова. – М. : ЭКСМО, 2000. – 248 с.
8. Кондратюк, В. Н. Изучение методов воспитания ребенка в коллективе : кн. /
В. Н. Кондратюк. – М. : Дрофа, 1999. – 345 с.
9. Костицына, Е. А. Влияние типов воспитания на подростка и его отношение к
коллективу : учеб. пособие / Е. А. Костицына. – М. : Просвещение, 2001. – 367 с.
10.Кравцов, Г. Р. Подросток и коллектив : кн. / Г. Р. Кравцов. – М. :
Просвещение, 1999. – 456 с.
11.Крушельницкая, О. Ю. Особенности коллективных отношений : кн. / О. Ю.
Крушельницкая. – М. : Просвещение, 2000. – 354 с.
12.Лидерс, А. Г. Коллектив как психологическая система : кн. / А. Г. Лидерс. –
М. : Сфера, 2004. – 296 с.
13.Лидерс, А. Г. Стиль воспитания и личностные особенности подростка : учеб.
пособие / А. Г. Лидерс. – М. : Просвещение, 2001. – 245 с.
14.Личко, А. Е. Изменение подростка под влиянием коллектива : учеб. пособие /
А. Е. Личко. – М. : Просвещение, 1994. – 98 с.
15.Морозова, И. С. Особенности воспитания детей в разных коллективах : учеб.
пособие / И. С. Морозова. – М. : Дрофа, 2004. – 238 с.
16.Морокина, Е. О. О проблемах воспитания личности ребенка : учеб. пособие /
Е. О. Морокина. – М. : Сфера, 2003. – 345 с.
17.Реан, А. А. Развитие и социализация личности в коллективе : учеб. пособие /
А. А. Реан. – М. : Просвещение, 2005. – 223 с.
18.Ризванова, Р. Е. Кто поможет подростку в школьном коллективе : учеб.
пособие / Р. Е. Ризванова. – М. : Сфера, 2005. – 456 с.
19.Самсонов, В. А. Коллектив и школа / В. А. Самсонов. – М. : ЭКСМОПресс,
2000. – 512 с.
20.Сорин, В. Г. Взаимодействие с коллективом : учеб. пособие / В. Г. Сорин. –
СПб. : Ювента, 1999. – 284 с.
26 21.Сотников, В. Д. Как строить отношения в коллективе : учеб. пособие / В. Д.
Сотников. – М.: Педагогикапресс, 1992. – 190 с.
22.Сухарь, Е. Ошибки воспитания : кн. / Е. Сухарь. – СПб. : Питер, 2005. – 348 с.
23.Спицын, Н. П. Что получают дети от коллектива : кн. / Н. П. Спицын. – М. :
Просвещение, 2003. – 345 с.
24.Тростанецкая, Г. Н. Жить в коллективе : кн. / Г. Н. Тростанецкая. – М. :
Просвещение, 2003.– 298 с.
25.Ушенина, Т. Б. Гармония взаимоотношений в коллективе : кн. / Т. Б.
Ушенина. – М. : Сфера, 2002. – 267 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Опросник «Оценка уровня воспитания школьника в коллективе»
(Тимофеев А. В., Жданова Н. С.)
1. Стараюсь следить за своим внешним видом в коллективе.
2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями при взаимодействии с
другими.
3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других членов коллектива.
4. Умею организовывать свое время при выполнении деятельности в
коллективе.
5. Соблюдаю правила общения в коллективе.
27 6. Стараюсь отказаться от возникновения различного рода конфликтов с
другими членами коллектива.
7. Стараюсь заниматься релаксационными упражнениями после выполнения
коллективной деятельности.
Стараюсь правильно и регулярно снимать напряжение во время
8.
утомительной работы в коллективе.
9. Соблюдаю режим деятельности во время взаимодействия с коллективом.
10. Коллектив вырабатывает во мне отношение уважения к своему государству.
11. Коллектив вырабатывает во мне бережное уважение к традициям и истории
своего народа.
12. Коллектив формирует во мне потребность в служении Отечеству.
13. Коллектив формирует во мне осознание гражданских обязанностей.
14. Коллектив вырабатывает во мне толерантность по отношению к
представителям других национальностей.
15. Вместе со школьным коллективом стараюсь в свободное время посещать
культурные центры.
16. Благодаря коллективу я вижу в себе умение находить прекрасное в жизни.
17. Находясь в школьном коллективе, я читаю произведения классиков русской
и зарубежной литературы.
18. Когда я в коллективе, мы интересуемся событиями, происходящими в
культурной жизни.
19. Коллектив способствует занятиям художественным или прикладным
творчеством
20. Коллектив формирует во мне бережное отношение к растительному миру.
21. Коллектив создает во мне бережное отношение к животному миру.
22. Вместе со школьным коллективом мы стараемся сохранять природу.
28 23. Совместно с коллективом мы помогаем природе (сажаю деревья, ухаживаю
за животными и т.д.).
24. Коллектив способствует формированию во мне желания привлекать к
сохранению природы родных, друзей и др.
25. В коллективе нас учат прислушиваться к мнению старших.
26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей из
коллектива.
27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими в
коллективе.
28. Желательно, чтобы все окружающие в коллективе ко мне хорошо
относились.
29. Стремлюсь не ссориться с друзьями в коллективе.
30. Коллектив, в котором находимся мы, считает, что всегда надо чемто
отличаться от других.
31. В коллективе мне хочется быть впереди других в любом деле.
32. В коллективе, общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
33. Если мне не нравятся люди в коллективе, то я не буду с ними общаться.
34. В коллективе стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не
согласны окружающие.
35. В коллективе за что бы я ни взялся добиваюсь успеха.
36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
37. Если я чтото задумал, то обязательно сделаю.
38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать в коллективе.
39. Если я берусь за дело в коллективе, то обязательно доведу его до конца
40. В коллективе мы умеем прощать друга другу.
41. Считаю, что делать друг другу добро в коллективе это главное в
деятельности.
29 42. Мне нравится помогать другим в коллективе.
43. Переживаю неприятности других членов коллектива как свои.
44. Стараюсь защищать тех, кого обижают в коллективе.
45. Считаю, что в нашем коллективе может быть представлено любое мнение.
46. Слабые в коллективе сами не виноваты в своих проблемах.
47. Слабым членам школьного коллектива надо помогать больше, чем всем
остальным
30
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Воспитание личности в коллективе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.