Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта
«Натюрморт» переводы в разных языках дают общее определение – мертвая природа или тихая, неподвижная жизнь.
Творческий процесс начинается с продумывания, постановки натюрморта, а не с первых штрихов карандаша.
Особенность учебного натюрморта - поэтапно решать изобразительные задания от простого к сложному.
Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта: · "вещи человека" (личные, характеризующие человека) · "вещи для человека" (например "цветы и фрукты").
Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт. Предварительно, чтобы вдохновиться, можно «насмотреть» примеры натюрмортов, как классических, так и современных мастеров.
Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт:
- учебный,
- образный или сюжетный (присутствие человека),
- профессия, - настроение, - национальный. - сельский.
Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь ее, выбирая предметы и драпировки.
Предметы окружают нас повсюду и могут многое рассказать, если их правильно использовать – «поставить».
Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта и для гармоничной композиции:
- Предметы подходят по смыслу.
- Предметы имеют разные формы и пропорции.
- Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
- Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
- Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.
Есть общие правила постановки натюрморта:
· предметы должны иметь смысловую связь,
· композиционный центр должен быть хорошо выражен на втором плане,
· учебная постановка организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме.
Формат композиции натюрморта
Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, по диагонали, причем натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать.
Горизонтальный формат - наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов. Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания. Можно дополнить его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства. Вертикальный формат - подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз. Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало. Квадратный формат проявляет статичность, круговое движение и устремленность в центр. Он даѐт ощущение стабильности.
Композиционные схемы постановки предметов
Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой, предметы «скомпонуются» в натюрморте, если войдут в овал.
Предметы в натюрморте вписываются в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг или овал.
Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.
Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.
Предметы подобраны. Теперь расставляйте их. Попробуйте двигать предметы, менять местами.
Симметричное расположение - дает ощущение стабильности.
Ассиметричное - более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом - создать равновесие композиции. Свободное расположение предметов - бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.
Не стоит использовать большое количество предметов в одном натюрморте. Это сбивает внимание учащихся, отвлекает от учебной задачи. Использование большого количества, до 5-6 предметов, должно быть обосновано. Например, если стоит задача фрагментарной композиции, или декоративно-плоскостное решение натюрморта. Должна чѐтко и понятно прослеживаться учебная задача.
При постановке натюрморта надо искать гармонию и уравновешенность масс, связь предметов, драпировок и цвета. При этом надо иметь в виду не только сами вещи, но и промежутки между ними, и часть окружающего пространства.
Готовых рецептов и формул заданий нет и быть не может. Это целиком зависит от творческой способности художника, от его чутья и умения гармонично распределить детали в зависимости от задачи.
В 1-х классах выбираем простые по форме, соразмерные друг другу предметы. Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Нужны какие то промежуточные по размеру объекты, которые связывают и уравновешивают эти массы. Натюрморты из двух трех предметов ставятся относительно легко. Основную трудность представляет «построение пространства», которое не должно быть глубоким (обычно трех плановое), в этом случае сложнее передать форму натуры.
Это главное место в картине, и в натюрморте, которое притягивает взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, раскрывающий идею натюрморта. Но надо помнить, что композиционный центр не должен быть в геометрическом центре натюрморта, желательно его сместить немного от центра. В зависимости от размера «главного» предмета, он может располагаться на среднем или ближнем планах. Существует множество способов выделить композиционный центр из среды – например, контрастность в тоне и цвете, в размере и форме и тд.
Наличие композиционного центра делает натюрморт и его изображение цельным для восприятия.
Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Желательно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие; предметы «простого» силуэта и сложного; а так же предметы разной тональности.
Силуэт предметов не будет «теряться», если следовать правилу – «светлое на темном, темное на светлом»
Выстраивая планы в натюрморте, надо просматривать его с разных точек, учитывая, где будут находиться учащиеся. Это поможет детям максимально избежать композиционных ошибок при работе над изображением. Желательно поставить предметы так:
- чтобы они не сливались с фоном,
- не было совмещения вертикальных осей,
- не загораживали друг друга наполовину или полностью,
- более крупные предметы ставим в глубину, на средний план – предметы чуть меньше, на первый план расставляем мелкие предметы,
- предметы не должны стоять на одной линии «как солдаты в строю», а так же образовывать «лесенку»,
- необходимо избегать неуравновешенности – когда в одной части натюрморта «перегруз» предметов.
Следует с осторожностью использовать яркие и сложные по рисунку драпировки на дальнем плане (по фону). В таком случае лучше использовать предмет с простым силуэтом. В живописной постановке необходимо следить за распределением ярких пятен (предметов и драпировок) по всему натюрморту.
Начинающему художнику приходиться решать целый комплекс изобразительных задач. Ребята еще не в состоянии уловить тональные и цветовые нюансы, у них не развито цельное видение. Поэтому важно, чтобы натюрморт был хорошо и понятно организован.
Первый план требует детальной проработки. Сюда ставятся предметы яркие, контрастные, мелкие на однотонную драпировку без складок или с простыми складками.
На втором плане композиционный центр натюрморта – это обычно самый крупный, главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины. Лучше, если они будут однотонные. Предметы эти изображаются широко, более обобщенно, чем первый план. И, наконец, фон.
Настроение в натюрморте во многом зависит от характера фона. Можно выделить следующие виды фона.
- Ограниченное пространство. Неглубокое пространство позволяет больше сосредоточиться на характере предметов.
- Вертикальная плоскость с драпировками. Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок. Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.
- Фон с окном. Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.
- Интерьер. Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи.
В учебном натюрморте фон не должен быть активнее предметов. В натюрмортах 1-го, 2-го классов лучше применять нейтральные тона. Они обладают способностью согласовываться с более активными тонами и даже соединять и связывать цветовые контрасты.
Фон влияет на читаемость предметов. Для большего значения светлых предметов служит темный фон и наоборот.
Драпировки служат не только фоном, но и помогают увязать предметы пластически. Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображаемое пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции.
С постепенным переходом от плоскостного решения формы к более объемному увеличивается роль освещения. Для живописи идеальным является дневное, но у него есть минус – оно не постоянно. Чем четче разграничения светотени на поверхности предметов, тем лучше читается форма. Хорошие эффекты дает верхнебоковое освещение. Свет со стороны зрителя «съедает» объем предметов, а окраска теряет определенность. Светом также моделируется пространство в натюрморте. Особенно это становится важным в 3-5 классах, где решение пространства – важная задача.
Количество горизонтальной плоскости тоже имеет значение. Если сидеть далеко от натюрморта, горизонтальная плоскость сократится, предметы будут казаться стоящими на одной линии, что затрудняет передачу объема и пространства. Из этих же соображений не следует ставить натюрморт на высокую подставку.
Хорошо рисуются и пишутся предметы с гладкой поверхностью, на них легко увидеть рефлексы окружающей среды. Слишком бликующая поверхность требует опыта и цельного видения формы. Трудны в изображении матовые предметы, их сложно вписать в среду натюрморта из-за слабо выраженных рефлексов. Трудно изображать светлое прозрачное стекло. Чтобы облегчить задачу можно наполнить сосуд подкрашенной водой.
Для кратковременных заданий хорошо использовать свежие овощи, фрукты, цветы. Хорошо использовать в натюрмортах предметы бывшие в употреблении, они создают привлекательность натуры. Эмоциональная сторона играет важную роль в учебе, вызывает творческое отношение к процессу. Этому способствуют и постановка тематических натюрмортов.
В 4-5 классах задания усложняются количеством входящих в натюрморт предметов различных по материалу, складками драпировок на горизонтальных и вертикальных плоскостях. Чтобы натюрморт не был дробным по пятнам можно рядом положить 2-3 родственных по цвету и тону предмета. Таким образом они образуют единое пятно. Натюрморт становится более лаконичным.
Составляя натюрморт, нужно помнить о формате листа, в который он будет вписываться, его соразмерность и масштабность данному формату, чтобы все эти разнообразные предметы, каждый из которых характерен по форме, тону, цвету и по своему расположению в пространстве, образовали одно неразрывное целое.
Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта. Свет может подчеркнуть пространство в натюрморте, создать атмосферу таинственности, или солнечного света. Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча или керосиновая лампа). Литература
1. Школа изобразительного искусства. Москва, Изобразительное искусство, 1998.
2. Е.С.Сухомлинова «Натюрморт», Москва, МГХПА им.С.Г.Строгонова, 2010.
3. В.М.Обухов «Натюрморт», «АСТ-ПРЕСС», Москва, 2002
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.