Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта
Оценка 4.9

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

Оценка 4.9
pdf
искусство +1
31.01.2024
Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта
Рекомендации по составлению учебного натюрморта. Помогут преподавателям художественного отделения ДШИ и учителям рисования в постановке интересных и композиционно грамотных натюрмортов на уроках по рисунку. В работе рассказывается какими теоретическими и практическими знаниями надо руководствоваться при постановке учебного натюрморта по рисунку.
Методические рекомендации для преподавателей ДШИ_натюрморт_Ульченко.pdf

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

«Натюрморт» переводы в разных языках дают общее определение – мертвая природа или тихая, неподвижная жизнь.

Творческий процесс начинается с продумывания, постановки натюрморта, а не с первых штрихов карандаша.

Особенность учебного натюрморта - поэтапно решать изобразительные задания от простого к сложному.

1.    Идея натюрморта

Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта: · "вещи человека" (личные, характеризующие человека) · "вещи для человека" (например "цветы и фрукты").

Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт. Предварительно, чтобы         вдохновиться,     можно        «насмотреть»      примеры    натюрмортов, как классических, так и современных мастеров.

Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт:

-         учебный,

-         образный или сюжетный (присутствие человека),

-         профессия, -          настроение, -         национальный. сельский.

Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь ее, выбирая предметы и драпировки.

2.    Подбор предметов натюрморта

Предметы окружают нас повсюду и могут многое рассказать, если их правильно использовать – «поставить».

Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта и для гармоничной композиции:

-         Предметы подходят по смыслу.

-         Предметы имеют разные формы и пропорции.

-         Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.

-         Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.

-         Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.

Есть общие правила постановки натюрморта:

· предметы должны иметь смысловую связь,

· композиционный центр должен быть хорошо выражен на втором плане,

· учебная постановка организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме.

3.    Композиция натюрморта

Формат композиции натюрморта

Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, по диагонали, причем натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать.

Горизонтальный формат - наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов. Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания. Можно дополнить его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства. Вертикальный формат - подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз. Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало. Квадратный формат проявляет статичность, круговое движение и устремленность в центр. Он даѐт ощущение стабильности.

Композиционные схемы постановки предметов

Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой, предметы «скомпонуются» в натюрморте, если войдут в овал.

Предметы в натюрморте вписываются в треугольник, прямоугольник, квадрат, круг или овал.

Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.

Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.

Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

4.    Расположение предметов

Предметы подобраны. Теперь расставляйте их. Попробуйте двигать предметы, менять местами.

Симметричное расположение - дает ощущение стабильности.

Ассиметричное - более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом - создать равновесие композиции. Свободное расположение предметов - бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.

Не стоит использовать большое количество предметов в одном натюрморте. Это сбивает внимание учащихся, отвлекает от учебной задачи. Использование большого количества, до 5-6 предметов, должно быть обосновано. Например, если стоит задача фрагментарной композиции, или декоративно-плоскостное решение натюрморта. Должна чѐтко и понятно прослеживаться учебная задача.

При постановке натюрморта надо искать гармонию и уравновешенность масс, связь предметов, драпировок и цвета. При этом надо иметь в виду не только сами вещи, но и промежутки между ними, и часть окружающего пространства.

Готовых рецептов и формул заданий нет и быть не может. Это целиком зависит от творческой способности художника, от его чутья и умения гармонично распределить детали в зависимости от задачи.

В 1-х классах выбираем простые по форме, соразмерные друг другу предметы. Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Нужны какие то промежуточные по размеру объекты, которые связывают и уравновешивают эти массы. Натюрморты из двух трех предметов ставятся относительно легко. Основную трудность представляет «построение пространства», которое не должно быть глубоким (обычно трех плановое), в этом случае сложнее передать форму натуры.

5.    Композиционный центр

Это главное место в картине, и в натюрморте, которое притягивает взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, раскрывающий идею натюрморта. Но надо помнить, что композиционный центр не должен быть в геометрическом центре натюрморта, желательно его сместить немного от центра. В зависимости от размера «главного» предмета, он может располагаться на среднем или ближнем планах. Существует множество способов выделить композиционный центр из среды – например, контрастность в тоне и цвете, в размере и форме и тд.

Наличие композиционного центра делает натюрморт и его изображение цельным для восприятия.

6.    Ритм

Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Желательно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие; предметы «простого» силуэта и сложного; а так же предметы разной тональности.

Силуэт предметов не будет «теряться», если следовать правилу – «светлое на темном, темное на светлом»

7.    Планы

Выстраивая планы в натюрморте, надо просматривать его с разных точек, учитывая, где будут находиться учащиеся. Это поможет детям максимально избежать композиционных ошибок при работе над изображением. Желательно поставить предметы так:

-         чтобы они не сливались с фоном,

-         не было совмещения вертикальных осей,

-         не загораживали друг друга наполовину или полностью,

-         более крупные предметы ставим в глубину, на средний план – предметы чуть меньше, на первый план расставляем мелкие предметы,

-         предметы не должны стоять на одной линии «как солдаты в строю», а так же образовывать «лесенку»,

-         необходимо избегать неуравновешенности – когда в одной части натюрморта «перегруз» предметов.

Следует с осторожностью использовать яркие и сложные по рисунку драпировки на дальнем плане (по фону). В таком случае лучше использовать предмет с простым силуэтом. В живописной постановке необходимо следить за распределением ярких пятен (предметов и драпировок) по всему натюрморту.

Начинающему художнику приходиться решать целый комплекс изобразительных задач. Ребята еще не в состоянии уловить тональные и цветовые нюансы, у них не развито цельное видение. Поэтому важно, чтобы натюрморт был хорошо и понятно организован.

Первый план требует детальной проработки. Сюда ставятся предметы яркие, контрастные, мелкие на однотонную драпировку без складок или с простыми складками.

На втором плане композиционный центр натюрморта – это обычно самый крупный, главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины. Лучше, если они будут однотонные. Предметы эти изображаются широко, более обобщенно, чем первый план. И, наконец, фон.

8.    Фон в натюрморте

Настроение в натюрморте во многом зависит от характера фона. Можно выделить следующие виды фона.

-         Ограниченное пространство. Неглубокое пространство позволяет больше сосредоточиться на характере предметов.

-         Вертикальная плоскость с драпировками. Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок. Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.

-         Фон с окном. Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.

-         Интерьер. Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи.

В       учебном     натюрморте        фон   не      должен       быть активнее     предметов.         В натюрмортах 1-го, 2-го классов лучше применять нейтральные тона. Они обладают способностью согласовываться с более активными тонами и даже соединять и связывать цветовые контрасты.

Фон влияет на читаемость предметов. Для большего значения светлых предметов служит темный фон и наоборот.

Драпировки служат не только фоном, но и помогают увязать предметы пластически. Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображаемое пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции.

С постепенным переходом от плоскостного решения формы к более объемному увеличивается роль освещения. Для живописи идеальным является дневное, но у него есть минус – оно не постоянно. Чем четче разграничения светотени на поверхности предметов, тем лучше читается форма. Хорошие эффекты дает верхнебоковое освещение. Свет со стороны зрителя «съедает» объем предметов, а окраска теряет определенность. Светом также моделируется пространство в натюрморте. Особенно это становится важным в 3-5 классах, где решение пространства – важная задача.

Количество горизонтальной плоскости тоже имеет значение. Если сидеть далеко от натюрморта, горизонтальная плоскость сократится, предметы будут казаться стоящими на одной линии, что затрудняет передачу объема и пространства. Из этих же соображений не следует ставить натюрморт на высокую подставку.

Хорошо рисуются и пишутся предметы с гладкой поверхностью, на них легко увидеть рефлексы окружающей среды. Слишком бликующая поверхность требует опыта и цельного видения формы. Трудны в изображении матовые предметы, их сложно вписать в среду натюрморта из-за слабо выраженных рефлексов. Трудно изображать светлое прозрачное стекло. Чтобы облегчить задачу можно наполнить сосуд подкрашенной водой.

Для кратковременных заданий хорошо использовать свежие овощи, фрукты, цветы. Хорошо использовать в натюрмортах предметы бывшие в употреблении, они создают привлекательность натуры. Эмоциональная сторона играет важную роль в учебе, вызывает творческое отношение к процессу. Этому способствуют и постановка тематических натюрмортов.

В 4-5 классах задания усложняются количеством входящих в натюрморт предметов различных по материалу, складками драпировок на горизонтальных и вертикальных плоскостях. Чтобы натюрморт не был дробным по пятнам можно рядом положить 2-3 родственных по цвету и тону предмета. Таким образом они образуют единое пятно. Натюрморт становится более лаконичным.

Составляя натюрморт, нужно помнить о формате листа, в который он будет вписываться, его соразмерность и масштабность данному формату, чтобы все эти разнообразные предметы, каждый из которых характерен по форме, тону, цвету и по своему расположению в пространстве, образовали одно неразрывное целое.

9.    Свет

Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта. Свет может подчеркнуть пространство в натюрморте, создать атмосферу таинственности, или солнечного света. Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча или керосиновая лампа). Литература

1.    Школа изобразительного искусства. Москва, Изобразительное искусство, 1998.

2.    Е.С.Сухомлинова «Натюрморт», Москва, МГХПА им.С.Г.Строгонова, 2010.

3.    В.М.Обухов «Натюрморт», «АСТ-ПРЕСС», Москва, 2002


Методические рекомендации для преподавателей

Методические рекомендации для преподавателей

Композиция натюрморта Формат композиции натюрморта

Композиция натюрморта Формат композиции натюрморта

Не стоит использовать большое количество предметов в одном натюрморте

Не стоит использовать большое количество предметов в одном натюрморте

Планы Выстраивая планы в натюрморте, надо просматривать его с разных точек, учитывая, где будут находиться учащиеся

Планы Выстраивая планы в натюрморте, надо просматривать его с разных точек, учитывая, где будут находиться учащиеся

Фон с окном. Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма

Фон с окном. Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма

Чтобы натюрморт не был дробным по пятнам можно рядом положить 2-3 родственных по цвету и тону предмета

Чтобы натюрморт не был дробным по пятнам можно рядом положить 2-3 родственных по цвету и тону предмета

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта

Методические рекомендации для преподавателей ДШИ по составлению учебного натюрморта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024