Министерство здравоохранения Московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал
РАССМОТРЕНЫ
на заседании ЦМК профессиональных модулей
Протокол заседания № __________
от «_____» _______________ 20____г.
Председатель ЦМК _____________ /В.В.Пынтя/
|
|
Методические
рекомендации ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по самостоятельной работе
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
34.02.01 Сестринское дело
(базовая подготовка)
Составитель: преподаватель
высшей квалификационной категории Пынтя В.В
Коломна
2019
Структура методической разработки:
Ø Цели самостоятельной работы
Ø Формируемые ОК и ПК
Ø Список литературы
Ø Перечень заданий для подготовки к занятиям
Содержание
1. Пояснительная записка. 3 стр.
2. Методический блок. 5стр.
3. Междисциплинарные связи. 6стр.
4. Межмодульные связи. 6стр.
5. Цель самостоятельной работы. 6стр.
6. Овладение ПК и ОК. 7стр.
7. Перечень источников. 9стр
8. Рекомендации для студентов. 10 стр.
9. План заданий для самостоятельной работы. 13стр.
Пояснительная записка.
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становиться нестерпимой и унизительной.
Мишель де Монтень
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен, по крайней мере, отвечать одному требованию: быть здоровым.
Быть здоровым … Молодые о здоровье не думают. Как правило, молодость и здоровье сопутствуют друг другу. "Болезнь одна лишь заразительна, здоровье не заразительно …" (П.Я. Чаадаев). Чем старше становится человек, тем больше начинает понимать, какое благо – здоровье, и тем больше начинает ценить его. Народная мудрость говорит, что две вещи обнаруживает свою истинную ценность после их потери – молодость и здоровье.
Здоровье каждого – в его собственных руках.
Может показаться неожиданным, что в начале XXI в. был поставлен вопрос о cохранении здоровья человека. Ведь с самого зарождения врачебное искусство, а затем и наука в качестве главной цели видели здоровье, обеспечиваемое, прежде всего его сохранением и укреплением, а лечение болезней составляло вторую часть медицинской доктрины. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они владыки, были здоровыми. Корифеи мировой и отечественной медицины придавали первостепенное значение здоровью как великому дару природы.
Но медицинский работник сам должен быть здоров. Если мы перефразируем древнюю мудрость - «Медик - исцелись сам», то становится понятно: нельзя почувствовать страдания пациента, найти эффективное средство помощи, если ты сам не знаешь норм и правил сохранения собственного здоровья.
Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, но и от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. Именно здоровье людей должно служить главной "визитной карточкой" социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства.
Охрана и укрепление здоровья основывается на улучшении защитной способности и приспособляемости организма и, с другой стороны, на создании условий жизни и труда, предотвращающих и уменьшающих самую возможность соприкосновения с факторами, вызывающими заболевания. И если второе зависит от экономических и социальных условий, то первое – от самого человека.
Формированию активного отношения к своему здоровью, повышению значимости и ценности здоровья для человека надо учиться всему обществу. Это самый важный шаг к выздоровлению России.
Данная методическая разработка ставит своей задачей представить необходимый материал по основным вопросам формирования осознанного отношения к своему здоровью, образу жизни, а также ознакомить с некоторыми взглядами на системы здорового образа жизни, сформировать позитивный подход к вопросам диагностики и укрепления здоровья.
МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» входит в систему обучения будущих профессиональных медиков не только как информационный и обучающий предмет, а и как воспитывающий.
Самостоятельная подготовка обучающего имеет достаточно большой удельный вес в максимальной нагрузке по данной дисциплине.
Даная методическая разработка предлагается в помощь студенту при самостоятельной подготовке к теоретическим и практическим занятиям, увеличивает познавательный интерес у студента, дает возможность использовать различные виды подготовки к теоретическим и практическим занятиям, более глубоко изучить материал тем, дисциплины, разработка может быть использована и преподавателями для аннотации тематического домашнего задания для студентов.
Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, программы МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение.
Методическое пособие составлено с учетом актуальных государственных нормативных актов по вопросам оказания помощи детскому населению:
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. № 542н «Об утверждении положения оказания помощи населению» (изменения и дополнения от 23 июня 2015 г.).
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ».
Методический блок.
На изучение данной дисциплины, по календарно-тематическому плану, отведено:
теоретических – 40 часов ;
практических - 80 часов.
Междисциплинарные связи
ОП.02 Анатомия и физиология человека
ОП 05 Гигиена и экология человека
ОП 09 Психология
ОГСЕ 07 Основы деловой культуры
Межмодульные связи
ПМ.04 Выполнение простых медицинских услуг по профессии младшая медицинская сестра.
ПМ 02 Участие в лечебном и реабилитационном процессах.
Цель самостоятельной работы
После изучения тем МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение студент должен
иметь практический опыт:
- проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода
уметь:
- обучать население принципам здорового образа жизни
- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия
- консультировать по вопросам рационального и диетического питания
знать:
- современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
- принципы рационального и диетического питания;
Овладение профессиональными и общими компетенциями
Результатом освоения МДК 01.01 должно явиться овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - диагностическая деятельность, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
Перечень необходимых источников
Основные источники:
1.Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение : Учебное пособие-Феникс, Ростов - на Дону 2015,474 с., илл.
Дополнительные источники:
2. Балабанова М.В., Галактионова Г.А., Костюкова Э.О., Наговицына Ю.А., Симонова О.О., Плешакова Л.Л. Дневник здоровья студента. – М.: АНМИ, 2014. – 314 с.
3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012. – 605 с.
4. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011. – 496 с.
5. Аведисян Л.В, Шилина Е.Р. Алгоритмы манипуляций по уходу за ребенком и доврачебные действия при неотложных состояниях в педиатрии. - Раменское, Раменская типография, 2011.
6. Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 368 с.
7. Шилина Е.Р., Пахунова В.В., Симонова О.О., Попова Н.Ю., Райз Б.Т. Анатомо-физиологические особенности организма человека в разные возрастные периоды жизни. – Раменское, Раменская типография, 2012
Интернет-ресурсы
8. «Здоровая Россия» - государственная программа профилактики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.takzdorovo.ru (дата обращения 18.06.2019г.)
9. Здоровье ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdorovye-rebenka.ru (дата обращения 17.06.2019г.)
10.Здоровье женщины после 40 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://menopause.health-ua.org (дата обращения 18.06.2019г.)
11.Мужское здоровье [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.rusmh.org/(дата обращения 17.06. 2019)
12.ГОСТы выполнения манипуляций [Электронный ресурс]. – (дата обращения 18.06.2019г.)
рекомендации для студентов
1. «Папка профессионала» - это комплекс заданий, выполняемых студентом самостоятельно во внеаудиторное время.
2. При оформлении «Папки» может использоваться компьютер – оформление титульных листов к различным дисциплинам, но рисунки выполняются от руки!
3. «Папка профессионала» сдается на проверку преподавателю конкретной дисциплины, междисциплинарного комплекса (МДК), раздела профессионального модуля при оценивании учитывается уровень самостоятельности, аккуратность оформления, точность и полнота выполнения задания.
4. После окончания обучения в колледже «Папка профессионала» остается у студента.
5. Все задания выполняются на отдельных листах альбомного формата (формат А 4).
6. Ксерокопии чужих работ не принимаются.
7. Заготовки для таблиц могут быть напечатаны на компьютере, но заполняются они каждым студентом самостоятельно.
8. Все листы «Папки профессионала» оформляют в отдельные файловые вкладыши в папку с твердой обложкой не менее чем на 80 файлов (удобно использовать папки с фиксирующими кольцами, тогда можно вынимать несколько листов с заданиями по конкретной дисциплине и предъявлять конкретному преподавателю на проверку, а не приносить всю папку полностью).
9. «Папка профессионала» обязательно начинается с общего титульного листа с указанием фамилии, имени отчества студентки и классного руководителя группы.
10. Блок заданий по каждой дисциплине, МДК начинается всегда с титульного листа дисциплины, МДК.
11. Образец титульного листа ксерокопируют, а название дисциплины, курс, Ф.И.О. вписывают от руки, например:
Блок заданий по ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
Выполнила студентка группы К/ 392
Завьялова Марина Викторовна
Ф.И.О. преподавателя: Пынты Валентина Васильевна
Даты:____________________________________________________
Оценки:__________________________________________________
Замечания преподавателя (обоснование оценки):_________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ |
Типичные ошибки при выполнении заданий:
ü Ксерокопирование выполненных заданий из папок студентов старшего курса и т.п. (подобные варианты не рассматриваются и оцениваются неудовлетворительно)
ü Непонимание сути задания (уточните у преподавателя все неясные вопросы).
ü Небрежное, неряшливое отношение к оформлению.
ü Изобилие второстепенных деталей, дословное переписывание лекции (необходимо структурировать информацию, особенно при заполнении таблиц, следует заносить только самые важные данные).
В «Папку профессионала» по МДК также можно поместить:
ü проект ,
ü реферат,
ü доклад,
ü сообщение.
Оформление «Папки профессионала»
учитывается при текущей и промежуточной аттестации
Перечень заданий для самостоятельной работы студента для подготовки к теоретическим занятиям
№ п/п |
Наименование тем |
Самостоятельная работа
|
|
1 |
2 |
3 |
|
1. |
Антенатальный период |
[1] С. 50-60, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом |
|
2. |
Неонатальный период |
[1] С.60-80, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом |
|
3. |
Проблемы недоношенного ребенка |
[1] С. 80-88, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом Таблица дифференциальной диагностики доношенного и недоношенного ребенка |
|
4. |
Период грудного возраста |
[1] С. 101-129, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом Расписать показатели физического, нервно-психического развития ребенка до года. |
|
5. |
Виды вскармливания |
[1] С. 120-159., (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом Сравнительная таблица меню ребенка до года при различных видах вскармливания. |
|
6. |
Преддошкольный период |
[1] С. 159-178, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом Рекомендации по нервно-психическому и психомоторному развитию ребенка раннего возраста (развитие речи, игровая деятельность, физическое развитие) |
|
7. |
Дошкольный период Период школьного возраста |
[1] с.159-178 , (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом Медико-биологические показатели зрелости (готовности к обучению) |
|
8. |
Период подросткового и юношеского возраста |
[1] С.178-207, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом |
|
9. |
Систематизация изученного материала |
Повторение изученных тем, подготовка к контрольной работе |
|
10. |
Здоровье женщины зрелого возраста |
[1] С.291-296, 300-310, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом Схема определения наружных и внутренних размеров таза |
|
11. |
Менструальный цикл и его значение |
[1] С. 296-300, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом, таблицы |
|
12. |
Планирование беременности |
[1] С.320-322, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом |
|
13. |
Период беременности |
[1] С. 327-353, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом |
|
14. |
Понятие о родах |
[1] С. 353-364, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом |
|
15. |
Послеродовый период |
[1] С. 364-372, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом |
|
16. |
Принципы и виды контрацепция Аборт, его последствия и профилактика |
[1] С. 320-322, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом Реферат на тему вреда аборта
|
|
17 |
Климактерический период в жизни женщины |
[1] С.375-380, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом
|
|
18 |
Здоровье мужчины зрелого возраста
|
[1] С. 268-291,372-373, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом Создание памяток по ЗОЖ, профилактике аборта, ИППП |
|
19. |
Здоровье лиц пожилого и старческого возраста |
[1] С. 386-415, (3-6). Аналитическая работа с текстом учебника и конспектом Создание памяток по питанию и двигательной активности |
|
20. |
Систематизация изученного материала |
Повторение изученных тем, подготовка к контрольной работе |
|
|
|
|
Перечень заданий для самостоятельной работы студента для подготовки к практическим занятиям
№ п/п |
Наименование тем |
Самостоятельная работа
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Неонатальный период |
Составление схем дородовых патронажей и патронажей новорожденного. Выполнение манипуляций: · Туалет пупочной ранки. · Обработка пупочного остатка · Пеленание |
2. |
Неонатальный период |
Составление памятки по сохранения грудного вскармливания Выполнение манипуляций: · Туалет пупочной ранки. · Обработка пупочного остатка · Пеленание |
3. |
Проблемы недоношенного ребенка |
Определение проблем недоношенного ребенка, организация ухода. Выполнение манипуляций: · Условия содержания недоношенного ребенка в кувезе · Кормление (через зонд и из бутылочки). · Расчет питания для недоношенного ребенка · Оформление таблицы шкалы Апгар |
4. |
Период грудного возраста |
Составление таблицы «Оценка нервно-психического развития ребенка до года» Составление памятки по закаливанию и режиму дня ребенка грудного возраста Выполнение манипуляций: § Туалет грудного ребенка. § Подмывание ребенка грудного возраста § Гимнастика и массаж детей раннего возраста § Антропометрия · Техника гигиенической ванны |
5. |
Виды вскармливания |
Беседа с матерью о рациональном вскармливании. Составление таблицы: «Характеристика прикорма и докорма» Выполнение манипуляций: · Расчет суточного и разового объема пищи. · Обработка бутылочек и сосок. ·
Приготовление овощного пюре, кальцинированного
творога, 5%-10% · Контрольное взвешивание. - Решение задач по питанию детей до года ( Ребенок родился с массой тела 3 100,0, длина 52 см, находится на грудном вскармливании. С 5 месяцев на смешанном вскармливании, получает прикорм в виде овощного пюре. Вовремя патронажа на дому не выявлено недостатков по уходу за ребенком, маме 18 лет, не уверена в своих знаниях по приготовлению детских блюд. В настоящее время ребенку 6 месяцев, состояние его удовлетворительное, масса тела 7600,0 длина 68 см. Задание. 1) Рассчитать долженствующую массу и длину тела. 2) Оценить показатели физического развития ребенка. 3) Рассчитайте суточный и разовый объем питания. Составить меню на один день. 4) Составьте план беседы по приготовлению каш и овощных пюре для ребенка). |
6. |
Виды вскармливания |
Решение ситуационных задач по искусственному и смешанному вскармливанию ( Ребенку 5 месяцев. Масса тела 7100,0; длина 65 см. Девочка отличает близких и чужих, узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к ней речи, четко . берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее, лежит на животе,. опираясь на предплечья вытянутых рук, не переворачивается со спины на живот; ровно, но неустойчиво стоит при - поддержке под мышки; подолгу и певуче гулит, ест с ложки полугустую пищу. При рождении: вес- 3200 гр, рост – 51 см. Задание 1) Оцените физическое и нервно-психическое развитие ребенка. 2) Рассчитать долженствующую массу и длину тела. 3) Рассчитайте суточный и разовый объем питания. Составить меню на один день. 4) Дайте рекомендации по режиму дня, физическому воспитанию ребенка). |
7. |
Преддошкольный период |
Составление плана беседы о профилактике заболеваний детей периода молочных зубов Выполнение манипуляций: · Техника подсчета ЧДД · Техника подсчета пульса, определения АД. - Памятки по сохранению здоровья детей, ЗОЖ |
8. |
Дошкольный период |
Составление плана беседы о профилактике заболеваний детей периода молочных зубов Решение ситуационных задач по питанию - таблица по НПР детей |
9 |
Период школьного возраста |
Составление памятки по закаливанию и режиму дня детей младшего школьного возраст Составление плана беседы о профилактике вредных привычек Составление рекомендаций по: -режиму дня для детей младшего школьного возраста -адаптации к школе. -профилактике нарушений функций опорно-двигательного аппарата (нарушений осанки у школьника -профилактике нарушений зрения у школьников Выполнение манипуляций: · Антропометрия. · Техника подсчета ЧДД · Техника подсчета пульса, определения АД. |
10. |
Здоровье женщины зрелого возраста |
Решение ситуационных задач Выполнение манипуляций: Расчет индекса массы тела Предоставление папки профессионала для проверки |
11. |
Менструальный цикли его значение |
Изучение менструального цикла и его значение Схема маточного и яичникового циклов Задачи по определению фертильных дней |
12. |
Планирование беременности |
Изучение индивидуальных факторов риска развития плода |
13. |
Период беременности |
Подготовка обучающих материалов по гигиене I и II половины беременности Выполнение манипуляций:
|
14. |
Понятие о родах |
Изучение биомеханизма нормальных родов
|
15 |
Послеродовый период |
Осуществление ухода за родильницей в раннем и позднем послеродовом периоде (на фантомах) Памятки для родильниц по ЗОЖ |
16 |
Принципы и виды контрацепция |
Изучение видов контрацептивных средств Подготовка обучающих материалов по контрацепции - Кроссворды по теме контрацепция |
17. |
Аборт, его последствия и профилактика |
Подготовка обучающих материалов о вреде абортов |
18. |
Климактерический период в жизни женщины |
Подготовка обучающих материалов по гигиене климактерического периода |
19 |
Здоровье мужчины зрелого возраста |
Составление обучающих материалов по гигиене и сохранению здоровья мужчины зрелого возраста Предоставление папки профессионала для проверки |
20. |
Здоровье лиц пожилого и старческого возраста.
ü Комплексный дифференцированный зачет по МДК 01.01, 01.02 |
Доклады по теме занятия Составление плана беседы о профилактике заболеваний и травм в периоде пожилого и старческого возраста Составление плана беседы о рациональном питании и двигательной активности лиц пожилого и старческого возраста
|
сАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОФОРМЛЯЕТСЯ В ВИДЕ ПАПКИ ПРОФЕССИОНАЛА.
ВЕДЕНИЕ ПАПКИ ПРОФЕССИОНАЛА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ КАЖДОГО СТУДЕНТА.
ВОЗМОЖНОЕ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.