Ургард А.А.,
педагог дополнительного образования
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Программа: «Квиллинг».
Раздел программы: «Базовые формы квиллинга».
Тема: «Квиллинг по мотивам росписи: Хохлома, Гжель, Городец».
Русские народные промыслы – Гжель, Хохлома, Городец – являются неисчерпаемым источником для детского творчества. В изделиях мастеров всегда можно найти источник вдохновения. Техника бумагокручения, как никакой другой способ работы с бумагой, подходит для воплощения элементов русских народных росписей и создания композиций. Капельки, ягодки, завитки как будто созданы для выполнения их в квиллинге! (Приложение 1) Именно поэтому тема «Квиллинг по мотивам росписи: Хохлома, Гжель, Городец» включена при изучении техники в раздел Базовые формы квиллинга.
Работа над темой проводится в следующих направлениях:
- Ознакомление с видами народного декоративно-прикладного искусства.
- Эмоциональное воспитание: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества (предметов декоративно-прикладного искусства, музыки, устного творчества).
- Обучение созданию декоративных элементов изделий на основе подлинных предметов народного искусства.
- Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров.
- Развитие творческих способностей, умения создавать стилизацию народных промыслов в технике квиллинг.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся
- освоят изобразительную грамоту средствами декоративности (выделение композиционного центра, передача цельности композиции, освоение таких понятий как ритмичность, контрастность, цветовое решение и т. п.);
- изучат художественные приемы: реалистическое изображение, художественная стилизация и нахождение их отличительных особенностей; У учащихся будет осуществляться:
- связь с народным творчеством: декоративно-прикладным искусством, народной музыкой, устным творчеством;
- художественно-речевое развитие: при гармоничном сочетании слова и чувства в ребенке рождается художественный образ, особая форма сознания, которая готова к внешнему выражению.
На занятиях учащихся знакомятся сначала с одним видом народного промысла, а затем с другими видами в сравнении. Важно показать общий образ народных промыслов и их характерное различие, учить по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.
Тема создания паннопо мотивам росписи Хохлома, Гжель, Городец начинается с 31 занятия программы. Это середина учебного года. До этого момента учащиеся уже овладели техникой работы с бумажной полосой, инструментами и освоили основные базовые формы.
Процесс работы над темой:
1. Педагог знакомит учащихся с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем: название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов, выделяет основные особенности.
2. Учащиеся рассматривают иллюстративные и наглядные образцы изделий народных промыслов:
предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. В целях создания атмосферы, рассматривание предметов может сопровождаться художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки.
3. Выбор иллюстративного образца для воплощения в технике квиллинг. Создание эскиза.
4. Каждая деталь эскиза раскладывается на составляющие базовые элементы, прорисовывается схематично и в цвете.
5. Подбирается бумага, продумываются цветовые переходы и приёмы работы.
6. В соответствии с эскизами создаются элементы, которые впоследствии объединяются в композицию.
Для освоения темы разработаны диагностические игры. Творческий характер этих разработок позволяет адаптировать их к любой образовательной деятельности, направленной на развитие познавательного и творческого потенциала ребенка. Игровые задания способствуют формированию и развитию интеллектуальных и творческих качества личности, обеспечивая постепенный переход от репродуктивной деятельности к частично-поисковой и, наконец, творческой.
На листах графические изображения несложных композиций русских народных промыслов - элементов росписей Гжель, Хохлома, Городец. В результате случайного выбора (например, вытянуть из шляпы) учащийся получает картинку. Рассмотрев изображение полностью, он выбирает любой элемент (как будто смотрит в бинокль, приближает изображение).
Задание: Разложить на базовые формы данный элемент, нарисовать его технологическую карту. Примечание. Данная игра проводится как диагностическое задание при изучении темы «Алгоритм изготовления панно в технике квиллинг»
Игра командная. В результате случайного выбора команда (3-5 человек) получает цветную картинку с изображением композиции в стиле Гжель, Хохлома или Городец. Время выполнения – 1 академический час.
Задание: Разложить на базовые формы все элементы картинки, последовательность заполнения фона, составить алгоритм выполнения данной картинки в технике квиллинг.
Примечание. Данная игра проводится как зачетное задание по окончании темы «Плоскостные формы квиллинга»
«Квиллинговый танграм» Каждый ребенок выполняет одинаковый набор базовых элементов.
Задание:
вариант 1:Собрать и зарисовать из элементов наибольшее количество узнаваемых фигур.
вариант 2: Заполнить изображение готовой фигуры базовыми элементами.
Эта игра позволяет впоследствии выполнять такие сложные элементы росписей, как птицы, животные, фигура человек.
В результате случайного выбора ребенок получает карточку с нарисованным базовым элементом (таблетка, капля, глазок, полумесяц …). Дается ограниченное время (5-10 мин.) и тема («Городец», «Хохлома», «Гжель», «Птицы»). Тема можетбыть как одинаковой для всех, так и выбрана каждым ребенком.
Задание:нарисуй как можно большее количество элементов русской народной росписи на заданную тему с использованием 1 базового элемента.
В результате случайного выбора ребенок получает карточку с нарисованным контуром элемента росписи (птицы, цветка, листа дерева и т.п.) Дается ограниченное время (5-10 мин.).
Задание: Заполни (нарисуй) внутреннее пространство фигуры любыми базовыми элементами. Как вариант, можно ограничить количество элементов или задать одну базовую форму.
Игра командная. В результате случайного выбора команда (оптимально из 3-х человек) получает тему для создания открытки. Дается ограниченное время (10-15 мин.). Тема можетбыть как стандартная (Новый год, 8 Марта, День рождения…), так и оригинальная (например, День сладкоежки, День модниц, День фантазеров и выдумщиков…)
Задание: Придумать, нарисовать технологическую карту и сделать в материале открытку на заданную тему с использованием элементов русских народных промыслов. Время выполнения – 1 академический час.
Приложение 1
Элементы Хохломской росписи
Элементы Гжельской росписи
Элементы Городецкой росписи
Хохлома
Гжель
Городец
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.