Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»
Оценка 4.7

Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
pdf
изобразительное искусство
9 кл
19.11.2023
Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»
Русские народные промыслы – Гжель, Хохлома, Городец – являются неисчерпаемым источником для детского творчества. В изделиях мастеров всегда можно найти источник вдохновения. Техника бумагокручения, как никакой другой способ работы с бумагой, подходит для воплощения элементов русских народных росписей и создания композиций. Капельки, ягодки, завитки как будто созданы для выполнения их в квиллинге! Именно поэтому тема «Квиллинг по мотивам росписи: Хохлома, Гжель, Городец» включена при изучении техники в раздел Базовые формы квиллинга.
Методические рекомендации_Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг.pdf

Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»

 

Ургард А.А.,

педагог дополнительного образования 

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 

Программа: «Квиллинг».

Раздел программы: «Базовые формы квиллинга».

Возраст учащихся: 9-12 лет

Тема: «Квиллинг по мотивам росписи: Хохлома, Гжель, Городец».

Русские народные промыслы – Гжель, Хохлома, Городец – являются неисчерпаемым источником для детского творчества. В изделиях мастеров всегда можно найти источник вдохновения. Техника бумагокручения, как никакой другой способ работы с бумагой, подходит для воплощения элементов русских народных росписей и создания композиций. Капельки, ягодки, завитки как будто созданы для выполнения их в квиллинге! (Приложение 1) Именно поэтому тема «Квиллинг по мотивам росписи: Хохлома, Гжель, Городец» включена при изучении техники в раздел Базовые формы квиллинга.  

Работа над темой проводится в следующих направлениях:

-   Ознакомление с видами народного декоративно-прикладного искусства.

-   Эмоциональное воспитание: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества (предметов декоративно-прикладного искусства, музыки, устного творчества).

-   Обучение созданию декоративных элементов изделий на основе подлинных предметов народного искусства. 

-   Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров.

-   Развитие творческих способностей, умения создавать стилизацию народных промыслов в технике квиллинг.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся 

-   освоят изобразительную грамоту средствами декоративности (выделение композиционного центра, передача цельности композиции, освоение таких понятий как  ритмичность, контрастность, цветовое решение и т. п.);

-   изучат художественные приемы: реалистическое изображение, художественная стилизация и нахождение их отличительных особенностей; У учащихся будет осуществляться: 

-   связь с народным творчеством: декоративно-прикладным искусством, народной музыкой, устным творчеством;

-   художественно-речевое развитие: при гармоничном сочетании слова и чувства в ребенке рождается художественный образ, особая форма сознания, которая готова к внешнему выражению.

На занятиях учащихся знакомятся сначала с одним видом народного промысла, а затем с другими видами в сравнении. Важно показать общий образ народных промыслов и их характерное различие, учить по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.

Тема создания паннопо мотивам росписи Хохлома, Гжель, Городец начинается с 31 занятия программы. Это середина учебного года. До этого момента учащиеся уже овладели техникой работы с бумажной полосой, инструментами и освоили основные базовые формы.

Процесс работы над темой:

1.        Педагог знакомит учащихся с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем: название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов, выделяет основные особенности. 

2.        Учащиеся рассматривают иллюстративные и наглядные образцы изделий народных промыслов:

предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. В целях создания атмосферы, рассматривание предметов может сопровождаться художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки. 

3.        Выбор иллюстративного образца для воплощения в технике квиллинг. Создание эскиза.

4.        Каждая деталь эскиза раскладывается на составляющие базовые элементы, прорисовывается схематично и в цвете.

5.        Подбирается бумага, продумываются цветовые переходы и приёмы работы.

6.        В соответствии с эскизами создаются элементы, которые впоследствии объединяются в композицию.

Для освоения темы разработаны диагностические игры. Творческий характер этих разработок  позволяет адаптировать их к любой образовательной деятельности, направленной на развитие познавательного и творческого потенциала ребенка. Игровые задания способствуют формированию и развитию интеллектуальных и творческих качества личности, обеспечивая постепенный переход от репродуктивной деятельности к частично-поисковой и, наконец, творческой. 

1.                  Отработка умения самостоятельно составлять технологическую карту изделия «Бинокль»

На листах графические изображения несложных композиций русских народных промыслов -  элементов росписей Гжель, Хохлома, Городец. В результате случайного выбора (например, вытянуть из шляпы) учащийся получает картинку. Рассмотрев изображение полностью, он выбирает любой  элемент (как будто смотрит в бинокль, приближает изображение).

Задание: Разложить на базовые формы данный элемент, нарисовать его технологическую карту. Примечание. Данная игра проводится как диагностическое задание при изучении темы «Алгоритм изготовления панно в технике квиллинг»

«Муки творчества»

Игра командная. В результате случайного выбора команда (3-5 человек) получает цветную  картинку с изображением композиции в стиле Гжель, Хохлома или Городец. Время выполнения – 1 академический час.

Задание: Разложить на базовые формы все элементы картинки, последовательность заполнения фона, составить алгоритм выполнения данной картинки в технике квиллинг.

Примечание. Данная игра проводится как зачетное задание по окончании темы «Плоскостные формы квиллинга»

2.  Отработка умения «видеть» базовые элементы в рисованном изображении»

«Квиллинговый танграм» Каждый ребенок выполняет одинаковый  набор базовых элементов.

Задание: 

вариант 1:Собрать и зарисовать из элементов наибольшее количество узнаваемых фигур.

вариант 2: Заполнить изображение готовой фигуры базовыми элементами.

Эта игра позволяет впоследствии выполнять такие сложные элементы росписей, как птицы, животные, фигура человек.

«Творец»

В результате случайного выбора ребенок получает карточку с нарисованным базовым элементом (таблетка, капля, глазок, полумесяц …). Дается ограниченное время (5-10 мин.) и тема («Городец», «Хохлома», «Гжель», «Птицы»). Тема можетбыть как одинаковой для всех, так и выбрана каждым ребенком.

Задание:нарисуй как можно большее количество элементов русской народной росписи на заданную тему с использованием 1 базового элемента. 

«Квиллинговая мозаика»

В результате случайного выбора ребенок получает карточку с нарисованным контуром элемента росписи (птицы, цветка, листа дерева и т.п.) Дается ограниченное время (5-10 мин.).

Задание: Заполни (нарисуй) внутреннее пространство фигуры любыми базовыми элементами. Как вариант, можно ограничить количество элементов или задать одну базовую форму.

3.                                                                                                                          Отработка умения самостоятельно создавать изделие на заданную тему «Праздничная открытка»

Игра командная. В результате случайного выбора команда (оптимально из 3-х человек) получает тему для создания открытки. Дается ограниченное время (10-15 мин.). Тема можетбыть как стандартная (Новый год, 8 Марта, День рождения…), так и оригинальная (например, День сладкоежки, День модниц, День фантазеров и выдумщиков…)

Задание: Придумать, нарисовать технологическую карту и сделать в материале открытку на заданную тему с использованием элементов русских народных промыслов. Время выполнения – 1 академический час.

             

Приложение 1

Элементы Хохломской росписи

 

Элементы Гжельской росписи

 

Элементы Городецкой росписи

  

             

Хохлома

 

Гжель

 

Городец

 

                 

Изготовление элементов росписи в технике квиллинг на примере русского народного промысла Гжель

 

 

Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»

Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»

На занятиях учащихся знакомятся сначала с одним видом народного промысла, а затем с другими видами в сравнении

На занятиях учащихся знакомятся сначала с одним видом народного промысла, а затем с другими видами в сравнении

Отработка умения самостоятельно составлять технологическую карту изделия «Бинокль»

Отработка умения самостоятельно составлять технологическую карту изделия «Бинокль»

Квиллинговая мозаика» В результате случайного выбора ребенок получает карточку с нарисованным контуром элемента росписи (птицы, цветка, листа дерева и т

Квиллинговая мозаика» В результате случайного выбора ребенок получает карточку с нарисованным контуром элемента росписи (птицы, цветка, листа дерева и т

Хохлома Гжель Городец

Хохлома Гжель Городец

Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»

Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»

Изготовление элементов росписи в технике квиллинг на примере русского народного промысла

Изготовление элементов росписи в технике квиллинг на примере русского народного промысла

Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»

Методические рекомендации «Изготовление элементов русских народных промыслов в технике квиллинг»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023