Методические рекомендации на тему: «Приемы формирования универсальных учебных коммуникативных действий на уроках окружающего мира (предметная область «Обществознание») в начальных классах»
Коммуникативные УУД играют ключевую роль в успешной адаптации детей к школьной жизни и обеспечивают их взаимодействие с окружающим миром. В начальной школе важно заложить основы эффективной коммуникации, что позволит детям уверенно общаться в разных ситуациях и строить гармоничные отношения с окружающими.
На основе этого я могу предложить учителям начальных классов следующие рекомендации по формированию универсальных учебных действий на уроках окружающего мира:
1. создание атмосферы доверия и безопасности:
- поощряйте открытое обсуждение: создайте в классе атмосферу доверительного общения, где дети могут свободно выражать свои мнения и не боятся ошибиться.
- Принимайте все мнения: покажите детям, что вы с уважением относитесь к их мнениям, даже если они отличаются от вашего.
- Учите слушать друг друга: введите правила вежливого общения и обращения друг к другу, подчеркивайте важность активного слушания.
2. Использование ярких и интересных материалов: картинки, игрушки, мультфильмы делают урок более живым и запоминающимся, удерживают внимание детей и мотивируют их к участию в процессе обучения.
3. Использование разнообразных методов и приемов: от ролевых игр и дебатов до проектной деятельности и интеграции с другими предметами, что позволяет ученикам приобрести практические навыки общения в разных ситуациях.
4. Постоянный мониторинг и отслеживание:
- Наблюдение за детьми в разных ситуациях: в группе, на перемене, во время урока.
- Анализ результатов тестов и заданий: проверка умения выражать свои мысли, строить аргументы, слушать и понимать других.
- Индивидуальные беседы с детьми: уточнение проблем и определение направления дальнейшей работы.
В результате исследования было установлено, что систематическое применение игровых методов и приемов на уроках окружающего мира в 1 классе способствует развитию коммуникативных УУД у детей и создает прочную основу для их дальнейшего развития в будущем. При правильной организации учебного процесса дети смогут освоить необходимые навыки и компетенции для успешной адаптации к жизни в современном обществе. Необходимо помнить о том, что формирование коммуникативных УУД - это длительный и комплексный процесс, который требует систематической работы и творческого подхода!
Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира:
«Вертушка» - обучение ведется в сотрудничестве в малых группах, в которой состоят четыре ученика разного уровня способностей. Учитель объясняет новый материал, а затем учащиеся в группах должны его закрепить, поделиться, разобраться и понять все детали. Каждой группе дается определенное задание и необходимые опоры. Задания можно выполнить по частям (каждый ученик занят своей частью) или по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начать может любой ученик). При выполнении любых заданий ученик объясняет вслух и его деятельность контролирует вся группа.
«Пила» - ученики образуют группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на несколько фрагментов (блоков). Каждый член группы работает индивидуально и находит материал по своей части. Затем ученики, которые изучили один и тот же вопрос, но состояли в разных группах, встречаются, делятся информацией и помогают усвоить материал по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.
«Зигзаг» - данный прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Целью приема является развитие навыков работы в группах.
«Лови ошибку» - учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют допущенные ошибки.
«Толстые и тонкие вопросы» - «тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.
Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
«Взаимоопрос» - чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.
«Зигзаг»: 1 этап – учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.
2 этап – рассаживаются в группы экспертов (по номерам), каждая группа получает определённое задание, в группе изучают, составляют опорные схемы, план.
3 этап – возвращаются в основные группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.
«Мозговой штурм» - особенностью этого способа является выявление наиболее яркой идеи. Во время «мозгового штурма» записываются все идеи, которыепредлагают члены групп. На этом этапе важной составляющей является умение распределить ролевые функции членов группы.
«Командно - игровая деятельность» - заключается в следующем: учитель организует групповую работу по закреплению материала после объяснения нового материала, но вместо индивидуального оценивания проводит каждую неделю соревнования между командами.
«Дискуссия» - На определённый вопрос предлагается два варианта суждения. Необходимо разделиться на группы с противоположными мнениями. Обсудить и привести аргументы в пользу той или иной точки зрения.
Прием |
Формируемые коммуникативные УУД |
« Вертушка» |
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников. |
« Пила» |
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; |
«Зигзаг» |
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествования; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты. |
«Лови ошибку»
|
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
|
«Толстые и тонкие вопросы»
|
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
|
«Взаимоопрос»
|
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
|
«Мозговой штурм» |
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; |
« Командно – игровая деятельность» |
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; |
«Дискуссия» |
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; |
На основе изучения данных приемов, можно сказать, что каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе.
От коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.