МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начальная школа

  • doc
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала образовательная программа начальная школа новая 2018-2019.doc

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

образовательная программа

 

 

 

 

 

 

 

 


В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» единственным официальным нормативным документом в общеобразовательном учреждении, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (далее – ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

 

Основная образовательная программа (ООП) – это документ, в котором фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Уровень образовательной программы – это показатель её полноты и качества в создании условий для достижения личностью определённого уровня образованности, системной организованности образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра условий освоения обучающимися всех уровней образованности.

Направленность образовательной программы – это обобщенное определение результата, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.

В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется ООП (образовательными программами ступеней), которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно.

Анализ концептуальных подходов к разработке ООП для учреждений общего образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

·          основная образовательная программа ОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию;

·          основная образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми;

·          содержание образования не может сводиться только к знаниям, умениям, навыкам; должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается;

·          содержание образования разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учётом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи;

·          основная образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления образованием определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых ООП ступеней, отражающих специфику его деятельности.

Основная образовательная программа каждого ОУ специфична, т.к. разрабатывается самими практиками с учётом особенностей социума, запросов родителей и других участников образовательного процесса.

ООП для ОУ, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса.

 

Наиболее типичные вопросы:

 

1.   Каким должен быть объём образовательной программы?

Объём основной образовательной программы не регламентируется ФГОС.

2. Не получится ли так, что программы школ, составленные на основе Примерной программы, будут  как «братья-близнецы»?

Предполагается, что характеристика особенностей ОУ, обоснование и описание «приоритетов, специфики и т.д.», а также «характеристика учащихся, педагогического коллектива, материально-технических условий, концептуальных оснований деятельности» будут представлены в Пояснительной записке к основной образовательной программе.

Цели и задачи реализации программы должны соотноситься со спецификой ОУ.

3.   Зачем каждому образовательному учреждению нужно составлять примерные программы отдельных учебных предметов? Разве это не нормативные документы?

В приложении к Примерной основной образовательной программе, разработанной на федеральном уровне, будут представлены примерные программы по учебным предметам, на основании которых учителями разрабатываются рабочие программы, курсы и т.д. Примерные программы по учебным предметам носят рекомендательный характер. Разработанные на их основе рабочие программы отражают и учитывают специфику ОУ, обучающихся, условий и т.д., но обязательно должны обеспечивать достижение каждым учеником планируемых результатов и реализацию индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с потребностями обучающихся и их родителей.

4.   Кто должен написать основную образовательную программу в школе? В чьи профессиональные обязанности что входит?

Основная образовательная программа ОУ разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно с участием педагогов, обучающихся, родителей, всех заинтересованных лиц.

В соответствии с новым Единым квалификационным справочником ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 N 593 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»):

Руководитель образовательного учреждения: «определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы… Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения».

Учитель: «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ».

Аналогичные обязанности возложены и на других участников образовательного процесса.

Конкретное распределение обязанностей входит в компетенцию ОУ.

5. Чем отличается программа развития от основной образовательной программы школы?

Программа развития не может не касаться главной – образовательной подсистемы школы, но при этом она существенно отличается от другого, также стратегического по своему значению документа – основной образовательной программы школы:

– программа развития, как план перспективный, показывает цели образования и образовательную систему школы в будущем, те цели и ту систему, которая должна быть создана за счёт завтрашних нововведений; ООП, как план текущий, фиксирует цели образования и образовательную систему школы в настоящем, является сегодняшней визитной карточкой образовательной системы школы для её потребителей, заказчиков, родителей, партнёров, конкурентов; при этом, текущая ООП может носить инновационный характер, если она уже сегодня опирается на инновационные психолого-педагогические концепции и модели, культивирует инновационную организационную культуру, ставит новые цели, использует инновационные образовательные технологии в инновационной образовательной среде;

– программа развития рассматривает новшества во всех подсистемах школы, в то время, как для образовательной программы более характерна выраженная доминанта на собственно образовательной подсистеме школы.

     

Чего нужно избегать?

·                                  Основная ошибка разработчиков в том, что они переписывают почти весь текст содержания примерной основной образовательной программы .

·                                  При написании каждого раздела не учитывают особенности своего образовательного учреждения, копируют формулировки целей и задач, предложенных в примерной программе.

·                                  Планы мероприятий в каждом разделе (подпрограмме) не конкретны, без дат и фамилий исполнителей.

·                                  При написании программы забывают отражать преемственность между ступенями образования.

 

Помните, что программа пишется для вашего коллектива, учреждения, а не для проверяющих.  Пишите её ясным, точным языком. Но не забывайте, что данная образовательная программа должна отличаться от предыдущих своим инновационным содержанием в соответствии с ФГОС.

 

ООП начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема ООП начального общего образования.

ООП начального общего образования состоит из следующих разделов:

§   пояснительная записка;

§   планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

§   учебный план начального общего образования;

§   программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

§   программы учебных предметов, курсов;

§   программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

§   программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;

§   система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Пояснительная записка

 

Пояснительная записка является системообразующим элементом ООП и должна раскрывать (ФГОС, п.19.1):

·                      цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП НОО;

·                      принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного ОУ;

·                      общую характеристику ООП НОО.

 

Рекомендуемая структура Пояснительной записки ООП НОО:

 

1.        Нормативно-правовая база ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) ОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся» является основным нормативным документом в Образовательном учреждения, определяющим содержание образования на начального уровня образования  и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

§   Закон РФ «Об Образовании»

§   Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

§   Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

§   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

§   Устав ОУ №___

§   Правила внутреннего распорядка ОУ № ___

 

Другие локальные акты ОУ,

регламентирующие образовательную деятельность

 

2.        Адресность ООП НОО

Программа адресована участникам образовательного процесса ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», к числу которых относятся:

·          Педагоги начальной школы;

·          Родители обучающихся 1-6 классов;

·          Обучающиеся  1 – 6 класс;

 

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ

(Уставе школы, Положении о родительской общественности, Положении об Управляющем совете и т.д.)

3.        Принципы реализации Программы

Основными принципами реализации Программы являются:

·          предоставление равных возможностей…

·          открытость образовательного пространства…

·          первостепенность интересов обучающихся…

·          свобода выбора для обучающихся (темпа учения, уровня выполняемых заданий…)

 

4.        Цели и задачи. 

Цели и задачи ступени школьного образования формулируются на основе целей начального образования, заложенных в ФГОС НОО и с учетом местных (национальных, региональных) особенностей. Кроме этого, образовательное учреждение вправе самостоятельно к заданным целям добавить собственные цели, которые формулируются под запрос родителей конкретного образовательного учреждения.

Задачи необходимо рассматривать как условия достижения конкретных целей.

5.        Образовательно-развивающая среда

Для осуществления целей Программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, включающая в себя ресурсы школы, микрорайона и т.д.

(Подробный перечень или схема)

6.        Условия реализации программы

Для реализации программы в школе – интернате  созданы следующие условия:

кадровые

Педагоги, осуществляющие педагогическую деятельность имеют квалификации: высшую категорию – 6 человек, первую квалификационную категорию – 6 человек. Из 14 человек специальное дефектологическое образование имеют 10 чел., дополнительное логопедическое образование – 2 человека. Три педагога – победители профессиональных конкурсов. (квалификация, опыт, повышение  квалификации, победители профессиональных конкурсов, участие в проектах, грантах и т.п. );

материально-технические

 все кабинеты оборудованы специальной звукоусиливающей аппаратурой. Ученическая мебель соответствует требованиям СанПиН, регулируемая по высоте, подобрана в соответствии с  ростовыми потребностям детей. Пять классов оборудованы комплектами мультимедийного оборудования (интерактивная доска, компьютер, проектор). В 4 классах имеются компьютеры. Для осуществления образовательного процесса дети обеспечиваются бесплатными учебниками по предметам учебного плана.

 (помещения и оборудование);

Информационные

В школе функционируют два компьютерных класса, помещения которых используются для проведения уроков по основам компьютерной грамотности, а так же для проведения занятий и уроков. Педагоги школы интерната избирательно используют электронные образовательные ресурсы. Это связано со спецификой восприятия информации детей с нарушениями слуха, а так же детей, имеющих дополнительные отклонения в развитии. Как сказано ранее, основной анализатор восприятия информации у детей – зрительный. Это отражается на стиле ведения уроков педагогами. Все педагоги владеют ИКТ - технологиями, разрабатывают уроки и занятия с использованием презентаций для детей (обоснованное и эффективное  использование информационной среды.

 

 (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, мобильных компьютерных классов, владение педагогогами  ИКТ-технологиями) в образовательном процессе).

Учебно-методическое обеспечение

Для обеспечения образовательного процесса используются печатные издания учебников, включенный в федеральный перечень разрешенных или допущенныхю. Наибольшей проблемой обеспечения полноценного процесса обучения является отсутствие специальных учебников для глухих и слабослышащих детей. Педагоги ведут постоянную работу по адаптации имеющихся учебно-методических комплексов для понимания нашими детьми.

Постоянно ведется пополнение дидактического материала педагогами.

В силу специфики образовательного процесса индивидуальное использование обучающимися электронных ресурсов, особенно в начальной школе, ограничено.

ОП (обоснование использования списка учебников для  реализации задач  ООП;  наличие и оптимальность других учебных и дидактических материалов, включая цифровые  образовательные ресурсы, частота их использования  учащимися  на индивидуальном уровне).

Санитарно-гигиенические

Все обучающиеся имеют статус «ребенок – инвалид». Во исполнение закона о правах детей – инвалидов,  все обучающиеся обеспечиваются бесплатным питанием: дети, проживающие в городе – двухразовым, дети(соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность  горячим питанием; наличие лицензированного медицинского  кабинета;  расписание  учебных занятий,  учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное  пространство).

 

7.        Режим работы ОУ и особенности организации учебного процесса

График учебного времени и времени отдыха; одна-две смены и проч.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

  Планируемые результаты освоения Общеобразовательной программы (далее - планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Задачи, предъявляемые обучающимся:

Целостное гармоничное развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; формирование способностей самоорганизации, сотрудничества и коммуникации, эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

Становление культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, разрешать проблемную ситуацию, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

Формирование готовности к социальной адаптации.

Использование технологий способствующих физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья.

Развитие творческого потенциала ребенка через общее и дополнительное образование, дифференциацию, индивидуализацию, интеграцию учебного процесса.

Организация системы оценивания учебных достижений детей; переход от количественного оценивания к оцениванию достижений каждого ученика, отслеживание положительной динамики развития, ведение учета достижений каждого ученика в различных видах деятельности.

Создание эффективной системы преемственности начального образования, основного образования.

Планируемые результаты:

обеспечивают связь между требованиями, предъявляемые государством, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Общеобразовательной программы, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися Адаптированной Общеобразовательной программы.

Особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения:

в отношении предметного мышления (решения задач, проблем):

умение отличать известное от неизвестного;

умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);

умение находить информацию, недостающую для решения задачи, в литературе, у взрослых, в других источниках информации, в том числе в поисковых компьютерных системах, словарях, справочниках и пр.;

в отношении содержательной коммуникации:

владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;

умение презентовать свои достижения, что позволяет превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других;

•умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения, в том числе пробы общения в Интернете;

умение понимать несложные научно-популярные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче;

способность воспринимать художественные произведения (литературные, музыкальные, изобразительного искусства) с разных позиций (автора, зрителя, критика);

способность понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;

в отношении владения информацией:

правильно, осознанно читать (про себя) простой текст (независимо от скорости чтения), определять главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа, рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения; классифицировать объекты, использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения;

представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм;

читать простейшие картосхемы с внесенной туда информацией о природных и социальных объектах;

читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и процессах;

находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

следовать инструкции по правильному применению приборов, инструментов и технических устройств в соответствии с их назначением и правилами техники безопасности;

работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала;

4) в отношении саморазвития:

способность осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;

способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия;

самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативность, способность и склонность к преобразованию сложившихся способов действия, если эти способы действий входят в противоречие с новыми условиями действования;

умение определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

•умение обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;

умение на основе установленных причин ошибок подбирать задания, позволяющие самостоятельно корректировать выполнение действия известным способом, определять объем таких заданий, способы их выполнения;

умение предполагать, какие ошибки можно допустить при решении того или иного задания в рамках действия освоенными способами;

умение определять степень сложности заданий, находить образцы для проверки работы;

умение сопоставлять свою работу с образцом, оценивать свою работу по критериям, выработанным в классе;

умение сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей), осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.

Задачи обучающихся, решаемые в ходе реализации Общеобразовательной программы

освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения;

овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;

научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии, научиться удерживать правило и следовать ему;

научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте, овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов.

Задачи педагогов, решаемые в ходе реализации Общеобразовательной программы

Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи:

обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения Общеобразовательной программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, презентации и пр.);

способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности, создать комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

формировать учебную деятельность школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей, организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы, осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

создавать условия для продуктивной творческой деятельности обучающегося (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);

поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении, обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;

создавать пространство для социальных практик школьников и приобщать их к общественно

значимым делам.

В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.

Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально- ценностный и поведенческий компоненты);

основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и нормы, правосознание, опыт социальных межличностных отношений);

готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно

владеть нормами и техникой общения; определять цели и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

 

      Данный раздел целесообразно посвятить описанию планируемых результатов начального образования, ожидаемых в конкретном ОУ.

Планируемые результаты должны соотноситься с целями, сформулированными ОУ в разделе «Пояснительная записка».

      Необходимо отметить, что в новом ФГОС НОО результат образования имеет три составляющих:

·          предметные результаты

освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Эта группа результатов прописывается через блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

·          метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

·           личностные результатыготовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

      Данный раздел предполагает наличие портрета выпускника начальной ступени общеобразовательной школы.

 

Учебный план

начального общего образования

 

Стандартом НОО право распределения часов внутри учебного плана на учебные дисциплины, модули, на классы и по учебным неделям передается непосредственно образовательному учреждению.

Формирование учебного плана – самый ответственный этап разработки программы, так как в стандарте определено только общее (на четыре года) количество часов, отведённых на учебную и внеурочную деятельность. Учебный (образовательный) план может определять:

·          перечень предметных областей: филологию, математику, окружающий мир; искусство и культуру; здоровье и технологию (состав и структуру обязательных предметных областей);

·          перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубная, студийная, секционная, кружковая, проектная деятельность и др.) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся;

·          соотношение между обязательной частью, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область, и частью, формируемой ОУ, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область. Часть, формируемая ОУ, предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области иди добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, национально-региональных особенностей; мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников. В данную часть входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленны на их развитие;

·          максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

·          вариант индивидуального учебного плана для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целесообразно основную образовательную программу реализовывать в рамках пятидневной учебной недели, предусмотрев возможность шестого дня недели (по желанию родителей), для реализации в субботу (или в другой день недели) дополнительной образовательной программы или внеурочных форм организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.

 

Программа формирования

универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального

общего образования

 

Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. В данном разделе необходимо показать связь универсальных учебных действий с содержанием конкретных учебных предметов.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

 

Рекомендуемая структура Программы формирования УУД:

·          Место Программы формирования УУД среди других подпрограмм ООП НОО;

·          Нормативно-правовая и документальная основа;

·          Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

·          Понятие, функции, состав и характеристики УУД;

·          Связь УУД с содержанием учебных предметов;

·          Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

·          Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе на новую ступень общего образования.

Программа духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования

      Программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

      Программа духовно-нравственного развития ОУ должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется самостоятельно каждым образовательным учреждением (конкретного по каждой школе, каждому классу) и осуществляется с учетом реальных условий ОУ, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей (законных представителей).

Разделы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

1.        Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

2.        Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

3.        Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

4.        Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5.        Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

6.        Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

 

Программа формирования культуры 

здорового и безопасного образа жизни

 

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Анализ здоровья обучающихся дает возможность для организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. При этом необходимо создание внутришкольной здоровьесберегающей среды, рациональной организации учебного процесса, совершенствование двигательного режима в процессе обучения, физкультурно-оздоровительная работа, работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, организация медицинской помощи и диспансеризации.

Здоровьесберегающая инфраструктура прописывается образовательным учреждением в основной образовательной программе блоком программы, структура которой выглядит следующим образом:

           Паспорт программы.

           Нормативно-правовая и документальная основа.

           Пояснительная записка.

           Содержание программы:

           Ожидаемые результаты.

           Критерии оценки эффективности оценки ожидаемых результатов.

           Форма представления результатов.

В паспорте программы необходимо указать:

1.                          Заказчика программы.

2.                          Сроки реализации программы.

3.                          Цель.

4.                          задачи

5.                          Источник финансирования, если таковой предусмотрен.

6.                          Ожидаемые результаты.

В пояснительной записке необходимо дать информационно-аналитическую справку о состоянии здоровья обучающихся. Указать связь с уже существующими программами и отличительные особенности данной программы. Так же в пояснительной записке необходимо прописать базовые теоретические идеи и ключевые понятия.

В содержательной части программы необходимо составить план работы по здоровьесбережию с учетом всех субъектов образовательного процесса, а так же показать механизмы и этапы реализации программы.

В разделе «Форма представления результатов» целесообразно представлять ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексо-целевой программы, которые покажут качество реализации программы по здоровьесбережению.

 

Система оценки достижения

планируемых результатов освоения

основной образовательной программы

начального общего образования

 

Система оценки в условиях личностно-ориентированного образования направлена, прежде всего, на раскрытие личностных качеств каждого ребёнка.

Первые классы – безотметочное обучение с зачётом по каждой теме. Экран (дневник) успеваемости, где  отмечаются результаты продвижения в усвоении новых знаний.

Текущий контроль. Поощрение действий ученика. Обучение ученика критериям оценивания собственной работы. Использование взаимопроверки и самопроверки.

      Тематический, промежуточный и итоговый контроль. Для оценивания  уровня развития  ключевых компетентностей (метапредметные результаты) обучающихся используются карты оценки сформированности  ключевых компетентностей:

§        на материале решения учебных задач;

§        на материале решения исследовательских и проектных задач;

§        портфолио.

Оценивание проводится на основе описаний (дескрипторов) уровней сформированности  отдельных компонентов

Уровни выделяются как этапы/уровни присвоения культурных средств (способов действий):

w  1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);

w  2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;

w  3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Предметные результаты оцениваются по:

§        владению предметными понятиями и способами действия,

§        умению применять знания в новых условиях,

§        по системности знаний.

      Оценка уровня сформированности  предметной грамотности  проводится по трехуровневым контрольно-диагностическим материалам. 3-й уровень дополнительно диагностируется при выполнении проектных задач и «практик».

      Личностные результаты возможно определить через листы наблюдений или портфолио обучающегося (подробно см. «Методические рекомендации», разд. «Новая система оценивания», сайт ТОИПКРО, ссылка ФГОС).


Скачано с www.znanio.ru