Тимофеева Марина Геннадьевна,
учитель начальных классов
г. Кемерово МБОУ «Гимназия №71»
marina.timofeeva.69@mail.ru
Поддубная Алина Алексеевна,
учитель начальных классов
г. Кемерово МБОУ «Гимназия №71»
poddubnaja.alin@yandex.ru
Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательной игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ
Аннотация: внеурочная деятельность, как одна из важных составляющих ФГОС НОО, способствует развитию индивидуальности детей, создавая дополнительные сферы для самореализации, и делает их более успешными в учении, стимулируя познавательную активность. Такое содержание образования может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежестких» организационно-педагогических условий. Требования к технологиям и организационно-педагогическим условиям состоят в том, чтобы они обеспечивали активность ребенка как субъекта обучения, как познающей мир личности. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, применение которых способствует формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В МБОУ «Гимназия № 71» («Радуга») традиционно ежегодно в начальной школе в рамках предметных декад организованы интеллектуально-познавательные игры из серии «Хочу все знать!», также разработаны методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательной игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ
Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, воспитателей группы продлённого дня, классных руководителей с целью активизации интеллектуально-познавательных навыков учащихся начальной школы, повышения уровня эрудиции, знаний о родном крае, развития творческой активности учащихся, воспитания интереса к своей малой родине, чувства гордости за неё во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: ФГОС, условия для самореализации, активные технологии обучения, игровые технологии
В соответствии с приоритетными направлениями развития образования РФ, с требованиями его модернизации, выдвинутыми Правительством РФ в настоящее время актуальной является задача формирования познавательной активности и стимулирования мотивации к деятельности обучающихся в образовательном пространстве через изменение в содержании образования, технологий и организационно-педагогических условий, а также обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Развитие и воспитание личности ребенка в системе школьного образования становится главной задачей образовательного процесса. Причем впервые проговариваются основные результаты воспитания: развитие личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Внеурочная деятельность, как одна из важных составляющих ФГОС НОО, способствует развитию индивидуальности детей, создавая дополнительные сферы для самореализации, и делает их более успешными в учении, стимулируя познавательную активность. Такое содержание образования может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежестких» организационно-педагогических условий. Требования к технологиям и организационно-педагогическим условиям состоят в том, чтобы они обеспечивали активность ребенка как субъекта обучения, как познающей мир личности. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, применение которых способствует формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Представляем методические рекомендации к проведению школьной интегрированной интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать!». Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, воспитателей группы продлённого дня, классных руководителей с целью активизации интеллектуально-познавательных навыков учащихся начальной школы, повышения уровня эрудиции, знаний о родном крае, развития творческой активности учащихся, воспитания интереса к своей малой родине, чувства гордости за неё.
Творческим коллективом учителей начальных классов для данной игры была выбрана тема «Кузбасс – мой край родной». Было принято решение расширить знания детей о родном крае через познавательные вопросы по краеведению с включением математических задач. Данная игра была проведена в гимназии №71 («Радуга») в рамках предметной декады естественно-математических наук, как итоговое мероприятие, в котором приняли участие представители учащихся 1-4 классов (по 4 человека для игры в команде, по 5 человек от каждого класса для игры со зрителями). В основе разработки декады естественно-математического направления лежит представление о необходимости поиска тех форм образовательной деятельности, которые стимулировали бы развитие учащихся, повышали бы их познавательную активность, формируя осознанную мотивацию к обучению, и были бы ориентированы на живую, конкретную, созидательную деятельность.
Данная игра предполагает реализацию следующих этапов: 1) подготовка к проведению; 2) проведение игры; 3) подведение итогов игры.
На подготовительном этапе учащиеся 1-4 классов принимали участие в мероприятиях декады: математический проект «Мой город в числах и величинах», фотовыставка «Мои любимые питомцы», просмотр-обсуждение фильмов о Кузбассе «Мой лучший город», «Семь чудес Кузбасса», викторина «Знатоки Земли Кузнецкой». Эти мероприятия позволили расширить знания детей по данной теме. Также содержание занятий по курсу внеурочной деятельности «Кузбасс – мой край родной» позволяет создавать условия для воспитания чувства привязанности к своему родному городу, восхищения его красотой, вызывая в детях чувство гордости за свою страну, интерес к её истории и стремление сделать свою Родину богаче и краше, знакомит детей с культурными центрами, и ценностями родного края, приобщает к культуре и традициям русского народа, воспитывает лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку, развивает способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать, развивает творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.
Классные руководители вместе с учащимися во время занятий внеурочной деятельности по данному курсу организовали активный поиск ответов на вопросы через работу в группах. На занятиях обсуждались ответы на данные вопросы. Самые активные знатоки родного края получили право принять участие в школьной интегрированной интеллектуально-познавательной игре «Хочу всё знать!»
На этапе проведения игры организаторам очень важно создать атмосферу интеллектуального праздника на игре, через продуманное музыкальное и художественное оформление зала, атрибуты игры при входе в актовый зал, игроки выбирают жетон по цвету игрового стола (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный). В каждой команде должно быть по 2 игрока с параллели. Всего в команде 8 игроков разного возраста.
На игре атмосфера взаимовыручки, сотрудничества, радости познания и, конечно же, присутствует дух соревнования. Старшие ребята в команде помогают младшим, первоклассники учатся сотрудничать, прислушиваться к мнению старших. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся начальной школы и обязательно включать минутку отдыха. Физминутка «Мои любимые питомцы» создана на основе материалов (фотографий), принесённых детьми для фотовыставки.
Для того чтобы интеллектуально-познавательная игра прошла удачно, необходимо помнить некоторые особенности ее проведения:
1. Игра должна приносить удовольствие. Каждый успех учащегося – это его достижение. Радуйтесь этому, это вдохновляет участников на новые победы.
2. Нельзя заставлять играть, лучше – заинтересовать.
3. Не обижайте ребенка в игре.
4. Интеллектуально-познавательные игры требуют от учащихся интеллектуального напряжения. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому, и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь всё более и более трудными заданиями, ребенок развивает такие свои мыслительные операции, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.
5. Перед тем, как предложить учащимся интеллектуальные задания, обязательно попробуйте выполнить их сами. Педагог должен знать ответы на все вопросы и задания игры.
6. Обязательным является соблюдение учащимися правил, которые педагог оглашает в начале игры. Условия проведения и правила игры должны быть четкими и понятными.
7. Характер деятельности всех учащихся должен быть продуман до мелочей.
8. Игра должна соответствовать возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся.
9. В конце игры должен быть подведен итог.
На этапе подведении итогов рекомендуется использовать наградные материалы в виде дипломов для команд участников и медалей для команды победителей и лучшим игрокам.
Интегрированная интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать» рассчитана на учащихся 1-4 классов; планируемое время проведения – 45 минут; место проведения – актовый зал.
Основные цели интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать»: развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся; выявление и поддержка способных, одарённых учащихся, мотивированных к учебно-познавательной и творческой деятельности; содействие воспитанию интереса к истории родного края, города, чувства гордости за свою малую родину.
Для реализации целей предлагаются следующие задачи:
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
- формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин в практической деятельности;
- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в команде, уважать мнение других;
- формировать потребность к более глубокому изучению истории родного края;
- воспитывать интерес к учебным предметам, стремление получать новые знания через применение цифровых образовательных ресурсов.
Планируемые результаты охватывают личностные универсальные учебные действия и метапредметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать этическим нормам;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты включают: регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия и познавательные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение предвосхищать результат;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- устанавливать причинно-следственные связи.
Необходимое оборудование для организации игры: выставка книг о природе, карточки-баллы для жюри, мультимедийный проектор, презентация №1, презентация №2, презентация №3 (физминутка), гимн Кузбасса, песни о городе, жетоны для игры с болельщиками «Герб Кузбасса», карточки со стихотворениями о Кузбассе, отличительные элементы для команд – на столах, для капитанов команд, наградные материалы, карта Кемеровской области.
Структура интегрированной интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать»: 1) гимн Кузбасса; 2) стихи кузбасских поэтов; 3) правила игры в команде; 4) выбор капитанов; 5) правила и условия игры; 6) первый раунд – 10 минут; 7) подведение итогов 1 раунда; 8) второй раунд – 10 минут; 9) игра с болельщиками – 7 минут; 10) физминутка «Зверьё моё»; 11) третий раунд – 10 минут; 12) четвёртый раунд – 10 минут; 13) подведение итогов; 14) выбор лучшего игрока в командах; 15) награждение игроков (см. Приложение 1).
Игру по праву называют восьмым чудом света. Ведь именно в процессе игры, мир детства соединяется с миром науки. Это важнейший вид детской деятельности, поэтому велика ее роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Интеллектуально-познавательные игры помогают разнообразить жизнь школьников, вызывают интерес к познавательному общению, удовлетворяют потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Ведь игры только тогда дают результат, когда учащиеся играют с удовольствием. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Реализация идеи проведения интеллектуально-познавательных игр в рамках предметных недель с включением подготовки к ним через занятия по внеурочной деятельности «Мой край родной – Кузбасс» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности: патриотизм; терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей; ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие; настойчивость; дисциплинированность; любовь к родине.
С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом, особенно когда они организуются как система. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний. Конструкция игры такова, что педагог имеет возможность наполнять игру своим содержанием, интегрировать содержание из разных предметных областей. Так, в III четверти планируется проведение интегрированной (русский язык и литература) интеллектуально-познавательной игры «Хочу все знать!» по мотивам русских сказок, приуроченную к году литературы в России, в рамках декады гуманитарных наук.
Приложение 1.
Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Хочу все знать!»
Звучит гимн Кузбасса.
Ведущий: Мы рады приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре «Хочу всё знать». Сегодня вы покажете, что нового узнали о родном крае, поможете друг другу обогатить свои знания.
Нашу игру торжественно начнём со стихотворения поэта Владимира Иванова. На сцену приглашаются ученики 4 класса.
Песнь о Кузбассе
В российской нашей необъятной шири
Есть край известный.
Край, где мы живём.
Зовут его «Жемчужиной Сибири»,
А мы землёй любимою зовём.
Кузбасс – земля особенного рода,
Её не спутать ни с какой другой.
И днём и ночью жаркая работа
Кипит и на земле и под землёй.
Хранит земля несметные запасы.
Щедры поля родимой стороны.
От ритма жизни нашего Кузбасса
Зависит состояние страны.
Шумит тайга.
Зовут к вершинам горы.
Земля отцов нам с детства дорога.
Волнуют сердце милые просторы,
Ласкают взгляд крутые берега.
Гордимся мы твоею доброй славой,
Твоим богатством, наш родимый край.
Кузнецкий край, на благо всей державы,
На счастье нам живи и процветай!
В. Иванов
Ведущий: Работаем мы сегодня в группах. Повторим правила работы в группах:
- Слушаем и слышим друг друга
- Работаем тихо
- Слушаем каждого в группе
- Работаем дружно
Ведущий: Каждая команда игроков должна выбрать капитана (отличительные знаки – кружки по цвету команды, капитан принимает решение о выборе вопроса и назначает игрока, который даёт ответ).
- Посмотрите на экран. В игре вы можете заработать баллы. Мы идём по четырём тропинкам: лесные задачки, Красная книга Кемеровской области, горы и водоёмы родного края, Кузбасс-Родина моя.
Выбор за вами: по какой тропинке пойдёте, какой по сложности вопрос выберете.
Участники выбирают тропинку и вопрос. (Чем больше баллов стоимость вопроса, тем сложнее вопрос).
При выборе (щелчке) тропинки и количества баллов, появляется на экране вопрос, который зачитывает ведущий. В зависимости от сложности вопроса, ведущий может дать время на размышление.
Каждая команда проходит по одному кругу. Ведущие выслушивают ответ команды, и на экране (по щелчку) появляется правильный ответ и интересные факты по данному вопросу. Жюри принимает решение засчитать ли ответ. На информационной доске появляется таблица с полученными баллами. Когда ответ получен, при помощи управляющей кнопки в виде звезды осуществляется переход на слайд со списком тропинок.
Каждая команда проходит 2 круга. Жюри подводит промежуточный итог.
Ведущий: Ребята, пришло время для игры с болельщиками.
Игра с болельщиками. Ведущие задают вопросы. Болельщики дают ответы и за правильный ответ получают значки «Знатока родного края».
Ведущий: Наши болельщики молодцы, хорошо подготовились к игре. Пришло время для минутки отдыха. На неделе естественно-математических наук вы приняли участие в фотовыставке «Мои любимые питомцы». Сегодня наши четвероногие друзья с нами на минутке отдыха (Физминутка)
Ведущий: Продолжаем игру. Проходим ещё по 2 вопроса (по тому же алгоритму).
Итог игры. Жюри подводит итог игры (все баллы показаны на информационной доске). Объявляется команда- победитель.
Ведущий: Задача команд – выбрать лучших игроков. Игрокам – встать для заслуженных аплодисментов. Для вручения дипломов и подарков просим на сцену под аплодисменты. Завершим нашу встречу прекрасными поэтическими строками Надежды Чимбаровой, которые автор посвятил родному Кузбассу.
Родному Кузбассу
Люблю, Кузбасс, твои просторы
И красоту лесных озер,
И шорскую тайгу, и горы,
И дымом пахнущий костер,
И на рассвете – травы в росах,
И на закате – тишину,
Твою чарующую осень
И благодатную весну.
Кузбасс былинный, величавый,
Одной мы связаны судьбой.
Седые Писаные Скалы
Оберегают твой покой.
Кузбасс, Кузбасс – моя держава,
Мой отчий дом, мой край родной.
Кузбасс былинный, величавый,
Одной мы связаны судьбой.
Надежда Чимбарова
Литература:
1. Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010, – 119 с.
2. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. – №11. – С. 68-71.
3. Герасимова А. Н., Герасимова С. А. История Кемеровской области: книга для чтения. – Кемерово: СКИФ – ИПП «Кузбасс», 2007. – 224 с.
4. Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
5. Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – №3. – С. 9-12.
6. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М.:2010.
7. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: методические материалы к программе «С любовью к городу». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 144 с.
8. Программа воспитания школьников «С любовью к городу». 2 – изд., доп. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 20 с.
9. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
10. Чуракова, Р. Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности 1-4 кл.: учебник.: в 2 ч.; Ч. 1. – М.: Академкнига, 2011. – 240 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.