Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательной игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ
Оценка 4.6

Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательной игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
23.02.2021
Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательной игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ
внеурочная деятельность, как одна из важных составляющих ФГОС НОО, способствует развитию индивидуальности детей, создавая дополнительные сферы для самореализации, и делает их более успешными в учении, стимулируя познавательную активность. Такое содержание образования может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежестких» организационно-педагогических условий. Требования к технологиям и организационно-педагогическим условиям состоят в том, чтобы они обеспечивали активность ребенка как субъекта обучения, как познающей мир личности. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, применение которых способствует формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В МБОУ «Гимназия № 71» («Радуга») традиционно ежегодно в начальной школе в рамках предметных декад организованы интеллектуально-познавательные игры из серии «Хочу все знать!»
Методические рекомендации к организации интегрированных интеллектуально-познавательных игр.docx

Тимофеева Марина Геннадьевна,

учитель начальных классов

г. Кемерово МБОУ «Гимназия №71»

[email protected]

Поддубная Алина Алексеевна,

учитель начальных классов

г. Кемерово МБОУ «Гимназия №71»

poddubnaja.alin@yandex.ru

 

Методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательной игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ

 

Аннотация: внеурочная деятельность, как одна из важных составляющих ФГОС НОО, способствует развитию индивидуальности детей, создавая дополнительные сферы для самореализации, и делает их более успешными в учении, стимулируя познавательную активность. Такое содержание образования может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежестких» организационно-педагогических условий. Требования к технологиям и организационно-педагогическим условиям состоят в том, чтобы они обеспечивали активность ребенка как субъекта обучения, как познающей мир личности. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, применение которых способствует формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В МБОУ «Гимназия № 71» («Радуга») традиционно ежегодно в начальной школе в рамках предметных декад организованы интеллектуально-познавательные игры из серии «Хочу все знать!», также разработаны методические рекомендации по организации интегрированных интеллектуально-познавательной игр «Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в ОУ

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, воспитателей группы продлённого дня, классных руководителей с целью активизации интеллектуально-познавательных навыков учащихся начальной школы, повышения уровня эрудиции, знаний о родном крае, развития творческой активности учащихся, воспитания интереса к своей малой родине, чувства гордости за неё во внеурочной деятельности.

 

Ключевые слова: ФГОС, условия для самореализации, активные технологии обучения, игровые технологии

 

В соответствии с приоритетными направлениями развития образования РФ, с требованиями его модернизации, выдвинутыми Правительством РФ в настоящее время актуальной является задача формирования познавательной активности и стимулирования мотивации к деятельности обучающихся в образовательном пространстве через изменение в содержании образования, технологий и организационно-педагогических условий, а также обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Развитие и воспитание личности ребенка в системе школьного образования становится главной задачей образовательного процесса. Причем впервые проговариваются основные результаты воспитания: развитие личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Внеурочная деятельность, как одна из важных составляющих ФГОС НОО, способствует развитию индивидуальности детей, создавая дополнительные сферы для самореализации, и делает их более успешными в учении, стимулируя познавательную активность. Такое содержание образования может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежестких» организационно-педагогических условий. Требования к технологиям и организационно-педагогическим условиям состоят в том, чтобы они обеспечивали активность ребенка как субъекта обучения, как познающей мир личности. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии, применение которых способствует формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Представляем методические рекомендации к проведению школьной интегрированной интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать!». Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, воспитателей группы продлённого дня, классных руководителей с целью активизации интеллектуально-познавательных навыков учащихся начальной школы, повышения уровня эрудиции, знаний о родном крае, развития творческой активности учащихся, воспитания интереса к своей малой родине, чувства гордости за неё.

Творческим коллективом учителей начальных классов для данной игры была выбрана тема «Кузбасс – мой край родной». Было принято решение расширить знания детей о родном крае через познавательные вопросы по краеведению с включением математических задач. Данная игра была проведена в гимназии №71 («Радуга») в рамках предметной декады естественно-математических наук, как итоговое мероприятие, в котором приняли участие представители учащихся 1-4 классов (по 4 человека для игры в команде, по 5 человек от каждого класса для игры со зрителями). В основе разработки декады естественно-математического направления лежит представление о необходимости поиска тех форм образовательной деятельности, которые стимулировали бы развитие учащихся, повышали бы их познавательную активность, формируя осознанную мотивацию к обучению, и были бы ориентированы на живую, конкретную, созидательную деятельность.

Данная игра предполагает реализацию следующих этапов: 1) подготовка к проведению; 2) проведение игры; 3) подведение итогов игры.

На подготовительном этапе учащиеся 1-4 классов принимали участие в мероприятиях декады: математический проект «Мой город в числах и величинах», фотовыставка «Мои любимые питомцы», просмотр-обсуждение фильмов о Кузбассе «Мой лучший город», «Семь чудес Кузбасса», викторина «Знатоки Земли Кузнецкой». Эти мероприятия позволили расширить знания детей по данной теме. Также содержание занятий по курсу внеурочной деятельности «Кузбасс – мой край родной» позволяет создавать условия для воспитания чувства привязанности к своему родному городу, восхищения его красотой, вызывая в детях чувство гордости за свою страну, интерес к её истории и стремление сделать свою Родину богаче и краше, знакомит  детей с культурными центрами, и ценностями родного края, приобщает к культуре и традициям русского народа, воспитывает лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку, развивает способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать, развивает творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.

Классные руководители вместе с учащимися во время занятий внеурочной деятельности по данному курсу организовали активный поиск ответов на вопросы через работу в группах. На занятиях обсуждались ответы на данные вопросы. Самые активные знатоки родного края получили право принять участие в школьной интегрированной интеллектуально-познавательной игре «Хочу всё знать!»

На этапе проведения игры организаторам очень важно создать атмосферу интеллектуального праздника на игре, через продуманное музыкальное и художественное оформление зала, атрибуты игры при входе в актовый зал, игроки выбирают жетон по цвету игрового стола (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный). В каждой команде должно быть по 2 игрока с параллели. Всего в команде 8 игроков разного возраста.

На игре атмосфера взаимовыручки, сотрудничества, радости познания и, конечно же, присутствует дух соревнования. Старшие ребята в команде помогают младшим, первоклассники учатся сотрудничать, прислушиваться к мнению старших. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся начальной школы и обязательно включать минутку отдыха. Физминутка «Мои любимые питомцы» создана на основе материалов (фотографий), принесённых детьми для фотовыставки.

Для того чтобы интеллектуально-познавательная игра прошла удачно, необходимо помнить некоторые особенности ее проведения:

1. Игра должна приносить удовольствие. Каждый успех учащегося – это его достижение. Радуйтесь этому, это вдохновляет участников на новые победы.

2. Нельзя заставлять играть, лучше – заинтересовать.

3. Не обижайте ребенка в игре.

4. Интеллектуально-познавательные игры требуют от учащихся интеллектуального напряжения. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому, и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь всё более и более трудными заданиями, ребенок развивает такие свои мыслительные операции, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.

5. Перед тем, как предложить учащимся интеллектуальные задания, обязательно попробуйте выполнить их сами. Педагог должен знать ответы на все вопросы и задания игры.

6. Обязательным является соблюдение учащимися правил, которые педагог оглашает в начале игры. Условия проведения и правила игры должны быть четкими и понятными.

7. Характер деятельности всех учащихся должен быть продуман до мелочей.

8. Игра должна соответствовать возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся.

9. В конце игры должен быть подведен итог.

На этапе подведении итогов рекомендуется использовать наградные материалы в виде дипломов для команд участников и медалей для команды победителей и лучшим игрокам.

Интегрированная интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать» рассчитана на учащихся 1-4 классов; планируемое время проведения – 45 минут; место проведения – актовый зал.

Основные цели интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать»: развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся; выявление и поддержка способных, одарённых учащихся, мотивированных к учебно-познавательной и творческой деятельности; содействие воспитанию интереса к истории родного края, города, чувства гордости за свою малую родину.

Для реализации целей предлагаются следующие задачи:

- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

- формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин в практической деятельности;

- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в команде, уважать мнение других;

- формировать потребность к более глубокому изучению истории родного края;

- воспитывать интерес к учебным предметам, стремление получать новые знания через применение цифровых образовательных ресурсов.

Планируемые результаты охватывают личностные универсальные учебные действия и метапредметные результаты.

Личностные универсальные учебные действия:

-                   самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-                   ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать этическим нормам;

-                   гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты включают: регулятивные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия и познавательные универсальные учебные действия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-                   умение предвосхищать результат;

-                   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-                   адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-                   концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

-                   стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-                   ставить вопросы;

-                   обращаться за помощью;

-                   формулировать свои затруднения;

-                   предлагать помощь и сотрудничество;

-                   определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-                   договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

-                   формулировать собственное мнение и позицию;

-                   координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

-                   ставить и формулировать проблемы;

-                   осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-                   узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-                   запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

-                   устанавливать причинно-следственные связи.

Необходимое оборудование для организации игры: выставка книг о природе, карточки-баллы для жюри, мультимедийный проектор, презентация №1, презентация №2, презентация №3 (физминутка), гимн Кузбасса, песни о городе, жетоны для игры с болельщиками «Герб Кузбасса», карточки со стихотворениями о Кузбассе, отличительные элементы для команд на столах, для капитанов команд, наградные материалы, карта Кемеровской области.

Структура интегрированной интеллектуально-познавательной игры «Хочу всё знать»: 1) гимн Кузбасса; 2) стихи кузбасских поэтов; 3) правила игры в команде; 4) выбор капитанов; 5) правила и условия игры; 6) первый раунд 10 минут; 7) подведение итогов 1 раунда; 8) второй раунд 10 минут; 9) игра с болельщиками 7 минут; 10) физминутка «Зверьё моё»; 11) третий раунд 10 минут; 12) четвёртый раунд 10 минут; 13) подведение итогов; 14) выбор лучшего игрока в командах; 15) награждение игроков (см. Приложение 1).

Игру по праву называют восьмым чудом света. Ведь именно в процессе игры, мир детства соединяется с миром науки. Это важнейший вид детской деятельности, поэтому велика ее роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания его нравственных качеств.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Интеллектуально-познавательные игры помогают разнообразить жизнь школьников, вызывают интерес к познавательному общению, удовлетворяют потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Ведь игры только тогда дают результат, когда учащиеся играют с удовольствием. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Реализация идеи проведения интеллектуально-познавательных игр в рамках предметных недель с включением подготовки к ним через занятия по внеурочной деятельности «Мой край родной Кузбасс» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности: патриотизм; терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей; ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие; настойчивость; дисциплинированность; любовь к родине.

С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом, особенно когда они организуются как система. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний. Конструкция игры такова, что педагог имеет возможность наполнять игру своим содержанием, интегрировать содержание из разных предметных областей. Так, в III четверти планируется проведение интегрированной (русский язык и литература) интеллектуально-познавательной игры «Хочу все знать!» по мотивам русских сказок, приуроченную к году литературы в России, в рамках декады гуманитарных наук.

Приложение 1.

 

Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Хочу все знать!»

Звучит гимн Кузбасса.

Ведущий: Мы рады приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре «Хочу всё знать». Сегодня вы покажете, что нового узнали о родном крае, поможете друг другу обогатить свои знания.

Нашу игру торжественно начнём со стихотворения поэта Владимира Иванова. На сцену приглашаются ученики 4 класса.

Песнь о Кузбассе

В российской нашей необъятной шири

Есть край известный.

Край, где мы живём.

Зовут его «Жемчужиной Сибири»,

А мы землёй любимою зовём.

Кузбасс земля особенного рода,

Её не спутать ни с какой другой.

И днём и ночью жаркая работа

Кипит и на земле и под землёй.

Хранит земля несметные запасы.

Щедры поля родимой стороны.

От ритма жизни нашего Кузбасса

Зависит состояние страны.

Шумит тайга.

Зовут к вершинам горы.

Земля отцов нам с детства дорога.

Волнуют сердце милые просторы,

Ласкают взгляд крутые берега.

Гордимся мы твоею доброй славой,

Твоим богатством, наш родимый край.

Кузнецкий край, на благо всей державы,

На счастье нам живи и процветай!

В. Иванов

Ведущий: Работаем мы сегодня в группах. Повторим правила работы в группах:

-          Слушаем и слышим друг друга

-          Работаем тихо

-          Слушаем каждого в группе

-          Работаем дружно

Ведущий: Каждая команда игроков должна выбрать капитана (отличительные знаки кружки по цвету команды, капитан принимает решение о выборе вопроса и назначает игрока, который даёт ответ).

- Посмотрите на экран. В игре вы можете заработать баллы. Мы идём по четырём тропинкам: лесные задачки, Красная книга Кемеровской области, горы и водоёмы родного края, Кузбасс-Родина моя.

Выбор за вами: по какой тропинке пойдёте, какой по сложности вопрос выберете.

Участники выбирают тропинку и вопрос. (Чем больше баллов стоимость вопроса, тем сложнее вопрос).

При выборе (щелчке) тропинки и количества баллов, появляется на экране вопрос, который зачитывает ведущий. В зависимости от сложности вопроса, ведущий может дать время на размышление.

Каждая команда проходит по одному кругу. Ведущие выслушивают ответ команды, и на экране (по щелчку) появляется правильный ответ и интересные факты по данному вопросу. Жюри принимает решение засчитать ли ответ. На информационной доске появляется таблица с полученными баллами. Когда ответ получен, при помощи управляющей кнопки в виде звезды осуществляется переход на слайд со списком тропинок.

Каждая команда проходит 2 круга. Жюри подводит промежуточный итог.

Ведущий: Ребята, пришло время для игры с болельщиками.

Игра с болельщиками. Ведущие задают вопросы. Болельщики дают ответы и за правильный ответ получают значки «Знатока родного края».

Ведущий: Наши болельщики молодцы, хорошо подготовились к игре. Пришло время для минутки отдыха. На неделе естественно-математических наук вы приняли участие в фотовыставке «Мои любимые питомцы». Сегодня наши четвероногие друзья с нами на минутке отдыха (Физминутка)

Ведущий: Продолжаем игру. Проходим ещё по 2 вопроса (по тому же алгоритму).

Итог игры. Жюри подводит итог игры (все баллы показаны на информационной доске). Объявляется команда- победитель.

Ведущий: Задача команд – выбрать лучших игроков. Игрокам встать для заслуженных аплодисментов. Для вручения дипломов и подарков просим на сцену под аплодисменты. Завершим нашу встречу прекрасными поэтическими строками Надежды Чимбаровой, которые автор посвятил родному Кузбассу.

Родному Кузбассу

Люблю, Кузбасс, твои просторы

И красоту лесных озер,

И шорскую тайгу, и горы,

И дымом пахнущий костер,

И на рассвете травы в росах,

И на закате тишину,

Твою чарующую осень

И благодатную весну.

Кузбасс былинный, величавый,

Одной мы связаны судьбой.

Седые Писаные Скалы

Оберегают твой покой.

Кузбасс, Кузбасс моя держава,

Мой отчий дом, мой край родной.

Кузбасс былинный, величавый,

Одной мы связаны судьбой.

                      Надежда Чимбарова

 

Литература:

 

1.                 Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010, – 119 с.

2.                 Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. – №11. – С. 68-71.

3.                 Герасимова А. Н., Герасимова С. А. История Кемеровской области: книга для чтения. – Кемерово: СКИФ – ИПП «Кузбасс», 2007. – 224 с.

4.                 Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

5.                 Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – №3. – С. 9-12.

6.                 Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М.:2010.

7.                 Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: методические материалы к программе «С любовью к городу». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 144 с.

8.                 Программа воспитания школьников «С любовью к городу». 2 – изд., доп. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 20 с.

9.                 Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

10.             Чуракова, Р. Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности 1-4 кл.: учебник.: в 2 ч.; Ч. 1. – М.: Академкнига, 2011. – 240 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тимофеева Марина Геннадьевна, учитель начальных классов г

Тимофеева Марина Геннадьевна, учитель начальных классов г

Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в

Хочу всё знать!» в рамках предметных декад в

Такое содержание образования может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежестких» организационно-педагогических условий

Такое содержание образования может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежестких» организационно-педагогических условий

Данная игра предполагает реализацию следующих этапов: 1) подготовка к проведению; 2) проведение игры; 3) подведение итогов игры

Данная игра предполагает реализацию следующих этапов: 1) подготовка к проведению; 2) проведение игры; 3) подведение итогов игры

В каждой команде должно быть по 2 игрока с параллели

В каждой команде должно быть по 2 игрока с параллели

Игра должна соответствовать возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся

Игра должна соответствовать возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся

Я» как гражданина своего города,

Я» как гражданина своего города,

Познавательные универсальные учебные действия: - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и…

Познавательные универсальные учебные действия: - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и…

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Так, в III четверти планируется проведение интегрированной (русский язык и литература) интеллектуально-познавательной игры «Хочу все знать!» по мотивам русских сказок, приуроченную к году литературы в

Так, в III четверти планируется проведение интегрированной (русский язык и литература) интеллектуально-познавательной игры «Хочу все знать!» по мотивам русских сказок, приуроченную к году литературы в

Земля отцов нам с детства дорога

Земля отцов нам с детства дорога

Выбор за вами: по какой тропинке пойдёте, какой по сложности вопрос выберете

Выбор за вами: по какой тропинке пойдёте, какой по сложности вопрос выберете

Люблю, Кузбасс, твои просторы

Люблю, Кузбасс, твои просторы

Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях /

Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2021