"Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Оценка 4.9

"Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Оценка 4.9
docx
26.09.2021
"Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Гаврилова Татьяна Маратовна

воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко»

Илекского района Оренбургской область

Введение

Старший дошкольный возраст – это время формирования личности и социальных навыков. Для воспитанников 5-7 лет свойственны любознательность, потребность в новых впечатлениях, желание узнавать новое о мире, жажда активной деятельности, как говорил К. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

Приоритетным направлением в деятельности дошкольного учреждения и воспитателя является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Исследовательский подход к приобретению знаний в настоящее время стал актуальным, что подтверждает новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нацеливающий на познавательно-исследовательское развитие "всех категорий воспитанников". Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, четко выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Как отмечает Л.И. Савенков: «Первые проявления взаимной зависимости жизненной успешности и исследовательского поведения у человека можно наблюдать уже с детских лет. Даже в ходе обыденных наблюдений несложно заметить, что от уровня выраженности исследовательских устремлений ребенка напрямую зависят его успехи и в познавательном, и в психосоциальном развитии».

Познавательно-исследовательская деятельность предполагает под собой организованную деятельность, позволяющую ребенку самостоятельно или с помощью взрослого добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Важным человеком в развитии познавательно-исследовательской деятельности в жизни ребёнка является воспитатель. Именно он выполняет роль партнёра-учителя, координатора. Педагогу необходимо поощрять детей, подмечать оригинальность решения проблемы, творческий подход, глубину раскрытия темы. Для этого он должен суметь организовать диалог, который будет стимулировать дошкольников, развивать их творческий потенциал, воспитывать характер, углублять опыт, подчеркивать индивидуальность. Главное для воспитателя – увлечь, «заразить» ребёнка, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к формированию познавательной активности в широком смысле этого понятия. Воспитатель, который оказывает методическую помощь родителям в данном вопросе получает мощную поддержку и качественный результат своей работы. Родители, понимающие суть ситуации, часто сами с интересом вовлекаются в процесс познания с ребёнком – выполняют несложные наблюдения за птицами, выращиванием растений, делают фотографии, подводят ребят к выводам, поддерживают неугасающий восторг и желание продолжать познание. Очень верные строки «Не надо обучать детей, а надо жить с детьми интересной общей жизнью».

Цель: формирование личности, способной анализировать, наблюдать, добывать знания, стремящейся к познанию окружающего мира.

Задачи:

1. Формирование и развитие творческих способностей воспитанников.

2. Развитие наблюдательности.

3. Создание мотивов к познанию.

4. Развитие умений видеть, ставить проблему и находить способ её решения.

Проблема заключается в том, что современных детей становится все сложнее заинтересовать, поскольку все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки и т. п. Воспитатель, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны технических средств, нацелен идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы взаимодействия с ребёнком.

Прежде чем начать работу по организации продуктивной познавательно-исследовательской деятельности я изучила литературу ведущих отечественных педагогов по данному вопросу. Особенно познавательные, ёмкие труды с четким описанием работы и разработкой диагностических материалов, методическим сопровождением я нашла у Л.М. Маневцевой, А.И. Ивановой, А.И. Савенкова в книге «Маленький исследователь». Мною были взяты за основу рекомендации и основные принципы организации познавательно-исследовательской деятельности А.И. Савенкова.

 

1. Основные аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности.

 

Главная задача современного образования — не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей эти знания добывать. Только на этой основе можно обеспечить превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребенком. Ребенок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.

Особое внимание уделяется личностным качествам, с детства у ребенка должны формироваться такие понятия и качества как любознательность, вера в свои силы, умение находить пути решения в проблемных ситуациях, наблюдательность, заинтересованность, инициативность, умение высказать предположения и доказать его, креативность, умение воображать, фантазировать, предполагать – все эти умения помогут ребёнку перенести опыт с «детских» ситуаций во взрослую жизнь и облегчат «взросление» ребёнка в целом и помогут в его социальном развитии.

Формирование таких умений обеспечивает организация познавательно-исследовательской деятельности. С самого раннего детства ребёнок – исследователь, все познает в игре, через элементарные наблюдения, собственные сравнения и эксперименты – этот период, так сказать, подготовительный к периоду «серьёзных» открытий.  Очень важная работа по становлению личности и развитию личностных качеств особое внимание приобретает в старшем дошкольном возрасте. Именно теперь воспитатель ненавязчиво учит ребят наблюдать, задавать вопросы, проявлять интерес, делать выводы. Роль воспитателя в этот момент неоценима.  Педагог, подготовленный к решению задач познавательно - исследовательского развития, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений. Основные из них:

• Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед воспитанниками реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.

• Уметь увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.

• Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.

• Уметь быть терпимым к ошибкам воспитанников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение.

• Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.

• Уметь стимулировать воспитанников на деятельность.

• Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

Главная особенность в организации познавательно-исследовательской работы в детском саду — активизировать работу детей в образовательной и воспитательной деятельности, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности, путем развития познавательно-исследовательских навыков.

В современной теории познавательно-исследовательской деятельности выделяется три уровня его практической реализации: начальный, промежуточный и высший уровни.

 

Начальный уровень

Промежуточный уровень

Высший уровень

Воспитатель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти воспитанникам

Воспитатель ставит проблему, но уже метод ее решения воспитанник ищет самостоятельно

На третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются воспитанниками самостоятельно

 

Начиная свою работу, воспитатель поэтапно даёт понятия воспитанникам о работе и научает их действовать самостоятельно.

Под общими познавательно-исследовательскими навыками понимают следующие:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• готовить собственные мини-доклады;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Работа по организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду:

 

 

Работа по организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

 

Диагностика уровня развития познавательно-исследовательских навыков

Организация познавательно-исследовательской деятельности в воспитательном процессе

Организация познавательно-исследовательской деятельности в образовательной деятельности

 

 

2. Диагностика уровня развития познавательно-исследовательских навыков.

 

Стоит отметить, что диагностика уровня познавательно-исследовательских навыков важна для педагога. В процессе работы воспитатель может (а лучше это делать) периодически проводить для качества работы диагностику соответствующих навыков. Проводимая диагностика показывает какие навыки у учащихся сформированы хорошо, а какие слабо. Изучение исследовательских способностей я провожу с помощью наблюдений в играх (примеры игр представлены в разделе «Организация познавательно-исследовательской деятельности в воспитательном процессе») и авторских методик.

 

Диагностика умения задавать вопросы «Вопрошайка» (по М.Б. Шумаковой)

Цель: изучение познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста, умения задавать вопросы.

Инструкция: подобрать две картинки: одна близка детям по содержанию, на другой должны быть изображены незнакомые для них объекты. Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Вопрошайка»: «Ты можешь спрашивать обо всем, что тебе хочется узнать о предметах, изображенных на картинках» (см. Приложение 1).

Обработка данных:

1) широта охвата предметов, изображенных на картинках;

2) количество вопросов, задаваемых ребенком;

3) тип вопросов:

– 1-й тип – устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «Чем занимаются дети?», «Что это за предмет?» и т. п);

– 2-й тип – определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?» и т.п.);

– 3-й тип – причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («почему у верблюда намордник?», «Зачем в комнате шкаф в виде акулы?», «А что если дети замерзли?» и т.п).

– 4-й тип – вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мягкая мебель в виде фруктов, потому что тот, кто живет в этой комнате, любит фрукты?»», «Девочка плачет, потому что она потерялась?», «Люди передвигаются на верблюдах, потому что песок горячий?» и т.п.).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3-4 вопроса всех типов; 4-7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2-3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0-1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень: 10-8 баллов – высокий уровень; 7-4 балла – средний уровень; 3-0 баллов – низкий уровень. (Приложение 1)

Диагностика любознательности  «Сказка» (по В.С. Юркевич)

Цель: выявление степени выраженности любознательности у дошкольников.

Инструкция: ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго. Затем, воспитатель спрашивает у ребенка о том, какую сказку он хочет послушать.

Обработка данных: высокий уровень любознательности (3 балла) – ребенок выбрал сказку про манго, интересовался незнакомым предметом у взрослого: какой он на вкус, ощупь, какого цвета бывает; средний уровень любознательности (2 балла) – ребенок выбрал сказку о знакомом фрукте, но также задавал вопросы взрослому о неизвестном фрукте; низкий уровень любознательности (1 балл) – ребенок выбрал сказку о знакомом фрукте, не проявив интереса к незнакомому.

Диагностика познавательной самостоятельности «Перевертыши»

( по Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой)

Цель: выявление уровня развития компонентов познавательной самостоятельности.

Инструкция: дошкольнику предлагается картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага (все изображено на поверхности воды в аквариуме); деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина (все на дне аквариума). Кроме рисунков, на столе рядом с ребенком находятся различные предметы: деревянный кораблик, железный гвоздь, камни, бумага,

тяжелая машина, пустая пластмассовая банка и таз с водой.

В ходе эксперимента ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и педагог спрашивает: «Что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Как узнать точнее?».

Дошкольник мог предложить проверить свои догадки экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе.

Обработка данных: в зависимости от того насколько ребенок был самостоятелен в ходе обследования, как часто он прибегал к помощи взрослого определяется уровень развития познавательной самостоятельности.

На основе наблюдений за ребенком определяется уровень сформированности познавательной самостоятельности:

– высокий уровень (10-8 баллов) – ребенок отвечает на вопросы воспитателя, самостоятельно проверяет свои догадки путем отбора необходимых предметов или проведения эксперимента;

– средний уровень (7-4 баллов) – ребенок выдвигает гипотезы, просит взрослого помочь проверить его догадки, отвечает на задаваемые вопросы;

– низкий уровень (3-1 балл) – ребенок испытывает трудности, отвечая на задаваемые вопросы, часто просит помощи у взрослого, отказывается выполнять задание.

Диагностика проявления творческого мышления , воображения

«Дорисовывание» (по Е.П. Торренсу)

Цель: изучение сформированности параметров творческого мышления.

Инструкция: воспитатель предлагает ребенку лист бумаги с нарисованными рядами одинаковых контурных изображений (см. Приложение 3); просит придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

Обработка данных: каждая новая идея оценивается в один балл, 0 баллов – отказ от выполнения.

– высокий уровень (8-7 баллов) – в выполнении заданий ребенок проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы;

– средний уровень (6-5 баллов) – ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы;

– низкий уровень (до 5 баллов) – ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий.

 

3. Организация познавательно-исследовательской деятельности в воспитательном процессе

 

Ребёнок находится в детском саду весь день, его деятельность полностью подчинена режиму дня. Работа воспитателя делится на образовательную деятельность и воспитательную. После окончания образовательной деятельности начинаются режимные моменты, в ходе которых я корректирую те показатели, которые получила в результате диагностики. Происходит это не заметно для ребенка – в игре, индивидуальном взаимодействии, на прогулке. Повсюду у маленьких «любопышек» возникают вопросы, но я никогда не даю им готовых ответов. Конечно на первоначальном этапе, я делаю акцент на каком-то предмете или явлении, например, выйдя на прогулку: «Ах, какая погода сегодня!» И ребята начинают задавать вопросы «А какая?», «А почему Вы так сказали?» и тут я направляю их на мыслительную деятельность детально, поэтапно у нас разворачивается наблюдение за погодой, с предположениями, гипотезами, выводами. На втором этапе в этой же ситуации выйдя на улицу я могу спросить: «Что замечаете?», ребята ответят: «Сегодня пасмурно!». «А почему так происходит?» - вопрос воспитателя и последует наблюдение за облаками, с рассуждениями, предположениями и находкой правильного решения. А вот на  третьем уровне (как правило это подготовительная группа), выйдя на улицу ребята спрашивают сами «Татьяна Маратовна, а сегодня был дождь! А интересно дождевая вода похожа на питьевую?», затем строят домыслы, высказывают предположения, решают подкрепить их экспериментом, набирают дождевой воды и проводят опытническую деятельность, делают достоверные выводы – работа выполняется самостоятельно, я выполняю роль координатора! Это очень интересно, воспитанники проживают не план воспитателя, записанный в тетради, а свою детско-исследовательскую жизнь, а вместе с тем и нам, воспитателям, дают возможность креативно думать о завтрашнем дне и планировать свою работу, согласно уровню развития детей. И так во всей деятельности.

Но кроме всего этого следует сказать, что делать – это хорошо, но нужно, чтобы ребёнок умел и поделиться этими знаниями, для этого в свободной деятельности я организую работу по созданию книжек-малышек, авторами в которой прописаны – ребята группы. А затем дети презентуют этот опыт на родительских собраниях, всеобучах, в группе перед сверстниками. Происходит это следующим образом:

·         Итог познавательно-исследовательской деятельности мы оформляем в рассказ или сказку.

·         Занимаемся над созданием книжки – я-воспитатель печатаю рассказ со слов детей (т.к. дети еще не умеют писать, обычно это происходит в тихий час), а ребята создают иллюстрации к книге (кто хочет, рисуют согласно сюжету – что хотят). Затем все вместе вклеиваем в книгу иллюстрации, согласно сюжета.

·         Презентуем наш опыт/знания родителям, друг другу, сотрудникам детского сада, ребятам других групп.

На этапе презентации своей работы мы выполняем этап настоящей исследовательской работы – защиту своего проекта. Детям очень нравится такая форма защиты. Мы можем задать вопросы по книге, что также отвечает правилам познавательно-исследовательской деятельности.

В группе создана «Копилка знаний», куда мы помещаем эти книги.

Хочу отметить, что в работу по развитию познавательно-исследовательских навыков я активно включаю родителей. С этой целью записываю им видеоролики, в которых привожу примеры работы, раскрываю значимость такой деятельности, оказываю методическую помощь и, конечно, показываю результат, предоставляя видеозапись ребёнка с подобной презентации. Организовываю родительские собрания, вебинары, мастер-классы, касающиеся вопросов познавательного развития дошкольников, предлагаю родителям памятки, буклеты.

В период самоизоляции дети под координацией родителей выполняли исследовательские работы, по той теме, которая интересует ребёнка, после выхода ребята презентовали свои книги. Полкунов Макар представил исследовательскую работу «Какой корм любят птицы?», Шустикова Анна рассказала о истории одного зёрнышка, много других работ было сделано ребятами.

Для развития познавательно-исследовательских навыков провожу упражнения по методике Савенкова А.И.

В процессе воспитательной работы мы работаем над формированием умения видеть проблему, тут используются такие упражнения:

«Посмотрите на мир чужими глазами» (работа с неоконченным рассказом)

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание — «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. 

Интересными заданиями для ребят становятся упражнения, направленные на «Составление рассказа от имени другого персонажа».

Задание детям формулируется примерно так:

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

При выполнении этого задания всегда поощряю самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Эмоционально отмечаю каждый неожиданный поворот сюжетной линии, обращаю внимание воспитанников на каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ.

Эффективные упражнения типа «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его начало или окончание. Воспитатель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале.

Примеры концовок:

«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».

«…Маленький щенок приветливо вилял хвостом».

«…Котенок сидел на дереве и громко мяукал».

Часто использую в работе упражнения типа «Назовите как можно больше признаков предмета»

Называю какой-либо предмет или явление. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин, машина, погода… Задача детей — называть как можно больше возможных признаков этого предмета- назвать какой он? Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?». Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.), дождь, снежинки. Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хорошим развивающим заданием будет предложение нарисовать эти листья с натуры или по памяти, или слепить из пластилина.

Задание «Тема одна — сюжетов много»

Детское рисование как один из путей реализации детского исследовательского поведения таит в себе поистине неисчерпаемые возможности интеллектуально-творческого развития ребенка. Педагоги В.Н. Волков и В.С. Кузин разработали интересное задание, развивающее способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень» («Город», «Лес» и др.): раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу.

Умение выдвигать гипотезу. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Гипотеза — это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза — это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение. «Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? (Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь?)».  Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? «Предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «допустим, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета»; «а может быть, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «вероятно, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»

Приведём несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы:

·         Назови самые правдивые причины событий:

«На улице холодно, потому что…»

«Птицы улетели на юг, потому что…»

«Человек сердится, потому что…»

«Вика сегодня радостная, потому что…»

·         Назови самые фантастические, неправдоподобные причины этих же событий.

·         Упражнения на обстоятельства.

·         При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

• ветка дерева;

• телефон;

• кукла;

• фрукты;

• игрушечный автомобиль;

• книга;

 • самовар;

• барабан.

Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведем еще несколько упражнений:

• Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

• Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?

• Почему цветы имеют такую яркую окраску?

• Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

• Почему Луна не падает на Землю?

• Почему в космос летают ракеты?

 Надо предложить несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей.

Важным умением является умение задавать вопросы. Для развития этого умения можно использовать такие упражнения: «Исправь ошибку». Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических. Список этот взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».

«Строганок — то, чем строгают.

Копатка — то, чем копают.

Колоток — то, чем колотят.

Цепля — то, чем цепляют.

Вертуция — то, что вертится.

Лизык — то, что лижет.

Мазелин — то, чем мажут.

Кусарики — то, что кусает».

«Найди загаданное слово» - дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая связь. Например в вопросе про арбуз звучит не «Что за ягода?», а «Что за предмет?».

«Угадай, что за предмет». Воспитаннику даётся карточка с предметом, никто больше не видит, что там изображено, ребята постепенно задают вопросы и узнают, что за предмет нарисован на карточке. Примеры вопросов «Это мягкое?», «Это дышит?», «Это едят?».

Учимся давать определения понятиям. «Определите общее понятие» Задание – попробуйте обобщить понятия:

·         Кровать, стул, стол, диван

·         Редис, картофель, лук, помидор

·         Соловей, синица, снегирь, воробей

·         Карась, пескарь, окунь, щука

«По данным определениям назови предмет»:

«… - дом птиц на дереве»

«… - время года после осени»

«… - лес, где растут хвойные деревья»

«… - водоём, содержащий солёную воду».

«Выявление причин и следствий». Задание – определите, что является причиной, а что следствием (что было сначала, а что потом).

·         Смех, шутка

·         Мокрые деревья, дождь, лужи

·         Снег, мороз, зима, вьюга

·         Осень, желтые листья, серое небо

Важным средством развития умений давать определения понятиям у детей дошкольного возраста являются обычные загадки, сочинение сказок, игра «Доскажи словечко».

Учимся классифицировать. Для развития умения классифицировать используем такие упражнения как «Четвёртый лишний», «Чем отличаются, похожи эти предметы».

Учимся делать выводы, умозаключения. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения можно воспользоваться такими упражнениями:

Скажите, на что похожи: узоры на ковре, облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки. Следующая группа упражнений на поиск предметов, имеющих общие признаки, и в этом плане способных считаться аналогичными, несколько сложнее:

Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).

Усложним задание. Назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.

Аналогичное задание. Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Учимся представлять результаты работы. Результаты своей работы мы оформляем в какой-то продукт (об этом писала выше), в нашем случае – это книга или какой-то рисунок, выполненный в различных техниках, который потом ребята презентуют родителям, сверстникам, сотрудникам детского сада. Это первая ступень к формированию понятия «защита исследовательской деятельности».

 

4. Организация познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.

 

В контексте познавательно-исследовательской деятельности большое внимание и значение уделяю такой форме организации занятий как квест-игра.

В переводе с английского (Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений» – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче,

которые могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.14

Квест-технологии в образовании и воспитании детей начали широко применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень [14].

В образовательном процессе квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребенка, самостоятельность действий, проявление смекалки и настойчивости, и способствующая полному погружению в происходящее. Данный формат игры приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми [1].

Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Она становится отличной возможностью для педагога увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду. Образовательный квест помогает педагогу вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Для того, чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога требуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает в роли координатора, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребенка.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

1) образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции;

2) развивающая – развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности;

3) воспитательная – воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию, отвечать уровню знаний и умений детей, задания должны быть логически связаны друг с другом, методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приемами. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Главное преимущество квеста в том, что такая форма ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Выделяют следующие виды игр-квестов:

1) по числу участников:

а) одиночные;

б) групповые;

2) по продолжительности:

а) кратковременные;

б) долговременные;

3) по содержанию:

а) сюжетные;

б) несюжетные.

4) в зависимости от сюжета квесты могут быть:

а) линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

б) штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

в) кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг: команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

5) по форме проведения:

а) соревнования;

б) проекты, исследования, эксперименты [4].

В качестве заданий в играх-квестах используются:

1) поиск «сокровищ»;

2) расследование происшествий (хорошо для экспериментальной

деятельности);

3) помощь героям;

4) путешествие;

5) приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

 

 

 

 

 

При подготовке к квест-игре педагогу необходимо

 

1. Определить цели и задачи квест-игры

2. Составить сценарий образовательной деятельности в форме квест-игры, разработать легенду

3. Заранее выбрать и подготовить место проведения (создать антураж каждой зоны для проведения действий)

4. Подготовить музыкальное сопровождение

5. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута

сформировать состав участников (педагоги, дети, родители),

рассчитать количество организаторов и помощников;

 

 

Так же в ходе подготовки квеста для дошкольников нужно помнить четыре основных условия:

1) игры должны быть безопасными: недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец;

2) вопросы и задания должны соответствовать возрасту: очень редко дети 5-7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех зарубежных президентов;

3) недопустимо унижать достоинство ребенка, к примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен;

4) споры и конфликты надо решать только мирным путем [7].

Игровые события квеста разворачиваются в определенной последовательности.

1. Пролог – вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент

соревнования в игру или нет, конечная игровая цель – общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Организационная часть квеста также включает:

·         распределение детей на команды;

·         знакомство с правилами;

·         раздачу карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме может быть представлен порядок прохождения игровых точек.

2. Экспозиция – прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. На этом этапе предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).

Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники могут быть объединены в игровые команды, либо все находиться в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

3. Эпилог – подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. На этом этапе для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии участникам могут задаваться следующие вопросы

·         Что вызвало наибольший интерес?

·          Что узнали нового?

·         Что показалось трудным?

·         Довольны ли вы своими результатами?

·         Что получилось, а над чем нужно еще поработать? [7].

В ходе проведения квеста детей сопровождает взрослый (педагог), задача которого – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия. В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Таким образом, квест – это игра, которая позволяет проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности. Это отличный инструмент в организации познавательной деятельности детей.

В организацию квест-игр всегда включаю родительскую общественность. Родители всегда в курсе, что мы сегодня изучаем и как, помогают нам приготовлением атрибутов, аудио – сопровожением. Квест-игра любима не только взрослыми, но и детьми.

 

Заключение.

 

Делая большой акцент на организацию познавательно-исследовательской деятельности решаются многие вопросы личностного развития. Методы и упражнения, при помощи которых мы учим ребят добывать знания, учим наблюдательности в обычной жизни, учим размышлению, познанию – это хорошая базовая площадка для детей, для развития их личности, для нахождения своего дела в дальнейшем.

Я считаю, что такая деятельность является предпосылками к тому, что в последующем выпускник, став учеником, справится с изменениями в социальной жизни более легко и интересно, найдет занятие по душе, более легко сможет социально адаптироваться в различных ситуациях, сможет совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к современным условиям. Важно давать проявляться любознательности дошкольников, дополняя, направляя, наполняя её.

 

Список литературы:

 

1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности: учебное пособие. – Рязань: Издательство РГПУ, 1994.

2. Безрукова В.С. настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: «Дома учителя», 2002.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.

4. Гавришова Е. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач. // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5.

5.Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013.

6. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для детей 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 64 с.

7. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017.-  №4.

8. Методики диагностики познавательного развития дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/katalog-metodikpedagogicheskih-diagnostik

9. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. // Педагогическое образование и наука. – 2011. - №

10.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции. – М., «Первое сентября», 2007 г.

11. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания.  – М., Национальный книжный центр, 2017.

12. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие познавательных способностей. – М., Национальный книжный центр, 2015.

13. Савенков А.И. Методика проведения исследований в детском саду. – М., «Учебная литература», 2007.

14. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие/А.И. Савенков. – М.: Ось-89, 2006.

15. Сиденко А.В. Игровой подход в обучении. // Народное образование. – 2000. – №8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Памятка для родителей

Для успешных занятий исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

·         желание самого ребёнка;

·         благоприятная среда;

·         грамотный доброжелательный помощник-взрослый (воспитатель, родитель).

Уважаемые родители! ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Работа над исследованием предусматривает несколько этапов:

·         Выбор темы исследования или проекта.

·         Выдвижение первоначальных идей.

·         Выбор лучшей идеи.

·         Планирование исследовательской или проектной деятельности.

·         Оценка и самооценка исследования или проекта.

·         Презентация проекта

Как работать с ребенком:

·         помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

·         помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор;

·         помочь спланировать работу с учётом занятости ребёнка;

·         обсудить, что может сделать сам ребёнок, без Вашей помощи;

·         помочь найти возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на

небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Правила для родителей

1.Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, в стремлении решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

2. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Постарайтесь ответить на все их вопросы.

3. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

4. Меньше наставлений, прямых инструкций.

5. Поддерживайте инициативу.

6. Выделите время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

7. Будьте терпеливы.

8. Постарайтесь поддержать, если что-то не получается.

9. Учите доводить дело до конца.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Введение Старший дошкольный возраст – это время формирования личности и социальных навыков

Введение Старший дошкольный возраст – это время формирования личности и социальных навыков

Воспитатель, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны технических средств, нацелен идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые…

Воспитатель, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны технических средств, нацелен идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые…

Главная особенность в организации познавательно-исследовательской работы в детском саду — активизировать работу детей в образовательной и воспитательной деятельности, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким…

Главная особенность в организации познавательно-исследовательской работы в детском саду — активизировать работу детей в образовательной и воспитательной деятельности, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким…

Диагностика умения задавать вопросы «Вопрошайка» (по

Диагностика умения задавать вопросы «Вопрошайка» (по

В ходе эксперимента ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и педагог спрашивает: «Что здесь нарисовано?

В ходе эксперимента ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и педагог спрашивает: «Что здесь нарисовано?

А вот на третьем уровне (как правило это подготовительная группа), выйдя на улицу ребята спрашивают сами «Татьяна

А вот на третьем уровне (как правило это подготовительная группа), выйдя на улицу ребята спрашивают сами «Татьяна

Задание — «продолжить рассказ»

Задание — «продолжить рассказ»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему

Важным умением является умение задавать вопросы

Важным умением является умение задавать вопросы

Аналогичное задание. Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный

Аналогичное задание. Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию ,…

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию ,…

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию ,…

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию ,…

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха

Савенков А.И. Методика проведения исследований в детском саду

Савенков А.И. Методика проведения исследований в детском саду

Приложение 1

Приложение 1

"Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

"Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Приложение 2 Памятка для родителей

Приложение 2 Памятка для родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2021