МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  • docx
  • 07.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» В связи с модернизацией такой формы работы с родителями как родительские собрания, в настоящее время педагоги используют нетрадиционные формы их проведения: спортивные праздники, КВН, вечера досугов, собрания с использованием медийных средств: слайд шоу, видеофильм и др. Родительское собрание – это коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих Учреждение. Максимальная продолжительность – 1-1, 5 ч (60 мин. с родителями, 20 мин. с участием детей). Проведение собрания требует тщательной подготовки, своего рода «сценария». Помощь в подготовке и проведении может оказать родительский комитет группы и отдельные активные родители. Как правило, родительское собрание состоит из 2-х частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации для родителей по интересующим их вопросам. Основным методом собрания должен стать диалог. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы: лекция; дискуссия; исследование; социально-педагогический тренинг; психологические игры; диагностика и т. д. Основные этапы подготовки родительского собрания: 1) выбор темы собрания; 2) определение целей родительского собрания; 3) изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по теме; 4) распределение обязанностей по подготовке родительского собрания; 5) проведение микроисследования в обществе детей и родителей; 6) приглашение родителей и других участников собрания (руководителя, старшего воспитателя, врача, медсестры, учителя-логопеда, психолога и др.); 7) подготовка конкурсов, выставок по теме собрания, совместной деятельности родителей и детей (если требуется); 8) запись ответов детей по теме собрания; 9) определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников; 10) разработка сценария собрания; 11) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям; 12) оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Виды родительских собраний; организационно; ознакомительное (с аналитическими материалами из жизни Учреждения и группы); собрание по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации; совместное с воспитанниками и родителями; тематическое; собраниедиспут; собрание в форме семинара-практикума; отчетное (итоговое); информационнопросветительское; вечер вопросов и ответов; в форме устного журнала; ток-шоу и др. Важно следить за временем и завершить собрание в установленное время. Если один из вопросов останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в формате консультации. Специально следует дать время для индивидуального общения с родителями и родителей между собой. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку, что он главный воспитатель. Требования к составлению разработки родительского собрания: 1) четко прописан целевой компонент; 2) продуманы способы мотивации участников (детей, родителей, педагогов) на предстоящую деятельность; 3) предусмотрен этап целеполагания, участниками поставлена (принята) индивидуальная цель, направляющая их активность к достижению результата; 4) представлены средства решения поставленных целей; 5) определены способы работы педагога с детьми в логике управления их деятельностью по достижению результата; 6) указаны способы подведения итога и рефлексии образовательных достижений участников [8;71]. Основная часть Значение семинаров и семинаров-практикумов в работе с родителями также важно, как и в работе с педагогами дошкольного учреждения. Семинар может быть постоянно действующим и временным. Руководителем семинара могут быть заведующий или старший воспитатель, приглашенные специалисты. В проведении его участвуют воспитатели, специалисты(педагог-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медсестра и др., а также сотрудники детского сада. На семинаре происходит обсуждение вопросов, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. К семинару-практикуму возможно проведение анкетирования родителей по теме семинара-практикума, заранее предлагаются вопросы для дальнейшего обсуждения во время семинара, а также выполнение какого-либо домашнего задания (изготовление поделок, приготовление каких-то блюд и др.). «В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии для выработки единой позиции по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя. Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей является важной формой работы» [2;67]. В ФГОС ДО в главе «III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» указывается в «п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы (дошкольного образования) должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: … 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность». В «п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: … 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». «Поэтому организация семинара-практикума для родителей является важной формой работы. К проведению его привлекаются разные специалисты. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, а руководитель семинара будет внимательным наблюдателем и советчиком. О своих наблюдениях он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные советы о методах индивидуального общения с ребенком. Такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет» [2;63]. При разработке плана-конспекта проведения семинара-практикума важно определить и продумать цели и задачи, которые должны быть решены в процессе работы семинара. Важно продумать способы включения всех участников семинара в обсуждение темы. Нужно активизировать родителей, они не должны быть только пассивными слушателями, воспринимающими предложенную информацию. К методам активизации родителей относятся: примеры; вопросы к слушателям; ситуации для анализа. По итогам семинара можно оформить выставку работ. Важный вопрос – место проведения семинара. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната, музыкальный или спортивный залы, выставочный зал, сквер и т. д. в зависимости от тех задач, которые должны решать участники семинара. Если семинар рассчитан на несколько занятий, то необходимо подготовить памятку его участникам. В ней следует указать тему, место и порядок проведения каждого занятия, перечень вопросов, список литературы, с которой полезно предварительно ознакомиться