Министерство науки и высшего образования РФ
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»
Методические рекомендации
по организации учебной практики
ПМ.02 «Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства»
студентов 3-го курса специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Самара, 2021
Рассмотрены Предметно-цикловой комиссией Председатель ПЦК_______ И.А. Тышковская Протокол № __ от «__»_____2021 г.
|
Одобрен ы Зам. директора по УП и НМР _____________Ю.И. Дудникова __ от «__»_____2021 г. |
Утверждены
Зам. директора по УВР
_________________О.В. Панова
«___»_________2021 г.
Разработчик:
Панова Ольга Владимировна - преподаватель высшей квалификационной категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО «НИУ МГСУ»
Содержание
Цель геодезической практики………………………………………………………...4
Порядок прохождения практики………………………………………………….….4
Обязанности бригадира и члена бригады…………………………………………...4
Некоторые требования по охране труда и технике безопасности……….…….….4
Обращение с геодезическими инструментами ………………………………….....5
Организация работ на практике……………………………………………………...5
Содержание практики……………………………………………….………………..6
Перечень документов отчета по геодезической практике………………………...8
Образец отчета по учебной практике…………………………………....…..……..9
Список использованных источников……………………………………………....24
ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1. ЦЕЛЬ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Задача учебной геодезической практики – углубить и закрепить теоретический материал, а также усвоить правила и приёмы производства геодезических работ на местности. За время практики учащиеся должны приобрести навыки производства теодолитных и нивелирных работ, научиться обрабатывать геодезические полевые материалы, производить разбивочные геодезические работы.
2. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Геодезическая практика проводиться на территории учебного полигона. Продолжительность рабочего дня должна составлять 6 часов. Начало рабочего дня устанавливается учебной частью в зависимости от местных условий.
Для прохождения практики каждая учебная группа делится на бригады (4-6 человек). Бригады утверждаются учебной частью после согласования с классным руководителем данной группы. При пропусках или опозданиях учащиеся лишаются права прохождения практики в данном потоке. В этих случаях по разрешению директора практику можно пройти с другим потоком или перенести на следующий год.
Каждое новое задание выдаётся бригаде лишь при точном выполнении всех предыдущих заданий и удовлетворительном оформлении соответствующих документов. В первый день практики учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности на геодезических работах (без изучения правил техники безопасности и проверки знаний учащиеся к практике не допускаются).
3. ОБЯЗАННОСТИ БРИГАДИРА И ЧЛЕНА БРИГАДЫ
Бригадир обязан:
Своевременно получать и сдавать необходимые инструменты и оборудование, а также организовать их надежное сбережение;
Обеспечить участие каждого члена бригады во всех видах и стадиях работ;
Добиваться высококачественного выполнения заданий в сроки, установленные календарным графиком;
Следить за порядком и дисциплиной в бригаде;
Вести краткий дневник, отмечая в нём ход выполнения заданий и распределения обязанностей в бригаде.
Каждый член бригады обязан:
Строго соблюдать распорядок дня, своевременно повторять теоретические основы производства геодезических работ, принимать активное участие во всех их видах и стадиях;
Выполнять правила техники безопасности;
Бережно обращаться с геодезическими инструментами, соблюдать требования по охране природы.
За повреждение инструментов материальную ответственность несёт вся бригада.
4. НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Вешки и штативы нельзя переносить острыми концами назад. При ведении работ вдоль дорог и проездов необходимо выделить сигнальщика, предупреждающего бригаду о приближении транспорта. Полевые работы должны быть прекращены при приближении грозы. Запрещается работать обнаженными, а в солнечные дни – с непокрытой головой. Не разрешается работать босым, лежать на сырой земле и сидеть на камнях. Купание во время практики возможно только с разрешения руководителя практики под надзором опытного пловца из числа учащихся. Запрещается загрязнять территорию участка и разводить костры. При работе с топором надо следить за тем, чтобы не поранить себя и стоящих в близи людей. Нельзя перебрасывать друг другу шпильки, предназначенные для измерения линии, запрещается перебрасывать друг другу вешки.
Знание правил техники безопасности на геодезических работах проверяется преподавателем и оформляется росписью учащихся в контрольном листе.
5. ОБРАЩЕНИЕ С ГЕОДЕЗИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Запрещается передача инструментов или их обмен между бригадами, несущую за них полную материальную ответственность. В случае порчи или утери государственного имущества бригада возмещает техникуму стоимость инструмента или его ремонта.
Особое внимание обращается на способ укладки теодолита и нивелира в ящик (футляр). Теодолит должен быть уложен при положении вертикального круга справа от трубы, объективом внутрь ящика. При этом разрешается брать теодолит только за втулку лимба и лимб, но не за трубу или её подставки. При свободном входе инструмента в ящик завинчивают закрепленные винты инструмента и упаковочные винты ящика При укладке инструмента нельзя допускать никаких усилий. Необходимо предохранять инструменты от ударов, случайных падений. Во избежание порчи оптической системы инструмента не следует работать во время дождя. Протирать инструмент надо чистой мягкой салфеткой. После протирки инструменту дают просохнуть, а затем упаковывают. Недопустимо оставлять инструменты в поле без присмотра, а также прислонять инструменты со штативом к стенке. При переносе инструмента с одной станции на другую штатив следует держать вертикально, прислонив к плечу. Все зажимные винты должны быть закреплены. Не следует применять усилие для вращения какой-либо части инструмента. Прежде чем вращать какую – либо часть инструмента, необходимо открепить соответствующий зажимной винт. После работы инструмент надо протереть от пыли. При работе с лентой нельзя допускать образования петель, необходимо следить за тем, чтобы ленту не переезжал движущийся транспорт. Хранить ленту нужно очищенной от грязи и намотанной на кольцо. При работе с рейками и вешками запрещается ударять ими по колышкам, сушить у огня, загрязнять пятки реек и использовать рейки и вешки для переноса груза. При измерении углов или при нивелировании не оставлять рейки и вешки без присмотра во избежание их поломки или пропажи.
В целях сохранности инструментов бригадир обязана назначить ответственного за каждый инструмент.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ НА ПРАКТИКЕ
Каждый член бригады должен выполнить все элементы работы. Все учащиеся обязаны вести журнал измерения углов, нивелирный и пикетажный журналы, делать необходимые схемы, зарисовки, расчеты. Вести эти документы следует только простым карандашом. При необходимости исправлении записи её надо аккуратно перечеркнуть, а верный результат записать сверху.
Зачет по геодезической практике производится в последний день практики. К этому дню должны быть закончены все полевые, вычислительные и графические работы. Вся полевая документация считается действительной только в подлиннике. Переписка и перерисовка не допускается. Камеральная обработка материалов ведется в туши на чертёжной и миллиметровой бумаге с соблюдением правил топографического черчения. Оформление чертежей должно соответствовать приводимым в методическом указании образцам.
Бригада представляет материалы только в одном экземпляре, уложенными в папку с соблюдением технической последовательности производства геодезических работ и пронумерованными. На каждом документе должны быть указаны даты и фамилии исполнителей. К отчету должны быть приложены: справка заведующим геодезическим кабинетом о сдаче инструмента и справка заведующего библиотекой о сдаче учебной литературы по геодезии.
Отчет принимается руководителем практики в присутствии всех членов бригады с опросом по существу выполненных работ. При оценки знаний учащихся учитываются, как ответы на поставленные руководителем вопросы, так и степень участия их в процессе геодезической практики во всех видах работ. Критерием оценки работы бригады в целом служат хорошие знания учащихся, дисциплина бригады, общая слаженность в работе, качество полевых записей, точность работ. Оценка каждому учащемуся записывается в классный журнал и зачётную книжку.
7. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
ТЕОДОЛИТНЫЕ РАБОТЫ
1-й день. Организационные работы. Поверки и юстировки теодолита.
Поверки нивелира.
Общий инструктаж обучающихся. Инструктаж по технике безопасности. Разделение учащихся на бригады. Получение инструментов и закрепление их за бригадами.
Основные поверки нивелира. Пробное измерение превышений.
Основные поверки теодолита. Пробное измерение горизонтальных углов.
2-й день. Инженерно-геодезические задачи
Способы вынесения основных осей здания на обноску.
Закрепление основных осей здания на обноске. Закрепление основных осей здания створными знаками и окрасками.
Передача проектной отметки на дно котлована при двух горизонтах инструмента.
Вынесение на обноску отметки чистого пола.
Разбивка на местности линии (50 м) с заданным проектным уклоном при помощи нивелира, теодолита и визирок.
3-й день. Геодезические работы по созданию плановой геодезической сети
Способы планирования и закрепление точек теодолитного хода (5 точек на бригаду).
4-й день. Геодезические работы по созданию плановой геодезической сети
Способы проложения хода технического нивелирования.
5-й день. Инженерно-геодезические задачи
Нивелирование местности по квадратам для построения плана в горизонталях и вертикальной привязки здания к местности.
Нивелирование сетки квадратов 40х40 м для проектирования площадки с заданным проектным уклоном.
6-й день. Инженерно-геодезические задачи
План в горизонталях.
Вертикальная привязка проекта здания к местности.
Проектирование вертикальной планировки участка местности под горизонтальную площадку.
Картограмма земляных работ.
Продольный и поперечный размер котлована по заданным откосам и уклонам местности.
Способ подсчета объема земляных работ по результатам нивелирования поверхности и дна котлована.
7-й день. Инженерно-геодезические задачи
Картограмма земляных работ.
Продольный и поперечный размер котлована по заданным откосам и уклонам местности.
Способ подсчета объема земляных работ по результатам нивелирования поверхности и дна котлована.
8-й день. Инженерно-геодезические задачи на строительной площадке
Методы определения высоты недоступной точки здания или сооружения.
Передача абсолютной отметки на недоступную точку здания или сооружения способом тригонометрического нивелирования.
Перенесение осей на последующие этажи здания наклонным проектированием.
Вынесение осей на цоколь здания.
Перенесение осей здания на дно котлована.
Разбивка контуров фундамента.
9-й день. Инженерно-геодезические задачи на строительной площадке
Перенесение осей на последующие этажи здания наклонным проектированием.
Вынесение осей на цоколь здания.
Перенесение осей здания на дно котлована.
Разбивка контуров фундамента.
10-й день. Производство работ с электронными дальномерами
Технология измерения расстояний нитяным дальномером.
Измерение горизонтальных и вертикальных углов при помощи электронного теодолита.
11-й день. Итоговый контроль прохождения практики
Подготовка отчетных материалов.
Техобслуживание приборов, подготовка к хранению.
Сдача приборов на склад.
12-й день. Оформление отчетов
Приемка отчетов о геодезической практике от бригад.
Выставление зачетов в классный журнал и зачетные книжки.
8. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ОТЧЕТА ПО ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
1. Табель посещаемости
2. Акт поверок теодолита
3. Акт поверок нивелира
4. Схема передачи отметки на дно котлована.
5. Схема разбивки на местности линии заданного уклона.
6. Схема нивелирования по квадратам.
7. План в горизонталях.
8. Картограмма земляных работ.
9. Схема определения высота недоступной точки здания.
10. Схема перенесения осей на последующий этаж наклонным проектированием.
11. Схема разбивки контуров фундамента.
Примечание: образец выполнения и оформление отчета по геодезической практике дан в
приложении.
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский Московский государственный
строительный университет»
Отчет по учебной практике
«Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства»
Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Выполнила: Бригада №
1_________________________________
2_________________________________
3_________________________________
4_________________________________
5_________________________________
Проверил:
Руководитель практики
__________________________________
Дата
_____________________________
Самара, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Табель посещаемости
2. Акт поверок теодолита
3. Акт поверок нивелира
4. Схема передачи отметки на дно котлована.
5. Схема разбивки на местности линии заданного уклона.
6. Схема нивелирования по квадратам.
7. План в горизонталях.
8. Картограмма земляных работ.
9. Схема определения высоты недоступной точки здания.
10. Схема перенесения осей на последующий этаж наклонным проектированием.
11. Схема разбивки контуров фундамента.
1. ТАБЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ БРИГАДЫ №
№ n/n |
Фамилия И. О. |
Месяц и год |
|||||||||||
|
|
|
д |
|
н |
|
и |
|
|
|
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бригадир /
Акт поверки теодолита №__________
г. Самара “_______”________________20__ г
Мы бригада № ____________, в составе:
1. ____________________________ - бригадир
2. ____________________________
3. ____________________________ члены бригады
4. ____________________________
5. ____________________________
Произвели следующие проверки теодолита:
1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В результате произведенных проверок установлено, что ________________________ _________________________________________________________________________
Бригадир ___________ (______________)
Акт поверки нивелира №_________________________
г. Самара ''_____''______________20___г.
Мы, бригада № __________ в составе:
Бригадир _______________________________________
Члены бригады___________________________________
___________________________________.
____________________________________.
Произвели следующие поверки нивелира:
1. __________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
В результате произведённых проверок установлено, что _______________________________
Бригадир _____________________
Схема нивелирования площадки по квадратам
План участка местности в горизонталях
М 1:500
Схема разбивки площадки на заданном уровне
Дано:
Решение:
ГИ==
Составил. . . . . . . . . . . . . . . .
Разбивка линий заданного уклона.
А – разбивка наклонным лучом;
В – положение подъемных винтов;
Пусть между точками А и В нужно разбить отрезок, уклон которого i задан проектом. Зная отметку А, вычисляют проектную отметку точки В по формуле
НВ = НА + SL, где S – горизонтальное проложение расстояния АВ.
Затем выносят точку В на проектную отметку. Над точкой А устанавливают нивелир так, чтобы один из подъемных винтов был направлен на точку В. Измерив высоту инструмента, отмечают ее на рейке бечевкой. Установив рейку на точке В, вращают направленный на неё подъемный винт до тех пор, пока в поле зрения трубы нивелира средняя нить сетки не совместится с отсчетом равным высоте инструмента. При этом визирный луч нивелира представит собой прямую заданного уклона, возвышающуюся АВ на высоту инструмента. Для закрепления промежуточных точек a и b достаточно забить на них колья так, чтобы при установке на их торцы реек средняя нить сетки трубы нивелира проектировалась на высоту инструмента.
Передача отметки на дно котлована.
Для решения этой задачи работают одновременно двумя нивелирами, из которых один устанавливают на поверхности, а второй – на дне котлована. На краю котлована закрепляют устойчивый деревянный кронштейн и к нему прикрепляют металлическую рулетку. Во избежание колебаний к низу рулетки (ниже нуля) привешивают груз. Вблизи котлована на репере, отметка которого известна, устанавливают рейку, вторую рейку ставят на точку А на дне котлована. Взяв отсчеты по рейкам, нивелировщики одновременно (вверху и внизу), берут отсчеты по рулетке, повторяя эти действия несколько раз. Искомую отметку точки А определяют из выражения:
НA = НRp + а – (b – c) – d
Передача отметки на высокую точку здания.
Для решения этой задачи работают одновременно двумя нивелирами, из которых один устанавливают на поверхности, а второй – на перекрытии. Выше перекрытия закрепляют металлическую рулетку. Во избежание колебаний к низу рулетки (ниже нуля) привешивают груз. Вблизи репера отметка которого известна, устанавливают рейку, вторую рейку ставят на точку А на перекрытии. Взяв отсчеты по рейкам, нивелировщики одновременно (вверху и внизу), берут отсчеты по рулетке, повторяя эти действия несколько раз. Искомую отметку точки А определяют из выражения:
НA = НRp + a + (b – c) – d
Схема переноса точек опорной сети
на монтажный горизонт способом
наклонного проектирования.
Для обеспечения монтажа конструкций в многоэтажных зданиях или многоярусных сооружениях на монтажные горизонты должны быть вынесены опорные точки, закрепляющие оси на исходном горизонте.
Способ наклонного проектирования заключается в построении вертикальной плоскости теодолитом. Допустим, требуется точку А´, расположенную в створе оси АА´ на рис., вынести на монтажный горизонт MNP, для этого устанавливают теодолит, в точке А и ориентируют его по направлению разбивочной оси АА´. Одновременно с этим располагают штатив с визирной маркой А´´ примерно в створе разбивочной оси на монтажном горизонте MNP на расстоянии около 50 см от плоскости наружной стены.
Далее трубку теодолита при закрепленном горизонтальном круге вращают в вертикальной плоскости и вводят в поле зрения визирную марку А´´.С помощью оптического или нитяного отвеса точку А´´ проектируют на перекрытие и отмечают риской. Такие же действия выполняют и при другом положении вертикального круга теодолита. В случае не совпадения рисок расстояние между ними делят пополам, и средняя риска принимается за окончательную, лежащую в плоскости оси, выносимой на монтажный горизонт.
Для построения направления разбивочной оси на монтажном горизонте следует проделать аналогичную работу с противоположной стороны здания.
Исследованиями установлено, что точность способа наклонного проектирования удовлетворяет нормативным требованиям, предъявляемым к точности передачи на монтажный горизонт осей для зданий не свыше 12 этажей.
Схема определения высоты сооружения
ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА ВЫСОТЫ СООРУЖЕНИЯ
|
|
Отсчеты по вертикальному кругу |
Место нуля М0 |
Угол наклона α= |
Длина d= |
h = dtgα |
hобщ. = h1+h2 |
||
° |
' |
'' |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
A B
A B |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
A B
A B |
|
|
|
|
|
|
|
|
∆h =
Составил. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Схема разбивки
под монтаж сборного ленточного фундамента.
Монтаж сборных блоков ленточного фундамента выполняют в следующем порядке.
После окончательной зачистки дна котлована или траншеи под блоки-подушки засыпают слой песка, который выравнивают с помощью визирок и утрамбовывают. Для обозначения направления осей на обноске натягивают проволоку. Монтаж начинают с укладки блоков на углах здания одного ряда, а затем между ними на расстоянии15-20 м укладывают маячные блоки. Между угловыми и маячными блоками по линии фундамента на расстояние 5 мм от его грани натягивают проволоку-причалку, по которой размещают все промежуточные блоки.
Одновременно с установкой маячных блоков в плане нивелируют их поверхность, устанавливая нивелирную рейку на каждом блоке по осевой линии.
После установки блоков швы между рядами заделывают цементным раствором и укладывают гидроизоляцию.
Список использованных источников
4. СП 126.13330.2017 Геодезические работы в строительстве.
5. СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.