МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению внеурочного занятия о профилактике ВИЧ-инфекции (проект для адаптации)
Методические рекомендации составлены А. В. Фокиной, доцентом кафедры «Возрастная психология» факультета «Психология образования» ГБОУ ВПО МГППУ, кандидатом психологических наук по запросу Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, региональной программы по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
Приложение 1 (ключевая информация о ВИЧ) и Приложение 2 (краткое описание предпочтительных терминов и ошибок, которых следует избегать при обсуждении темы ВИЧ и СПИДа) подготовлены сотрудником Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Т. А. Епояном, региональным советником по образованию в области здоровья и профилактике ВИЧ.
Актуальность профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков
Профилактика ВИЧ-инфекции среди подростков – одна из сторон чрезвычайно важной задачи сохранения репродуктивного здоровья несовершеннолетних. Существует ряд фактов, которые сигнализируют о поспешности, неосознанности, небезопасности сексуального поведения подростков. При высоком интересе к этой сфере жизни большинство подростков не имеют опыта доверительного общения со взрослыми на эту тему, не знают основ юридической, медицинской, психологической безопасности, не понимают реальных опасностей, связанных с сексуальными отношениями, не всегда могут отделить достоверную информацию от ложной, не обладают достаточным житейским опытом для самостоятельного принятия ответственных решений в случае возникновения потенциально рискованных ситуаций. Таким образом, существует потребность в создании возможностей для подростков получить достоверную, значимую, полезную информацию, способствующую профилактике заражения ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путем. Необходимость профилактики ВИЧ-инфекции, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни среди несовершеннолетних в образовательной среде закреплена в действующих законодательных актах и нормативно-правовых документах, таких как: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧинфекции)»; Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897); Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р; Письмо Минобрнауки России от 06.10.2005 № АС-1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 № 0100/8129-05-32 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде».
Предлагаемое занятие представляет собой вариант внеурочного мероприятия, направленного на профилактику распространения ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем. Занятие рассчитано на возрастную аудиторию от 14 лет и старше. Оно носит внеучебный характер, предполагает добровольное участие и не может быть предметом оценивания подростка.
Цель занятия: познакомить подростков с основными современными сведениями, относящимися к мерам профилактики ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью, поведенческих навыков, способствующих уменьшению риска ВИЧ-инфицирования, и непредвзятого положительного отношения к людям, живущим с ВИЧ.
Задачи занятия: 1. Познакомить подростков с путями передачи ВИЧ и основными факторами, способствующими распространению ВИЧ-инфекции и других инфекций, передаваемых половым путем; 2. Дать сведения об основных методах профилактики ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем; 3. Обеспечить подросткам реальный опыт открытого обсуждения со взрослыми вопросов, связанных с ответственным и безопасным поведением, сохранением репродуктивного здоровья и непредвзятым отношением к людям, живущим с ВИЧ.
Продолжительность занятия: 45-60 мин.
Содержание и план проведения занятия:
Этап Содержание этапа Задачи и ожидаемые результаты Организация начала занятия (5 минут) Приветствие участников. Представление педагога, проводящего занятие (в случае необходимости). Озвучивание временного регламента (45-60 минут) и правил: добровольное участие, безоценочность, диалогический характер занятия (возможность задавать любые вопросы, относящиеся к тематике занятия), конфиденциальность высказываний участников (неразглашение содержания персональных высказываний, вопросов и комментариев подростков, посетивших занятие).
Создание рабочей атмосферы. Обеспечение соблюдения этических норм проведения профилактического занятия. Подготовка участников к доверительному диалогу.
Постановка проблемы (10-15 минут)
Актуализация темы занятия, освещение основных проблем, связанных с продолжающейся эпидемией ВИЧ.
Постановка вопроса педагогом: «Почему мы сегодня говорим о ВИЧ и СПИДе?» Обучающиеся отвечают, при необходимости
Формирование понимания актуальности проблемы в силу высокой распространенности ВИЧ, отсутствия симптомов заболевания в педагог исправляет и дополняет: а) каждый год в России инфицируется ВИЧ все большее число людей (по официальным данным к концу 2015 года в России было выявлено около 1 млн. случаев ВИЧ-инфекции; в течение 2015 года в среднем ежедневно инфицировалось ВИЧ 255 человека и умирало от разных причин 75 человек, живущих с ВИЧ);
б) ВИЧ может коснуться каждого (инфицирование может произойти при сексуальном контакте, при использовании нестерильных медицинских инструментов, переливании крови, употреблении наркотиков инъекционным путем и др.); в) ВИЧ может долго (до 10 лет) никак не проявляться, и человек, живущий ВИЧ, может не знать, что в его организме есть ВИЧ;
В случае, если занятие проводится в преддверии Международного дня памяти людей, умерших от СПИДа (каждое третье воскресенье мая) или Всемирного дня борьбы со СПИДом (1 декабря), при актуализации тематики занятия следует рассказать об этих знаменательных днях.
Постановка вопросов педагогом: «Что мы знаем о ВИЧ и СПИДе?». Обучающиеся отвечают, при необходимости педагог исправляет и дополняет: а) ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, одна из инфекций, передаваемых половым путем (ИППП); б) СПИД – это синдром приобретенного иммунодефицита. Без лечения ВИЧ в течение 5-10 лет переходит в стадию СПИДа, и человек с сильно ослабленным иммунитетом может умереть от туберкулеза, пневмонии, раковых и других заболеваний; в) Кроме ВИЧ известно около 40 других ИППП, среди которых сифилис, гонорея, трихомониаз и другие. Некоторые ИППП – хламидии, вирус простого герпеса, вирус папилломы человека – могут протекать бессимптомно. Их позднее лечение может оказаться неэффективным; нелеченые ИППП могут привести к бесплодию.
ВИЧ и СПИД – это серьезная проблема во всем мире. В борьбе с ней участвуют многие известные люди: актеры, музыканты, певцы и певицы. Педагог приглашает посмотреть видеоролик с
течение длительного времени, незнания путей передачи ВИЧ и безответственного поведения.
Разъяснение ключевых понятий ВИЧ, СПИД, ИППП.
Создание мотивации для просмотра видеофильма и восприятия последующей информации.
участием Веры Брежневой, популярной певицы и актрисы, Посла доброй воли Объединенной программы ООН по ВИЧ и СПИДу (ЮНЭЙДС).
Просмотр видеоролика (13 минут)
Все участники занятия смотрят видеоролик. По окончании просмотра на экране указываются: ссылка, по которой можно посмотреть ролик http://iite.unesco.org/files/news/639288/68d4334d. mp4 ссылки на другие полезные ресурсы (например, на официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИДа (раздел для молодежи) http://ospide.ru/prevention/youth/), по возможности – контакты местной клиники, дружественной к молодежи, телефон доверия для подростков, расписание школьного психолога, другие полезные телефоны и сайты на усмотрение педагога.
Создание возможности для подростков в безопасной и безоценочной атмосфере ознакомиться с информацией о ВИЧ: способах передачи, методах профилактики, процедуре, содержании и значении тестирования на ВИЧ, возможностях терапии для сохранения качества жизни при ВИЧинфекции и о непредвзятом человечном отношении к людям, живущим с ВИЧ.
Дискуссия (15–25 минут)
Обсуждение ролика. Организация дискуссии. Педагог задает вопросы, приглашает высказать свое мнение. Каково впечатление от видеоролика? Что нового вы узнали? Что из сказанного в видеоролике показалось вам самым важным? Считаете ли вы, что проблема инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧинфекции в частности может иметь какое-то отношение лично к вам и почему? Какие меры профилактики ИППП и ВИЧинфекции в частности вы считаете самыми важными? Почему ВИЧ – не преграда для совместной учебы, работы, времяпровождения, дружбы? Что еще вы бы хотели узнать? Какие вопросы вы бы задали, если были бы участниками диалога, представленного в видеоролике? Считаете ли вы важным проводить подобные беседы о здоровье, межличностных отношениях?
В ходе дискуссии происходит повторение и обобщение ключевой информации о ВИЧ, которая приводится в Приложении 1.
Обеспечение реального опыта безопасного безоценочного диалога подростков и взрослого об ответственном и безопасном поведении в целях недопущения инфицирования ВИЧ и другими ИППП. Получение обратной связи от участников занятия.
Создание для подростков возможности высказаться и услышать мнения ровесников по обсуждаемой тематике.
Закрепление информации о ВИЧ. Повышение мотивации подростков к здоровому образу жизни и осознанному и бережному отношению к себе, собственному здоровью,
Краткое описание предпочтительных терминов и ошибок, которых следует избегать при обсуждении темы ВИЧ и СПИДа.
ответственному и нравственному поведению.
Организация завершения занятия (2 минуты)
Выражение благодарности присутствующим за участие в мероприятии. По желанию обучающиеся могут написать на заранее заготовленных листочках свое мнение о мероприятии.
Формальное завершение занятия.
Методика проведения занятия. Любые мероприятия, призванные выполнять просветительскую и профилактическую функцию, воспринимаются подростками только при условии, если они носят интерактивный характер, построены в диалогичной форме и предоставляют правдивую информацию. В связи с этим для организации и проведения внеурочного занятия по профилактике ВИЧ-инфекции предлагаются следующие рекомендации: 1. К участию во внеурочном занятии приглашаются обучающиеся в возрасте 14 лет и старше. 2. Участие обучающихся в занятии осуществляется на основании информированного согласия обучающихся и их родителей – добровольного решения об участии или неучастии на основе ознакомления с информацией о тематике, цели, задачах и времени проведения занятия. 3. О проведении занятия, его теме, цели, задачах и основном содержании должны быть проинформированы родители (законные представители) обучающихся. Они имеют право принять решение о неучастии своего ребенка в занятии. 4. Занятие по профилактике ВИЧ-инфекции не может быть использовано для оценивания обучающихся. Недопустимо выставлять оценку как за сам факт участия или неучастия подростка в занятии, так и за его высказывания на занятии. 5. Для обеспечения эффективности занятия целесообразно проводить его силами педагогов, обладающих хорошим педагогическим тактом, пользующихся популярностью и авторитетом у обучающихся, владеющих методами и навыками проведения занятий в диалогической интерактивной форме взаимодействия с аудиторией. 6. При проведении занятия важно придерживаться временного регламента и уважительного тона общения с подростками, дослушивать их до конца, давать честные и недвусмысленные ответы на вопросы; избегать агрессии, насмешек и не допускать никаких высказываний, способных задеть и оскорбить людей, живущих с ВИЧ или затронутых ВИЧ (детей или подростков, у которых инфицированы родители или другие близкие родственники), которые могут оказаться среди участников занятия. 7. В конце занятия обучающимся можно предложить дать свои письменные отзывы о нем без указания имени. Эти отзывы позволят оценить занятие и его эффективность с точки зрения участников.
ВИЧ и СПИД: ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека – поражает только человеческий организм. У человека, инфицированного ВИЧ, долгое время (до нескольких лет) может не проявляться никаких симптомов заболевания. ВИЧ разрушает иммунную систему человека постепенно и со временем (у большинства людей через 5–10 лет) вызывает состояние, которое называется СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. СПИД проявляется по-разному. У одних людей наблюдаются инфекции верхних дыхательных путей, у других – онкологические заболевания и кожные инфекции. Часто на фоне СПИДа люди заболевают туберкулезом.
ВИЧ передается только тремя путями: через инфицированную кровь (при переливании крови, использовании нестерильных игл, шприцев и других колющих или режущих инструментов), половым путем во время незащищенного (без презерватива) сексуального контакта и от ВИЧ-инфицированной матери ребенку (во время беременности, родов и при грудном вскармливании). С момента инфицирования человек может передавать вирус другим.
ВИЧ не передается: при чихании, кашле, поцелуях (через слюну); при рукопожатии и объятиях; через пот и слезы; при совместном пользовании ванной, туалетом, бассейном; через общую посуду, еду и напитки, а также через укусы насекомых.
Факторы риска инфицирования ВИЧ и других ИППП: незащищенные (без презерватива) сексуальные контакты; употребление инъекционных наркотиков; использование нестерильных медицинских инструментов.
Вероятность незащищенного сексуального контакта и, следовательно, инфицирования ВИЧ и другими ИППП выше при раннем начале сексуальной жизни, при частой смене партнеров, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Защитить себя от ВИЧ можно, если: воздержаться от сексуальных контактов, иметь одного верного неинфицированного партнера и сохранять ему верность, использовать презерватив при каждом половом контакте; не употреблять инъекционные наркотики; не пользоваться чужой бритвой, зубной щеткой, маникюрными принадлежностями; использовать только стерильные иглы, шприцы и другие колющие и режущие предметы.
Почему важно тестироваться на ВИЧ: В течение многих лет ВИЧ протекает бессимптомно и внешне никак не проявляется. Поэтому человек может не знать, что у него ВИЧ, и инфицировать других. Если при тестировании обнаружен ВИЧ, то назначается лечение, которое позволяет сохранить здоровье, хорошее самочувствие и работоспособность на долгие годы.
Тестирование на ВИЧ необходимо в случае: сексуального контакта без презерватива, употребления инъекционных наркотиков, использования нестерильных медицинских инструментов, переливания крови, подготовке к госпитализации.
Тестирование на ВИЧ можно пройти в поликлинике, центре СПИД, лаборатории. Обычный тест на ВИЧ (ИФА) или экспресс-тест можно использовать спустя 3-6 месяцев после возможного инфицирования (к этому времени в организме вырабатываются антитела, которые тест выявляет). Специальный тест ПЦР, который определяет присутствие в крови белков ВИЧ, можно пройти спустя десять дней после вероятного заражения. Диагноз ВИЧинфекция ставится только после двух тестов, показавших наличие вируса (антител к вирусу). Лечении при ВИЧ Людям, живущим с ВИЧ, назначают антиретровирусные (АРВ) препараты, которые подавляют размножение вируса в организме и поддерживают иммунитет. В случае, если тестирование выявило ВИЧ, необходимо своевременно начать лечение и не прерывать его ни на день. При правильном лечении ВИЧ-инфекция – это хроническое заболевание, с которым можно жить долгие годы.
Жизнь с ВИЧ Люди, живущие с ВИЧ, могут иметь здоровых детей. Чтобы вирус не передался ребенку, ВИЧ-инфицированной беременной женщине назначают АРВ-препараты, такие же лекарства дают новорожденному, а грудное молоко заменяют молочными смесями.
Люди, живущие с ВИЧ, пользуются всеми правами, что и все остальные люди. Они могут работать, учиться, получать медицинскую помощь так же, как и другие граждане.
Статистические данные о ВИЧ в России и в мире По данным Федерального Центра СПИД с 1987 г. по 31.12.2015 в Российской Федерации было зарегистрировано 1006388 случаев ВИЧ. В течение 2015 г. было выявлено 93188 новых случаев ВИЧ-инфекции и 27564 человека, живущих с ВИЧ, умерли по разным причинам. В 53,6% новых случаев ВИЧ инфицирование произошло при употреблении наркотиков нестерильным инструментарием, в 45,5% – при сексуальных контактах, в 0,9% – во время беременности, родах, грудном вскармливании*.
По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ и СПИДу (ЮНЭЙДС) в конце 2014 г. в всем мире жили с ВИЧ 36,9 миллиона человек. В течение 2014 г. 2 миллиона человек заразилось ВИЧ и 1,2 миллиона человек умерло от болезней, связанных с СПИДом**.
* Справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации на 31 декабря 2015 г.» Федеральный Центр СПИД. http://aids-centr.perm.ru/Статистика/ВИЧ/СПИД-в-России (дата обращения: 20.04.2016).
** Информационный бюллетень 2015. ЮНЭЙДС. http://www.unaids.org/sites/default/files/media_asset/20150901_FactSheet_2015_ru.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
Международный день памяти людей, умерших от СПИДа Отмечается каждое третье воскресенье мая. Впервые он был организован в США в г. СанФранциско в 1983 г. С тех пор этот день отмечается по всему миру, чтобы почтить память умерших и выразить поддержку людям, живущим с ВИЧ. В этот день устраиваются шествия со свечами, панихиды, теле- и радиопрограммы, благотворительные концерты, просветительские акции, художественные выставки, посвященные проблеме ВИЧ и СПИДа.
Всемирный день борьбы со СПИДом Отмечается 1 декабря. Впервые этот день отмечался в 1988 г. по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целю привлечения внимания широкой общественности к проблеме ВИЧ и СПИДа.
Красная ленточка В 1991 году американский художник Франк Мур создал красную ленточку – символ надежды, объединяющий людей в борьбе со СПИДом. В том же году на концерте, посвященном памяти Фредди Меркьюри, солиста группы Queen умершего от СПИДа, более 70 тысяч поклонников артиста прикрепили к одежде красную ленточку. С тех пор красную ленточку стали использовать по всему миру, чтобы показать свое неравнодушие к проблеме ВИЧ и СПИДа.
Типичные ошибки Предпочтительные термины Вирус СПИДа Вируса СПИДа нет. СПИД – это состояние, синдром, которое вызывает вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
Заражение СПИДом Заразиться можно вирусом (ВИЧ), а не состоянием (синдромом), которое этот вирус вызывает.
Тест на СПИД Теста не СПИД не существует. Есть тесты на ВИЧ.
ВИЧ-инфицированный, носители ВИЧ, жертва ВИЧ или жертва СПИДа, больной ВИЧ
Человек, живущий с ВИЧ. Люди, живущие с ВИЧ. Слова "жертва", "носитель", "инфицированный" могут быть обидными для людей, живущих с ВИЧ. Термин "больной" применим в медицинском учреждении. В обычном разговоре он может быть обидным для людей, живущих с ВИЧ.
*** Источник: Руководство ЮНЭЙДС по терминологии. 2011. ЮНЭЙДС. http://www.unaids.org/sites/default/files/media_asset/JC2118_terminology-guidelines_ru_0.pdf (дата обращения: 10.04.2016).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.