Рассмотрены на заседании
методического совета
МУ ДО «Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
от «2» сентября 2020 г.
Протокол № 2
Председатель МС
___________Евина И.В.
Методические рекомендации
по разработке модулей к дополнительной общеразвивающей программе,
реализуемых с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий
Авторы-составители:
методисты
Беспалова Е.Н.,
Капнист Н.Н.,
Снигирева Е.С.
Саратов,
2020
Настоящие методические рекомендации по разработке модулей к дополнительной общеразвивающей программе, реализуемых с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее – Методические рекомендации), подготовлены в целях оказания помощи в организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования в период режима «повышенной готовности» (Например, карантина), а также регламентации рабочего времени педагогических работников в данный период.
Методические рекомендации адресованы педагогам – разработчикам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
2.Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4. Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ;
5. Уставом МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова;
6.Положением «О применении дистанционных (электронных) образовательных технологий в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района г. Саратова».
Для реализации модулей к дополнительной общеобразовательной программе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации в период режима «повышенной готовности» (самоизоляции, карантина) педагогическим работникам необходимо подготовить:
· документ в формате Microsoft Word c описанием дистанционного модуля (см. Приложение 1)
· электронную папку, раскрывающую содержание дистанционного модуля (в данной папке на каждую тему модуля (или занятие модуля) должен быть предложен теоретический, практический и проверочный материал в объеме, который педагог рассчитывает согласно учебному плану и хронометражу занятий).
Рекомендуемое количество часов реализации дистанционного модуля – не менее 16 часов (при этом максимальное количество часов на одну тему внутри модуля – не более 4 часов).
Модуль может реализовываться в различных формах в соответствии с направленностью программы и спецификой организация образовательной деятельности с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Для реализации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогические работники готовят информационные материалы (тексты, презентации, изображения, видео- и аудиозаписи, ссылки на источники информации и т.п.) и задания для учащихся, которые могут размещаться:
- на сайте образовательной организации;
- в группах объединения в социальных сетях;
- в группах объединения в мессенджерах;
- на платформах веб-связи (например, Zoom);
- направляться по электронной почте.
Также на платформе АИС «Навигатор» на Портале персонифицированного дополнительного образования разработчиками планируется привязать дистанционный курс к каждой общеобразовательной программе.
Педагогическим работникам Центра детского творчества доступно использование Moodle – модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды. В данной среде создаются и размещаются электронные материалы дистанционных курсов (работа в Moodle начинается с авторизации на портале http://edusar/soiro/ru).
В ходе образовательного процесса могут применяться следующие формы и виды образовательной деятельности:
Виды занятий:
– видеолекции (предоставление учащимся ссылок на интернет-ресурсы; использование свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); – видеоконференции, форумы, дискуссии,
– семинары (офлайн-семинары, настраиваемые в среде Moodle; онлайн-семинары и практические занятия на базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров);
– видео-консультирование, в том числе в форме вебинаров, очный или дистанционный прием итогового теста, в том числе в форме вебинара;
– дистанционные конкурсы, фестивали, выставки, мастер-классы;
– виртуальные экскурсии, соревнования и др.
Общие рекомендации для разработки онлайн-занятия:
– на онлайн-занятии знакомство с новым материалом осуществляется с помощью пересылки учащемуся текста; ссылки на веб-ресурс, ссылки на обучающее видео и пр.;
– теоретический материал представлен в кратком (сжатом) виде, выделена основная суть;
– предложены разные виды заданий в ходе занятий и для последующей самостоятельной работы дома (задания на рассуждения, выполнение интерактивного задания, прохождение тренажеров, тестирование, мини-тренировки, онлайн-голосование и др.);
– для двигательной активности учащимся в течения занятия предлагаются динамические паузы (ссылки на видео мини-зарядок, танцевальных минуток, упражнения для глаз и т.д.);
– контроль результатов обучения (выполнение и проверка заданий, замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, проведение опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи и через мессенджеры).
При разработке дистанционного модуля важно не только выбирать эффективные способы представления информационного материала, но и организовывать обратную связь для построения индивидуальной траектории занятий каждому ребенку и определять, в какой степени учащийся освоил данный материал. Освоение дистанционного модуля завершается процедурами итоговой аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и рефлексией.
Приложение 1
Описание дистанционного модуля
ФИО педагога---------------
Название ДОП ------
Название дистанционного модуля----------
Пояснение к дистанционному модулю
Дистанционный модуль разработан с учетом методических рекомендаций по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ГАУ ДПО «СОИРО», положения о применении дистанционных (электронных) образовательных технологий в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района г. Саратова.
Срок освоения дистанционного модуля – 16 часов.
Цель и задачи дистанционного модуля
Цель дистанционного модуля: развитие речевой культуры обучающихся в процессе выполнения нестандартных и занимательных заданий, активизация познавательного интереса учащихся к лексическому богатству русского языка посредством изучения фразеологизмов.
Задачи дистанционного модуля
Обучающие:
познакомить с выразительными возможностями фразеологизмов русского языка;
содействовать приобретению навыков грамотно употреблять в речи общеупотребительные фразеологизмы;
формировать навыки решения нестандартных лингвистических задач;
Развивающие:
приобщить учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
способствовать развитию информационной культуры младшего школьника, коммуникативных навыков;
развивать наблюдательность и воображение, навыки активного творчества и лингвистического мышления;
поддерживать высокий уровень мотивации учащихся к изучению родного
языка.
Воспитательные:
содействовать воспитанию любви к родному языку, потребности пользоваться всем языковым богатством;
создавать условия для созидательного сотрудничества с другими учащимися и педагогом;
воспитывать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку как части русской национальной культуры. (задачи можно сократить!!!)
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Учащиеся способны
- отличать фразеологизм от словосочетания,
- понимать значение общеупотребительных фразеологизмов, уметь их объяснять и правильно использовать в речи;
- отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями слов.
Метапредметные результаты:
Учащиеся
- способны осуществлять самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
- проявляют познавательный интерес к выполнению заданий.
Личностные:
Учащиеся
- стремятся к речевому самосовершенствованию.
Содержание дистанционного модуля
Учебный план
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
ДО |
|||||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Слова-волшебники |
2 |
0 |
2 |
опрос |
2. |
Картинная галерея |
0 |
4 |
4 |
иллюстрация фразеологизма |
3. |
Игра стоит свеч |
0 |
4 |
4 |
фразеологические игры |
4. |
А ларчик просто открывался |
0,5 |
3,5 |
4 |
мини-исследовательская работа по басням И.А. Крылова |
5. |
С чистого листа |
0,5 |
1,5 |
2 |
фразеологическая сказка |
|
Итого: |
3 |
13 |
16 |
|
Содержание учебного плана
1. Слова-волшебники
Теория
Фразеологизм. Значение и происхождение фразеологизмов.
2.Картинная галерея
Практика
Работа с рисунками, изображающими буквальный смысл слов в составе фразеологизма. Видеоролик «Фразеологизмы». Игра «Отгадай фразеологизм по рисунку». Иллюстрация фразеологизма.
3.Игра стоит свеч
Практика
Фразеологический ребус. Фразеологические загадки. Игры «Кто больше», «Угадай профессию», «Четвертый лишний» и др.
4.А ларчик просто открывался
Теория
Басни И.А. Крылова – сокровищница фразеологизмов.
Практика
Игра «Доскажи словечко». Мультфильм «Лебедь, щука и рак». Тест. Иллюстрация фразеологизма из басни И.А. Крылова.
5. С чистого листа
Теория
Схема написания сказки.
Практика
Сказка О. Перовой «Слова-волшебники». Сочинение авторской сказки с использованием фразеологических выражений. Иллюстрация сказки.
Формы аттестации
Освоение дистанционного модуля сопровождается процедурами текущей аттестации учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом: опрос, выполнение исследовательской работы, создание рисунка. На итоговой аттестации оценивается творческая работа – «фразеологическая сказка».
Методическое обеспечение дистанционного модуля
Особенности реализации дистанционного модуля – использование дистанционных образовательных технологий – вносят свою специфику в методику преподавания. На первый план выходит процесс развития познавательных интересов учащихся, одним из главных средств которого является занимательность. Это достигается с помощью привлечения яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию) и использования нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Дидактическое, информационное обеспечение
№ п/п |
Наименование |
Форма |
1 |
Обучающий мультфильм «Фразеологизмы» |
электронный |
2 |
«Фразеологический словарик» |
электронный |
3 |
Мультфильм «Лебедь, щука и рак» https://www.youtube.com/watch?v=kpiVcxqFRXU&list=PLFF274AEF0E7417FA&index=9 |
электронный |
4 |
Видеоролик «Фразеологизмы» https://www.youtube.com/watch?v=lwWmcxuLIlI |
электронный |
Оценочные материалы
Примерные контрольные вопросы, задания
1. Вставь пропущенное слово в название басни:
«……. и лисица»; (Ворона)
«Мартышка и …»; (Очки)
«Волк на …»; (на псарне)
«… и Муравей»; (Стрекоза и муравей)
«Петух и … зерно»; (жемчужное)
«… и Моська»; (Слон)
«… уха»; (Демьянова)
«Кукушка и …»; (петух)
«… и обезьяна»; (Зеркало)
«Свинья под…»; (дубом)
«…, щука и рак». (Лебедь)
2. Заполни таблицу «Фразеологические выражения в баснях И.А. Крылова». Пользуйся подсказками фразеологических словарей.
Образец таблицы
Название басни |
Фразеологическое выражение |
Значение фразеологического выражения |
«Мешок» |
«Хоть он такую дичь несёт, что уши вянут…» – «уши вянут» |
противно слушать что-либо предельно глупое, нелепое |
|
|
|
3.Фразеологическое богатство русского языка огромно. Одних только оборотов со словом «вода» более 20. Ознакомься со списком фразеологизмов на сайте http://frazbook.ru/polnyj-spisok-frazeologizmov/. Проанализируй! Напиши как можно больше фразеологизмов со словом «вода».
Оценка результативности программы осуществляется через анализ качества выполнения заданий учащимися. Выполнение заданий каждым учащимся оценивается определенным количеством баллов, которые затем суммируются на протяжении всего курса, по окончании которого определяется итоговый балл.
Высокий уровень освоения модуля 60 –80 баллов;
Средний уровень освоения модуля 40 – 59 баллов;
Уровень освоения модуля – ниже среднего – 20 –39 баллов;
Низкий уровень освоения модуля 0 – 19 баллов.
Проверка метапредметной результативности оценивается комплексно с предметной результативностью при текущей и итоговой аттестации.
Список литературы и электронных ресурсов (могут быть только интернет-ресурсы)
1. Мокиенко В.М., Зыкова Е.И. Давайте говорить правильно! Крылатые слова в современном русском языке/ В.М. Мокиенко// Краткий словарь-справочник. СПб., 2000. – 352 с.
2. Петрова М. Словарь крылатых выражений. М., 2011. – 640 с.
3. Степанова М.И. Фразеологический словарь русского языка. СПб., 2005. – 127 с.
4. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь. М., 2002. – 224 с.
5. Федосова Е.А. Занимательная фразеология. Волгодонск, 2011. – 125 с.
Литература для детей
1. Лаврентьева Е.В. Весёлый фразеологический словарь. М, 2010. – 150 с.
2. Перова О. Слова-волшебники. М., 2008. – 97 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_frazeologija/457-1-0-28428
2. https://svb.ucoz.ru/news/
3. http://allforchildren.ru/kidfun/phrase39.php
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.