Решение практических ситуаций (кейсов, ситуационных задач) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем и применения полученных знаний на практике.
Данный вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих уме- ний, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Это позволяет студенту научится видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стан- дартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
При решении практической ситуации студенты должны:
1. представить рассуждение по поводу необходимости дополнительных данных и источ- ников их получения; прогнозов относительно субъектов и/или причин возникновения ситуации;
2. продемонстрировать умения использовать системный подход, ситуативный подход, широту взглядов на проблему;
3. подготовить программу действий, направленную на реализацию, например, аналитиче- ского метода решения проблемы: проанализировать все доступные данные, превратить их в информацию; определить проблему; прояснить и согласовать цели; выдвинуть возможные аль- тернативы; оценить варианты и выбрать один из них.
При выполнении задания следует придерживаться следующей методики решения практи- ческих задач (кейсов и ситуаций).
Студентам целесообразно предложить следующую наиболее полную «типовую» схему предварительной подготовки к разбору конкретной ситуации1:
1. Обобщение. Короткая, ясная и четкая констатация факта или события в ситуации, оценка результата развития события.
2. Формулирование проблемы. Краткая суть проблемы без симптомов и готового реше-
ния.
3. Участники событий: люди, их характеристики и высказывания; характеристика орга-
низаций.
4. Хронология событий. Может быть представлена в форме таблицы (вчера, сегодня, зав-
тра).
5. Концептуальные вопросы. Требуют изучения лекции по теме практического занятия
или самостоятельной проработки проблемы.
6. Альтернативные решения. Перечисляются возможные, по мнению студента, направ- ления действий. Приводятся аргументы и оценивается каждая альтернатива. Предполагаются возможные положительные и отрицательные последствия выбора. Выбирается оптимальный вариант разрешения конкретной ситуации.
7. Рекомендации. Необходимо мотивировать выбранный вашей подгруппой или лично вами курс действий, приводящих к разрешению проблемы, и объяснить причины и рациональ- ность его выбора.
8. План действий. Следует описать направление, ход действий и конкретные шаги по реализации выбранного курса, а также оценить, разрешена ли проблема.
9. Корректировка плана действий. После представления всех планов действий рабочих подгрупп осуществляется корректировка, если это необходимо, собственного плана и курса действий. Далее следуют ответы на замечания преподавателя.
10. Устранение «узких мест». Необходимо оценить соответствие личного видения си- туации и разобранных фактов ситуации, выявить пробелы – «узкие места» – в теоретических знаниях по курсу и практических навыках и умениях и стремиться к их устранению с помощью преподавателя, студентов других рабочих подгрупп и самостоятельной проработки управленче- ских проблем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.