Министерство науки и высшего образования РФ
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
по дисциплине
«Инженерная графика»
для студентов очной формы обучения
специальности
35.02.12. Садово-парковое и ландшафтное строительство
Самара, 2024 г.
Оглавление
1. Введение
2. Правила выполнения практических работ
3. Практические работы.
Практическая работа №1 «Шрифт»
Практическая работа № 2 «Типы линий»
Практическая работа № 3 «Геометрические построения».
Практическая работа №4 «Эллипс»
Практическая работа №5 «Нанесение размеров»
Практическая работа № 6 «Уклон и конусность»
Практическая работа №7 «Проекции точки и отрезка»
Практическая работа № 9 «Проекции модели»
Практическая работа №10 «Условные обозначения ландшафтных элементов»
Практическая работа №11 «Посадочный чертеж»
Практическая работа №12 «Условные обозначения на Генеральном плане участка»
Практическое занятие №13 «Разбивочный чертеж».
Практическое занятие №15 «Построение падающей тени от точки».
Практическое занятие №16 «Построение падающей и собственной тени геометрического тела».
Практическое занятие №17 «Композиция».
Практическое занятие №18 «Натюрморт».
Практическое занятие №19 «Орнамент».
Практическое занятие №20 «Отмывка».
Практическое занятие №21 «Отмывка геометрических тел».
Практическое занятие №22 «Антураж на плане».
Контрольная работа №1«Геометрическое черчение».
Контрольная работа №2 «Проекционное черчение».
Контрольная работа №3 «Ландшафтное черчение».
Практические занятия проходят в форме выполнения практических работ.
Методические указания содержат правила выполнения и требования к оформлению практических работ по дисциплине «Инженерная графика».
Практические работы выполняются во время аудиторных занятий.
Работа выполняется в тетради и на форматах, что указывается в разделе "Содержание отчета"
Методические указания к каждой практической работе содержат пояснения к работе, порядок выполнения работы, образец выполненной работы и варианты заданий (при наличии).
Практические работы подписывают шрифтом в основной надписи (смотри рисунок 1)Кроме работ раздела Специальное черчение , начиная с №20.
Рисунок 1. Образец надписи к практической работе
В случае не выполнения практической работы на занятии в течение отведенного на неё времени, а также, если занятие, на котором выполнялась практическая работа, пропущено по какой-либо причине, студент выполняет практическую работу дома и отчитывается перед преподавателем, ответив устно на контрольные вопросы к работе.
Максимальное количество баллов 25
Оценка «5» - 25 – 23 баллов
Оценка «4» - 22 – 19 баллов
Оценка «3» - 18 – 15 баллов
Оценка «2» - менее 15 баллов
Показатели и критерии оценки
Показатели для оценки |
Критерии оценки показателя |
Баллы |
Количество баллов |
Владение теоретическим материалом |
- свободное владение основными понятиями, законами и теорией, необходимыми для проведения работы; - допускает неточности при работе с основными понятиями, законами и теорией - использование теории вызывает затруднения; - непонимание о чем идет речь |
5
4
3 2 |
|
Использование справочного материала |
- умение свободно пользоваться справочным материалом; - использование справочного материала с подсказкой; - использование справочного материала вызывает затруднения; - неумение работать со справочным материалом |
5
4
3
2 |
|
Полнота выполнения операций (действий) |
- Чертеж выполнен с соблюдением всех стандартов и правил оформления; - чертеж выполнен с недочетами: - не соблюдены стандарты оформления - допущены ошибки при выполнении решения построений; - не выполнено решение задачи на графическое построение; |
5
4 3
2 |
|
Оформление отчета |
- соблюдена форма отчета, выполнил все записи, чертежи, вычисления, расчеты в соответствии с требованиями методических указаний; - имеются незначительные неточности в оформлении; - имеются отклонения в оформлении; - оформление не соответствует требованиям методических указаний |
5
4 3 2 |
|
Выполнение регламента |
- студент уложился в рамки двух академических часов; - студент заканчивал выполнение работы на перемене; - студент принес работу в конце учебного дня; - не сдал работу |
5 4 3 2 |
|
Цель: познакомится с правилами выполнения надписей чертежным шрифтом.
Пояснения к работе:
Все надписи на чертежах и другой конструкторской документации выполняются чертежным шрифтом, в соответствии с ГОСТ 2.304-81. Основными параметрами, определяющими написание букв чертежным шрифтом, являются размер шрифта и тип. Шрифты бывают разных, которые отличаются между собой соотношением высоты к ширине букв. тип – Архитектурный - шрифт применяемый для оформления чертежей землепользования и садово-паркового строительства. Размер шрифта – это высота заглавной буквы в миллиметрах. Стандартом установлены следующие размеры шрифта: 1.8; 2.5; 3.5; 5; 7; 10; 14;… Остальные параметры букв шрифта зависят от размера шрифта.
Шрифт подразделяется на Прописной - такой, где все буквы заглавные и Строчный, где размеру шрифта по высоте соответствуют буквы: заглавная и буквы "б, в, д, у, р, ф".
Задание. Выполнить чертежным шрифтом буквы русского алфавита, чертежные знаки и цифры.
Порядок выполнения работы.
- В тетради расчертить самостоятельно сетку для выполнения букв русского алфавита(по рисунку 2.
- В подготовленные ячейки вписывать буквы, знаки и цифры шрифтом 10.
Содержание отчета: Пример в соответствии с рисунком 2. Ответить на контрольные вопросы в рабочей тетради.
Контрольные вопросы.
1. Какой шрифт называют строчным (прописным)?
2. Какие параметры есть у шрифта?
3. Что означает параметр - размер шрифта?
Рисунок 2.Образец практической работы«Шрифт»
Цель: научиться выполнять линии чертежа в соответствии с ГОСТ2.303-2011.
Пояснения к работе:
Все линии на чертежах и другой конструкторской документации выполняются чертежными инструментами - карандашом и линейкой, в соответствии с ГОСТ 2.303-81. Основными параметрами, определяющими вид линий на чертеже являются их размеры и толщина начертания.
Задание. Выполнить различные типы линий чертежа.
Порядок выполнения работы.
- Выполнить начертание линий различными типами в соответствии с ГОСТ.
Содержание отчета:
Чертеж, выполненный в тетради в соответствии с примером (рисунок 3).
Ответы на контрольные вопросы в рабочей тетради.
Контрольные вопросы.
1. Назовите тип линии для выполнение видимого контура на чертеже.
2. Какие размеры штриховой тонкой линии?
3. Чему равна толщина Основной сплошной линии?
Рисунок 3. Образец задания практической работы «Типы линий»
Цель: закрепить умения геометрических построений деления окружности на равные части.
Пояснения к работе: Для выполнения чертежей различных контуров деталей необходимо выполнить ряд графических операций - геометрических построений. Геометрическим построением называют способ решения задачи, при котором ответ получают графическим путем при помощи чертежных инструментов. К геометрическим построениям относят такие как: построение сопряжений – скруглений в деталях, деление отрезков на равные части, деление окружности на равные части и другие. Геометрические построения деления окружности на равные части выполняют при помощи циркуля, при помощи прямоугольных треугольников и по таблице коэффициентов.
Задание. Выполнить чертеж деления окружностей на равные части. На 3, 6, 12, 8 частей, вписав в окружности правильные многоугольники. Проставить размеры.
Порядок выполнения работы.
Для построения правильного многоугольника вписанного в окружность, выполняют следующие действия:
- Вычерчивается четыре вспомогательных окружностей сплошной тонкой линией заданного радиуса (R40).
- Прочерчиваются в окружностях центровые линии штрихпунктирной линией.
- Циркулем, заданным радиусом R40, выполняются засечки на линии окружности из точек пересечения центровой линии с дугой вспомогательной окружности для построения треугольника - из одной точки, для шестиугольника - из двух противолежащих точек, для двенадцатиугольника – из всех четырех точек.
- Для построения восьмиугольника используют равнобедренный прямоугольный треугольник. Первые четыре точки получаются после проведения центровых линий, еще 4 точки строят при помощи треугольника. Прикладывают треугольник к центру окружности проводят, линию под 45 градусов до пересечения с дугой окружности, получая необходимую точку-вершину восьмиугольника. Так выполняют во всех четырех четвертях окружности.
Сопряжения двух дуг окружностей
Для внешнего сопряжения:
1. Из центров O1 и О2 раствором
циркуля, равным сумме радиусов заданной и сопрягающей дуг, проводят
вспомогательные дуги (рис. 4,а); радиус дуги, проведенной из центра O1, равен R
+ R3, а радиус дуги, проведенной из центра O2, равен R2 + R3. На пересечении
вспомогательных дуг расположен центр сопряжения - точка О3.
2. Соединив прямыми точку O1 с точкой O3 и точку O2 с точкой O3, находят точки
сопряжения m и n (рис.4 б),
3. Из точки О3 раствором циркуля, равным R3, между точками m и nрописывают
сопрягающую дугу.
Для внутреннего сопряжения выполняют те же построения, но радиусы дуг
берут равными разности радиусов сопрягающей и заданной дуг, т.е. R4 - R1 и R4 -
R2. Точки сопряжения р и k лежат на продолжении линий, соединяющих точку с
точками O1 и O2. (Рис.4в)
Рисунок 4.
Содержание отчета
Чертеж с образца по рисунку 4Г. Масштаб 1:1. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Что такое сопряжение?
2. Какие способы существуют для выполнения деления окружности на равные части?
3. Какие геометрические построения существуют?
Рисунок 4Г. Пример выполненной практической работы «Геометрические построения»
Цель: Научиться выполнять построения лекальной кривой - эллипс.
Задание: Размеры большой - С и малой оси - А эллипса (См. таблицу №1).
Таблица 2. Варианты задания №1
Вариант |
1,10, 19 |
2, 11, 20 |
3, 12, 21 |
4, 13, 22 |
5, 14, 23 |
6, 15, 24 |
7, 16, 25 |
8, 17, 26 |
9, 18, 27 |
С |
130 |
100 |
120 |
125 |
95 |
110 |
90 |
105 |
125 |
А |
100 |
80 |
90 |
95 |
75 |
95 |
70 |
85 |
105 |
Порядок выполнения работы:
- вычертить две окружности из одного центра, диаметром большой и малой оси эллипса;
- разделить на 12 равных частей и провести линии через центр окружности;
- из точек пересечения дуги большой окружности и линий деления провести вертикальные линии;
- из точек пересечения с малой окружностью провести горизонтальные линии до пересечения с вертикалями и обозначить точки пересечения;
- обвести по лекалу по точкам линию эллипса. Пример готовой работы смотри рисунок 6.
Рисунок 5. Образец выполненной работы.
Содержание отчета
Чертеж с образца по рисунку 5. Формат А4. Масштаб 1:1. Устно ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Какие есть еще лекальные кривые?
2. На сколько частей необходимо разделить окружность, чтобы построить эллипс?
Цель: научиться проставлять размеры на плоской детали, познакомиться с общими правилами простановки размеров на чертеже
Пояснения к работе:
Нанесение размеров осуществляется по ГОСТ 2.307-68. Размеры наносят в миллиметрах без указания единиц измерения. Размерные и выносные линии выполняют сплошной тонкой линией. Какое расстояние оставляют между линией контурного изображения детали и размерной линией
Задание. Выполнить плоский чертеж детали с нанесением необходимых размеров по своему варианту.
Порядок выполнения работы.
- Деталь перечерчивается в тетрадь по размерам, полученным самостоятельными измерениями элементов детали с карточки в масштабе 1:1.
- Проставляются необходимые линейные, диаметральные, угловые размеры элементов детали (отверстий, фасок, пазов).
- Проставляются размеры, определяющие местоположение элемента на детали.
- Проставляются габаритные размеры: высота ширина, толщина.
Габаритные размеры во всех вариантах принять 100 х 80. Толщину детали во всех вариантах принимать равной 5 мм. Все скругления выполнять радиусом 10 мм.
Содержание отчета: Чертеж плоской детали с проставленными размерами, выполненный на листе формата А4. Образец в соответствии с рисунком 6. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. На основании чего судят о размерах детали, изображенной на чертеже?
2. В каких единицах выражают линейные размеры?
3. Какое расстояние оставляют между линией контурного изображения детали и размерной линией?
Варианты заданий к графической работе «Нанесение размеров»
Вариант 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25 Варианты 2, 6, 10, 14, 18,22
Варианты 3, 7, 11, 15,19, 23 Варианты 4, 8, 12, 16, 20, 24
Рисунок 6. Образец выполненной практической работы«Нанесение размеров»
Цель: Научиться выполнять построения уклонов и конусности в чертежах деталей.
Пояснения к работе:
Уклон – наклон одной прямой линии к другой, рисунки а) и б).
Уклон i прямой СВ определяется из прямоугольного треугольника АВС как отношение противолежащего катета СА к прилежащему катету ВА, рисунок 7.
Рисунок 7
Конусностью(рисунок 8) называется отношение диаметра основания конуса к его высоте. Обозначается конусность буквой С. Если конус с диаметрами оснований D u d и длиной L, то конусность определяется по формуле:
Рисунок 8.
Задание: Изображения плоских фигур (Пример в соответствии с рисунком 9).
Порядок выполнения работы.:
- Начертить в масштабе 1:1 фигуры, по размерам данным в таблице по своему варианту, таблица 3.
- Проставить уклон и конусность. Пример выполненного упражнения в соответствии с рисунком 10.
Содержание отчета: Чертеж выполнен на формате А4. Пример рисунок 10
Таблица 3.
Вариант |
1,11, 21 |
2,12 22 |
3,13 23 |
4,14 24 |
5,15 25 |
6,16 26 |
7,17 27 |
8,18 28 |
9,19 29 |
10,20 30 |
D |
40 |
30 |
50 |
45 |
55 |
60 |
65 |
65 |
35 |
45 |
d |
20 |
10 |
30 |
15 |
25 |
40 |
25 |
35 |
15 |
25 |
A |
10 |
20 |
30 |
10 |
20 |
5 |
15 |
25 |
20 |
5 |
B |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
30 |
45 |
75 |
80 |
30 |
Контрольные вопросы.
1. Что такое уклон?
2.Для каких фигур применяют обозначение конусности?
Рисунок 9. Задание.
Рисунок 10. Образец готовой работы.
Цель: Освоить приемы проецирования точки на три плоскости проекций ортогональным проецированием. Научиться строить чертеж отрезка прямой, определять положение отрезка относительно плоскостей проекций.
Пояснения к работе:
Проекции точки строятся на эпюре Монжа при помощи линий связи, перпендикулярных осям проекций. Проекция отрезка образуется проекциями точек, являющимися концами отрезка. Положение отрезка относительно плоскостей проекций может быть одним из трех вариантов:
- Перпендикулярно одной из плоскостей проекций -линии проецирующие.
- Параллельно одной из плоскостей проекций- линии уровня.
- Не перпендикулярно и не параллельно ни одной из плоскостей проекций - линия общего положения.
Задание. Выполнить чертеж проекций отрезка прямой линии АВ по своему варианту (таблица 4).
Порядок выполнения работы.
- Проекции точки строятся по заданным координатам: X, Y,Z в масштабе 1:1. Координаты точек приведены в таблице 5 по вариантам.
- вычертить оси проекций;
-отложить координаты Х и У, найти проекции а;
- отложить координату Z и продлить линию связи от Х, найти проекцию а́;
- провести биссектрису угла У-У;
- построить третью проекцию а́́́ ́;
- Соединить одноименные проекции точек, основной сплошной линией, образуя проекции отрезка: а -b, а'- b', а''- b''.
Содержание отчета: 1. Выполнить чертеж проекций отрезка АВ, выполненный на листе формата А4. Образец в соответствии с рисунком 11.
2. Ответить на вопросы:
- Определение характеристики точек по ее положению в пространстве. Где находится точка: в пространстве, на плоскости (какой ?) или на оси (какой ?) ?
- Определение расстояния точек относительно всех плоскостей проекций. Какая из точек ближе расположена к плоскости П1, П2, П3 ?
- Определить положение отрезка относительно плоскостей проекции по его проекциям на комплексном чертеже.
- Записать ответы на вопросы в рабочую тетрадь.
Пример в соответствии с рисунком 11.
Контрольные вопросы.
1. На основании чего судят о размерах детали, изображенной на чертеже?
2. В каких единицах выражают линейные размеры?
3. Какое расстояние оставляют между линией контурного изображения детали и размерной линией?
Таблица 4. Варианты задания к графической работе
№ варианта |
1, 16 |
2, 17 |
3, 18 |
4, 19 |
5, 20 |
|||||
Координаты точек |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
x |
30 |
20 |
10 |
40 |
25 |
10 |
10 |
5 |
45 |
15 |
y |
10 |
15 |
20 |
25 |
10 |
15 |
30 |
20 |
40 |
20 |
z |
20 |
30 |
15 |
0 |
10 |
0 |
15 |
0 |
10 |
5 |
№ варианта |
6, 21 |
7, 22 |
8, 23 |
9, 24 |
10, 25 |
|||||
Координаты точек |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
x |
30 |
15 |
10 |
40 |
25 |
50 |
10 |
5 |
40 |
50 |
y |
10 |
15 |
20 |
25 |
0 |
15 |
30 |
20 |
10 |
45 |
z |
20 |
30 |
15 |
40 |
0 |
50 |
15 |
0 |
50 |
45 |
№ варианта |
11, 26 |
12, 27 |
13, 28 |
14, 29 |
15, 30 |
|||||
Координаты точек |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
x |
10 |
30 |
10 |
0 |
25 |
10 |
10 |
5 |
35 |
0 |
y |
10 |
30 |
20 |
25 |
10 |
0 |
40 |
20 |
35 |
0 |
z |
10 |
0 |
15 |
10 |
10 |
30 |
15 |
0 |
35 |
50 |
Рисунок 11. Образец выполненной практической работы
Цель: научиться выполнять построение трех проекций модели прямоугольным проецированием и построение аксонометрии модели в прямоугольной изометрии.
Задание. Выполнить комплексный чертеж и прямоугольную изометрию учебной модели по вариантам, проставить размеры. Пример задания рисунок 12.
Пояснения к работе:
Проецирование осуществляется прямоугольным методом. Размеры проставить шрифтом №5 в соответствии с ГОСТ 2.307-68. Аксонометрию – прямоугольную изометрию выполнить без линий невидимого контура. Масштаб чертежа 1:1.
Порядок выполнения работы.
- Необходимо определить, какой проекции недостает.
- Перечертить заданные проекции по заданным размерам.
- В проекционной связи, построить третью проекцию.
- По комплексному чертежу построить прямоугольную изометрию данной модели.
- Проставить размеры.
Рисунок 11. Пример задания к графической работе «Проекции модели».
Варианты заданий
Варианты 1, 11 Варианты 2, 12
Варианты 3, 13 Варианты 4, 14
Варианты 5, 15 Варианты 6, 16
Варианты 7, 17 Варианты 8, 18
Варианты 9 ,19 Варианты 10, 20
Содержание отчета:
Чертеж модели, выполненный в трех проекциях с проставленными размерами и аксонометрической проекцией (прямоугольной изометрией).. Пример выполненной работы- рисунок 12. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Что называют комплексным чертежом?
2. Как располагают проекции на чертеже?
3. Как строят чертеж предмета в трех проекциях?
Рисунок 12. Образец выполненной практической работе «Проекции модели».
Цель: Закрепить знания по теме Чертежи благоустройства территории.
Задание: Вычертить в тетради условные изображения - пиктограммы, применяемые плане, размеры выбираются относительные.
Пояснения к работе
План- это изображение вида сверху поверхности. На чертежах планов условными изображениями показывают Ландшафтные элементы, смотри рисунок.
Порядок выполнения работы.
- Вычертить изображения пиктограмм цветными карандашами в тетради по рисунок 13.
Содержание отчета: На формате А4 с рисунка 13 . Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1.Что такое пиктограмма?
2.Что такое план?
3. В каком масштабе выполняют чертеж благоустройства территории?
Рисунок
13. Ландшафтные элементы
Цель: Закрепить знания по теме Чертежи благоустройства территории.
Задание: Вычертить на формате А4 вычертить посадочный чертеж с рисунка 14.
Пояснения к работе
Дизайнер может проработать отдельно каждый цветник и альпинарий, запроектированный на участке. Для этого выполняется посадочный чертеж и прилагаемая к нему ассортиментная ведомость растений.
Посадочный чертеж цветника выполняется в масштабе 1:50 или 1:20.
Порядок выполнения работы
На формате А4 выполнить с рисунка 14 пример посадочного чертежа цветными карандашами(фломастерами). Подписать чертеж.
Содержание отчета: На формате А4 с рисунка 14 . Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1.Что такое посадочный чертеж?
2. Как показывают ландшафтные элементы на посадочном чертеже?
3. В каком масштабе выполняют посадочный чертеж?
Рисунок 14. Задание для практической работы
Цель: Закрепить знания по теме Чертежи благоустройства территории.
Задание: Вычертить на формате А4 вычертить с рисунка 15. В тетради вычертить таблицу 5.
Пояснения к работе
Генеральный план участка - это тщательно отработанный и продуманный вид участка в плане. На нем изображены границы участка, все существующие строения и зеленые насаждения, проектируемые строения и архитектурные сооружения. На генплан наносят дорожки, площадки, газоны, цветники, водоемы, зеленые насаждения. На нем определяют расположение детских и спортивных площадок, зон отдыха, беседок, скульптур, композиций. Проектируемые растения наносят на план, отмечая их тип, форму, размер: деревья или кустарники, хвойные, лиственные или вьющиеся. За границами участка на генплане указываются экспликация зданий и сооружений, условные обозначения элементов ландшафта, масштаб плана, стороны света.
Порядок выполнения работы
Условные графические изображения выполняют в масштабе чертежа, кроме изображений, размеры которых определены настоящим стандартом. Размеры в миллиметрах, которые показаны в таблице на условных изображениях, не наносят, они приведены для правильного вычерчивания условных изображений.
Контуры наземного здания изображают сплошной основной линией, при этом должна быть соблюдена конфигурация периметра здания в масштабе чертежа. Вдоль линии контура с внешней стороны тонкой сплошной линией показывают отмостку, въездные пандусы, наружные лестницы и площадки у входов.
Контуры зданий, подлежащих сносу открытых площадок выполняют сплошной тонкой линией.
Плоскости откосов, которые осуществляют перепад между площадками разных уровней изображают сплошной основной линией (горизонталью), проведенной по верхнему краю откоса – бровке, со штрихами – короткими (утолщенными) и длинными (тонкими). Штрихи проводят по направлению уклона плоскости откоса. Подошву откоса изображают тонкой сплошной линией. Уклон откоса выражают отношением превышения участка плоскости к горизонтальной проекции этого участка (заложению).
Автомобильную дорогу изображают двумя сплошными крайними линиями и осевой линией
Остальные условные изображения носят изобразительный характер и понятны из рисунков .
Таблица 5 - Основные условные графические обозначения (УГО) и изображения элементов генерального плана
|
|
|||
Наименование |
Обозначение и изображение |
|||
Дерево |
|
|||
Кустарник обычный |
|
|||
Кустарник вьющийся (лианы) |
|
|||
Кустарник в живой изгороди (стриженый) |
|
|||
Цветник
|
|
|||
Газон |
|
|||
Условная граница территории проектируемого предприятия, сооружения, жилищно – гражданского объекта
|
|
|||
Здание (сооружение) |
|
|||
«Красная» линия |
|
|||
Ограждение территории с воротами
|
|
|||
Площадка, дорожка, тротуар а) без покрытия (если покрытие есть – указывается первая буква: А – асфальтовое; Щ – щебеночное и т.д.)
|
|
|||
б) с булыжным покрытием
|
|
|||
в) с плиточным покрытием |
|
|||
Здания и сооружения, подлежащие реконструкции |
|
|||
Здания и сооружения, подлежащие сносу |
|
|||
Откос: а) Насыпь |
|
|||
Откос: б) Выемка П р и м е ч а н и я 1 Штриховку откоса при значительной протяженности показывают участками. 2 Вместо многоточия проставляют наименование материала укрепления и крутизну откоса |
|
|||
Содержание отчета: Рисунок 15 .Таблица 5 в тетради. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Что называется генпланом?
2. Как обозначается горизонталь?
3. Как обозначается площадка с покрытием?
Рисунок 15. Условные изображения
Цель: Закрепить умения выполнять чертежи генеральных планов благоустройства территории.
Задание. Вычертить в тетради по примеру (рисунок 16)разбивочный чертеж. Масштаб 1:100. Надписи выполнить шрифтом.
Пояснения к работе:
Разбивочный чертеж – это часть проектного комплекта чертежей генплана, содержащая графическое представление информации о расположении проектируемых конструкций, деталей и элементов в привязке к существующим опорным базисам. Для правильного составления разбивочного плана необходимо следовать требованиям ГОСТ 21.508-93. Он устанавливает такой состав чертежей генерального плана, в который, помимо разбивочного, входят:
· план организации рельефа;
· сводный план коммуникаций и сетей;
· выносные элементы;
· план благоустройства прилегающей территории;
· план земляных масс.
Важная особенность перечисленных документов – возможность объединения нескольких чертежей в один, если участок небольших размеров. В случае крупного строительства, напротив, допускается разделение одного плана на несколько частей.
Нередко возникает вопрос, чем отличается разбивочный чертеж от плана? Разбивочный план – это тот же самый документ, что и разбивочный чертеж. Строго говоря, такое название считается более правильным, так как в ГОСТе упоминается именно план, а не чертеж. На практике активно применяются оба наименования в равной степени.
Содержание разбивочного чертежа
Разбивочный план (чертеж) используется для выноса элементов планировки и проектов на местность. К ним относятся:
· Постройки и здания. На плане указываются контуры и точки пересечения осей, а также привязки к существующим ориентирам;
· Плоскостные сооружения:
o тротуары, дороги, площадки: наносятся ширина, радиусы кривых и координаты, позволяющие выполнить привязку;
o элементы планировочного рельефа : пандусы, откосы, подпорные стенки;
o сооружения водоотвода;
· Малые формы и оборудование. В план включается ведомость малых форм и монтируемого оборудования.
На разбивочный план также наносятся указатель северного направления, существующая красная линия, любые другие условные границы. Основу чертежа составляет разбивочный базис или геодезическая сетка.
Способы составления разбивочного плана
Различают два способа составления разбивочного чертежа:
· Способ ординат. Применяется для небольших территорий без перепадов в уровне рельефа. Привязка проектируемых объектов выполняется с использованием ординат - перпендикуляров. Они строятся от опорных точек, в качестве которых используются входы на территорию, углы площадок и другие подобные элементы;
· Способ квадратов. Применяется для больших территорий. Для привязки объектов используются постоянные геодезические реперы. С их помощью создается сетка квадратов, относительно которой определяется положение проектируемых элементов.
Порядок выполнения
1. Размеры между элементами строений чертежа даны красным цветом, величина дана в сантиметрах, перевести их в миллиметры. Например 0.9 см=9 мм.
2. Начиная с габаритных размеров вычертить тонкой линией разбивку, наметив место положение элементов.
3. Вычертить элементы, основной сплошной линией.
4. Проставить размеры в мм.
5. Подписать чертеж архитектурным шрифтом.
Содержание отчета: Рисунок 16 . Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1.Что такое разбивочный чертеж?
2. Как показывают размеры на разбивочном чертеже?
3. В каком масштабе выполняют разбивочный чертеж.
Рисунок 16. Образец работы Разбивочный чертеж.
Цель: Закрепить умения выполнять построение падающей тени от точки.
Задание: Выполнить построение тени от точки А, координаты смотри по варианту из таблицы 4.
Пояснения к работе.
За направление световых лучей S принимают направление одной из диагоналей
куба, грани которого параллельны плоскостям проекций. Ортогональные проекции луча S
на плоскости проекций составляют с осями координат угол 45°.
Рисунок17. Направление падающего луча
S - световой луч;
S 1 - горизонтальная проекция светового луча;
S 2 - фронтальная проекция светового луча;
S 3 - профильная проекция светового луча.
Падающая тень точки-является точкой пересечения светового луча S, проходящего через нее, с поверхностью или плоскостью, а которую падает тень.
Тень точки упадет на ту плоскость проекций, которую световой луч встретит раньше, то есть к которой точка располагается ближе
Рисунок 18. Тень от точки А в объеме.
а) б) в)
Рисунок 19. Комплексный чертеж тени от точки А.
а) Точка А расположена ближе к горизонтальной плоскости проекций.
Тень точки А располагается на горизонтальной плоскости проекций.
б) Точка В расположена ближе к фронтальной плоскости проекций.
Тень точки В располагается на фронтальной плоскости проекций.
в)Точка С равноудалена от горизонтальной и фронтальной плоскостей проекций.
Тень точки С расположена на оси ОX.
Построение мнимой (воображаемой) тени от точки
Рисунок 20. Мнимая тень от точки А в объеме. Рисунок 21. Мнимая тень от точки А в комплексном чертеже.
АТ – действительная (реальная) тень точки А на фронтальную плоскость проекций
АTм – мнимая (воображаемая) тень точки А на горизонтальную плоскость проекций. Построение АTм видно из чертежа.
Содержание отчета: Чертеж в тетради тени от точки А( пример рисунок 20 и 21). Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1.Под каким углом падающий луч расположен в комплексном чертеже к оси Х ?
2Что такое мнимая тень?
3.Что такое падающая тень от точки?
Цель: Закрепить умения выполнять построение падающей тени от предметов.
Задание: Выполнить построение тени от геометрической фигуры Цилиндр. Размеры цилиндра Н-высота =60 мм, d -диаметр основания=40 мм. Координаты точки С(40;40;0).
Пояснения к работе.
При построении теней от геометрических тел строят тени собственную и падающую
Собственная тень формируется световыми лучами, касательными к поверхности.
Каждой точке собственной тени соответствует точка тени падающей. Если основание геометрического тела располагается на плоскости проекций, построение тени упрощается
Блик – самая освещенная часть поверхности предмета.
Рисунок 22.
Контур собственной тени цилиндра КК1ABE1E формируется световыми лучами, касательными к поверхности, и верхним круговым основанием. Для построения тени кругового основания строим тень от центра СТ, приняв точку за центр окружности,
строим тень, равную основанию (проводим окружность заданного радиуса).
Рисунок 23.
Строим падающую тень от образующих, ограничивающих собственную тень: КК1, ЕЕ1.
Образующая КК1 дает падающую тень КТКТ1, образующая ЕЕ1 дает падающую тень ЕТЕТ1.Падающая тень от цилиндра на одну плоскость построена.
Рисунок 24.Построение тени от цилиндра
Содержание отчета: Чертеж в тетради тени от цилиндра( пример рисунок 24 ) Размеры цилиндра Н-высота =60 мм, d -диаметр основания=40 мм. Координаты точки С(40;40;0) Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1.Под каким углом падающий луч расположен в комплексном чертеже к оси У ?
2. Как формируется собственная тень фигуры?
3. Что соответствует каждой точке собственной тени?
Цель: Закрепить умения выполнять рисунки плоских фигур.
Задание: Выполнить рисунок на листе формата А4 различных плоских фигур карандашом по рисунку 25.
Пояснения к работе.
Рисунок — это древнейшая разновидность изобразительного искусства, подвид графики и структурная основа любого изображения. На протяжении многих лет он оставался по сути лишь подсобным инструментом в работе художника, скульптора или архитектора. Для выполнения проектов ландшафтного дизайна необходимо овладеть техникой рисунка карандашом. Выполнение различных фигур, контуров и очертаний МАФ и растительных форм, составление композиции.
Рисунок 25. Пример визуального ландшафтного проекта.
Композиция – своеобразная ось произведения. Она обуславливается спецификой вида искусства, содержанием, назначением и замыслом.
Части композиции должны быть подчинены, увязаны друг с другом, эта связь является залогом единства, цельности произведению. Композиция должна определяется особенностями вида, искусства и требованиями стиля. Так, для классицистического ансамбля характерны чёткая структура уравновешенность всех частей и единая точка зрения.
ЧЕТЫРЕ ВИДА РИСУНКА.
1) Линейно-конструктивный (линейный, линеарный).
Как видно из названия, основное изобразительное средство здесь - линия. Она может быть разной толщины, наполнения, тона, фактуры, но в таких рисунках используется она одна. Так рисуют архитектурные конструкции, сквозные построения, детальный разбор на простейшие геометрические формы и их элементы: плоскости, эллипсы, поверхности. Словом, такие рисунки наиболее полно и чётко объясняют и демонстрируют конструкцию предметов или объектов, нередко показывая их видимыми (насквозь, в разрезе), с достроенными элементами, логически поясняющими строение формы.
Рисунок 26. Линейно-конструктивный рисунок.
2) Линейно-конструктивный рисунок с условной светотенью.
Конструктивное построение с условной светотенью при изображении предметов сложной формы (утюг, самовар) или архитектурных элементов (розетка, капитель, балясина). Такой способ рисования помогает не запутаться в линиях построения и обобщить сложную конструкцию.
Рисунок 27.Линейно-конструктивный рисунок с условной светотенью.
3) Свето-теневой рисунок.
Такой вид рисунка помогает моделировать форму предмета тоном, выявлять при помощи полутени и светотени вообще объём предметов и их общую тональность (тёмное изображаем тёмным, светлое светлым). Фон в таких рисунках остаётся белым или легко заштриховывается, без выявления разницы тона предмета и фона в разных участках рисунка. Фон условен. Такие рисунки хорошо передают задуманное, постановочное освещение объекта при работе с натуры и помогают добиться реалистичности изображения при помощи штрихов и пятен.
Рисунок 28. Свето-теневой рисунок.
4) Тональный рисунок.
Изображение передаёт не только форму, объём, окраску, материальность предметов, но и их расположение в пространстве с учётом свето-воздушной среды. То есть в рисунке с помощью тона передаётся степень освещения предметов и объектов, их удалённость друг от друга и источника света, фактуры, характеризующие их поверхности, степень важности изображённых элементов, рефлексы их друг на друга и влияние среды на предметы. Фон в таких рисунках тоже живой - но не просто заштриховывается, а пульсирует, подчёркивая светлоту или темноту не только самих предметов, но и их частей.
Рисунок 29.
Порядок выполнения задания
Для того чтобы перейти к рисованию сложных архитектурных форм, необходимо рассмотреть построение геометрических фигур на плоскости.
1. Построим правильный треугольник. Треугольник называется правильным, если все его стороны равны, а углы при вершинах составляют 60°. Для построения правильного треугольника необходимо провести горизонтальную и вертикальную прямые (рисунок 30), точку пересечения прямых обозначим О.
Рисунок 30– Первый этап построения правильного треугольника
Затем выбираем длину единичного отрезка и откладываем на горизонтальной прямой от точки О три отрезка вправо и влево. На вертикальной прямой нужно отложить пять единичных отрезков (рисунок 31).
Рисунок 31 – Второй этап построения правильного треугольника
Соединим построенные точки, получим правильный треугольник (рисунок 32).
Рисунок 32 – Заключительный этап построения правильного
треугольника
Построим правильный шестиугольник. Для этого сначала проведем горизонтальную и вертикальную прямые, точку пересечения линий обозначим О. Затем на данных прямых отложим от точки О единичные отрезки, на которых построим квадрат (рисунок 33).
Рисунок 33 – Первый этап построения правильного шестиугольника
Теперь горизонтальные отрезки поделим пополам и проведем через полученные точки вертикальные прямые, как показано на рисунке 34 а. Отрезки, находящиеся на вертикальной прямой, поделим последовательно три раза пополам, причем каждый раз пополам нужно делить верхнюю часть нового отрезка (рисунок 34 б). Последнюю точку обозначим А. Проведем через нее горизонтальную прямую до пересечения с вертикальными линиями, точки пересечения обозначим 1 и 2. Получили две вершины правильного шестиугольника. Симметрично относительно горизонтальной прямой будут находиться еще две вершины шестиугольника. Чтобы найти их положение, нужно зрительно измерить длину отрезка АК и отложить ее от точки L на вертикальной прямой. Получим точку В (рисунок 35 а). Проведем через точку В горизонтальную прямую до пересечения с вертикальными линиями построим точки 3 и 4 (рисунок 35 б). Пятая и шестая вершины шестиугольника находятся в точках пересечения сторон квадрата с горизонтальной прямой. Соединим построенные точки, получим изображение правильного шестиугольника.
а |
б |
|
|
а – второй этап построения шестиугольника; б – построение точки А
Рисунок 34 – Этапы построения шестиугольника
а |
б |
|
|
а – построение вершин шестиугольника; б – результат построений
Рисунок 35.– Этапы построения шестиугольника
Рассмотрим построение окружности. Окружность можно построить способом вписывания ее в квадрат при помощи восьми точек. Построение начинаем с проведения горизонтальной и вертикальных прямых, точку их пересечения обозначим О. Затем на данных прямых отложим от точки О единичные отрезки, на которых построим квадрат (рисунок36). Проведем в квадрате диагонали. Обозначим характерные точки (они нужны для построения окружности). Так, левая верхняя точка квадрата – точка А, а точки пересечения горизонтальной и вертикальной прямых со сторонами квадрата – точки В и С, соответственно (рисунок 36 а). Затем отрезок АВ разделим пополам, получим точку 1, а отрезок АС – сначала пополам, отметим точку D, а затем отрезок DC тоже разделим пополам, отметим точку 2 (рисунок 36 б). Соединим точки 1 и 2, найдем пересечение отрезка 12 с диагональю квадрата, получим точку 3 (рисунок 37 а). Чтобы построить еще три точки на диагоналях квадрата, нужно через точку 3 провести прямые параллельные сторонам квадрата до пересечения с диагоналями, получим четыре точки (рисунок37 б). Еще четыре точки находятся в точках пересечения горизонтальной и вертикальной прямых со сторонами квадрата. Соединим построенные точки, получим изображение окружности (рисунок 38).
а |
б |
|
|
а – построение точек А, В, С ; б – построение точек 1 и 2
Рисунок 36 – Этапы построения окружности
а |
б |
|
|
а – построение точки D; б – нахождение характерных точек
окружности на диагоналях квадрата
Рисунок 37 – Этапы построения окружности
Рисунок 38 – Заключительный этап построения окружности
Содержание отчета: Выполнить рисунок геометрических фигур на формате А3. Пример смотри рисунок 39.
Контрольные вопросы:
1. Что такое рисунок?
2. Какие есть виды рисунка?
Рисунок 39. Пример выполненной работы.
Цель: Закрепить умения выполнять рисунки объемных фигур.
Задание: Выполнить линейно-конструктивный рисунок композиции группы объемных фигур на листе формата А4 карандашом по примеру рисунок .
Пояснения к работе.
Любые объекты состоят из геометрических тел.Геометрические фигуры учат понимать законы перспективы, изображать объем и выявлять правильность форм и композиции. Для придания композиции законченного вида необходимо наложить штриховку, создать объем и сделать изображение выразительным и убедительным. Рассмотрим для примера рисунок цилиндра.
Рисунок 40.
Этап 1- конструирование фигуры. Вертикально расположенное геометрическое тело в горизонтальной плоскости нужно начинать создавать с его основания. Тут нам поможет метод линейно-конструктивного построения изображения. Эллипсы проще всего нанести двумя дугами, переходящими одна в другую. Для ровного построения окружностей требуется определенная тренировка. На начальном этапе линии могут получиться волнистыми
Рисунок 41.
Этап 2- придание глубины. Теперь нам нужно немного ослабить нарисованные линии. На этом этапе делим наш цилиндр, отделяя передний план от заднего. Для этого мы прорисовываем более толстые линии видимых частей фигуры. Причем более толстые линии мы проводим по нижним и верхним дугам. Заднюю видимую часть эллипса вверху фигуры выделяем не так жирно, но она должна оставаться четкой. То есть у нас появляются три типа линий по толщине: толстые линии переднего плана, тонкая линяя заднего плана и едва заметные вспомогательные линии.
Окружности основания цилиндра прорисовывайте насквозь, на этапе штрихования внутренние (невидимые линии) удаляются. Таким образом, вы сможете проследить различия размеров верхнего и нижнего оснований.
Этап 3 - наложение светотени. При помощи мягкого карандаша мы будем накладывать тон на получившееся изображение, постепенно создавая объем. На начальном этапе лучше всего воспользоваться так называемой диагональной штриховкой. Начинать штриховать цилиндр следует с самых темных участков. Элементы светотени, которые встретятся в процессе выполнения работы, включают в себя блики, полутени, тени, рефлексы и свет. Самым светлым участком будет блик. Здесь наложения тона не требуется.
Следующий участок – это свет, здесь штрих должен быть еле заметным. Зона полутени – это основной тон цилиндра. В области тени мы накладываем самую темную и плотную штриховку. В районе кромки предмета находится рефлекс, тон практически равен полутени. Работать стоит аккуратно, нанося равномерную штриховку. Свет строит форму геометрического тела. От правильности выполнения зависит его итоговый объем. От самого яркого участка (блика) свет расходится по округлой поверхности, переходя в полутень.
Цилиндрическая форма помогает рисовальщику понять последовательность распределения светотени. Сложность задачи состоит в том, чтобы сделать переходы между участками плавными и незаметными. На каждом этапе следите за правильной передачей пропорций и градациями тона.
Рисунок 42.
Порядок выполнения работы:
Сначала объёмные геометрические фигуры рисуют по отдельности, затем ставится натюрморт из геометрических тел. Любую форму, которую мы рисуем, при анализе можно представить как состоящую из простых геометрических форм, подход к изображению такой же, как при рисунке простых геометрических форм. Любой рисунок начинающим следует вести исключительно с натуры. Модели гипсовых геометрических тел можно изготовить самостоятельно из плотной бумаги или картона.
Рисунок 43. Пример прорисовки отдельных геометрических фигур.
Теоретические материалы по рисованию геометрических фигур.
https://дмш-самрина.рф/raznoe/postroenie-geometricheskix-figur-risunok-cilindr-i-drugie-tela-na-risunke-kak-risovat-geometricheskie-figury-karandashom.html
Рисунок 44. Пример выполненной работы.
Содержание отчета: Выполнить рисунок геометрических тел на формате А4, без оформления. Фамилию и номер группы написать шрифтом.. Пример смотри рисунок 44.
Контрольные вопросы:
1.Способы придания светотени?
2.Этапы рисунка геометрического тела?
Цель: Закрепить умения выполнять рисунки фигур составляющие орнамент.
Задание: На листе формата А4 карандашом выполнить рисунки фигур составляющие орнамент .
Пояснения к работе.
Орнамент, как искусство украшения возникло очень давно. Из несложных, на первый взгляд, просто повторяющихся узоров, в целом получаются интересные картины. Орнамент — одно из самых чудодейственных средств декорирования. Секретное оружие дизайнеров. В маленьких пространствах он поможет решить задачу стилизации очень просто и без внесения лишних объектов. Большие и раздробленные — объединит цветом, стилем и общими элементами. Орнамент — самый эффективный прием рестайлинга, позволяющий быстро и малыми средствами преобразить окружающую обстановку. Каждая из техник: литье, ковка, лазерная резка, рельефный орнамент, мозаика, растительные композиции, позволяет создать сквозные узорные объекты, часто применяющиеся для зонирования пространства. Причудливые узоры мы можем увидеть, как в ограждении и решетке, так и ширмах и беседках, что позволяет сохранить прозрачность, но создает визуальное разделение пространства.
Рисунок 45. Орнамент в ковке.
Пошаговое создание орнамента.
1. Прорисовка базового элемента.
2. Выполнение добавочного элемента симметрично базовому.
3. Дорисовка переходов между элементами.
4. Придание законченного сюжета.
5. Цветовое(тоновое решение.
Рисунок 46.
Порядок выполнения работы
- по образцу от руки выполняем разделение листа на прямоугольники;
- выполняем построения карандашом, следуя алгоритму, в тонких линиях;
- выполняем обводку;
-в 7-ом участке зададим светотень;
- подписать шрифтом №10.
Содержание отчета: Выполнить рисунок орнамента на формате А4(без оформления) Фамилию и номер группы написать шрифтом . Пример смотри рисунок 47.
Контрольные вопросы:
1.Виды ландшафтных орнаментов?
2.Этапы создания орнамента?
Рисунок 47. Пример выполненной работы
Цель: Закрепить умения выполнять отмывку акварельными красками: а) выполнять заливку, т. е. равномерно без пятен и полос покрывать раствором туши или краски как маленькие, так и большие поверхности; б) создавать постепенные переходы от светлых тонов к темным или более насыщенным.
Задание: На листе формата А4 выполнить отмывку акварельными красками по образцу.
Пояснения к работе.
Богатыми возможностями передачи натуры обладает тоновая техника отмывки. Отмывка – прием работы кистью и краской, разведенной в воде, дающий равномерный, однородный прокрас поверхности бумаги прозрачным слоем краски: акварельной, туши, чая и других лессировочных материалов. Чаще всего используется в инженерной графике для тонирования чертежей, в проектной графике − для передачи тональных отношений, объемно-пространственных характеристик. Виды отмывки делят: - по применению цвета – на черно-белую и цветную; - способу нанесения краски – на однослойную и многослойную; - виду передачи тональных градаций (валеров) – на ступенчатый ритм тона и плавный тон; - виду красителей – на тушевую и акварельную. Существуют определенные правила и особенности технологии работы в технике отмывки.
Для выявления объемно-пространственной формы архитектурной детали или объекта на чертеже, техника отмывки является наиболее выразительным графическим приемом. Богатые возможности тонального изображения, основанного на законах воздушной перспективы, теории теней, технике и приемах отмывки, позволяют не только передать рельефность, пластику и цвет объекта, смоделировать его реалистическое изображение, но и выявить пространственное расположение всех его частей. Универсальность, наглядность отмывки позволяют применять ее при выполнении чертежей фасадов, архитектурных (аксонометрических) разрезов, генеральных планов и перспектив и ландшафтно- дизайнерском проектировании.
Распределение степеней (градаций) освещенности на поверхностях объемных форм, обусловленное освещением и позволяющее воспринимать рельеф, называется светотенью. Как отмечалось выше, законы светотени лежат в основе всех тоновых реалистических изображений на плоскости, в том числе и в основе отмывки архитектурных чертежей. Свет может быть естественным (солнце, молния, звезды) или искусственным (лампы, фонари, свечи и пр.).
Свет называется прямым, если он излучается непосредственно источником. Свет, отраженный от поверхностей освещенных прямым светом, называется отраженным. Рассеянным светом называют свет, который отражается от шероховатой поверхности в разных направлениях при освещении ее лучами прямого света. Лучи отраженного света, попадая на участок собственной тени, вызывают появление в тени более светлых мест, которые называют рефлексом. Интенсивность рефлекса зависит от степени освещенности поверхности, отражающей свет, от цвета и фактуры поверхности на которой образуется рефлекс. В падающих тенях рефлексы выражены значительно слабее.
При отмывке архитектурной детали, фрагмента или объекта впечатление объемности и пространственной глубины достигается благодаря передаче градаций светотени. Возникает необходимость в создании так называемого тонального масштаба. Тональный масштаб зависит от нескольких основных явлений: свет
- свет, падающий под прямым углом на поверхность тела, определяет самый освещенный участок, уступающий по силе только блику;
- полутон - слабоосвещенные места на поверхности предмета, появляется при освещении поверхности лучами света, падающими под острым углом к ней, создает постепенный переход от тени к свету;
- падающая тень – тень, отбрасываемая предметом на поверхность другого предмета или плоскость;
-собственная тень – тень, находящаяся в неосвещенной части предмета;
-рефлекс - высветление собственной тени за счет отраженных лучей света;
- блик;
- точка на поверхности предмета, отражаясь от которой луч света попадает в глаз зрителя и, благодаря этому, представляется наиболее освещенной.
Градации светотени приведены на рисунке 48.
Рисунок 48. Градации светотени
Для светотеневого решения отмывки берется условный тональный масштаб, размер которого определяется, с одной стороны, самым светлым пятном (бликом), с другой – самым темным теневым участком. Установив основные пятна света и тени, остается поместить между ними всю гамму оттенков полутонов. Безусловно, что отразить полностью разнообразие тональных соотношений такими, какими они являются в действительности, нельзя, но возможно передать отношения между ними, соблюдая их взаимозависимость.
Отмывка акварелью в архитектурной графики выполняется строго определѐнными (отмывочными) красками, не выпадающими в осадок:
-голубая ФЦ;
- фиолетовая ФЦ;
- изумрудная зелень;
- кадмий желтый;
- сиена жженая;
- краплак,
Техника отмывки
В зависимости от того, какая отмывка выполняется ахроматическая, монохроматическая или полихроматическая, подбирается тот или иной красочный раствор.
Монохром (один цвет) – колористическая гамма на основе одного хроматического цвета. Часто используется в архитектурной графике для подчѐркивания того или иного материала (дерева металла кирпича ит.п.) с целью создания определѐнного колорита.
Полихром (многоцветие) – сочетание множества цветов, составляющих не одну, а несколько колористических гамм на основе Ѕ цветового круга и более.
Ахроматические (бесцветные) цвета не имеют цветового тона, отличаются лишь по светлоте это: чѐрный, белый и все оттенки серого цвета. Для ахроматической отмывки готовится раствор из вышеперечисленных красок прозрачного, нейтрально-серого оттенка, путѐм последовательного их замешивания в ѐмкости с водой. Перед началом ахроматической отмывки в архитектурной графике чертѐж обводится разбавленной тушью светло-серого оттенка. Кроме падающих теней. Бумага обезжиривается сильно разбавленным спиртовым раствором, после высыхания, которого ещѐ раз промывается чистой водой. Отмывка ведѐтся последовательными, плавными движениями обильно
смоченной в растворе кистью в горизонтальном направлении. Планшет при
отмывке ставят наклонно, под небольшим углом (5-10°) к горизонтальной
плоскости стола, что облегчает равномерное стекание раствора по поверхности бумаги. Начинают отмывку с верхнего левого угла, равномерно прогоняя тушь горизонтальной полосой до правого края. При этом получится серая полоса с затеком в нижней части (рис. 49).
Рисунок 49. Положение кисти при отмывке.
Затем, набрав на кисть раствор, продолжают отмывку, опять слева направо, но уже несколько ниже с захватом получившегося натека у ранее положенной полосы, не давая ей подсохнуть. Тем самым кисть как бы помогает туши стекать
последовательными рядами вниз. Остаток туши у нижнего края снимают отжатой полусухой кистью. При выполнении указанных правил должен получиться ровный однородный тон. После высыхания наносят еще один - два слоя таким же образом, достигая необходимой силы тона. Надо учесть, что после высыхания тон раствора светлеет.
Порядок выполнения работы:
1. Подготовить инструменты и материалы:
белая акварельная бумага А4, графитный карандаш, акварельные краски(одного цвета) для художественных работ, синтетическая или колонковая кисть.
2. Слоевой способ отмывки.
Выполнить в квадрате 15x15 см при помощи отмывки поверхность из пяти полос разной тональности с четкой границей между ними. Квадрат делится на пять горизонтальных полос по 6 см каждая. При этом разделительная карандашная линия между полосами должна быть едва заметной. Так же как и в предыдущем упражнении, заливка поверхности квадрата раствором на первый раз производится слева направо и сверху вниз от верхней кромки квадрата до нижней его границы. После того, как бумага полностью просохла, второй слой раствора наносят от нижней границы первой полосы до нижней кромки квадрата. Таким образом, покрытыми вторым слоем раствора оказываются четыре полосы без верхней пятой. Вновь дав бумаге полностью просохнуть, отмывают три полосы, начиная с нижней кромки второй и т.д. В итоге, верхняя полоса квадрата оказывается покрытой одним слоем раствора, а на нижнюю, пятую полосу раствор был нанесен пять раз. Это упражнение наглядно показывает степень градации тональности, в зависимости от количества нанесенных слоев раствора (рисунок 50).
Рисунок 50.Слоевой способ отмывки.
2 Размывной способ отмывки.
При размывном способе отмывки переходы от света к тени выявляются не постепенным наложением тонов, а сразу, за один прием (рисунок 51).
Рисунок 51. Размывной способ отмывки.
Сначала покрывают темным раствором верхнюю часть отмываемого фрагмента, наметив приблизительно глазом границы переходов.
Затем кисть слегка отжимают, осторожно смачивают конец кисти чистой водой и, восполнив в ней таким образом отжатый раствор, покрывают следующую полосу, стараясь не проводить кистью по уже покрытой поверхности и только сливая очередное покрытие с натеком верхней полосы. Так, поочередно отжимая с кисти темный раствор и разбавляя его чистой водой, ведут заливку плоскости. Применяя этот прием, ни в коем случае не следует сильно полоскать кисть, а только всасывать кистью примерно такое же количество воды, какое было отжато из кисти раствора туши. Иногда этот прием упрощают (что особенно рекомендуется при работе над большими поверхностями) и тогда переход от более темного к более светлому тону производят при помощи нескольких заранее приготовленных чашечек растворов туши или акварели различной концентрации, постепенно ослабляя раствор.
Рисунок 52.Пример выполненной работы.
Содержание отчета: Выполнить Ахроматическую отмывку двух полос на формате А4(без оформления) Фамилию и номер группы написать шрифтом . Пример смотри рисунок 52.
Контрольные вопросы:
1. Что такое отмывка?
2.Виды отмывки?
3.Перечислите способы отмывки?
Цель: Закрепить умения выполнять отмывку геометрических тел акварельными красками.
Задание: На листе формата А4 выполнить отмывку акварельными красками по образцу.
Пояснения к работе. Смотри работу №20
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить эскиз мягким карандашом (желательно не пользоваться ластиком) группы геометрических тел(с образца, рисунок 53).
Последовательно наносятся слои в ахроматической отмывке (на примере практической работы «Отмывка».
1) раствором прокрывается весь планшет, для создания единого колорита,
2) раствором прокрываются фон и все объекты, которые в последствии будут отмываться,
3) прокрываются все объекты, необходимым количеством слоев для
создания эффекта плановости на данном этапе,
4) посредством светотени (свет, полутень, тень, рефлекс, блик) и
плановости выявляется форма предметов,
5) с учѐтом плановости наносится падающая тень.
2. Подписать работу шрифтом №10.
Рисунок 53. Пример выполненной работы
Содержание отчета: Выполнить рисунок группы геометрических тел: шар, куб, призма, Выполнить ахроматическую отмывку фигур на формате А4(без оформления) Фамилию и номер группы написать шрифтом . Пример смотри рисунок 53.
Контрольные вопросы:
1. Что такое отмывка?
2.Виды отмывки?
3.Перечислите способы отмывки?
Цель: Закрепить умения выполнять отмывку геометрических тел акварельными красками.
Задание: На листе формата А4 выполнить отмывку акварельными красками по образцу.
Пояснения к работе.
При работе над проектом вместе с решением проектных задач, решается вопрос и об оформлении чертежа средствами графики. Антураж - совокупность окружающих условий, среда, в которой размещаются проектируемые объекты. Антураж играет важную роль в архитектурно - строительном чертеже, особенно чертежах фасадов и перспектив. Прежде всего, это объясняется тем, все объекты существуют в средовом пространстве, и требуется показать окружение – природную и предметную среду, в которой они размещаются. К элементам окружения относятся: небо, земля, вода, растительный и животный мир, люди, транспортные средства. Изображение среды – очень важный и принципиальный вопрос графики архитектурных чертежей. Для всех архитектурных чертежей: генеральных планов, планов зданий, фасадов, перспектив, аксонометрий интерьеров изображение антуража закономерно, так как полнота «информации», которую дает чертеж, включает ясный показать композиционного взаимодействия, проектируемого сооружения с его реальным окружением, природой. Эти элементы, создают атмосферу жизни, играя при этом второстепенную роль в чертеже, выполняя информационно-демонстрационную функцию, помогая в формировании образа объекта и оказывая эмоциональное воздействие на зрителя (заказчика). Вместе с тем элементы антуража (рельеф местности, зеленые насаждения, малые архитектурные формы и т.д.) не должны быть излишне натуралистичными, «многословными» и заслонять главное изображение объекта.(Смотри рис.54) Условность в изображении антуража, например, деревьев, требует отбрасывать всякие подробности, брать только существенное, что определяет их характер и структуру. Итак, проектная графика – рисунок, дополняет и оформляет проектный чертеж, обобщенно называется антураж и стаффаж. Термин антураж появился в среде архитекторов и художников в ХУ111 веке. Антураж в переводе с французского – окружение, обстановка. В современном языке архитекторов и дизайнеров антураж трактуется как изображение деревьев, кустарников, цветов, травы и другой растительности, рельефа и других природных элементов в проектном чертеже. Таким образом, антураж это один из инструментов проектной графики. А именно – графический рисунок оформляющий чертеж, представляющий собой стилизованное изображение элементов растительного мира и живой природы
Рисунок 54. Пример антуража, выполненного различными техниками
Порядок выполнения работы:
- Формат А 4 разделить на 4 зоны(по количеству зон в примере), рисунок 56;
- выполнить стилизованное изображение - антураж деревьев;
- выполнить стилизованное изображение - антураж текстур поверхности;
- подписать работу шрифтом №10.
Рисунок 55. Пример выполненной работы
4. Контрольные работы.
Цель: Закрепить умения выполнять геометрические построения
Задание: На листе формата А3 выполнить чертеж двух деталей по рисунку 57. Заполнить основную надпись.
Рисунок 56. Детали для контрольной №1
Рисунок 57. Образец контрольной работы №1
Цель: Закрепить умения выполнять построение проекций различных геометрических фигур с падающими тенями.
Задание: На листе формата А3 выполнить чертеж построения теней от различных геометрических элементов, по рисунку 58. Заполнить основную надпись.
Рисунок 58. Задание контрольной работы №2
Рисунок 59. Образец контрольной работы №2
Цель: Закрепить умения выполнять построение элементов дизайна архитектурной графики
Задание: На листе формата А3 выполнить чертеж построения теней, по рисунку 60. Заполнить основную надпись.
Основная литература
1. Ткачев, В. Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования) [Текст] : учебное пособие / В. Н. Ткачев. - М. : Архитектура-С, 2013. - 352 с. 2. Тетиор, А. Н. Социальные и экологические основы архитектурного проектирования [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Тетиор. - М. : ИЦ "Академия", 2012. - 240 с. –
Дополнительная литература
1. Кудряшов К.В. Архитектурная графика. – М.Изд-во Архитектура-С 2004 1. Георгиевский О. В., Л. В. Смирнова Техническое рисование и художественнографическое оформление чертежей. — Издательство «АСТ Астрель «Профиздат»; г.Москва, 2005г.
2. Янтал. Я., Кушнир.Л. Архитектурное черчение — Издательство Будивельник; г.Киев; 1980г.
3. Майк В.Лин Современный дизайн — Издательство АСТ; г.Москва; 2012г.
4. Стен Смит Рисунок. — Издательство «АСТ «Астрель»; г.Москва; 2005г.
5. Хейзи Гаррисон Рисунок и живопись. –Издательство «Эксмо»; г.Москва; 2006г.
Интернет-ресурсы 1.ЭБС «Университетская библиотека он-лайн»http HYPERLINK "http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fbiblioclub.ru%26ts%3D14591920 66%26uid%3D7317701881456665196&sign=88d758e9fe92c81521f879ba0530012f&keyno=1":// HYPERLINK "http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fbiblioclub.ru%26ts%3D14591920 66%26uid%3D7317701881456665196&sign=88d758e9fe92c81521f879ba0530012f&keyno=1"biblioclu b
HYPERLINK "http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fbiblioclub.ru%26ts%3D14591920 66%26uid%3D7317701881456665196&sign=88d758e9fe92c81521f879ba0530012f&keyno=1". HYPERLINK
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.