Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Техникум транспорта г. Орска имени Героя России С.А. Солнечникова»
РАССМОТРЕНО ПЦК специальных дисциплин техники наземного транспорта Протокол №___ от «___»___________20 г. Председатель______________Н.В. Новикова
|
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _____________А.В.Бойко «_____»_________20 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23.02.06 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Орск,2020г
1.ВВЕДЕНИЕ
Методические пособие разработано в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов для учреждений, реализующих программы общего образования.
Методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов 2 курса по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог по дисциплине «Техническая механика" по учебнику автора Лукьянов А.М. и др. Техническая механика., Вереина Л.И. Техническая механика, А.И. Аркуша «Техническая механика», а также для осуществления контроля над знаниями, умениями и навыками.
В данное методическое пособие включены проверочные работы и самостоятельные работы.
Данное пособие предназначено для студентов 2 курса СПО всех специальностей, а также для преподавателей дисциплины ОП.02 Техническая механика.
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется
на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОП.02 Техническая механика – спланированное, организованное и контролируемое мероприятие, выполняемое по тщательно разработанным заданиям преподавателя. Разрабатывая задания, преподаватель должен учитывать профильную направленность изучения дисциплины, предельный объем заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение, типичные ошибки при выполнении различных видов работ, причины их возникновения и способы устранения, вариативность заданий, уровень обученности студентов, особенности и способности обучающихся.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине ОП.02 Техническая механика это 50 % от общего количество часов отведённых на обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами, инструкциями; учебно - исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио - и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент – анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу;
решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем;
выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ(проектов); экспериментально - конструкторская работа; опытно -экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно - оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Уровни самостоятельной работы.
Следует выделить пять уровней самостоятельной работы обучаемых. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности учащихся. Студенту предоставляется возможность работать на том уровне, который для него приемлем в настоящее время. Иными словами, создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей.
Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.
Первый уровень самостоятельных работ - дословное и преобразующее воспроизведение информации.
Второй уровень - самостоятельные работы по образцу. Это составление вопросов к текстам лекций по предложенным образцам. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление студентов на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду. Другая форма самостоятельных заданий этого уровня - составление тестовых заданий по предложенным правилам.
Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы: преобразование текстовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, рассказов, преобразование типовых задач. Работы этого типа учат обобщать явления.
Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы. Такие задания направлены на разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем.
Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы: написание работы с включением в нее форм заданий второго, третьего и четвертого уровней.
2.Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов
1. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
2. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
4. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
5. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
3.Виды самостоятельных работ по дисциплине
ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Можно предложить следующие виды самостоятельной работы студентов:
· решение заданий по образцу;
· опережающие домашние задания;
· выполнение заданий по алгоритму;
· типовые расчеты;
· решение экзаменационных вариантов;
· составление алгоритмов для типовых заданий;
· составление и решение самостоятельно составленных заданий;
· выполнение расчетно-графических работ;
· составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала;
· составление теста и эталона к нему;
· ответы на контрольные вопросы;
· составление или решение кроссворда, определения и т.п.;
· творческие работы (реферат, доклад, сообщение, сочинение);
· разработка проекта, включающего элементы самостоятельного исследования и направленного на поиск новых методов решения поставленных производственных задач.
4.Организация самостоятельной работы по дисциплине
ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Организация самостоятельной работы студентов техникума требует определенного алгоритма (программы действий), который разрабатывается преподавателем. Этот алгоритм может отличаться в зависимости от профиля получаемого образования, от конкретной группы, и т.п. Предлагаем общий подход по созданию такого алгоритма организации самостоятельной работы.
1. Преподаватель изучает квалификационную характеристику специалиста для выявления профессиональных компетенций, анализирует учебный план, Государственный стандарт.
2. Преподаватель заранее готовит инструкции (методические рекомендации) по выполнению каждой самостоятельной работы, определяет качественно-количественные критерии;
3. В начале учебного года (на первом занятии) преподаватель знакомит учащихся со структурой построения всего курса дисциплины, в которую должна быть органично вписана самостоятельная работа. Каждый студент после такого занятия должен понимать, сколько самостоятельных работ ему предстоит выполнить в период изучения дисциплины и каким образом он будет отчитываться перед преподавателем. Можно составить таблицу, по которой студенту легко будет ориентироваться по темам курса, видам самостоятельных работ, срокам выполнения.
4. Рекомендуется ведение отдельной тетради для выполнения всех предусмотренных рабочей программой самостоятельных работ.
5. Любая самостоятельная работа дается на определенный срок (день, неделя,…). Если работа в срок не выполнена, то она оценивается меньшим количеством баллов.
6. Непосредственно перед выполнением самостоятельной работы преподавателю необходимо провести консультацию-инструктаж.
7. При подборе индивидуальных заданий важно соблюдать дифференцированный подход.
8. Важным элементом при организации самостоятельной работы является контроль по выполнению всех видов работ.
5.Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются
· уровень усвоения студентом учебного материала;
· умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· сформированность ключевых (общеучебных) компетенций;
· обоснованность и четкость изложения материала;
· уровень оформления работы.
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методические рекомендации по работе с текстом
Основные виды систематизированной записи текста
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от обучающегося целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Приложение 2
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы;
- материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела – «Литература»)?».
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (макс. 3 балла)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (макс. 5 баллов)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (макс. 2 балла)
5 Доказательность (макс. 2 балла)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (макс. 3 балла)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (макс. 3 балла)
8 Языковая правильность (макс. 5 баллов)
Оценка: 23 – 25 баллов – «5»
18 – 22 баллов – «4»
меньше 18 баллов – «3»
Приложение 3
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:
- изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;
- обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
- написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Критерии оценки доклада:
1. Четкость постановки цели (макс. 3 балла):
1.1. нет цели;
1.2. цель нечеткая;
1.3. цель четко обозначена.
2. Качество доклада (макс. 5 баллов):
2.1. докладчик зачитывает;
2.2. докладчик рассказывает, но не объясняет суть работы;
2.3. четко выстроен доклад;
2.4. доклад сопровождается иллюстративным материалом;
2.5. доклад производит выдающееся впечатление.
3. Четкость выводов, обобщающих доклад (макс. 3 балла):
3.1. выводы имеются, но они не доказаны;
3.2. выводы не четкие;
3.3. выводы полностью характеризуют работу.
4. Качество ответов на вопросы (макс. 3 балла):
4.1. докладчик не может четко ответить на вопросы;
4.2. не может ответить на большинство вопросов;
4.3. отвечает на большинство вопросов.
5. Умение держаться перед аудиторией (макс. 3 балла)
ОЦЕНКА: «5»- 17- 14 баллов, «4» - 13-9 баллов, «3» в – 8-5 баллов
Приложение 4
Методические указания к выполнению
практической/лабораторной работы
Работа №1. Наименование, тема
Цель работы
Алгоритм выполнения работы
Форма отчетности
Приложение 5
Методические рекомендации
по составлению мультимедийных презентаций
Логическая последовательность создания презентации:
· структуризация учебного материала,
· составление сценария презентации,
· разработка дизайна мультимедийного пособия,
· подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст),
· проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1. Содержание презентации (макс. 3 балла)
1.1. соответствует представляемому материалу
1.2. Количество слайдов адекватно содержанию
1.3. Оформлен титульный слайд
2. Текст на слайд (макс. 3 балла)
2.1. Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2. Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3. Ошибки и опечатки отсутствуют
3. Анимация (макс. 3 балла)
3.1. Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2. Презентация не перегружена эффектами
3.3. Анимация применена целенаправленно
4. Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1. Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2. помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3. средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5. Цветовое решение презентации (макс. 3 балла)
5.1. Выдержан единый стиль презентации
5.2. Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3. Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 15-13 баллов, «4» - 12-9 баллов, «3» - 8-5
Приложение 6
Методические рекомендации
по решению задач, выполнению графической работы
Критерии оценивания задач:
Оценка «5» ставится, если:
· работа выполнена полностью и в отведенные сроки;
· правильно выбран способ решения;
· решение сопровождается необходимыми объяснениями;
· верно выполнены нужные вычисления и преобразования;
· аккуратная запись решения;
Оценка «4» ставится, если:
· работа выполнена полностью;
· решение не сопровождается необходимыми объяснениями;
· допущена одна-две ошибки (в зависимости от количества решаемых задач);
Оценка «3» ставится, если:
· работа выполнена не полностью;
· решение не сопровождается необходимыми объяснениями;
· допущены более двух ошибок (в зависимости от количества решаемых задач).
Перечень самостоятельных работ по ОП.02 Техническая механика
(158ч/79 ч)
№ часа |
Тема внеаудиторной самостоятельной работы |
Задание |
1 |
Простейшие теоремы статики. |
Л.2 стр. 6-9 |
2 |
Аксиома связей. |
Л.2 стр. 9-12 |
3 |
Равновесие твердого тела под действием плоской системы сил. |
Л.2 стр. 12-18 |
4 |
Равновесие системы твердых тел. |
Л.2 стр. 18-22 |
5 |
Способы определения положения центра тяжести. |
Л.2 стр. 31-36 |
6 |
Трение качения. |
Л.2 стр.36-48 |
7 |
Скорость и ускорение точки при естественной форме выражения закона движения. |
Л.2 стр. 48-60 |
8 |
Вращательное движение твердого тела. |
Л.2 стр. 43-48 |
9 |
Теорема сложения ускорений. |
Л.2 стр. 43--46 |
10 |
Мгновенный центр ускорений. |
Л.2 стр. 47-48 |
11 |
Теорема моментов для материальной точки. |
Л.2 стр. 48-49 |
12 |
Кинетическая энергия. |
Л.2 стр. 49-50 |
13 |
Механическая система |
Конспект |
14 |
Принцип Даламбера. |
Л.2 стр. 50-51 |
15 |
Элементарная теория удара. |
Л.2 стр. 52-53 |
16 |
Схематизация элементов конструкций. |
сообщение |
17 |
Основные особенности при построении эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. |
Л.2 стр. 64-68 |
18 |
Методы расчета конструкций на прочность. |
Л.2 стр. 69-70 |
19 |
Примеры расчета балок на прочность по нормальным напряжениям. |
Л.2 стр. 71-72 |
20 |
Кручение стержня некруглого поперечного сечения. |
Л.2 стр. 75-77 |
21 |
Примеры расчеты стержней на устойчивость. |
Л.2 стр. 102-103 |
22 |
Примеры расчета стержней на продольно-поперечный изгиб. |
Л.1 стр. 103-105 |
23 |
Вынужденные колебания систем с одной степенью свободы. |
Л.2 стр. 105-106 |
24 |
Коэффициент запаса усталостной прочности. |
Л.2 стр. 107-109 |
25 |
Понятия о шпренгельных фермах. |
Л.2 стр. 110-112 |
26 |
Материалы, используемые в транспортном машиностроении. |
Л.2 стр. 123-127 |
27 |
Заклепочные соединения. Соединения с натягом. |
Л.2 стр.141-148 |
28 |
Особенности работы резьбовых соединений. |
Л.2 стр. 149-158 |
29 |
Профильные соединения. |
Л.2 стр. 128-130 |
30 |
Виды повреждений катков и расчет передач. |
Л.2 стр. 169-170 |
31 |
Передачи с зубчатыми ремнями. |
Л.2 стр. 171-172 |
32 |
Особенности конструирования и эксплуатации цепных передач. |
Л.2 стр. 178-181 |
33 |
Расчет передачи винт-гайка |
Конспект |
34 |
Тепловой расчет червячной передачи. |
Л.2 стр. 177-178 |
35 |
Цилиндрические, конические, планетарные, волновые зубчатые передачи. |
Л.2 стр. 172-177 |
36 |
Расчет валов (осей) на жесткость. |
Л.2 стр. 181-185 |
38 |
Смазывание подшипников качения и их КПД. |
Л.2 стр. 185-193 |
39 |
Выбор муфт. |
Сообщение |
40 |
Расчёт муфт. |
Решение задач |
Самостоятельная работа № 1 «Простейшие теоремы статики»
Цель: Изучить простейшую теорему статики. Научить решать задачи.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответить на вопросы:
- теорема Пуансо.
2. Выписать основную цель стандартизации
3. Приведите примеры.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 6-9
Самостоятельная работа № 2 «Аксиома связей».
Цель: Сформировать представление о связях.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, соотнесите перечисленные Аксиомы статики с их доказательствами.
Аксиомы |
Доказательства аксиом |
|
Аксиома 1. |
А |
Две силы (F1 и F2),
действующие на свободное абсолютно твердое тело, находятся в равновесии тогда
и только |
Аксиома 2. |
Б |
Две силы,
приложенные к телу в одной точке, |
Аксиома 3. |
В |
Два материальных
тела действуют друг на друга |
Аксиома 4. |
Г |
Действие данной
системы сил на абсолютно |
Аксиома 5. |
Д |
Если деформируемое тело находится в равновесии под действием данной системы сил, то равновесие не нарушится, если тело станет абсолютно твердым. |
2. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 9-12
Самостоятельная работа № 3 «Равновесие твердого тела под действием плоской системы сил».
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: создание сообщения по заявленной теме.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций и доклада.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 12-18
Самостоятельная работа № 4 «Равновесие системы твердых тел».
Цель: Развитие интереса к предмету.
Методические рекомендации
1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, связи укажите стрелками.
3.Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
4.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов.
5.Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
6.Проводите самоконтроль. Л.2 стр. 18-22
Самостоятельная работа № 5 «Способы определения положения центра тяжести».
Цель: Сформировать представление о центре тяжести
Методические рекомендации
1. Изучив тему, решить задачу:
2. Составьте план-конспект к теме урока.
3. Приведите примеры, ответьте на вопросы.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 31-36
Самостоятельная работа № 6 «Трение качения».
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: создание сообщения по заявленной теме.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций и сообщений.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр.36-48
Самостоятельная работа № 7 «Скорость и ускорение точки при естественной форме выражения закона движения».
Цель: Изучить скорость и ускорение точки при естественной форме выражения закона движения.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, выписать способы задания движения.
2. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 48-60
Самостоятельная работа № 8 «Вращательное движение твердого тела».
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: создание сообщения по заявленной теме.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций и сообщений.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 43-48
Самостоятельная работа № 9 «Теорема сложения ускорений».
Цель: Развитие интереса к предмету.
Методические рекомендации
1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, выпишите теорему сложения ускорений.
3.Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
4.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов, составьте кроссворд.
5.Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
6.Самоконтроль.
Самостоятельная работа № 10 «Мгновенный центр ускорений».
Цель: Сформировать представление о центре ускорений.
Форма самостоятельной деятельности: создание отчета в результате наблюдений и сбора материала по заданной теме урока во время прохождения производственной практики.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций, сообщений.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 47-48
Самостоятельная работа № 11 «Теорема моментов для материальной точки».
Цель: Изучить теорему моментов для материальной точки.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно запишите теорему моментов для материальной точки.
2. Составьте план-конспект к теме урока.
3. Приведите примеры, ответьте на вопросы.
- кинематический момент системы;
- кинетическая система энергии;
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 48-49
Самостоятельная работа № 12 «Кинетическая энергия».
Цель: Изучить кинетическую энергию.
Форма самостоятельной деятельности: создание отчета в результате наблюдений и сбора материала по заданной теме урока во время теоретического обучения.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций, сообщений.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 49-50
Самостоятельная работа № 13 «Механическая система».
Цель: Сформировать представление о механической системе
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответить на вопросы:
- понятие о механической системе
- от чего зависит движение механической системы
- измерения при проведении испытаний
2. Решить задачу.
3. Выполните письменно задания: Л.1. п.4.6.стр.169
Самостоятельная работа № 14 «Принцип Даламбера».
Цель: Сформировать представление и принципе Даламбера.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
- Принцип Даламбера для материальной точки
2. Составьте план-конспект к теме урока.
3. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 50-51
Самостоятельная работа № 15 «Элементарная теория удара».
Цель: Развитие интереса к предмету.
Методические рекомендации
1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, выпишите элементарную теорию удара.
3.Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
4.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов, составьте кроссворд.
5.Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
6.Самоконтроль.
7. Л.2 стр. 52-53
Самостоятельная работа № 16 «Схематизация элементов конструкций».
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: создание сообщения по заявленной теме.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций и сообщений.
4. Составьте геометрическую схематизацию элементов конструкций.
Самостоятельная работа № 17 «Основные особенности при построении эпюр поперечных сил и изгибающих моментов".
Цель: Сформировать представление основных особенностях при построении эпюр поперечных сил и изгибающихся моментов.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, постройте эпюр поперечных сил и изгибающих моментов
2. Приведите примеры.
4. Выполните письменно задания: план-конспект
5. Л.2 стр. 64-68
Самостоятельная работа № 18 «Методы расчета конструкций на прочность».
Цель: Изучить методы расчета конструкций на прочность.
Методические рекомендации
1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, выпишите методы расчета конструкций на прочность.
3.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов, составьте кроссворд.
4.Проводите взаимоконтроль.
5. Л.2 стр. 69-70
Самостоятельная работа № 19 "Примеры расчета балок на прочность по нормальным напряжениям".
Цель: научить рассчитывать балки на прочность по нормальным напряжениям.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно решить задачу
Для деревянной балки, в сечении 1-1 (у заделки) определить нормальное и касательное напряжение
в точке В поперечного сечения и проверить прочность заданной балки, если [σ] = 12Мпа, [τ] =2МПа.
2. Составьте план-конспект-анализ тему урока.
3. Приведите примеры, ответьте на вопросы.
4. Л.2 стр. 71-72
Самостоятельная работа №20 "Кручение стержня некруглого поперечного сечения".
Цель: Изучить кручение стержня некруглого поперечного сечения.
Методические рекомендации
1. Сформулируйте цели основные термины и определения к теме урока.
2. Приведите примеры.
3. Л.2 стр. 75-77
Самостоятельная работа №21 " Примеры расчеты стержней на устойчивость ".
Цель: научить рассчитывать стержни на устойчивость.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно решить задачу
Стальной
стержень, длина L которого равна 1 м, сжимается силой Ркр. Условия
закрепления концов стержня показаны на рис. 3.2
Р (=
2). Определить коэффициент запаса устойчивости n.
Поперечное сечение стержня состоит из четырех неравнобоких уголков 45 × 28 × 3 и прямоугольника с высотой h, равной 12 см, и шириной b, равной 1,2 см.
2. Составьте план-конспект-анализ тему урока.
3. Приведите примеры, ответьте на вопросы.
4. Л.2 стр. 102-103
Самостоятельная работа №22 " Примеры расчета стержней на продольно-поперечный изгиб.".
Цель: научить рассчитывать стержни на продольно-поперечный изгиб..
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно решить задачу
Для консольной балки, нагруженной распределенной нагрузкой интенсивностью кН/м и сосредоточенным моментом кН·м (рис. 3.12), требуется: построить эпюры перерезывающих сил и изгибающих моментов , подобрать балку круглого поперечного сечения при допускаемом нормальном напряжении кН/см2 и проверить прочность балки по касательным напряжениям при допускаемом касательном напряжении кН/см2. Размеры балки м; м; м.
2. Составьте план-конспект-анализ тему урока.
3. Приведите примеры, ответьте на вопросы.
4. Л.1 стр. 103-105
Самостоятельная работа №23 " Вынужденные колебания систем с одной степенью свободы"
Цель: Сформировать представление о вынужденных колебаниях систем с одной степенью свободы
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
- уравнение колебаний
2. Приведите примеры, ответьте на вопросы.
3. Л.2 стр. 105-106
Самостоятельная работа №24 "Коэффициент запаса усталостной прочности".
Цель: Развитие интереса к предмету.
Методические рекомендации
1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, выпишите элементарную теорию удара.
3.Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
4.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов, составьте кроссворд.
5.Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
6.Самоконтроль.
7. Л.2 стр. 107-109
Самостоятельная работа №25 "Понятия о шпренгельных фермах".
Цель: Сформировать представление о шпренгельных фермах.
Форма самостоятельной деятельности: создание отчета в результате наблюдений и сбора материала по заданной теме урока во время теоретического обучения.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций, сообщений.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 110-112
Самостоятельная работа №26 "Материалы, используемые в транспортном машиностроении"
Цель: Сформировать представление о материалах используемых в транспортном машиностроении.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
- материалы
2. Приведите примеры, выпишите основные понятия и определения.
3. Л.2 стр. 123-127
Самостоятельная работа №27 "Заклепочные соединения. Соединения с натягом."
Цель: Развитие интереса к предмету.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
- заклепочные соединения.
- посадка с натягом.
2. Сформулируйте цели основные термины и определения к теме урока.
3. Приведите примеры, ответьте на вопросы.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр.141-148
Самостоятельная работа №28 "Особенности работы резьбовых соединений".
Цель: Сформировать представление о особенностях работы резьбовых соединений.
Форма самостоятельной деятельности: создание отчета в результате наблюдений и сбора материала по заданной теме урока во время теоретического обучения.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций, сообщений.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 149-158
Самостоятельная работа №29 "Профильные соединения".
Цель: Развитие интереса к предмету.
Методические рекомендации
1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, выпишите элементарную теорию удара.
3.Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
4.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов, составьте кроссворд.
5.Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
6.Самоконтроль.
7.Л.2 стр. 128-130
Самостоятельная работа №30 "Виды повреждений катков и расчет передач".
Цель: Сформировать представление о видах повреждений катков. Научить рассчитывать передачи.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
- материалы катков.
2. Сформулируйте цели основные термины и определения к теме урока.
3. Приведите примеры, ответьте на вопросы.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 169-170
Самостоятельная работа №31 "Передачи с зубчатыми ремнями".
Цель: Сформировать представление о передачах с зубчатыми ремнями.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
- общие сведения
- достоинства и недостатки зубчатых передач.
2. Сформулируйте основные термины и определения к теме.
3. Расшифруйте механизм с зубчатыми ремнями движения кисти промышленного робота.
4. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 171-172
Самостоятельная работа №32 "Особенности конструирования и эксплуатации цепных передач".
Цель: Развитие интереса к предмету.
Методические рекомендации
1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, выпишите элементарную теорию удара.
3.Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
4.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов, составьте кроссворд.
5.Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
6.Самоконтроль.
7.Л.2 стр. 178-181
Самостоятельная работа №33 "Расчет передачи винт-гайка".
Цель: Сформировать представление о расчете передачи винт-гайка
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
- проверка винта на устойчивость
2. Сформулируйте основные термины и определения к теме.
3. Приведите примеры, решите задачу.
Рассчитать передачу винт-гайка скольжения винтового пресса.
Сила сжатия Fа= 50 кН.
Ход ползуна l0 = 600 мм.
4. Выполните письменно задания: Л.1. §2.1.1. с.98-104.
Самостоятельная работа №34 "Тепловой расчет червячной передачи".
Цель: Сформировать представление о тепловом расчете червяной передачи
Методические рекомендации
1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
- преимущества и недостатки червячной передачи
- расчет червячной передачи
2. Сформулируйте основные термины и определения к теме.
3. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 177-178
Самостоятельная работа №35 "Цилиндрические, конические, планетарные, волновые зубчатые передачи".
Цель: Развитие интереса к предмету.
Методические рекомендации
1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, выпишите элементарную теорию удара.
3.Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
4.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов, составьте кроссворд.
5.Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
6.Самоконтроль.
7. Л.2 стр. 172-177
Самостоятельная работа №36 "Расчет валов (осей) на жесткость".
Цель: Научить рассчитывать валы (оси) на жесткость.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, запишите
- расчёт на прочность валов прокатных станов.
- расчёт оси.
2. Сформулируйте основные термины и определения к теме.
3. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 181-185
Самостоятельная работа №37 "Виды разрушений и повреждений подшипников скольжения".
Цель: Развитие интереса к предмету.
Методические рекомендации
1.Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
2.Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, выпишите элементарную теорию удара.
3.Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
4.Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов, составьте кроссворд.
5.Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
6.Самоконтроль.
Самостоятельная работа №38 "Смазывание подшипников качения и их КПД".
Цель: Изучить смазывание подшипников качения и их КПД.
Методические рекомендации
1. Изучив тему, запишите
2. Сформулируйте основные термины и определения к теме.
3. Выполните письменно задания: Л.2 стр. 185-193
Самостоятельная работа №39 "Выбор муфт".
Цель: Сформировать представление о муфтах.
Форма самостоятельной деятельности: создание отчета в результате наблюдений и сбора материала по заданной теме урока во время теоретического обучения.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию сообщений.
4. Выполните письменно задания
Самостоятельная работа №40 "Расчёт муфт".
Цель: Научить рассчитывать муфты
Методические рекомендации
1. Изучив тему, запишите
2. Сформулируйте основные термины и определения к теме.
3. Решить задачу №1. На рис. 102 представлена продольно-свертная муфта, применяемая для соединения трансмиссионных валов при п200об/мин. В таблице приведены основные размеры этих муфт по нормалям.
рис 102.
Определить, какая часть момента, указанного в таблице, передается муфтой за счет сил трения, возникающих при затяжке болтов, и какая приходится на долю шпонки.
Допускаемое усилие затяжки болта определить из условия, что напряжение в стержне болта достигает величины...
Таблица №20.8
№ п/п |
d в мм |
Максимальный крутящий момент в Нмм |
D |
L |
a |
b |
c |
Болт |
|
d0 |
кол-во |
||||||||
1 |
30 |
1 25000 |
130 |
160 |
49 |
85 |
19 |
12 |
6 |
2 |
35 |
2 00000 |
130 |
160 |
49 |
85 |
19 |
12 |
6 |
3 |
40 |
2 80000 |
130 |
160 |
49 |
85 |
19 |
12 |
6 |
4 |
50 |
5 00000 |
145 |
190 |
58 |
95 |
19 |
12 |
6 |
5 |
60 |
8 00000 |
170 |
220 |
68 |
110 |
23 |
16 |
6 |
6 |
70 |
16 00000 |
185 |
250 |
77 |
125 |
23 |
16 |
6 |
7 |
80 |
25 00000 |
205 |
360 |
85 |
140 |
28 |
20 |
8 |
8 |
100 |
50 00000 |
260 |
440 |
104 |
185 |
35 |
24 |
8 |
Муфты чугунные, болты из стали Ст. 3, коэффициент трения принять f = 0,2; коэффициент режима работы k = 1.
Решить задачу №2.
В приводе станка установлена масляная многодисковая фрикционная муфта для передачи
мощности Р= 3,1кВт при угловой скорости . Муфта работает при переменной
нагрузке. Материал дисков – сталь 65Г с закалкой до твердости
Число ведущих дисков , ведомых . Диаметры дисков
мм и мм. Определить необходимую силу сжатия дисков для включения муфты и проверить
диски на износостойкость.
Решить задачу №3.
Для соединения вала редуктора с валом дробилки диаметром 75мм подобрать стандартную упругую втулочно-пальцевую муфту по ГОСТ 2229-85
Передаваемая номинальная мощность N = 30кВт при числе оборотов п = 140 в минуту. Материал полумуфт - чугун СЧ 18-36, пальцы из стали 45. Произвести проверочный расчет пальцев и резиновых колец.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.