ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«НОВОУРЕНГОЙСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания
для студентов по выполнению самостоятельной работы
по профессии 43.01.09. Повар, кондитер
Методические указания для студентов является частью основной профессиональной программы ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» по профессии 43.01.09. Повар, кондитер в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программы по дисциплинам общепрофессионального цикла и междисциплинарным курсам.
Цель учебного пособия — помощь студентам при выполнении самостоятельной работы.
В пособии изложена методика выполнения самостоятельной работы студентами.
Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы являются универсальными и применимы ко всем изучаемым предметам профессионального и общепрофессионального циклов.
Составил: председатель П(Ц)К
преподаватель дисциплин профессионального
и общепрофессионального циклов
Смирнова Т.И.
Содержание
Введение |
4 |
Перечень самостоятльной работы |
5 |
Алгоритм выполнения самостоятельной работы |
6 |
Введение
Самостоятельная работа по МДК _______________________________________________________предусмотрена рабочим учебным планом специальности __________________в объеме ______ часов, согласно рабочей программе разбита на разделы и темы.
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
(Основные ПК) |
|
|
ОК 1 |
|
|
|
Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, предназначенный для приобретения знаний, навыков и умений в объеме изучаемой дисциплины согласно требованиям ГОС, ФГОС среднего профессионального образования, который выполняется обучающимися индивидуально и предполагает активную роль студента в ее осуществлении и контроле.
Цели самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Виды самостоятельной работы.
Для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- работа со словарями и справочниками;
- ознакомление с нормативными документами;
- учебно-исследовательская работа;
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
Для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции;
- повторная работа над учебным материалом;
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов;
- тематических кроссвордов;
- тестирование и др.;
Для формирования умений:
- решение ситуационных задач;
- подготовка к деловым играм.
Формы организации самостоятельной работы:
Самостоятельная работа осуществляется как
- индивидуальная
- групповая
- в парах постоянного состава
- в парах сменного состава
Критерии оценки результатов:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Методические рекомендации для студентов по выполнению различных видов самостоятельной работы.
I Общеобразовательный и общепрофессиональный цикл.
Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.
1. Прочитать текст, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.
3. В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль.
4. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Памятка-алгоритм написания конспекта.
1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемый материал.
2. Конспектированию предшествует составление плана.
3. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.
4. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
5. В конспекте можно использовать цитаты.
6. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.
Памятка-алгоритм по формированию
умения конспектирования лекции.
1. Запишите план лекции, если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции.
2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами своими словами.
3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана
4. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите необходимые исправления, восстановите пропущенное выделите особо важные положения.
5. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.
Памятка-алгоритм для составления схем.
1. Прочти текст.
2. Выдели главную идею текста, раздели текст на части.
3. Подбери факты для составления схемы.
4. Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
5. Установи связи, последовательность.
6. Выбери систему условных обозначений.
7. Продумай пространственное расположение схемы на листе.
8. Зафиксируйте схему на листе.
Памятка-алгоритм составления таблицы.
1. Прочти текст.
2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.
4. Запиши название признаков в графы.
5. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
6. Сделай вывод.
Памятка-алгоритм написания реферата.
1. Определи тему.
2. Изучи состояние проблемы по данной теме.
3. Подбери литературу, составь список используемой литературы.
4. Составь план.
5. Определи цель и задачи работы.
6. Распредели материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.
7. Покажи разные точки зрения на проблему.
8. Подготовь опорные таблицы, схемы, графики.
9. Сформулируй выводы, свое отношение к проблеме, сделай заключение.
10. Произведи записи текста реферата с учетом единых требований.
Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда. Объем реферата 10-12 печатных страниц.
Содержание реферата:
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение
4. Основная часть, разделенная на 3-5 глав
5. Заключение
6. Список литературы
План-алгоритм написания тезисов.
1. Определи, к какому типу будут относиться твои тезисы и выбери соответствующую структуру.
2. Четко представь себе, что будет основным результатом или выводом твоей работы.
3. Подбери рабочее название тезисам. При этом необходимо одновременно учитывать:
4. По очереди, начиная с первого абзаца, излагай свои мысли, стараясь уложиться в отведенный для них объем. После написания первого абзаца переходи ко второму и т.д.
5. Проверь соответствие получившихся тезисов заданному общему объему. Если их размер несколько больше – найди и сократи второстепенные детали, измени отдельные фразы, которые помогут избавиться от неполных строчек и др.
Критерии оцениванияписьменных самостоятельных работ.
1. Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
2. Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".
3. Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание докладов, подготовка презентаций. Эта работа оценивается на "5"
I I Самостоятельная работа по профессиональным циклам.
Памятка решение профессиональных задач.
Критерии оценивания решения профессиональных задачи:
На «отлично» оценивается ответ, если обучающийся свободно, с глубоким знанием материала, правильно, последовательно и полно выберет тактику действий, и ответит на дополнительные вопросы по обработке овощей и приготовлению овощных блюд и гарниров.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся достаточно убедительно, с несущественными ошибками в теоретической подготовке и достаточно освоенными умениями по существу правильно ответил на вопрос с дополнительными комментариями педагога или допустил небольшие погрешности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся недостаточно уверенно, с существенными ошибками в теоретической подготовке и слабо освоенными умениями ответил на вопросы ситуационной задачи. Только с помощью наводящих вопросов преподавателя справился с вопросами разрешения производственной ситуации, не уверенно отвечал на дополнительно заданные вопросы. С затруднениями, он все же сможет при необходимости решить подобную ситуационную задачу на практике.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент только имеет очень слабое представление о предмете и недостаточно, или вообще не освоил умения по разрешению производственной ситуации. Допустил существенные ошибки в ответе на большинство вопросов ситуационной задачи, неверно отвечал на дополнительно заданные ему вопросы, не может справиться с решением подобной ситуационной задачи на практике.
Методические рекомендации по подготовке презентации.
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе МS PowerPoint. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например для 5 - минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде - не больше 7 строк;
значимая информация выделяется с помощью цвета, эффектов анимации.
Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления.
Максимальное количество графической информации на одном слайде - 2 рисунка (фотографии, схемы) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии - "соревнование" со своими иллюстративными материалом. Обычный слайд, без анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10-15 секунд.
Если на слайде приводится сложная диаграмм, ее необходимо предварить вводными словами (например, "На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим - показатели Б").Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40-60 секунд. В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль - для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации 18. В презентации не принято ставить переносы в словах.
Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон - черный текст; темно - синий фон - светло - желтый текст).Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Заключительный слайд презентации, содержащий текст "Спасибо за внимание" или "Конец", вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате "Демонстрация PowerPoint " (Файл - Сохранить как - Тип файла - Демонстрация PowerPoint).
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки |
Содержание оценки |
1.Содержательный критерий |
правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2.Логический критерий |
стройное логико - композиционное построение речи, доказательность, аргументированность. |
3.Речевой критерий |
использование языковых(метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых ( поза, манеры и пр.) средств выразительности: фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4.Психологический критерий |
взаимодействие с аудиторией 9прямая и обраьная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5.Критерий соблюдения дизайн -эргономических требований к компьютерной презентации |
Соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
Перечень самостоятльной работы
№ п/п |
Тема для самостоятельной работы |
Кол-во часов |
1. |
Тема 1.1. |
|
2. |
Тема 1.2. |
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
6. |
|
|
7. |
|
|
8. |
|
|
9. |
|
|
10. |
|
|
|
ВСЕГО |
|
Литература:
Журналы:
Интернет-ресурсы:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.