МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР
__________ ___________
__.__.20___
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ
для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
профессионального модуля ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК 04.01 Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования"
Специальность: 27.02.04 «Автоматические системы управления»
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии профессиональной электромеханической подготовки и рекомендовано к утверждению Протокол №__ от «___» ___. 20___ г. Председатель комиссии ______________
|
Подготовил преподаватель А.В. Исаев
|
г.Горловка, 20____
Методические указания и задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы профессионального модуля ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК 04.01 Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования" подготовил преподаватель второй категории А.В. Исаев - Горловка: ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», 20___. - 37с.
Представлены методические указания и задания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы профессионального модуля ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК 04.01 Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования".
Предназначены для использования при организации внеаудиторного учебного процесса и самостоятельного изучения программного материала студентами специальности 27.02.04 «Автоматические системы управления» дневной и заочной форм обучения.
Для студентов и преподавателей
СОДЕРЖАНИЕ
С.
Введение 4
1. Пояснительная записка 5
2. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ 8
3. Рекомендации по работе при выполнении заданий 11
3.1 Методические рекомендации по разработке конспекта лекции 11
3.2 Методические рекомендации по разработке сообщения 12
3.3 Методические рекомендации по разработке доклада 13
3.4 Методические рекомендации по подготовке реферата 14
3.5 Методические рекомендации по подготовке презентации 16
3.6 Методические рекомендации по составлению таблиц 19
3.7 Методические рекомендации по подготовке к лабораторно-практическим занятиям 19
4. Задания для самостоятельной работы 21
Список литературы 34
Приложение А. Вопросы к экзамену по МДК 04.01 Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования" 35
Приложение Б. Пример оформления титульного листа доклада (реферата) 37
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная учебная деятельность – нужная и плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. В процессе учебного поиска, исследования, анализа, осуществляемого самостоятельно, растет интеллектуальный потенциал студента, повышается его креативность, укрепляется воля, совершенствуется профессиональное мастерство. Только через самообразование можно приобрести прочные знания, умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности.
Изучение МДК 04.01 Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися при изучении дисциплин «Физика», «Электротехника», «Электронная техника», «Электротехнические материалы».
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студента, творческой инициативы, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-развития исследовательских умений.
Предлагаемые методические рекомендации по организации самостоятельной работы МДК 04.01 Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования" предназначены для студентов второго курса колледжа, позволяют систематизировать материалы по планированию и проведению самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой квалифицированного рабочего. При организации самостоятельной работы студента важным и необходимым условием становятся формирование умений самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и исследовательской деятельности.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для упорядочения работы обучающихся, разработаны на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.04 Автоматические системы управления.
Структура методических указаний определена последовательностью изучения МДК 04.01 Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования", который относится к профессиональному циклу.
Программой МДК 04.01 предусмотрено выполнение внеаудиторных самостоятельных работ в количестве 31 часа.
Основные задачи самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать учебную и специальную литературу, нормативную и справочную документацию;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- эффективная подготовка к итоговому контролю знаний;
- осознание, углубление содержания и основных положений в ходе конспектирования материала на лекциях, отработки в ходе подготовки к лабораторным и практическим занятиям;
Самостоятельная работа студентов представляет собой теоретические и практические задания, вошедшие в программу МДК 04.01, выполняется в виде конспекта по предлагаемой тематике. Приветствуется выполнение заданий, не предусмотренных в данной методразработке, самостоятельно изучаемые материалы могут быть зачтены и учтены в выставлении оценок по итогам семестра. Выполнение заданий по самостоятельной работе является обязательным, производится в отдельных тетрадях, которые проверяются как отчетный материал студента.
Программа внеаудиторной самостоятельной работы предполагает осмысление и освоение таких тем как «Виды слесарных работ», «Электропроводки», «Ремонт пускорегулирующей аппаратуры» «Ремонт трансформаторов», «Ремонт двигателей постоянного тока», «Ремонт двигателей переменного тока», «Электрические аппараты». Данный МДК 04.01 предназначен для подготовки специалистов среднего технического звена.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ;
- проведения подготовительных работ для сборки электрооборудования;
- сборки по схемам приборов, узлов и механизмов электрооборудования;
уметь:
- выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;
- выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;
- выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;
- выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;
- выполнять такие виды работ, как пайка, лужение и другие;
- читать электрические схемы различной сложности;
- выполнять расчёты и эскизы, необходимые при сборке изделия;
- выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий;
- ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответствии с технологическим процессом;
- применять безопасные приемы ремонта;
знать:
- технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта;
- слесарные, слесарно-сборочные операции, их назначение;
- приемы и правила выполнения операций;
- рабочий (слесарно-сборочный) инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;
- наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
В ходе изучения МДК ставиться задача формирования профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду деятельности:
ПК 1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
ПК 2. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 3. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 4. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса и представляют собой дополнение к учебникам и учебным пособиям в рамках изучения МДК 04.01 Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования".
2 ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел/ Тема |
Наименование внеаудиторной самостоятельной работы |
Форма контроля |
Кол. час. |
|
2 |
3 |
4 |
Раздел 1 Выполнение слесарных работ.
|
|
|
4 |
Тема 1.1 Основы слесарных работ. Разметка плоскостная. Разметка осевых линий. Подготовка деталей к разметке. |
Самостоятельная работа № 1. Подготовка к текущему занятию |
Фронтально-индивидуальный опрос |
2 |
Тема 1.2 Виды слесарных работ. Установка полотна в ножовочную рамку. Разрезание металла различных видов по разметке и без нее. |
Самостоятельная работа № 2. Подготовка доклада на тему «Последовательность выполнения работы по правке и резке металла.». |
Анализ и оценка подготовки доклада |
2 |
Раздел 2. Выполнение работ по ремонту и обслуживанию электрооборудования. |
|
|
27 |
Тема 2.1 Электрооборудование. Классификация, общее устройство. Технические требования, предъявляемые к электрооборудованию. Общие сведения о системе электроснабжения и электроустановках. Основные сведения по технике безопасности. |
Самостоятельная работа № 3. Подготовка к текущему занятию |
Фронтально-индивидуальный опрос |
2 |
Тема 2.2. Аккумуляторные батареи. Неисправности и техническое обслуживание аккумуляторной батареи. Ремонт аккумуляторной батареи. |
Самостоятельная работа № 4. Подготовка реферата на тему «Аккумуляторные батареи». |
Анализ и оценка подготовки реферата |
2 |
Лабораторная работа № 1. Составление схемы электропроводки однокомнатной квартиры. |
Самостоятельная работа № 5. Подготовка к лабораторной работе |
Защита отчета по лабораторной работе № 1 |
1 |
Лабораторная работа № 2. Расчет сечения провода по току. |
Самостоятельная работа № 6. Подготовка к лабораторной работе |
Защита отчета по лабораторной работе № 2 |
1 |
Лабораторная работа № 3. Определение потерь напряжения и мощности в проводах линий электропередач. |
Самостоятельная работа № 7. Подготовка к лабораторной работе |
Защита отчета по лабораторной работе № 3 |
2 |
Практическая работа № 1. Выбор сечения проводов. |
Самостоятельная работа № 8. Подготовка к практическому занятию. |
Защита отчета по практической работе № 1 |
2 |
Тема 2.6. Виды электро-монтажных работ. Основные приемы и способы выполнения электромонтажных работ. Инструменты и приспособления. |
Самостоятельная работа № 9. Подготовка презентации на тему «Виды электро-монтажных работ. Инструменты и приспособления». |
Анализ и оценка подготовки реферата или презентации |
2 |
Тема 2.7. Пайка соединений. Устройство, назначение, принцип работы, виды паяльников. Выбор припоя и флюса для пайки медных жил. |
Самостоятельная работа № 10. Подготовка доклада на тему «Пайка соединений. Устройство, назначение, принцип работы, виды паяльников.». |
Анализ и оценка подготовки доклада |
2 |
Тема 2.8. Ремонт пускорегулирующей аппаратуры. Виды и причины повреждений пускорегулирующей аппаратуры, последовательность ремонтных работ. Последовательность операций при ремонте, сборке и монтажу магнитных пускателей и контакторов. |
Самостоятельная работа № 11. Подготовка реферата на тему «Ремонт пускорегулирующей аппаратуры». |
Анализ и оценка подготовки реферата |
2 |
Лабораторная работа № 4. Расчет параметров силового трансформатора. |
Самостоятельная работа № 12. Подготовка к лабораторной работе |
Защита отчета по лабораторной работе № 4 |
1 |
Практическая работа № 2. Расчет основных параметров однофазного трансформатора. |
Самостоятельная работа № 13. Подготовка к практической работе |
Допуск к выполнению практической работы. |
0,5 |
Практическая работа № 3. Расчет основных параметров трехфазного трансформатора. |
Самостоятельная работа № 14. Подготовка к практической работе |
Допуск к выполнению практической работы. |
0,5 |
Лабораторная работа № 5. Исследование механических характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. |
Самостоятельная работа № 15. Подготовка к лабораторной работе |
Защита отчета по лабораторной работе № 5 |
1 |
Практическая работа № 4. Расчет пускового резистора для ДПТ с параллельным возбуждением. |
Самостоятельная работа № 16. Подготовка к практической работе |
Защита отчета по практической работе № 4 |
1 |
Практическая работа № 5. Построение искусственной и естественной механических характеристик для ДПТ с параллельным возбуждением. |
Самостоятельная работа № 17. Подготовка к практической работе |
Защита отчета по практической работе № 5 |
1 |
Практическая работа № 6. Определение параметров генератора постоянного тока. |
Самостоятельная работа № 18. Подготовка к практической работе |
Защита отчета по практической работе № 6 |
1 |
Практическая работа № 7. Расчет и построение механических характеристик двигателя переменного тока |
Самостоятельная работа № 19. Подготовка к практической работе |
Защита отчета по практической работе № 7 |
1 |
Практическая работа № 8. Выбор типа двигателя. |
Самостоятельная работа № 20. Подготовка к практической работе |
Допуск к выполнению практической работы. |
1 |
Тема 2.13. Выпрямители. Назначение выпрямителей. Классификация, применение. |
Самостоятельная работа № 21. Подготовка к текущему занятию |
Фронтально-индивидуальный опрос |
1 |
Практическая работа № 9. Расчет выпрямителя. |
Самостоятельная работа № 22. Подготовка к практической работе |
Допуск к выполнению практической работы. |
0,5 |
Тема 2.14. Стабилизаторы. Назначение, классификация, применение стабилизаторов. |
Самостоятельная работа № 23. Подготовка к текущему занятию |
Фронтально-индивидуальный опрос |
1 |
Практическая работа № 10. Расчет стабилизатора напряжения. |
Самостоятельная работа № 24. Подготовка к практической работе |
Защита отчета по практической работе № 10 |
0,5 |
ИТОГО |
|
|
31 час |
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
3.1 Методические рекомендации по разработке конспекта лекции
Конспект – краткое изложение существенного содержания информации; вид письменного сообщения; запись мыслей других лиц в свернутой, обобщенной форме, которая впоследствии служит базой для восстановления первоначального материала.
Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Для того, что составить конспект лекции необходимо придерживаться следующей последовательности:
1. Подобрать необходимую литературу.
2. Проанализировать имеющийся материал: выявить незнакомые термины, определить степень сложности материала.
3. Разбить материал на части, определить последовательность этих частей.
4. Обозначить основные тезисы каждой части.
5. Оформить конспект в рабочей тетради с указанием темы.
Критерии оценки конспекта
1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.
2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.
3. Выделение главной мысли, определение деталей.
4. Умение переработать и обобщить информацию.
Оценка
«отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном
объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; правильно и
аккуратно выполняет все записи; дает правильные формулировки, точные
определения, понятия терминов; может обосновать свой ответ, привести
необходимые примеры; правильно отвечает на дополнительные вопросы
преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
данного материала.
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил неполно, но правильно изложено задание; при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя; дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
3.2 Методические рекомендации по разработке сообщения
Содержимое сообщения представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.
Цель сообщения – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, сообщения могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.
Порядок подготовки сообщения по теме аналогичен последовательности разработанной для подготовки к конспектированию лекции.
После разработки конспекта сообщения по заданной теме, определяются основные моменты, которые необходимо сообщить остальным студентам.
Выступление с сообщением не должно превышать 5...7 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.
Критерии оценки сообщения
1. Соответствие материала содержанию темы;
2. Глубина проработки материала;
3. Логичность и последовательность изложения;
4. Обоснованность и доказательство выводов;
5. Грамотность и полнота использования источников;
6. Наличие примеров.
Оценка «отлично» - учебный материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).
Оценка «хорошо» - по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.
Оценка «удовлетворительно» - студент испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» - сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.
3.3 Методические рекомендации по разработке доклада
Доклад – это вид самостоятельной работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Доклад требует составления плана, подбора источников, систематизации полученных сведений, выводов, обобщения, объем данной работы составляет до 5 страниц печатного текста.
При подготовке доклада необходимо придерживаться определенной последовательности:
1. Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 5).
2. Обработка и систематизация материала, разделение и систематизация материала в необходимой последовательности;
3. Подготовка выводов и обобщений;
4. Разработка плана доклада;
5. Написание доклада;
6. Выступление с результатами доклада.
7. Последний пункт может варьироваться в зависимости от требований преподавателя (доклад может быть письменный и устный).
Критерии оценки доклада
1. Соответствие материала содержанию темы;
2. Глубина проработки материала;
3. Логичность и последовательность изложения;
4. Обоснованность и доказательство выводов;
5. Грамотность и полнота использования источников;
6. Наличие примеров.
Оценка «отлично» ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите доклада: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).
Оценка «хорошо» – основные требования к докладу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
3.4 Методические рекомендации по подготовке реферата
Реферат – это один из самых сложных видов самостоятельной работы с книгой. Подготовка реферата и выступление с его изложением углубляет знания, расширяет кругозор, приучает логически, творчески мыслить, развивать культуру речи.
Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферат - письменная работа объемом 10-15 печатных страницы, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат как и доклад состоит из нескольких частей:
1. Титульный лист (см. приложение А).
2. Содержание (в нем последовательно указываются пункты доклада, страницы, с которых начинается каждый пункт).
3. Введение (формулируется суть рассматриваемой проблемы, обосновывается актуальность и значимость темы в современном мире).
4. Основная часть (основная часть состоит из нескольких разделов, каждый из которых последовательно раскрывает тему реферата, утверждения подтверждаются доказательствами).
5. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме реферата).
6. Список литературы.
Требования к оформлению реферата
Объемы рефератов колеблются от 10…15 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт Times New Roman 14, интервал – 1,5. Таблицы оформляются шрифт Times New Roman 12, интервал – 1. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
Критерии оценки реферата
- знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;
- правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;
- всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
- использование литературных источников; - культура письменного изложения материала;
- культура оформления материалов работы.
Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержа- нии реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
3.5 Методические рекомендации по подготовке презентации
Электронная презентация (видео материалы) – это набор слайдов¸ призванных быстро и эффективно донести до аудитории некоторую информацию. Презентация позволяет дополнять информацию изображениями и спецэффектами. Всё это повышает интерес слушателей представляемой информации и эффективность восприятия. Слушатели непременно хотят увидеть сопроводительные фотографии, четко выполненные схемы, грамотные чертежи. Поэтому одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка презентации.
Включенная в состав офисного пакета Microsoft Office, программа Microsoft Office Power Point является простым в освоении и очень мощным инструментом создания презентаций (с программой создания презентаций студенты знакомятся на уроках «Информатики»).
Вся работа по созданию презентаций организуется в несколько этапов.
1. Сбор и изучение информации по теме.
2. Выделение ключевых понятий.
3. Структурирование текста на отдельные смысловые части.
Объём презентации ограничивается 20 слайдами. Составление сценария презентации предполагает обдумывание содержания каждого слайда, его дизайна. Создание слайдов предполагает внесение текстовой информации, а затем поиск и размещение необходимых иллюстраций, схем, фотографий, графических элементов. Важно обращать внимание на особенности визуального восприятия расположенных на слайде объектов. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются необходимостью их четкого рассмотрения с любого места аудитории, предпочтение отдавать спокойным, не «ядовитым», цветам фона. Иллюстрационные материалы располагают так, чтобы они максимально равномерно заполняли все экранное поле. Текстовой информации должно быть очень немного, желательно использовать приемы выделения значимых терминов, понятий. Анимация не должна быть слишком активной. Лучше совсем отказаться от таких эффектов как побуквенное появление текста, вылеты, вращения, наложения и т.п. Звуковое сопровождение эффектов обычно неуместно. К использованию аудио- и видеофайлов следует относиться достаточно разумно, чтобы не «перегрузить» презентацию излишней информацией и не отвлечься от заявленной темы.
Процедура защиты презентаций организуется в виде конференции. После каждой демонстрации презентации преподаватель предлагает высказать всем желающим свое мнение по содержанию, оформлению, защите мультимедийной работы. Приветствуются вопросы и рассуждения, проясняющие и уточняющие суть представленной проблемы.
Требования к оформлению презентации
При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда. Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда. Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта. Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 22…28, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 20…24, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18…22.
Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.
Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом.
Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.
Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие слушателей перегружается, нарушая концентрацию внимания.
Критерии оценки презентации
Оценка «отлично» ставится, если работа соответствует проблемному вопросу и раскрывает часть основного вопроса; демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов, содержание полностью раскрывает поставленную цель, демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов; предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии); указаны пути решения проблемы; дизайн логичен и очевиден; нет ошибок: не грамматических, не синтаксических, не речевых.
Оценка «хорошо» ставится, если работа соответствует проблемному вопросу; почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы; работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются; содержание раскрывает цель, но с небольшими моментами, которые не уточняются; указаны не все пути решения проблемы; Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. Минимальное количество ошибок.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если работа не совсем соответствует проблемному вопросу; не все важнейшие компоненты работы выполнены; содержание раскрывает цель, но не полностью; пути решения проблемы указаны некорректно; дизайн случайный; есть ошибки, мешающие восприятию.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если содержание не раскрывает цель; работа сделана фрагментарно и демонстрирует минимальное понимание; элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него; много ошибок, делающих материал трудночитаемым.
3.6 Методические рекомендации по составлению таблиц
Таблицы являются удобной формой для отображения информации. Но они выполняют лишь тогда свою цель, когда между строчками и столбцами имеется смысловая связь; с другой стороны, таблицы сложнее обычного текста. Так что применять их имеет смысл лишь там, где они действительно улучшают восприятие материала.
Алгоритм выполнения схемы, таблицы:
1. Подберите необходимый материал, раскрывающий содержание схемы (таблицы).
2. Систематизируйте материал по темам схем (таблиц).
3. Выберите основные схемы (таблицы), которые должны раскрыть суть темы.
4. Выполните схемы (таблицы) стараясь максимально раскрыть суть темы.
5. Внимательно просмотрите схемы (таблицы), исправьте ошибки, и по необходимости дополните схему (таблицу).
Критерии оценки составления таблиц
Оценка «отлично» ставится, если таблица заполнена аккуратно, в полном объеме, информация отобрана верно, приведены правильные примеры.
Оценка «хорошо» ставится, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полная информация по отдельным пунктам таблицы;
Оценка «удовлетворительно» ставится, если таблица выполнена неаккуратно, содержит многочисленные неточности;
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если таблица выполнена небрежно, имеются многочисленные ошибка, информация отобрана неверно.
3.7 Методические рекомендации по подготовке к лабораторно-практическим занятиям
Подготовка к лабораторно-практическим работам, их оформление – данная самостоятельная работа проводится после усвоения лекционного материала. Лабораторно-практические работы составляют значительную часть всего объема аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения.
Полезно до начала выполнения работы составить краткий план решения проблемы (задачи), затем следует продумать обоснование каждого этапа выполнения работы, исходя из теоретических положений учебной дисциплины.
Весь подобранный материал нужно хотя бы один раз прочитать или внимательно просмотреть полностью. По ходу чтения помечаются те места, в которых содержится ответ на вопрос, сформулированный в задании.
После того, как материал для ответов подобран, желательно хотя бы мысленно, а лучше всего устно или же письменно, ответить на все вопросы. В случае, если обнаружится пробел в знаниях, необходимо вновь обратиться к литературным источникам и проработать соответствующий раздел.
Только после того, как преподаватель убедится, что студент хорошо знает необходимый теоретический материал, что его ответы достаточно аргументированы и доказательны, можно считать студента подготовленным к выполнению лабораторно-практических работ.
Критерии оценки по подготовке к лабораторно-практическим занятиям
Оценка «отлично» - выставляется в случае, если студент демонстрирует способность применения теоретических знаний на лабораторно-практическом занятии.
Оценка «хорошо» - выставляется в случае, если студент демонстрирует способность применения теоретических знаний на лабораторно-практическом занятии, но допускает неточности в выполнении практической работы.
Оценка «удовлетворительно» - в случае, если лабораторно-практическая работа не полностью выполнена в соответствии с поставленными задачами.
Оценка «неудовлетворительно - если студент не справляется с поставленной задачей.
4 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1. Подготовка к текущему занятию.
Цель: Научиться работать с учебным материалом, выделять из него главное, систематизировать имеющийся материал.
Выполнение работы.
Предварительно просмотреть материал, проанализировать его, обозначить основные мысли текста.
Ответить на следующие вопросы:
1. Что такое плоскостная разметка?
2. Разметочный и измерительный инструмент и приемы измерения.
3. Приемы плоскостной разметки на металле.
4. Что такое транспортир?
5. Как происходит подготовка деталей к разметке ?
6. Что такое кернер ?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2. Подготовка доклада по теме «Последовательность выполнения работы по правке и резке металла».
Цель: Научиться составлять план, подбирать источники, систематизировать полученные сведения, делать выводы, обобщения. Объем данной работы составляет до 5 страниц печатного текста.
Выполнение работы.
При подготовке доклада необходимо придерживаться определенной последовательности:
1. Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 5).
2. Обработка и систематизация материала, разделение и систематизация материала в необходимой последовательности;
3. Подготовка выводов и обобщений;
4. Разработка плана доклада;
5. Написание доклада;
6. Выступление с результатами доклада.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3. Подготовка к текущему занятию.
Цель: Научиться работать с учебным материалом, выделять из него главное, систематизировать имеющийся материал, строить логические связи изученного материала.
Выполнение работы.
Задание 1. Предварительно просмотреть материал лекции, проанализировать его, обозначить основные мысли текста, выписать схемы соединения обмоток трансформатора, отношение линейных напряжений трехфазного трансформатора.
Ответить на следующие вопросы:
1. Что такое электрическая машина?
2. Классификация электрических машин.
3. Электрическим аппаратом называют
4. Основные определения и классификация электрических аппаратов
5. Требования к электрооборудованию 0,4 кВ
6. Что такое электрическая станция?
7. Что такое приёмник электроэнергии?
8. Классификация приёмников электроэнергии в зависимости от вида энергии.
9. Что такое электрическая сеть?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4. Подготовка реферата или презентации «Аккумуляторные батареи».
Цель: Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, научиться использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения задания.
Выполнение работы.
Проработать имеющийся материал, написать реферат или создать презентацию. Информация должна носить характер уточнения или обобщения, нести новизну, отражать современный взгляд по предложенному вопросу. Оформить реферат письменно, он должен включать элементы наглядности (приведение примеров) и быть выполнен в соответствии с требованиями по оформлению. Презентация позволяет дополнять информацию изображениями и спецэффектами. Количество слайдов в презентации не должно быть менее 10 и более 20 слайдов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5. Подготовка к лабораторной работе.
Цель: Познакомиться с инструкцией по лабораторной работе № 1с целью осознания хода выполнения лабораторной работы и экономии учебного времени во время проведения самой работы.
Выполнение работы.
Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по лабораторной работе № 1, где указать тему и цель работы, схему опыта, краткий ход работы.
Ответить на контрольные вопросы:
1. Что из себя представляет схема электрической проводки квартиры?
2. Какие бывают электрические схемы?
3. В каких единицах измеряется мощность?
4. Как определить потребляемую мощность P?
5. Что такое линейное и фазное напряжение?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6. Подготовка к лабораторной работе.
Цель: Познакомиться с инструкцией по лабораторной работе № 2 с целью осознания хода выполнения лабораторной работы и экономии учебного времени во время проведения самой работы.
Выполнение работы.
Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по лабораторной работе № 2, где указать тему и цель работы, схему опыта, краткий ход работы.
Ответить на контрольные вопросы:
1. В каких единицах измеряется сечение провода?
2. Что нужно знать для правильного выбора провода?
3. Что такое однофазная сеть?
4. Что такое трехфазная сеть?
5. Как рассчитать сечение?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7. Подготовка к лабораторной работе.
Цель: Познакомиться с инструкцией по лабораторной работе № 3 с целью осознания хода выполнения лабораторной работы и экономии учебного времени во время проведения самой работы.
Выполнение работы.
Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по лабораторной работе № 3, где указать тему и цель работы, схему опыта, краткий ход работы.
Ответить на контрольные вопросы:
1. От каких факторов зависит сопротивление линии электропередач?
2. От каких факторов зависит потеря напряжения в проводах?
3. Какими средствами можно снизить потерю напряжения?
4. Почему вечером напряжение в сети ниже чем днем?
5. От чего зависит к,п,д. линии электропередач?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Познакомится с инструкцией по практической работе с целью осознания задачи.
Выполнение работы.
Задание:
Рассчитать и выбрать провода, кабели для магазина со следующими исходными данными
Исходные данные:
Нагрузка
- холодильные камеры 1 шт. 2 кВт
- холодильник 1 кВт
- кондиционер 1,5 кВт
- микроволновая печь 1 кВт
- подсветка витрин 10×10 Вт
- светильники 8 шт. 4×20 Вт
- внешняя подсветка 500 Вт
коэффициент запаса Кз = 1,3
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9. Подготовка реферата или презентации на тему «Виды электро-монтажных работ. Инструменты и приспособления».
Цель: Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, научиться использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения задания.
Выполнение работы.
Проработать имеющийся материал, написать реферат или создать презентацию. Информация должна носить характер уточнения или обобщения, нести новизну, отражать современный взгляд по предложенному вопросу. Оформить реферат письменно, он должен включать элементы наглядности (приведение примеров) и быть выполнен в соответствии с требованиями по оформлению. Презентация позволяет дополнять информацию изображениями и спецэффектами. Количество слайдов в презентации не должно быть менее 10 и более 20 слайдов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10. Подготовка доклада по теме «Пайка соединений. Устройство, назначение, принцип работы, виды паяльников».
Цель: Научиться составлять план, подбирать источники, систематизировать полученные сведения, делать выводы, обобщения. Объем данной работы составляет до 5 страниц печатного текста.
Выполнение работы.
При подготовке доклада необходимо придерживаться определенной последовательности:
7. Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 5).
8. Обработка и систематизация материала, разделение и систематизация материала в необходимой последовательности;
9. Подготовка выводов и обобщений;
10. Разработка плана доклада;
11. Написание доклада;
12. Выступление с результатами доклада.
13. Последний пункт может варьироваться в зависимости от требований преподавателя (доклад может быть письменный и устный).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 11.. Подготовка реферата на тему «Ремонт пускорегулирующей аппаратуры».
Цель: Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, научиться использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения задания.
Выполнение работы.
Проработать имеющийся материал, написать реферат. Информация должна носить характер уточнения или обобщения, нести новизну, отражать современный взгляд по предложенному вопросу. Оформить реферат письменно, он должен включать элементы наглядности (приведение примеров) и быть выполнен в соответствии с требованиями по оформлению.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 12. Подготовка к лабораторной работе.
Цель: Познакомиться с инструкцией по лабораторной работе № 4 с целью осознания хода выполнения лабораторной работы и экономии учебного времени во время проведения самой работы.
Выполнение работы.
Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по лабораторной работе № 4, где указать тему и цель работы, схему опыта, краткий ход работы.
Выполнить следующее задание:
1) Впишите пропущенные слова:
ТРАНСФОРМАТОР - это __________________ электромагнитное устройство, имеющее ________ или более __________________ связанные ___________ и предназначенное для ________________ посредством _____________________ одной системы ____________ тока в другую систему __________ тока.
2) Впишите КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ частей трансформатора:
__________________________________________________________________________________
3) Перечислите МАТЕРИАЛЫ КОНСТРУКЦИИ трансформатора:
магнитопровод ___________________________________________
обмотки_________________________________________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Приобрести навыки решения, познакомится с инструкцией по практической работе с целью осознания задачи.
Выполнение работы.
Задание 1. Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по практической работе № 2, где указать тему и цель работы, а также продумать примерный ход решения задачи. Ответить на контрольные вопросы.
Задание 2. Решить задачу. Пример решения задачи в конспекте урока.
Однофазный трансформатор ОМ-6667/35 работает как понижающий. Пользуясь его техническими данными приведенными в таблице 1, рассчитать: коэффициент трансформации; номинальные токи первичной вторичной обмоток; напряжение на вторичной обмотке U2 при активно-индуктивной нагрузке, составляющей 50% (β=0,5) от номинальной и cosφ2=0,8; к.п.д. при cosφ2–0,9 и нагрузке, составляющей 75% (β=0,75)от номинальной.
Таблица 1
Тип трансформатора |
Sн, |
U1н, |
U2н, |
Р0, |
Рк, |
Uк, |
I0, |
ОМ-6667/35 |
6667 |
35 |
10 |
17 |
53,5 |
8 |
3 |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 14. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Приобрести навыки решения задач, познакомится с инструкцией по практической работе с целью осознания задачи.
Выполнение работы.
Задание 1. Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по практической работе № 3, где указать тему и цель работы, а также продумать примерный ход решения задачи. Ответить на контрольные вопросы.
Задание 2. Решить задачу. Пример решения задачи в конспекте урока.
Трехфазный трансформатор ТС-180/10 включен в сеть напряжением 10000 В. Пользуясь данными, указанными в паспорте (см. таблицу), рассчитать: фазные напряжения, если группа соединения трансформатора Y / Δ - 11; фазный и линейный коэффициенты трансформации; номинальные токи первичной и вторичной обмоток; активные сопротивления обмоток, если при коротком замыкании трансформатора мощности первичной и вторичной обмоток равны; напряжение вторичной обмотки при активно-индуктивной нагрузке, составляющей 75% от номинальной (β=0,75) и cosφ2=0,9; к.п.д. при нагрузке, составляющей 50% (β=0,5) от номинальной и cosφ2=0,8.
Тип транс- |
Sн, |
U1н, |
U2н, |
Р0, |
Рк, |
Uк, |
I0, |
ОМ-6667/35 |
6667 |
35 |
10 |
17 |
53,5 |
8 |
3 |
ТС-180/10 |
180 |
10 |
0,525 |
1,6 |
3 |
5,5 |
4 |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 15. Подготовка к лабораторной работе.
Цель: Познакомиться с инструкцией по лабораторной работе № 5 с целью осознания хода выполнения лабораторной работы и экономии учебного времени во время проведения самой работы.
Выполнение работы.
Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по лабораторной работе № 5, где указать тему и цель работы, схему опыта, краткий ход работы.
Ответить на контрольные вопросы:
1. Способы регулирования частоты вращения двигателя.
2. Пуск двигателя с помощью пускового реостата.
3. Формула ЭДС, тока и частоты вращения, момента на валовые, мощностей Рв, Ра.
4. Как осуществить реверс двигателя?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 16. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Познакомиться с инструкцией по практической работе № 4 с целью осознания хода выполнения практической работы и экономии учебного времени во время проведения самой работы.
Выполнение работы.
Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по практической работе № 4, где указать тему и цель работы, схему опыта, краткий ход работы.
Ответить на контрольные вопросы:
1. Какие наиболее распространенные методы расчета резисторов в цепи якоря?
2. С помощью какого метода можно рассчитать сопротивление дополнительных резисторов при расположении заданной точки в любом квадранте?
3. Какую величину необходимо знать при расчете регулирующих резисторов?
4. Для каких двигателей используется расчет регулирующих резисторов в цепи якоря?
5. Назовите возможные пути определения собственного сопротивления якоря?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 17. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Познакомиться с инструкцией по практической работе № 5 с целью осознания хода выполнения практической работы и экономии учебного времени во время проведения самой работы.
Выполнение работы.
Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по практической работе № 5, где указать тему и цель работы, схему опыта, краткий ход работы.
Ответить на контрольные вопросы:
1. Естественная механическая характеристика ДПТ
2. Исскуственная характеристика ДПТ
3. nном – это
4. В каких еденицах измеряется Номинальный вращающий момент, который развивает электродвигатель
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 18. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Приобрести навыки решения задач, познакомится с инструкцией по практической работе с целью осознания задачи.
Выполнение работы.
Задание 1. Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по практической работе № 6, где указать тему и цель работы, а также продумать примерный ход решения задачи. Ответить на контрольные вопросы.
Задание 2. Решить задачу. Пример решения задачи в конспекте урока.
Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением развивает на выводах номинальное напряжение UНОМ = 220 В и нагружен на сопротивление RH – 2,2 Ом. Сопротивления обмотки якоря RЯ = 0,1 Ом, обмотки возбуждения RВ = 110 Ом. КПД генератора ηг = 0,88.
Определить: 1) токи в нагрузке IH, обмотках якоря IЯ возбуждения IВ; 2) ЭДС генератора Е; 3) полезную мощность Р2 и потребляемую Р1: суммарные потери в генераторе ∑Р, 5) электромагнитную мощность РЭМ, 6) электрические потери в обмотках якоря РЯ и возбуждения Ра.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 19. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Познакомиться с инструкцией по практической работе № 7 с целью осознания хода выполнения практической работы и экономии учебного времени во время проведения самой работы.
Выполнение работы.
Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по практической работе № 7, где указать тему и цель работы, схему опыта, краткий ход работы.
Ответить на контрольные вопросы:
1. Какая характеристика называется механической?
2. Какие характерные точки она имеет?
3. В каких энергетических режимах может работать двигатель и чем это определяется?
4. Что дают построенные механические характеристики?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 20. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Познакомиться с инструкцией по практической работе № 8 с целью осознания хода выполнения практической работы и экономии учебного времени во время проведения самой работы.
Выполнение работы.
Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по практической работе № 8, где указать тему и цель работы, схему опыта, краткий ход работы.
Ответить на контрольные вопросы:
1. Какие требования предъявляют к выбору двигателя?
2. К чему приводит выбор двигателя недостаточной мощности?
3. К чему приводит выбор двигателя с повышенной мощностью?
4. Какие параметры следует учесть при определении номинальной мощности двигателя?
5. Почему следует проверять выбранный двигатель на способность к перегрузке?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 21. Подготовка к текущему занятию.
Цель: Научиться работать с учебным материалом, выделять из него главное, систематизировать имеющийся материал.
Выполнение работы.
Составить конспект.
Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Для того, что составить конспект лекции необходимо придерживаться следующей последовательности:
6. Подобрать необходимую литературу.
7. Проанализировать имеющийся материал: выявить незнакомые термины, определить степень сложности материала.
8. Разбить материал на части, определить последовательность этих частей.
9. Обозначить основные тезисы каждой части.
Оформить конспект в рабочей тетради с указанием темы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 22. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Приобрести навыки решения задач, познакомится с инструкцией по практической работе № 9 с целью осознания задачи.
Выполнение работы.
Задание 1. Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по практической работе № 9, где указать тему и цель работы, а также продумать примерный ход решения задачи. Ответить на контрольные вопросы.
Задание 2. Решить задачу. Пример решения задачи в конспекте урока.
Произвести расчет мостового выпрямителя (рис. 1), если заданы:
– выпрямленное напряжение Ud = 35 В;
– ток нагрузки Id = 500 мА;
– напряжение и частота сетевого напряжения U1 = 127 В; f = 50 Гц.
Рисунок 1. Мостовая схема выпрямителя с C-фильтром
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 23. Подготовка к текущему занятию.
Цель: Научиться работать с учебным материалом, выделять из него главное, систематизировать имеющийся материал.
Выполнение работы.
Подготовить сообщение.
Цель сообщения – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, сообщения могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.
Порядок подготовки сообщения по теме аналогичен последовательности разработанной для подготовки к конспектированию лекции.
После разработки конспекта сообщения по заданной теме, определяются основные моменты, которые необходимо сообщить остальным студентам.
Выступление с сообщением не должно превышать 5...7 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 24. Подготовка к практическому занятию.
Цель: Научиться рассчитывать мощность стабилизатора для своей квартиры.
Выполнение работы.
Задание 1. Внимательно почитать и осмыслить теоретическое обоснование. Оформить индивидуальный отчет по практической работе № 10, где указать тему и цель работы, а также продумать примерный ход решения задачи. Ответить на контрольные вопросы.
Задание 2. Решить задачу. Пример решения задачи в конспекте урока.
Например, необходимо рассчитать мощность стабилизатора для помещения, где в стационарном режиме эксплуатируется телевизор (100 Вт), холодильник (200 Вт), кондиционер (1,5 кВт), компьютер (150 Вт) и освещение общей мощностью (300 Вт). Здесь нужно учитывать, что и холодильник, и кондиционер при старте потребляют гораздо большую мощность, нежели в обычном режиме работы. Следовательно, расчет суммарной мощности будет выглядеть следующим образом
100+200*5+1500*2+150+300 = 4550 (Вт)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. В 2 книгах Книга 1;2 – издательство «Академия». 2009
2. Коломиец А.П.Устройство, ремонт и обслуживание электрооборудования в промышленном производстве / А.П. Коломиец, Г.П. Ерошенко, В.М. Расторгуев и др. – М. Издательский центр «Академия». 2003
3. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий/ Ю.Д.Сибикин, М.Ю. Сибикин: М. Издательство «Академия». 2010
4. Золотарев П.А. Учебная производственная практика учащихся в электромашино-строительных техникумах: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 2009.- 335с.: ил.
Дополнительные источники:
1. А.В. Исаев. Теоретическое пособие по дисциплине «Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования"», ГКПТЭ, 2016.
2. А.В. Исаев Инструктивно-методические материалы по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования"», ГКПТЭ, 2016.
3. А.В.Исаев Методические материалы по выполнению практических работ по дисциплине «Выполнение работ по профессии "Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования"», ГКПТЭ, 2016.
Информационные ресурсы:
Интернет-Ресурсы:http://www.professionalsamara.ru/services/education/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Перечень экзаменационных вопросов
по МДК 04.01 «Выполнение работ по профессии ”Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования”»
1. Разметка плоскостная. Разметка осевых линий.
2. Электрическая сеть.
3. Кернение. Разметка контуров деталей с отсчетом размеров от кромки заготовки и от осевых линии.
4. Электрическая установка.
5. Разрезание металла различных видов по разметке и без нее.
6. Действующая электроустановка.
7. Опиливание плоских поверхностей, сопряженных под различными углами, с проверкой угольником и линейкой.
8. Основные сведения по технике безопасности: на какие напряжения разделяются электроустановки по условиям электробезопасности.
9. Электропроводки. Монтаж электропроводок и электроустановок.
10. Капитальный и текущий ремонт электрооборудования.
11. Электромонтажные материалы и изделия.
12. Должностная инструкция по каждому рабочему месту.
13. Классификация, применение выпрямителей.
14. Основные сведения по технике безопасности: помещения с повышенной опасностью.
15. Механизмы, инструменты и приспособления для монтажа электропроводок.
16. Особо опасные помещения.
17. Открытые беструбные проводки.
18. Помещения без повышенной опасности.
19. Электропроводки в трубах.
20. Защитное заземление.
21. Ремонт, сборка и монтаж электрической части машин постоянного тока.
22. Прокладка кабельных линий.
23. Основные сведения по технике безопасности: технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.
24. Неисправности в электропроводке.
25. Характерные неисправности измерительных и силовых трансформаторов, последовательность разборки трансформаторов.
26. Монтаж основного оборудования осветительных электроустановок.
27. Виды заземлений.
28. Монтаж соединительных муфт.
29. Принцип действия защитного заземления.
30. Выбор сечений проводов и кабелей по допустимой потере напряжения.
31. Какое оборудование нужно заземлять.
32. Основные приемы и способы выполнения электромонтажных работ.
33. Какое оборудование не заземляется.
34. Инструменты и приспособления при выполнении электромонтажных работ.
35. Виды заземлителей.
36. Пайка, назначение, принцип , виды паяльников.
37. Нулевой провод. Требования предъявляемые к нему.
38. Выбор припоя и флюса для пайки медных жил.
39. Категории работ, выполняемые в электроустановках, в отношении мер безопасности.
40. Виды и причины повреждений пускорегулирующей аппаратуры, последовательность ремонтных работ.
41. Организационные мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности работ в электроустановках.
42. Последовательность операций при ремонте, сборке и монтажу магнитных пускателей и контакторов.
43. Основные сведения по технике безопасности: наряд, работы ,выполняемые по наряду.
44. Электрооборудование. Классификация, общее устройство.
2. Распоряжение, работы выполняемые по распоряжению.
45. Технические требования, предъявляемые к электрооборудованию.
46. Лица, ответственные за безопасное выполнение работ.
47. Аккумуляторные батареи.
48. Назначение, классификация, применение стабилизаторов.
49. Основные электрозащитные средства, применяемые в электроустановках напряжением до 1000 В.
50. Назначение выпрямителей.
51. Основные сведения по технике безопасности: дополнительные электрозащитные средства, применяемые в электроустановках напряжением до 1000 В.
52. Ремонт, сборка и монтаж электрической части машин переменного тока..
53. Указатели напряжения и требования, предъявляемые к ним.
54. Генераторы. Устройство. Конструкция, принцип действия, характеристики.
55. Организационные мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности работ в электроустановках.
56. Выбор по мощности бытовой электростанции.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Пример оформления титульного листа доклада (реферата)
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.