Методические рекомендации
к самостоятельной работе по дисциплине "ХИМИЯ"
для специальности 120714 "Земельно-имущественные отношения"
Составитель Шайкенова О.В.
Тольятти 2023
Самостоятельная работа студентов по дисциплине химия для специальности 120714 "Земельно-имущественные отношения" - 26 часов. Выполняется в форме реферата по темам, которые закрепляется за студентом, согласно списочного состава группы и в форме подготовки к письменной контрольной работе, а так же к зачету.
Реферат
— письменная работа объемом 10-18
печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной
недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное
изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких
книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные
фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации
(публикациях).
Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее
существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от
студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по
рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам
студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.
В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения.
Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или
описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени
автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно
четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
Функции
реферата: информативная
(ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная
коммуникативная.
Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных
качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью,
краткостью, ясностью и простотой.
Структура реферата
1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)
2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
3. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
7. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (Приложение 3).
Этапы работы над рефератом
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;
3. Устное сообщение по теме реферата.
Подготовительный
этап работы
Формулировка темы
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в
концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как
предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над
рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему,
скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент,
только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать
ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского
мышления).
Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала
предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному
предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо
вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями
(обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце
тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами
библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и
отмечая библиотечный шифр).
Работа с источниками.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е.
просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении
закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного
изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший
способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется
изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения.
Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на
предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме)
требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала.
Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных
аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис
из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят
проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный
характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное
чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и
тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и
делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих
основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на
одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок
межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования).
Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на
источник (автор, название, выходные данные, № страницы).
По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к
созданию текста реферата.
Создание текста
Общие
требования к тексту.
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен
раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к
теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы;
связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных
компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты -
рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и
фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли
извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка,
выдвигаются различные предположения.
План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться
определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок
расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо
формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста
и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации -
строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться
данной схемы.
Требования к введению.
Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать
читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется
практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее
констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются
положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор
источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов,
сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и
задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.
Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее
значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются
основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются
гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога.
Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать
позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать,
кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического
заимствования материала из чужих трудов - компиляции.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что
отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части
может быть составлен с использованием различных методов группировки материала:
классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические
исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение
Заключение — последняя часть
научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты,
представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут
намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему
сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут
две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы.
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком
используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с
указанием выходных данных использованных книг.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата
Объемы
рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной
стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля
размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал -
1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте
должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в
плане-оглавлении. (Подробнее об этом смотрите в Приложении 2).
При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например,
таких:
· поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,
· в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,
· дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.
Об
особенностях языкового стиля реферата
Для написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие
конструкции: Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Остановимся прежде на анализе последней.
Эта деятельность может быть определена как…
С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Рассматриваемая форма…
Ясно,что…
Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…
Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
Логика рассуждения приводит к следующему…
Как хорошо известно…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …
Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в
научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними
оказываются главные предложения, основное значение которых формируется
глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части
сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:
Не следует писать |
Следует писать |
Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев… |
Таким образом, в ряде случаев… |
Имеющиеся данные показывают, что… |
По имеющимся данным |
Представляет собой |
Представляет |
Для того чтобы |
Чтобы |
Сближаются между собой |
Сближаются |
Из таблицы 1 ясно, что… |
Согласно таблице 1. |
Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.
- Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.
В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой,
названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный,
известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает,
рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных,
существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)
- Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.
Варианты переходных конструкций:
· Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...
· Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...
· Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...
- Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу
· В заключение можно сказать, что...
· На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...
· Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...
При
реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол
настоящего времени несовершенного вида.
Группы глаголов, употребляемые при реферировании.
1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что);
останавливается (на чем), говорит (о чем).
Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых,
во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме
того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или
экспериментального материала в статье:
Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.
Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует,
констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых
автором:
(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о
чем).
4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при
характеристике авторами события, положения и т.п.:
Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего;
изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты,
высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и
т.д.):
Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что;
базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ...
что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет
... что чему.
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально)
останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается
... к чему.
Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает,
концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:
Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает,
суммирует ... что. Можно сделать вывод...
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического,
критического характера:
- передающие позитивное отношение автора:
Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять
на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому;
убеждать ... в чем, кого.
- передающие негативное отношение автора:
Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать,
опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике,
сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать;
обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов),
обличать, разоблачать, бичевать.
При проверке реферата преподавателем оцениваются:
1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).
3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).
4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).
5. Использование литературных источников.
6. Культура письменного изложения материала.
7. Культура оформления материалов работы.
Объективность
оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон
работы. Рецензент оценивает работу по традиционной 5-балльной шкале, могут быть
отдельно оценены разные компоненты работы, однако завершается оценивание
рецензента одной итоговой оценкой.
Приложение 1
Оформление титульного листа
ОАНО ВПО «Волжский университет имени В.Н.Татищева» (институт)
Факультет_______________________________________
Кафедра_________________________________________
Реферат
на тему: _________________________________________
____________________________________________
Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),
номер группы,
Научный
руководитель
должность, звание, Ф.И.О.
Тольятти
200____год
Приложение 2
Обязательные требования к оформлению реферата.
Перечисленные требования являются обязательными для получения высшей отметки (баллов)
1. Абзац включает в себя не менее 3-х предложений.
2. Название каждой главы начинается с новой страницы, объем главы не может быть меньше 5 страниц.
3. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы.
4. Каждая цитата, каждый рисунок или график, каждая формула, каждый расчет должны иметь сноску. Если рисунок или расчет являются авторскими, тогда это необходимо отразить в тексте сноски.
5.
Сноска может быть сделана двумя
способами:
— традиционный вариант (через «вставка / сноска»)
— «построчная» способом [5.210], где первая цифра означает порядковый номер
источника из списка литература, а вторая - номер страницы.
6. Работа предоставляется как в рукописном виде (почерк читаемый, т.е. разборчивый), так и в напечатанном виде через 1.5 интервала. Размер шрифта - 12-14. Вся работа должна быть напечатана в одном виде шрифта, если это не смысловое выделение по тексту.
7. Сносок должно быть не меньше, чем источников литературы.
Приложение № 3
Оформление списка литературы
Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:
1. Законы, постановления правительства.
2. Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.
3. Специальная литература.
4. Периодические издания.
При составлении списка использованной литературы указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы (от и до). Литературные источники должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в случае, если количество авторов более трех - по названию книги, остальные материалы в хронологическом порядке.
Сначала должны быть указаны источники на русском языке, затем на иностранном.
Темы для реферата
1. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово).
2. Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.
3. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
4. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.
5. Полярность связи и полярность молекулы.
6. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация.
7. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы.
8. Минералы и горные породы как природные смеси.
9. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция.
10. Синерезис.Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты.
11. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.
12. Едкие щелочи, их использование в промышленности.
13. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве.
14. Гипс и алебастр, гипсование.
15. Понятие о рН раствора.
16. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.
17. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия.
18. Практическое применение электролиза.
19. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Производство аммиака: сырье, аппаратура, технология.
20. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. З
21. ависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам.
22. Способы защиты металлов от коррозии.
23. Производство чугуна и стали.
24. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.
25. Силикатная промышленность.
26. Производство серной кислоты.
27. Реакции окисления и восстановления органических веществ.
28. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.
29. Классификация и назначение каучуков.
30. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.
31. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом.
32. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.Понятие об экстракции.
33. Восстановление нитробензола в анилин.
34. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола.
35. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка.
36. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.
37. Коксохимическое производство и его продукция.
38. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.
39. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу.
40. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).
41. Молочнокислое брожение глюкозы.
42. Кисломолочные продукты.
43. Силосование кормов.
44. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.
45. Сообщения о белках, их свойствах и применении
46. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Промышленное производство химических волокон.
Темы для подготовки к письменной контрольной работе 1 семестр
1. Научные методы познания веществ и химических явлений.
2. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
3. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ.
4. Химические знаки и формулы.
5. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Стехиометрия.
6. Закон сохранения массы веществ.
7. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры.
8. Закон Авогадро и следствия.
9. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона.
10. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
11. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.
12. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали.
13. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
14. Современная формулировка периодического закона. З
15. начение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
16. Ионная, ковалентная химическая связь Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления.
17. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения.
18. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки.
19. Ионные кристаллические решетки.
20. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
21. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи.
22. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки.
23. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
24. Модель кристаллической решетки хлорида натрия.
25. Вода как растворитель. Растворимость веществ.
26. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы.
27. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.
28. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.
29. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи.
30. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
31. Основные положения теории электролитической диссоциации.
32. Кислоты, основания и соли как электролиты.
33. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам.
34. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
35. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
36. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам.
37. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований.
38. Основные способы получения оснований. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные.
39. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Химические реакции Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
40. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
41. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов.
42. Получение оксидов. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.
43. .Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление.
44. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
45. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам.
46. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов.
47. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
48. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
49. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая.
50. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды.
51. Классификация коррозии металлов по различным признакам.
52. Способы защиты металлов от коррозии.
53. Производство чугуна и стали.
Вопросы для подготовки к зачету 2 семестр
1. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность.
2. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры.
3. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
4. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование.
5. Применение алканов на основе свойств.
6. Горение метана, отношение метана к растворам перманганата калия и бромной воде.
7. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов.
8. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.
9. Применение этилена на основе свойств.
10. Получение и свойства этилена. Горение этилена, отношение этилена к растворам перманганата калия и бромной воде.
11. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями.
12. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.
13. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
14. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация.
15. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.
16. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование).
17. Применение бензола на основе свойств.
18. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
19. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
20. Понятие об экстракции.
21. Восстановление нитробензола в анилин.
22. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Основные направления промышленной переработки природного газа.
23. Попутный нефтяной газ, его переработка.
24. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг.
25. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.
26. Коксохимическое производство и его продукция.
27. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.
28. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
29. Применение этанола на основе свойств.
30. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
31. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
32. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.
33. Применение фенола на основе свойств.
34. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная.
35. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт.
36. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.
37. Применение формальдегида на основе его свойств.
38. Понятие о карбоновых кислотах.
39. Карбоксильная группа как функциональная.
40. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот.
41. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.
42. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации.
43. Применение уксусной кислоты на основе свойств.
44. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
45. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
46. Получение сложных эфиров реакцией этерификации.
47. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров.
48. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров.
49. Применение жиров на основе свойств мыла.
50. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.
51. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение.
52. Применение глюкозы на основе свойств.
53. Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
54. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
55. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II).
56. Качественная реакция на крахмал.
57. Реакция серебряного зеркала.
58. Качественная реакция на крахмал.
59. Первичная, вторичная, третичная структуры белков.
60. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.
61. Биологические функции белков. Белки и полисахариды как биополимеры.
62. Пластмассы.
63. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации.
64. Термопластичные и термореактивные пластмассы.
Список литературы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Ерохин Ю.М. Химия. Учебник для студентов СПО .-М.: Издательский центр «Академия»,2003.-384 с.
2. Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по -М.: Издательский центр «Академия»,2005.
3. Ерохин Ю.М. Химия. Учебник для СПО. .-М.: Издательский центр «Мастерство»,2005.-384 с.
4. Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по -М.: Издательский центр «Академия»,2003.
5. Габриелян О.С. Химия. Учебник для спо. Издательский центр «Академия».2011г. – 335 с.
6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия в тестах, задачах и упражнениях Учебное пособие для спо. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 222 с.
7. Ерохин Ю.М. Химия. Учебник для СПО. .-М.: Издательский центр «Мастерство»,2002.-380 с.
8. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.Химия: Органическая химия. Учебник для 10 кл., М.: ПРосвещение,2007-192 с.
Дополнительная литература:
9. Основы аналитической химии. Учебник для вузов. Ю.А. Золотов и др. – М.: Высш.шк.2002.-351 с.10. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Химия в тестах, задачах и упражнениях. Издательский центр «Академия»., 2010.
10. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. Издательский центр «Академия», 2009.
11. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии. Издательский центр «Академия», 2009.
12. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
13.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
14.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
15.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
16.Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
17. Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
18.Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры
ОГ и ПД
Протокол № от 20 года
Заведующий кафедрой ___________О.В.Шайкенова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.